Как сделать кластер по географии

Обновлено: 07.07.2024

В центре классной доски или большого листа
бумаги записываем ключевое слово (предложение)
Далее предлагаем учащимся высказывать слова
или словосочетания, которые, на их взгляд,
связаны с данной темой.
По мере поступление идей записываем их на доске
(листе бумаги).
Затем устанавливаем совместно подходящие связи
между понятиями и идеями.

9. Правила оформления кластера на уроке

1.
2.
3.
4.
Не бояться записывать все, что приходит на
ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время
или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше
связей.
Не следовать по заранее определенному
плану

Формы работы с кластерами
Самостоятельно при выполнении домашней работы
- Самостоятельно на практическом занятии
- В составе малой группы с последующим конкурсом на
лучший кластер, составленный по заданному
преподавателем главному термину
- В составе учебной группы при участии преподавателя,
выступающего в качестве ведущего, помогающего группе
составить кластер
- При выполнении контрольного задания на составление
кластера, написание рассказа по кластеру или
определение термина (терминов) неполного кластера.
-

11. Способы работы учащихся с кластерами:

Составление нового кластера.
Составление краткого рассказа по готовому кластеру
с использованием слов, входящих в состав кластера.
Коррекция и совершенствование готового кластера.
Анализ и завершение неполного кластера:
Без указания главного термина, с которого
начинается кластер, и определение этого главного
термина;
Без указания одного или нескольких терминов
кластера и определение этих терминов.

На современном этапе, в связи с новыми требованиями к процессу обучения, некоторые методы обучения устарели. Их результат не соответствует требованиям постоянно развивающегося общества. Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. На на.

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор Пахомов А.А.
Дата 26.01.2015
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

© Е.Ф.Сложеникина, старший преподаватель кафедры химии, географии и методик их преподавания ПГСГА;

© А.А.Пахомов, учитель географии ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая технология формирования у учащихся системно-деятельностного подхода к обучению. Данная статья ставит перед собой задачу определить возможности урока географии с использованием кластерного подхода, который способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: кластер, педагогическая технология, структура.

"The use of cluster geography lessons"

© E.F.Slozhenikina, senior lecturer in chemistry, geography and their teaching methods;

© A.A.Pahomov, geography teacher GBOU urban village school № 2 Ust- Kinel (Russia)

Abstract: This article discusses the formation of educational technology students systemically - active approach to learning. This article aims to identify opportunities for geography lesson using the cluster approach, which promotes the formation of universal learning activities of students.

Keywords: cluster, educational technology, structure.

На современном этапе, в связи с новыми требованиями к процессу обучения, некоторые методы обучения устарели. Их результат не соответствует требованиям постоянно развивающегося общества. Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания.

Кластер - педагогическая технология, которая способствует развитию вариантности мышления, учит устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прежде, чем приступить к изучению какого-либо объекта, явления, необходимо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего, по ходу приобретения новых сведений, совершенствовать эту модель.

В основном применение данной технологии дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме.

Данная технология универсальна. Она может применяться на стадии вызова - для систематизации имеющейся информации, выявления пробелов в определенной области знаний. На стадии осмысления - фиксирует фрагменты новой информации. На стадии рефлексии - происходит группировка понятий, установление логических связей.

выделить главную, ключевую тему изучения материала;

самостоятельная домашней работа;

самостоятельная работа при выполнении практического задания:

работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер;

работа в составе учебной группы при участии преподавателя;

Последовательность действий при составлении кластера следующая:

1 этап. В центре, на развороте тетрадного листа, записывается ключевое слово, которое является темой, разделом.

3 этап. Каждый подраздел изучается на отдельном уроке. Графическое заполнение схемы продолжается: записываются или зарисовываются ассоциируемые понятия учащихся, но уже связанные с темой подраздела.

4 этап. По мере записи, появившиеся понятия одного подраздела соединяются прямыми линиями с понятиями другого подраздела. Таким образом, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю отследить понимание темы;

для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями;

2.Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с данной темой. Преподаватель из всего предложенного выделяет подразделы. Если они названы не будут, то можно задать наводящий вопрос по теме.

4. Выделив подразделы, учащиеся автоматически знакомятся с тем, что они будут изучать в ближайшие уроки.

5. В дальнейшем после изучения каждого подраздела, учащиеся сами пишут идеи и понятия, относящиеся к подразделу.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к урокам, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в чувство собственного достоинства, дают учащимся ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. На современном этапе в процессе обучения важно не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Герасимова Т.П. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 2-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 105 с.

Дмитриева Л.М. Уроки географии в 6 классе [Текст] / Л.М. Дмитриева. - М.: Дрофа, 2007. - 108 с.

Кластерный анализ - это принцип географического районирования территории на основе определенных природных и социально-экономических характеристик, показателей в целях проведения исследований, построение зон охвата и последующей разработки концепции девелоперских проектов, а также проведения оценки объектов недвижимости.

Кластерный анализ Москвы

Что такое кластер

К первым можно отнести леса, водные объекты, рельеф, ко вторым - железные дороги, промышленные зоны, автомагистрали.

Таким образом, кластер может характеризоваться также и единым историческим геоэтникосоциальным ландшафтом.

Но, конечно, для этого на территории связки должно быть все: рабочие места, всевозможные магазины и торговые центры, детские и образовательные учреждения, медицинские центры, предприятия службы быта, возможности для отдыха, развлечений и занятий спортом и многое другое.

Принципы деления на кластеры

Минимальный кластер – это городской квартал. Внутри каждого квартала, как правило, есть продовольственный магазин, школа, детский сад, аптека, пара овощных киосков. И уж конечно, никакая домохозяйка не станет тратить время и нервы, перебегая оживленную широкую магистраль, лишь для того, чтобы купить пакет молока за три квартала от своего дома. При этом поездка в торговый центр за бытовой техникой покажется ей вполне логичной. Но опять же – в соседний район, а не на другой конец Москвы.

Таким образом, видно, что от правильного определения размера кластера и его границ во многом зависит успех проекта.

По значимости потенциальные границы связок подразделяются на три категории.

Первая – естественные водные преграды, лесные массивы, а также радиальные железнодорожные ветки, ведущие от столичных вокзалов за пределы города. Все это – самые труднопреодолимые препятствия. Возможность быстрого переезда на другую сторону реки или железной дороги полностью зависит от количества мостов (путепроводов) и их пропускной способности. А через озеро или лесопарковую зону вообще не проходит никаких дорог.

Кластерный анализ

Весь комплекс исследований для каждого проекта проводится именно в кластере. При более глобальном проекте – соседние кластеры или даже мегакластеры. В каждом определяется плотность и качество жилой застройки, социально-демографический состав жителей, их уровень доходов и потребительские предпочтения, структуру расходов, автомобильный и пешеходный трафик, транспортная доступность, наличие в данной связке аналогичных объектов, городская инфраструктура.

Кроме того, обязательным является изучение перспективного развития данной связки. В частности, какие аналогичные проекты в будущем должны выйти на рынок или какие изменения произойдут в жилом секторе.

К примеру, по соседству в скором времени будет построен такой же бизнес-центр, но с более выгодным местоположением относительно метро. Или жителей окрестных домов отселяют и начинают строить элитный жилой комплекс. Понятно, что в этом случае супермаркет эконом-класса вряд ли будет востребован.

При оценке объектов недвижимости аналоги подбираются в первую очередь именно в кластере. Чем больше информации будет получено об анализируемом участке и кластере, в котором он находится, тем выше шанс, что девелопер успешно справится со своей задачей.

Необходимо заметить, что границы кластера не вечны. Строительство новой дороги или моста, реформация промзоны могут изменить границы кластера или объединить две в одну.

Презентация на тему Графические способы представления информации на уроках географии. Кластеры., предмет презентации: География. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 15 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Графические способы представления информации и ФГОС. Кластер В условиях перехода на ФГОС перед учителями ставятся

Графические способы представления информации и ФГОС. Кластер

В условиях перехода на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий и компетенций. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Графические способы представления информации обеспечивают деятельностный подход к обучению, формируют универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия. Графическое представление материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Одним из графических способов представления информации, который может быть эффективно использован на уроках географии является кластер.



Данный педагогический метод (кластеры) относится к технологиям критического мышления, наряду с синквейном, фишбоун и прочими.

Данный педагогический метод (кластеры) относится к технологиям критического мышления, наряду с синквейном, фишбоун и прочими.

Кластер – это также приём, позволяющий систематизировать информацию.

Кластер – это также приём, позволяющий систематизировать информацию.

Последовательность действий при составлении кластера следующая:1 этап.В центре, на развороте тетрадного листа, записывается ключевое слово, которое является

Последовательность действий при составлении кластера следующая:

- самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю отследить понимание темы;
- для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями;
- использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности учеников.

Способы работы учащихся с кластерами:- Составление нового кластера.- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов,

Способы работы учащихся с кластерами:

- Составление нового кластера.
- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
- Коррекция и совершенствование готового кластера.
- Анализ и завершение неполного кластера:
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Кластеры на уроках географии

Тема: Мировой океан. Части Мирового океана. 6 классПосле изучения всех частей мирового океана составляется кластер, который должен

Тема: Мировой океан. Части Мирового океана. 6 класс

После изучения всех частей мирового океана составляется кластер, который должен включать следующие части:
материки,
острова,
полуострова,
океаны,
моря,
заливы,
проливы,
фьорды,
лиманы,
лагуны и так далее.






Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

кластер что это такое в школе

Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер – что это такое в школе?

Кластер как метод критического мышления

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

 кластер примеры в начальной школе

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

кластер примеры

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

образовательный кластер

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

прием кластер в начальной школе

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

кластер на тему

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации

составление кластера в начальной школе

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Итог урока – анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это обобщение полученных знаний.

кластер по истории

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Читайте также: