Как сделать кгн

Обновлено: 05.07.2024

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 1.5 – 2 лет жизни

Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания. Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения.

Обучение навыкам личной гигиены осуществляется со знакомства с основными предметами: носовые платки, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, мыло, мочалка для тела, детская расческа с тупыми зубчиками, полотенце для лица и рук, полотенце для ног, щеточка для мытья ногтей.

Гигиеническое воспитание ребенка на втором году жизни направлено на воспитание определенных гигиенических навыков:

  • обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи после каждого загрязнения;
  • утренние умывание и после каждого загрязнения;
  • обязательные водные процедуры перед ночным сном, а в летний период и перед дневным сном;
  • мыться с помощью мыла и мочалки (через каждые два дня);
  • подмываться перед сном и после, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после каждого приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • самостоятельно пользоваться носовым платком в помещении и на прогулке (с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора-двух лет);

С 1 года 2 месяцев приучаем самостоятельно:

  • есть разнообразную пищу;
  • пользоваться салфеткой после еды вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию;
  • пользоваться горшком

Начинаем наш урок.

Это что стоит ? Горшок!

Раз – два – три – четыре – пять.

Будем мы штаны снимать!

Знают все детишки:

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем как надо

Мама будет очень рада

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок должен уметь:

  • самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями;
  • взрослый при необходимости докармливает ребенка

В возрасте 1 год 9 месяцев ребенок может самостоятельно:

  • снимать ботинки, туфли, колготки, носки;
  • взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность

В возрасте 2-х лет ребенок может частично самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях.

Закрепляем умение мыть руки.

Перед процедурой нужно:

  • завернуть рукава одежды ребенка;
  • проверить температуру воды ребенок подносит руки под струю воды;
  • берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга;
  • смывает мыло под струей воды;
  • малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.

Все действия сопровождаются разговором

Приучаем знать свое полотенце.

Предметы личной гигиены ребенка лучше всего подбирать ярких и красочных оттенков, это будет способствовать запоминанию их ребенком. Например, в год ребенок знает, где висит его полотенце нарисованным ярким сказочным персонажем. Именно правильная организация условий для проведения той или иной гигиенической процедуры побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.

Учим пользоваться носовым платком

  • знать назначение носового платка;
  • самостоятельно брать и побуждать его к использованию ( при необходимости обращаться за помощью);
  • постепенно формировать умение разворачивать платок

Взрослым на заметку…

Необходимо установить контроль за невыполнением гигиенических процедур ребенком, обязательно объяснить их необходимость и значение. Очень важно помочь ребенку усвоить эти навыки в первое время. Любую из гигиенических процедур, совместно проводимых с ребенком, необходимо делать очень аккуратно, стараясь не испугать его или вызвать неприятных ощущений. Кроме того, никогда не следует оставлять ребенка без присмотра во время проведения им гигиенических процедур.

Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей, побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия. Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе. Правильно вырабатывать культурно – гигиенические привычки у ребенка родителям помогут терпение, постоянность.

Цель игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках – щетку и пр.

Цель игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости – куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

— поздороваться, когда приходишь в гости;

— без приглашения не входить в комнату;

— дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

— за столом не шуметь, не брать пищу руками;

— приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

— не перебивать друг друга;

— пользоваться приборами и салфеткой во время еды;

— придвигать и отодвигать стул неслышно;

— после еды не забыть поблагодарить именинника;

— перед уходом попрощаться;

— когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Цель игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Оборудование: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Цель игры. Формировать в игровой форме культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.

Оборудование. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка.

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

— промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);

— очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

— положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

— поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

— после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье – варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити.

Цель. Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно, одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Материал: кукла, коробка с одеждой.

Ход игры: перед детьми сидит кукла Катя. На столе красивая коробка с вещами. Воспитатель говорит и показывает: - В коробке Катина одежда. Достает пальто и говорит: - Это пальто. Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют). Воспитатель достает шапочку: - На, Катя, шапочку. Ее надевают на голову.

Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку. Воспитатель: - Сначала наденем кофточку. Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто. Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит, как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей. Кукла с детьми идет гулять.

Цель: учить отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). Развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать опрятность. Использовать потешку для расширения словаря.

Материал: кукла, петушок, расческа.

Ход игры: на столе у воспитателя сидит кукла в красивом платье, петушок и лежит расческа. – Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Она сама не может причесаться. Давайте ей поможем. Чтобы причесать куклу нам нужен гребешок (расческа). Давайте попросим его у Петушка.

Воспитатель читает потешку:

Подари свой гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу –

Я кудряшки причешу.

Петушок дарит детям расческу. Дети поочередно подходят и пытаются причесать куклу. Воспитатель помогает. Педагог читает потешку еще раз и предлагает причесать кого-нибудь из детей. Воспитатель показывает детям красивую причесанную куклу. Дети показывают Петушку, как они причесались сами его гребешком и причесали куклу. Воспитатель, кукла и дети благодарят Петушка и просят его остаться поиграть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Педагогический проект по формированию

культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей раннего возраста

Автор: Алиева А.В.


Актуальность и выявление проблемы……………………………………. 3

Цель, задачи педагогического проекта………………………………….. .4

Формы работы с родителями……………………………………………. 7

Этапы реализации проекта…………………………………………………7

Схема реализации проекта…………………………………………….….. .7

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков………………………………………………………………….…. 8

Взаимодействие с родителями ………………..……………………….…18

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………… 18

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов…………………………………………………………………21

Список используемых источников……………………………………….22

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Задачи проекта:

Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)

Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)

Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

СИСТЕМА РАБОТЫ

Тип проекта: долгосрочный, игровой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018г.

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:

здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:

личный пример работников детского сада, родителей;

использование художественной литературы, фольклора;

схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

(2 КЛАСС, ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)

Пояснительная записка

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Обучающиеся, поступившие во 2 класс, коррекционной школы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Маллер А.Р. Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.

- развивающие:

способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания.

- воспитывающие:

помочь повышению уровня навыков личной гигиены младшим школьникам.

Условия реализация программы

Производители кабельной продукции выпускают множество сертифицированных изделий, которые в основном классифицируются по способу предназначения.

Так, силовой кабель КГН имеет узкую спецификацию и преимущественно используется для коммутации передвижных электрических установок. Например, трансформаторов и генераторов, которые перемещаются на специальных самоходных роликах или рельсах. КГН, по сути, является модификацией обычного гибкого кабеля КГ, сконструированного из медных жил. Главное отличие КГН от КГ – собственная сфера применения.

Применение кабеля

Первоначально данный провод производился специально для речных и морских судов, а также военных кораблей. Вместо привычной для многих кабельных изделий поливинилхлоридной оболочки здесь применяется резиновая изоляция. Это позволяет повысить устойчивость кабеля к повышенной влаге, содержанию соли, маслам, химическим реагентам и другим агрессивным веществам. Главным минусом КГН считается повышенная уязвимость к ультрафиолетовым солнечным лучам. При продолжительном воздействии резина становится более твердой, теряет гибкость и вскоре начинает разлагаться.

Расшифровка и конструкционные характеристики

Маркировка любого кабельного изделия основывается на материалах изготовления, условиях использования и технико-эксплуатационных характеристиках. В случае с КГН при расшифровке получаем следующий результат:

  • К – силовой кабель;
  • Г – гибкий;
  • Н – наиритовая резина (внешняя изоляция).

Наиритовая резина знакома многим под другим названием – вулканизированный каучук. При вулканизации используют окиси цинка и магния, а главным преимуществом изделия является высокая устойчивость к воздействию многих реагентов, включая растворители, продукты нефтепереработки, кислоты, растительные или минеральные масла. Дополнительные плюсы наиритовой резины – повышенная прочность и сопротивляемость механическому истиранию. Даже в случае нагрева до 95 гр. Цельсия внешняя оболочка сохраняет свои положительные качества и не поддерживает горения.

Проводник с наиритовой изоляцией

При маркировке кабеля после КГН может стоять дефис и еще несколько букв, которые указывают на климатическое исполнение. Провод КГН-Т успешно эксплуатируется в тропических условиях, поскольку может справляться с воздействием плесневелых грибов. Кабель КГН-ХЛ можно применять при критически низкой температуре. Наличие приставки ls означает низкое выделение вредных токсичных веществ при нагреве.

Помимо буквенной маркировки, используется цифровая. Первая цифра указывает количество жил в кабеле, вторая отделяется от первой при помощи знака умножения и указывает на сечение отдельных проводников. К примеру, если вы видите маркировку КГН-Т 2×3, то можете расшифровать ее как гибкий силовой кабель с наиритовой изоляцией, двумя жилами по 3 кв. мм каждая, предназначенный для эксплуатации в тропиках.

Каждая жила в кабеле КГН производится из множество маленьких проволок. Обычно для их изготовления применяют луженое олово или его смесь со свинцом. Содержание олова в подобных смесях должно быть от 40%. Сложная композитная конструкция КГН подразумевает использование нескольких составляющих:

  1. Многопроволочная жила с классом гибкости не ниже пятого. В разрезе имеет круглое сечение.
  2. Жилы изолированы наиритовым или бутадиеновым каучуком.
  3. Между оловом (медью) и оболочкой размещают прослойку из полиэтилентерефталата. Это необходимо для исключения залипания между данными материалами.
  4. Внешняя оболочка изготавливается из полихлоропреновой резины РШН-1.
  5. Дополнительная пленка из полиэтилентерефталата или талька, исключающая слипание остальных резиновых составов (изоляции жил и наружной оболочки).

Все перечисленные промежуточные прослойки являются характерной особенностью КГН, что отличает его от проводов остальных типов. С другой стороны, это приводит к повышению стоимости кабеля за счет наличия специфических параметров. КГН можно эксплуатировать на производственных, административных и жилых объектах при условии, что на него не падают солнечные лучи. С другой стороны, в жилых и административных зданиях нет агрессивных сред, поэтому использование данной модификации нецелесообразно. Вместо КГН лучше взять тот же КГ.

Шаг скрутки жил в КГН не должен превышать 16 собственных диаметров. Нередко в конструкцию включены одна-две жилы уменьшенного сечения, используемые как нулевой и заземляющий проводники. В таком случае маркировка включает дополнительные обозначения, и через знак сложения указывается количество уменьшенных жил и их сечение. Например, КГН-Т 2×3 + 2×1 состоит из двух жил сечением 3 кв. мм и двух 1 кв. мм.

Максимально допустимое количество жил для КГН – пять (независимо от диаметра), минимальное – один. Площадь сечения отдельных проводников находится в диапазоне от 0,75 до 120 кв. мм.

Одножильный кабель

Сферы применения и условия эксплуатации

Установка и эксплуатация кабеля КГН должны выполняться при соблюдении ряда условий и параметров. В отличие от большинства кабельных изделий КГН способен выдерживать воздействие агрессивной среды и повышенной влажности. К агрессивной среде можно отнести, к примеру, морской соленый воздух или шахты, где требуется коммутация подвижного оборудования к сетям электрического питания.

Напомним, что изначально кабель КГН предназначался для подключения устройств на кораблях. При соблюдении правил и последовательности монтажа провод может успешно эксплуатироваться даже под водой.

Важно! Поскольку в конструкции КГН не предусмотрена бронированная защита, то его крайне не рекомендуют прокладывать под землей.

Нередко изделие применяют как временную электрическую проводку в комнатах с естественной вентиляцией. К числу таковых можно отнести различные объекты, находящиеся на определенных этапах застройки либо подвальные помещения.

КГН не может использоваться на воздушных линиях электропередач, поскольку его оболочка не способна противостоять воздействию ультрафиолетовых лучей солнца. В случае необходимости такой прокладки нужно обеспечить дополнительную защиту для наружной оболочки.

Может использоваться для подключение судов к электропитанию

Существует много отечественных производителей, выпускающих кабель данной модификации. Все они соблюдают основные технические требования, в соответствии с которыми КГН используется для коммутации нестационарных электрических устройств к сети переменного тока напряжением не более 660 В и частотой 400 Гц либо к источникам постоянного тока до 1000 В. Максимально допустимая температура при продолжительной эксплуатации – 75 гр. Цельсия. Срок эксплуатации обычного КГН составляет 2,5 года, КГН-Т – четыре.

Технические характеристики кабеля и описание КГН

Перечислим основные технико-эксплуатационные параметры гибкого кабеля с изоляцией из наиритовой резины:

Для строительной длины приведем пример: если взять провод сечением 35 кв. мм, то его протяженность должна быть не ниже 150 м, 155 кв. мм – 100 м.

Недостатком кабеля является непродолжительный срок применения, при этом гарантийное обслуживание составляет шесть месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Фактический срок службы – два с половиной года.

Важно! Западным аналогом кабеля КГН является NSSHOU.

Производители кабельно-проводниковой продукции КГН

На территории России есть несколько надежных производителей кабельной продукции, выпускающих КГ и КГН со всеми сертификатами качества:

Выбор кабеля по количеству жил и сечению

Первое, на что следует ориентироваться при выборе кабельных изделий – условия эксплуатации и допустимые нагрузки в процессе передачи данных. В случае с бытовыми сетями напряжением 220 В можно использовать кабель с двумя жилами, сечение которых составляет 1-6 кв. мм. Если применяется PE-проводник с заземляющим контуром, то нужно подбирать трехжильное изделие. Последняя жила отводится под заземление.

В электрических сетях напряжением 380 и 660 В применяют трехжильные провода с заземляющей или дополнительной жилой, используемой для управления оборудованием. Для расчета сечения проводников необходимо ориентироваться по силе тока и предполагаемой нагрузке (мощности подключаемых устройств).

В таблице ниже приведены максимально допустимые силы тока и мощность в зависимости от сечения двух- и трехжильных КГН:

Если применяются проводники уменьшенного сечения, чем требуется для указанных мощности и силы тока, то может произойти нагрев. Это приведет к разрушению изоляционного слоя и выходу из строя кабеля.

Покупая кабельные изделия, обязательно выполните внешний осмотр и убедитесь в отсутствии обрыва на жилах и трещин на изоляции. Аналогичная процедура должна быть выполнена после транспортировки продукции или непосредственно перед монтажом. Для этого подойдет метод самодельной прозвонки: устройство тестирования собирается из нескольких простых элементов, включая батарейку, лампочку и тонкий провод.

Проверка кабеля

Важно! Если у вас имеется мультиметр, то проверка будет намного проще. Установите переключатель на проверку диодов. Вместо загорающейся лампочки должно происходить замыкание цепи. Вы будете слышать звук зуммера.

Особенности монтажа кабеля

Конструктивные особенности КГН, наличие двойной и промежуточной изоляций, повышенные герметичность и гибкость позволяют использовать изделие при открытой прокладке без применения кабель-каналов, коробов и других защитных приспособлений. Если провод устанавливается на стене или потолке, то для исключения провисания желательно выполнить фиксацию с помощью подвесов или подвязок.

Наличие влагонепроницаемой оболочки позволяет эксплуатировать КГН на объектах с повышенным уровнем влажности. Временно может размещаться на полу, земле или выработанной почве. С другой стороны, вы должны исключить любое передавливание или поворот трассы, превышающий максимально допустимый радиус изгиба. Если закрыть на это глаза, то вскоре будет разрушена оболочка изделия и потеряна токопроводная способность.

При коммутации электрического оборудования кабель следует хорошенько обжать, чтобы исключить выравнивание. Особенно актуально это для передвижных установок. Если есть возможность и условия, то воспользуйтесь устройством для сбора кабеля.

Ввиду крайне непродолжительного срока эксплуатации не рекомендуется применять КГН при скрытой проводке: прятать за гипсокартонными перегородками, натяжными или пластиковыми потолками, фанерными листами. Срок эксплуатации КГН составляет четыре года. Для сравнения ППВ и ПРКА могут использоваться в течение десяти лет (на практике – двадцати), поэтому в данном случае лучше сделать выбор в их пользу.

Нельзя эксплуатировать КГН в бане или сауне, что обусловлено низким пороговым значением температуры (50 гр. Цельсия). Однако в соответствии с технической документацией и ГОСТ допускается применение изделия в душевых и ванных помещениях.

Совет! Несмотря на надежность многослойной изоляции кабеля, на объектах с высоким уровнем влажности рекомендуют использовать защитное оборудование – автоматические выключатели или устройства УЗО.

Основное назначение КГН - временное подключение оборудования

Кабель КГН имеет множество положительных технико-эксплуатационных характеристик и соответствует требованиям пожарной безопасности. Это способствует его широкому распространению. С другой стороны, несколько недостатков ограничивают сферы его применения, делают невозможным прокладку по воздуху, снаружи зданий или под землей. Воспринимайте изделие как надежный инструмент для кратковременного подключения передвижного электрического оборудования на строительных объектах, кораблях, подсобках и подвалах.

Читайте также: