Как сделать керамику гладкой

Обновлено: 05.07.2024

Основные оксиды для окрашивания керамики

• оксид кобальта, образующий диапазон синих;

• оксид меди — основа зелёных, наносимых тонкими слоями, и черной, используемой в пастозных слоях. Кроме того, оксид меди может образовывать зелёный/синий или медный/красный в определенных щелочной или восстановительной средах;

• оксид хрома образует позитивный основной зелёный цвет, но может использоваться для создания красных, жёлтых, коричневых и розовых в определённых комбинациях со свинцом, цинком или оловом;

• оксиды железа составляют основу красок в диапазоне от жёлтых до тёмно-коричневых.

Сграффито на плитке с поливочным слоем ангоба

Использование шаблонов-трафаретов

Ангоб можно наносить на поверхность через бумажные шаблоны-трафареты, образуя плоские и сплошные участки однородного цвета. Бумага газетного качества особенно хорошо подходит для этой цели. Слой ангоба можно также наносить через картонный шаблон-трафарет мягкими ударами вертикально расположенной кисти.

Использование инструментов для ангобного декорирования

Кроме того, ангоб можно наносить на поверхность плитки, используя резиновую грушу (медицинскую клизму), наполненную составом. Баллон слегка придавливают с помощью большого и указательного пальцев, в результате чего ангоб оставляет на поверхности сравнительно тонкую линию. Это — метод быстрого и беглого создания рисунка непосредственно на плитке.

Нанесение мозаичного изображения

Изготовление мозаичной керамической плитки

После создания пресс-формы для предварительного прессования мозаичная плитка изготавливается ручным способом. Если размеры пресс-формы соответствуют размерам основания ручного пресса, можно отпрессовать плитку и извлечь ее из пресса перед нанесением мозаичного рисунка. Если такой пресс вам недоступен, изготовьте квадратный открытый (сквозной) короб, в основании которого расположите форму для отливки. В этом случае поверхность формы заливают тонким слоем глиняного раствора и дают ему возможность высохнуть и затвердеть до состояния кожи.

1. Закройте края и контуры лентой, чтобы предотвратить подтеки и растекания ангоба, и вылейте его на поверхность отпечатанного рисунка.

2. Дайте ангобу возможность высохнуть, соскоблите его до уровня поверхности плитки, открывая завершенный мозаичный рисунок.

Роберт Мэннерс Мозаичная керамическая плитка небольшого формата

Техника мозаичной керамики удачно комбинируется с визуальным рядом простейших, стилизованных образов и четким, двухцветным рисунком. В данной серии из девяти квадратных плиток со стороной 50 мм Роберт Мэннерс создал полуабстрактные изображения, характеризующиеся ясностью и свежестью в пределах заданного формата. Комбинация рисунков в светлых тонах на темном фоне и тёмно-тональных фигур на фоне светлых тонов производит удачный, выразительный эффект. Шоколадный оттенок образован благодаря предварительному окрашиванию глины.

способы декора керамики

Знаки и символы (1989 г.), Роберт Мэннерс

Нанесение подглазурных красок

Процесс глазурования

Глазурь представляет собой слой стеклообразного покрытия, которое усиливает внешнюю привлекательность плитки и, изолируя её поверхность, снижает пористость этого материала. Глазурь наносят различными способами — задуванием из распылителя, поливом или погружением плитки в раствор. Глазурь может также наноситься избирательно — только на отдельные участки плитки, в зависимости от желаемого эффекта.

Слой глазури может быть прозрачным (чистым или тонированным) и кроющим (белым или тонированным). Слои прозрачной глазури на поверхности подглазурных красок, печатного рисунка или покрытия ангобом способствуют образованию богатых, разнообразных эффектов.

Живопись на необожженной глазурованной плитке

способы декора керамики

Использование нескольких красок на необожженной глазурованной поверхности

На слой необожженной глазури можно наносить широкий диапазон красок. Покрашенная плитка до процесса обжига имеет характерный вид матовой пастельной работы: краски на плитке приглушены. Поверхность плитки на данной стадии чрезвычайно уязвима и восприимчива. Плиточные панели в процессе живописи обычно располагают под небольшим углом к вертикали, как показано на иллюстрации.

Поверхность необожженной глазурованной плитки можно дополнительно укрепить, сделать более твёрдой и, следовательно, более пригодной для живописи, добавив небольшой объем гуммиарабика в раствор для глазурования или слегка напыляя его (из распылителя) на поверхность глазури. Таким образом, эти меры укрепляют слой глазури и способствуют снижению его рыхлости.

способы декора керамики

Полноцветное изображение

Фигуры танцоров написаны при использовании полукруглых колонковых кистей, а часть керамических красок нанесена небольшими, повторяющимися мазками.

Понятие об обожженных и необожжённых видах красок

Если вы нанесёте краску на необожженную глазурованную плитку, следует провести несколько тестов на опытных образцах плиток, чтобы иметь представление о глубине тона краски до и после обжига. Оксид кобальта после обжига приобретает глубокий и густой синий тон и глянцевый вид. Для того чтобы придать этой краске значительную глубину, следует нанести её очень густым пастозным слоем.

1. Хвост кита, изображенный на поверхности необожженной плитки.

способы декора керамики

2. После процесса обжига бледно-серый цвет преобразуется в глубокий синий кобальт.

Техника сграффито. Изображения деревьев основаны на рисунке масляной пастелью. Оригинальный рисунок проецировался с пленки на панель из нескольких плиток, которые предварительно по необожженному слою глазури были покрыты двумя заливками оксида кобальта темного. Белые участки изображения были удалены в результате применения техники сграффито, при этом были открыты и восстановлены силуэты деревьев синего цвета. Затем плитка была подвергнута обжигу.

Процесс ручной живописи на крупных панелях

Предварительный рисунок. Данный набросок демонстрирует оригинальную композицию, выполненную на сетке.

способы декора керамики

Завершённая работа: живопись на керамической плитке

Нанесение надглазурных красок

Надглазурные краски наносятся на поверхность обожженной глазурованной плитки. В процессе повторного обжига плитки пигменты вплавляются в поверхность глазури. Надглазурная эмаль (как ещё называют эти краски) выпускается в форме мелкого порошка-пудры. Первоначально краски смешиваются с соответствующим связующим — наиболее часто применяются гуммиарабик, смола или маслоосновные средства и затем смесь наносят на поверхность плитки с помощью подходящего инструмента для живописи. Художнику предоставлен большой выбор красок различных цветов, так как эмаль можно смешивать в пределах определенных цветовых диапазонов.

Печать на плитке

Метод прямой печати

Шелкотрафаретная печатная техника является стандартным методом прямой печа. Для достижения наилучших результатов используйте трафарет с относительно грубой сеткой. Вы можете использовать любое из вышеупомянутых связующих средств вместе со ангобом, подглазурными и надглазурными красками, чтобы обеспечить печатание сквозь трафарет. Перетрите или профильтруйте их вместе со связующим веществом до образования смеси однородной консистенции. Перед обжигом вы можете последовательно отпечатать несколько красок, если используете быстро высыхающее вспомогательное средство, которое придаст краске относительную твёрдость.

В данной технике может использоваться большинство методов изготовления шаблонов-трафаретов, но если изображение достаточно сложное, более предпочтителен метод переноса отпечатка. В процессе прямой печати на плитке изогнутой формы промышленного производства рисунок должен находиться в пределах плоского участка плитки.

Обжиг плитки

Выше была представлена подробная информация о декоре керамики. КерамикаДекор - это изразцы, изразцовая плитка, изразцовые камины, плитка ручной работы. Всё это поможет вам внести разнообразие в интерьер. Обратитесь к опытным специалистам. Они помогут вам разобраться во всех тонкостях данного направления.

При желании, вы можете обучиться мастерству изготовления керамических изделий – в Москве проходят мастер-классы, а также основы этого искусства преподаются в художественных школах. Если Вы хотите узнать как делают керамику, или решили сами освоить тонкости гончарного дела, то эта статья специально для Вас.

Глина для керамики

как делают керамику - гончарная глина

Не так уж много традиционных методов обработки глины. Например, в древности вначале ее отмачивали в воде, перебирали от мусора, и уже потом погружали в специальную бочку, наполненную водой, где она отстаивалась некоторое время. В ходе таких манипуляций часть грязи оседала на дно бочки, а часть – всплывала на поверхность, в средней же части оставался пласт нужной для работы очищенной глины. В месте, где располагался чистый материал, делали отверстие, собирали глину и высушивали ее на солнце, чтобы лишняя влага испарилась. После того как материал был перемят, он становится годным для работы.

Гончарный круг

как делают керамику - гончарный круг

На всем протяжении работы под рукой всегда должна присутствовать вода, чтобы периодически Вы могли смачивать руки и глину. Но не переусердствуйте, так как слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Этого можно избежать, если использовать в процессе работы губку, которой время от времени собирать с изделия лишнюю влагу.

Также, в начале работы поработайте с глиной руками - ее необходимо как следует помять, почувствовать. Если Вы хотите придать изделию особую форму, то просто посильнее нажмите на нее с обеих сторон, она с легкостью поддастся.

Очень часто идея нового сосуда приходит именно во время работы, но если Вы уже знаете, что хотите получить, то заранее тщательно продумайте эскиз.

Сделать простой керамический сосуд за пять минут – это вполне реально! Со временем руки привыкают делать одинаковые формы, и работа начинает идти намного быстрее. Если вначале, допустим, Вы тратили 15 минут на первое изделие, то последнее Вы можете получить за 5 мин.

Теперь, когда изделие готово, Вы можете поэкспериментировать и декорировать сосуд каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине можно нарисовать животных, цветы, узор. Хотя многие мастера утверждают, что иногда форма сосуда получается настолько интересной, что она не требует в дополнительное оформление.

Сушка и укрепление керамики

как делают керамику - сушка и обжиг

Этот этап является немаловажным при работе с керамикой.

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, то есть дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Для укрепления сосуда применяют обжиг. Он проходит в специальных гончарных печах при температуре около 1250 градусов. Но некоторые новички сушат свои изделия на солнце, тем самым обходя обжиг в печи.

Обратите внимание, что глина после обжига меняет свой цвет. Вначале она может быть и голубой, и зеленой, и черной, но после печи она становится желтой, белой или красно-коричневой.

Затем следует процесс специальной обработки керамического изделия, так как сосуд не должен пропускать воду. Есть разные технологии, и одной из популярных является покрытие глазурью. После такой обработки керамические кувшины и горшочки приобретают покрытие похожее на стекло.

Хотя сейчас многие отказываются от глазурования, так как в составе вещества присутствует смесь полевого шпата, кварца, оксидов металла и некоторых других компонентов (полива свинца). Эта смесь негативно влияет как на здоровье мастеров, так и дальнейших пользователей.

В настоящее время все стремятся ко всему экологически чистому, натуральному, природному. Поэтому стало популярным использовать в гончарном деле молочение. Это наиболее древний способ обработки изделия, который при этом не наносит никакого вреда.

Затем горшок очищали, так как после обжига он сильно темнел. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.

При желании, вы можете обучиться мастерству изготовления керамических изделий – в Москве проходят мастер-классы, а также основы этого искусства преподаются в художественных школах. Если Вы хотите узнать как делают керамику, или решили сами освоить тонкости гончарного дела, то эта статья специально для Вас.

Глина для керамики

как делают керамику - гончарная глина

Не так уж много традиционных методов обработки глины. Например, в древности вначале ее отмачивали в воде, перебирали от мусора, и уже потом погружали в специальную бочку, наполненную водой, где она отстаивалась некоторое время. В ходе таких манипуляций часть грязи оседала на дно бочки, а часть – всплывала на поверхность, в средней же части оставался пласт нужной для работы очищенной глины. В месте, где располагался чистый материал, делали отверстие, собирали глину и высушивали ее на солнце, чтобы лишняя влага испарилась. После того как материал был перемят, он становится годным для работы.

Гончарный круг

как делают керамику - гончарный круг

На всем протяжении работы под рукой всегда должна присутствовать вода, чтобы периодически Вы могли смачивать руки и глину. Но не переусердствуйте, так как слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Этого можно избежать, если использовать в процессе работы губку, которой время от времени собирать с изделия лишнюю влагу.

Также, в начале работы поработайте с глиной руками - ее необходимо как следует помять, почувствовать. Если Вы хотите придать изделию особую форму, то просто посильнее нажмите на нее с обеих сторон, она с легкостью поддастся.

Очень часто идея нового сосуда приходит именно во время работы, но если Вы уже знаете, что хотите получить, то заранее тщательно продумайте эскиз.

Сделать простой керамический сосуд за пять минут – это вполне реально! Со временем руки привыкают делать одинаковые формы, и работа начинает идти намного быстрее. Если вначале, допустим, Вы тратили 15 минут на первое изделие, то последнее Вы можете получить за 5 мин.

Теперь, когда изделие готово, Вы можете поэкспериментировать и декорировать сосуд каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине можно нарисовать животных, цветы, узор. Хотя многие мастера утверждают, что иногда форма сосуда получается настолько интересной, что она не требует в дополнительное оформление.

Сушка и укрепление керамики

как делают керамику - сушка и обжиг

Этот этап является немаловажным при работе с керамикой.

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, то есть дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Для укрепления сосуда применяют обжиг. Он проходит в специальных гончарных печах при температуре около 1250 градусов. Но некоторые новички сушат свои изделия на солнце, тем самым обходя обжиг в печи.

Обратите внимание, что глина после обжига меняет свой цвет. Вначале она может быть и голубой, и зеленой, и черной, но после печи она становится желтой, белой или красно-коричневой.

Затем следует процесс специальной обработки керамического изделия, так как сосуд не должен пропускать воду. Есть разные технологии, и одной из популярных является покрытие глазурью. После такой обработки керамические кувшины и горшочки приобретают покрытие похожее на стекло.

Хотя сейчас многие отказываются от глазурования, так как в составе вещества присутствует смесь полевого шпата, кварца, оксидов металла и некоторых других компонентов (полива свинца). Эта смесь негативно влияет как на здоровье мастеров, так и дальнейших пользователей.

В настоящее время все стремятся ко всему экологически чистому, натуральному, природному. Поэтому стало популярным использовать в гончарном деле молочение. Это наиболее древний способ обработки изделия, который при этом не наносит никакого вреда.

Затем горшок очищали, так как после обжига он сильно темнел. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.

Стоматологические статьи

Мы все знаем, что на конечный результат изготовления металлокерамических коронок и мостов влияют сразу несколько факторов: печь, сплав, способы обработки каркаса, нанесение опакера, технология наслоения, температура обжига и пр. Однако, очень часто сложно понять истинную причину трещин, пузырей или сколов.

Для удобства зубных техников мы провели анализ различных проблем при работе на керамике и в удобном виде представили способы их устранения. Таблица, представленная ниже, будет хорошим помощником для техника в его каждодневном труде.


Отдельные вопросы, такие как калибровка печи, выбор правильной температуры спекания, нанесение и обжиг керамики были рассмотрены с иллюстрациями для лучшей наглядности и понимания:

1. Калибровка печи. Калибровка печи производится серебряной пробой. Очень важно калибровать свою печь не менее одного раза в полгода.



Рис. 1. Калибровка печи с помощью серебряной пробы

2. Выбор правильной температуры обжига керамики. При выборе нужной температуры обжига сперва руководствуйтесь инструкцией производителя керамики. Далее при необходимости температуру следует откорректировать исходя из полученных результатов.

Если Вы видите, что керамика получилась молочного цвета и поверхность неоднородна (Рис. 2, коронка номер 1), значит температура слишком низкая. Повышаем температуру на 10 градусов. Если коронка все еще мутная (Рис. 2, коронка номер 2), значит следует повысить температуру еще на 10 градусов. Керамика должна слегка блестеть как коронка под номером 3. Если углы оплыли или керамика стала слишком прозрачной – температура слишком высокая (Рис. 2, коронка номер 4 и 5).


Рис. 2. Внешний вид спеченной при разных температурах керамики

3. Нанесение и обжиг опака. При правильной температуре после первого обжига поверхность должна быть блестящей как на коронке по центру (Рис. 3).


Рис. 3. Поверхность опакера, спеченного при разных температурах

Примеры неправильного нанесения и обжига опака:


Рис. 4. Слишком высокая начальная температура спекания


Рис. 5. Слишком короткое время сушки


Рис. 6. Опакер был нанесен слишком толстым слоем

4. Проблемы при обжиге керамики. При обжиге керамики всегда следует помнить о совместимости КТР керамики и сплава, начальной температуре спекания, скорости набора температуры, вакууме, конечной температуре, времени сушки. Если мы поставим слишком короткое время сушки, то на поверхности керамики образуются сколы как на рис. 7.


Рис. 7. Слишком короткое время сушки

Если у печи есть проблема с вакуумом, то это обязательно отразится на прозрачности спеченной керамики (Рис. 8).


Рис. 8. Левый мост спекался при нормальном вакууме, правый при 50%

И очень частой причиной сколов и трещин является несовместимость КТР керамики и сплавов (Рис. 9).


Рис. 9. КТР сплава не соответствует КТР керамики

Для того, чтобы у техника не было проблем в работе с керамикой, необходимо следовать нескольким правилам: Во-первых, очень важно следить за состоянием своей печи. Загрязнение муфеля или сбой в работе вакуума может очень сильно отразиться на конечном результате работы. Также необходимо раз в полгода калибровать свою печь. Во-вторых, всегда нужно использовать сплавы, КТР которых подходят под КТР керамики. Старайтесь использовать меньше вторичного металла. В третьих, всегда смотрите инструкции производителей керамики и четко следуйте всем требованиям, которые там написаны. При этом конечная температура обжига может быть изменена в зависимости от получаемых результатов. Две печи разных производителей даже после калибровки могут иметь разную температуру внутри камеры (несмотря на то, что на экране будет показываться одинаковая температура). Правильной температурой спекания является не та, которая показана на экране печи, а та, при которой получается правильный результат. Соблюдая эти правила, а также используя таблицу, которая была представлена в данной статье, Вы будете меньше сталкиваться с какими-либо проблемами, связанными с работой на металлокерамике.

Читайте также: