Как сделать катарсис

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Полное очищение

Вы готовы узнать, что такое катарсис, откуда взялся этот странный термин, и по какой причине у людей возникает это чувство? Не будем тратить время, начнем.

Что такое катарсис?

Катарсис – это чувство невероятной внутренней свободы, возникающее за счет сильного негативного переживания, резко перешедшего в позитивное. Это эмоциональное потрясение, заставляющее человека полностью переосмыслить жизнь и переоценить приоритеты. В подобном состоянии он испытывает прилив сил и уверенности в себе, его переполняет желание самосовершенствоваться в личном и профессиональном плане.

Примеры катарсиса

Пленительный взгляд

Эмоции каждого человека индивидуальны, и у разных людей вызывать катарсис могут разные события. У искренне верующих людей это состояние наступает во время посещения святыни или проведения церковной службы. Поклонники театра испытывают катарсис, увидев долгожданную премьеру или легендарное представление, на которое давно мечтали попасть. Аналогичное состояние может возникнуть и при просмотре кинопремьеры. По сути, цель любого режиссера заключается именно в том, чтобы спровоцировать у зрителя катарсис.

Представьте себе, что вы целый год ждёте продолжения понравившегося фильма. Вдруг выясняется, что в день премьеры у вас важные дела, поэтому вы не бронируете билет. Потом ваш день освобождается, но есть риск, что купить билет уже не получится. К счастью, всё получается. И вот вы сидите в кинотеатре, удовлетворенно понимая, что справились с трудностями, а на экране появляются первые кадры долгожданного фильма. Ощущение внутренней свободы и восторга вместе с пониманием того, что всё получилось, когда надежды практически не было – это и есть катарсис.

В более широком смысле катарсис может рассматриваться, как избавление от неосознанных негативных переживаний. К примеру, в психологии существует теория, что фильмы ужасов и триллеры с большим количеством кровавых сцен нравятся людям, склонным к агрессии, но подавляющим в себе эту склонность. Созерцание жестокости на экране (и сопереживание злодею, а не жертве) помогает им мысленно реализовать внутреннюю агрессию, испытав очищение и облегчение.

Чтобы лучше понять, что такое катарсис, вы можете рассмотреть пример из собственной жизни. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы сумели сделать нечто очень важное, хотя перед этим уже фактически не верили в успех. Отчаяние и сомнения вдруг развеиваются, и на смену им приходит осознание, что всё получилось. Именно это эмоциональное состояние, когда тяжесть на душе сменяется невероятной легкостью, и называется катарсисом.

Как появился термин?

Результаты изыскания Аристотеля находят применение и в современной психотерапии. Специалисты используют моделирование ситуаций в игровой форме, чтобы помочь пациентам избавиться от накопленного недовольства, агрессии, обид и прочих переживаний.

В Древней Греции театральные представления использовались не только в качестве развлечения, но и в воспитательных целях. Популярным жанром была трагедия, в которой путь главного героя практически всегда заканчивался искуплением и смертью. Такая кульминация должна была создавать ощущение логической завершенности, вызывающее у сопереживающих персонажу зрителей чувство очищения и облегчения, то есть катарсис.

На рубеже XIX и XX веков Зигмунд Фрейд и его наставник Йозеф Брейер начали использовать катарсис в психотерапевтических целях. Они вводили пациентов в состояние транса и находили травмирующие воспоминания. Дальнейшая работа с этими воспоминаниями позволяла пациентам освободиться от переживаний.

Катарсис в психологии

Мистическая леди

В современной психологии катарсис используется в качестве способа для эффективной эмоциональной разрядки, позволяющей снизить или даже полностью снять тревожность. При правильном использовании данный подход позволяет избавить клиента от негативных состояний, вызванных сильными отрицательными эмоциями в прошлом. Применение метода позволяет добиться таких результатов как:

  • снижение тревожности и полное избавление от неё;
  • ослабление негативной реакции на неприятные события;
  • улучшение понимания собственного внутреннего мира;
  • общее улучшение эмоционального фона;
  • понимание собственных желаний, повышение качества жизни.

Часто прямо во время сеанса состояние катарсиса сопровождается мощными негативными эмоциями, криками, слезами и прочими естественными механизмами выплёскивания негатива. В случае успеха негативное состояние в наивысшей точке превращается в позитивное. Многие люди отмечают, что испытывали подобный эффект в обычной жизни, когда после плача или нервного срыва наступало успокоение, и настроение резко улучшалось.

Заключение

Катарсис – это сложный психологический феномен, на протяжении многих веков изучавшийся философами, а в XIX веке ставший важнейшим инструментом для психологов. Это мощный механизм исцеления психики через очищение, заложенный в нас природой. В простейшем случае он проявляется в виде облегчения после сильного переживания. А при наличии серьезных расстройств, вызванных психотравмами, достичь состояния катарсиса можно, заручившись поддержкой психотерапевта.

card-photo

Сторимейкнигу сейчас учат и моушн-дизайнеров, и иллюстраторов, и стратегов. Сложные термины и приемы им обычно объясняют, а вот о базовых понятиях говорят так, будто они известны по умолчанию.

Если написание историй — не твоя специальность, отличить сеттинг от экспозиции, а нарратив от сюжета непросто. Поэтому мы сели и объяснили семь базовых понятий сторимейкинга, которые все используют — но не все понимают.

Чтобы эти термины тебе точно запомнились, мы добавили фановую практику. После каждого термина лови вопрос — выдели строчку под ним курсором, чтобы увидеть ответ.

Круг героя


Если разделить круг пополам, точки 1, 2 и 8 окажутся в верхней его части (понятной, комфортной). Точки 3 и 7 будут на линии разделения — они переходные. А точки 4, 5, 6 попадут в нижнюю часть (темную, неизведанную, новую).

ВОПРОС. Старик живет в доме престарелых и очень хочет сбежать. Он вылезает в окно, доходит до автобусной станции и берет билет, на какой хватает денег. Приезжает в какую-то глушь и заходит в первый попавшийся дом, где его кормят и расспрашивают о жизни.

Все бы хорошо, но старику снова приходится скрываться — от мафиози, чей денежный чемоданчик он прихватил на станции. Через время герой находит новое убежище — и отдает часть денег тем, кто его прикрывает, помогая запутать следы. Теперь старик свободен и с чемоданом рулит на солнечные острова.

Там, где старика кормят и расспрашивают, — он уже в новом мире, но не знает, что его ждет.

Архетипы


В разных работах Юнг выделил и описал главные архетипы: персона, тень, мать, ребенок, мудрый старик, мудрая старуха, плут, анима (женское начало у мужчины) и анимус (мужское начало у женщины). Все психологические системы типов личности, которые появились позже, основаны на работах Юнга — в том числе фановые тесты, которых полно в интернете.

Названия и количество типов могут быть разными, но чаще всего сводятся к такому списку: Простодушный, Славный малый, Воин, Заботливый, Искатель, Любовник, Разрушитель, Творец, Правитель, Маг, Мудрец и Шут. Используют их не только в сторителлинге, но и в брендинге и продуктовой стратегии.

Архетип — это не жесткие рамки, а скорее, подвижная модель с набором функций. Живой, убедительный герой никогда не воплощает один архетип: он может быть вестником в начале истории, наставником — в середине, и союзником — к финалу. Или на протяжении всей истории соединять в себе функции нескольких архетипов.

На основе системы Юнга голливудский сценарист и продюсер Кристофер Воглер разработал свою классификацию персонажей: герой, наставник, привратник, вестник, оборотень, тень, союзник, плут.

ВОПРОС. Северус Снейп — один из самых неоднозначных и глубоких персонажей поттерианы.

Какие архетипы, по Воглеру, он воплощает, когда придирается к Гарри, учит его проникать в сознание, отправляет патронуса ему на помощь, варит зелье для Люпина, убивает Дамблдора?

Ключевые архетипы Снейпа — наставник и тень. Но в разные моменты он еще и союзник, оборотень, вестник.

Характер


Вернемся к фермеру и студентке. Они оба обедают в кафешке, куда вваливается компания пьяных парней, которые начинают приставать к официантке. То, что сделают фермер и студентка через пару минут, проявит их характеры. Кто вызовет полицию, а кто вмешается сам? Кто быстро расплатится и уйдет, а кто решит пропустить последний поезд домой и дождаться полиции, чтобы дать показания?

ВОПРОС. Рекламный ролик — это всегда концентрат смысла. В фокусе здесь часто оказывается именно характер, а в основу сюжета ложится выбор, сделанный под давлением обстоятельств. В рекламном ролике Channel 4 к Паралимпийским играм 2016 года характер героев понимаешь сразу.

Какой могла бы быть характеризация главного персонажа ролика?

Человек с инвалидностью, 40+, веселый, обаятельный, стильный, талантливый певец.

Сеттинг


Сеттинг — это характеристики мира, в котором происходит история: место, время, социальные, политические и исторические условия, уровень технического прогресса, флора и фауна, наличие атмосферы и температура воздуха на планете.

Сеттинг задает рамки, в пределах которых должна развиваться история. Даже если это выдуманный мир, у него есть внутренняя логика. Герой-человек не может выйти из звездолета на неизвестной планете, от радости снять шлем и вдохнуть полной грудью, если на этой планете нет кислорода.

ВОПРОС. Британский натуралист в середине 1840-х отправляется в леса Амазонки, чтобы изучить среду обитания тамаринов. Проведя в джунглях несколько недель, он добирается до ближайшего города и отправляет телеграмму в Королевское общество о том, что нашел уникальную особь тамарина ростом в 61 сантиметр.

Что в этой истории не соответствует сеттингу?

В 1840-х в городках бассейна Амазонки точно не было телеграфа. Ну и натуралист (как британец) сообщил бы коллегам о тамарине в 2 фута (а не 61 см) ростом.

Экспозиция


Экспозиция — та часть рассказа, которая вводит аудиторию в мир истории: объясняет, кто такие герои и кем они приходятся друг другу. Она обозначает сеттинг и сообщает о событиях, случившихся до начала основного сюжета.

ВОПРОС: В рекламе отложенная экспозиция играет ту же роль, что и в кино или литературе — создает напряжение и нужные смыслы. В культовом ролике Always Like a Girl режиссер Лорен Гринфилд использует этот прием.

В какой момент и как появляется отложенная экспозиция?

Она раскрывается в тексте, которым прерывается видео: одна фраза — о сути эксперимента, еще одна — о том, зачем он нужен.

Нарратив


О нарративе говорят в разных контекстах. В нарративной психологии человек рассказывает свою жизненную историю, а терапевт помогает приписать ей новые смыслы. Нарративный геймдизайнер конструирует игровой опыт и его вариации, а нарративный журналист — подает не ворох сухих фактов, а историю с четким личным взглядом.

Нарратив — это фокус, смыслы истории, и в то же время средства и приемы, способ ее рассказать. Нарратив часто путают с сюжетом. Но сюжет — это, скорее, скелет истории, набор событий, рассказать их можно по-разному. И каждый из способов будет нарративом.

Например, история о Золушке глазами ее мачехи будет выглядеть как драма неповиновения. А если сделать акцент на жутком превращении крысы в кучера, насилии в семье и навязчивой идее принца жениться на той, кому подойдет туфелька, — получится хоррор.

ВОПРОС: Девушка из провинции живет скучной жизнью, а ей хочется приключений. Вдруг она попадает в необычную ситуацию — и за сутки влюбляется в того, кто не сделал в жизни ничего хорошего, издевался над ней и ее отцом. Окружающие используют девушку в своих целях: как ту, кто наконец поможет им освободиться от своих ограничений.

Какая культовая диснеевская сказка звучала бы так, если бы у нее был нарратив семейно-драматического ток-шоу?

Катарсис


Катарсис часто воспринимают как показатель качества истории. Сотни лет сторителлеры от всех искусств считали, что если человек не разрыдался в кульминационный момент, то история провалилась. Но в ХХ веке появилось другое мнение.

Немецкий драматург Бертольт Брехт заявил, что эффект сопереживания, который приводит к катарсису, все только портит. У зрителя отключается критическое мышление, и он не способен рационально воспринимать действия на сцене. Стремление к катарсису внушает зрителю готовые чувства, и сам он уже не может решить, как относиться к истории.

Джокер продолжает убивать людей, а жители Готэма — мириться с упадком. Никакого восстания, никакой надежды.

Катарсис — возможность выразить все, что мы так долго прятали внутри

Почувствуй настоящее отпускание — без запретов, без ограничений.


Смысл катарсиса в том, чтобы выбросить то, что должно быть выброшено; выбросить то, что не должно храниться внутри.

Сегодня в повседневной жизни это трудно. Вы не можете выбрасывать гнев повсюду и где угодно. Вы столкнетесь с такими трудностями. Вам придется заплатить за это слишком дорого, и это будет слишком опасно. Вам нужна особая среда, в которой вы можете выбросить ваш гнев, в которой ваш гнев примут. Группа – это искусственная среда, где все принимается. Если вы становитесь злыми, группа не подавляет вас. Совсем наоборот, группа помогает вам, провоцирует вас быть злым, вытаскивает наружу всё ваше насилие и агрессию, принимает все это – и даже радушно приветствует, дает вам возможность и уверенность, что вы не будете отвергнуты, что здесь не будет ожиданий. Никто не ждет от вас, что вы не будете злыми, или теми или другими. Какими бы вы ни были, вам дается полная свобода быть ЭТИМ. Группа – это искусственная среда. Общество не может позволить такое.

Если ваш гнев однажды начнет вскипать, вы удивитесь, сколько всего вы носите в себе. Сколько много яда в вашей системе. И только когда этого яда больше нет, и дым рассеялся, вы сможете найти путь к внутреннему озарению или к спокойным практикам, таким как суфийские кружения. Если разгневанный человек участвует в суфийских кружениях, его танец будет нести оттенок гнева. Вы можете понаблюдать, вы можете понаблюдать за людьми и вы увидите, что их танец разный по качеству. Чей-то танец подобен буйству; гнев сквозит через танец, через движения. В чьем-то танце есть грация, в нем расцветает любовь, некоторое изящество. В чьем-то танце есть сострадание. В чьем-то танце есть экстаз, чей-то танец – банальный и скучный: человек просто делает пустые движения, нет никого за этими движениями – движения механические. Понаблюдайте. Почему такие отличия? – потому что люди несут разные слои подавленного.

Когда вы танцуете, ваш гнев будет танцевать, если гнев есть в вас. Куда же он может деться? Чем больше вы будете танцевать, тем больше гнева будет танцевать. Если вы переполнены любовью, когда вы начнете танцевать, ваша любовь начнет литься через край – она станет танцевать повсюду вокруг вас, во всем пространстве. Ваш танец станет танцем всего вашего существа, он будет нести в себе всё, что вы несёте в себе. Если вы сексуально подавлены, тогда в вашем танце будет проявляться эта подавленность.

Стены и пол зала полностью мягкие.

Самая основная ежедневная Ошо медитация, на которой вторая стадия — это 10 минут катарсиса — Динамическая медитация. Мы делаем ее ежедневно, каждое утро.

В какой момент можно отпустить катарсис?


Он прекращается сам, когда он завершен. Вам не нужно прекращать его. Постепенно вы начнете чувствовать, что в нем нет энергии. Вы начнете чувствовать, что вы “делаете” катарсис, но ваши действия пусты, в них нет энергии. Вы просто притворяетесь, играете; это не происходит. Как только вы чувствуете, что катарсис не происходит и вы понуждаете его, он уже прекратился. Просто слушайте свое сердце.

Когда вы гневаетесь, как вы узнаете, что гнев исчез? Когда вы испытываете сексуальное влечение, как вы узнаете, что сексуальность прошла? Вы узнаете это по тому, что энергии больше нет. Мысль еще может оставаться, но энергии больше нет; эта мысль пуста. Вы были в гневе несколько минут назад: сейчас, хотя ваше лицо еще может быть немного сердито, глубоко внутри вы знаете, что гнева уже нет; энергия ушла.

То же происходит с катарсисом. Катарсис — это энергетический феномен. Многие эмоции были подавлены: теперь они разворачиваются, поднимаются, бьют ключом. Тогда в этом много энергии. Вы кричите, в этом есть энергия — после этого вы чувствуете облегчение, как будто вы сбросили груз. Вы чувствуете себя невесомым; вы чувствуете себя более расслабленным, спокойным, неторопливым. Если же не было никакой подавленной эмоции, вы можете совершать какие-то движения, но потом вы будете чувствовать себя усталым из-за ненужного расхода энергии. Подавленной эмоции не было. Ничего не поднималось, вы прыгали и кричали без необходимости; поэтому вы устали.

Когда катарсис истинный, вы чувствуете себя обновленным; когда катарсис ложный, вы чувствуете себя усталым. После истинного катарсиса вы чувствуете себя очень живым, более молодым, как будто вы сбросили несколько лет. Вам было тридцать; теперь вам двадцать восемь или двадцать пять. Груз сброшен; вы стали моложе, живее, свежее. Но если вы просто совершали движения, вы чувствуете усталость. Вам было тридцать; теперь вы чувствуете себя на тридцать пять.

Вы должны наблюдать. Никто другой не может сказать, что происходит внутри вас. Вы сами должны быть наблюдателем. Постоянно наблюдайте, что происходит. Не притворяйтесь, не играйте, потому что катарсис — это не цель; это просто средство. Однажды вам нужно будет его отбросить. Не держитесь за него. Он подобен лодке на переправе: вы переправились через реку и забыли про лодку, вы не несете ее с собой.

Помните, катарсис может стать вашей одержимостью. Он может превратиться в привычку, паттерн. Не нужно делать из него паттерн. Так в какой же момент нужно отбросить катарсис? Он прекратится сам собой. Просто будьте внимательными и наблюдайте. И когда почувствуете, что катарсис готов прекратиться, не цепляйтесь за него; пусть он прекратится.

Ошо, “Альфа и омега”, том 5, глава 10

Идея аристотелевского катарсиса получила новые смыслы в эпоху Возрождения. Этот процесс понимался как эстетическое трагическое переживание ради получения удовольствия.


Позже Готхольд Лессинг истолковывал понятие этически, немецкий ученый XIX века Яков Бернайс трактовал его как облегчение, Эдуард Целлер считал это способом устранения каких-либо аффектов и путем к гармонизации. Вольфганг Шадевальдт толковал катарсис как потрясение.

Достижение катарсиса требует наличия определенных факторов. Человек должен пройти несколько этапов, среди которых:

признание необходимости изменений в жизни;

готовность работать с собственными страхами;

достижение спокойного состояния;

сенсорная депривация (прекращение воздействия на один или более органов чувств);

стремление преодолеть неприятные эмоциональные ощущения;

признание неудач и ошибок.

Для того чтобы достичь этого состояния, нужна помощь специалиста. Однако в той или иной степени катарсис можно пережить посредством переживания за других, творчества или благодаря чуткому восприятию искусства.

Читайте также: