Как сделать карту эмоций

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024


Эмоциональная карта – эта фундамент Вашего умения качественно разбираться в своем эмоциональном мире. Она является плацдармом для приобретения любых навыков управления эмоциями для полноценной и эмоционально активной жизни. Эта книга – набор практических алгоритмов. А потому она станет удобным инструментом для ежедневного применения. Хотите знать и уметь пользоваться эмоциями. Открывайте книгу и погружайтесь в Мир Эмоций…

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивай свой EQ. Эмоциональная карта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

(С) Клад практических рекомендаций

Факт: большинство людей, которые сталкиваются со стрессами (как основными симптомами неуправляемости их эмоций), либо вообще не представляют, как от них избавиться, либо мечтают о каком-то уникальном простом способе, который их будет выручать во всех возможных ситуациях.

Утверждение. Универсального способа управления эмоциями не существует. Но вы можете создать систему управления эмоциями на основе эмоционального интеллекта.

Чтобы вам была понятна последовательность практики изучения ЭИ, приведу в качестве примера метафору обучения вождению.

Действие 1. Вначале вы изучаете знаки дорожного движения. Притом вы их не просто изучаете — вы их зубрите. С эмоциями также — вам стоит запомнить, как минимум определения, базовых эмоций. То есть создать для себя ту самую эмоциональную карту, которой, и посвящена эта книга.

Действие 3. Вы садитесь за руль и начинаете ездить с инструктором. При этом вы осознаете, что своевременно замечать и анализировать дорожные знаки — достаточно сложное занятие, так как необходимо быть внимательным, да еще, при этом, вертеть руль и жать на педали.

Действие 4. Внутренний анализ того, почему те или иные знаки ставят в том или ином месте. Поездив по городу и автобанам пару месяцев, вы начинаете понимать, почему рисуют на дорогах двойную сплошную линию и вешают на дороге кирпич или ограничения по скорости. Вы просто видите, к каким последствиям приводят нарушения этих правил.

При анализе эмоций, вам стоит найти причины (конкретные ситуации, люди, эмоции, манипуляции и т.п.) того, почему вы испытываете эмоции именно в вашей жизни. Забегая вперед, уточню — вы скоро обнаружите, что все ваши самые злободневные эмоции имеют ограниченный набор причин. Так вот, вам их точно стоит знать.

Действие 5. В сложной ситуации на дороге нужно научиться быстро переключаться на нейтральную скорость. Чтобы мотор вашего автомобиля не заглох.

Нейтральная передача в эмоциональном интеллекте — это и есть ваше чувство покоя. В эмоциональной жизни вам стоит отдельно выделить себе время на изучении эмоции покоя и стратегий входа в это замечательное чувство.

Действие 6. Когда вы попадаете в сложные ситуации на дороге необходимо выработать набор удобных именно вам действий. Например, завести знакомых в ДПС или в страховавшей ваш автомобиль компании.

Для эмоционального управления важно иметь четко проверенный и работающий набор стратегий выхода из самых актуальных для вас эмоций.

Действие 7. Нужно научиться планировать свой путь из пункта А в пункт Б, с учетом длины пути, возможных пробок, постов ДПС и прочих досадных препятствий. То есть нужно научиться пользовать дорогами себе во благо и на свое усмотрение.

Необходимо научиться выражать все эмоции из вашей эмоциональной карты на любого отдельно взятого человека. Притом ВСЕ эмоции и на ЛЮБОГО человека. Без исключений. Ведь неумение показать, например, родителям злость, начальнику свою тревогу или партнеру свое восхищение неминуемо приводит к тому, что жизнь вы себе осложняете капитально.

Действие 8. Нужно научиться общаться с сотрудниками ДПС на их языке. То есть не только знать правила, но и уметь о них поговорить и, если потребуется, настоять на правоте своего видения в плане их соблюдения.

Обратная связь в эмоциональной жизни подразумевает, что вы можете спросить у окружающих людей о том, какие эмоции испытываете и вы и они. Потому что использование обратной связи позволяет быстро скорректировать свое поведение за счет эффективного знания объективной (или субъективной) ситуации вокруг вас.

Резюме: изучение языка начинается с алфавита, математики с цифр, химии — с таблицы химических элементов, а изучение любых техник управления эмоциями стоит начинать… с эмоциональной карты.

Утверждение: если вы хотите управлять эмоциями, точно не стоит их отрицать (зарывая голову в песок) — им НУЖНО уделять внимание.

Хотите справляться со стрессом — вам необходимо распознавать свои эмоции. Это аксиома. Ведь сами по себе эмоции — это результат тех процессов, что происходят у вас в душе. А контроль и управление — это процессы, которые происходят у вас в сознании. Если ваша потребность в управлении эмоциями действительно сильна — переводите эмоцию туда, где ими можно управлять — в сознание.

Какой именно способ вы выберете — не важно. Но это нужно делать регулярно. Потому что навык автоматического распознавания своих эмоций стоит намного дороже, чем однократный выход из стресса. Подобный навык — это один из самых важных способов профилактики эмоционального выгорания!

Также нужно уточнить. С точки зрения практики, важно не только осознать свою эмоцию, но и проговорить. Притом проговорить ПРАВИЛЬНО, то есть при помощи определенной техники. Я рекомендую использовать технику диссоциации.

Метод диссоциации — это прием, который означает, что вы, проговаривая свою эмоцию, одновременно отодвигаете ее от себя. Делаете эмоцию менее значимой и энергетически менее заряженной. Последняя пара фраз звучит достаточно серьезно, если не сказать грозно. Хотя, по факту, все, что вам нужно — использовать следующий шаблон:

Попробуйте прямо сейчас вспомнить любую неприятную ситуацию из вашего ближайшего прошлого. Назовите, какую эмоцию вы при этом испытывали. И прямо сейчас озвучьте эту эмоцию вслух. Например:

Я в такой-то ситуации (называется ситуация) испытывал (а) гнев.

Причем тут не нужно думать о том, почему этот метод работает — он просто работает.

Факт: чаще всего, люди в стрессе, фиксируют внимание либо на том, что у них есть проблема в отношениях с окружающими, либо на своем желании от этой проблемы избавиться. Или, еще хуже — на поиске виновных (себя таковыми считают, кончено же, редко). Но вот причину возникновения эмоций (в себе) часто либо не видят, либо игнорируют.

Утверждение. В качестве профилактики стресса имеет смысл знать не только название своей эмоции, которые вы испытываете, но еще и уметь дать ей логическое определение, чтобы выделить причину того, почему вы относитесь к окружающим людям тем или иным образом.

— у нас разные характеры

— он/она поступил плохо по отношению ко мне (ну, или я поступил плохо)

— у нас разные цели и представления о жизни

Но подобные обоснования не стоят и выеденного яйца в том случае, если вы регулярно испытываете в ваших взаимоотношениях неприятные эмоции. Существует закон социальной осознанности:

Резюме. Умение ориентироваться в причинах собственных эмоциональных реакций дает вам потенциальную возможность управлять своими отношениями и оценивать степень эффективности своих усилий, направленных на эмоциональное развитие вашей личности.

Факт. Большинство взрослых людей не только плохо осознают свои эмоции, но еще и тщательно сей факт скрывают.

Утверждение. Как только вы начнете замечать людей, которые запутались в своих эмоциях, откровенно в них заблуждаются либо вообще отрицают факт их наличия, то перестанете ожидать от этих людей сколько-нибудь логичного поведения.

Существует очень увлекательный тест, который позволяет вам проверить вышеуказанный факт. Заведите себе привычку чаще спрашивать окружающих, ПОЧЕМУ они ведут себя ТАК, как ведут. Например, вы можете спрашивать:

— почему ты в данный момент споришь?

— почему ты в данный момент злишься, тревожишься, обижаешься, скучаешь, печалишься (ну и так далее по списку эмоций вашей карты)?

— почему ты поступил в данной ситуации именно так?

— почему ты считаешь себя правым?

Вы убедитесь в том, что вразумительного ответ — это скорее исключение, чем правило. П.С. правда вам стоит быть готовым к тому, что градус раздражения вокруг может начать увеличиваться прогрессивно.

Ну, а так как окружающие вас люди часто не распознают свои эмоции своевременно, то, имея представление об эмоциях, вы получаете возможность понимать людей лучше их самих. Считывать мотивы поведения, моменты принятия решений, моменты сомнения в собственном выборе, признаки активной работы совести или признаки желания отчаянно стоять на своем (позиции, мнении, гоноре и т. п). Это дает вам возможности активного и быстрого влияния на окружающих, или, хотя бы, возможность своевременно защищать себя от бездумного (и временами, откровенно глупого) поведения окружающих.

Резюме. Вам стоит не только знать определения эмоций, но еще и то, как они выглядят внешне (на уровне невербальных проявлений) ЛУЧШЕ, чем это умеют делать люди из вашего окружения. Для этого ваша эмоциональная карта должна быть более полной, то есть включать себя не только определения, но и знания о мимике, жестах, телесном восприятии эмоций, внутреннем звучании или внутреннем тексте эмоций.

Утверждение. Эффективно и в удовольствие можно развивать свои социальные связи лишь владея навыками эмоционального считывания.

Теперь давайте подумаем вот о чем. Все коммуникативные навыки требуют умения разбираться в других людях. Если же навести на указный навык прицел вашего внимания и спросить себя, а что конкретно вы хотите получить от такой способности… То вы скоро придете к мысли о ясновидении. В хорошем смысле этого явления. Ведь, в первую очередь при эффективных коммуникациях требуется понимать, как человек поступит в той или иной ситуации. Короче — нужно уметь прогнозировать. Если же скинуть завесу пафоса, то на практике вам нужно уметь считывать мотивы людей. Самый же главный мотив человека — это его эмоции. Которые могут вас и на волну успеха водрузить и приключений на пятую точку накликать.

Добавьте сюда тот факт, что упоминать вслух свои истинные чувства не принято. Приправьте слабым уровнем эмоциональной осознанности. И оформите любовью к приукрашиванию, а то и наглому вранью (именно когда дело касается расспросов о ваших настоящих чувствах). И вы получите четкое понимание того, ПОЧЕМУ коммуникативные навыки так ценятся.

Резюме. Вам стоит уделить внимание изучению эмоционального отношения окружающих к вашей персоне. Это даст вам возможность прогнозировать развитие отношений, минимум конфликтных ситуаций и уважение в придачу. И вам точно понадобится практическое пособие по тому, как считывать эмоции людей вокруг вас. Эмоциональная карта, понятное дело, вам снова пригодится.

Факт. От стресса, депрессий или эмоционального выгорания страдает практически каждый второй. Но вот стабильного потока внимания к своему эмоциональному образованию можно ожидать только от каждого двадцатого стрессоголика. И это в крупных городах.

Утверждение. Для того, чтобы изменить свой эмоциональный фон, перезагрузить отношения или выстроить их с нуля достаточно выработать у себя привычку сознательно выстраивать модели собственного поведения с эмоционально значимыми для вас людьми.

Всех людей (набравшись чуток наглости) можно разделить на тех, кто постоянно ищет проблемы на свою бедную больную голову и тех, кто всячески стремится сделать свою жизнь максимально стабильной. Как правило, вторых значительно больше. И они шибко не любят первых. А еще любители стабильности стойко не любят разбираться в своих привычных эмоциональных стратегиях.

Для справки. Привычные эмоциональные стратегии (или — эмограммы) — это привитые вам обществом модели обращения с вашими собственными эмоциями и эмоциями вашей среды обитания. Эмограммы находят отражение в вашем характере, социальных ролях, манере вести конфликты, манере общаться, стиле поведения во время стресса.

Если пойти самым простым путем, то эмограмму можно описать следующим образом:

Событие — чувство — поведение

Например. Вам нужно попросить кого-то об одолжении. Вы испытываете стыд. Вы всячески оттягиваете момент просьбы.

Или. Водитель вашего такси закурил, не спросив разрешения у вас. Вы разозлились. И начали громко возмущаться.

Или. Вас попросили остаться на работе сверхурочно. Вы испытали тревогу. Вы побоялись отказать начальству, и остались на работе намного дольше положенного.

Эмограммы пластичны — они быстро меняются, подстраиваясь под потребности хозяина. Но вот приживаются они медленно. То есть, однократно изменить свое поведение в проблемной ситуации может каждый. А вот превратить изменение в привычку — намного сложней. Для этого, как минимум, нужно отлично владеть стратегиями запуска базовой эмоции достижения успеха — энтузиазма. Научитесь изменять активность этой эмоции — научитесь внедрять любые изменения в вашу жизнь. Пошагово о том, как это делается вы узнаете… в эмоциональной карте.

Удобство эмограмм заключается в том, что их можно анализировать, моделировать и проверять. А главное — тренировать их изменение. И даже делать это эффективно (в отличие от того же характера).

Резюме. Вам стоит в паре с помощником (близким человеком, другом, психологом или коучем) сформулировать набор ваших эмограмм. Присоединить к ним стратегии выхода из ведущих эмоций ваших эмоциональных шаблонов. И совершенно механически их отрабатывать в повседневной жизни.

Факт. Большинство людей, сталкивающихся со стрессом, хотят либо волшебную палочку, которая избавила бы их от любых переживаний одним взмахом. Либо считают, что для изменения своего состояния требуется поменять весь образ своей жизни.

Утверждение. С точки зрения эмоционального интеллекта управление эмоциями не имеет смысл сводить к масштабным задачам (вроде развития личности или переработки пережитого детского и жизненного опыта и т.п.). Практическую пользу можно получить, исходя из того, что каждая эмоция имеет, как минимум, одну (а то и несколько) эффективную стратегию, которая позволяет менять интенсивность вашего переживания вне зависимости от влияния из внешнего мира, опираясь на его эмоциональную логику.

Эмоциональная логика — это набор стратегий, которые позволяют моделировать поведение человека, исходя из сути, функций и задач эмоциональных переживаний для человека. С точки зрения эмоциональной логики ВСЕ эмоции и чувства являются полезными, так как сообщают человеку его отношение к ситуации в целом, и возможности собственного реагирования в частности. Эмоциональная логика подразумевает использование следующих форм эмоционального поведения:

1) принятие. Означает, что человек признает факт того, что все эмоции являются естественным выражениям отношения человека к ситуации и не пытается их контролировать (читайте — сдерживать).

2) демонстрация. Означает, что человек транслирует свои эмоции окружающим вне зависимости от того, что они (окружающие) об этом думают. При этом демонстрация происходят осознанно (человек понимает суть эмоции) целенаправленно (человек знает, что получит, демонстрируя свою эмоцию).

3) зеркало. Означает, что человек возвращает (по типу обратной связи) переживание оппонента в том виде, в котором воспринимает, с оценкой переживания на уровне своих познаний в эмоциональном интеллекте и с учетом таковых у оппонента.

4) противовес. Означает, что человек использует эмоцию, аналогичную оппоненту, но измененную на более сильную, насыщенную или акцентированную.

5) нейтрализация. Означает, что человек использует эмоциональные реакции, которые уменьшают степень интенсивности воздействия на него со стороны окружающих.

6) подпитка. Означает, что человек использует приемы эмоционального интеллекта для усиления собственных переживаний (в данном случае — ресурсных) до такого уровня, который позволит ему преодолеть имеющиеся препятствия за счет своих внутренних ресурсов.

Таким образом, задача эмоционального интеллекта сводится к:

— формированию четкой системы качественных различий между эмоциями (по сути, внешним и внутренним проявлениям), для того, чтобы человек четко осознавал неповторимый эмоциональный причинно — следственный рисунок.

— формированию набора конкретных (шаблонных) приемов, которые позволяют оперативно влиять на эмоциональное состояния себя и окружающих людей.

Резюме. Вам стоит создать для себя набор шаблонных приемов, который позволит вам оперативно (и с высокой степенью надежности) влиять на эмоциональное состояние, как себя, так и контактирующих с вами людей. И проверить их на практике. Ваша эмоциональная карта, в этом случае, серьезно сократит ваше мнение на реализацию подобного проекта.

Факт. Тело человека неразрывно связано с его эмоциями. Именно из-за этой особенности психофизиологии человека, стрессы влияют на показатели здоровья, существуют психосоматические болезни, феномены психологической усталости и эмоционального выгорания. С другой стороны имеется возможность активно влиять на свое эмоциональное состояние через тело (связь всегда двусторонняя). Доказано спа-центрами, массажистами, йогами, телесно-ориентированными терапевтами и маминой рукой (еще в детстве, когда эта самая рука вас гладила или стегала по попе).

Karta emotion 06 КАРТА ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Физические ощущение людей в различных эмоциональных состояниях одинаковы. Уже подтвержден тот факт, что расовые принадлежности и этнические истоки человека не влияют на ощущения в период переживания эмоций. Специалистами был проведен опрос более тысячи респондентов, проживающих в различных странах и местностях. Опрошенные рассказали о возникающих чувствах в периоды различных эмоциональных состояниях. По итогам эксперимента было установлено что у всех любовь вызывает тепло по всему телу, а негативные эмоции напротив вызывает затекания, блоки и напряжения человека, а страх и беспокойство чувствуются сдавливанием в грудной клетке.

Данный эксперимент изменил мнение людей о эмоциях человека и подтвердил многие древние подходы отношения человека к себе и окружающему миру. Был сделан вывод об обратной взаимосвязи между мозговыми импульсами и ощущениями — именно тело человека дает сигнал мозгу о том, как распознавать ощущения которые у него возникают.

Эмоции — это сложная волновая энергетическая конструкция, которая через восприимчивость тела человека подсказывает происходящие и предполагаемые реакции в аурическом поле на различные окружающие события и изменения. Только наш ум воспринимает все эти отклики у каждого индивидуально и по разному. Есть условное деление людей на эмоциональных и не эмоциональных. Эти ощущения и реакции очень сильно отличаются друг от друга. Обычно, люди эмоциональные считают себя не эмоциональными и наоборот. Зная механику эмоциональности и такого воздействия можно очень сильно скорректировать свою жизнь в различных сферах взаимодействия и более корректно принимать решения для себя. Но все это сможет подсказать вам только специалист на основе вашей индивидуальной энергетики.

Вы когда-нибудь задумывались, какие ощущения в теле вызывают различные эмоции? Где в теле отражается, например, гнев или любовь? Что чувствует тело, когда испытываешь обиду? Как отзывается в теле эмоция отвращения? Ученым эти вопросы показались очень интересными и они провели исследование, цель которого заключалась в выявлении участков тела, которые максимально активны в момент возникновения той или иной эмоции.

Karta emotion 02 1 КАРТА ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Тепловая карта эмоций

В эксперименте принимали участие около тысячи человек. Им демонстрировали различные стимулы — преимущественно видеосюжеты и картинки, которые должны были вызывать у испытуемых определённые эмоциональные ощущения и чувства. После демонстрации стимула определяли повышение или понижение активности в разных участках тела.

А если вам интересно — ниже представлена карта волновой зарисовки проявления энергии эмоций, можно сравнить ее с тепловой.

Karta emotion 08 КАРТА ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

ГДЕ И КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?

Известно, что любая эмоция представляет собой сложную систему взаимодействия энергетического восприятия и биохимических веществ в разных органах организма человека. Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает. Поэтому можно подавить выражение эмоции внешне, но нельзя её уничтожить внутри, если она не корректна для себя и окружающих. Амплитуда ее конечно со временем затихает, но она остаётся жить определенным пластом глубоко в человеке, будучи непроявленной, и не исчезает до тех пор, пока не будет выражена корректно вовне. Ниже представлена общая схема, где и как проявляет себя невыраженная и некорректная эмоция в человеке.


Karta emotion 041 КАРТА ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Karta emotion 03 КАРТА ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Так сложилось, что правое полушарие мозга отвечает за отрицательные эмоции, а левое — за положительные — это по количеству контролируемых нейронов (у левши — наоборот). То есть, когда у человека плохое настроение, ему необходимо активизировать левое полушарие. Для этого лучше затеять какую-нибудь игру типа шахмат, можно разгадывать кроссворд или лучше пофлиртовать. Но традиционно у нас левую половинку мозга активируют при помощи банального спиртного.

Интересно, что вместе с дофаминами алкоголь стимулирует другие левополушарные центры, в частности центр, отвечающий за болтливость. Так что алкоголики живут строго по учебнику нейрофизиологии. Кстати, потребность поговорить бывает так велика, что психологи не раз отмечали случаи, когда двое пьяных, говорящих на разных языках, часами вели содержательные для обоих беседы.

Что происходит с нами при сдерживании себя, ограничении в выражении чувств и эмоций?

Незаметно для нас это приводит к тому, что:

Karta emotion 09 КАРТА ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Мы боимся показать людям свои истинные эмоции, и даже самому себе в них признаться бывает страшно…

Подходим к зеркалу. Внимательно смотрим на годами сложившиеся черты лица. Какую эмоцию они выражают? Подняты брови? Удивлённо или от испуга? А может сдвинуты? От ярости? Уголки рта опущены? В печали? Или улыбка годами застыла на устах? А улыбаются ли тогда глаза? Или только губы? А может глаза широко раскрыты? В испуге? Губы вывернуты наружу? От отвращения? Или напряженно втянуты, превратившись в тоненькую линию? От злости? Щёки надуты? Как у ребёнка который вот-вот расплачется? Или лицо осунулось и мышцы напряглись? От боли и страдания? Присмотримся…Это выражение лица человека который хочет оскалиться? А может разреветься? Будем внимательны к себе.

Каждый человек в целях сохранения своего эмоционального здоровья должен корчить рожи своему отражению в зеркале не менее 3-х минут ежедневно!

Проект "Психологи онлайн"

Проект "Психологи онлайн"

Проект "Психологи онлайн" запись закреплена

5 упражнений для работы с алекситимией
- учимся выражать свои эмоции, чувства, переживания

Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.

Основное внимание обращено на выявление эмоционального потенциала личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом.

Материалы:
листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.

Основные этапы:
1. Настрой

Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент.

2. Индивидуальная работа

Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует проявлению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения.

Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической работы, желательно вместе с участниками обсудить, какие условные обозначения встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое.

Инструкция: «Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы.

Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какое-то время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию.

Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее.

3. Этап вербализации

Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображениях на картах и читают истории.

Активная позиция клиента на этапе вербализации способствует более глубокому осознанию собственных переживаний и их взаимосвязи.

4. Коллективная работа

На данном этапе участники создают общую карту группы.

Инструкция: «Изобразите на общем листе бумаги ваше, эмоциональное состояние в данный момент.

Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения.

Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране.

5. Этап рефлексивного анализа

Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоционального состояния человека в ходе занятия.

Цель: изучение телесных проявлений эмоций.

Материалы: карточки с надписями эмоций.

Каждый из вас получит карточку. Нужно показать, что чувствует тот или иной сказочный герой.

(Психолог раздает игрокам карточки с надписью, помогает им настроиться, объясняет ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, подбадривает неуверенных).

А теперь игроки по очереди показывают эмоции своих героев, а мы угадываем, какая это эмоция.

Психолог просит называть эмоции либо с помощью существительных (что чувствует, что испытывает данный герой? — страх, радость, интерес, обиду. ), либо с помощью глаголов (что делает данный герой? — боится, радуется, интересуется, обижается. ).

Цель: Обучение осознаванию реакции своего тела, общего состояния и способам выражать своё состояние.

Материалы: Половина листа ватмана А1 каждому участнику, акварельные краски или гуашь, баночки для воды.

Сядьте удобно, закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях тела. Пусть ваше внимание несколько минут свободно бродит по разным участкам тела. После этого сосредоточьтесь на ощущениях в вашей голове со стороны затылка. Представьте себе, что у затылка есть звучание. Он может звучать как какой-то музыкальный инструмент или издавать совершенно особенные звуки. Послушайте, как он звучит.

Теперь переместите внимание на виски. Они тоже имеют свое звучание. Послушайте его.

Переместите внимание на лицо. Послушайте, как звучат ваши глаза, нос, щеки, губы, подбородок. Затем послушайте звучание вашего горла, затылочной части шеи.

Так, постепенно перемещаясь, слушайте ваши плечи, руки, кисти рук, грудь, спину, живот, поясницу, половые органы, ягодицы, ноги и стопы. Возможно, каждая рука или нога будет звучать по-разному. Слушайте их отдельно.

При выполнении этого упражнения вы услышите самые разные звуки. Одни вам понравятся, другие вызовут раздражение, недоумение, тревогу. Обратите внимание на те участки тела, звуки которых поразили вас какофонией, скрипами и другой негармоничностью. Такие звуки могут происходить из-за болезни внутренних органов, а также из-за мышечных зажимов.

В некоторых участках тела вы можете встретиться с абсолютной тишиной. Это тоже результат мышечных зажимов и запретных чувств. В дальнейшем при выполнении задания вновь и вновь старайтесь установить контакт с этим участком. Если ничего не изменится, это может быть сигналом к тому, что вам необходимо поработать над разблокировкой тела.

2. Через некоторое время (в тот же день, отдохнув, или на другой день) нарисуйте на полном листе ватмана силуэт человека в полный рост: голова, тело, руки, ноги, — очерченный карандашом или фломастером и белый (незакрашенный) внутри.

Изобразите красками, как вы чувствуете каждый участок тела. Для этого, сфокусировав внимание на ощущении в данном участке головы или тела, слушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и какого цвета возник перед вашим внутренним взором. Постарайтесь нарисовать этот образ, используя эти цвета, внутри силуэта. Не заботьтесь, чтобы образ был передан точно. Пусть будет, как получится. Это лишь символ того, что вы чувствуете. Так постепенно закрасьте весь силуэт.

Посмотрите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? После того как вы закончите рисунок и его анализ, сверните лист и отложите его на несколько дней.

4. В течение недели каждый день фокусируйтесь на тех участках тела, которые вам пришлось трансформировать. И если звучание, образ и цвет вам не понравятся, снова изменяйте их до тех пор, пока не будете удовлетворены. В том случае, если ощущения, образ и мелодия упрямо возвращаются к прежнему, начните общаться с образом ощущения, чтобы понять, что он хочет вам сообщить.

5. Через неделю снова повторите упражнение. Посмотрите, что у вас получилось. Сравните с прежними рисунками.

Выражать свои эмоции можно не только с помощью красок. Для этого вы можете использовать, например, пластилин или другой материал. Все зависит от вашей творческой мысли.

Резюме: мы можем слышать своё тело и видеть его в разных красках. Когда вы делаете такие упражнения вы не только начинаете лучше понимать своё состояние, выражать его без слов, но и снимать стрессовое напряжение.

Назначение и приоритетные цели:

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

• Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Цель: осознавание эмоций, создание ресурсного состояния.

Материалы: колода игральных карт, журналы, клей, бусинки, пёрышки, стеклярус, кусочки ткани, нитки и т.д.

Создайте колоду своих духовных карт. Для этого вам понадобится столько карт, сколько вам покажется удобным (21,36 или 50). Пятьдесят карт делают колоду более полной. Выполните следующие действия: на десяти из карт напишите понравившуюся вам притчу или молитву. Еще на десяти напишите десять близких вам афоризмов, на следующих десяти напишите любимые стихи или хокку, на следующих десяти перечислите мудрые мысли, советы духовных людей, на последних десяти напишите цитаты из известных произведений, фильмов, которые вызывают у вас возвышенные чувства.

К каждой карте подберите свой образ из журнальных картинок или нарисуйте его. Сделайте, подберите дня карт свой домик: коробочку, мешочек, шкатулочку.

Созданные карты передаются друг другу, обсуждаются, хранятся как талисманы.

Описываемая карта включает в себя 12 эмоциональных сфер.

Путеводитель по эмоциям

Ниже представлена та эмоциональная карта, которая, ИМХО, удобна для работы практикующего психолога и достаточно проста и понятна человеку, который попадает к психологу в роли клиента. Описываемая карта включает в себя 12 эмоциональных сфер. Эмоциональная сфера – это набор эмоций, близких другу по смыслу или стратегии взаимодействия с окружающим миром.

Полная эмоциональная карта человека

Для эффективного чтения карты нужно ввести несколько допущений.

Под эмоцией я подразумеваю психофизиологическое явление, которое определяет ситуацию или наше к ней отношение (ориентировочный ярлык), изменяет активность человека (то есть несет в себе энергетический заряд) и направляет его восприятие, мышление и действия (мотивирует).

При этом я отдаю себе отчет (и вам советую), что разделение эмоций – вещь достаточно условная. Ведь эмоции легко могут сосуществовать друг с другом, то есть возникать одновременно. Например, сюрприз может одновременно проявляться удивлением и радостью (или разочарованием, если он вам не понравился).

Еще эмоции могут легко сочетаться, создавая сложное чувство. Например, ревность в себе сочетает: гнев, страх, вину и жадность. Тем не менее, для того, чтобы у вас был прочный эмоциональный фундамент подобное разделение просто необходимо.

Кроме того, приходится помнить о существовании омонимов (одинаковое написание, но разный смысл). Эмоции омонимы тоже существуют. Так, например, жалость может относиться и к сфере одиночества (мне не хватает внимания), так и к сфере превосходства (я помогу этому несчастному). Или, например, досада, которая может быть и в сфере потери смысла (как квинтэссенция разочарования), и в сфере совести (когда речь идет о самобичевании).

Полная эмоциональная карта человека

Расположение эмоциональных сфер на карте во многом определено тем, что часть эмоциональных сфер является полными или частичными антагонистами друг другу. Хотя это достаточно условное допущение. Ведь идеальной метафорой эмоций являются цвета. Да, белый цвет во многом противопоставляется черному, а теплая часть цветовой палитры – холодной. Но, это срабатывает только при парном сравнении. На картине же цвета смешиваются в уникальный рисунок.

В перечне внутри сферы эмоции расположены в порядке от менее интенсивных (фоновых) к более интенсивным (аффектам).

При этом в одной сфере расположены и эмоции и чувства. Может быть, это не самый правильный подход с точки зрения теоретической модели, зато очень удобно на практике.

Сфера удовлетворения

Удовлетворенность – комфорт – легкость – беззаботность – полет – игривость – радость – наслаждение - лучезарность – веселье – счастье – благодать – одухотворение – эйфория – блаженство – восторг – экстаз.

Сфера энтузиазма

Любопытство – интерес – бодрость – надежда – оптимизм – энтузиазм – уверенность – сила – решимость – вовлеченность – воодушевление – вдохновение – предвкушение – задор – азарт

Сфера покоя

Покой – безмятежность – безопасность – умиротворение - облегчение.

Сфера неожиданности

Растерянность – недоумение - удивление – изумление – чудо.

Сфера совести

Смирение – подчинение – смущение – вина – стыд – раскаяние – досада.

Сфера одиночества

Отделенность - жалость – одиночество - пустота

Сфера потери счастья

Недовольство - ностальгия – озабоченность – сожаление – печаль – тоска – угнетенность – несчастье – страдание – стенание – эмоциональная боль – горе

Сфера потери смысла

Инертность – монотонность – усталость – скука – пресыщенность – скука – горечь – безразличие – бессмысленность – уныние

Сфера страха

Беспокойство - сомнение - недоверие – настороженность – тревога – замешательство – испуг – страх – беспомощность – смятение – паника – отчаяние - ужас.

Сфера антагонизма

Холодность – подозрительность – раздражение – противостояние – отторжение – злость – враждебность - обида – возмущение – злорадство – бойкот – гнев – ненависть – ярость – бешенство.

Сфера превосходства

обособленность – снисходительность - пренебрежительность – жалость – игнорирование - самодовольство гордость – высокомерие – неприязнь- осуждение – непокорность – зависть – жадность – презрение – отвращение – ядовитость – оскорбленность – унижение - месть – ревность – предательство

Сфера принятия

Автор: Александр Кузьмичев

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также: