Как сделать карточки по истории с датами 5 класс

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Задания для работы с картами и контурными картами на уроках истории в 5 - 6 классах.

На уроках учителя истории используют как просто карты, так и контурные. От последних можно отказаться, это уже выбор учителя. Но от исторических карт (настенные, в учебниках, атласах, на электронных носителях) отказаться невозможно, хотя бы по той причине, что современные дети больше привыкли воспринимать визуально. При этом в работе с картой очень важен этап 5- 6 классов, так как карта – это не просто картинка, а источник информации. Если ребенок не научится этот источник понимать, то вся работа с картой будет ненужной.

Историческая карта – это наглядно-условно графическое пособие, служащее для локализации исторических событий в пространстве, созданию представлений о географической среде, в которой они развивались. Сразу определимся с фактором, усложняющим дело учителя: исторические карты носят, в основном, локальный характер. Поэтому необходимо в кабинете иметь большую настенную карту (или, если нет возможности, карту в учебнике), чтобы локальную карту соотносить с мировой.

Контурная карта - тип условно графической наглядности, предназначенный для самостоятельной работы учащихся по предлагаемым заданиям. Что в работе с контурной картой является проблемой? Для некоторых детей это просто набор линий, абсолютно непонятных. Поэтому, на мой взгляд, не надо начинать торопиться работать с контурной картой, иначе она станет просто раскраской для детей.

Исторические карты являются настолько привычной частью урока, что стали незаметным, малоиспользуемым элементом учебной деятельности. В лучшем случае, карта используется для показа некоторых событий и объектов учителем и учащимися. Это немаловажный элемент работы с картой, но не единственный. Чтобы работа с картой превратилась реально в деятельность, необходимо использовать разные задания.

Первое знакомство с картой у детей происходит на уроках в начальной школе, поэтому 5- й класс начинаем с небольшого повторения, связанного со сторонами света. Дети не всегда знают, где располагается север или восток, а такое явление как северо-восток вызывает у них полное недоумение.

Для проверки знаний детей о данном вопросе можно использовать розу ветров. Роза ветров в картографии и геральдике — картографическое обозначение основных географических азимутов сторон горизонта в виде звезды.

После того, как с детьми повторили (а, иногда, и выучили) направления сторон света, то можно сделать небольшую проверочную с использованием изображения розы ветров.


А) подписать стороны света;

В) указать в каком направлении располагается выдуманное государство

Фарафра – это оазис

Мемфис – это название озера

Вдоль Нила шел канал Иосифа

Недалеко от Гизы располагаются пирамиды

Одним из направлений военных походов фараонов был Нижний Египет

Город Сиена располагается рядом с первым порогом Нила.

В первый раз данная работа должна проводится фронтальным образом с подробным разбором каждой ошибки или непонятного элемента. Можно данную работу проводить с помощью кратких вопросов:

Как назывался район пирамид?

Как назывался канал, проложенный вдоль Нила?

Какое полезное ископаемое было на территории Синайского полуострова?

В какие страны ходил походом фараон?

Какие народы нападали на Египет?

Назовите столицы Древнего Египта?

Выпишите название пустыни, которая перекрывала египтянам выход в Красное море?

Ответы на вопросы и определение правильности суждений помогает учащимся ознакомиться с содержанием карты, научит использовать условные обозначения.

При работе с контурной картой по данной теме можно использовать, кроме обычных, и следующие задания:

А) Торговый караван вышел из Большого оазиса в город Сиут, а потом должен был дойти до города Гераклеополь. Проложите маршрут торгового каравана.

Б) Археологи обнаружили на Синайском полуострове большое количество золотых изделий, хотя золота в этом районе нет. Откуда могли привезти эти золотые изделия? Проложите маршрут доставки.

Условие для выполнения задание: обозначить четко начало и конец маршрута.

Одно из направлений деятельности с картой – это определение географических объектов. Это может быть в таком варианте:

выпишите название морей:

выпишите название гор:

выпишите название рек:

выпишите название государств:

выпишите названия городов:

выпишите название народов:

Для работы с контурными картами:

Отметить территорию Македонии к началу правления Филиппа 2

Отметить столицу Македонии

Отметить и подписать любое государство, зависимое от Македонии

Отметить территорию Македонии к 336 году

Отметить столицу Македонии

Отметить любую территорию, которая сохранила свою независимость от Македонии

Отметить город, около которого происходила битва греков и македонцев

Отметить границы державы Александра Македонского

Отметить сражение, которое произошло в 334 г (подписать)

Отметить самое большое государство, образ-ся после распада империи Александра Македонского.

Покажите путь Александра из Александрии Египетской до Александрии Арианы

Отметить границы державы Александра Македонского

Отметить сражение, которое произошло в 331 г (подписать)

Отметить государство, образ-ся после распада империи Александра Македонского, связанное с историей пирамид.

Рассказываем, как эффективно удерживать в памяти факты.

Как запоминать даты и работать с картами

Умение быстро запоминать даты и распознавать на карте исторические события и объекты понадобится в обучении и на экзаменах. Чтобы освоить такой объём информации, необходимы системный подход, специальные методики и постоянные тренировки.

Как учить исторические даты

Есть множество способов и приёмов быстрого заучивания дат, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.

Систематизация

Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: большое количество цифр перемешивается в голове и плохо соотносится с конкретными событиями. Чтобы избежать этой путаницы, записывайте и заучивайте даты группами — по историческим периодам, по историческим событиям, по правителям. Например, в отдельную группу можно выделить основные даты Великой Отечественной войны, главные вехи правления Александра II, хронологию событий Смутного времени. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.

Второй способ систематизировать запоминание дат — отслеживать связи между историческими событиями и составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:

1223 год — битва на реке Калке,

1237 год — нашествие Батыя,

1240 год — падение Киева и установление ига,

1380 — Куликовская битва,

1480 — Стояние на Угре.

Такие же цепочки легко составляются для эпохи Смутного времени, наполеоновских войн, Великих Реформ середины XIX века, индустриализации СССР. Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100. Это тоже помогает избегать путаницы.

Третий вариант систематизации при запоминании дат — проведение параллелей между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Параллельно можно запоминать даты событий, произошедших в один и тот же день или месяц, но в разные годы.

Визуализация

Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. Для запоминания исторических дат подойдут:

  • разноцветные стикеры с датами, которые можно расклеить по дому или повесить на специальной доске;
  • карточки, на одной стороне которых написана дата, а на другой — событие; такие карточки можно брать с собой и повторять материал в любую свободную минуту: в дороге, во время ожидания транспорта, в очереди;
  • таблицы, особенно если они составлены с учётом рекомендаций выше: по эпохам, по периодам, по правителям и так далее; в одну графу таблицу записываются даты, в другую — события;
  • интеллект-карты; с их помощью также можно группировать даты по периодам или по правителям, сопровождая их запоминающимися картинками, символами, рисунками. При воспоминании о визуальных элементах карты в памяти сразу же всплывает и нужная дата.

Эмоции

Информация, окрашенная эмоционально или затрагивающая наши чувства, запоминается гораздо лучше, чем сухие бесстрастные факты. То же самое относится и к историческим датам: чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее вы запомните его дату. Для создания эмоционального резонанса с историческими событиями лучше всего подходит знакомство с произведениями искусства самых разных жанров: книгами, фильмами, спектаклями, картинами известных художников. Составьте список исторических произведений, относящихся к тому или иному событию, и знакомьтесь с ними, при этом держа под рукой таблицу с основными датами.

Мнемотехники

Для запоминания исторических дат лучше всего подходят метод интервального повторения и метод ассоциаций.

При запоминании с помощью интервального повторения вы экспериментальным путём подбираете индивидуальное время, через которое нужно повторять информацию, чтобы она лучше запомнилась. В интернете есть специальные сайты, на которых можно создать набор карточек для интервального повторения с историческими датами и подобрать подходящий интервал их показа. Программа показывает карточки через определённые интервалы времени, а пользователь вспоминает ответ и сообщает программе, насколько быстро ему это удалось.

Ассоциативный метод используется как для связи даты с событием, так и для механического запоминания цифр. Например, можно написать дату и постараться придумать свою ассоциацию к каждой паре цифр, или вспомнить какое-то событие из собственной жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант — записать дату, событие и связать их с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.

Как работать с исторической картой

Учитесь читать карту. Нет смысла специально запоминать карты отдельных исторических событий — это очень сложно и вряд ли пригодится вам на экзамене. Гораздо эффективнее научиться читать любую карту.

Изучите информацию об условных обозначениях и рассмотрите условные знаки. Это поможет определить примерное содержание той информации, которая заключена в карте. Условные обозначения на картах относятся к определённым группам:

  • границы,
  • природные объекты,
  • города,
  • направление движения войск и нанесения ударов,
  • места сражений,
  • территории, ограниченные тем или иным историческим периодом или событием (например, завоеванием в ходе войны),
  • центры производства, добычи полезных ископаемых.

Изучив условные обозначения на конкретной карте, вы получите начальное представление о событии или периоде, которое она отражает.

Сопоставьте изображённые на карте объекты с событием или эпохой. Вспомните и запишите всё, что вы помните о происходящем в это время в этой местности, после чего сравните свой конспект с информацией из учебника и заполните обнаруженные пробелы. Свяжите изображение на контурной карте с яркими впечатлениями о событии. Здесь, как и в случае с историческими датами, помогут произведения искусства и литературы, насыщенные образами и эмоциями.

Рисуйте исторические карты самостоятельно. Изучая то или иное событие или период, визуализируйте его, используя принятые на исторических картах условные обозначения. Рисовать карту можно самостоятельно, а можно использовать для тренировки атлас контурных карт по истории или распечатку контурных карт из интернета.

Разбирайте задания ЕГЭ на чтение исторической карты. Для начала изучите условные обозначения и определите ключевые факты, которые там упоминаются. Например, если среди условных обозначений даны направления движения войск, значит, речь идёт о каком-то сражении или нашествии, если указаны границы княжеств — это период феодальной раздробленности, если определённые города — что-то важное происходило именно в них. Посмотрите, указаны ли на карте какие-либо даты; если да, это облегчает задачу, ориентируясь на даты, можно вспомнить, какие важные события происходили в это время и где, после чего сопоставить этот список с картой.

Если уделять запоминанию дат и работе с картами достаточно времени, постоянно тренироваться, использовать разные приёмы и алгоритмы, можно за короткие сроки усвоить большое количество информации и научиться правильно решать учебные тесты и экзаменационные задания.

Что нужно запомнить

  1. Заучивая исторические даты, систематизируйте их по периодам, правителям или другим критериям.
  2. Используйте методы визуализации: стикеры, карточки, таблицы, интеллект-карты.
  3. Постарайтесь получить яркие впечатления и эмоции от знакомства с историческим событием — это упрощает запоминание фактов.
  4. Учите даты с помощью мнемотехник: интервального повторения и метода ассоциаций.
  5. Постоянно тренируйтесь в чтении исторических карт, изучайте условные обозначения, сопоставляйте карты с событиями.
  6. Рисуйте исторические карты самостоятельно и тренируйтесь в решении экзаменационных заданий на чтение и заполнение исторических контурных карт.
  7. Используйте приложения и сайты, помогающие освоить работу с картами.

Просмотры

Что вызывает неподдельный страх у старшеклассников, решивших сдавать ЕГЭ по истории? Конечно же, огромный список дат и терминов для запоминания! Сегодня вместе с курсом по истории с Элей Смит мы расскажем, как эффективно запоминать большие объёмы информации, чтобы потом за секунды вспоминать даты Северной войны и отличать десятину от ордынского выхода.

Универсальный метод: карточки

С помощью карточек можно запомнить любые виды информации: начиная от иностранных слов и заканчивая математическими формулами. Но особенно этот метод актуален для изучения истории.

Такие карточки просто сделать самому. Достаточно разрезать лист формата A4 на восемь равных частей или взять разноцветную бумагу для заметок, а затем на одной стороне написать дату или термин, а на другой — соответствующее событие или определение понятия. Творческим ребятам мы советуем украсить карточки иллюстрациями-ассоциациями, чтобы создать наглядный образ в памяти и наверняка запомнить трудную информацию. После создания карточек вам останется только перемешать их и проверить, насколько хороши вы выучили пройденную тему.


В Интернете есть несколько полезных ресурсов для создания похожих карточек — например, Quizlet. Там вы найдёте сотни разных исторических модулей бесплатно или по подписке, а также сможете делать карточки сами.

Творческое оформление конспектов — ключ к успеху

Какой конспект лучше отложится в памяти: написанный убористым почерком текст, который даже не разбит на абзацы, или же материал, оформленный с помощью маркеров, включающий в себя иллюстрации, таблицы и схемы? Ответ здесь очевиден. Для запоминания дат и терминов важно грамотно оформлять конспекты. Не стремитесь писать много, исключайте всю ненужную информацию и максимально структурируйте материал.

Помните, как вам не хотелось заполнять огромную таблицу по Северной или Семилетней войне, но учитель почему-то грозил двойкой за её отсутствие? Так вот: формат схем и таблиц удобен для запоминания сложного объёмного материала, именно поэтому такой работе стоит уделить время, и угроза плохой оценки тут вовсе ни при чём.

Уровень понимания устанавливать с помощью вопросов, требующих хотя бы минимального переструктурирования ранее воспринятых сведений. Причём с помощью вопросов учащиеся должны сами назвать уже знакомые им термины.

На этапе закрепления пройденного материала путем повторения, варьирования ситуаций, прокладывания новых смысловых связей осуществляется закрепление учебного материала в памяти учащихся. Только тогда учебный материал становится ресурсом личности учащихся.

На этапе закрепления знаний предлагаем использовать специальные терминологические карточки. Вы их найдете в высыпающемся меню.

Читайте также: