Как сделать карточки для 1 класса гласные и согласные

Обновлено: 04.07.2024

1.Спиши письменными буквами, начиная с красной строки:

Тут Антон. У Антона ноты. А у Нины? У Нины нитки.

та то ту ты ти

Карточка №3

  1. Спиши письменными буквами слова, разбив их в два столбика.

кони ток киты кот нос ноты

  1. Выдели простым карандашом слоги дугой, поставь ударение.
  2. Расшифруй ребус:

Карточка №4

Аисты, кусты, утка, осина, ау, иа.

Тут стоит такси. Антон - таксист. У Антона насос.

Карточка №5

  1. Спиши, начиная с красной строки, поставь ударение.

Куст, кустик, осина, осинка, осока, оса, сосна.

  1. Подчеркни лишнее слово.
  2. Над первой буквой каждого слова поставь цифру, обозначающую количество слогов.
  3. Напиши:

Аа Оо Уу Ии Нн Кк Сс

Карточка №6

Тут оса. Тут осы. У осы усы. У ос усы.

Нос, канат, танки, сон, Инна, Анна.

  1. Обозначь мягкие и твёрдые согласные.
  2. Расшифруй ребус:

Карточка №7

са со су сы си

У Никиты стакан. Тут сок. Оса! Оса!

1.Напиши слова, поставь в них ударение.

Соки, сук, кусты, кисти, стаканы.

Карточка №8

1. Составь и запиши все слоги с буквами: а о у ы и н т к с .

2.Допиши слова, начиная с красной строки:

Оси…, аи…, осо…, ку…, со…,ни… .

Карточка №9

Тут Нина. У Нины нитки. Они тонки.

  1. Напиши пять слов с изученными буквами, покажи дугой слоги, поставь ударение.
  2. Расшифруй ребус:

Карточка №10

соки сук стаканы сок кусты усики

  1. В трёхсложных словах поставь ударение и подчеркни гласные буквы красным карандашом.
  2. Спиши текст:

Тут Инна и Ната. У Инны утки. У Наты кони.

Карточка № 11

Она, оно, ноты, Антон, тот, окно, никто, ток, танки.

  1. Поставь в словах ударение.
  2. Напиши диктант из двух предложений с изученными на письме буквами.
  3. Расшифруй ребус:

Карточка №12

Стул около стола. Стол стоит около окна. У Нины кукла. Нина налила соку.

  1. Подчеркни все гласные. Обозначь мягкие согласные.
  2. Расшифруй ребус:

Карточка №13

  1. Спиши слова, обозначь гласные, разбей на слоги:

Стол, сон, слон, луна, около, колокол, стул.

Стул около стола. Стол стоит около окна. На стуле кукла.

3. Расшифруй ребус:

Карточка №14

Тут Алла и Лина. У Аллы скакалка. У Лины скакалка. Ната и Алла скакали.

  1. Нарисуй схему выделенного слова.
  2. Поставь ударение в третьем предложении.
  3. Расшифруй ребус:

Карточка № 15

  1. Запиши слова в три группы, формируя их по общему признаку:

орлы лиса караси лини сорока кролик окуни крот сокол

У Аллы росли ирисы. У Раи – астры. У Иры – лилии.

Карточка №16

1.Спиши слова, разделив чёрточкой на слоги, подчеркни лишнее слово:

Ива, совы, тыква, трава, корова, ворота, ворона.

У Вовы вырос лук. У Славы вырос салат. У Клавы выросли тыквы.

Карточка № 17

  1. Спиши предложения, поставь ударение, обозначь мягкие согласные:

У Аллы кукла. У Алика насос. Инна солит салат.

2. Напиши 7 слов с изученными буквами под диктовку.

Карточка №18

У Тараса коса. Коса остра. У Ларисы коса. Коса руса.

  1. Напиши слова, разбив их на две группы по общему признаку:

Сороки, сорока, астры, ирис, торт, астра, ирисы, торты.

Карточка №19

  1. Напиши слова, подчеркни слово, к которому подходит схема:

Сорт, трос, торт, рот, рост, лист.

  1. Напиши 3 предложения по выбору под диктовку.
  2. Расшифруй ребус:

Карточка № 20

Вот коровник. Тут коровы. Вот и косилка. Иван косит траву.

  1. Найди трёхсложные слова, выдели в них слоги.
  2. Подчеркни гласные буквы в словах третьего предложения. Укажи мягкие согласные.
  3. Расшифруй ребус:

Карточка № 21

Тут высокие ели. Около ели нора. У норы енот. Волк воет. А кто лает?

  1. Во втором предложении поставь ударение.
  2. Найди в тексте мягкие согласные, подчеркни и укажи, что влияет на их мягкость.

Карточка № 22

У нас урок. На стене висит картина. У Коли кисти и краски. Он рисует луну.

  1. Обозначь мягкие согласные и буквы, показывающие их мягкость.
  2. Придумай себе устное задание.

Карточка № 23

Река.

На окраине села река. Она невелика. Ивы склонили свои тонкие ветки к реке. В реке раки. Лена, Сева и Рита ловили раков.

2. В словах последнего предложения поставь ударение.

Карточка № 24

У Лены синие ленты. У Светы красные ленты. А у Вероники?

2. Напиши под диктовку 7 слов с изученными буквами, выдели в них слоги.

Карточка № 25

1. Спиши слова, начиная с красной строки, подчеркни лишнее слово, поставь ударение:

Пила, пилит, выпил, пилка, напилил.

1.Напиши под диктовку:

У Пети папа- плотник. Папа Веры – пилот. У Севы папа-капитан. У Полины - сталевар.

Карточка № 26

  1. Спиши слова, разделив чёрточкой на слоги, подчеркни гласные, обозначь мягкие согласные:

Парта, суп, повар, плита, квас, пионы, трактор.

Карточка № 27

У нас в классе скоро конкурс. Павел нарисовал трактор. Виктор – кран. Вера нарисовала куклу.

2. В 4 предложении поставь ударения, в 3 предложении обозначь твёрдые согласные.

Карточка № 28

Москва, Минск, Мурманск, строители, метро, пластилин.

У Ромы папа и мама – строители. Они строили метро в Москве, Киеве и в Минске.

3. Поставь в тексте ударения во всех словах.

1. БЕРОВОЙ, ПРАДОЕЛ, ГАПОЙУП, ЧЛАСКОТА
Прочитай и объясни выделенные слова:

сироп тулуп укроп грипп храп сноп стоп Филипп пальма пальто попугай пыль палка пони паста паук почка поле парк помада победа покупка пароход парикмахер трап телескоп суп кнопка кепка тропа копоть липкий крепкий лампа шапка купальник лопата

1.По желанию реши анаграммы и исключи лишнее слово:

ЛАРМДАЕМ, МАНОЧЕД, КЛАДЕРАСЬ, РОСИБАК
2. Прочитай и объясни выделенные слова:

Оля острый отдых орден обувь отпуск осы окунь овцы окна озеро обруч ослик окрик озимь очень около овощи

Карточка № 29

  1. Запиши слова в две группы, формируя их по общему признаку:

папка полка мел Марс пенал мир

В классе просторно и светло. У нас урок письма.

Рома написал мелом слова. Миру – мир!

Карточка № 30

1.Спиши текст. В 1 предложении обозначь гласные и твёрдые согласные:

В сарае у Максима клетка. В клетке – серые кролики. Максим кормил кроликов. Около клетки корм: капуста, морковка, клевер.

  1. В 3 предложении поставь ударение.
  2. Запиши буквы, разбив их в две строчки по общему признаку:

А н е о У и к И С Т О т Е К Л у а м П М п Н

Карточка № 31

Сима и Зина вырастили розы. Выросли розовые и красные розы. Зина и Сима принесли розы в класс.

1. АЛФАВИТ.
В русском алфавите 33 буквы.
Буквы мы видим и пишем.
Звуки – слышим, произносим.
Гласных букв– 10, согласных букв -21.

Гласных звуков - 6, согласных звуков - 37.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.
Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

В начальной школе дети учатся анализировать звуко-буквенный состав слова. С этой целью им предлагается составлять схемы слов. В большинстве учебных заведений младшее звено требует закрашивать в схеме гласные красным цветом, а согласные (в зависимости от того, мягкие они или твёрдые) зарисовывать либо синим (голубым), если звук твёрдый, либо зелёным, если он мягкий. Как раз и знание цвета закрепляют таким образом. Вот так это выглядит:


В первом классе дети разбирают звуки слова с помощью наглядности: используют разноцветные квадраты.

Итак, гласные буквы изображаются красным квадратом.

гласные, которые дают два звука, один из которых "й", изображаются двумя цветами.

согласный звук может изображаться либо синим, либо зеленым квадратом. Все зависит от того, твердый он или мягкий.

Вот как выглядит таблица звуков:


В нашем классе гласные буквы не писали другим цветом, однако в учебных пособиях обычно гласные буквы и звуки обозначают красным цветом. Скорее всего согласные звуки следует писать синим цветом (противоположность красному).

В первом классе дети школьники еще только знакомятся со звуками, полные характеристики звуков они будут проходить позже. Поэтому придумали цветовое обозначение, так детям пока легче.

В первом классе дети должны различать гласные звуки и согласные.

Для составления звуковой схемы слова квадратик, или его часть, с согласным звуком закрашивают либо зеленым, либо синим цветом.

Выбор цвета зависит от того, мягкий звук или твердый.

Так в слове лось, например, есть мягкий звук н и твердый к.


Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова "наряд":

  • в данном слове два слога: на-ряд.
  • ударение падает на второй слог, на букву "я": нарЯд (ударная буква выделена заглавной и жирным шрифтом).
  • слово может переноситься следующим образом: на-ряд.
  • транскрипция выглядит так: [нар'ат].
  • в слове 5 букв (из них 3 соглас/х и 2 глас/х) и 5 звуков, где также 3 согл/х и 2 гласн.
  • часть речи: существительное (отвечает на вопрос "что?").

Охарактеризуем каждый звук:

Букве "н" соответствует звук_[н]_согласн., твёр.пар., звон.непарн., сонорн.

Букве "а" соответствует звук_[а]_гласн., безударн.

Букве "р" соответствует звук_[р']_согласн., мяг.пар., звон.непар., сонорн.

Букве "я" соответствует звук_[а]_гласн., ударн.

Букве "д" соответствует звук_[т]_согласн., твёр.пар., глух.пар.

Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова "струя":

с-[с] - согласный, твёрдый парный, глухой парный

т-[т] - согласный, твёрдый парный, глухой парный

р-[р] - согласный, твёрдый парный, звонкий непарный, сонорный

у-[у] - гласный, безударный

я-[й'] - согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, сонорный

-[а] - гласный, ударный.

Глухие согласные "с" и "т" имеют звонкие пары - "з" и "д" соответственно.

Сонорный согласный "р" всегда звонкий.

Слово "струя" состоит из 5 букв, 6 звуков и 2 слогов - стру-я.

Данное слово не переносится, так как букву, обозначающую слог, переносить нельзя.

"Я" обозначает два звука, поскольку следует за гласной.

Ударение падает на букву "я", на последний слог - струЯ.

Определим часть речи:

Струя - имя существительное неодушевлённое, нарицательное, женского рода, первого склонения, в единственном числе, именительном падеже.

Выполним фонетический (звуко-буквенный) разбор слова "таблица":

т-[т] - согласный, твёрдый парный, глухой парный

а-[а] - гласный, безударный

б-[б] - согласный, твёрдый парный, звонкий парный

л-[л'] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный, сонорный

и-[и] - гласный, ударный

ц-[ц] - согласный, твёрдый непарный, глухой непарный

а-[а] - гласный, безударный.

Согласные "т" и "д", "п" и "б" составляют пары по глухости/звонкости.

Сонорный согласный "л" всегда звонкий.

Согласный "ц" всегда твёрдый и глухой.

Слово "таблица" состоит из 7 букв, 7 звуков и 3 слогов - таб-ли-ца.

Ударение падает на букву "и", на второй слог - таблИца.

Определим, какой частью речи является слово "таблица":

Таблица - имя существительное неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.

В заданном слове три гласных, следовательно, оно разбивается на три слога.

Естественно, при разбиении на слоги, необходимо учитывать и некоторые рекомендации и правила.

Можно напомнить, что слоги бывают открытые и закрытые, что определяется разным звучанием звуков при произношении слов. Более звучными являются гласные звуки, менее звучными -- согласные.

И в середине слова в соответствии с рекомендациями следует оставлять слог, оканчивающийся на гласный звук, например, правильное разбиение на слоги слов: ме-сто, сне-жки, гво-здика, тра-вник.

Звук согласный или группа согласных звуков, которые следуют за гласным, должны отходить к последующему слогу, что видно в вышеприведенных примерах.

В соответствии с этими правилами заданное слово правильней разбить на слоги таким образом: све-же-стью.

Человеческая речь представляет собой определенный набор звуков, который еще можно назвать звуковой цепью.

Эта звуковая цепь состоит из отрезков, другими словами, единиц, или, точнее, фонетических единиц.

Фонетическими единицами речи в нашем родном языке считаются ( от наименьшей к наибольшей ):

Под фонетическим словом понимают отрезок звуковой цепи, который объединяет словесное ударение ( одно ). Таким образом, фонетическое слово может состоять из одного лексического или из нескольких. Основной критерий - ударение. Одно ударение - одно фонетическое слово. Во фразе количество фонетических слов совпадает с числом ударений.

Важно помнить о том, что служебные части речи, как правило, не имеют ударения. Также безударными могут быть и знаменательные части речи.

Читайте также: