Как сделать карьеру студенту

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Перед студентами высших учебных заведений нередко остро встает вопрос заработка. Причины тому могут быть разными. Одним надоедает родительская опека, и они стремятся к независимости хотя бы в своих расходах. Другие уже сами стали родителями, и им нужны деньги для содержания семьи. Третьи серьезно задумываются о своем будущем, и им просто не терпится попробовать свои силы на деле. Действительно, лучший способ проверить способности - применить их на практике. Как бы там ни было, прежде чем решать, где и как можно заработать, необходимо понять, для чего это нужно? От ответа будут зависеть дальнейшие действия.

Второй вариант ответа - критический: нечем платить за учебу, дальнейшее образование под угрозой. В этом случае существует несколько путей решения проблемы. Можно совмещать работу и учебу. Как гласит пословица: "Курочка по зернышку клюет". Работая понемногу, но почти каждый день, вы скопите необходимую сумму. В зависимости от ваших склонностей можете устроиться, например, промоутером или консультантом по установке компьютерных программ, автомобильной сигнализации и др. Или сидеть с маленькими детьми, ухаживать за больными, разносить рекламные проспекты, обзванивать клиентов и т. д. Вам обязательно помогут специализированные издания, Интернет, молодежные ярмарки вакансий и даже биржи труда. В последнее время в объявлениях появились такие оптимистичные приписки, как "студенты последних курсов приветствуются" или "требуются молодые, энергичные, можно с неоконченным высшим образованием".

Иногда такая, казалось бы, тяжелая ситуация c платной учебой может круто изменить жизнь студента. Юлия по настоянию матушки - врача скорой помощи, поступила учиться на платное отделение медицинского института. Но к третьему курсу за учебу платить оказалось нечем, и девушка решила подработать в модельном агентстве. Работа была интересной - в основном на презентациях и выставках. Юле нравилось рекламировать продукцию различных фирм. На одной из таких презентаций ее заметили, и она стала "лицом косметической линии" известной парфюмерной марки. А затем перешла работать в отдел маркетинга и рекламы этой фирмы. Теперь она директор по маркетингу представительства одной из крупнейших косметических компаний.

Просматривая объявления о работе, оставьте без отклика обещания больших заработков неизвестно за что. Запомните: просто так никто никогда денег не платит. В лучшем случае вы можете попасть в сетевой маркетинг. Игнорируйте также объявления, где требуются хотя бы небольшие вложения. Например: "Для съемок фильма "Люди нашей планеты" в Голливуде проводится кастинг. Нужны молодые девушки от 17 до 25 лет любой внешности. Присылайте свои данные и фото. Ваша кандидатура будет рассмотрена при условии, что в конверт вы вложите десять долларов США". Вы можете и сами опубликовать объявление, только не забудьте четко сформулировать в нем, что вы конкретно хотите делать. Объявления типа "Студентка ищет хорошо оплачиваемую работу в свободное от учебы время" недопустимы. Вас могут неправильно понять.

Для большинства студентов предпочтительнее, конечно, сезонные заработки во время летних каникул. Тут большой диапазон выбора, причем, представьте себе, даже в мировом масштабе. Да-да, при хорошем английском вполне возможно поработать в Англии в лондонских отелях категории от трех до пяти звезд официантом, помощником официанта, кухонным работником, горничной, уборщицей, коридорным, швейцаром и помощником администратора. Продолжительность рабочего дня 8–10 часов, зарплата около 130–150 английских фунтов в неделю. В сезон можно прекрасно устроиться на Кипре на те же должности. Можно подработать и на строительстве, например в Португалии, или на сельхозработах в Греции.

Третий вариант ответа - очень серьезный: будущая профессиональная карьера имеет для вас огромное значение. Вам не терпится начать бурную трудовую деятельность. И это здорово, потому что о трудоустройстве необходимо подумать хотя бы за два года до окончания вуза, а не на последнем курсе. Поверьте, ни одной компании не хочется получить кота в мешке - принять на работу человека с нулевой практикой. Если вы уже наметили себе фирму, постарайтесь сделать для нее что-нибудь полезное. Сначала на общественных началах, конечно. В любом отделе всегда найдется какое-нибудь дело, до которого из-за ежедневной текучки никак руки не доходят. Например, разобрать бумажный завал или ввести данные в компьютер. Глядишь, вам и посерьезнее что-нибудь доверят. Напроситесь туда на стажировку или уговорите кого-нибудь из тамошних сотрудников быть вашим научным руководителем.

Как-то незаметно для всего отдела Ольга стала своим человеком. Уже никто и не помнит, как она появилась впервые. То ли ее прислали на стажировку, то ли кто-то порекомендовал, то ли сама пришла. Но все привыкли, что почти каждый день после занятий в институте Ольга обитала в их отделе. Скромная, приветливая, неконфликтная и очень исполнительная, она не чуралась никакой работы. Сначала помогла ввести огромный банк данных всех клиентов, на который никак не хватало времени. Затем отправила всем клиентам новые рекламные буклеты, что явно положительно сказалось на объеме продаж. А когда появилась вакансия, ни у кого из работников отдела ­не было никаких сомнений, что возьмут именно Ольгу.

Нельзя недооценивать и студенческие программы заграничных стажировок. Лучше всего проходить стажировку в известной крупной корпорации или на ее дочернем предприятии. Такая практика не пройдет для вас бесследно. Одно имя компании будет говорить само за себя. И хотя это потребует от вас материальных вложений (авиабилет, виза, медицинская страховка и достаточно внушительный вступительный взнос), программы помогут вам не только получить профессию, но и вернуть затраченные средства. Иногда работу стажера оплачивают частично (от 30 до 70 % жалования). Подобные варианты оговаривают заранее в агентстве по трудоустройству. В любом случае это хорошее вложение в вашу будущую карьеру. Оно непременно окупит себя в будущем.

В США существуют программы Camp America и Work & Travel, в соответствии с которыми вам предложат поработать в одном из детских или молодежно-спортивных лагерей. Чем не практика для будущих педагогов и тренеров? В Ирландии можно стажироваться в области бизнеса и управления, маркетинга и финансов, туризма и юриспруденции, театрального искусства. Во Франции проходят стажировки по специальностям информационные технологии, инженерное дело, маркетинг, торговля и администрирование. При желании стажироваться можно даже в Японии, стране передовых технологий, только условия там намного жестче. Программы стажировок для студентов и молодых специалистов во всем мире касаются самых различных направлений деятельности - от дизайна до аграрного бизнеса.

Если вы еще не определились, обратитесь за помощью к преподавателю вашего любимого предмета в вузе. Наверняка у него есть связи с бывшими выпускниками. Если он не сможет напрямую помочь в трудоустройстве, то уж точно даст хорошие рекомендации, подскажет что-нибудь дельное. Опытным преподавателям со стороны виднее, к чему у студента склонности. Задействуйте все ваши знакомства. Ходите на выставки, презентации, семинары, отсле­живайте все то, что будет иметь непосредственное отношение к вашей будущей профессии. Вы должны точно знать, кем конкретно вы будете, а главное, чем хотите заниматься в дальнейшем.

Не секрет, что в юности многие смотрят на мир сквозь розовые очки. Ежедневный труд заставляет взглянуть на все по-иному. Пока вы еще студент, придется забыть об амбициях. Как в том анекдоте про военкомат: "Вы служить хотите?" - "Да, но только генералом". - "Вы что, идиот?" - "А это обязательное условие?" Конечно, хочется сразу после окончания вуза занять место руководителя с окла­дом от 1000 у. е., но увы и ах! Не все так просто. Многим людям, имеющим не одно профессиональное образование и многолетний опыт работы, не всегда удается быстро получить желаемое. Но, как известно, терпение и труд все перетрут.

Несмотря на то что студент - это человек еще довольно молодой, не обладающий богатым жизненным опытом, влияние родственников все же желательно сократить до минимума. Именно со студенческой скамьи начинается путь во взрослую жизнь. Конечно, близкие люди могут что-то подсказать, но действовать все равно придется самостоятельно. А уж идти к работодателю сам бог велел одному или, если уж так сильно боитесь, с самым бойким другом или подругой. Да и родственные протекции, как правило, не всегда оказываются удачными. Потому что изначально отношение к вам становится, как к человеку не на своем месте. Хотя вы, может быть, его вполне достойны.

Место руководителя проекта досталось Игорю еще на третьем курсе. Отец, владелец компании, давно мечтал увидеть сына своим преемником. У Игоря была светлая голова, и он решил воплотить в жизнь абсолютно новые реформаторские идеи, которые не счел нужным объяснять коллективу. (А ведь многие сотрудники по десять лет проработали в компании.) Игорь осуществил задуманное в приказном порядке, тем самым вызвав неприятие, которое в конечном счете привело к тому, что многие ценные сотрудники уволились. Оставшиеся просто-напросто завалили проект. Отец так разозлился, что уволил сына и не желает с ним даже общаться. Хотя проблема была не в бестолковости молодого человека, а в его нулевом опыте руководителя.

Четвертый вариант ответа - ситуационный: выбор профессии оказался неправильным. Действительно, как быть тем, кто поступил в институт по родительской наводке, за компанию с подругой или потому, что другого вуза поблизости не было. Во время обучения вы поняли, что никогда не будете работать по данной специальности. Не ваше это, и все тут. По результатам социологических опросов сегодня наиболее престижны специальности, популярные в сфере бизнеса, такие, как менеджер, маркетолог, специалист по PR и др. Но кто вам мешает, закончив, например, строительный институт, работать менеджером в агентстве по недвижимости? Или учась на последних курсах химико-технологического, подрабатывать в рекламе, например, стирального порошка или зубной пасты известной компании?

Олег был на предпоследнем курсе самого престижного языкового вуза страны. Отец мечтал, что его сын, также как и он, станет дипломатом. Но Олег увлекался мобильными телефонами и к великому огорчению родителей пошел подрабатывать в салон мобильной связи обычным продавцом. Окончив институт с отличием, он все-таки остался работать в салоне. Сначала толкового сотрудника отметил и повысил начальник, а затем и владелец компании. Теперь без участия Олега не проходит ни одно международное совещание. Он постоянно выезжает на закупки новой продукции, ему доверяют подписание крупных международных торговых контрактов.

Какой бы вариант ответа вам ни подошел, помните, что всю жизнь бедным студентом вы не будете. Материальные проблемы временны и при желании вполне преодолимы. После того как вы достигните определенного уровня, деньги отойдут на второй план. На первый, как ни странно, выйдет успех. А успех - это не что иное, как достижение достойной цели. Так выберите ее для себя. Работа должна приносить удовлетворение прежде всего лично вам. Нужно получать удовольствие от произведенного, сделанного или написанного вами. Ведь ни для кого не секрет, что работа занимает большую часть человеческой жизни. Определяйтесь, пока у вас есть время, еще в вузе. И пусть вам сопутствует удача. Пом­ните, как говорили древние: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". Попутного ветра вам!

В статье речь пойдет о начале карьеры — о первых 3 годах работы.

Почему именно три года? За этот период можно понять, нравится вам выбранная профессия и сфера или нет. Можно получить твердые навыки и знания, добиться объективных успехов, поднять себе зарплату и вырасти в должности.

как студенту строить карьеру

Выберите интересное дело

Профессионалам платят везде, в любой нише. Вопрос в том, как стать профи. Без интереса и любви к делу это почти невозможно. Когда работать интересно, голова работает на полную катушку, приходят свежие идеи, рабочий день продуктивен. Любовь к своему делу дает силы продолжать после неудач, которые обязательно будут.

Неудивительно, что она долго сидела без работы.

Если не интересно, смело меняйте работу

Самый простой способ выпускнику или студенту строить карьеру — заниматься интересным делом и делать то, что легко получается.

пока вы студент, смело уходите с неинтересной работы

Сосредоточьтесь на навыках

Первые три года карьеры — это наработка навыков, получение знаний, формирование профессионального кругозора. Если быть внимательным и ответственно подходить к делу, можно круто вырасти.

Навыки можно разделить на узкоспециализированные (бухгалтерия, ремонт электроники, рисование, массаж и прочее) и общие (переговоры, письменное общение, умение делать выводы из происшествий, тайм-менеджмент и так далее). Совершенствоваться придется во всем.

Однако приоритет лучше отдать узким навыкам — выпускнику и студенту в начале карьеры это ценнее.

Некоммуникабельность хорошему бухгалтеру не навредит. Но плохому бухгалтеру общительность не поможет.

карьера выпускника начинается с умения что-то делать

Эксперт или управленец?

Специалисты, как правило, растут вглубь или вверх (есть третья каста тех, кто никуда не растут, но о них промолчим).

  • Вверх — это путь в начальники и топ-менеджеры. Например, врач через много лет может стать директором медицинского центра.
  • Вглубь — это путь в эксперты. Например, врач может вырасти до серьезного, редкого и высокооплачиваемого специалиста, иметь свои патенты, научные труды и имя в обществе.

Женя, мой коллега по давней работе, был интернет-маркетологом и 2-3 года успешно продвигал сайты. По этой причине руководство повысило его до руководителя отдела. Через год Женя ушел с этого места. Он рассказывал, что его задолбало искать сотрудников, проводить собеседования, планировать, разгребать косяки за подчиненными, ходить на совещания. У него почти не осталось время на интернет-проекты. В итоге он снова стал маркетологом и ни разу об этом не жалел.

выбор студентом карьерного пути

Используйте все ресурсы для поиска работы

Возможностей больше, чем кажется на первый взгляд.

Главное — найти перспективную первую работу. Стартовая задача — приобрести навыки и вырасти профессионально.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верниенко Людмила Викторовна

В статье рассматривается актуальная проблема стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Представлена специфика современного студенчества. Указаны противоречия, определяющие трудности в развитии карьеры молодых специалистов. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Проанализированы результаты аналитического обзора, характеризующего выбор будущей профессии выпускников прошедшего учебного года. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представлениея о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами . Показаны представления студентов о сущности профессиональной карьеры . Выявлены мотивационные характеристики построения профессиональной карьеры респондентами. Уточнены перспективы планирования карьеры респондентами. Представлены пути акмеологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верниенко Людмила Викторовна

Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере

Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза

Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза

Career strategy students in the process of obtaining higher education

The article deals with the actual problem of career strategies of students in the process of higher education. The specificity of modern students is presented. Indicated the contradictions that define the difficulties in the career development of young professionals. The current situation in the modern labor market is analyzed. The results of the analytical review characterizing the choice of future profession of graduates of the past academic year are analyzed. The paper presents the data of a diagnostic study that characterizes the idea of building a professional career of modern Russian students . Students ' ideas about the essence of professional career are shown. The motivational characteristics of building a professional career by respondents are revealed. Refined prospects career planning by the respondents. The ways of acmeological support of career development of students in the process of higher education are presented

Стратегии построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования

Верниенко Людмила Викторовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, сервиса и туризма Северо - Кавказского института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, 357202 Российская Федерация, Ставропольский

край, г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, д.10 А, с. 2,

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Представлена специфика современного студенчества. Указаны противоречия, определяющие трудности в развитии карьеры молодых специалистов. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Проанализированы результаты аналитического обзора, характеризующего выбор будущей профессии выпускников прошедшего учебного года. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представлениея о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. Показаны представления студентов о сущности профессиональной карьеры. Выявлены мотивационные характеристики построения профессиональной карьеры респондентами. Уточнены перспективы планирования карьеры респондентами. Представлены пути акмеологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования.

Ключевые слова: стратегия; карьера; студенты; современный рынок труда; профессия, акмеологическое сопровождение

Современное российское общество требует от личности проявления активности в построении карьеры. Динамические изменения социально-экономических условий и требований, предъявляемых к сотруднику со стороны работодателей, приводят к необходимости планирования и управления карьерой на ранних стадиях карьерного развития. Конкурентоспособность выпускника вуза в современных условиях зависит от умения выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде.

Анализ проблемы построения будущей карьеры студентами в процессе получения высшего образования показал специфику современного студенчества. Так, кризисные явления существующие в экономике негативно влияют на самоопределение и дальнейшее развитие в профессии современной молодежи. Как отмечает О.Б. Храмова, отказ государства отопеки молодых специалистов требует формирования определенных установок на активное самоопределение, самостоятельный выбор своего карьерного пути от субъективной карьеры к реальной объективной карьере. При этом указывается на тот факт, что студенчество особо остро ощущает происходящие негативные перемены в обществе: кризис института труда, резкую социальную стратификацию населения, реформы в системе высшего образования, что в конечном итоге приводит к ревизии прежних карьерных моделей поведения молодежи [1].

Сложивщаяся в современных реалиях ситуация на нынке труда имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Для молодого поколения открываются новые возможности и перспективы. Расширяются векторы успешного трудоустройства. Рынок образовательных услуг предлагает широкий спектр направлений подготовки и переподготовки кадров, появляются программы государственной поддержки молодежи, как на региональном, так и на федеральном уровне, активное использование платформ онлайн-рекрутмента (Headhunter, SuperJob, Работа.т и т.д.) дают возможность выпускнику раскрыть свой потенциал, повысить уровень конкурентоспособности и максимально

реализовать себя в профессиональной деятельности. А непосредственно реализация профессионального и личностного потенциала выпускника в значительной степени зависит от его позиции, стратегии поведения на рынке труда.

Современные реалии свидетельствуют о том, что потенциал карьерной самореализации детерминируется активностью самого субъекта, способного к продуктивному преобразованию социума.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время существует ряд противоречий; определяющих трудности в развитии карьеры молодых специалистов, а именно:

- несоответствие представлений о выбранной профессии реалиям современного рынка труда;

- неадекватное представление выпускников о себе как субъекте карьерной деятельности;

- несоответствие наличного уровня образования требуемому уровню профессиональной компетентности;

- несоответствие видения своей карьеры будущей реальной профессиональной деятельности.

На современном отечественном рынке труда так же наблюдается взаимоисключающая тенденция: сложность трудоустройства - дефицит рабочей силы. Рассмотрим генезис данной противоречивой тенденции. Анализ статистических данных показал, что с конца 90-х годов XX века в России отмечается сокращение численности населения трудоспособного возраста с чем и связан дефицит рабочей силы. В этой ситуации можно говорить о том, что для молодежи создаются самые благоприятные условия для успешого трудоустройства и построения карьеры, но статистические данные свидетельствуют об обратном. В этой связи проанализируем текущую ситуацию на рынке труда. Первоначально следует отметить, что потребность рынка труда в специалистах зависит от ряда условий таких как: экономические,

Можно выделить следующие типы стратегий молодежи в условиях профессионального выбора. Стратегии, связанные с ценностными ориентациями и установкам, формой проявления социальной субъектности, конкретными условиями жизнедеятельности; стратегии, связанные с мотивацией профессиональной деятельности. Можно выделить основные психолого-акмеологические условия и факторы микросреды молодежи, оказывающие, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента: учебная среда, поощрения, личностный рост. Стратегии молодежи в условиях профессионального выбора носят противоречивый характер. Ситуация выбора профессии создает особые условия принятия решений. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в момент профессионального выбора стратегии находятся под давлением ситуации выбора, так и сам выбор будет продиктован направленностью акмеологических стратегий. В связи с этим существует необходимость разработки акмеологического сопровождения молодежи в период профессионального выбора.

Большим спросом пользовались инженерно-технические специальности. Не менее популярны IT-разработчики программного обеспечения и компьютерных технологий. Далее следуют очень модные и хорошо оплачиваемые в современных реалиях профессии веб-дизайнера, разработчика нано-технологий и маркетологи. Последние места в рейтинге востребованных профессий занимают сервисные специалисты, логисты, медики, экологи, химики, преподаватели.

Первоначально испытуемые ответили на вопрос о сущности профессиональной карьеры.

встречаемые в выборке ответы). Как негативный следует расценивать тот факт, что многие студенты сравнивают карьерный рост лишь с увеличением заработной платы, а не с личностным ростом, самосовершенствованием, самореализацией в профессиональной деятельности.

• а) достижение высокого дохода в процессе профессиональной деятельности;

• б) достижение высокого социального статуса с помощью профессии;

• в) реализация себя как личности в профессиональной деятельности;

• г) возможность приносить пользу обществу при выполнении данной профессиональной деятельности;

Так, полученные результаты распределились следующим образом: 64% респондентов считают, что профессиональная карьера - это достижение высокого дохода и социального статуса; для 57 % испытуемых - это реализация себя в профессии. Тенденции таковы, что, к сожалению, никто из испытуемых не видит целей своей профессиональной карьеры в возможности принести пользу обществу, что свидетельствует о том, что современный студент нацелен лишь на личный успех в профессии. Как мы указали ранее, именно поэтому абитуриенты часто выбирают профессию и строят карьеру, не изучив

предварительно спрос на данную профессию на рынке труда, а затем по окончанию Вуза испытывает трудности в трудоустройстве.

Следует отметить, что среди шагов, направленных на построение своей карьеры, студенты выделяют: разработка идей для своего дела (28%), получение второго высшего образования (43%), трудоустройство в солидную фирму или получение достойной работы (71%). Лишь 7% опрошенных считают, что для успешного построения карьеры надо самому продуктивно работать, профессионально и личностно развиваться; эти же респонденты готовы на первых порах занимать низшие должности и, демонстрируя свои преимущества перед конкурентами, постепенно двигаться вперед. Более четверти опрошенных респондентов нацелены сразу на построение своего бизнеса.

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что подготовка современной молодежи к успешному построению

В завершении подведем итоги. Нами сделана попытка рассмотрения проблемы стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представлениея о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. Представлено видение акмеологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования.

1. Храмова О.Б. Смысложизненные и акмеологические проблемы студенческой молодежи в процессе получения высшего образования/

О.Б. Храмова// Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2012. С. 3035.

3. Верниенко Л.В. Акмеологические стратегии молодежи в условиях профессионального выбора/Л.В. Верниенко// Акмеология. 2014. № 3-4. С. 207209.

4. Новоселов В.В., Спасибов В.М. Инженерный спецназ экономики. каким должен быть специалист, востребованный сегодня и завтра? // Инженерное образование. 2015. № 18. С. 7-14.

5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза как важнейшая составляющая организации учебного процесса // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2015. № 18. С. 213-219.

Career strategy students in the process of obtaining higher education

Vernienko Luydmila Viktorovna

candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology, service and tourism of the North Caucasus Institute (branch) of the Autonomous non-profit organization of higher education of the Moscow University of Humanities and Economics, 357202 Russian Federation, Stavropol Krai, Mineralnye Vody, Pushkina street, 10 A, building 2.,

Abstract. Annotation. The article deals with the actual problem of career strategies of students in the process of higher education. The specificity of modern students is presented. Indicated the contradictions that define the difficulties in the career development of young professionals. The current situation in the modern labor market is analyzed. The results of the analytical review characterizing the choice of future profession of graduates of the past academic year are analyzed. The paper presents the data of a diagnostic study that characterizes the idea of building a professional career of modern Russian students. Students ' ideas about the essence of professional career are shown. The motivational characteristics of building a professional career by respondents are revealed. Refined prospects career planning by the respondents. The ways of acmeological support of career development of students in the process of higher education are presented.

Keywords: strategy; career; students; modern labor market; profession, acmeological support.

Просмотреть наше видео на youtube

Популярный вопрос, который возникает у студента уже после первой сессии: как заработать студенту-очнику во время учебы? Он волнует как тех, кто учится на контракте и вообще не имеет дополнительного заработка, так и тех, кого не устраивает размер стипендии. Мы составили топ работ для студентов, которые помогут улучшить финансовое положение и при этом не забросить учебу.

Работа с гибким графиком

Среди вариантов подработки для студентов самыми популярными являются вакансии с гибким графиком, которые позволяют работать во второй половине дня и не пропускать слишком много занятий.

Риелтор

Этот вариант, кем работать студенту, подойдет для активных молодых людей, которые умеют продавать. Задача риелтора — не просто соединить покупателя и продавца недвижимости, а убедить первого, что это квартира его мечты.

Минус такой профессии — нерегулярная зарплата. Риелторы работают не на ставку, а на процент, и чтобы получить первый заработок, часто приходится ждать несколько месяцев.

Фотограф

Свободная и творческая профессия, хороший вид подработки для студентов. График можно составлять самостоятельно, с учетом своего расписания. Еще один плюс — фотографа на мероприятии всегда покормят. Кроме съемок на заказ, можно продавать свои фото в СМИ.

Из недостатков: нужно наличие качественного фотоаппарата и умение работать в графических редакторах. Без этого первый клиент может стать и последним.

Тренер

Среди мест, где можно подработать студенту-очнику, хорошим вариантом станут спортзалы. Различные клубы постоянно ищут новых тренеров в команду. Обычно у них не требуют профильного образования и дипломов, достаточно быть в спортивной форме и иметь предложения по программам тренировок.

Негативный аспект: это физическая работа, которая сильно выматывает и оставляет мало сил на другие дела.

Работа в сфере обслуживания

Многие считают, что лучшая работа для студентов — это сфера обслуживания, где помимо зарплаты можно получить и неплохие чаевые.

Официант, бармен, кальянщик

Самые популярные профессии из списка подработки для студентов в Москве и других крупных городах. Поиск в сети выдает много подобных вакансий. Кроме того, туда берут без опыта работы. Но работа по вечерам или в ночные смены отнимает время для подготовки домашних заданий, а преподаватели обычно негативно относятся к студентам, которые работают не по специальности.

Курьер

Эту должность для студентов проще совмещать с учебой: можно успеть обойти клиентов сразу после пар или на выходных. К тому же во многих службах работники сами регулируют количество заказов. Этот вид занятости подойдет для тех, кто хорошо знает город и любит ходить пешком.

Не стоит устраиваться курьером, если вы страдаете забывчивостью или не умеете рассчитывать время.

Индустрия красоты

Девушки-студентки часто совмещают учебу с такими видами работ:

  • стрижки и прически;
  • маникюр и педикюр;
  • наращивание ресниц;
  • коррекция и покраска бровей;
  • депиляция;
  • маски, пилинги и другие косметологические услуги.

Некоторые парни, выбирая, кем может работать студент, останавливаются на профессии массажиста.

Эти виды услуг востребованы у клиентов, но не всегда их удобно совмещать с учебой. Работа в салоне вынуждает пропускать некоторые учебные дни, поэтому больше устроит тех, кто выбирает, куда пойти работать студенту-заочнику.
Занятость на дому вынуждает оборудовать рабочее место, что не всегда возможно в общежитии или в квартире с родителями.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Работа в интернете

При выборе, куда студенту пойти работать, многие останавливаются на интернете. Удаленная работа привлекает гибким графиком и неограниченными возможностями заработка.

Копирайтер

Интересуетесь, на чем можно заработать студенту? На создании собственных текстов. В сети много бирж и предложений для авторов, которые могут писать на разные темы. Выше оплачиваются те, кто умеет создавать качественные продающие тексты.


Рерайтер

Рерайтинг — более простой способ заработать, чем копирайтинг. Автор не создает уникальный контент, а переписывает или адаптирует чужой текст. Минус — платят за него существенно меньше, а конкуренция среди рерайтеров высокая.

Переводчик

Выбирая, где подработать студенту, обратите внимание на брачные агентства для иностранцев. Такие компании часто ищут специалистов, в обязанности которых входит вести анкету за девушек. Потребуется минимальное знание иностранного языка и свободное время для переписки с большим количеством клиентом.

Недостаток: заработок зависит не от знаний, а от того, насколько вы заинтересуете заграничного жениха.

Работа в сфере образования

Тем, кто интересуется, куда устроиться студенту-очнику, чтобы не пострадала учеба, можно посоветовать вакансии, связанные с образованием.

Лаборант

Самый простой вариант — идти работать лаборантом на свою же кафедру или другое отделение факультета. Вы получите не только дополнительный заработок, но и лояльное отношение со стороны преподавателей.
Недостаток такого вида подработок для студентов — маленькая зарплата.

Репетитор

Профессия, которая не мешает основной учебе и позволяет извлечь выгоду из полученных знаний. Клиентов можно находить:

  1. В своей бывшей школе.
  2. В своем вузе.
  3. По объявлению (бумажных и в интернете).

Выбирая возраст учеников, помните, что заниматься со школьниками проще, но за уроки со взрослыми платят больше. У последних особенно востребованы уроки иностранных языков и занятия по программированию.

Их можно проводить заочно, например, через Skype.

Автор студенческих работ

Оптимальный вариант, где удаленная работа по профилю совмещается с гибким графиком. Советуем не искать клиентов самостоятельно, а действовать через авторский сервис. После регистрации на сайте вам будут доступны несколько сот заказов по выбранным предметам. Основные преимущества сервиса:

  1. Большой выбор заказов.
  2. Конфиденциальность.
  3. Надежные и быстрые выплаты.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: