Как сделать канелюры на колонне

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Каннелюра (франц. cannelure – желобок, от лат. canna – тростник, палка, прут), ложок — декор ствола, а иногда и шейки колонны в виде вертикальных, параллельных друг другу желобков (в поперечном сечении имеющих форму дуги). Каннелюры служат для украшения колонны, создавая равномерное чередование освещённых и затенённых полос на её поверхности.

От архитектурного ордера зависит наличие или отсутствие каннелюр, их количество и внешний вид.

В дорическом ордере каннелировался не только ствол, но и шейка колонны, каннелюры вплотную примыкают друг к другу, образуя между собой острые рёбра, создающие светотеневые контрасты, соответствующие суровому духу ордера.

В ионическом и коринфском ордерах каннелюры, как правило, разделены дорожками, смягчающими контраст.

В древне-римской архитектуре конструктивная роль колонн была менее существенна,их часто оставляли гладкими, в это время в ордерную практику вошло неполное каннелирование, при котором нижняя треть ствола оставалась гладкой.

В архитектуре барокко часто каннелировалась одна шейка.

Распространено заполнение канатиками (тонкими, вертикальными, круглыми в сечении стержнями, как бы уложенными в углубления) каннелюр в их нижней части примерно на треть их высоты.

Чертежик

Метки



Построение фигуры-цилиндр с вырезом

Цилиндр с вырезом — распространенное задание для студентов. В образовательных учреждениях выдаются задания с разнообразными вырезами, но общий порядок построения не меняется.

Рассмотрим в качестве примера данное задание:


Необходимо построить фронтальный вид (вид слева) с существующим вырезом.

Построение фигуры-цилиндр с вырезом состоит из следующих шагов:

Рекомендую посмотреть видео по данной теме:

§ 15.6. Вытягивание каннелюр, баз и капителей на круглых колоннах

Для вытягивания на круглой колонне каннелюр необходимо первоначально определить их профиль и размер. Размечают каннелюры на чертеже (рис. 102).


Рис. 102. Вычерчивание каннелюр на бумаге для получения профильной доски (цифры 1—6 показывают деление окружности на 6 равных частей)

Предварительно определяют, со скольких захваток можно вытянуть каннелюры. Для ровных колонн и особенно для сужающихся это весьма важно, так как при вытягивании сужающаяся круглая колонна получается правильнее, если она разбита на большее количество захваток. Шаблон должен быть изготовлен так, чтобы его салазки ходили по правйлам, навешенным в центрах каннелюр, а профильная доска вытягивала по ее краям пояски или усенки, так как середину каннелюры отделать от руки намного легче, чем пояски. Ровную колонну можно вытягивать в два приема, а сужающуюся — в шесть.

Профильные доски (рис. 103) изготовляют как обычно. На концах профильных досок нужно вырезать не целую каннелюру, а часть, меньшую, чем половина, так как необходимо оставить место для правйла.


Рис. 103. Профильная доска и карающийся шаблон

Шаблон для вытягивания ровных колонии с каннелюрами можно изготовлять на 1/3 или 1/4 колонны. Качающийся шаблон (см. рис. 103) для вытягивания круглых сужающихся колонн делают такой же, как и для вытягивания четырехугольных, разница лишь в форме профильной доски. Окончательная расснастка шаблона производится по установленным правйлам.

Правйла навешивают по маякам в такой же последовательности, как для гладких сужающихся колонн. Правйла должны проходить по центру каннелюр. В правйла вставляют шаблон и исправляют его расснастку. Расснастку и установку качающегося шаблона рекомендуется выполнять, как указано на рис. 104.


Рис. 104. Расснастка и установка качающегося шаблона на колонне:
1 — правйла, 2 — полозок, 3 — салазки

При разбивке сужающихся круглых колонн на захватки следует учитывать количество каннелюр. Колонну надо делить на захватки так, чтобы не получилось остатка, а если это невозможно, следует отдельно дотянуть оставшиеся каннелюры. После уточнения расснастки шаблона между правилами набрасывают раствор, в правйла вставляют шаблон и вытягивают каннелюры.

Вытянув каннелюры на всех захватках, правйла снимают, заполняют оставшиеся борозды раствором и доделывают каннелюры с помощью полутерка от руки или вытягивают шаблоном-малкой. Шаблон-малка по мере сужения каннелюры поворачивается.

Шаблон при вытягивании каннелюр на колоннах должен все время двигаться одной стороной вперед. Капители и базы на круглых колоннах вытягивают с помощью шаблона (рис. 105), который изготовляют с салазками 3, имеющими полукруглую форму.


Рис. 105. Шаблон для вытягивания базы на колонне и его установка:
1 — профильная доска, 2 — подкос, 3 — салазки, 4 — полозок, 5 веревка

В качестве верхнего и нижнего правйл, по которым будут двигаться салазки и полозок 4 шаблона, укрепляют толстую веревку 5, завязав ее в одном месте и приморозив на всей окружности гипсовым раствором. Вытягивают капители так же, как и прямолинейные тяги.

Каннелюра

  • Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 — начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, имеющих форму трети круга и разделённых углом; в ионическом ордере — 24 канелюры, имеющие форму полукруга и разделённые полоской, в ширину имеющей треть диаметра полукруга. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.

В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястр. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась.

Словари

Вертикальный желобок на стволе колонны или пилястры (в архитектуре).

КАННЕЛЮ́РА -ы; ж. [франц. cannelure] Архит. Вертикальный желобок на стволе колонны или пилястра. Колонны с каннелюрами.

Вертикальный желобок на стволе колонны или пилястра.

Колонны с каннелюрами. [франц. cannelure]

каннелю́ра, каннелю́ры, каннелю́р, каннелю́ре, каннелю́рам, каннелю́ру, каннелю́рой, каннелю́рою, каннелю́рами, каннелю́рах

(фр. cannelure) apхит. вертикальный желобок на стволе колонны или пилястры.

КАННЕЛЮРА ы, ж. cannelure f.

1. В архитектуре — вертикальный желобок в стволе колонны или пилястра. Колонны с канелюрами. БАС-1. Канелуры ложбины, выемки, жолобочки, вдоль столпа ложбеные: в них делаются иногда будто тростинки резные. 1772. Сл. архит. Капители, Базы, канелюры сих столпов и пилястров были взолочены. 1765. Торжество посвящения. // МАХ 105. Канелюры. 1789. Витр. (К.) 5. Далее строится гауптвахта.. из 6 колонн с калинорами <так>; во фризе, вместо триглифов, стоят в архитраве маленькия Виктории, почти круглыя. 1818. Гальберг Письма 21. Невозможно представить себе колоссальную вычурность этих четырех витых столпов, изукрашенных каннелурами, арабесками, гирляндами и херувимами. 1853. В. Яковлев Италия. // Филонов 4 229.

2. Текст. Все эти машины особо приспособлены для шерсти: они не столь нежны как бумагопрядильня; канелюры (нарезки ли дорожки их цилиндров гораздо грубее. Выставка 1835 45.

3. устар.? Выемку на подошве или так называемый каннелюр получают тоже при посредстве особой машины. Муж. и жен. 3 62. — Лекс. Даль-1: канелю_ра; САН 1908: каннелю/ра; Сл. 18: канелюра 1789, канелюр 1765 (-лл- 1741, -лмр 1789).

Глава 10. Вытягивание моделей ордеров

80. Изготовление модели колонны с каннелюрами

Вырезание каннелюр — длительный и трудоемкий процесс. Каннелюры рекомендуется вытягивать с помощью шаблона. Наиболее просто вытягивать ровную колонну. Сложнее вытягивание колонны с энтазисом, так как в этом случае приходится изготовлять качающийся или сдвигающийся шаблон. Кроме того, вытягивать каннелюры необходимо по чисто выполненной гладкой подготовке. Правила или рейки, по которым движется шаблон, должны быть тщательно остроганы и весьма точно навешены. При невыполнении этих условий может получиться волнистая тяга и вытянутая модель будет неточной.

Если вытягиваемая модель широкая и вытянуть ее за один прием невозможно, вытягивание выполняют дважды. Правила рекомендуется навешивать так, чтобы они находились в середине каннелюры, и шаблон вытягивал усенки или ремешки, так как отделывать их вручную (натирать полутерками) достаточно трудоемко. Паз от снятого правила из середины каннелюры замазывают раствором с помощью полутерка с круглым полотном. На 120,а. е показаны ровные колонны с каннелюрами и способы навешивания правил.

Как уже говорилось, вверху и внизу каннелюры могут иметь различную форму и их придется отделывать вручную. Вверху каннелюры обычно имеют закругленную форму. При изготовлении модели дотянуть каннелюры до самого конца практически невозможно. На недотянутые места наносят раствор, разравнивают, затирают, наносят линию для верха каннелюр и по малке вычерчивают форму каннелюр (121). Затем срезают лишний раствор и получают необходимой формы верх каннелюр.

Иногда каннелюры вверху и внизу отделывают и так. Изготовляют из дерева или гипса малку длиной не менее 25 см, такой же формы, как верх или низ каннелюры. Малку тщательно зачищают, покрывают 2. 3 раза спиртовым лаком, затем смазкой и вставляют в вытянутую каннелюру. Верх или низ малки должен быть на требуемом уровне. Малку или закрепляют в каннелюре, или ее держит один рабочий. В зазор между малкой и телом колонны вносят жидкий раствор. После его схватывания малку вынимают и исправляют каннелюру.

Колонны с энтазисом и каннелюрами вытягивают точно так же, как это было описано выше, но применяют качающийся или сдвигающийся шаблон. Для квадратных или многогранных колонн модель готовят на какую-то одну сторону. Круглые или эллиптические колонны делят на захватки: у круглых они должны быть одинаковыми, у эллиптических — разными. У дорической колонны 20 каннелюр, поэтому для их вытягивания колонну рекомендуется разделить на 5 захваток по четыре каннелюры в каждой. У ионической и коринфской колонн по 24 каннелюры, и их лучше делить на 6 захваток по четыре каннелюры в каждой. Чем больше захваток, тем круглее должна быть колонна. Для квадратных, прямоугольных и многогранных колонн захваток больше.

На 122,а приведена конструкция качающегося шаблона для вытягивания модели четырехгранной колонны, построение энтазиса и деревянного основания для вытягивания. Профильную доску в любом случае делают по самой широкой части колонны с припуском 20 см, который необходим для устройства ушек в профильной доске. На заготовке для профильной доски вычерчивают каннелюры, вырезают деревянный и стальной профили, все скрепляют, а в ушках профильной доски сверлят отверстия для шарнирного скрепления с салазками.

Салазки (122,6) изготовляют из досок длиной 30.. .40 см, требуемой толщины. В них также делают отверстия прямоугольной формы (длиной 10. 15, шириной 2. 3 см), необходимые для качения профильной доски.

Кроме качающегося шаблона существует сдвигающийся шаблон. Он состоит из двух профильных досок, каннелюры на которых выполнены в виде половин. Профильные доски в таком шаблоне сдвигаются, а для этого их скрепляют специальным хомутом, что дает им возможность легко сдвигаться или раздвигаться. Такой шаблон можно применять для колонн с энтазисом.

Качающийся шаблон лучше всего применять для круглых колонн. Сначала строят модель колонны на всю ее длину и на У2 диаметра. Маяки устраивают очень точно. По своему диаметру они должны быть гораздо меньше располагаемых затем каннелюр.

Рассмотрим такой пример (123,Й). Колонна в самой широкой части имеет диаметр 96 см. Окружность будет равна 300 см. Ширина каннелюр должна быть 10 см с дорожками между ними 2,5 см. Таким образом, ширина каннелюры вместе с дорожками составляет 12,5 см. 300 делим на 12,5, получаем 24, т. е. на колонне могут поместиться 24 каннелюры заданной ширины. Колонну делят на 6 захваток. В каждой захватке должно быть по четыре каннелюры с дорожками. В нашем случае для половины диаметра колонны необходимы 3 захватки. Ширину каннелюры с ремешками откладывают на половину окружности. Затем на каждом отрезке отмеряют по 2,5 см для ремешков, находят центры каннелюр и обводят их, вычерчивая дорожки. Полученную часть чертежа переносят на доску и вырезают профильную доску. На концах профильной доски должна быть не целая каннелюра, а меньше половины ее ширины (123,6). Шаблон следует устроить так, чтобы профильная доска вытягивала по краям дорожки. Это надо для того, чтобы легче сделать середину каннелюры, в которой будут находиться правила. После вытягивания модели правила снимают, места под ними в виде паза заделывают; это проще, чем натирать дорожки или усенки. Напоминаем, что середина правила должна находиться строго по оси каннелюры. Расстояния между правилами в каждой захватке должны быть совершенно одинаковыми.

Навешивать правила по центру каннелюры можно тогда, когда каннелюры широкие и позволяют это сделать. Вместо широких правил можно изготовить более узкие. Правила рекомендуется навешивать сразу по всем захваткам. Это необходимо для того, чтобы выровнять расстояние между правилами.

В узких каннелюрах это сделать невозможно, так как часто правило занимает всю каннелюру и ее приходится навешивать за центром оси. Варианты навешивания правил рассмотрены на 123,в. Уточнив расснастку шаблона, между правилами наносят раствор, вставляют шаблон и выполняют им протягивание. Вытянув все захватки, правила снимают, а места под ними в середине каннелюр доделывают вручную полутерком, чаще всего с закругленной стороной полотна, или просто наносят раствор и протягивают по нему малкой. По мере сужения каннелюр малку поворачивают.

Колонны дорического ордера вытягивают чаще всего с четырех захваток всей колонны. В нашем случае — половину с двух захваток. Если захватки большие, то вытягивают не по 5 каннелюр, а по 2,5.

Эллиптические колонны с каннелюрами (124) автор данной книги встречал на рисунках. Они были ровными и с энтазисом. Тело колонны в грунте делают в такой же последовательности, как это рассмотрено выше. На щите надо построить в натуральную величину колонну сперва на чертеже, затем в материале, но только до грунта, т. е. выполнив половину гладкой. После этого производят разметку на половине колонны, определяют необходимое число каннелюр, а затем делят все на захватки. Изготовляют профильную доску для качающегося шаблона, крепят правила и все многократно проверяют. Только после уточнения приступают к вытягиванию ранее рассмотренным способом.

Для вытягивания изготовляют два шаблона с качающимися профильными досками: одним вытягивают широкие, менее закругленные (пологие), — другим — более закругленные или узкие захватки.

или ложки (архит.) — желобки, выдолбленные на стержне колонны, идущие по его длине и представляющие в своем разрезе либо сегмент круга (дорическ. ордер), либо полное полукружие (ионическ. и коринфск. ордера). В средние века и в эпоху Возрождения К. иногда заполнялись — на всем своем протяжении или только в нижней части — выпуклым валиком или же снабжались лиственным украшением, а также шли по колонне не в виде прямых вертикальных углублений, но в виде спиралей и зигзагов, обвивающих стержень. См. Архитектура и черт. 5 табл. I к статье Архитектура.

Найдено 1 изображение:

в архитектуре, желобки — вертикальные на стволе колонны (См. Колонна) или пилястры (См. Пилястра) и горизонтальные на базе (См. База) колонны ионического ордера (См. Ионический ордер). Илл. см. при ст. Ордер архитектурный.

Каннелюры или ложки (архит.) — желобки, выдолбленные на стержне колонны, идущие по его длине и представляющие в своем разрезе либо сегмент круга (дорическ. ордер), либо полное полукружие (ионическ. и коринфск. ордера). В средние века и в эпоху Возрождения К. иногда заполнялись — на всем своем протяжении или только в нижней части — выпуклым валиком или же снабжались лиственным украшением, а также шли по колонне не в виде прямых вертикальных углублений, но в виде спиралей и зигзагов, обвивающих стержень. См. Архитектура и черт. 5 табл. I к статье Архитектура. А. С-в.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

в архитектуре, желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера.

вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. Фуст дорической колонны разработан по длине двадцатью желобками, в поперечном разрезе они представляют собой части окружности. Смыкаясь желобки образуют вертикальные грани-ребра каннелюр. Колонна ИОНИЧЕСКОГО ордера обработана каннелюрами, не схожими с каннелюрами дорической колонны, они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми ДОРОЖКАМИ. Сами каннелюры более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность. Ионическая колонна насчитывает 24 каннелюры. При ярком освещении каннелюры создают дополнительные светотеневые эффекты. Русское название каннелюры ЛОЖОК, мн. ч. ЛОЖКИ. На Невский проспект обращена грандиозная колоннада Казанского собора из 96 поставленных в четыре ряда коринфских каннелированных колонн (арх. А. Н. Воронихин).

Параллельные желобки на поверхности ствола колонны или пилястры (вертикальные К.) либо на поверхности тора (горизонтальные К.).

Каннелированные колонны храма Дианы (англ.) (рус. в Эворе в Португалии

Каннелюры на колоннах появились в архитектуре Древней Греции в VII—VI веках до н. э. в связи с переходом от монолитных деревянных и каменных колонн к составным, из отдельных барабанов [3] . Горизонтальные швы между барабанами, связанными деревянными штырями (пиронами), надо было замаскировать. Вертикальные ложки́, подчёркивающие игрой светотени вертикальную направленность опоры, её тектоничность, лучше всего подходили для этой цели. Колонны самого раннего греко-дорического ордера имеют 24 либо 20, или 16 каннелюр. В относительно поздних постройках — 32 [4] . С V в. до н. э. устанавливается каноническое число — 20. Именно такое количество желобков позволяет их разместить таким образом, чтобы под каждым из четырёх углов квадратной плиты — абаки — приходилось по одному острому ребру, а средняя ось колонны со всех сторон зрительно отмечалась бы центральным желобком. По краям, зрительно сокращаясь, каннелюры сгущают тени, подчёркивают объёмность колонны, не давая ей сливаться со стеной. Каннелюры вытёсывали в мягком известняке (позднее в мраморе) по собранной из отдельных барабанов колонне. О технологии вытёсывания каннелюр свидетельствуют многие примеры неоконченных колонн с желобками не на всю высоту. Позднее такой приём стали использовать сознательно.

(7) Pinterest Современная Гостиная, Стили Для Гостиных Комнат, Дизайн Домашнего Интерьера, Архитектурный Интерьер, Шэби Шик Дом, Спальня Подростка, Роскошные Дома, Модернизм, Окружающая Среда

Stai ristrutturando casa, e sei alla ricerca di un elemento ricercato ? Scegli la collezione di piastrelle PopJob, firmate Mirage. Ti regaleranno un incredibile pavimento dai colori vivaci, ma con l’effetto legno. Daranno alla tua casa uno stile allegro ed unico !!

Castagna Cucine Кухонные Наборы, Домашний Декор Кухни, Кухонная Мебель, Интерьер Кухни, Роскошные Апартаменты, Дизайн Домашнего Интерьера, Столовая, Элитные Кухни

Кухня Castagna Cucine Deco из Италии – купить кухню в Москве в салоне CUCINE.RU Художественный Декор Кухни, Кухонная Мебель, Интерьер Кухни, Дизайн Мебели, Стиль Интерьера, Элитные Кухни, Современные Кухни, Домашний Декор, Цвета

David/Nicolas, Constellation C020, 2018. Photo by Jean-Pierre Vaillancourt. Courtesy Carpenters Workshop Gallery. Антикварная Мебель, Дизайн Мебели, Французская Мебель, Мебель В Стиле Индастриал, Роскошная Мебель, Элитные Дома, Белый Известняк, Зеркало, Магазины

David/Nicolas, Constellation C020, 2018. Photo by Jean-Pierre Vaillancourt. Courtesy Carpenters Workshop Gallery.

david/nicolas is a Beirut based design studio co-founded in 2011 by David Raffoul and Nicolas Moussallem. Two designers whose experiences, both locally and from abroad, filter into their work enriching the content and ultimately the aesthetics. Современные Столики, Дизайн Мебели, Столы В Кафе, Центральные Украшения, Украшения Для Дома, Плоскогорья, Дом

david/nicolas is a Beirut based design studio co-founded in 2011 by David Raffoul and Nicolas Moussallem. Two designers whose experiences, both locally and from abroad, filter into their work enriching the content and ultimately the aesthetics.

David/Nicolas constellation C040, coffee table 2018 Антикварная Мебель, Современная Мебель, Деревенская Мебель, Мебель Для Двора, Дизайн Домашнего Интерьера, Декорирование Интерьера, Свадьбы На День Святого Валентина, Французский Маникюр, Центральные Украшения

Doherty Design Studio on Instagram: “The kitchen in our Church Residence has natural stone, curved ceramic tiles and brushed bronze to help the home rediscover the tranquility…”

Dining room details ✨ Дизайн Дома, Интерьер Кухни, Arquitetura, Деревянная Мебель, Кухни, Рабочие Пространства, Приемы, Цветовые Палитры, Кухня В Стиле Закусочной

 Облицовка Из Древесины, Интерьеры Отеля, Стена Уход, Интерьеры В Коммерческих Помещениях, Arquitetura, Облицовка Стен, Кухни, Проекты

The super-swish Box Hill cafe and restaurant took our the biggest prize at the Restaurant & Bar Design Awards in London last month. Интерьеры В Коммерческих Помещениях, Ресторан Дизайн, Освещение Ресторана, Детали Архитектуры, Деревянные Планки, Бетонная Мебель, Вагонка, Дизайн Интерьера Ресторана

The super-swish Box Hill cafe and restaurant took our the biggest prize at the Restaurant & Bar Design Awards in London last month.

Joinery Details Aje Adelaide, Interior Design by We Are Triibe. Minimal Retail Design Photography by Dion Robeson Дизайн Интерьера Бутика, Интерьеры В Коммерческих Помещениях, Изогнутые Стены, Промышленная Архитектура, Деревянная Стена, Архитектурная Фирма, Комната Дизайна, Идеи Для Дома, Домашние Интерьеры

Joinery Details Aje Adelaide, Interior Design by We Are Triibe. Minimal Retail Design Photography by Dion Robeson

WALL wall cladding with integrated door design Massimo Cavana Темные Двери, Внутренние Стены, Дизайн Интерьера, Потайные Двери, Стены Из Древесных Планок, Деревянные Двери, Стена Дизайн, Гараж Интерьер, Встроенный Шкаф

На изображении может находиться: в помещении Современный Дизайн Интерьера, Архитектурный Интерьер, Облицовка Стен, Интерьер Квартиры, Столовая, Arquitetura, Интерьеры, Тв Номера, Дома

Читайте также: