Как сделать каменную бабу

Обновлено: 02.07.2024

Во дворе областного краеведческого музея под открытым небом стоят четыре загадочные каменные статуи – в рост человека и даже выше. Они сделаны из серого песчаника и сильно выветрены, а черты лица большинства из них уже не различимы, так как были искусственно стесаны.

Это половецкие каменные изваяния XII – XIII веков, или, как называют их историки, половецкие бабы. В древние времена такие каменные идолы стояли на высоких курганах, привлекая внимание путников. Их почитали, им поклонялись, возле них совершали жертвоприношения.

О том, как каменные истуканы оказались в краеведческом музее и почему от одного из них жители Боброва поспешили избавиться, расскажем в нашем материале.

В середине XI века к границам Руси с юго-востока устремились кочевые племена. Продвигаясь к реке Северский Донец (наиболее крупный приток Дона на востоке Украины), половцы совершали набеги на русские города и села. Разграбив их, орды кочевников забирали в плен женщин, детей, ремесленников и землевладельцев. Борьба русских князей с половцами растянулась на несколько столетий.

О быте, культуре и обычаях половцев археологам известно совсем немного – из-за кочевого образа жизни они почти не оставили после себя стационарных поселений.

Поскольку нет поселенческого материала, который бы свидетельствовал о быте и культуре половцев, мы не знаем, как была устроена их хозяйственная жизнь.


По этой же причине сложно очертить точную географию занятых кочевниками территорий. По словам Анатолия Винникова, в средних течениях Дона и низовьях реки Воронеж укрепились так называемые дикие половцы. Так или иначе, но в XII–XIII веках в границы Половецкой земли входила большая часть территории Воронежского края. Об этом говорит и воронежский археолог, доцент ВГУ Михаил Цыбин.

Исследовав могильники половцев, археологи пришли к выводу, что они хоронили умерших в небольших ямах глубиной 0,5–0,7 м. При раскопках в них находят ножи, ножницы, кресала (стальные пластинки для высекания огня из кремня), бронзовые зеркала, серьги в форме знака вопроса. Рядом с усопшим половцы хоронили верного друга покойного – убитую лошадь либо ее чучело.

Половецких курганов, насыпанных самими половцами, известно мало – как правило, они были малоприметными, небольшими по диаметру и высоте.


На высоких насыпях половцы устраивали площадки для языческих святилищ. Там кочевники устанавливали антропоморфные каменные изваяния в человеческий рост – за ними и закрепилось название половецкие бабы.

Анатолий Винников добавляет: изваяния устанавливали на самых заметных точках степи, чтобы их было видно издалека. В древности они могли стоять как группами, так и в одиночку.



По тому, на каких территориях каменных баб больше, археологи и определяют места обитания половцев – их кочевий, зимних и летних стойбищ.

Благодаря половецким бабам мы можем понять границы половецких кочевий. Наибольшее распространение такие бабы получили на территории современной Украины, в Донецкой и Луганской областях. У нас, в Воронежской области, таких изваяний было зафиксировано немного.


кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея

Сейчас, глядя на древних истуканов, мы видим, что их фигуры непропорциональны – ноги слишком укорочены. Светлана Плетнева объясняет такое несовершенство тем, что статуи ставили на постаменты.

Однако в изображении других деталей некоторые половецкие скульпторы достигали высокого мастерства. Так, изображая лицо, они стремились не только достичь портретного сходства, но и отразить характер покойного предка.

Когда скульптура была готова, ее поверхность тщательно шлифовалась, чтобы камень не так сильно выветривался на открытом воздухе. Затем фигуру раскрашивали красками.

Наряду с каменными статуями половцы устанавливали на курганах и деревянных идолов. По всей видимости, их могли себе позволить бедняки. Статуэтки предков делали и из войлока – такого домашнего идола помещали в юрте.


Бабы – вовсе не абстрактные изваяния. Этих истуканов устанавливали в честь конкретных умерших половцев, захороненных в подземной части кургана. Памятника на кургане удостаивались не все, а только богатые и знатные. Так, мужские изваяния кочевники ставили в честь представителей половецкой военной аристократии, глав богатых семей и родов, а женские посвящали женам военной знати.

На курганных насыпях кочевники устраивали языческие святилища, где совершали жертвоприношения. Здесь проливалась кровь не только животных, но и людей. Светлана Плетнева отмечала, что у подножия одного из идолов археологи обнаружили скелет убитой девочки – вероятно, пленной. Это говорит о том, что у половцев, возможно, существовал обычай окроплять статуи предков кровью.

В XVII – XVIII веках освоение земель, распашка целины привели к тому, что каменные половецкие памятники начали выкорчевывать и уничтожать. В XIX веке, с постепенным исчезновением каменных идолов на основной территории их распространения – в междуречье Днепра и Дона, – ученые забили тревогу. Именно тогда пришло понимание, что процесс потери памятников нужно остановить. С этой целью в 1840 году на территории Воронежской губернии был проведен учет половецких баб. В результате было зафиксировано наличие четырех изваяний: по одному в Богучарском и Павловском уездах и два в Новохоперском.

Подробнее половецкие изваяния были описаны во время второй переписи, проводимой Воронежской учёной архивной комиссией в 1901 году. Всего в Воронежском крае было обнаружено восемь половецких баб. Половина из них оказалась в имениях местных помещиков – коллекционировать половецких баб в то время было модно. Статуи помещики покупали в соседних губерниях – Харькове и нынешнем Днепропетровске.

Кстати, самая многочисленная коллекция половецких баб оказалась у дворянина Александра Обольянинова, жившего в слободе Нижние Лубянки Бирюченского уезда Красногвардейского района (ныне – Белгородская область). Пять каменных статуй украшали аллею его сада.


Половецкую бабу из коллекции Обольянинова сейчас можно увидеть во дворе краеведческого музея. Истукан стоит поодаль от остальных изваяний и сохранился лучше всех. Это женская статуя, одетая в шляпу. Интересно, что горожане видят эту бабу не в полный рост – ее невидимая часть скрыта под землей. Высота статуи – полтора метра. Роман Берестнев пояснил, что бабу решили частично вкопать в землю после того, как в 1990-е годы ее пытались выкрасть. Чтобы изваяние не украли, поначалу его пришлось даже прятать в здании музея.

В руках каменная женщина держит сосуд. Если присмотреться к скульптуре поближе, нетрудно заметить, что одета баба в половецкий костюм – халат или кафтан. На шее бабы – каменное ожерелье из крупных ромбических подвесок, на груди – треугольная подвеска, на голове– шляпа с широкими полями.

Надо сказать, что кочевники одевались стильно. В их костюмах угадывалось влияние различных культур.

В отличие от оседлых народов, в одежде кочевников не было статичности. Вследствие постоянных перемещений, интенсивной торговли, они следовали модным тенденциям, которые существовали и на Востоке, и на Западе.

кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея

В позднее время вандалы отбили истукану руки, уничтожили черты лица, детали одежды и головного убора. Судя по многочисленным пулевым отверстиям, по статуе стреляли.

Роман Берестнев рассказал, что в районах Воронежской области местное население к половецким бабам до сих пор относится с долей мистики и суеверия. Например, люди верят, что изваяние может повлиять на погоду.

Я был на раскопках в Новохоперском районе. На высоком кургане курганной группы Ивановка увидели каменную бабу. Но, когда мы подошли к ней ближе, оказалось, что это простой бетонный столб, на котором стоит круглый камень. Местные жители рассказали, что на одном из этих курганов до революции стояло каменное изваяние, но якобы после революции один местный житель утащилего с собой и заложил в фундамент дома. Вскоре в построенном доме стали происходить странности. Местные утверждают, что вся семья, жившая в доме, погибла. И потомки того самого жителя решили разобрать дом и вернуть бабу на место.


кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея

Когда археологи приехали на раскопки в следующем году, они обнаружили, что ложная баба повалена. Как оказалось, когда долго нет дождя, местный фермер совершает странный ритуал – валяет столб по земле: он верит, что после этого начинают идти дожди.


Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.

Содержание

Исторические источники о каменных статуях

Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. [1] Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу. [2]

Начиная с XVIII века интерес к изучению каменных баб возрос. О статуях писали академики П. Паллас, И. Лепёхин, В. Зуев, А. Гатцук и многие другие. В 1851 году чиновник департамента Министерства внутренних дел России Пискарёв составил первую карту местонахождений каменных статуй.

Общая характеристика каменных статуй

Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) в IV—II тысячелетии до н. э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных погребений. Большие камни устанавливались на курганах.

Каменные статуи делятся на несколько групп:

  • Антропоморфные стелы эпохи бронзы.
  • Скифские статуи.
  • Половецкие каменные бабы.

Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы

Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.

В степи между Дунаем и Доном выявлено более чем 330 стелоподобных монументальных скульптур. Значительное их количество найдено в Северном Причерноморье и Крыму. Массовость и разнообразие ранних каменных статуй вызвало в 1960-х годах необходимость их классификации. Появились объяснения иконографического и семантического смысла статуй.

В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы:

  • стелы-плиты без антроподобности;
  • антропоморфные стелы.

Первый тип — стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. По своей форме они лишь условно приближаются к антропоморфности. Второй тип, антропоморфные стелы выполненные из плит, или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.

Скифские статуи

Следующую по хронологии группу статуй составляют истуканы, оставленные скифами — ираноязычными племенами, которые появились в российско-украинских степях в середине 1 тыс. до н. э.

Скифские статуи не сравнить с греческой скульптурой. Интересно только, что скифы, которые так много позаимствовали у греков в монументальном искусстве, оказались мало восприимчивы к импульсам, которые исходили от их более утончённых соседей. А тем временем они посещали греческие полисы, видели скульптуры на площадях, которые передают образ человека с завершенным реализмом. Видели и, вероятно, оставались к ним равнодушными. [4]

На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

Половецкие каменные бабы







Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.









В XIII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако оно так и не было полностью искоренено и в дальнейшем адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.



Типы половецких каменных статуй

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

В конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность [8] .

Статуи южной Сибири



См. также

Примечания

  1. ↑ Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. — Вып. У4-2. — М., 1974.- С. 5.
  2. ↑ Рубрук В. де. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. — М., 1957. — С. 102.
  3. ↑ Книга Большому Чертежу/ Под ред. К. Н. Сербиной. — М.-Л., 1950. -С. 64-65, 68, 86.
  4. ↑ Хазанов А. М. Золото скифов. – М., 1975. - С. 88.
  5. ↑ Форостюк О. Д. Луганщина релігійна. — Луганськ: Світлиця, 2004.
  6. ↑ Красильников К. И. Древнее камнерезное искусство Луганщины. — Луганск: Шлях, 1999. — С. 42-43.
  7. ↑Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.: Наука, 1966. С. 139
  8. ↑ Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века. — Воронеж, 2003. — С. 157—160

Литература

Ссылки

  • Археологические артефакты
  • Археологические артефакты по типу
  • Великая Степь
  • Памятники
  • Половцы
  • Скифы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Каменная баба" в других словарях:

каменная баба — истукан, баба Словарь русских синонимов. каменная баба сущ., кол во синонимов: 2 • баба (65) • истукан … Словарь синонимов

Каменная баба — Древний каменный истукан (встречается во многих местностях Юго Восточной Европы и часто в Азии). Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда (Чехов. Степь). Добрели мы так до Украины. Земля… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Половецкая каменная баба — Стела эпохи меди бронзы (3 2 тыс. до н. э.) с сакральными изображениями (Сватово Луганской области) Каменные бабы антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними… … Википедия

баба — См. жена, женщина, трусливый бой баба. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баба бабец, бабёшка, бабёнка, бабища; жена, женщина, пизда (с ушами); трус; женушка, каменная баба … Словарь синонимов

БАБА — жен. замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею, или вдова. У бабы волос долог, да ум короток. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Бабьи умы разоряют домы. Пусти бабу в рай, а она … Толковый словарь Даля

БАБА — жен. замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею, или вдова. У бабы волос долог, да ум короток. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Бабьи умы разоряют домы. Пусти бабу в рай, а она … Толковый словарь Даля

баба — БАБА, ы, жен. 1. Замужняя крестьянка, а также вообще женщина из простонародья (прост.). 2. Вообще о женщине (иногда с пренебр. или шутл. оттенком) (прост.). 3. То же, что жена (в 1 знач.) (прост. и обл.). 4. То же, что бабушка (во 2 знач.) (прост … Толковый словарь Ожегова

Баба село Черниговской губернии — (иначе Бабы) село и станция Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в 13 верстах к СЗ от Сосницы, при реке Бабе, жит. 3115 д. об. п., двор. 560. Близ села огромный курган, следы земляной насыпи в виде укрепления и на нем грубо обтесанный камень … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Режим работы:
9:00 - 17:00
выходные дни - понедельник, вторник

Адрес музея:
Донецкая Народная Республика
г.Донецк, ул.Челюскинцев, 189-А
Телефон: (062) 311 33 51


- Здравствуйте, Анатолий Николаевич!

- Совсем недавно в СМИ появилась информация о том, что многочисленная коллекция Донецкого краеведческого музея пополнилась ещё одной каменной бабой, датированной XII–XIII веками. Вообще, на территории Донбасса много таких каменных изваяний. Что они собой представляют и откуда их у нас столько?

А.У.: - В нашей коллекции каменных изваяний уже более 70-ти, и вот в начале октября 2018 года к нам поступила очередная каменная баба. А встречаются они столь часто в наших степях потому, что их оставляли представители древнего населения на протяжении многих веков. Разумеется, были изваяния и из дерева, но они не дошли до нас или почти не дошли. А камень сохраняется всё-таки лучше.

По своей сути, это древнее искусство. В разное время каменные изваяния по-разному выглядели, были более или менее похожи на человека и дошли до нас в определённом количестве. Разумеется, их были тысячи или даже десятки тысяч, за несколько тысячелетий их должно было накопиться очень много. Но, к сожалению, время не только сохраняет, но и уничтожает – в том числе и такие вещи, как каменные изваяния. Хотя и то, что дошло до нас, – это весьма много.

- А сколько примерно?

А.У.: - В 70-х годах прошлого века известный археолог Светлана Александровна Плетнёва задалась целью подсчитать все каменные бабы, их изучить и сделать каталог каменных изваяний. У неё получилось 1322 экземпляра. Но она писала в своём труде, который вышел в 1974 году, что 1322 экземпляра – это где-то десятая часть того, что изначально было в наших степях. Имейте в виду: Плетнёва говорила только о каменных изваяниях средневекового периода, а ведь были и более ранние. Например, скифских изваяний у нас несколько десятков. А тысячи лет назад в наших степях были такие антропоморфные стелы – идолы, относящиеся к эпохе меди-бронзы. Их найдено около восьми десятков. То есть на самом деле, 1322 плюс около сотни тех и тех, в итоге получается где-то полторы тысячи. Но ещё раз повторяю: это – малая часть того, что изначально стояло в наших степях. И если вы видели, что в разных музеях или возле них стоят каменные бабы, то заметили, что среди них есть полностью сохранившиеся изваяния – с головами, руками и так далее, – а есть обломки. И в нашей коллекции, кстати, существует очень много обломков. То одна лишь голова, то, например, ноги, а остальное куда-то делось… Причём по обломкам видно, что каменное изваяние разрушилось не вчера и не сегодня, а 100, 200, 300 или даже более 400 лет назад. Но любые обломки изваяний различных эпох, безусловно, интересны и важны для историков и археологов.

А.У.: - Вы знаете, каменные изваяния найдены на огромной территории. Например, их очень много в Монголии, в Китае, в Казахстане. Причём из-за того, что в этих странах много пустынных территорий, часто изваяния стоят далеко-далеко в степи, и на тех местах, где их и поставили много веков назад. В изобилии они и в Средней Азии, в Южной Сибири, на Алтае…

- А с чем связано такое огромное количество древних каменных скульптур, причём преимущественно средневековых?

- То есть в камне встречаются не только женские фигуры?

- Какие общие черты есть у всех этих каменных изваяний?

А.У.: - Вначале скажу, что нужно различать каменные изваяния скифского времени и средневековые. Скифские – очень редкие, у нас в музее есть только два таких изваяния. Им более 2,5 тысяч лет. Средневековым гораздо меньше – около восьмисот лет или немногим больше. Так вот на каменных изваяниях скифского времени изображается оружие, плети, какие-то детали костюма, вооружения, шлемы и так далее. На средневековых всё это также встречается, но значительно реже. Есть изваяния, на которых изображено оружие, или кошельки сбоку, или иногда зеркала. В то же время есть изваяния, на которых это не изображено. Мужские чаще всего сделаны в военной форме. На хорошо сохранившихся изваяниях есть шлемы, бляхи с ремнями, а также, например, края кафтанов – иногда даже с орнаментом. Но чаще всего изваяния более грубо высечены, или же они сохранились хуже, и вот эти детали уже не видны.

Ещё одна деталь: у средневековых изваяний чаще всего присутствуют руки, в отличие от изваяний XI века, у которых не было рук – они были такие стелообразные. Лицо было, шлем могли сделать, а рук не было. А вот на изваяниях XII – первой половины XIII века уже появляются руки, и эти руки обязательно согнуты на поясе и держат такой прямоугольный сосуд. Кстати, в XIX веке велись интересные споры о том, что конкретно они держат. Высказывались предположения, что это не сосуд, а святая книга, например, Библия. На самом деле, это не так. Это всё-таки грубое изображение сосуда. Иногда он может прямоугольный, иногда – немножко ближе к трапеции. Но каждое изваяние обязательно держит сосуд. Кстати, это хороший признак того, чтобы отличить даже обломок статуи и не сказать, что это, например, скифское изображение. У скифских статуй рук, так держащих сосуд у живота, никогда не будет. А если взять более древние антропоморфные изображения – имеется в виду эпоха бронзы – там чаще всего это была такая вертикальная стела, где иногда слегка обозначали контур головы. Также иногда обозначали какие-то детали одежды, и часто – детали человеческого скелета, рёбра. Руки могли быть, но они никогда не сводились к поясу, как на средневековых статуях. Но каменные идолы эпохи бронзы – глубокая древность и огромная редкость. Вы знаете, может быть, на несколько десятков средневековых изваяний, которым всего лишь лет 700 – 850, можно найти одно изваяние эпохи бронзы (3500 – 4000 лет назад). Например, у нас в коллекции музея такое изваяние лишь одно. И то – на нём выбит только пояс, чуть-чуть обозначена голова, и всё, больше на этом изваянии нет ничего. Но зато данное изваяние найдено на кургане, то есть ясно, что оно сначала на этом кургане стояло, потом лежало, будучи забытым, в течение, возможно, нескольких тысяч лет.

А вот средневековые изваяния – да, они встречаются довольно часто. На них часто бывают различные виды одежды, которые хорошо видны, детали каких-то вещей, висящих по бокам. У женщин очень красивые головные уборы. Женщины вообще очень нарядно одеты. Другое дело, что, к сожалению, все средневековые изваяния сделаны из мягкого камня – из ракушечника, из песчаника, – и поэтому по прошествии нескольких сотен лет, находясь под атмосферными воздействиями и перепадами температур, они сохранились очень плохо. Даже если бы каменные бабы стояли спокойно на курганах и их бы не трогали, они всё равно бы разрушались. Но, к сожалению, ещё и люди наносили ущерб каменным изваяниям – их часто разбивали, перетаскивали, и так далее. Уже упомянутая мной археолог С.А. Плетнёва сказала, что 1322 изваяния она собрала, это где-то десятая часть, – и я думаю, что на самом деле их было не менее 20 тысяч, а может быть, и больше. А до наших дней, повторюсь, дошла очень незначительная часть изваяний.

- А какую ценность имеют эти каменные изваяния для археологов, что можно по ним узнать?

Украшения, вооружение, предметы костюма на изваяниях можно коррелировать с тем, что археологи находят в погребениях аналогичного периода, где похоронен воин, – с поясом, с вооружением. И часто бывает так, что вооружение находит какие-то аналогии с тем, что мы видим на каменных изваяниях.

- А как относились с каменным бабам наши предки?

А.У.: - По записям, начиная со второй половины XVI века, известно, что на курганах в Средневековье тюрки делали различные святилища, где стояли каменные бабы. Учёные давно уже спорят: зачем эти святилища сделаны на курганах и что символизируют каменные бабы? Поначалу была такая гипотеза: каменная баба изображает погребённого в этой насыпи человека. И предлагался алгоритм: давайте выберем несколько курганов, на которых стоят каменные бабы, исследуем их, и, по этой логике, там должны быть кочевнические погребения. Стали копать. Да, действительно, в некоторых случаях их находили. Но в других случаях средневековые каменные бабы стояли на курганах, где не было средневековых погребений, а были только погребения эпохи бронзы, которым несколько тысяч лет. Получается, что невозможно ответить на этот вопрос. Каменные бабы стоят и на тех курганах, где есть захоронения кочевников, и на тех, где их нет. И когда стали находить остатки святилищ вокруг каменных баб, то выдвинули предположение, что, очевидно, здесь проводились какие-то обряды – не только по умершему человеку, а самые различные – может быть, связанные с природными циклами, может быть, с какими-то праздниками и циклами определённого коллектива, который жил на конкретной территории. И каменные бабы как изваяния, как идолы участвовали своим присутствием в этих обрядах. А несколько лет назад в Ростовской области нашли каменную бабу, которая стояла на кургане, и рядом были захоронены несколько людей, которых убили непосредственно возле этого каменного изваяния. То есть это, скорее всего, идолы, которым приносили не только какие-то дары и скот в жертву, но и, как видите, порой и людей. Таким образом, каменные бабы были задействованы в определённых обрядах, причём эти обряды были широко распространены, раз такое огромное количество изваяний было изготовлено в Средневековье.

То же самое было и у скифов. А стелообразные огромные изваяния эпохи бронзы, скорее всего, участвовали и в каких-то погребальных обрядах, потому что их иногда находят в курганах в качестве перекрытий древних могильных ям.

- Анатолий Николаевич, а есть ли какие-то суеверия, связанные с каменными бабами? Всё-таки они стояли на могилах… Не боятся ли археологи их раскапывать?

- А какие каменные экспонаты есть в Донецком краеведческом музее?

А.У.: - На сегодня в коллекции нашего музея 69 средневековых каменных изваяний. Ранее их было 65, но совсем недавно, буквально летом и осенью нынешнего года к нам поступило ещё 4 изваяния. Кроме того, у нас есть ещё 2 скифских каменных бабы – это огромная редкость. Также у нас одно стелообразное изваяние эпохи бронзы. И ещё у нас есть редчайшая вещь – это каменный медведь, сделанный в Средневековье. Он небольшой, всего 60 сантиметров, его можно в руки взять. Но чем он примечателен – он найден в средневековом святилище вместе с каменными бабами. Это говорит о том, что медведь – точно изваяние конца XII–начала XIII веков, и он использовался в каких-то обрядах. И если каменные бабы – это изображения людей, то здесь мы видим редчайший случай изображения животного в камне. На всю нашу степь таких изображений – буквально штук двенадцать-тринадцать. Этот медведь, кстати, найден в археологической экспедиции в 1975 году на месте, где сейчас построен микрорайон Текстильщик.

- А что это была за экспедиция?

- Насколько я понимаю, археологические экспедиции – это один из способов, которыми музей добывает себе экспонаты. А есть другие варианты пополнения коллекции каменных изваяний?

Таким образом, найти каменные изваяния можно в любом месте, и у нас есть все шансы расширить существующую коллекцию. И если кто-то видел где-то хотя бы обломок каменного изваяния, и ему несложно сообщить об этом в музей, то мы будем рады и благодарны. Ведь если эти изваяния окажутся в музейной коллекции, они сохранятся и для будущих поколений!

скифские каменные бабы

Каменные бабы – это такие мегалиты (или большие каменные статуи), которые олицетворяют воинов, в частности женского пола. Некоторые считают, что они символизировали победу кочевников над степью. Однако есть и другие мнения, например, что они были идолами-оберегами для древних людей. В Азербайджане же каменные фигуры, как считается, были своеобразной отметкой площади проживания тех или иных племен. Бытует и другая точка зрения, основывающаяся на том, что статуи играли культовую роль, олицетворяли предков.

Существует определенная классификация каменных статуй, которые сегодня встречаются в России и за ее рубежом. Если брать за основу время создания мегалитов, то это:

  1. Человекоподобные стелы бронзового века, то есть относящиеся еще к прошлой эре.
  2. Скифские статуи.
  3. Половецкие каменные бабы.

По внешнему виду каменные фигуры могли быть сидящими и стоящими, а также женскими и мужскими. Что касается стел, то они представляли собой нечетко проработанные статуи, однако и в них можно было определить половую принадлежность.

Немного истории

каменные бабы

Впервые в письменных источниках о подобных каменных статуях упоминается с 12 века. Однако, по данным археологическим, датируются мегалиты 6-3 тысячелетиями до нашей эры. По разным данным, изначально появились статуи на территории между Иртышом и Дунаем, изображающие мужчин с усами, в одной руке у которого чаша, а в другой – оружие. Постепенно стали появляться и женские статуи (в Киргизии), которые держали в руках чашу. В 11-13 веках на землях южных степей каменных баб стали устанавливать половцы на курганах.

По сей день эти каменные менгиры сохранились в России и не только. Где же их больше всего?

  • Степная полоса России.
  • Южная Сибирь.
  • Азербайджан.
  • Восточная Украина.
  • Германия.
  • Средняя Азия.
  • Монголия.
  • Казахстан.
  • Алтай.

Как уже было сказано, есть мегалиты, изображающие человека, называемые скифскими. Именно эти народы, как гласит история, первыми стали устанавливать их на погребальных памятниках. Вообще скифы являлись ираноязычными племенами, захватившими господство в русско-украинских степях в первом тысячелетии до новой эры.

Скифские каменные бабы на территории России и не только стали привлекать особое внимание ученых с восемнадцатого века. А в середине 19 даже была составлена первая карта с обозначением местонахождения каменных баб. Помимо скифов, возведением этих статуй занимались и половцы и, возможно, другие народы. Подробнее поговорим о статуях, которые ближе к нам по временному отрезку времени, о половецких.

Половецкие каменные бабы

Устанавливали каменных баб на возвышенных участках местности, в том числе в курганных могильниках, в святилищах. Это еще раз подчеркивает важность их предназначения. Обычно в одном святилище было несколько статуй, причем обоих полов. Лица их всегда обращались на восток. В святилищах проводили поминальные обряды в честь предков (отсюда и название статуй). Интересно, что многие из каменных фигур были женскими. Это связано с тем, что образ женщины, как считалось, дает силу воинам, оберегает их, делает бессмертными и непобедимыми. И неудивительно, что этим статуям подносили жертвоприношения, в том числе в виде животных.

Разновидности половецких каменных фигур:


  • Человекоподобные статуи из длинных камней.
  • Мужские статуи с усами и бородой.
  • Мужские статуи с косами (прическа), сережками в ушах и украшениями на шее.
  • Мужские статуи, как бы облаченные в кафтан с поясом.
  • Фигуры с кинжалами или саблями.
  • Женские статуи с обозначением половых признаков, иногда с младенцем на руках.
  • Каменные бабы с чашами, кубками и другими сосудами.

Изначально статуи были очень примитивны, даже без четкого начертания образа. Но постепенно на них более подробно вырезали и части лица, и тела, и дополнительны атрибуты. Причем наибольшего расцвета в плане оформления каменные фигуры достигли в двенадцатом веке. Тогда увеличилось и количество устанавливаемых статуй, и разнообразие их. Создавались фигуры в положении стоя и сидя, с чашами в руках. Наиболее четко в эти периоды старались начертать на камне костюм, украшения, оружие. Больше внимания уделялось и лицу: мужчины всегда изображались с усами и бородой, а женщины – круглолицыми, с мягкими чертами. Кстати, у последних обязательно выделялась грудь как орган кормления.

После покорения половцев монголами (в 13 веке) многие каменные статуи были уничтожены. Ведь тогда началась активная борьба с пережитками язычества. Однако еще несколько веков славяне поклонялись данным памятникам, думая, что они смогут повлиять на плодородие земель, на погодные условия и на благополучие человека в целом. До наших дней сохранилось около двух тысяч каменных баб.

Расположение каменных баб по регионам

Особый интерес представляет собой локализация каменных статуй. Местные жители республик и областей, в которых они сохранились, гордятся этими амятниками истории, культурными традициями своих предков. А многие и верят в силу каменных статуй, принося им дары и прося у них что-то для себя.

Каменные бабы в Крыму

Известны таковые в Алупке, на террасах Воронцовского дворца. Сегодня они являются достоянием курорта, к ним организуют экскурсии для туристов. Интересно, что есть каменные бабы Крыма, стоящие на исконном месте, а есть и перевезенные в другие уголки полуострова.

каменные бабы

Каменная баба в Курской области

Другое ее название – Половецкий воин. Находится она в Алехинском заповеднике. Лицо у данной статуи не обозначено, а вот руки очень длинные. Вообще камень обработан очень грубо, опознавательных знаков почти нет.

Каменные бабы: Донецкая область

Находятся каменные статуи в музеях и заповедниках, так как являются охраняемыми объектами. Область славится тем, что в ней находится несколько десятков фигур. Самым известным является Донецкий краеведческий музей, в котором расположен целый парк половецких каменных баб.

Каменные бабы: Алтай

Каменная баба: Хакасия

Местные жители республики называют ее Улуг Хуртуях Тас, что переводится как большая каменная баба (бабушка). Находится она в музее-заповеднике Аскизского района. Село Аскиз, близ которого и находится каменная баба, стало настоящим туристическим местом. Датируется фигура четвертым-пятым тысячелетиями до новой эры. Хакасы считают статую священной, почитают ее. Высота каменной бабы составляет три метра, однако в настоящее время одна треть находится под землей. Изготовлена она из песчаника. Некоторые жители верят, что статуя помогает излечиться от бесплодия. И по сей день каменная баба в Хакасии имеет статус настоящего божества, которому оставляют дары.


Утром и вечером он колесил на велосипеде по городу и искал тигрёнка, а днём сидел на туристической улице между скифскими каменными бабами и рисовал портреты-десятиминутки.

Миновав кладбище, где греческие надгробия из каменных плит с изображениями захороненных соседствовали с низкими курганами и немногочисленными каменными бабами скифов, путники достигли тополиной рощи.

Изваяния веками наблюдали за людьми, которые жили в этих диких местах, и, судя по суровому выражению их ликов, каменные бабы вовсе не в восторге от того, что происходит на белом свете.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гермафродитизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Так что некоторые из нас приходятся потомками половцев, а значит, в генах живёт память о том, для чего предназначались каменные бабы и они по-прежнему выполняют свою миссию.

Вполне возможно, что каменные бабы выполняли функцию мистических стражей, защитников племени от врагов.

Зачастую каменных баб использовали как межевые знаки, угловые опоры в жилых и хозяйственных постройках.

Ребята шутили, дескать, теперь ему, наконец, представится реальный шанс сменить каменную бабу на живую и пылкую подругу.

Фанатские страсти по рок- и поп-идолам ничем не отличаются от поклонения родовым дубам и половецким каменным бабам.

Оказалось, что свет исходит из стекляницы, укреплённой на макушке каменной бабы – точь-в-точь такой же, как те идолы, которым поганые язычники поклоняются в своих не менее поганых капищах.

Строители вытащили каменную бабу, поставили на этот уровень, но, убедившись, что наверх они её поднять всё равно не смогут (входное отверстие слишком мало), бросили свою затею.

Старинные, но не стареющие каменные бабы возле исторического музея видели вдали что-то, видимое только им.

Алчность, жадность, желание поживиться за чужой счёт, разграбив могилы, чей покой охраняла каменная баба, в конечном итоге приведут к тому, что каменное изваяние будет разбито, а тонкая оболочка рассыплется.

Все разъедутся по городу, а она будет кормить комаров в палатке рядом с какой-нибудь замшелой каменной бабой в степи.

На школьных групповых фотографиях в окружении подтянутых одноклассниц она выглядела каменной бабой из казахских степей – крупной, налитой, с широкими бёдрами и плечами.

Да лопнуло вдруг ни с того ни с сего стекло, потекло вино вниз по ожившемуживоту… пока не высохнет на солнце, будут у каменной бабы настоящие лунные дни.

Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародительницы, так называемые каменные бабы, которые у славянских народов именовались берегинями.

Птички и ветер выпьют до капли, на целый день чуть побелеет дно чаши, и будто бы смягчится взгляд каменной бабы.

От убитой птицы оставались перья из крыл, колеблемые ветром, будто полёт не кончен, от зверя оставались кости, от прежних богов остались каменные бабы в навершиях курганов – от людей не оставалось почти ничего.

– Врут, что не нашли, кто ж тебе признается. Нашли только каменных баб две штуки, тысяч по пять лет, весом в три тонны. Каждая.

Старик, собрав задубелые морщины в загадочную маску, смотрел на него взором каменной бабы, совершенно непонятным случайному белому человеку.

Справа, возле пупка, у богини имелась странная овальная выемка, но в остальном это была не обычная для степей бесформенная каменная баба, а вполне приличная скульптура.

Ни городов, ни сел, ни пашен, – маячат в синем жарком мареве только одинокие высокие курганы да безглавые каменные бабы на них.

Он представлял собой обычную каменную бабу, коих немало разбросано по тем местам, где кочевали скифы, сарматы, половцы и прочие варварские племена.

Ассоциации к слову «каменный»

Ассоциации к слову «баба»

Синонимы к словосочетанию «каменная баба»

  • Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и — опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…

Сочетаемость слова «каменный»

Сочетаемость слова «баба»

Значение словосочетания «каменная баба»

Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70% среди половецких изваяний) женщин установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. Они издавна привлекали внимание русских людей и служили своеборазным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков. (Википедия)

Афоризмы русских писателей со словом «каменный»

    в науке не прогрессивен; совсем напротив, он заставляет живое мышление осесть каменной корой около своих начал…

Дополнительно

Значение словосочетания «каменная баба»

Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70% среди половецких изваяний) женщин установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. Они издавна привлекали внимание русских людей и служили своеборазным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.

Читайте также: