Как сделать каабу

Обновлено: 06.07.2024

Кааба (от арабского Ка‘ба ­­ четырехугольник) – главное святилище всех мусульман; таким она была для арабов и до появления ислама. Но, помимо своего религиозного значения, Кааба служила для арабов языческого периода еще культурно-политическим центром, потому что здесь во время ежегодных праздников в честь главных богов Каабы решались и самые важные вопросы, касавшиеся всех обитателей аравийского полуострова; здесь же происходили так называемые поэтические состязания между знаменитейшими арабскими поэтами, стекавшимися туда со всех концов Аравии и даже Сирии и Месопотамии. Благодаря всему этому Кааба, а следовательно – и вся область, в которой она находилась, весьма рано приобрели важное религиозно-политическое значение, так что обладать Каабой значило обладать и всею среднею Аравией. Из-за этого обладания не редко возникали между разными племенами кровавые распри, часто оканчивавшиеся расхищением и даже разрушением самой святыни. Это продолжалось до тех пор, пока Кааба не перешла в руки сильного племени ку(о)райшитов, которые, с целию упрочить здесь свою власть, построили вокруг Каабы город Мекку. С тех пор религиозная и политическая власть оставались в руках курайшитов до упрочения ислама.

Вопреки своему значению, Кааба не имела правильной формы куба, но скорее форму параллелограмма длиной в 30 локтей, шириной в 22 и вышиной в 27. ее четыре стены, высотой в 9 локтей, сложенные из грубого камня, не скрепленного известью, но покрытого изнутри и снаружи дорогой материей, – покоились на крепком старом фундаменте. Ее плоская в виде террасы крыша, построенная из пальмовых стволов, вырубленных тут же в старой священной роще, поддерживалась изнутри деревянными квадратными столбами. В Каабу вела дверь, выходившая на северо-восточную сторону и запиравшаяся замком. Снаружи недалеко от этой двери были прикреплены к стене храма два бараньих рога, имевших отношение к древней религии арабов, но которые впоследствии смешали с библейским рассказом о принесенной Авраамом жертве. В правом углу Каабы был вделан знаменитый аль-хаджар – аль-асвад (Черный камень), который, по преданию, ангел Гавриил принес с неба.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский - Календарь : с 18 рисунками и картами. - 1906. - VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Кааба

Кааба. Вид изнутри

Кааба имеет несколько названий:

Строительство Каабы

Некоторые исторические источники упоминают о том, что первым Каабу построили ангелы, также говорится, что ее построил Адам, мир ему, а также то, что Всевышний Аллах сотворил Каабу за две тысячи лет до сотворения земли, а затем земля была выведена из-под Каабы.

Также исторические источники говорят, что Каабу строили несколько раз, однако точно установлено то, что ее строили пять раз:

1. Строительство Ибрахимом и его сыном Исмаилом, мир им обоим;
2. Строительство курайшитами;
3. Строительство Абдуллой бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими;
4. Строительство Хаджаджем бин Юсуфом ас-Сакафи;
5. Строительство султаном Мурадханом Усманий.

Строительство Каабы Ибрахимом и Исмаилом, мир им обоим

Ибрахим, мир ему, построил благословенную Каабу по велению Всевышнего Аллаха. Он построил ее из камней. Высота Каабы была 9 локтей (4, 5 метра). Длина восточной стороны стены была 32 локтя (16 метров), западной стороны – 31 локоть (15, 5 метров), южной стороны – 20 локтей (10 метров), северной стороны – 22 локтя (11 метров). У Каабы не было крыши и у нее были две примыкающие к земле двери, которые не имели закрывающихся створок. Потом был ниспослан ангел Джибрил, мир ему, с Черным камнем, и Ибрахим, мир ему, установил этот камень на свое место.

Строительство Каабы курайшитами

Книги по истории упоминают о женщине, которая вошла в Каабу, чтобы окурить ее благовониями и от ее угольков отлетела искра, от которой загорелась Кисва (покров) Каабы.

Также был сильный сель, который проник в Каабу из-за чего ее стены покрылись трещинами. Курайшиты испугались этого и решились обновить строение Каабы.

Курайшиты привнесли некоторые новшества в саму Каабу: они увеличили высоту Каабы до 18 локтей (9 метров), покрыли ее крышей, тогда как ранее у нее не было крыши, они сделали деревянный сток для воды, они заделали западные двери, а восточные подняли выше уровня земли, чтобы внутрь Каабы мог войти только тот, кому они разрешат и не впускать других.

В этом строительстве Каабы принимал участие и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он носил камни для ее строительства.

Когда строительство было завершено и люди захотели поставить Черный камень на свое место, между ними разгорелся сильный спор, так как каждый род хотел иметь честь поставить камень на свое место. Поэтому они согласились на том, что их спор решит первый, кто войдет на территорию Каабы и этим человеком оказался Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он взял Черный камень и положил на плащ, затем он сказал каждому племени, чтобы они взялись за край плаща и подняли его, после чего сам установил камень на свое место. Этим решением закончился конфликт, который почти не разрушило единство курайшитов и сохранил жизни многим из них.

Строительство Каабы Абдуллой бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими

В 64 году по хиджре (683 год н.э.) Язид бин Муавия отправил из Шама войско под командованием аль-Хусайна бин Нумайра для сражения с Абдуллой бин аз-Зубайром, который находился в Мекке. Город был осажден и обстреливался из катапульт. При этом пострадала Кааба: она загорелась и ее стены ослабли. После 27 дней осады умер Язид и войско обратно вернулось в Шам не войдя в Мекку.

Это стало причиной того, что Абдулла бин аз-Зубайр решил вернуть Каабу к основам, заложенным Ибрахимом, мир ему, исполняя то, что желал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Таким образом, он добавил то, что убавили от нее курайшиты (6 локтей и шибр), сделал для нее две примыкающие к земле двери, одна из которых на восточной стороне, а другая на западной, и довел ее высоту до 27 локтей (13, 5 метров).

Строительство Каабы аль-Хаджаджем бин Юсуфом

Строение Абдуллы бин аз-Зубайра не оставалось долгое время. Абдуль-Малик бин Марван отправил в Мекку большое войско под предводительством аль-Хаджаджа бин Юсуфа ас-Сакафи. Он захватил Мекку и убил Абдуллу бин аз-Зубайра, да будет доволен Аллах ими обоими. После этого он написал Умеядскому халифу, что ибн аз-Зубайр добавил к Каабе, то, что к ней не относится и Абдуль-Малик позволил ему переделать Каабу и вернуть ей вид, который был при курайшитах.

По некоторым историческим сведениям сообщается, что когда Абдуль-Малик бин Марван узнал о том, что Абдулла бин аз-Забуйр в своем строительстве Каабы опирался на хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, он пожалел о том, что разрешил аль-Хаджаджу изменить его строительство.

Строительство Каабы султаном Мурадханом Усмани

В эпоху султана Мурадхана Усмани Кааба разрушилась по причине обильных дождей и селей, когда вода заполнила ее и достигла середины стен. После этого (в 1040 году хиджры/1630 год н.э.) он повелел восстановить Каабу в прежнем виде, и это то строение, которое сохранилось до наших дней.

Халифы, Султаны и Амиры на протяжении веков старались поспешно заделать любые трещины в Каабе. В 1417 году хиджры Служитель двух святынь король Фахд бин Абдуль-Азиз, повелел полностью обновить благословенную Каабу: он укрепил фундамент, улучшил шазурван (бордюры, окружающие Каабу) и кольца, за которые снизу крепится покрывало храма, отполировал внешние стены, замазал промежутки между кирпичами, и заменил две крыши Каабы на две новые.

Главная святыня мусульман – это Священная Кааба, к которой мусульмане всего мира обращают свои лица при ежедневной пятикратной молитве.

Священная Кааба – одно из древнейших сооружений на Земле. История ее возникновения окутана тайной. Некоторые утверждают, что Каабу по велению Аллаха возвели ангелы. По другому преданию, Кааба была построена первым человеком и пророком Адамом (мир ему) для поклонения Всевышнему. Когда Аллах изгнал Адама и Еву из Рая, Адам поселился на острове Цейлон (Индия), а Ева – в современной Джидде (Саудовская Аравия). Долгое время они томились в разлуке и каялись, просили у Аллаха прощение за содеянное. И тогда Аллах по Своей Милости простил их, послал к каждому из них ангела, чтобы они указали им путь в Мекку, где они и встретились. Адам и Ева встретились на горе Арафат и оба в слезах обратились к Аллаху с мольбами о прощении. Аллах не только простил и благословил их, но и обещал, что каждый год будет сполна прощать тех из их рода, кто придет туда в тот же день и в то же время и будет просить прощение. В знак благодарности за безграничную Милость Аллаха Адам (мир ему) построил первый Дом Аллаха на Земле, первое святилище на Земле – Каабу. Всемирный потоп разрушил Каабу, и долгое время люди ничего не знали о ней. Священный храм заново отстроили по приказу Всевышнего пророк Ибрахим и его сын Исмаил (мир им).

Местонахождение Каабы было указано Пророку Ибрахиму Аллахом, о чем сказано в Священном Коране:

Согласно сунне, Макам Ибрахим является райским яхонтом, который, как и Черный камень, был ниспослан на Землю. Аллах погасил яркий свет, который они прежде излучали, и если бы не это, то сияние озарило бы пространство между востоком и западом. Макам Ибрахим упоминается в Коране:

В Коране так же содержится предписание совершать возле этого места молитву:

Ибрахим (мир ему) сделал Каабу без крыши, высотой 7(9) локтей, длиной в 30 локтей, а шириной в 22 локтя. После завершения строительства Ибрахим и Исмаил (мир им) воскликнули:

Затем пророки совершили хадж. Ибрахим каждый год совершал хадж к Каабе. Все церемонии паломничества он узнал от Аллаха через ангела Джибраила (мир ему). Ибрахим ( мир ему) заповедал своим сыновьям:

Однако, святыня, которую восстановили Ибрахим и Исмаил (мир им), со временем стала местом идолов. В доисламские времена количество божеств внутри Каабы достигло 360-ти, включая образы Ибрахима и Исмаила. Кааба во все времена была святыней для арабских племен. В эпоху джахилийи (эпоха невежества), предшествующую рождению последнего Пророка, в Мекке, возле Каабы устраивались торговые ярмарки, конкурсы стихов и красноречия, арабы совершали к ней паломничество. Это вызывало зависть правителей соседних стран, которые хотели, чтобы их храмы были более значимы, чем Кааба.

Получив от Всевышнего Откровение, Посланник Аллаха начал свою пророческую миссию, распространяя религию Единобожия сначала среди своих соплеменников – курайшитов, а затем и по всему миру. Он не мог допустить, чтобы в Каабе находились идолы, которым поклонялись многобожники. Поэтому для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) полной победой Ислама могло служить лишь уничтожение идолов в древнем священном храме. В первые годы распространения религии Ислам мусульмане молились, обращая свои лица в сторону мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Однако, Посланник Аллаха мечтал, чтобы киблой мусульман стала Кааба. Всевышний исполнил желание Своего Пророка и ниспослал следующий аят:

Овладение Меккой Пророком Мухаммадом (мир ему) было мирным: он простил всех своих врагов, никого не наказывая и не казня. Многобожники, принесшие Пророку и религии Ислам столько вреда, увидев милосердие и доброту Пророка, без колебаний стали мусульманами. Когда настало время полуденного намаза, муэдзин Посланника Аллаха (мир ему) Билял забрался на крышу Каабы и прокричал оттуда слова азана (призыва на молитву). Это была полная победа Ислама.

Кааба (11 фото+3 видео)

Кааба (араб. كعبة‎‎) — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запрещенной Мечети (Мекка). Она содержит чёрный камень. Вокруг нее во время хаджа совершается ритуал таваф. Святыня служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Характеристики

Кааба (11 фото+3 видео)

Кааба история возникновнения

Священный город -Мекка — размещен километрах в семидесяти от побережья Красноватого моря, на границе гористого Хиджаза и жаркой Тихама. Область Мекки очень засушлива и совсем неприменима для земледелия. Но источник пресной воды — Замзам и размещение на торговых путях сделали это место симпатичным для поселения.

Кааба в доисламскую эру

Может быть, кааба (араб. куб‎‎) была основным языческим святилищем Хиджаза; по неким традициям, в центре Святыни находился кумир Хубала — божества племени курайш в виде человека с золотой рукою (золото поменяло некогда отбитую руку). Древнейшие арабы считали его властелином небес, владыкой грозы и дождика. За ее пределами были и другие кумиры, большая часть из которых представляли собой аморфные камешки.

Вокруг головного божества размещались кумиры других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 кумиров.

Кааба (11 фото+3 видео)

Около их приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запрещенной местности нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем паче проливать кровь — арабские племена поклонялись различным богам, но все идиентично чтили Каабу. Числилось, что если кто-нибудь обидит языческое божество, будет неизбежно наказан: захворает проказой либо лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, также ханифы — аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие серьезное единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Арабские предания

По арабским преданиям, возникновение в этих пустынных местах обильного водой источника должно чуду, сотворенному Богом ради праотца Ибрахима и отпрыска его Исмаила, знаменитого родоначальника североарабских племен.

По возвращении Ибрахима из Египта в Палестину супруга его Сарра, которая была неплодна, не надеясь иметь малышей, предложила в супруги Ибрахиму свою рабыню Хаджар, подаренную ей египетским фараоном. Хаджар, родившая скоро Исмаила, возгордилась и стала с презрением относиться к Сарре. Когда же престарелая Сарра по воле Бога родила Исаака, к вражде матерей скоро присоединились ссоры отпрыской. Сарра горько сетовала Ибрахиму и добивалась изгнать Хаджар с ее отпрыском. Ибрахиму, очень любившему Исмаила, тяжело было отважиться на это; но Бог отдал приказ ему подчиниться требованиям Сарры, и он отвел Хаджар с Исмаилом в Аравию, на самим Богом обозначенное место и оставил их там. Скоро припас воды у их кончился. Зря Хаджар металась в поисках источника либо колодца (по преданию, это по­служило макетом 1-го из обрядов мекканского паломничества — сай) — ни мельчайшего следа воды не было приметно посреди мертвенных бугров и раскаленных скал, и мучительная погибель от жажды казалась неминуемой. Отчаявшись, Хаджар удалилась на некое расстояние от Исмаила, чтоб не созидать его предсмертных страданий, облегчить которые она была бессильна, а оставленный ею Исмаил зарыдал и стал ударять ногою о землю. И — о, волшебство! — на этом месте забил источник пресной воды! Хаджар, бросившаяся к отпрыску (она задумывалась, что на Исмаила напали одичавшие животные), увидела, что они сохранены, — она напоила Исмаила и напилась сама, а расчудесный источник оградила землей и камнями из боязни утратить воду. Такая легенда о происхождении источника Замзам.

Кааба (11 фото+3 видео)

Скоро Хаджар и Исмаил повстречались с племенами джурхумитов, пришедших в эти места из Йемена со стадами овец и верблюдов в поисках воды, и присоединились к ним.

Как сложилась предстоящая судьба Хаджар — легенды умалчивают. Понятно только, что, когда она погибла, Исмаил похоронил ее близ того места, где размещен известный храм Кааба. Кто и когда выстроил Каабу — не понятно. Понятно только, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии за длительное время до появления магометанства.

Кааба (11 фото+3 видео)

По преданию (которое констатируется еще за 200 лет до Мухаммеда), после погибели Хаджар Ибрахим стал длительно, время от времени по нескольку лет, гостить в округах Мекки. В одно из его посещений (по велению Аллаха) и был построен храм Кааба на том самом месте близ источника Замзам, где некогда находился храм Адама — 1-ый храм на земле.

По легенде, это место было обозначено ангелом Джибрилом (архангелом Гавриилом), который помогал Ибрахиму и Исмаилу при строительстве и разъяснял, каким должен быть храм, угодный Богу. От него же, разумеется, Ибрахим и Исмаил узнали, что храм, который они строят, — четкая копия того храма, в каком молился Адам.

Арабская легенда

Согласно арабской легенде Адам и Хавва (Ева) были не только лишь изгнаны из рая, да и разлучены—Адам попал на полуостров Шри-Ланку (Цейлон), а Хавва—на побережье Красноватого моря неподалеку от Мекки — в те места, где размещен сейчас порт Джидда. (Кстати, на окраине Джидды и на данный момент демонстрируют могилу праматери Хаввы.) Они повстречались только через двести лет — как раз в районе Мекки; гора Арафат, где они в первый раз узнали друг дружку после настолько длительной разлуки, почитается мусульманами как одна из святынь. Но Адам очень мучился из-за того что лишился храма, в каком привык молиться в раю. В конце концов Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю. По погибели Адама этот нерукотворный храм был унесен назад на небо. После чего Каабу строили Сиф (отпрыск Адама), Нух (Ной) и его отпрыск Сим, восстановивший ее после потопа.

Кааба (11 фото+3 видео)

Что из себя представляет Кааба

По легенде, для облегчения строительства, ангел Джибрил принес Ибрахиму тонкий камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строй лесов. Этот камень — Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на российский). Находится в нескольких метрах от Каабы и верующие ясно лицезреют на нем отпечатки ног собственного праотца.

Когда храм был практически готов, Ибрахиму пригодился приметный камень, чтоб обозначить на стенке место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. Дело в том, что в раю ангелы и Адам, наученные самим Богом, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахим желал, чтоб и на земле богослужение происходило верно. Тут-то ангел Джибрил и принес ему известный Темный камень, который был вделан в северо-восточный угол строения, — этот камень сначало был ослепительной белизны, но потом стремительно почернел от прикосновений грешников.

Темный камень Каабы

Темный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его именуют мусульмане) — по преданиям свалился с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение собственного подопечного. Ученые же считают Темный камень Каабы метеором, хотя есть и другие точки зрения. (он не может быть ни стальным метеором, исходя из его трещинок, ни каменным метеором, потому что не выдерживает перемещений и плавает в воде. Подобные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта либо агата).

Паломники стремятся поцеловать Темный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. Любопытно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Темный камень, и в Мекку он был возвращен только в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г сумасшедший египетский халиф послал человека с целью убить реликвию. Она дважды горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, начальный камень раскололся на 15 кусков. На данный момент они скреплены цементным веществом и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня — приблизительно, 16.5 на 20 см.

От старшего отпрыска Исмаила заведование Каабой перебежало к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III веке нашей эпохи их вытеснили Бану Хузаа — также южноарабское племя; покидая Мекку, джурхумиты разрушили Каабу и засыпали источник Замзам.

Кааба (11 фото+3 видео)

Хузаиты вернули Каабу. С половины III в. до Р. Хр. Кааба становится пантеоном арабских племен: снутри помещено было до 360 государственных кумиров, посреди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с малышом Иисусом. Аднан, один из потомков Исмаила, женился на дочери вождя хузаитов и поселился в Мекке. Праправнук этого исмаилита Фир, по прозвищу Кураиш, стал родоначальником нового племени — курайшитов. Курайшиты, жившие как в самой Мекке, так и в ее округах, равномерно усилились так, что через двести лет потомок Фира в седьмом колене Кусай изгнал наполовину истребленное эпидемией чумы племя хузаитов из Мекки. Согласно арабским источникам, курайшиты стопроцентно обуяли и городом и храмом около 440—450 года, другими словами меньше, чем за 150 лет до рождения Мухаммеда. Посреди потомков Кусая, погибшего в 480 году, более известен его внук Хашим, прадед Мухаммеда, который овладев Меккой в 630 г., выкинул из Каабы кумиров, но уважительно приложился посохом к Эсваду ( Черному камню) и сохранил все ритуалы хаджа.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen представила, что Темный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, размещенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, потому оно довольно жесткое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белоснежного стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Значимая неувязка, противоречащая этой теории заключается в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя есть также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет.

Кратер в Вабаре

Кааба (11 фото+3 видео)

Читайте также: