Как сделать из магнитной антенны врезную

Обновлено: 04.07.2024

Магнитные рамочные антенны - миф или реальность?

Магнитные рамочные антенны - миф или реальность?

Открыть эту тему меня заставила, в буквальном смысле слова, жизнь. Дело в том,
что я проживаю в многоквартирном доме, в центре города. Приём радиостанций на любые приёмники,
а перепробовал я их множество, на волнах ДВ, СВ, и КВ практически не возможен.
Иногда прослушивается в потоке помех одна две станции, но крайне слабо. На УКВ всё отлично.
Когда я уже по-тихому начал сатанеть, бесконечно реставрируя и восстанавливая приёмники
и не имея возможности их слушать, коллега sever, предложил использовать, как решение проблемы, рамочную антенну.
Прочитав в интернете, по его рекомендации массу материала по этим антеннам,
я просто заразился этой идеей. Судя по высказываниям различных опытных радиолюбителей,
это чудо - антенна. Впервые была применена американцами во время войны во Вьетнаме,
где зарекомендовала себя превосходно.
В СССР материалы, по ней, долго специально замалчивались, т.к. её массовое применение
могло свести практически на нет все услия множества "глушилок".


Очень интересный материал.

Сегодня уже пошла работа по сборке. Вот первые результаты.


Изображение


Изображение


Изображение

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Radiomann писал(а): Иногда прослушивается в потоке помех одна две станции, но крайне слабо. На УКВ всё отлично.

Первое ,что необходимо сделать -это определится с типом помех-от интернетов,вай-фаев,сигнализаций,электронных трансформаторов и прочей импульсной пакости не спасет никакая комнатная антенна.
Второе-демонстрация с ютуба,гласит о хреноватой чувствительности используемого приемника. когда то в журнале радио (В ДО ИМПУЛЬСНЫЙ ВЕК подобное печаталось много раз -даже была статья о приставке с магнитной антенной для использования в качестве антенны проводки питания-сейчас этот номер не пройдет.
К рекомендациям с консервными банками для улучшения приема КВ, на открытой местности -гласит только одно-или КВ-радиовольны перестали отражаться от ионосферы,или приемник совсем тупой,или автор прикалывается .

Лучше провести эксперемент по приему-
для этого берете первоклассный приемник для приема АМ вещалок из вашей коллекции-Рига-104 (будем считать,что приемник настроен и соответствует своим параметрам)-включаем СВ-диапазон,делаем попытку поймать радиостанцию.Если это удалось и прием хоть слабый,но есть,рядом параллельно друг другу ставим вторую Ригу(что бы их магн антенны были по ближе и параллельно),питание не включаем,а включаем тот же диапазон и крутим настройку-при совпадении частот(резонанс) магн антенн-сигнал должен возрасти,
Если подобный эффект приводит к положительным результатам,то тогда стоит кое о чем задуматься.

Нет приёма практически нет. Иногда можно принять на СВ две - три станции, но из-за помех правктически не слышимые. Да весь сыр-бор, пока для КВ.

Но работы продолжаются.

Изображение


Изображение

Кутник Фёдор Фридрихович.
Ищу заднюю крышку VEF-Spidola или Spidola. Можно корпус-донор.

Radiomann писал(а): Иногда можно принять на СВ две - три станции, но из-за помех правктически не слышимые

. для отстройки от составляющей части сигнала - несущей помехи - у рамочной антенны должно быть горизонтальное положение тч сравнение с ферритовой МА в этом случае не корректно Я думаю всё решит эксперимент - тем более что рамка у Вас почти готова С ув Юрий

Судя по высказываниям различных опытных радиолюбителей,
это чудо - антенна. Впервые была применена американцами во время войны во Вьетнаме,
где зарекомендовала себя превосходно.
В СССР материалы, по ней, долго специально замалчивались, т.к. её массовое применение
могло свести практически на нет все услия множества "глушилок".

Какая ерунда! И здесь политику нужно воткнуть.Вам что платят за это. Рамочные антенны применялись всегда начиная с начала прошлого века и по сей день. Везде во всех учебниках и журналах они описаны.В книге настольной радиолюбителя, АНТЕННЫ, Ротхамель автор. Всё разжёвано до немогу. Радиолюбители на крышах монтировали рамочные антенны для КВ диапазонов. Все бегали ,занимаясь Охотой на лис (радиопеленгация) применяя в диапазоне 3,5мгц и 28мгц только рамочные антенны из за их направленных свойств. При применении ещё и штыревой антенны,характеристика направленности с ВОСЬМЁРКИ преобразовывалась в кардиоиду (одно направленную) В вашем случае нужно определить. Стены дома железо бетонные или кирпичные. Железо бетон арматурой экранирует сигнал. Потом нужно определить.Не ловит ли приёмник без антенны помехи на свои внутренние цепи. Если ловит,то только экранирование приёмника поможет увеличить соотношение сигнал-шум.

Изображение


Изображение

Второе-демонстрация с ютуба,гласит о хреноватой чувствительности используемого приемника. автор прикалывается .

Видео--мое,антенну посоветовал так же я --приемник--видно на видео(в рекламе не нуждается)--чувствительность у него достаточно высока--порядка 10-15мкв.возможно и того выше. Мог бы еще много чего написать--да желания нет--хотя бы по той причине--что,наверняка не один из тут присутствующих--не делал магнитной антенны,и наверняка даже не удосужился почитать о принципах и основах ее работы. Не путайте магнитную рамку и магнитную антенну на ферритовом стержне.

да желания нет--хотя бы по той причине--что,наверняка не один из тут присутствующих--не делал магнитной антенны,и наверняка даже не удосужился почитать о принципах и основах ее работы..

Ну да все тупые здесь собрались. Половина присутствующих на форуме так или иначе были связаны по работе или через радио спорт с рамочными и магнитными антеннами. Делали их.Эксплуатировали по роду своей деятельности и глубоко в теме. На фото у вас простейшая рамочная антенна с кривой диаграммой,потому что не экранирована. Настоящая эффективная рамочная антенна имеет разрез вверху шириной 1 сантиметр. Низ кольца не имеет разреза.Просверлено внизу отверстие через которое внутрь кольца протянута центральная жила кабеля РК-1 РК-3 в изоляции. Кольцо внизу соеденяется с корпусом радиоприёмника. А два вывода кабеля РК-3 являются индуктивностью настраивается КПЁ. Один конец кабеля и корпус КПЁ соединяется тоже с корпусом приёмника. А с другого конца кабеля и обкладок изолированых КПЕ берём сигнал в антенное гнездо приёмника,через ёмкость 30пф (для КВ диапазона) Вот такая конструкция будет помехо защищённой нормальной антенной. Такая и применяется в авиации и на кораблях. Отлично работает на приём и ни как не работает на передачу.

Вот правильная помехо защищённая антенна.

Нечувствительность рамочных антенн к помехам, как это отмечалось ранее [2], сильно преувеличена и обеспечивается, в основном, за счет их направленности.

Таким образом, высокодобротные малогабаритные рамочные антенны, уступая полноразмерному полуволновому вибратору по полосе пропускания на порядок и по эффективности работы на излучение в 10 - 20 раз, при работе на прием в некоторых случаях могут превосходить их (принимаемый сигнал также падает в 10-20 раз по мощности, но зато шумы уменьшаются значительно больше).

Малые размеры и пониженная чувствительнлсть к окружению делает рамочные антенны особенно удобными для комнатных и балконных применений.

Антенна для радиостанции

Радиосвязью активно пользуются таксисты и дальнобойщики как более надёжной, чем мобильная связь. Нет необходимости платить оператору за разговор, зависеть от его сети покрытия. Но как минус можно назвать ограниченный радиус действия, а также возможность помех и загруженности канала.

Но если правильно подобрать и настроить антенну для рации, то можно добиться качественной стабильной связи на широком расстоянии. Конечно, радиус действия зависит и от самого оборудования. Где-то это 5–7 километров, а есть модели и более чем с 20 км. Но важность хорошей антенны часто недооценивается. А ведь во многом именно она определяет дальность приёма сигнала. Не спешите покупать очень дорогую рацию, может быть, что такая цена вызвана наличием большого количества не всегда нужных функций. А при подключении хорошей антенны к довольно бюджетному оборудованию вы добьётесь результата не хуже.

Классификация

Антенны для автомобильной рации можно разделить по типу установки:

Врезная антенна монтируется в кузов. Причём при установке на капот или крыло на 30–40% теряет свою эффективность. Устанавливать нужно как можно дальше от вертикальных металлических деталей, которые расположены параллельно основанию антенны.

Магнитные антенны не требуют врезки, и, как правило, их используют на легковых автомобилях. На больших грузовых машинах они могут отвалиться из-за вибрации. Такую антенну для рации можно легко ставить и снимать, переносить на другое авто.

Магнитная антенна для рации

Магнитная антенна для рации

А также антенны для автомобильной рации различаются по размерам:

  • Длинные со штырём порядка 2 метров, создают наиболее качественную и стабильную связь.
  • Средние от 90 до 170 см, имеют меньший коэффициент усиления и работают на меньшем расстоянии. Зато они удобней тем, что не задевают такие верхние препятствия, как мосты, ветки деревьев, линии электропередач.
  • Короткие 65–70 см, удобные и не столь заметные, но обеспечивающие малую дальность приёма.

Самыми эффективными являются длинные врезные. Но даже хорошей антенне нужна правильная установка и настройка.

Установка

Важным фактором хорошего сигнала является правильная установка антенны:

  • Крепите в верхней части кузова на устойчивом основании.
  • Установка на бампере, дверях, зеркалах снижает эффективность.
  • Устанавливайте вертикально, если иное не сказано в инструкции. Если необходимо установить под углом, то сначала нужно смонтировать, а потом настроить. Именно в этом порядке, а не настроить, а потом наклонять.
  • Площадь поверхности, на которой производится установка, должна быть как можно большей и плоской.
  • Старайтесь не ставить на капоте и багажнике.
  • Саму антенну и соединительный кабель нужно располагать как можно дальше от источников помех, например, системы зажигания.

Настройка

Перед использованием антенны для рации должна быть произведена её настройка. Если этого не сделать, вы не получите заявленных показателей качества приёма. Инструкция по настройке:

  1. Настройка должна производиться в тех же условиях, что и эксплуатация автомобиля. То есть среди других машин, а не в гараже.
  2. Надёжно установите антенну на автомобиль. Не нужно держать её в руках на весу.
  3. Вам понадобится прибор, называемый КСВ-метр. Подключите кабель одним концом к антенне, а вторым к КСВ-метру в разъём ANT. Далее, соедините прибор со станцией (разъём Trans и антенный разъём станции).
  4. Переключатель FWD/REF на КСВ-метре поставьте в положение FWD, а SWR/PWR в SWR (в некоторых моделях этого переключателя может не быть).
  5. Нажмите на передачу и регулятором установите стрелку прибора в конец шкалы.
  6. Установите FWD/REF в позицию REF. Зафиксируйте показатели прибора. Идеальное значение — это единица.
  7. Далее, измеряйте КСВ последовательно от самой высокой частоты до самой низкой.
  8. Если минимальные значения КСВ находятся на частоте ниже рабочей, то необходимо укоротить антенну. Если наоборот, то увеличить.

Возможны следующие варианты:

  • КСВ как минимум в одной из сеток ниже 2. Это означает, что антенна работает и установлена правильно.
  • КСВ везде 2,5– Возможно, где-то ухудшение контакта с кузовом. И проверьте целостность соединительного кабеля.
  • КСВ выше 5 означает, что антенна не работает.

Не пренебрегайте настройкой антенны, потому что это существенно определяет качество её работы.

Выбор

В общих чертах вы должны решать, какую антенну выбрать, исходя из своих целей и требований к использованию. Обращать внимание на коэффициент усиления, размер и тип. Ниже представлены популярные модели и их характеристики:

  1. Sirio T3-27 mag — одна из лучших магнитных антенн:
    • вес 600 грамм;
    • диаметр магнита 92 или 120 мм в зависимости от модели;
    • длина 62 см;
    • максимальная мощность 20 Вт (кратковременно 100);
    • на радиостанции необходим разъём PL 259;
    • длина кабеля 3,6 м;
    • КСВ не хуже 1,35;
    • усиление 1,5 дБ.

Антенна для радиостанции Sirio T3-27 MAG

Когда произведена установка, обязательна настройка, причём проводить её нужно с надетым резиновым колпачком на конце. Примерная цена 3100–3500 рублей.

  1. Lemm AT-2001 Turbo — длинная врезная антенна, одна из лучших, какую можно выбрать для СБ-диапазона:
    • максимальная мощность 2000 Вт;
    • высота 2 метра;
    • коэффициент усиления 6,5 дБ;
    • вес 880 грамм;
    • кабель 4 метра.

Lemm AT-2001 Turbo

Lemm AT-2001 Turbo

Обеспечивает превосходное качество связи. Цена 3100–4000 рублей. Обратите внимание и на другую продукцию этой марки. Бренд известный и давно зарекомендовал себя как надёжный и высококлассный.

  1. Alan 9 Plus — менее дорогая, чем предыдущая, но также неплохого качества:
    • длина 1 м 55 см;
    • КСВ меньше 2;
    • максимальная мощность 300 Вт;
    • вес 390 грамм;
    • коэффициент усиления 4 дБ.

Антенна для радиостанции Alan 9 Plus

Довольно эффективная с хорошим корпусом. Цена 1500–2500 рублей. Обязательно требует настройки, после того как произведена установка.

  1. Триада-МА 2710 CB — российская компактная антенна, не уступает по характеристикам импортным:
    • максимальная мощность 20 Вт, кратковременно до 50 Вт;
    • высота 35 см;
    • КСВ менее 1,2;
    • кабель 3,5 метра;
    • диаметр магнитного основания 10 см.

Антенна для радиостанции Триада-МА 2710 CB

Триада-МА 2710 CB

Какую модель выбрать, решайте в зависимости от того, что за автомобиль, какие расстояния проезжает. Дальнобойщики обычно покупают дорогостоящие мощные модели. А таксисты и просто любители говорить по рации могут выбрать что-то попроще.

Портативные рации

Кроме автомобильных, существуют также и портативные переносные рации. Антенны у них тоже бывают разных видов. Можно экспериментировать с разными для усиления сигнала.

Антенны для портативной рации классифицируются следующим образом:

  • Спиральные широкополосные — небольшой длины, низкоэффективные.
  • Дипольные искусственно удлинённые — средней эффективности, но работает в хорошем качестве на узком диапазоне частот.
  • Дипольные однодиапазонные — наиболее эффективные из представленных, но имеют большую длину и работают лишь в одном диапазоне.

Для своей модели рации вы можете выбрать подходящую для смены антенну. Настраивать и проверять их показатели можно подобным же образом. Но в случае портативных раций имеют значения характеристики в целом для качественной связи на удалённых расстояниях.

Таковы принципы выбора, установки и настройки антенн для рации. Выбрать подходящие типы можно исходя из целей использования и на каком автомобиле будет производиться монтаж. Если вы знаете ещё хорошие модели антенн или секреты их установки и настройки, обязательно поделитесь своим мнением в комментариях.

До выбора антенны определитесь с целью использования радиосвязи, например:

- связь необходима для общения с грузовиками на трассе;

- Или, связь нужна для работы в такси;

- некоторым просто интересно – как работает радиосвязь;

Если Вами определена цель, смело приступайте к выбору антенны.

- диапазон или полоса рабочих частот антенны;

- значение возможного КСВ при корректном монтаже

- значение максимальной подводимой к антенне долговременной и кратковременной мощности;

- диаграмма направленности антенны по отношению к горизонту;



Профессиональные радисты в точности придерживаются физических принципов радиосвязи:

- чем ближе размер антенны диапазона 27 мега герц к 2.5 метрам , тем выше КПД такой антенны;

- чем выше верх антенны расположен от земли - тем больше будет расчѐтная дальность связи;

- чем надѐжнее крепление антенны в металле крыши - тем выше качество связи;

- только и исключительно размещение основания антенны внутри кабины обеспечивает 100% защиту соединения от коррозии.



Если Вы выбрали такие антенны, специалист установил их методом врезки в крыши Ваших автомобилей и подключил между антеннами и рациями 200-т Ваттные усилители, Вами действительно будет достигнута поставленная цель –

Sirio T3-27 MAG

Монтаж на грузовик чрезмерно длинной антенны создаѐт риск касания проводов, находящихся под напряжением .

- высота закрепления основания антенны относительно дорожного покрытия на грузовике составляет обычно более 3-х метров.

ТИПЫ АНТЕНН АВТОМОБИЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ:

Разница заключена в способе ФИКСАЦИИ антенн на автомобиле.



Установка антенн на кронштейне является печально необходимым компромиссом, когда дырявить крышу нет возможности.

Кронштейн несѐт две функции – функцию механического крепления антенны и функцию обеспечения 100% электрического контакта с местом размещения, но подробней и о том и другом позже.

Итак, установка антенны на автомобиль.

- выберете место фиксации антенны на максимальной высоте от дорожного покрытия;

- основание антенны необходимо крепить в отверстие на кабине либо на водосток при помощи кронштейна;

- избегайте расположения катушки и излучателя антенны рядом с вертикальными металлическими поверхностями;

- антенну устанавливайте на край, либо в середину протяжѐнной горизонтальной проводящей поверхности;

- необходима защита места фиксации основания антенны от возможной коррозии.

1. Для размещения антенны автомобильной радиостанции необходима поверхность определѐнного размера.

Для частоты 27 МГц при установке антенны необходим минимум 1 (один) кв.м. горизонтального металла.

2. Протяжѐнность металла от точки фиксации антенны в любую одну сторону должна быть не менее 2.5 м.

- Соединение основания антенны с металлом должно быть электрически и механически надѐжным на 100%.

Результатом несоблюдения любого одного из требований станет невозможность настройки антенны.

Главное: принципы антенн для магнитолы ( когда приѐм радиовещательных станций возможен даже на сырую верѐвку) к

антеннам радиостанций неприемлемы, поэтому-

2. Почему недопустимо расположение антенны рядом с вертикальным металлом?

Например: На Газелях со спойлером и высоким тентом крепят антенны на кронштейн на заднем водостоке.

После монтажа такой резаной антенны на открытом пространстве, выясняется, что излучатель безобразно обрезан – необходима перемотка катушки либо замена излучателя на штатный (не резаный).

4. При выборе антенны на грузовик в первую очередь обратите внимание на максимальную высоту антенны от поверхности дорожного покрытия.

При эксплуатации высоких антенн в городах часто происходят касания излучателем проводов под напряжением, существует опасность поражения электрическим током. Кроме того, после касания антенной за провода, радиооборудование выходит из строя без возможности восстановления.Особенно если используются антенны без автотрансформаторной системы согласования.

Первое: Почему антенне необходима поверхность размещения?

- не отрывая ценник, присоедините купленный девайс к рации (если вдруг оказалось, что разъѐм припаян), бросьте на пассажирское сиденье и попробуйте с кем нибудь связаться. Связываться следует с тем, кого Вы не видите из автомобиля.



Антенна на магнитном основании, уложенная на пассажирское сиденье, как и врезная, работать не будет.

Установка антенн на магнитном основании:

Возможные проблемы с эксплуатацией антенн на магнитном основании:

Недостатки антенн на магните:

Настройка антенн автомобильных радиостанций.

Зачем антенну надо настраивать?

1. Принцип РЕЗОНАНСА подразумевает настройку на рабочую частоту. Антенна после монтажа и настройки реализует технические характеристики, заложенные Заводом в еѐ конструкцию, передаѐт и принимает максимально эффективно.

Все методы и способы имеют единственную цель - настроить антенну на частоту, где Клиент работает.

Что настраивается у антенны?

Иногда рация используется не для работы, а в исследовательских целях, когда определѐнной частоты для радиосвязи нет.

Как поступать в таких случаях?

Также, невозможно настроить и контрафактные изделия, похожие на антенны, но об этом - в специальном Разделе.

После монтажа на автомобиле получится АНТЕННАЯ СИСТЕМА;

теперь необходима НАСТРОЙКА АНТЕННОЙ СИСТЕМЫ на рабочую частоту.

Процесс настройки антенны.

специалист измеряет состояние всей АНТЕННОЙ СИСТЕМЫ, в результате чего выясняется:

- правильно ли удалось установить антенну, контачит ли она с кабиной, нет ли зависимости настройки от пути прокладки кабеля;

В зависимости оттого, что увидел специалист, он примет решение, что делать дальше.

Первое, и наиболее важное:

1. Антенна настраивается НЕ ПОД РАЦИЮ.

Электрик (без тестера) судит о состоянии проводки по яркости свечения лампочки. Радист при контроле настройки следит за углом отклонения стрелки. Что видит радист, смотря на стрелки пробника, щѐлкая тумблерами на нѐм и крутя ручку?

КСВ – показатель состояния смонтированной на автомобиле антенной системы, а не самой антенны.

Стрелочный прибор, включаемый между рацией и антенной называется КСВметром.

Немного о самом КСВ-метре.

Питание лампочки – бортовая сеть автомобиля с непременно исправными проводами достаточного сечения и нормированным напряжением;

Питание КСВметра – это подключенная в исправную бортовую сеть автомобиля радиостанция с исправным передатчиком.

Если для измерения КСВ используется неисправная рация либо рация подключена к неисправной бортовой сети - измерить КСВ не получится, поскольку отсутствует источник радиосигнала для измерения.

К чему стремятся в процессе контроля КСВ?

- Либо нарушены условия монтажа;

- иногда антенна неисправна в состоянии поставки.

Изначально неисправная новая антенна установлена на крашеный пластиком и не зачищенный кронштейн без соединения с кабиной, а излучатель антенны привязан к металлическому предмету.

Речь не о частном случае – такое встречается повсеместно и по нескольку раз в день. Если КСВ близко, но не равно единице, это не должно насторожить ни специалиста, ни тем более Вас.

Из практики: возможна эксплуатация антенн в пределах значения КСВ от 1.0 до 2,0.

Проблема качества антенн.

Частой причиной проблем с настройкой является низкое качество антенн, поставляемых в Россию.

1. Медные провода катушек антенн без снятия лака через стальные заклѐпки соединены с алюминием;

3. Резьбовые соединения деталей антенны, несущие функцию электрических соединений, фиксируются клеем.

Клеем, который не проводит электрический ток (тем более высокочастотный);

4. Практически во всех антеннах отсутствует должная герметизация катушки антенны;

Выявление некачественных антенн.

В последние несколько лет появилась странная проблема:

Устранение проблемы, если причиной отсутствия приѐма был Заводской брак антенны, а не помеха в кабине.

- удалить клей из всех резьбовых соединений,

- устранить замыкания витков (если они были), лучше катушку заново перемотать,

Техническое обслуживание антенн.

В процессе эксплуатации следите за состоянием затяжки соединений и наличием смазки в соединениях частей антенны.

Неисправности антенных систем.

- Лето. Первые месяц-два, никаких проблем с приѐмом нет;

- На кабине, рядом с местом крепления врезной антенны происходит нарушение лакокрасочного покрытия. Причиной быстрого окисления кабины является ЭЛЕКТРОКОРРОЗИЯ. Вода, электрический ток и отсутствие защитной смазки могут привести и к сквозной КОРРОЗИИ кабины автомобиля. Следите за наличием смазки в точке установки врезной антенны с момента монтажа антенны.

Неисправности врезных антенн.

Самой частой причиной неисправности антенн является механические повреждения.

1. Появление трещин в корпусах катушек и основаниях происходит по причине небрежной эксплуатации;

Если обнаружены вода и следы коррозии, антенна следует перемотать и настроить заново.

Если перематывать некому – антенна подлежит утилизации и замене на новую.

Учитывайте будущий способ крепления – лучше всего, посоветуйтесь со специалистом.

4. Обрывы антенного кабеля;

Это является грубейшей технологической ошибкой, результат еѐ – невозможность настроить антенну.

Для врезных антенн возможная длина соединительного кабеля лежит в пределах от 3,5 метров до 5-ти.

Неисправности антенн на магните.

Итоги раздела

Зачем водителю автомобиля столько информации об антеннах?

Неужели с антеннами всѐ так плохо и настолько серьѐзно?

Первое, и самое главное:

Второе: В системе радиосвязи антенна является одним из наиболее значимых компонентов.

В случае некорректного монтажа или неисправности антенны - ситуация с направлением излучения другая, она излучает «в

Обычно, неисправности антенн незначительны:

Завершая раздел, посвящѐнный антеннам, закрепим изложенную выше информацию:

- все антенны до монтажа надо готовить к эксплуатации и следить за их исправностью в процессе использования.

- монтаж антенны – ответственная операция, от его качества зависит возможность настройки антенны.

Все подготовленные, правильно установленные и настроенные на рабочую частоту антенны,

Одни антенны имеют проблемы со сложностью монтажа и поддержанием текущей работоспособности,

другие легко монтируются, но слетают при превышении допустимой скорости автомобиля.

Причѐм - чем выше размещена антенна или чем она длиннее, тем дальше рация примет как полезный сигнал так и помеху.

Является поддельной, вообще отсутствует либо не подключена к радиостанции.

Ожидается, что настройка антенны устранит слышимые в рацию помехи:

- от неисправных моторчиков стеклоочистителя, стеклоомывателя и стеклоподъѐмников;;

- от блока управления автоотопителем;

- от навигационных систем, зарядных устройств сотовых телефонов и неисправных нештатных устройств

12-ти Вольтовой электроники, подключенных к бортовой сети автомобиля вместе с рацией.

Абсолютно неважно, с помощью какого приборного парка или без него, специалист работал над антенной.

Независимо от квалификации радиста, даже при настроенной антенне приѐма может не быть при наличии вышеуказанных источников помех. То же самое и в отношении передачи.

И последнее, самое печальное:

Специалист установил антенну по правилам и настроил.



Первая антенна была построена по схеме DF9IV. При диаметре около 2 м и такой же длине петли питания, выполненной из коаксиального кабеля, она очень хорошо работала на прием, но откровенно плохо на передачу, КСВ достигал 5-6.
Рабочая полоса по приему (на уровне –6 дБ) порядка 10 кГц. При этом она отлично подавляла электрические помехи, при определенной ориентации в пространстве подавление мешающей станции легко получалось более 20 дБ.

После некоторых размышлений я пришел к выводу, что причиной высокого КСВ является использование возбуждающим элементом внутреннего проводника с его относительно небольшим диаметром. Было принято решение внутренний проводник не использовать вовсе, оставив его в виде не замкнутого витка.

Теперь собственно о результатах: 1) КСВ около 1,5. 2) Все корреспонденты отмечали снижение (от 1 до 2-х балов) уровня моего сигнала, по сравнению с тем, с которым они меня обычно слышат на диполь.

Я испробовал, пожалуй, все доступные мне варианты, применял подключение только статорных пластин, соединяя два КПЕ последовательно, применял конденсаторы из коаксиального кабеля, высоковольтные конденсаторы
– все это заканчивалось одним – пробоем. Не попробовал я только вакуумные конденсаторы, остановила их непомерно высокая стоимость.

И вот здесь пришла идея использовать ёмкость по отношению к внешнему экрану незадействованного внутреннего проводника. Попытка рассчитать необходимую длину кабеля по известной погонной ёмкости кабеля, не привела к достоверным результатам, поэтому был использован метод постепенного приближения.


Пробои полностью прекратились, антенна сохранила все основные параметры классической магнитной рамочной антенны, но стала однодиапазонной.

Основные результаты следующие: 1) КСВ порядка 1,5 (зависит от длины и формы питающей петли). 2) Магнитная антенна заметно проигрывает диполю (описан выше) при сопоставимой высоте подвеса. Опыты проводились в диапазоне 80 м.

Заняться дальнейшими опытами с магнитными антеннами меня подтолкнули статья К. Ротхаммеля во втором томе его книги, посвященная магнитным рамкам, и статья Владимира Тимофеевича Полякова о рамочно-лучевой или настоящей ЕН антенне, а для понимания процессов, происходящих в антеннах и вокруг них, оказалась очень полезной статья о ближнем поле антенн.

После прочтения статьи о рамочно-лучевой антенне у меня родилось несколько многообещающих проектов, но в настоящее время испытан только один, о нём и пойдёт речь. Схема антенны изображена на рисунке, внешний вид – на фото:


Можно на эту же антенну посмотреть иначе: катушка, включенная в середину диполя, как бы удлиняет его до необходимых размеров, и вместе с тем лучи, включенные параллельно настроечному конденсатору, обладают собственной емкостью (при указанных размерах порядка 30 — 40 пФ) и входят в общую ёмкость настроечного конденсатора.

Контур, образованный внутренним проводником и конденсатором, кроме того, что повышает уровень сигнала на приеме приблизительно вдвое, по видимому, сдвигает фазу тока собственно рамки, и обеспечивает необходимое фазовое согласование (попытка отключить его приводит к увеличению КСВ до 10 и более). Возможно, мои теоретические рассуждения не совсем верны, но как показали дальнейшие опыты, антенна в данной конфигурации работает.


Был изготовлен промежуточный вариант антенны, способной поворачиваться вокруг своей оси, с целью выяснить диаграмму направленности, она оказалась такой же, как и у классической рамки. Питание антенны осуществлялось той же петлей связи, что и в первых опытах. В настоящее время антенна поднята на высоту 3-х метров, лучи идут параллельно земле.

1) КСВ = 1.0 на частоте 7050 кГц, 1.5 на 7000кГц, 1,1 на 7100кГц.
2) Антенна не требует перестройки по диапазону. С помощью конденсаторов П-контура трансивера возможна некоторая подстройка антенны в случае необходимости.
3) Антенна весьма компактна.

На расстоянии до 1000 км рамка и диполь имеют приблизительно одинаковую эффективность, а на расстоянии более 1000 км рамка работает заметно лучше волнового диполя при одинаковой высоте подвеса, при этом рамка вчетверо
меньше диполя. Диаграмма направленности близка к круговой, минимумы мало заметны. Проведено около ста связей с 1;2;3;4;5;6;7;9 районами бывшего СССР.

Отмечен интересный эффект – оценка силы сигнала в большинстве случаев оставалась приблизительно одинаковой и при расстоянии до корреспондента 300 км и 3000км, на диполе такого не наблюдалось. Интересна реакция операторов,
когда я сообщал, на чем работаю – изумление, что на этом можно работать! Все опыты проведены на самодельном SDR трансивере с выходной мощность 100 Вт.

Читайте также: