Как сделать из квадрокоптера самолет

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Сегодня в интернете множество статей на тему "собрать квадрокоптер своими руками", а самый лёгкий способ сделать квадрокоптер, для новичка, это сделать его "по инструкции", поэтому достаточно найти качественную статью-инструкцию и попытаться повторить творение автора. Главное не только знать какой летательный аппарат Вам нужен, но и на какие перспективы Вы рассчитываете. Я хотел коптер "с запасом", чтоб была возможность повесить камеру (типа Gopro) на бесколлекторный подвес и транслировать видео "на землю". А "Пустой" же т.е. не нагруженный, смог летать максимально длительное время. Найти готовую статью не смог, поэтому пришлось "перелопатить" груду материалов.

Эта статья о квадрокоптере предназначенного для FPV - полет с камерой от первого лица и аэрофотосъёмки. Аэрофотосъемка планируется нетолько с GoPro (и аналоги), но и с возможностью погрузить на борт более менее приличную "мыльницу" (150-250 грамм). Плюс чтоб время полета было длительным и чтоб в экстренных и любых непредвиденных случаях автопилот возвращал аппарат "домой".

Самое сложное в сборке первого квадрокоптера это принять решение "какой коптер" и "для каких целей" он нужен, сделать заказ и оплатить, сумма выходит не малая.

Далее речь, в этой статье, пойдет о среднем коптере, размером рамы 450 мм, весом 1.4 - 2.3 кг.

Рама и силовая часть с пропеллерами.

- Рама для квадрокоптера F450 - 450mm

F450Frame

- Двигатель AX-2810Q 750кв

ax 2810q 750kv

- Регулятор оборотов ESC Turnigy Multistar 40A V2 Slim BLHeli Multi-Rotor Brushless OPTO 2-6S

Miltistar40

sf1245

- Пропеллеры 12x6 карбон, дешевые, с Aliexpress

carb12x6

Полетный контроллер (мозг) - я выбрал APM 2.6:

- замечательный бюджетный вариант. Хотя есть более дешевые варианты, но APM (ardu pilot mega) обладает всеми функциями "продвинутого" полетного контроллера. К нему подключаю GPS модуль для того, чтоб автопилот мог вернуть коптер "домой" в случае пропадания связи.

gpsapm

Для полета по камере также устанавливаю OSD - это наложение, на транслируемое видео, телеметрических данных: скорость полета, высота, стрелочка указывающая путь домой и самое главное данные о заряде батареи - с земли можно видеть энергопотребление и прогноз насколько долго еще хватит батареи.

Так же для получения данных о состоянии батареи необходим модуль питания:

powermodule

FPV комплект для трансляции видео с квадрокоптера на землю включает в себя комплект приемник и передатчик:

Рабочая частота 5.8 ГГц. Мощность передатчика (на фото с права) 600 мВт - что при нормальных антеннах должно в прямой видимости держать устойчивый прием на растоянии свыше 5 км. Изначально этот комплект я расчитывал для самолета и полета на 10 км, поэтому он черезчур мощный и тяжеловат. Вес передатчика 40 гр вместе со штатной антенной.

В таком комплекте лучше сменить штатные штырьевые антенны(диполь) на современные антены круговой поляризации называющиеся - "клевер" они обеспечивают более стабильный прием/передачу сигнала, т.е. на видео будет меньше шумов:

clover
58G 600mW

На земле смотреть изображение планирую в дешевом видео шлеме:

quantum1

Поставляется шлем в разобранном виде, как на фото справа. Что собой представляет шлем: пенопластовый корпус (EPO), ЖК экран (5") и линза френеля. Т.е. линза позволяет более-менее комфортно смотреть на экран на близком расстоянии (5-6 см), в итоге Вы видите большой экран. Из за такой линзы есть небольшие искажения по краям видимой области. Из минусов этого шлема - это ЖК экран низкого разрешения 640 точек, чувствуется зернистость, поэтому любители и энтузиасты заменяют стандартный экран на экран такого же размера, но большего разрешения, например 840 точек на дюйм, главное, чтоб в нем отсутствовал черный или синий экран при отсутствуии сигнала, т.к. при плохом приеме важно видеть хотяб очертания изображения сквозь помехи.

Стоимость такого шлема (монитора) составляет около 2000 руб (35$). Существуют и другие модели шлемов с разрешением экрана 1280, качество и ощущение присутствия в таких на высшем уровне, но и цена выше.

Что касается видео очков, то их качество оценивается весьма крупной стоимостью (за счет компактности). Нормальный очки Fatshark (640 dpi) по качеству будут не намного выше шлема за 2000 руб, а цена их будет держаться около 8000 руб. Дешевые видео очки с aliexpress больше подойдут "пассажиру" нежеле чем пилоту.

VG260 52

Производитель заявляет, что в очках имитируется виртуальный дисплей диагональю 52 дюйма, это так и есть (но на растоянии 5-6 метров), смотреть кино абсолютно приемлемо, но в полетах с камерой нужно не только в пространстве ориентироваться, но и на местности, а так же небходимо отвлекаться на данные OSD, которые на маленьком зернистом экране выглядят мелкими. Новичку такие очки не советую. Цена описаных очков 100$, их разрешение всего 320х240.

Камера на квадрокоптере, для записи и трансляции видео будет установлена на 2х осевом бесколлекторном подвесе с алиэкспресса. Камера выбрана SJ5000.

2axisgimbal

Ожидается, что получится примерно такой дрон:

dji450

anti vibe mount1

Антивибрационная патформа для APM - апм принято устанавливать на антивибрационную подставку, это улучшает стабильность работы контроллера.

BEC - это стабилизатор питания преобразующий входящие 11.1 или 14.8 вольт в 5 вольт, которые используются для питания приемника, полетного контроллера и д.р. Он необходим т.к. мои ESC (регулятор оборотов бесколлекторного двигателя) без встроенного BEC.

bec15

Вес моего коптера составил:

- рама, 4 двигателя, 4 ESC, 1 BEC, APM, плата разводки питания с коннекторами XT60, приемник, "ноги" - 990 гр.

- FPV набор: minimosd-6гр, курсовая камера-20гр, передатчик видео с антенной-30гр, GPS модуль-30гр.

- Видеосъемка: двух осевой подвес-212гр, камера SJ4000-70гр.

- Аккумулятор: 5000мАч 4S 30C - 650гр.

Итого пустой: 1 кг - с аккумулятором 1650 гр.

с FPV комплектом - 1100 и 1750гр с аккумулятором.

с бесколлекторным подвесом и камерой-2,1 кг.

Длительность полета так же хочется увеличить за счет больших винтов. Поэтому тестировать буду в следующей комплектации: двигатели описаны выше, винты 12х4.5 с питанием 3s (11.1 вольт) и второй вариант винты 10х4.5 питание 4s (14.8).

Как выбрать двигатель/раму для квадрокоптера?

Вы должны знать вес будущего летательного аппарата, вес полностью загруженного - рама, двигатели, регуляторы, приемник, видеопередатчик, OSD, GPS, контроллер полетный, камера, аккумулятор, подвес для камеры и т.д. Под этот вес выбираются двигатель/пропеллер - ВМГ - винтомоторная группа и аккумулятор.

Винтомоторная группа развивает определенную тягу в граммах, обычно продавец или производитель публикует технические характеристики: потребляемый ток, вольтаж/пропеллер, сила тяги в граммах.

4220-880kv

Пример: вертикально расположена шкала тяги в граммах, по горизонтали потребление тока в амперах. Вольтаж 14.8 (4S), два графика - один для пропеллера 11х4.7 второй для 10х4.7

К сожалению не на каждый двигатель найдутся данные о силе тяги или они могут быть не совсем корректны. Зачастую эти данные выкладывают в комментариях, энтузиасты поводящие замер. И в принципе это правильно, купил двигатель установил на стенд с весами и начинаешь тестирование, перебирая варианты пропеллеров, заявленные производителем, на каком из пропеллеров выше тяга и умеренный нагрев тот и подойдет.

Например Вы нашли двигатель с тягой 1 кг, в квадро-коптере 4 двигателя соответственно 4 кг тяги. Тяговооруженность - это запас можности по тяге, т.е. если квадрик будет весить 4 кг и тяга составляет 4 кг, то тяговооруженность равна единице (1 - не полетит), для коптеров нужно от 2 до 3.

Привет! Давно хотел написать подобную статью с максимально подробной инструкцией как собрать квадрокоптер своими руками. Но сразу скажу, что цена такого квадрокоптера выйдет около 11 тысяч рублей. Это без учета стоимости FPV шлема, аккумуляторов, радиоаппаратуры и зарядного устройства. А полный комплект обойдется вам в примерно 21000 рублей. Подробнее о стоимости квадрокоптера можно, например, почитать здесь и здесь (окончание статьи с итогами). Сборка получилась весьма интересной, шустрой и крепкой. В общем, на текущий момент это мой любимый квадрокоптер.

Краткий обзор комплектующих.

Рама — Transtec Frog Lite II (Купить можно здесь(Aliexpress)

Моторы — Aokfly DR2205 2500kv (Покупаем здесь (Aliexpress)

Полетный контроллер Mamba F405 mini MK2 в стэке с регулятором ESC 4-в-1 (Покупал здесь (Aliexpress)

Приемник радиоаппаратуры Flysky FS-IA6B, модернизированный (добавлены каналы, уменьшен размер и добавлена функция RSSI). О том, как это сделать описано в статье про RSSI. Но я сразу вам рекомендую облегчить задачу и заказать себе что-нибудь миниатюрное типа Fli14 и будет вам счастье.

Сборка рамы.

квадрокоптер своими руками

Вот так выглядит рама нашего будущего квадрокоптера в разобранном виде (слева расположена карма квадрокоптера). Во-первых, вы должны зафиксировать все 4 луча квадрокоптера между двумя центральными пластинами. Сделайте это с помощью 8 винтов из комплекта. 4 самых близких винта проденьте шляпкой вниз и затяните обычной гайкой (капните немного синего фиксатора на резьбовое соединение), 2 крайних правых и два крайних левых (на рисунке это нижние и верхние) — шляпкой вверх и затяните гайками с пластмассовыми втулками. Этим гайкам фиксатор не нужен.

Установка моторов на раму.

сборка квадрокоптера своими руками

Теперь надеваем защиту на лучи и распределяем моторы квадрокоптера по направлению вращения. CW — моторы с вращением по часовой стрелке, CCW — против часовой. Провода должны смотреть в сторону центра квадрокоптера вдоль лучей. Классическая схема, по которой должны вращаться моторы, указана на рисунке. Но так как мы с вами собираем квадрокоптер своими руками, то вы можете выбрать абсолютно противоположный вариант. В общем, это потом легко настраивается.

Прикручиваем их, но не забываем капать фиксатор резьбы на соединения. Винты крепления нужны с длиной резьбовой части 7 мм. Этот квадрокоптер имеет толщину лучей 4 мм, плюс защита торцов 1 мм, плюс 2 мм само соединение. Итого 7 мм.

Главное не переборщите с длиной и перед затягиванием убедитесь в том, что винт не повредит обмотку мотора.

Установка регулятора оборотов 4-в-1.

квадрокоптер своими руками

квадрокоптер Frog пайка

Чтобы правильно сориентировать регулятор оборотов, достаточно глянуть на обозначения номеров моторов на углах платы и надеть плату на 4 центральных винта. Контакты +/- должны оказаться сзади. Зафиксируйте плату нейлоновыми стойками, идущими в комплекте со стеком Mamba F405. Далее уже приступаем непосредственно к пайке компонентов.

Прежде чем паять моторы к регулятору, отмеряем длину проводов до ближайших 3 контактов (относительно каждого мотора/луча) с небольшим запасом, отрезаем. Зачищаем провод где то на 3 мм, лудим. Лудим все контакты на плате регулятора. Дальше припаиваем провода от моторов также как на рисунке. Провода от моторов припаиваются к трем соответствующим этому мотору площадкам в любом порядке.

регулятор оборотов 4 в 1 для квадрокоптера

К контактам +/- припаиваем коннектор XT-60 как показано на рисунке. На этом можно считать работу с силовой частью квадрокоптера завершенной.

Теперь пришло время снабдить наш квадрокоптер глазами, ушами и мозгом.

Подключение FPV системы, приемника и пищалки к полетному контроллеру квадрокоптера.

Подключение FPV камеры.

схема подключения к полетному контроллеру Mamba F405 mkII

Все FPV камеры, так или иначе, практически не отличаются друг от друга способом подключения к полетному контроллеру. Чаще всего из камеры выходят 3 провода: черный — минус питания камеры (земля), красный — плюс питания камеры, желтый — видеосигнал. Теперь давайте разберем наш случай: камера Foxeer Predator 4 поддерживает напряжение питания 5-40 вольт. Наш полетный контроллер имеет на борту преобразователь напряжения на 5 и на 9 вольт. Например, будем использовать 9 вольт. Все контакты на плате Mamba F405 удобно распределены по группам для того, чтобы было легче паять (смотрите картинку). Хочу отметить, что я прежде всего припаиваю всю периферию, а уже потом устанавливаю плату на нейлоновые стойки. Делаю я так для правильной пайки. То есть, другими словами, провода продеваем в отверстия снизу, а припаиваем сверху, а не как многие блогеры, суют провод в отверстие и тут же жарят изоляцию. Дальше на фото будет видно, что я имею ввиду.

Вот мы присоединили камеру, теперь полетный контроллер уже умеет принимать сигнал от нее и накладывать различную информацию на картинку (OSD-on screen display), но еще не умеет передавать изображение в FPV очки или шлем. Для этого нужен видеопередатчик.

Подключение видеопередатчика.

подключение видеопередатчика к полетному контроллеру мамба

Выбранный мной передатчик Foxeer Clear/ClearTX2 имеет шесть контактов.

Красный — плюс питания передатчика, черный — минус питания, зеленый — SmartAudio (позволяет управлять мощностью с пульта радиоаппаратуры), желтый — вход видеосигнала из ПК после наложения на него информации (OSD). Есть еще черный и белый провода для питания камеры, но нам они в этой сборке не нужны. Обрезаем коннектор со стороны ПК, зачищаем, лудим провода и припаиваем согласно рисунку. Все провода желательно скручивать для того, чтобы уменьшить воздействие помех от регулятора оборотов.

Подключение приемника Flysky FS-iA6b по протоколу i-bus.

Ну, вот мы и подобрались к моменту компоновки всех деталей нашего самодельного квадрокоптера.

Окончательная сборка квадрокоптера.

Буду приводить картинки и прокомментирую все дальнейшие действия, я думаю, что все будет понятно.


Теперь несколько слов о недостатках этой сборки и о том, как я вышел из данной ситуации. Главный недостаток — это размер приемника! (мне просто надо было его куда то пристроить). В самом начале статьи я рекомендовал вам выбрать миниатюрный приемник. Но даже с такими его размерами, я постарался не испортить внешний вид квадрокоптера. Я спроектировал и распечатал на 3д принтере крышку (скачать stl файл), под которую спрятал видеопередатчик. Кроме того, удобно закрепил антенну на ней. По-моему получилось неплохо…

Прошивка и настройка самодельного квадрокоптера.

Ну вот, мы своими руками собрали квадрокоптер, осталось его настроить.

Первым делом устанавливаем необходимые приложения: Betaflight Configurator и BLHeli Configurator. Первый нужен для прошивки и настройки полетного контроллера, а второй для настройки регулятора оборотов. Оба конфигуратора можно установить двумя способами: Во-первых, если у вас браузер Chrome, то их можно установить в качестве расширений для него. Во-вторых, можно установить их как отдельные приложения. Ссылки ниже:

Прошивка.
Настроим квадрокоптер своими руками.
Изменение направления вращения моторов квадрокоптера.

  • Закрываем Betaflight.
  • Открываем BLHeli Configurator.
  • Подключаем ПК к компьютеру и жмем Connect (аккумулятор должен быть присоединен к квадрокоптеру)
  • Нажимаем Read Setup, должна появиться вот такая информация
  • Esc 1, Esc 2 и так далее соответствуют номерам наших моторов 1,2,3 и 4. Например, нам надо изменить направление вращения мотора №1. В выпадающем списке Motor Direction меняем значение Normal на Reversed. Теперь мотор будет крутиться в противоположную сторону. Точно так же делаем для всех моторов, которым надо изменить направление вращения.
  • Жмем Write Setup. Закрываем BLHeli Configurator. В общем, вы еще раз можете проверить, все ли вы правильно сделали, в Betaflight.

Настройка радиоаппаратуры Flysky.
Как проверить, требуется ли делать реверс основных каналов в аппаратуре?




Как вы можете видеть, в моем случае ничего менять не пришлось. На этом этапе будьте аккуратны и не включите реверс третьего канала (газ). Это может привести к тому, что при включении квадрокоптера он даст газ на полную!

AUX каналы.

Под AUX каналами в радиоаппаратуре подразумевают всякие дополнительные тумблеры и крутилки, которые используют для включения различных функций, а также управляют полетными режимами квадрокоптера. У нашего приемника Flysky FS-iA6b 6 каналов. Но всего 2 дополнительных. Допустим, что у нас один дополнительный канал будет отвечать за включение пищалки (крайний левый тумблер), а второй (трехпозиционный переключатель) — за изменение полетного режима. В аппаратуре это делается так:




Здесь я тумблер пищалки (SwA) переназначил на 6 канал (AUX 2), а трехпозиционный переключатель (SwC) установил на 5 канал (AUX 1).

Таким образом, при включении левого тумблера, будет звучать сигнал зуммера. Это полезная функция, которая помогает искать квадрокоптер в траве, если тот, например, упал.

Трехпозиционный переключатель позволит нам выбрать полетный режим: выключенное состояние — Disarm (моторы остановлены), вторая позиция — Arm (Моторы вращаются) и Angle (режим стабилизации), третья позиция — Arm и Acro (акробатический режим). Про режимы я советую вам почитать статьи на просторах рунета, в рамках этой статьи невозможно передать всю информацию по этой теме.

Настройки Failsafe. Квадрокоптер своими руками.

Failsafe — это очень важная функция, миссия которой, сохранить квадрокоптер, сделанный своими руками, в случае потери связи от радиоаппаратуры, а также чужое имущество.

На стороне аппаратуры мы должны настроить Failsafe хотя бы на одном канале. Рекомендую 3 (газ):





FPV квадрокоптер своими руками. Настройки Failsafe

На стороне полетного контроллера делаем точно так же, как на картинке:

Работает функция по следующему алгоритму. Например, потеряна связь, квадрокоптер на 3 секунды включает режим стабилизации, тем самым выпрямляет его, затем отключает моторы и включает зуммер (пищалку). Не игнорируйте эту настройку. А еще лучше не выходите в поле, пока не проверили работу функции дома без пропеллеров.

Настройка OSD

FPV квадрокоптер своими руками. Настройка OSD

На этой вкладке мы долго задерживаться не будем, так как, настройка OSD — это личные предпочтения каждого пилота.

Здесь вы смело можете экспериментировать с той информацией, которую хотите видеть на экране вашего FPV шлема или очков (ставя или убирая галочки), а также с месторасположением их на картинке (просто передвигая надписи). Обычно самым важной информацией для FPV пилота квадрокоптера является израсходованная емкость аккумулятора. Зная ее, вы вовремя посадите свой квадрокоптер и сохраните и его и недешевые аккумуляторы.

Вот вроде бы и все. Перед первым запуском квадрокоптера с установленными пропеллерами, еще раз проверьте следующие моменты:

Во-первых, корректность работы каналов (особенно газа!)

Во-вторых, Failsafe! Для этого достаточно отключить аппаратуру, и посмотреть, работает ли квадрокоптер по нашему сценарию.

В-третьих, я мог, что-то упустить из виду и не описать в статье какую-нибудь мелочь. Пишите комментарии, я постараюсь быстро ответить.

UPD: Как настроить датчик тока на полетном контроллере квадрокоптера? Читайте здесь.


Гид по выбору и управлению квадрокоптером и советы, как снимать на него видео, чтобы было красиво.

Несколько лет назад съемка с дронов стала актуальным явлением, хотя обычно владельцы таких устройств не отпускают их далеко от себя, чтобы сделать живописное фото какой-нибудь достопримечательности. Снимать с коптера видео сложнее, но и интереснее. Для новичков в этом деле мы подготовили советы, какой дрон выбрать, как научиться им управлять и на что обратить внимание при съемке.

Как выбрать квадрокоптер?

Ни одна модель не универсальна, поэтому до покупки определитесь, зачем вам нужен коптер. Обычному путешественнику или блогеру, который впервые решил в поездке поснимать с воздуха, не стоит сразу замахиваться на дорогой аппарат для профессиональных съемок. У неопытных владельцев дроны иногда падают и разбиваются, вызывая муки сожаления о потраченных деньгах.

Начните с недорогого, легкого и компактного дрона. По функциям устройства можно разделить на две категории: для съемки людей или пейзажей и достопримечательностей.

Если хотите снимать себя и друзей

Идеально подойдет модель DJI Мavic Mini 2. Она управляется жестами и проста в пилотировании.


Если хотите снимать пейзажи и панорамы

Попробуйте начать с DJI Мavic 2 Pro. Чтобы научиться его пилотировать, вам придется приложить больше усилий (и потратить больше денег), но зато потом сможете направлять дрон между елок и опор мостов, исследовать с воздуха крыши и кроны деревьев, облетать естественные препятствия, чтобы увидеть, что за ними скрывается, на расстоянии до 10 километров от себя. При этом можно еще взлететь на несколько километров ввысь.

DJI Мavic 2 Pro

Стоимость модели начинается от 126 тысяч рублей. Это немало, но рынок предлагает и более бюджетные модели по цене от девяти тысяч рублей. Чтобы определиться с выбором, посмотрите обзоры на Ютубе.

Как научиться управлять квадрокоптером?

Подготовка

Итак, вы выбрали и купили свой первый дрон. Прежде чем его запустить, проверьте, что карта памяти установлена, аккумуляторы полностью заряжены и их несколько. Звучит банально, но именно об этом легко забыть.


Выбор места

Для первого полета выберите ясный безветренный день и найдите открытое пространство, желательно за городом. Лучше всего подойдет поле, которое не пересекают линии электропередач. Хорошо, если в непосредственной близости от места запуска не будет водоемов и ветвистых деревьев.

Перед каждым полетом калибруйте компас дрона по инструкции. Это нужно делать всегда, без исключений. Калибровка — это гигиена дрона и гарантия его сохранности. Это необходимо для того, чтобы ваш дрон знал, на какой он в данный момент высоте и в каких координатах. Следование этому простому правилу с большой долей вероятности спасет ваш новый аппарат от потерь, падений и поломок.

Полет

Запустив дрон, не стремитесь сразу взмыть в облака. Для начала поднимите коптер на 5–10 метров вверх, чтобы он не пропадал из поля вашего зрения. Посмотрите, насколько устойчиво аппарат зависает в воздухе, попробуйте ручки управления. Визуальный контакт в этот момент очень важен: так вы отследите задержку между вашими действиями и реакцией дрона, привыкните к небольшому отставанию и научитесь заранее планировать свои действия и траекторию полета.

Для новичка в пилотировании небольшая задержка ответа — благо, а не недостаток. У спортивных моделей дронов FPV (first person view) реакция молниеносная, и справляться с управлением там в разы сложнее.

Когда вы немного освоитесь с ручками управления, заставьте дрон пролететь по прямой вперед и назад. Потом попробуйте развороты на месте, затем сделайте пару кругов на невысокой скорости. Первый круг нужно пролететь, сохраняя визуальный контакт с дроном, второй круг — наблюдая за ним только через экран смартфона или планшета.

Поднимитесь еще чуть выше и внимательно осмотрите окрестности. Вообще так можно делать всегда: это поможет определить дальнейший маршрут полета и план съемки. С небольшой высоты запишите пробное видео или сделайте фото.

А теперь, как бы вам ни хотелось еще полетать, совершите посадку в автоматическом режиме, чтобы почувствовать контроль над вашим аппаратом. После этого можно запускать его повторно и тогда уже тренировать управление и посадку в ручном режиме.

Съемка с квадрокоптера, село Дунилово, Ивановская область

Повторив такие операции многократно, вы постепенно приучите себя к предполетной подготовке, изучению местности, переходу с автоматического на ручное управление.

Этими процедурами нельзя пренебрегать даже при съемке в хорошо знакомых местах, где вы уже раньше летали. Резкий порыв ветра, внезапно окружившая дрон стая птиц — на все внезапные ситуации нужно уметь оперативно реагировать, именно поэтому постарайтесь освоить и ручной режим управления.

Стоит ли обучаться пилотированию на симуляторе?

Краткий ответ — не стоит. Конечно, есть неплохие симуляторы полета на дронах, но, если вы покупаете устройство не как игрушку, а как инструмент для воплощения своих идей, рано или поздно придется запускать его самим. Не сидите долго наедине с экраном: чем раньше и больше вы будете летать в реальных условиях, тем быстрее обретете уверенность в своих силах.

Никакой симулятор не вызовет волну адреналина из-за того, что аппарат вдруг оказался на волосок от гибели, не вызовет он и последующей эйфории от того, что вы сумели провести свой дрон через полосу естественных препятствий и сохранили весь этот путь на карте памяти.

Какое приложение для управления выбрать?

Приложений для запуска дронов много, но мы рекомендуем универсальное и прекрасное во всех смыслах UAV Forecast. Программа сразу покажет и температуру воздуха, и скорость ветра на конкретной высоте, даст прогноз погоды на ближайшее время и отразит на дисплее вашего смартфона или планшета карту с зонами, в которых запрещены полеты. В приложении даже есть палитра для дальтоников!

Данные UAV Forecast подходят для любой модели летающего устройства.

UAV Forecast

Ограничения и опасности для дронов

Законодательные запреты

Перед каждой поездкой за границу не забудьте изучить, какие в конкретной стране правила перевозки и использования дронов. В большинстве государств, включая Россию, запуск запрещен только в определенных местах: зоны аэропортов, охранные зоны, частные владения, национальные парки, места проведения массовых мероприятий и тому подобное.

Табличка с запрещающим знаком

В отдельных странах обязательно требуется заранее регистрировать дрон, если его вес свыше 250 граммов. Может потребоваться оформление страховки гражданской ответственности.

В некоторых странах, например в Индии, требуется на месте пройти обучение и получить лицензию на управление дроном. Так что в короткую поездки в такие государства брать с собой дрон бессмысленно.

Многие путешественники сталкивались с тем, что во Вьетнаме сотрудники таможенной службы могут попытаться изъять дрон, пообещав вернуть его, когда вы будете выезжать из страны. Если маршрут не кольцевой — условно говоря, прилетели в Ханой, а вылететь хотите из Хошимина, — дрон останется в подарок таможенникам. Здесь поможет только сила убеждения и ссылки на внутренние нормативные акты Вьетнама, которые позволяют провозить и использовать любительские дроны на территории этой страны.


В Сети появилась карта с правилами каждой страны для пилотов квадрокоптеров. Наконец-то!

Важно также изучать правила провоза и транспортировки дронов на сайте конкретной авиакомпании, самолетом которой планируете путешествовать. Как правило, они стандартные: квадрокоптеры можно перевозить в багаже или в ручной клади. В последнем случае аппарат будет лучше защищен от повреждений. Важно перевозить батареи вместе с дроном или герметично упаковывать запасные аккумуляторы в багаж.

Информацию о правилах пилотирования и применения дронов в различных странах мира ищите на специальных регулярно обновляемых сайтах.

Некоторые страны для борьбы с нарушающими квадрокоптерами используют совершенно экзотические методы: специально обученных орлов, сетки, расстреливающие дрон базуки.

Орел и дрон

Природные явления

В последнюю группу проблем дроновода входят привычные нам явления, которые на высоте могут оказаться проблемой: переплетения проводов, ветки деревьев, внезапный дождь, сильный ветер, серьезная высота над уровнем моря, любопытные дикие птицы, которые так и лезут под винты.

Если есть необходимость лететь в сильный ветер, помните, что в таких условиях батарея разряжается на 30 % быстрее. Поэтому старайтесь взлетать против ветра, а возвращаться вместе с ним.

Съемка на дрон в горах

Птицы

Чтобы не намотать птиц на винты, нужно внимательно следить за их поведением и постараться при их приближении резко взмыть вертикально вверх или, наоборот, спикировать. Если направлять дрон вверх-вниз строго по вертикали, птицы поймут, что общаются не с себе подобным существом и вскоре потеряют интерес к вашей игрушке.

Съемка зимой

При съемке зимой ни в коем случае не взлетайте сразу после включения. Подождите, пока батареи разогреются до 20 градусов Цельсия. Эта температура отражается в любом приложении для управления дронами. Вы потратите несколько минут на разогрев, зато будете точно знать, сколько летного времени у вас осталось. В противном случае дрон может непредсказуемо потерять заряд батареи от холода и рухнуть в сугробы, не дотянув до посадки.

Съемка на дрон зимой

Еще немного об опасностях

Полеты возле металлических конструкций чреваты помехами и потерей управления дроном. Полеты возле линий электропередач гарантированно приведут к потере управления. Рядом с ЛЭП могут летать только защищенные промышленные дроны.

Что делать, если дрон улетел и не вернулся?

Это может быть небольшим глюком геолокации. Если перед полетом вы откалибровали дрон, он не должен улететь далеко. Поищите в ближайших окрестностях, ориентируясь на последние показатели приборов. Если по соседству нет частных владений, над которыми запрещено летать, есть шанс обнаружить дрон в ближайших кустах.

Как снимать видео с дрона?

Продумайте, что именно вы хотите снять, до полета, а не после. Некоторые дроноводы предпочитают включать режим видеосъемки с момента взлета и не выключать до посадки, но без конкретной идеи или сценария съемки вы получите много лишнего материала, который будет трудно монтировать и жалко выкидывать. Никогда не старайтесь использовать весь отснятый материал — творчество заключается именно в выборе лучших кадров.

Совет: во время монтажа накладывайте на видео музыку. В идеале каждый поворот дрона должен поддерживать ритмический рисунок мелодии. Это поможет создать дополнительное настроение. Например, дрон пересекает горный хребет, а затем открывается вид на просторную долину, озеро или море. Постарайтесь, чтобы этот момент совпал с замедлением в музыке или паузой. Это придаст сюжету дополнительную эмоциональную глубину.

Конвергенция военных технологий в гражданскую сферу самым ярким образом отразилась на беспилотных технологиях. Теперь не только военные, но и гражданские специалисты, а также простые любители могут задействовать все возможности дронов, особенно тех, что уже оснащены или допускают оснащение съемочными системами.

Воздушная фотография превращается в отдельное направление фотоискусства, а беспилотники год от года позволяют добиваться все больших успехов в этом направлении. Более того, сегодня уже почти невозможно представить себе беспилотник без камеры, а управление всей этой системой облегчается подключение мобильных устройств со специализированными программными пакетами.

Сцена с двумя влюбленными - снято с помощью Mavic Air

Сцена с двумя влюбленными – снято с помощью DJI Mavic Air

Перспективы и возможности любительских беспилотников

Изобретение фотографии привело к появлению первых попыток запечатлеть на пленку вид мира сверху, показать его с другой точки зрения и под новым углом. Эти попытки способствовали рождению воздушной фотографии (аэрофотосъемки). До появления беспилотных летательных аппаратов изобретательные люди чего только не использовали, чтобы поднять камеру в воздух: воздушные шары, голубей и даже воздушных змеев. Затем появились самолеты и вертолеты, оборудованные камерами или же позволяющие взять на борт профессионала для съемки. Появление летающих камер с дистанционным управлением стало новым шагом в развитии аэрофотосъемки.

Аэрофотосъемка с беспилотника предоставляет нам новый способ представления объектов. Это хорошо видно, если речь идет о том, что уже не раз попадало в кадр с земли. Традиционная наземная фотосъемка не может отразить все детали, все тонкости визуального восприятия.

Замок Тракай (Литва) - Снято с помощью DJI Phantom 4 Pro

Замок Тракай (Литва) – Снято с помощью DJI Phantom 4 Pro

Мы уже отмечали в качестве одного из преимуществ гибкость воздушной съемки. И она проявляется не только в технических вопросах, но и в визуальных, эстетических. Благодаря аэрофотосъемке у нас формируется более широкий взгляд на привычные объекты. Условно говоря, мы видим не только отдельные деревья, а весь лес. А использование подвеса и движений дрона в воздухе помогает увидеть объект во всей полноте, под разными углами и играть возможностями перспективы.

Любой профессиональный фотограф скажет вам, что лучшие снимки – это те, что сделаны без ведома того, кого снимают (речь идет в первую очередь о человеке и других живых существах). В этом случае мы получаем естественные снимки, реальные виды. Именно летающие камеры предоставили больше возможностей для таких съемок.

Белый медведь через объектив камеры DJI Phantom Pro. Попробуйте снять этого красавца с земли, вряд ли получится так легко и красиво.

Белый медведь через объектив камеры DJI Phantom Pro. Попробуйте снять этого красавца с земли: вряд ли получится так легко и красиво.

Вы можете заставить дрон незаметно зависнуть над объектом или приказать ему отслеживать интересующий объект для съемки в самый интересный момент. При этом многие могут даже не заметить следящей за ними камеры. На земле такое редко возможно. Но, конечно, следует отметить и обратную сторону: необходимость иметь достаточно мощную камеру и надежную систему стабилизации съемки.

Как и с чего начать?

Прежде всего выбрать и купить подходящий для ваших целей и компетенций дрон с камерой и затем внимательно изучить документацию к нему и его устройство. Некоторое время потребуется на то, чтобы научиться управлять квадрокоптером или другим типом беспилотного летательного аппарата, о чем мы уже писали.

Если вы – начинающий пилот, то лучше обратить внимание на такие модели DJI как Ryze Tello, Spark и Mavic Air. Они сравнительно недороги, но при этом оснащены довольно приличной камерой и интеллектуальными функциями пилотирования, позволяющими сосредоточиться на фотосъемке не в ущерб безопасности полета. Освоить управление аппаратом и камерой будет несложно и не займет много времени.

DJI Mavic Air - компактный, мощный и простой в управлении дрон для начинающих любителей аэрофотосъемки

DJI Mavic Air – компактный, мощный и простой в управлении дрон для начинающих любителей аэрофотосъемки

Если же вы располагаете финансовыми возможностями и навыками управления беспилотником, а также хотите создавать поразительные по качеству и детализированности снимки, то можно обратить внимание на другие модели серии Mavic (Mavic Pro или серию Mavic 2), а также аппараты серии Phantom, которые за последние годы были признаны едва ли не эталоном летающей камеры.

Собираясь в первый полет…

А теперь представим ситуацию, когда дрон с камерой у вас уже есть, вы изучили все инструкции и теоретически (а может и практически) знаете, как управлять своим беспилотником. Даже если вы уже обладает большим опытом наземной фотографии, вы должны понимать, что аэрофотосъемка немного сложнее, чем традиционное искусство фотографии. Чтобы научить мастерству воздушной фотосъемки, нужно научиться нескольким вещам. Только в этом случае у вас будут самые лучшие и самые удивительные воздушные снимки. Что нужно для первого полета, основной целью которого является фотосъемка с воздуха?

1. Выбрать подходящую погоду.

В отличие от наземной съемки или съемки с самолета (вертолета) аэрофотосъемка с квадрокоптера более требовательна к погодным условиям. Как правило, любительские летающие камеры обладают компактными размерами и небольшим весом, что очень удобно для вас, но не всегда удобно для самого аппарата. Сильный порыв ветра, дождь (большинство дронов не обладают влагоустойчивостью) или другие погодные неурядицы могут не только испортить вам результаты съемки, но и причинить материальный ущерб. Самый подходящий вариант – ясный день без тумана и дождя и с минимальным ветром.

2. Принимать в расчет условия освещения и окружающую среду.

Узнать о погодных условиях еще до начала первого полета с камерой стоит не только ради безопасности своего аппарата. Погодные условия напрямую влияют на окружающий свет. То есть, вы должны хорошо понимать, достаточно ли будет естественного света для ваших съемок, ведь у вас, в отличие от наземных фотографов, не будет возможности подключить дополнительное освещение.

Пиратская башня - фото Колина Смита с борта DJI Mavic 2 Pro. Обратите внимание на мастерское использование освещения, придающего снимку почти сказочный характер.

Пиратская башня – фото Колина Смита с борта DJI Mavic 2 Pro. Обратите внимание на мастерское использование освещения, придающего снимку почти сказочный характер.

Кроме того, опытные фотографы хорошо знают, что условия освещения является одним из основных факторов, влияющих на качество фотографии и ее воздействие на зрителя. Свет может отличаться по тону и цвету в зависимости от времени суток, когда вы будете снимать. Например, рано утром свет обычно имеет холодный синий оттенок, а вечером, особенно в условиях заката, напротив, теплый золотистый оттенок.

Изменения погоды могут также привести к различным изменениям в условиях освещения. Например, смена с солнечной погоды на пасмурную может смягчить грубоватый дневной свет. Внимательно изучайте и запоминайте то, как время и условия съемки влияют на результаты ваших опытов с летающей камерой. Это поможет вам выбрать наилучшее время для съемки конкретного объекта и получить максимальное удовольствие от процесса.

Например, многие фотографы любят съемку с использованием только естественного освещения, чтобы сохранить атмосферу сцены и получить более реалистичный снимок. Опытные пилоты-фотографы утверждают, что лучшее время дня для полетов и аэрофотосъемки – это первый или последний час дня. В это время солнечные лучи создает тени, которые могут помочь зрителям понять формы различных элементов на изображении.

3. Правильно планируйте фотосъемку и контролируйте ее с помощью систем геопозиционирования.

Перед первым полетом можно, конечно, пренебречь этим советом, однако в дальнейшем лучше использовать его, чтобы избежать неприятностей или разочарования.

Старайтесь заранее планировать свою фотосъемку. Причем делать это лучше еще на земле до того, как вы приедете на место со своей летающей камерой. Во-первых, изучите правила и правовые нормы, касающиеся того района, где вы хотите летать и снимать с воздуха. В современных условиях это, пожалуй, самое главное и важнейшее правило, которое следует соблюдать.

Мастерство использования света и тени. Если вы думаете, что снято на обычную камеру, то ошибаетесь. Это результат работы DJI Mavic Air.

Мастерство использования света и тени. Если вы думаете, что снято на обычную камеру, то ошибаетесь. Это результат работы DJI Mavic Air.

Во-вторых, постарайтесь заранее собрать всю информацию о том месте, где планируются съемки. Например, есть ли там какие-то препятствия для полетов коптера, помехи для работы передатчиков, наконец, стоит ли вообще туда ехать и снимать? Возможно, там нет ничего интересного или же вообще нельзя снимать.

Старайтесь использовать системы навигации и с их помощью осуществлять контроль за фотосъемкой. Это тоже полезный элемент планирования. Многие аппараты DJI позволяют заранее планировать маршрут полета по выбранным вами точкам и таким образом сосредоточиться на выборе сцен. Дрон может зависать над такими местами и выполнять стабилизацию, предоставляя вам прекрасную возможность сделать фотоснимок высочайшего качества без искажений.

4. Хорошо изучите и правильно используйте возможности вашей камеры и объектива.

Если вы не принадлежите к числу тех фанатов или профессионалов, которые готовы менять съемочное оборудование на дронах или собирать всю летающую аппаратуру самостоятельно, то следует внимательно изучить возможности штатной камеры.

Конечно, со времен первых летающих камер в технологиях воздушной съемки многое изменилось. За последние пару-другую лет производители внедрили почти революционные по своему характеру технологии, в результате чего современный пользователь может создавать поразительные по качеству и выразительности кадры. Однако воздушная съемка вообще и камеры, предназначенные для нее, налагают определенные ограничения.

Караван в пустыне - вечная классика. Здесь он снят с борта DJI Mavic Pro

Караван в пустыне – вечная классика. Здесь он снят с борта DJI Mavic Pro

Наземная съемка позволяет задействовать дополнительное, в том числе довольно тяжеловесное, оборудование для достижения нужных результатов. В воздухе вы ограничены взлетной массой аппарата, емкостью его батарей и возможностями подключения дополнительного оборудования. Не стоит ждать от штатной камеры любительского аппарата каких-то невероятных чудес, хотя многим удается снимать поразительные вещи.

5. Используйте интеллектуальные режимы пилотирования и съемки.

Летающие камеры DJI даже начального уровня сегодня оснащаются множеством полезных интеллектуальных функций. Одни из них отвечают за правильное поведение беспилотника в воздухе, а другие за различные режимы фото- и видеосъемки. Изучите все эти режимы до начала съемок, чтобы правильно и эффективно использовать их для безопасности полетов и достижения высоких результатов аэрофотосъемки.

Читайте также: