Как сделать историю древнего мира

Обновлено: 05.07.2024

Источники по истории древнего мира очень многочисленны — от некоторых периодов их дошло даже больше, чем от иных, гораздо более близких к нам эпох. Однако источники эти неполны, и это создает для объективного изучения древней истории весьма значительные трудности.

Так, история древней Месопотамии от начала III тысячелетия до н. э. и вплоть до смены эр (I в. до н. э. — I в. н. э.) представлена подлинными текстами того времени, написанными на плитках (табличках) и других предметах из глины, а также на камне и металле особым сложным, так называемым словесно-слоговым письмом — клинописью. Число памятников клинописи огромно — десятки и сотни тысяч, и ежегодно их становится все больше по мере все новых и новых раскопок. Однако было бы ошибочно думать, что они дают вполне достаточное и ясное представление о древнемесопотамском обществе, его жизни и событиях его истории. Если это царские надписи, то в них содержатся восхваления богов и царя, а также сообщается о построении царем храмов и (гораздо реже) других сооружений; надписи хеттских, ассирийских и урартских царей рассказывают — но очень односторонне, хвастливо и претенциозно — об их военных победах (о поражениях, конечно, умалчивается). Если это сборники законов, то они весьма неполны по охвату регулируемых ими общественных отношений и в большинстве случаев плохо сохранились (притом далеко не от всех периодов истории и не из всех стран). Если это религиозно-литературные тексты, то они по большой части тоже сохранились во фрагментах, плохо датируются и к тому же дают представление главным образом об официальной идеологии; редко из них можно извлечь сведения о реальной жизни и взглядах населения. Если это административно-экономические тексты (а они составляют громадное большинство клинописных памятников), то они происходят почти исключительно из казенных хозяйств или из хозяйств государственных служащих, купцов и т. д. и поэтому дают одностороннюю картину общества — недаром историки долгое время верили, что в Месопотамии III тысячелетия до н. э. вообще ничего, кроме казенных храмовых хозяйств, не существовало. Если это документы частных юридических сделок, то они появляются только в сравнительно редкие времена, когда общественные отношения менялись и население по разным причинам не могло довольствоваться устными сделками, заключавшимися на основании обычного права.

Периоды, освещенные сравнительно большим числом даже таких письменных свидетельств, какие мы сейчас перечислили, перемежаются с долгими столетиями, от которых вообще не дошло ни одного документа. Хеттская цивилизация, существовавшая в Малой Азии во II тысячелетии до н. э. и тоже пользовавшаяся клинописью, оставила нам только один царский архив, содержащий анналы, посвященные победам царей, государственные договоры, законодательные тексты, инструкции служащим, но главным образом бесчисленные описания магических ритуалов — и ни одного документа, относящегося к частной жизни граждан. С тех пор как во второй половине I тысячелетия до н. э. Передняя Азия целиком перешла на новые писчие материалы — пергамен, глиняные черепки, исписывавшиеся чернилами (остраки), и папирус, до нас вообще почти перестали доходить какие бы то ни было документы, так как пергамен и папирус быстро истлевали, а надписи на остраках стирались или выцветали.

На папирусах записывались тексты главным образом религиозного и литературного, изредка научного содержания, хотя дошли также и документы (главным образом от конца II–I тысячелетия до н. э. и римского времени) преимущественно казенных хозяйственных ведомств, а также в сравнительно небольшом числе (кроме более поздних периодов) и юридические сделки. Если к этому добавить, что египетские тексты ученые понимают значительно менее точно, чем вавилонские, то можно прийти к выводу, что восстановление картины социально-экономической жизни древнего Египта — дело трудное, и не случайно очень многое здесь до сих пор остается неясным; историка-экономиста здесь опережают искусствоведы, а также филологи сравнительно узкого профиля.

Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю общества. Документальные источники имеют два неоценимых преимущества: во-первых, они, как правило, современны событиям и относительно более объективно передают то, что действительно случалось; во-вторых, если их достаточно много и можно убедиться в том, что большое или малое количество определенного типа документов не обусловлено случайным стечением обстоятельств их находки, то они позволяют сделать некоторые выводы относительно частоты или редкости тех или иных общественных явлений в эпоху, которую они освещают. Что же касается повествовательных, или так называемых нарративных, источников (как чисто литературных произведений, так и сочинений древних историков), то они сообщают нам, не о самих фактах, а лишь о том, что по этому поводу думали их авторы или общество, к которому авторы принадлежали. Конечно, историку полезно знать и это, однако лишь сравнительно редко мы можем проверить достоверность того, что сообщают нарративные источники. В частности, детали описания событий и особенно приводимые в нарративных источниках речи исторических персонажей едва ли не всегда недостоверны.

История древней Палестины известна почти исключительно по нарративным источникам, хотя за последнее время к ним прибавились ценные археологические данные, с помощью которых до известной степени можно проверять данные повествований. Последние сохранились в Библии — священном писании иудейской и христианской религий. Библия — не одна книга, а целая литература, состоящая из множества отдельных произведений, создававшихся с XII по II в. до н. э. (Ветхий завет) и в I–II вв. н. э. (Новый завет). В нее входят мифологические и легендарные повествования о сотворении мира и человечества, созданные окружавшими Палестину и жившими в Палестине пародами (главным образом евреями), уголовное, гражданское и ритуальное законодательство, прозаические исторические повествования (они поддаются в значительной мере проверке путем сопоставления с археологическими данными, а также с ассирийскими, вавилонскими и египетскими царскими надписями, а иногда и документами), религиозная и светская поэзия, обрывки эпоса, религиозная и светская дидактика, ритмически-стихотворные религиозные проповеди на политическую злобу дня (тоже часто сопоставимые с историческими известиями из других стран Ближнего Востока) и многое другое. Ясно, что исторически этот пестрый материал весьма неравноценен, однако с помощью методов исторической критики из библейских сочинений удается извлечь и много достоверной информации; к сожалению, исследованию древней истории Палестины сильно препятствует почти полное отсутствие документальных источников. Число их начало пополняться лишь за последнее время, особенно после нашумевших находок рукописей у Мертвого моря, относящихся ко II в. до н. э. — II в. н. э.

Древняя история Китая базируется почти исключительно на нарративных источниках. В отличие от Индии в Китае расцветала и историческая литература, однако она относится лишь ко времени начиная со второй половины I тысячелетия до н. э., хотя тогдашние историки пользовались не дошедшими до нас древними записями. От более ранних периодов сохранились надписи на бронзовых сосудах (разного рода дарственные и др.) и множество надписей, сделанных гадателями конца II тысячелетия до н. э. на бараньих лопатках, черепашьих щитках и т. д., а также древние песнопения и предания, к сожалению дошедшие в записи намного более поздней, чем время их первоначального сочинения. Есть ряд философских, научных, военных, экономических трактатов, но документальных материалов до обидного мало. Археология Китая находится, по-видимому, лишь в своем начальном периоде, несмотря на уже сделанные крупные открытия. Наиболее яркое из них — находка тщательно скрывавшейся еще в древности гробницы первого китайского императора Цинь Ши хуанди, окруженной целым войском глиняных, ярко и реалистически раскрашенных скульптур, которые изображают воинов охраны императора, со всеми деталями вооружения, одежды, конского убранства и т. д. Но и менее сенсационные открытия сулят значительное расширение наших сведений о древнем Китае. Много сделано и в области исторической критики письменных источников.

Подлинных, современных событиям документов из Греции и Рима почти не дошло (их писали на разрушаемом материале); однако этот недостаток полностью возмещают два обстоятельства: во-первых, то, что греки (а за ними и римляне) создали богатейшую нарративную литературу самого разнообразного характера, в том числе замечательные исторические сочинения, которые в нашей книге будут неоднократно цитироваться. Такой писатель, как Фукидид (около 460–396 гг. до н. э.), может считаться основателем научной исторической критики. К сожалению, все эти произведения дошли только в средневековых писцовых копиях и лишь отчасти — на кусках папирусов, главным образом из Египта начала нашей эры. Их тексты потребовали огромной критической работы. Во-вторых, как в Греции, так впоследствии и в странах, куда распространилась греческая культура (они охватывают, по существу, весь Ближний и Средний Восток, а также Рим), было очень широко распространено составление надписей на камне по поводу самых различных общественных и частных событии — от подробного изложения римским императором Августом истории его правления до надписи, поминающей добрым словом покойную сожительницу раба, от огромного тарифа международных таможенных пошлин до частного посвящения жертвы божеству. Иногда на камне высекались и копии отдельных юридических документов. Много документального материала от эпох греко-македонского и римского владычества дошло на папирусах из Египта; кроме того, сохранились (опять-таки в средневековых рукописях) многочисленные памятники законодательства и юридической мысли (преимущественно римские).

Современные историки Греции, Рима и культурно-политически связанных с ними стран (в том числе древнего Причерноморья) имеют большое преимущество перед историками стран Востока в том, что изучение источников началось у них лет на четыреста раньше, поэтому проделанная за это время научная критическая работа поистине громадна. И тем не менее новые открытия, новые интерпретации старого материала продолжают появляться ежегодно.

Блестящего развития достигла греко-римская археология. Всем известны раскопки Помпеи — города, погибшего под слоем горячего пепла во время извержения вулкана в начале нашей эры и под этим пеплом сохранившегося почти неизмененным, вплоть до объявлений на стенах домов. Другие открытия иногда не менее поразительны, иногда более скромны, но во всех случаях удачно дополняют обильный материал письменных источников. В последнее время начала развиваться и подводная археология — были найдены остатки городов, ушедших под воду, а также почти целые корабли, затонувшие со всем грузом две тысячи лет назад.

За последнее время произошел значительный рывок вперед в области сравнительно-исторического языкознания; можно надеяться, что с его помощью вскоре можно будет реконструировать в общих чертах уже не только одну материальную (археологическую) культуру человеческих сообществ далеко в глубь за пределы письменной истории. Трассы переселений носителей древнейших языков пока восстанавливаются ненадежно, но, по-видимому, при сотрудничестве лингвистов с археологами, с антропологами (которые, учитывая данные генетики, сейчас добились крупнейших успехов), с палеоботаниками, палеозоологами, историками климата можно будет вскоре поставить проблемы этногенеза на твердые основы. Отметим, что исследование происхождения народа предполагает раздельное рассмотрение истории антропологического типа, истории языка и истории культуры, поскольку каждый народ имеет не один, а эти три корня, порой расходящиеся в разные стороны.

Этот беглый очерк, конечно, не может заменить подлинного разъяснения результатов, достигнутых источниковедческой наукой, посвященной эпохе древности. Но все же, возможно, он даст хотя бы самое примерное представление о характере тех источников, на которые опирается изложение в последующих лекциях пашей книги, о степени вероятности того, что сообщаемые сведения достоверны, и о препятствиях, с которыми встречается в своей работе историк-исследователь.

К трудностям источниковедческим, перечисленным вкратце выше, надо еще прибавить филологические. Ни один историк древнего мира не может себе позволить работать по готовому материалу, представленному ему филологами или археологами; он должен самостоятельно разобраться в филологических трудностях и спорных местах текстов, а также и технических особенностях произведенных археологами раскопок. Источники же ро древней истории написаны многими сложными видами письменности на десятках языков, из которых многие еще плохо понятны, иногда не до конца дешифрованы, так что истолкование их вызывает разногласия. Сами языки постоянно менялись и меняются. Например, латинский язык V в. до н. э. довольно сильно отличается от латыни I в. до н. э. — I в. н. э., а та заметно отличается от средневековой латыни и т. д. Еще более менялись аккадский или китайский, письменная история которых насчитывает два с половиной — три с половиной тысячелетия.

История впервые возникла в древности как жанр художественной литературы, и некоторые её черты она сохраняет до сих пор. Это обстоятельство оправдано, оно дает историку возможность представить картину прошлого не только рассудку, но и воображению читателя; по громадный вред науке и обществу приносит субъективно-эмоциональное отношение к фактам истории, когда историк выводит из них не то, что было на самом деле, а то, что соответствует его предвзятой идее. Дело ученого — объективное познание фактов и объективное их истолкование.

Итак, читатель этой книги должен ясно представить себе, что в ней нет окончательных истин, а есть только то, что можно сказать об излагаемом предмете на современном уровне развития науки; течение ее отнюдь не остановилось, наши представления о прошлом меняются и будут меняться. В этих переменах, в постепенности приближения к познанию истины, может быть, и состоит главная привлекательность исторической науки.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Информация для учителя

  • Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - таб ­ личкой у края карты. Она является важной опорой в дейст ­ виях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, рас ­ краску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.
  • Обратите внимание на условность знаков и их несоразмер ­ ность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.
  • При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо ­ ведения и географии; карта как изображение земной поверх ­ ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.
  • От класса к классу карты становятся более сложными, насы ­ щенными условными обозначениями, и работа с ними услож ­ няется.
  • Показывать географические и исторические объекты по на ­ стенной карте нужно стоя с правой стороны.
  • Для лучшего понимания и запоминания расположения гео ­ графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли ­ тической карте мира, и по исторической карте.
  1. Что изучает история Древнего мира?
  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

  1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учеб ­ ника, название его глав.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек ­ сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).
  2. Беседа по прочитанному .
  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме ­ нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу ­ чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз ­ мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро ­ фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим ­ ских военных лагерей в Сирийской пустыне. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни ­ мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско ­ пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос ­ таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

  1. Закрепление изученного материала
  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз ­ дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна ­ комиться с тем, как жили древнейшие люди.)
    1. Подведение итогов урока

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным. А вообще мой блог для тех кто интересуется сметным делом. Вы можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Так что милости просим 🙂 Ну а сейчас, немного истории …

history

“Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.”

Подробный ответ как нужно изучать историю

Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю “авторитетное мнение”:

Все советы данные выше – неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.

На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).

Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. – Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.

Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.

Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)

В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.

Этапов всего четыре:

Этап I. Элементарный.

Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.

1) Отечественная история:

Надо брать серию “МГУ-школе”. Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они – настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.

Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. “Продвинутый уровень” других авторов!)

2) Всемирная история:

Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.

Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия “Академия”. Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂

Этап II. Продвинутый

“Всемирная история. В 6 т.”. Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂

Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих “Гойко Митичей”, сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что “все понял и все знает”, короче “аналитег”. Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂

1) Отечественная история

История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде “Великорусский пахарь”, за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и “чеченских адвокатов”, в результате чего третий том был фактически запрещен.

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

История России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред .Б .Н. Флори
Федоров В.А. (ред.) История России XIX – начала XX в.
Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

2) Всемирная история, из требуемых периодов:

Вариант IV. Импортный

Есть отличная серия книг французской “школы анналов”. Ряд книг вроде “Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.

Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя “Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах”.
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)

А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и “порассуждать о конце истории и закате Европы”, т.е заняться историософией.

После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.

ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.

Я не сторонник запретов, но мозг человека устроен так что если туда первой попала какая-то х..я, то потом она оттуда вылезать упорно не хочет. Легче на на персоне поставить крест (и пристрелить ) чем пытаться вернуть его в сознание. Поэтому я напишу кого и чего лучше избегать (надеюсь, до глупости типа чтения публицистики Пучкова(Гоблина) и прочих Прилепиных, Вы догадаетесь не опускаться):

Черный список литературы по истории

1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле “русы-арии”, “русы-шумеры”
12. Любые книги на тему “антинорманнизма”
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с “Вся правда о…”
14. Все книги издательства “Центрполиграф”, кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂

Серый список литературы по истории

1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.
2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.
3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.
3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны – у них не было доступа в наши архивы.
4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок
5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.
6. Постарайтесь не читать Акунина “Историю Российского Государства”. Этот уважаемый мною человек – не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.
7. Постарайтесь избегать “синих учебников” по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.
8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг

Белый список литературы по истории

1. Спокойно читайте все, что издает издательство “Евразия/Клио” по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства “Молодая гвардия”. Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия “Повседневная жизнь” того же издательства тоже гуд.
4. Издательство “Новое литературное обозрение” и “Кучково поле” выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. “Новый хроногроф” тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер

Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.

P.S. Я крайне надеюсь что этот пост, прочитает более одного человека, он не пропадет и хотя бы несколько человек, следуя мои рекомендациям, станут образованее, а страна, как следствие, чуть умнее

Ну, а если Вы устанете от изучения истории и все же захотите потом изучить сметное дело, можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Это бесплатный курс и он не потребует от вас ни каких вложений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— В начальной школе вы начали свое знакомство с миром истории. Какие темы и почему вам особенно запомнились?

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю?

— Чему можно научиться на уроках истории?

План урока

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. И неважно, чья это история — человека, государства, всего мира. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

Музы — дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, богини памяти. Слово музы (мусы) происходит от греческого слова мыслящие. Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности.

Муза Клио — покровительница истории. Ее сопутствующие атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

(Суть приема. Учащиеся называют первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того как основные характеристики перечислены, их следует записать на доске или листе бумаги и систематизировать в соответствии с заданными показателями.

Ученики формулируют собственные версии.)

Давайте спросим у музы Клио, кто из вас сформулировал наиболее точную версию.

(Слайды с изображением музы Клио.)

— Что такое история?

— Что такое история как наука?

(Запись в словаре.)

История — это наука о прошлом человечества с момента его зарождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.

По ходу выполнения задания составляется схема.)


— Разделяют историю на всемирную и отечественную. Предположите, что изучает:

(Ученики отвечают, а учитель обобщает ответы.)

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная — историю нашей страны.

— Предлагаю, разбившись на группы, обсудить вопрос: каково значение знаний об историческом прошлом для всего человечества?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)


Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Мы должны заботиться о своей Родине и любить ее, но любовь к стране невозможна без знания ее истории. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый способен стать лучше, чем он есть сегодня.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

2. Исторические источники

Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои отпечатки. Следы первобытных общин, древнейших государств, средневековых городов остались в камне, в земле, на бумаге. Не все сохранилось, а многое еще не найдено, но следы времени нам с вами нужно уметь читать.

— Посмотрите внимательно на изображение музы Клио. Что она держит в руках? Почему греки изображали ее именно так?

Если мы возьмем в руки старинный свиток папируса, то, кроме изображений людей, зверей, птиц и неизвестных нам значков и орнаментов, ничего не увидим. А ученый-египтолог обнаружит на этом же свитке рассказ о правлении фараона или о замечательных военных победах египтян или опись древних книг, хранившихся в библиотеке правителя Египта.

Читая в учебниках истории о событиях прошлого, мы задаем вопросы: а откуда же это все известно? Что помогло узнать о времени, отдаленном от нас на века и даже тысячелетия?

— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на эти вопросы.

Итак, помогают нам узнавать о событиях прошлого следы, оставленные временем и разгаданные учеными-историками. Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

— Вспомните, какие источники помогают нам изучать прошлое. (Примерный ответ. Письменные источники: летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале; устные источники: предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы; вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей.)

— О чем нам может рассказать данная надпись?

На столе вы найдете изображения различных источников: монет, гербов, часов, украшений, свитков, книг, развалин замков, посуды, предметов быта и т. д. Разложите эти изображения в соответствии с их классификацией. За вашей работой будут следить эксперты-историки. В случае ошибочного решения игрока эксперт имеет право не принять ответ.

(Учитель проводит игру.)

Таким образом, историческими источниками являются рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи и т. д.

Интерес к прошлому зародился в глубокой древности. До появления письменности многие народы создавали устные сказания о предках, где наряду с выдуманными сюжетами отражались и реальные события. Затем появились первые письменные документы — глиняные таблички с клинописью, папирусы с иероглифами, рукописи на пергаменте. С течением времени количество исторических источников увеличивается, а их состав становится все более разнообразным.

Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть особая историческая дисциплина, которая занимается разработкой этих методов и использованием исторических источников, — источниковедение.

— Внимательно изучите предложенную таблицу и разделитесь на 14 микрогрупп. Каждая должна подготовить презентацию об одной вспомогательной исторической дисциплине. Подойдите к заданию творчески, ведь за вами наблюдает сама муза Клио.

Вспомогательная историческая дисциплина

Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания

Помогает прочитать тексты

Рассказывает о людях, имена которых отражены в историческом источнике

Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах

Изучает монеты и другие денежные знаки

Помогает установить происхождение названий

Изучает личные имена

Исследует ордена, медали и другие знаки отличия

Изучает системы летосчисления

Изучает различные меры (длины, объема, массы)

Занимается разработкой правил публикации исторических источников

Изучает вещественные источники

Изучает быт разных народов, отраженный в их традициях, обрядах, фольклоре

(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)

Все эти вспомогательные исторические дисциплины дают историку средства для работы с источниками, являются необходимыми инструментами его лаборатории. Количество источников, сохранившихся от разных периодов истории, неодинаково. Меньше всего их сохранилось от бесписьменной первобытной эпохи. Ее ученые изучают на материале вещественных источников. Письменные источники — как рукописные (на различном писчем материале), так и печатные — составляют наибольшее количество.

3. Знакомство со структурой учебника

— Прочитайте текст на с. 6 учебника, найдите ту информацию, которая вам известна, и ту, которая является для вас новой.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)

1. Каждая глава начинается с вопросов, которые помогут вам готовиться к занятиям.

2. В начале каждой главы перечисляются основные вопросы, ответы на которые вы найдете в тексте параграфов.

3. Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты.

8. В конце параграфов даны вопросы и задания, требующие не только поиска ответа в тексте учебника, но и ваших рассуждений, умений сравнивать и обобщать исторические факты, явления, процессы.

9. В конце каждой главы представлены вопросы, позволяющие подвести итоги и сделать выводы.

При подготовке домашнего задания придерживайтесь следующего алгоритма работы с параграфами учебника:

1. Приступая к работе с учебником, уясните смысл заголовка параграфа. Это главная тема его содержания.

2. Определите, как тема связана с содержанием всей главы.

3. Проанализируйте подзаголовки частей параграфа.

4. Постарайтесь понять, почему именно в такой последовательности раскрывается тема параграфа, какова связь между отдельными пунктами этого плана.

5. Текст читайте по частям.

6. В каждом предложении выясняйте значение незнакомых слов, терминов, имен.

7. По ходу чтения обращайтесь к картосхемам, находите на карте географические объекты и места сражений, которые упоминаются в тексте.

8. Рассмотрите приводимые в учебнике портреты, репродукции картин, схемы, таблицы.

9. При чтении каждой статьи параграфа обращайте внимание на основные сведения для запоминания, которые выделены жирным шрифтом, выявляйте основную идею, самостоятельно формулируйте выводы, извлекайте из текста главные факты, которые позволяют их обосновать.

10. После прочтения всего параграфа сформулируйте общий вывод. Он должен в краткой форме раскрывать смысл темы параграфа.

IV. Подведение итогов урока

— Насколько справедливо данное высказывание?

— Почему важно изучать историю?

— Чему можно научиться на уроках истории?

— Придумайте слоган для этого предмета.

Домашнее задание

2. Для средних учеников — провести исследование исторических источников (на выбор).

Читайте также: