Как сделать историко культурный комментарий

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ — комментарий, который раскрывает внешнюю судьбу издаваемого произведения, его роль в творческом развитии автора, место и роль в историко-лит. процессе, содержит материалы об отношении автора к своему произведению, о том, как воспринимали и оценивали произведение современники автора и последующие поколения читателей, как автор воспринимал отношение читателей и критиков к своему произведению.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .

Смотреть что такое "Историко-литературный комментарий" в других словарях:

Историко-литературный комментарий — Комментарий, раскрывающий смысл и художест­венные особенности произведения, его значение и место в историко литературном процессе и т.п … Краткий толковый словарь по полиграфии

комментарий (как элемент издания) — комментарий Составная часть аппарата издания, представляющая собой свод сведений, которые разъясняют и толкуют факты, слова, фрагменты текста или всего произведения. Примечания 1 Комментарий обычно содержит мнение специалиста, его подготовившего … Справочник технического переводчика

КОММЕНТАРИЙ — (от лат. commentarius — заметки, толкование), жанр филологического исследования, толкование, разъяснение текста литературного памятника. К. излагает ход и результаты критического изучения текста и сопровождает его издание. Комментирование… … Литературный энциклопедический словарь

Дмитриев, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля … Википедия

ВАЙНБЕРГ Иосиф Ирмович — (р. 1921) российский литературовед. Основная сфера интересов жизнь и творчество М. Горького. Книги: Жизнь Клима Самгина М. Горького. Историко литературный комментарий (1971), За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе Жизнь … Большой Энциклопедический словарь

Вайнберг, Иосиф Ирмович — Иосиф Ирмович Вайнберг (род. 1921 (21 декабря 1920[источник не указан 639 дней]), Мозырь Минской губернии[источник не указан 639 дней] 1988[источник не указан 639 дней]) … … Википедия

Жизнь Клима Самгина — Эту статью или раздел рекомендуется … Википедия


Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию.

Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование.

В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепляющие позицию автора.

Рассматриваемая тема будет интересна педагогическим работникам, руководителям образовательных учреждений для применения и дальнейшего изучения.

Ключевые слова: русский язык, историческое комментирование, процесс обучения, история, урок.

The article is dedicated to one of the methods of pedagogy — historical commenting. The material gives a characteristic and recommendations for the introduction of this method into practical use. The article presents quotes from leading psychologists, educators, reinforcing the position of the author. The subject under discussion will be of interest to teachers, heads of educational institutions for application and further research.

В педагогике познавательный интерес рассматривается как существенное условие совершенствования процесса обучения и показатель его результативности, так как он активизирует самостоятельность в обучении и творческий подход к освоению предметом, побуждает к деятельности. Известный психолог Мясищев В. Н. называет интерес именно как активное познавательное отношение. Рабочий процесс под влиянием познавательного интереса приобретает определённую нацеленность, интерес усиливается за счёт разрешения возникающих проблем благодаря приобретению новых знаний о них.

На развитие познавательного интереса личности влияет культурная и образовательная сфера. Усиление познавательного интереса к обучению является одной из ключевых проблем современной школы. Выявление эффективности применения методов исторического комментирования на уроках русского языка сегодня как никогда актуально. В школьных учебниках часто отсутствуют исторические сведения — в них содержится только обязательный для усвоения материал. Однако программа требует вдумчивого отношения ко всем деталям. При объяснении языкового явления учителю следует стремиться к раскрытию его закономерностей во взаимосвязи с другими языковыми процессами.

Такие исследователи, как Баранов М. Т., Власенков А. И., Панов М. В., Разумовская М. М. писали о значительной роли исторического комментирования в формировании лингвистического мировоззрения учащихся.

К опознавательным умениям учёный относит:

— выявление в словах действий древних фонетических процессов;

— установление древнего значения современного слова;

— определение устаревших слов;

— нахождение родственных слов;

— прогноз морфемного состава слова;

— выявление остатков древних грамматических форм и синтаксических конструкций в современном языке.

Под классификационными умениями Бокатина Ю. И. подразумевает классификацию устаревших слов на архаизмы и историзмы.

Историческое комментирование лингвистических фактов состоит в объяснении происхождения и развития языкового явления. Этот вид комментирования используется для работы над ошибками, словарной работы, при анализе текста.

Исторический комментарий лингвистических понятий направлен на формирование у школьников лингвистического мировоззрения, на знакомство с происхождением понятий и выявление их изменений. А историческое комментирование лингвистических закономерностей занимает переходное положение между комментированием лингвистических понятий и фактов. Этот вид исторического комментирования призван выявить взаимосвязи между ними.

Грицкевич Ю. Н. пишет о том, что эффективное преподавание русского языка невозможно без знания истории языковой системы, без понимания исторической обусловленности современных норм и правил.

Можно сделать вывод, что историческое комментирование на уроках русского языка и литературы — это довольно распространённый инструмент преподавания в школе. Благодаря этому методу можно заинтересовать ученика, мотивировать на изучение предмета. Исторический комментарий помогает учащимся сознательно усвоить языковое явление, продемонстрировать им то, что современное состояние русского языка — это результат его длительного развития. Применение исторического комментирования требует от учителя глубоких и основательных знаний в области истории языка и исторической грамматики, а так же личной заинтересованности.

Зайцева О. Н. [4] в своих трудах описывает принципы исторического подхода в школьном изучении русского языка. Предлагаемая ею методическая система включения истории языка как структурно-содержательного компонента в обучение позволяет нам говорить о возможности применения исторических комментариев на уроках русского языка.

Следовательно, на основе анализа различных концепций современных методистов касательно внедрения исторического комментирования в процесс обучения школьников русскому языку мы можем сделать вывод о том, что он является средством объяснения современных языковых явлений и формирует у учащихся лингвистическое мировоззрение, языковое чутьё, осознанные учебно-языковые навыки, приобщает к культурному наследию предков.

  1. Бокатина, Ю. И. К вопросу о реализации исторического подхода в обучении школьников русскому языку / Ю. И. Бокатина // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2008. № 2(9). В 3-х Ч. Ч. II. С.24–26.
  2. Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с. 3.
  3. Грицкевич, Ю. Н. Исторический комментарий в школьном и вузовском преподавании русского языка. Часть II. Морфология. Псков, ПсковГУ, 2016. — 72 с.
  4. Зайцева, О. Н. История языка как структурно-содержательный компонент школьного курса: дис. …к.п.н. — М:2002.
  5. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 398 с.
  6. Успенский, Л. В. Слово о словах / Л. В. Успенский. — Москва: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. — 541 с.
  7. Шахматов, А. А. Введение в курс истории русского языка. Часть 1. Исторический процесс образования русских племен и наречий / А. А. Шахматов — М.: Книга по Требованию, 2016. — 151 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, историческое комментирование, исторический комментарий, познавательный интерес, языковое явление, историческая обусловленность, исторический подход, лингвистическое мировоззрение, эффективное преподавание, языковая система.

Теоретические аспекты исторического комментария как приёма обучения русскому языку в средней школе

В статье анализируются взгляды отечественных методистов в области языкознания на проблему исторического подхода при изучении русского языка в школе, рассматривается сущность исторического комментирования как вспомогательного приёма при обучении русскому языку, его цель и виды.

The article analyzes the views of domestic methodologists in the field of linguistics on the problem of the historical approach to the study of the Russian language in school, examines the essence of historical commenting as an auxiliary technique in teaching the Russian language, its purpose and types.

Ключевые слова: принцип историзма, методика, русский язык, исторический комментарий.

Keywords: principle of historicism, methodology, Russian language, historical commentary.

Методика обучения русскому языку, как и любая другая наука, имеет свои принципы, среди которых исследователи выделяют принцип историзма. Данный принцип предполагает учёт исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке.

Уже со второй половины XIX века такие известные методисты в области языознания, как: И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. начинают уделять принципу историзма особое внимание.

1) изменение состава языка (звуки и их значение и т. д.);

2) приобретение новых фактов;

3) утрата ранее существовавших фактов [11, с. 4].

Проникая в различные области знания, принцип историзма служит основой для возникновения отдельных аспектов или целых областей той или иной науки. В лингвистике это история русского литературного языка, сравнительно-историческое языкознание, историческая грамматика, в методике обучения русскому языку – исторический комментарий как приём обучения.

Авторы выше указанного пособия рекомендует учителю в процессе подготовки к уроку продумать ряд вопросов:

– какие исторические явления в развитии русского языка связаны с темой данного урока и как увязывается материал школьного учебника с историческими сведениями;

– какие конкретные исторические экскурсы можно и нужно включить в урок с учётом возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса;

– какие положения и выводы будут сообщены учащимся, и что целесообразно рекомендовать для запоминания;

– какую воспитательную роль могут играть сообщённые учащимся исторические факты? [6, с. 4]

Ю. И. Бокатина типологизирует историческое комментирование на основе характера объекта знаний о языке следующим образом:

1) историческое комментирование лингвистических фактов, которое включает в себя объяснение происхождения конкретных звуков, морфем, слов и фразеологизмов, знакомство с причинами конкретных чередований и т.д. Кроме того, оно используется при изучении отдельных орфограмм, особенно при запоминании слов с непроверяемыми написаниями;

2) историческое комментирование лингвистических понятий, суть которого состоит в ознакомлении обучающихся с происхождением лингвистических понятий и показе их изменений;

3) историческое комментирование лингвистических закономерностей, которое раскрывает сущность более конкретного явления, чем комментирование понятий, но в отличие от комментирования фактов служит объяснению не единичных, а общих для группы сходных элементов процессов [3].

Внутри исторического комментирования можно выделить следующие виды комментариев:

1) историко-этимологический комментарий (например, причину изменения значения слова гостинец можно объяснить, обратившись к его происхождению);

2) историко-культурный комментарий (например, знакомство обучающихся с происхождением и историей русской письменности);

4) историко-графический комментарий (например, обращение к азбуке славянской письменности – кириллице и глаголице);

5) историко-морфологический комментарий (например, при изучении категории рода имени существительного);

6) историко-лексический комментарий (например, при изучении пассивной лексики);

7) историко-фразеологический комментарий (обращение к истории возникновения конкретного фразеологизма);

8) историко-синтаксический комментарий (например, наличие в некоторых предложениях древнерусских глагольных связок есть и суть);

9) историко-стилистический комментарий (например, наличие стилистических вариантов корней в словах короткийкраткий можно объяснить, привлекая информацию о старославянском происхождении неполногласных форм).

Таким образом, несмотря на то что целевые границы исторического комментирования методистами определяются по-разному, в целом суть его состоит в отборе и фрагментарном использовании учителем на уроках фактов из истории языка, с помощью которых можно объяснить современные языковые явления. Данный приём является средством формирования у обучающихся учебно-языковых и правописных умений и навыков, способствует повышению их общего образовательного и культурного уровней. Кроме того, историческое комментирование способствует, во-первых, формированию и развитию у обучающихся лингвистического мировоззрения, а во-вторых – выполняет прикладную функцию, являясь вспомогательным средством для достижения орфографических, лексических и других целей.

Список литературы:

5. Зайцева, О.Н. Реализация принципа историзма / О.Н. Зайцева // Образование в современной школе, 2002. – №4. – С. 5-11.

6. Иванов, В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха. – Москва: Просвещение, 1985. – 160 с.

7. Каменская, О.Г. Древнерусский текст на уроках русского языка / О.Г. Каменская, Э.К. Мустафина // Русский язык в школе, 2004. – №2. – С. 6-13

8. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И, Литневская, В.А. Багрянцева; под ред. Е.И. Литневской. – Москва: Академический проект, 2006. – 590 с.

9. Срезневский, И.И. Мысли об истории русского языка / И.И. Срезневский. – Москва: государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. – 139 с.

10. Текучев, А.В. Основы методики русского языка в 4-8 классах: пособие для учителей / А.В. Текучев, М.М. Разумовская, Т.А. Ладыженская; под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – Москва: Просвещение, 1978. – 386 с.

11. Фортунатов, Ф.Ф. Сравнительное языковедение: общий курс / Ф.Ф. Фортунатов. – Москва: Красанд, 2010. – 184 с.

Крушение философии эгоизма и расчета или история одной болезни.

Тема: «История одной болезни или крушение философии

Эпиграф: «Наполеон - это символ эры индивидуализма, с ее аморализмом, самоутверждением, это - гений века, рождающего безумие Германна.

Начало урока

Слово учителя:

1. Почему герой в конце концов оказался в больнице для душевнобольных?

3. В каком окружении жил герой? С какими людьми встречался, кто был ему близок?

4. И почему Пушкин обратился именно к теме карточной игры? Это дань моде или .

Сегодня мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы, исследуем историю болезни Германа, может быть, найдем истинные причины, приведшие героя к такому печальному итогу. Рок это? Или закономерность?

Обратимся к истории, посмотрим, что послужило причиной изображения карточной игры во многих произведениях 30-х годов 19 века, ведь Пушкин не был одинок в показе этой темы:

«Что ни толкуй Вольтер или Декарт,

Мир для меня- колода карт.

Жизнь - банк; рок мечет, я играю

«В 1830 годы карты и мистика - вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное - поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, жандармский режим, искоренение свободной мысли, постоянные гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни: в этом карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести. Этот мир карточных страстей подчинял человека.

Вывод: Карточная игра составила суть жизни русского дворянства в 30-е годы.

Что за люди представляли в то время русское дворянство? Каким было отношение А.С.Пушкина к ним?

Вывод: А.С.Пушкин прощается с иллюзиями о родовом дворянстве, как оплоте государства. После 25 года дворянство озабочено лишь своими корыстными интересами.

Учитель: Мы встречаемся с Томскими на страницах повести. Что они представляют собой? Какой символический смысл вкладывает А.С.Пушкин в рассказ об этой семье?

Вывод: История Томских - это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.

Учитель: Пушкин упоминает о Париже, куда 20-летняя графиня ездила со своим мужем. Случаен ли здесь образ Парижа? Каков он, Париж?

Русские аристократы рисуются на фоне событий предреволюционной Франции.Мы видим Париж конца 18 века, слышим имена Ришелье, Сен-Жермена, герцога Орлеанского, Казановы. Эти имена символичны. Символична атмосфера жизни парижской аристократии, беззаботность и легкомыслие, разврат и безумная трата денег на удовольствия, карточные игры, интерес к мистическому, фантастическому.

Опыт истории подсказывает нам закономерность гибели этого мира, этой аристократии, утратившей связи с народом, нацией.

Вывод: Веселый блистательный мир Парижа исчез, его смела революция. Не эта ли судьба и ожидает русское дворянство? Есть ли сходство в образе Парижа и Петербурга? Беззаботность, легкомыслие, страсть к картам объединяет Париж и Петербург.

Зачем нужно А.С.Пушкину производить параллель между Парижем и Петербургом?

Может быть, А.С.Пушкин чувствовал, что Петербург ожидает такая же участь Парижа.

Это было как бы предупреждением дворянству. Мы видим два разных Петербурга.

Вывод: Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку.

Посмотрим на людей, пребывающих в блистательном, но призрачном мире. Это, во-первых, графиня Томская. Мы помним ее 20-летней красавицей, покорившей Париж.

Учитель: Какая она сейчас, когда ей 87 лет?

Графиня предстает перед нами как живая личность, со своим характером и своей речью (ее капризные приказы, помыкание Лизаветой Ивановной).

Какие можно привести художественные детали, которые характеризуют графиню.

(Венера Московская - уродливое и необходимое украшение залы, сохранила привычки молодости, надевала наряды своей молодости и т.д).

Вывод: Старый мир в образе графини уходит в прошлое. Графиня прожила пустую, бесцельную жизнь. Поэтому ее настоящее - уродливо.

Учитель: Германн - основной образ-символ повести. Каков он, главный герой? За что он осужден Пушкиным на безумие?

Германн - игрок. Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать. Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм.

Тайная жизнь игрока Германа развивается и существует в двух планах - в реальном и обобщенном. В первом случае раскрывается погоня Германна за подвернувшимся ему случаем - узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. В образе Германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. Пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. Вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет.

Учитель: Вспомним особенности характера Германна, поведение. (Три верные карты - расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности - немец, по профессии- инженер, душа - Мефистофель, профиль - Наполеон. Три злодейства, страсти- сильные, воображение- огненное).

-Почему он не садился за карточный стол?

- Какие три злодейства имел в виду Пушкин?

-Кто является жертвами 3-х злодейств?

-Когда он предстал перед нами человеком с профилем Наполеона, с душой Мефистофеля?

- Закономерен ли его печальный итог?

- Случайно ли сумасшествие Германна?

Вывод: Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.

Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так же безумен.

Домашнее задание: Подобрать свои символы-понятия к рисункам (образы Наполеона, Петербурга, Пиковой дамы).

Тезисы к уроку-исследованию

2. Почему Германн оказался в больнице для душевнобольных? Что

послужило причиной сумасшествия?

3. Исследование истории болезни героя повести.

Историко-культурный комментарий. Причина обращения А.С.Пушкина к изображению карточной игры.

4. Русское дворянство в 30-ые годы, его характерные черты

(мистика, вера в потусторонний мир, главная страсть- карты)

5. Концепция А.С.Пушкина об особой роли дворянства, его

дальнейшее разочарование в этой миссии.

6. Семья Томских. Судьба 3-х поколений. Деградация старинного

7. Париж и Петербург. Блистательный мир Парижа исчез, его смела

революция. Не эта ли участь ожидает Петербург?

8. Два лика Петербурга: Дневной и ночной. Образ-символ города.

9. Основной образ-символ- Германн. Душа Мефистофеля, профиль

Наполеона, сын немца, инженер, игрок. Тайные пружины буржуазного века сошлись в этом образе ( человек-игрок, в жизни все определяет деньги)

Читайте также: