Как сделать историко культурную экспертизу земельного участка

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Историко-культурная экспертиза — комплекс мероприятий, в результате которых устанавливается значение объектов недвижимости, иных объектов, которые связаны с историческими событиями, представляют научную или культурную ценность. О том, как она проводится, какие объекты могут стать предметом изучения, пойдет речь в нашей статье.

Цели государственной историко-культурной экспертизы

Ст. 28 закона № 73 содержит перечень основных целей историко-культурной экспертизы. Это получение доказательств ценности объекта для культуры и/или истории с целью:

  1. Внесения в реестр культурного наследия.
  2. Определения категории культурной значимости объекта, а также его отнесения к особо ценным для российской или всемирной культуры.
  3. Изменения культурной ценности объекта или его исключения из реестра объектов культурного наследия.
  4. Определения требований и режимов землепользования или водного объекта, где находится предмет экспертизы.
  5. Разъяснения сведений об объекте, внесенном в реестр объектов культурного наследия.

Кроме того, установление исторической/культурной ценности необходимо в случае:

  1. Обнаружения объектов культурной ценности на территории, где планируются работы по строительству или осушению, обводнению.
  2. Утверждения градостроительного регламента территории.

Объекты исследований

Исчерпывающий список объектов исследований историко-культурной экспертизы указан в ст. 30 закона № 73-ФЗ:

  1. Вновь выявленные и еще не включенные в реестр объекты культурного наследия.
  2. Земли, на которых планируются некие земельные или лесные работы (кроме тех, что очевидно не повредят объекту, например сбор ягод, образовательная деятельность).
  3. Документы, представленные в качестве доказательств для фиксации в реестре культурного наследия.
  4. Бумаги, свидетельствующие о неизбежности изъятия из реестра культурного наследия.
  5. Документация, подтверждающая необходимость изменения категории объекта культурной ценности.
  6. Документы, подтверждающие необходимость отнесения объекта культурного наследия к категории особых ценных либо категории всемирного культурного или природного наследия.
  7. Проекты охранных зон объекта.
  8. Документы, отражающие сведения о сохранности объектов наследия.
  9. Бумаги, свидетельствующие о нахождении объектов культурного наследия на земельных участках (за исключением отчетов археологов о полевых работах), на которых проводятся земляные работы.
  10. Документы или их отдельные разделы, свидетельствующие о потребности в сохранении объектов культурного наследия при проведении земельных работ на участке либо границах участка, примыкающего к ним.

Провести историко-культурную экспертизу необходимо до начала работ, которые могут оказать серьезное влияние на объект исследования (п. 1 ст. 31 закона № 73-ФЗ).

Документы для проведения историко-культурной экспертизы

Историко-культурная экспертиза проводится экспертами (одним или комиссией), аттестованными Министерством культуры РФ, при предъявлении следующих бумаг в соответствии с п. 16 Положения:

  1. Материалов, содержащих сведения о ценности исследуемого объекта.
  2. Фотографий объекта.
  3. Проекта охранной зоны.
  4. Копии паспорта на объект.
  5. Копии договора об охране.
  6. Копии решения о внесении предмета в реестр культурного наследия.
  7. Историко-культурного плана всех предметов и строений, располагающихся на территории исследуемого объекта.
  8. Историко-культурного плана, в котором утверждается необходимость установления границ и их примерное местоположение.
  9. Проекта, содержащего список мероприятий, направленных на сохранение объекта.
  10. Бумаг, свидетельствующих о восстановлении строения, предмета.
  11. Копий документов и/или выписки из ЕГРП, свидетельствующих о наличии прав на указанный объект.
  12. Документов относительно земельного участка, в пределах которого находится объект. Это могут быть кадастровые паспорта, выписки, а также различные справки.
  13. Технических паспортов на необходимые предметы, объекты.
  14. Схем расположения земельных участков на указанной местности.
  15. Копии градостроительного плана.
  16. Копии акта об установлении границ охранной зоны.

Итоги экспертизы

Итогом проведения историко-культурной экспертизы будет оформленное надлежащим образом заключение в виде акта.

Акт содержит в себе результаты исследования (п. 19 Положения), а именно:

  1. Дату, время и место проведения изысканий.
  2. Данные о заказчике.
  3. Информацию об экспертах (эксперте) по делу:
    • для физических лиц — Ф. И. О. с указанием ученой степени, опыта работы, занимаемой должности, а также реквизиты решения, согласно которому проводится исследование;
    • для юридических лиц — наименование, местонахождения, адрес, ИНН, реквизиты решения органа, уполномоченного на проведение историко-культурной экспертизы.
  4. Ссылка, что эксперт отвечает за информацию, изложенную в заключении.
  5. Описание объекта исследования.
  6. Список представленных на рассмотрение бумаг.
  7. Порядок рассмотрения необходимых документов.
  8. Порядок проведения необходимых исследований.
  9. Список материалов, литературы, использовавшейся при проведении экспертизы.
  10. Выводы
  11. Перечень приложений.
  12. Дата оформления.

Унифицированной формы этого документа нет.

Оформление экспертного заключения

Историко-культурная экспертиза завершается выдачей заключения в форме акта в 3 экземплярах. Вывод экспертов должен быть однозначным.

В соответствии с пп. 21, 22 Положения каждая страница акта должна быть пронумерована и заверена подписью эксперта / ответственного секретаря экспертной комиссии.

Если в качестве эксперта выступает организация, заключение заверяется ее руководителем или уполномоченным на то лицом и печатью.

Члены экспертной комиссии, не согласные с общими выводами, могут письменно составить особое мнение. Этот документ будет приложением к акту экспертизы (п. 2 Положения).

Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 27.04.2017 № 501, вступающие в силу с 01.08.2017 предусматривают оформление заключения в электронной форме (в формате PDF) и подписание его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Историко-культурная экспертиза — это комплекс исследований, по результатам которых может быть получено заключение о необходимости внесения объекта в реестр культурного наследия, исключения из такого реестра, сохранности такого объекта, а также возможности (невозможности) проведения различных земляных работ на его территории.

В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, являющихся организациями, подведомственными Минкультуры России, по вопросу стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения.

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающийся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом данного субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона).

В соответствии с п. 35 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (далее - Положение N 569) размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:

а) оплата труда эксперта;

б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы;

в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.

Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов. Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц (пункт 36 Положения N 569).

В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности (пункт 37 Положения N 569).

При расчете стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы на проведение работ по объектам культурного наследия федерального значения необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по определению стоимости научно-проектных работ для реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденных Приказом Минкультуры России от 29.12.1993 N 810 в качестве реставрационных норм и правил с обозначением РНиП 4.05.01-93. Для расчета используется стоимость 1 чел./дня = 540 руб. (письмо Минкультуры России от 13.10.1998 N 01-211/16-14), К = 4 коэффициент пересчета (письмо Минкультуры России от 20.12.2013 N 107-01-39/10-КЧ).

В целях конкуренции на рынке услуг в сфере историко-культурной экспертизы заказчик вправе привлечь экспертов из других субъектов Российской Федерации для выполнения государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно "Положению о государственной историко-культурной экспертизе", далее Положение (Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 №569):

". Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для общественного обсуждения.

. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет" в электронной или письменной форме.

Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети "Интернет" размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы."

Опубликованию подлежат документы и материалы в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 Положения:

"26. Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией в 4 экземплярах, имеющих равную силу. К каждому экземпляру экспертного заключения прилагаются:
а) приложения, указанные в заключении экспертизы;
б) копии договоров;
в) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);
г) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии;
д) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);
е) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу, или председателя экспертной комиссии."

Акты экспертиз, означенные выше, должны быть опубликованы на сайте КГИОП в течение 5 рабочих дней с момента поступления, не считая дня регистрации, общественное обсуждение длится 7 рабочих дней (ранее - 15 рабочих дней), сводка обращений, поступивших в рамках общественных обсуждений, размещается в течение 3 рабочих дней (ранее — 10 рабочих дней) после их завершения.

Общий срок рассмотрения актов означенных выше экспертиз сокращается до 15 рабочих дней (было - 45 рабочих дней) с момента поступления, не считая дня регистрации.

*персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ)

Популярные услуги
Часы работы

Понедельник - воскресенье:

Перерывы на санитарную обработку:

Памятка № 34 Проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка.

Проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка.

Уважаемый заявитель!

- обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном ст. 45.1 Федерального закона;

- представить в Главное управление культурного наследия Московской области (далее - Главное управление) документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка).

По вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы также можно обратиться в организации, уставными целями деятельности которых является проведение археологических полевых работ, и в трудовом отношении с которыми состоят эксперты.

Такими организациями являются, в том числе.

- ФГБУН Институт археологии Российской академии наук (117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, т. (499)126-47-98),

1. Проведение государственной историко-культурной экспертизы

- обращение на бланке организации о проведении историко-культурной экспертизы земельного участка путем

- ситуационный план земельного участка – 1 экз.;

- копия правоудостоверяющего документа на земельный

участок с указанием кадастрового номера (при наличии);

- копия Кадастрового паспорта земельного участка с

кадастровым номером (при наличии);

- копия письма органа охраны объектов культурного наследия

2. Направление в адрес Главного управления культурного наследия Московской области документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащей результаты исследований,
в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия:

- обращение на бланке организации о направлении

результатов проведенной историко-культурной экспертизы

земельного участка путем археологической разведки;

- документация, подготовленная на основе археологических

полевых работ, содержащая результаты исследований, в

соответствии с которыми определяется наличие или

отсутствие объектов, обладающих признаками объекта

культурного наследия на земельном участке;

- заключение государственной историко-культурной

экспертизы указанной документации.

Со своей стороны, Главное управление готово дать разъяснения
по вопросам, связанным с проведением государственной историко-культурной экспертизы земельных участков.

Читайте также: