Как сделать исследование в курсовой работе

Обновлено: 08.07.2024

При поступлении в ВУЗ каждый абитуриент выбирает специальность. Соответственно, вы попадаете на определенный факультет. Начиная с первого курса, студент должен освоить программу, связанную с будущей профессией.

Для каждой специальности утверждена определенная программа обучения. Студенты посещают лекции и семинары, также выполняют практические работы. Проверка знаний осуществляется при помощи контрольных работ, зачетов и экзаменов.

Вам нужно точно знать, как выглядит структура курсовой работы. Для этого вы сможете получить методические рекомендации, позволяющие изучить правила оформления своего проекта.

Какие требования предъявляются к курсовой работе

В отличии от привычного реферата курсовая работа является полноценным исследованием студента. Вам нужно выбрать интересную тему, чтобы самостоятельно решить проблему.

Преподаватель очень строго оценивает факт правильного понимания проблемы. Вы должны выделить объект и предмет предстоящего исследования. Данная информация позволит вам точно сформулировать задачи, которые вы хотите решить.


В вводной части вам нужно перечислить методы исследований. Следовательно, вы должны знать, какие эксперименты позволят вам грамотно решить задачи курсовой работы.

При написании курсовой необходимо использовать определенный размер шрифта, соблюдать правила оформления цитат, таблиц и графиков. Обратите внимание на то, как обозначать названия данных объектов.

Если при проверке работы педагог обнаружит ошибки, связанные с оформлением проекта, то вам придется срочно устранять недостатки. Перед написанием работы составьте план, который имеет смысл обсудить с научным руководителем.

Обязательно получите консультацию относительно методологии проведения исследований. Преподаватель сможет внести поправки в ваши планы, чтобы вы сразу действовали правильно.

Теоретические и эмпирические методы исследования в курсовой работе

Структура курсовой работы предусматривает оформление, как теоретической, так и практической глав. Вы должны подобрать современные источники, позволяющие проанализировать имеющуюся информацию.

Одним из теоретических методов исследования является анализ. Вы должны сравнить результаты проведенных исследований, чтобы сделать собственные выводы. Как правило, при написании теоретической главы студенты используют анализ, синтез и сравнение.

Данные методы исследований являются самыми популярными. Они позволяют сделать выводы, свидетельствующие о необходимости выполнения дальнейших исследований. Итоги теоретической главы являются плавным переходом к практической части.

Практическая часть посвящена самостоятельной работе студента. Вам нужно выбрать такие методы исследований, которые позволят получить уникальные результаты. Вам нужны данные для выполнения расчетов.

Как правило, наиболее популярными эмпирическими методами исследования в курсовой работе являются наблюдения, измерения, анализ, синтез и сравнение. Такие способы позволят вам получить доказательства выдвинутой ранее гипотезы.

На основании полученных результатов вы сможете построить графики. Диаграммы помогут сравнить полученные вами результаты с теми, которые были получены ранее.

Еще одним популярным методом исследований является опрос. Вы можете составить анкеты, предусмотренные для заполнения разными группами лиц. Результаты опроса позволят вам внести предложения, которые позволят увеличить прибыль предприятия.

Как студенты проводят исследования для курсовой работы

В зависимости от выбранной темы вам нужно определить отрасль, которую вы планируете исследовать. Если вам нужно провести опрос, то необходимо выбрать категорию лиц, которые смогут заполнить анкеты.

Необходимо провести измерения? Вам придется договориться о времени выполнения испытаний. Планируете вести наблюдения? Придется установить график, позволяющий записывать изменения свойств определенного предмета.


Ваши исследования требуют выполнения сравнений? Придется выбрать несколько предметов, за которыми вы будете наблюдать. Если вы проводите опрос, то необходимо заполнять анкеты с людьми разного возраста или пола.

Преподаватель считает, что вы должны проводить исследования нам протяжении всего семестра. Следовательно, вам придется выбрать время для выполнения плановых экспериментов.

Студенты дневного отделения отмечают, что у них не хватает времени на написание курсовой работы. Достаточно сложно после учебы заниматься практической частью проекта. Можно ли написать курсовую без многочисленных экспериментов?

Вы определились с темой исследования, изучили и отобрали литературу, составили план написания курсовой. Казалось бы, дело в шляпе. Однако вам еще предстоит едва ли не самое важное и ответственное дело: выбрать методологию исследования.

Рассказываю, как это сделать.

Что такое методы исследования и зачем они нужны

Метод — одновременно путь, инструмент и средство, с помощью которого вы получаете новые знания и навыки, увеличиваете теоретическую базу, доказываете обозначенные в работе тезисы. В общем, все то, что способствует получению желаемого результата.

Выбор одного или нескольких методов — их существует огромное количество — зависит от целей и задач исследования. Главное, чтобы он или они помогли вам глубже и шире раскрыть и осмыслить тему, решить задачи и достичь поставленной цели.

Неправильно выбранные методы приводят к ложному результату, ошибкам в подсчетах и некорректным выводам.

Классификация методов

Существует не одна, а целых три различных классификации методов.

  1. В науке выделяют общенаучные и частнонаучные. Первые пригодны к использованию в любой научной области, вторые — в конкретной сфере, ориентированной на применение узких исследовательских приемов и принципов познания.
  2. Также можно выделить общие и специальные методы. Первые пригодны для применения на протяжении всего процесса исследования в любой науке.
  3. Основная классификация такова:
  • теоретические методы. Они помогают в составлении подробного анализа фактов, раскрытии закономерностей, создании собственных моделей и гипотез;
  • практические методы (эмпирические). Предназначены для фиксации и описания фактов и явлений, а также связей между ними.

Не последнюю роль в выборе конкретной методики играет определение объекта и предмета исследования.

Пример обоснования методологии

пример обоснования методологии курсовой

Теоретические методы

В основном они используются при написании первой части работы — теоретической.

Описание самых распространенных теоретических методов исследования в курсовой

Вначале делим объект (процесс, явление, предмет и т. д.) на составные части (физически или мысленно). Далее — изучаем свойства и особенности этих частей. Комплексные эволюционирующие системы подвергают историческому анализу.

Все наоборот. Соединяем в одно целое результаты, полученные в процессе изучения отдельных элементов.

Основана на распределении данных и сведений на основе сравнения. Отличается простотой и эффективностью, поэтому можно использовать в любой курсовой.

Обобщаем разрозненные факты, делаем выводы

Берем общее и разбиваем его на частные моменты для рассмотрения.

При абстрагировании второстепенные признаки предмета не учитываются — это помогает конкретизировать его свойства. Популярно в гуманитарных дисциплинах (филологии, философии, психологии). Помогает находить ключевые закономерности.

Похожа на абстрагирование. В основе — создание несуществующих в действительности понятий (но имеющих реальные прообразы). Характерно для естественно-научных и общественных дисциплин.

Вы присваиваете отдельных атрибутов одного объекта другому, руководствуясь сходством их признаков. Аналогия может быть ассоциативной (объединяются даже далекие объекты) и логической (выводы о сходстве делаются на основе параллельного изучения явлений).

Берете математические модели, формулы и раскрываете суть процессов. Пользуется спросом в логике, лингвистике и точных дисциплинах.

Выявляете общие свойства и признаки изучаемых предметов и объединяете их в соответствующие группы и классы.

Исходная точка рассуждений — постулаты, не требующие доказательств. На их основе делаются утверждения.

Методология не из простых. Это цепочка логических и математических операций, которые дают конкретные результаты. На основе этих результатов делают прогнозы (экономических кризисов, демографического роста, прибыли и др.).

Восхождение к конкретному от абстрактного

А вот здесь ничего сложного: двигаетесь от общих определений важных сторон объекта к цельному их взаимодействию.

Практические (эмпирические) методы

Цель использования практических методов — получить определенные знания и навыки на практике.

Описание самых распространенных практических методов исследования

Предметы и явления изучаются опытным путем в естественной или искусственной среде. Эксперимент можно проводить как на самом объекте, так и на его модели. Цель — уточнить свойства в экстремальных условиях. Важна повторяемость.

Самый простой метод, поэтому часто включается в состав других. В наблюдении важно восприятие органами чувств, а результаты получаются независимыми от воли наблюдателей. Различают прямое наблюдение (без использования техники) и косвенное (при помощи технических средств).

Подвид эксперимента. В основе — создание имитаций реальных объектов, с которыми в реале невозможно взаимодействовать. Имитации отличаются разной степенью схожести (математической, геометрической, физической, графической). К моделированию относится и воспроизведение фрагмента действительности.

Анкетирование (опрос, беседа, тестирование, интервью)

Часто используют социально-гуманитарные дисциплины. В процессе вы собираете у анкетируемых сведения в устном или письменном виде.

Цель — определить численное значение изучаемой величины, сопоставляя ее с оригиналом или тем, на что нужно ориентироваться.

Ваша задача — найти сходства и различия, выделить общие моменты и специфические, выявить тенденции и изменения.

В основе описания лежит наблюдение и измерение (качественное и количественное соответственно). Полученные сведения можно представить графиками, таблицами, научными понятиями и т. д.

Исследуются тексты и документы.

Распределение информации по степени значимости.

Советы по выбору методологии исследования

Из всех существующих методов, вы должны выбрать несколько. Как это сделать?

  1. Выбирайте те, которые принесут максимум пользу и будут соответствовать исследуемому объекту и предмету.
  2. Убедитесь, что с их помощью вы решите поставленные задачи.
  3. Делайте акцент на актуальность и современность. Старая методика себя изживает.
  4. Методы должны быть взаимосвязаны и работать сообща на один результат.
  5. Изучите другие курсовые работы и посмотрите, какая методология используется чаще других.
  6. Посмотрите, соответствуют ли выбранные вами методы принципам научных изысканий;
  7. Проверьте наличие прогностичности и научной обоснованности.

Оформление методов исследования в курсовой

Выбирая методы, нужно ориентироваться на тему, цели и задачи проекта. Грамотно подобранная методология подкрепляет содержание этапов исследования и помогает добиться высокой точности результатов.

Указывать методы нужно в вводной части. Расшифровка и классифицирование не нужны: хватает простого перечисления.

Не стоит указывать методы, которые в процессе работы не использовались.

пример оформления методов в курсовой

Если курсовая работа подразумевает проведение эмпирического исследования, то в работе будет методологическая часть — в виде отдельного параграфа или целой главы.


Разработка методологии подразумевает следование определённому алгоритму из девяти этапов , в зависимости от твоей конкретной задачи:

  1. постановка цели исследования
  2. постановка эмпирических задач исследования
  3. определение объекта и предмета исследования
  4. формулировка гипотезы
  5. описание программы проведения исследования
  6. описание методов проведения исследования
  7. описание места проведения исследования
  8. описание технических средств проведения исследования
  9. характеристика выборки исследования (этого пункта может не быть)

Этот алгоритм — усреднённый вариант . Чтобы разработать методологию собственного исследования, воспользуйся описаниями конкретных примеров и практических кейсов.

Как сформулировать гипотезу?


Гипотеза (от греч. hipothesis — основание, предположение) — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего.

Проще говоря, формулировка гипотезы — это формулировка предполагаемых результатов исследования. Гипотеза формируется на основе изучения теории по теме твоей работы. Чтобы выдвинуть корректную гипотезу, её нужно проверить. Для проверки гипотезы используй наш чек-лист. Удачная гипотеза будет соответствовать этим четырём условиям :

  • гипотеза сформулирована корректно и научно
  • гипотеза не содержит субъективной оценки автора
  • гипотеза не содержит большого количества допущений (результат будет такой-то, при условии, что случится нечто невероятное)
  • гипотеза потенциально проверяема

Потренируемся работать с гипотезами и их проверкой.

Иногда гипотезу требуется сформулировать и во введении. Мы рекомендуем выдвигать гипотезу только после предварительного анализа литературы, ещё лучше — после завершения работы над теоретической частью. Гипотеза во введении всегда касается предполагаемых результатов эмпирического исследования. Осознанно выдвинуть гипотезу можно только после погружения в тему.

как написать введение к курсовой работе

Оформление курсовой работы не обходится без правильного составления введения. Этот этап требует серьезного подхода. Писать введение к курсовой работе удобней в конце, когда имеешь полное представление об исследовании.

Каждый ВУЗ разрабатывает собственные рекомендации, касающиеся содержания введения. Для обеспечения правильной структуры важно обозначить цели, задачи, научную базу исследования.

Написать введение в курсовой работе, как и введение в реферате, невозможно без приведения доказательств актуальности темы. Если проблема не актуальна на данный момент, в ее освещении нет необходимости. Такая работа вряд ли понравится преподавателю. Поэтому важно четко обосновать выбор темы, продемонстрировать необходимость решения поставленной проблемы.

Объем введения зависит от общего количества страниц курсовой работы и составляет примерно 2-3 страницы. Введение и заключение курсовой работы должны перекликаться между собой, поэтому писать эти части работы удобнее одновременно.

Как написать идеальное введение в курсовой работе: тонкости, секреты

как писать введение в курсовой работе

Полноценная курсовая работа должна включать введение, содержащее следующие элементы:
• Актуальность;
• Объект;
• Предмет;
• Цель;
• Задачи;
• Гипотезу;
• Теоретико-методологическую основу;
• Методы исследования;
• Теоретическую и практическую значимость.

Кратко об актуальности исследования

Первым важным звеном написания введения к курсовой работе является актуальность темы исследования. Под актуальностью понимается значимость данной проблемы на настоящее время. Чтобы дать точную формулировку актуальности, надо найти ответы на ряд вопросов:

  • Какова тематическая значимость в настоящий момент времени? Следует определить степень востребованности, остроты на данный период;
  • Освещают ли проблему различные источники? Целесообразно указание средств массовой информации, журналов, где встречается тема;
  • Какие важные преобразования исследуемой тематики произошли за прошедшие годы?
  • Почему рассматриваемый вопрос важен автору курсовой, каким образом он влияет на выбор специальности.

Как выделить объект и предмет исследования при написании введения к курсовой работе

Объект исследования в курсовой работе определить нетрудно при качественном знании тематического материала изучаемой дисциплины. Объект — это то, что студенту предстоит изучить — общее понятие, которое находится в тесной взаимосвязи с основной темой.

Предметом исследования считают сферу деятельности, в которой будет проводиться анализ тематического содержания. То есть проблема, решение которой надо найти.

Понятие исследуемого предмета позволяет из общей структуры науки выбрать какую-то конкретную часть либо определенный процесс.

Таким образом, когда определение тематики четкое, ее название соответствует исследуемому предмету.

Значимые элементы введения — цель и задачи исследования

введение в курсовой работе

Написать введение к курсовой работе нельзя без выделения цель и задач исследования.

Чтобы цель была реализована, надо поставить конкретизирующие вопросы. Суть этих вопросов содержится в названии глав, пунктах исследуемой идеи, которые помогут при формулировке задач.

Если в содержании мало глав, несколько подпунктов или параграфов, лучше сформулировать задачи по каждому параграфу для более подробного освещения целей.

Определение гипотезы исследования

Что означает понятие гипотезы? Как ее сформулировать? Гипотеза — предварительная версия либо предположение, которое необходимо подтвердить или опровергнуть.

Изучая проблематику, студент осуществляет огромную исследовательскую деятельность, знакомится с литературой, пользуется различными источниками, делает предположения, выводы.
Выводы и предположения являются гипотезами исследования.

Их структура, характер, уровень, форма — разные. Однако существует основное свойство — все они проверяемы. По ходу изучения материала любая гипотеза проверяется, подтверждается либо опровергается.

Гипотезу можно проверить опытами, экспериментами, наблюдениями, применением других эмпирических приемов.

Ее уместно формулировать после написания курсовой, когда студент понимает, какие факты он проверил в ходе исследовательской деятельности, каким образом доказал, либо опроверг данные.

Теоретико-методологическая основа как один из ключевых элементов

как написать введение в курсовой работе

Это звено обычно пишут в диссертациях и дипломных работах. Но на старших курсах вузов требуется прописывание теоретической базы.

Указать этот элемент — значит перечислить используемые источники, авторов, названия работ, дату выхода материала, то что будет потом оформлено в списке литературы. Информацию можно подкрепить ссылками на литературу.

Также здесь важно отражение разных точек зрения ученых, позиций авторов по изучаемой проблеме. Теоретическая база во введении курсовой работы может содержать данные о том, насколько исследуемый предмет разработан в отечественной и мировой литературе.

Сведения о методах исследования

По ходу изучения тематических сведений студент применяет разнообразную методику.

Методы — это приемы, определенные технологии исследования. Для получения знаний и сбора необходимой информации студент прочитывает множество книг, осуществляет счет показателей, проводит опросы, беседы, то есть использует разные экспериментально-исследовательские технологии.

Во введении к курсовой работе важно указать следующие методы исследования:

  • Теоретические — применение классификаций, аналогий, аналитико-синтетической техники, мысленного моделирования;
  • Практические — с применением наблюдения, экспериментальной деятельности, сравнения.

При перечислении желательно указать только использованные методы, чтобы при опросе конкретно сформулировать ответы о том, с какой целью, где, когда применялся каждый из них. Четкие ответы, объяснение сущности использования методов позволят преподавателю получить исчерпывающее впечатление от ответа, а также повлияют на определение уровня оценки работы.

Пример введения курсовой работы

Пример введения в курсовой работе по экономике

пример введения в курсовой работе

Образец введения курсовой работы по психологии

Читайте также: