Как сделать испанского летчика

Обновлено: 08.07.2024

Причиной такого решения стали, прежде всего, политические соображения: Испания объявила себя нейтральной страной. В конце июля 1941 г. из испанцев сформировали разведывательную авиационную спецгруппу, которую курировал НИИ ВВС. В неё вошли летчики: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль Сантамария, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Висенте Бельтран, Антонио Гарсия Кано, Хуан Ларио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья (Болина); штурманы Хосе Игнасио Агинага, Дамьян Макайя и Рамон Моретонес; механик Хесус Ривас Консехо и радиоспециалист Анхел Гусман. Базировалась группа в глубоком тылу - на Урале и располагала 12 трофейными самолетами: по три Ju 88, Do 215, Bf 110 и Bf 109. Руководили переучиванием испанцев на эту технику майор В.И. Хомяков и капитан Капустин, которые в своё время воевали в испанских республиканских ВВС, а командовал группой один из лучших советских летчиков-испытателей Ф.Ф. Опадчий. На его долю выпала единственная авария, произошедшая в группе. В конце октября во время проверки подготовки экипажа Ju 88 в составе штурмана Агинага и лётчика Леона на взлёте возник пожар. Опадчему и Леону удалось остановить самолёт и благополучно выбраться из кабины, а вот Агинага сильно пострадал, сломав ногу, он не смог вовремя покинуть горящий самолёт. В госпитале ему частично ампутировали обе ноги. В последствии его наградили орденом Отечественной войны. В начале ноября 1941 г. подготовка группы завершилась, и её в срочном порядке отправили на фронт под Москву.

По этому маршруту на Пиренейский полуостров были переправлены истребители Dewoitine D.371/372, Loire Lo.46, Dewoitine D.510Т, Nieuport-Delage Ni-52C.1, Bleriot-SPAD S.510, Spad S.51, Gourdou-Leseurre GL-32, а также бомбардировщики Potez-540, Potez-25, Marcel Bloch MB-210, Breguet Br.

460, Breguet Br.470, Breguet-XIX, а также транспортные Latecoere-28, Caudron C.488. Некоторые из перечисленных машин уже ранее эксплуатировались испанскими ВВС или авиакомпаниями и попали в этот перечень лишь благодаря французским производителям.

Основную помощь мятежной испанской стороне, возглавляемой генералом Ф. Франко, оказали Германия и Италия, главным помощником законной республиканской стороны был СССР.

С первых дней мятежа между Гитлером, Муссолини и Франко, во-первых, были установлены взаимоотношения, не накладывающие ограничения на оказание помощи, а во-вторых, обстановка позволяла без значительного риска направлять морские транспорты с личным составом и техникой.

Советский Союз оказался в совершенно иной ситуации. Во-первых, руководство республики само определяло потребности в военной помощи и производило необходимую оплату, а во-вторых, морская блокада и непостоянная позиция Франции затрудняли доставку помощи.

Тем не менее СССР также направил немалое количество самолётов: 6233 и 4 соответственно. Количество же военных специалистов было несоизмеримо меньше — в пределах 2—2,5 тысяч. Отметим также, что советские военные участвовали в боевых действиях с конца сентября 1936 года4 по октябрь 1938 года в отличие от их визави, проигнорировавших соглашение о невмешательстве и воевавших буквально с первых и до последних дней.

Начало гражданской войны в Испании застало советские ВВС в состоянии массового оснащения современными самолётами. В сентябре 1936 года, когда войска мятежников при поддержке, в том числе авиационной, немцев и итальянцев неумолимо приближались к Мадриду, в Москве принималось решение о помощи испанской республике. Однако оказалось, что нужного количества подходящих самолётов и квалифицированных лётчиков, готовых к отправке, в стране нет.

В результате первыми в Испанию были отправлены 40 И-15 и 25 пилотов, а несколькими днями позже 31 И-16 и 31 пилот.

В этот момент и подоспела помощь из Советского Союза. В развернувшихся в ноябре 1936 года воздушных боях республиканские (в большинстве советские) лётчики сумели завоевать господство в воздухе, что, безусловно, способствовало отражению наступления франкистов на Мадрид.

Чуть позже, в ноябре 1936 года, в Испанию прибыли 31 Р-5ССС с экипажами. Пользуясь эффектом неожиданности, штурмовики успели сделать несколько удачных вылетов, но потом стали нести тяжёлые потери. В результате оставшиеся самолёты были переведены на ночную работу, а испанцы отказались от дальнейшего приобретения этих машин.

Устояв от первых ударов мятежников, руководство республики к началу 1937 года разработало план развития военной авиации. Намечалось довести её примерно до 500 самолётов. Для этого предполагалось к имеющимся почти 150 советским самолётам закупить во Франции, Англии, Голландии, Чехословакии, Польше и США ещё около 350, а также организовать выпуск по лицензии.

Хотя советские машины в этих списках по какой-то причине не значились, республиканцы решились на приобретение 31 самолёта Р-Зет. Самолёты поставлялись без лётного состава и по прибытию в феврале 1937 года сразу пошли в бой с испанскими экипажами, успев принять участие в разгроме итальянского корпуса под Гвадалахарой.

К маю 1937 года, потеряв несколько месяцев, республиканцы осознали, что план развития авиации из-за политики невмешательства капиталистических государств сорвался, и вернулись к закупкам советской техники. Требовались срочные и серьёзные меры, так как Германия и Италия с начала 1937 года значительно, качественно и количественно, усилили свою авиацию.

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 г. действие запрета было снято).

Командир группы истребителей П.И.Пумпур

Командир группы истребителей П.И.Пумпур

В конце октября — начале ноября 1936 г. бомбардировочная авиация республиканцев (с участием советских пилотов) атаковала вражеские аэродромы. 3 ноября группа истребителей И-15 (11 самолетов, командир — П.Пумпур) была задействована в интересах ПВО испанской столицы г. Мадрид, — которая с начала октября неоднократно подвергалась воздушным налетам авиации франкистов и их союзников.

Несмотря на все попытки, войскам генерала Франко не удалось овладеть Мадридом. При этом авиация националистов продолжала бомбить жилые кварталы испанской столицы. Активные действия истребительной авиации республиканцев вынудили противника с 26 ноября перейти к ночным бомбардировкам города.

Малочисленная зенитная артиллерия республиканцев в основном решала задачи по прикрытию наиболее важных военных объектов, включая аэродромы, промышленные предприятия, выпускающие вооружение и военную технику, крупные транспортные узлы и т.д. В помощь испанским зенитчикам из СССР прибыла группа специалистов ПВО, оказавшая существенную помощь в организации обороны от воздушного нападения и борьбы с неприятельской авиацией.

Генерал-майор М.П. Ботин (послевоенное фото)

Во второй половине декабря 1936 г. зенитная батарея, прикрывавшая военный аэродром (г. Альбасета) и приведенная в сжатые сроки в боевую готовность советскими военспецами (руководитель — лейтенант М.П.Ботин), успешно отразила воздушный налет противника. Позднее, с организацией поставок техники из СССР началось формирование зенитных батарей для ПВО важнейших центров и объектов Испанской республики (в первую очередь, г. Мадрид) и группировки войск Центрального фронта. До марта 1937 г. в Испанию было доставлено 243 орудия (в т. ч. часть зенитных)2. Первая партия зенитной техники поступила в конце января того же года. В Альбасете был сформирован центр по подготовке кадров для зенитной артиллерии республиканской армии.

Общее его руководство было возложено на полковника Я.А.Тыкина (старшего советника по ПВО республиканской Испании) и на его помощника по ЗА — Ю.Г.Богдашевского. Пять вновь сформированных зенитных батарей позднее убыли в распоряжение командующего Центрального фронта, шестая (отдельная3, командир — М.В.Антоненко) — в г. Мадрид. Для организации ПВО испанской столицы была создана специальная зенитная артиллерийская группа (начальник — лейтенант М.П.Ботин). В ее состав входили: немецкая (командир — И.В.Желтяков), французская (командир — Е.П.Елкин), чехословацкая (командир И.А.Семенов), а также 2 испанские (руководители: И.Д.Макаров и К.Н.Букликов) батареи.

Зенитная артиллерия Центрального фронта была объединена в руках старшего советника по ПВО фронта полковника Н.Н.Нагорного (будущего начальника штаба Войск ПВО территории страны).

Юридический статус советских специалистов-зенитчиков по согласованию с высшим военным руководством республиканской Испании устанавливался на первом этапе продолжительностью до шести месяцев — в качестве командиров подразделений, а затем в качестве советников при командирах, назначаемых из числа офицеров-зенитчиков республиканской армии4.

Личный состав зенитных батарей был интернациональным, включая даже русских эмигрантов, добровольно воевавших на стороне республиканской Испании. К февралю 1937 г. было завершено обучение и слаживание боевых расчетов; зенитные батареи убыли к местам своих дислокаций.

И-15 на аэродроме Ла-Сенера

И-15 на аэродроме Ла-Сенера

12 февраля произошел крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовало с обеих сторон от 37 до 54 самолетов. По советским данным противник потерял 7 своих истребителей6. Последующие дни ознаменовались ожесточенным противоборством в воздухе. 18 февраля в воздушных боях над Мадридом потери составили 7 неприятельских боевых машин.

Всего за период сражения франкистская авиация лишилась более 30 своих самолетов (республиканская — до 6 аппаратов). Воздушные победы одержали советские летчики: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А.Тарасов, Д.Лесников, Н.Виноградов, К.Дубков, Н. Никитин, И.Лакеев, П.Кузнецов, А.Минаев и др.

В ходе сражения авиации Центрального фронта удалось завоевать оперативное господство в воздухе.

В апреле 1937 г. сильные бои разгорелись под Мадридом и Теруэлем (провинция Арагона).

На Мадридском участке Центрального фронта республиканские войска в первой половине месяца предприняли попытку овладеть пригородом испанской столицы — парком Каса-де-Кампо, который франкисты превратили в хорошо укрепленный район (10-11 тыс. человек, 150 пулеметов, около 40 орудий)9. Республиканской авиации были поставлены задачи по бомбардировке неприятельских позиций и поддержке наступавших войск.

В первый день наступления (9 апреля) было выполнено 56 боевых вылетов, в ходе которых на вражеский укрепрайон сброшено 368 бомб10. В последующие дни налеты продолжились, обеспечив воздушную часть проводимой операции.

16 апреля началась Теруэльская операция на Северном фронте. В ходе нее республиканские ВВС совершили более 650 самолето-вылетов с бомбардировочными целями.

В конце апреля произошла замена военных советников в руководстве республиканских ВВС. Должность командующего истребительной авиагруппы Центрального фронта, вместо комбрига П.И.Пумпура (убывшего в СССР), занял полковник Н.Федосеев (погиб в авиакатастрофе 16 мая 1937 г.). На Северный фронт (в качестве советника командующего ВВС) прибыл полковник Ф.К.Арженухин, будущий начальник штаба ВВС РККА (1939-1940 гг.).

В сражении под Брунете (6-25 июля 1937 г.) республиканцы задействовали 133 самолетов. 1-ю истребительную эскадрилью И-15 возглавлял И.Т.Еременко, командирами эскадрилий И-16 были: А.Минаев (позднее — В.Веревка, Б.Смирнов), Г.Плещенко и И.Лакеев11.

Скоростные бомбрадировщики на аэродроме в Испании

Скоростные бомбрадировщики на аэродроме в Испании

Руководство отряда отдельной скоростной бомбардировочной советской эскадрильи осуществлял полковник А.С.Сенаторов.

Противник располагал значительными воздушными силами — 318 самолетов (преимущественно новых конструкций), что позволило ему вскоре захватить господство в воздухе на операционном направлении.

В ходе Брунетской операции республиканские ВВС выполнили 2993 боевых вылета. Потери противника составили 42 самолета12.

С целью сохранения Северного фронта командование республиканских войск в августе — сентябре 1937 г. провело Сарагосскую (Арагонскую) наступательную операцию. Группировка республиканских ВВС насчитывала 123 самолета (23 СБ, 40 Р-Зет, 10 Р-5ССС и 50 истребителей)13.

До окончания операции (6 сентября) действия авиации носили преимущественно бомбардировочный характер.

Большая часть республиканских ВВС была задействована в сражении за Теруэль (15 декабря 1937 г. — 22 февраля 1938 г.). Однако первоначальный успех не получил закрепления, и республиканское командование было вынуждено 22 февраля оставить этот стратегически важный пункт в провинции Арагон.

Советские летчики-добровольцы продолжали участвовать в боевых действиях вплоть до середины октября 1938 года. С их последующим убытием на родину в Испании продолжали оставаться военные советники.

По данным испанского историка Р. Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли.

А.К. Серов
А.С. Сенаторов
Е.Н. Степанов
А.К. Серов А.С. Сенаторов Е.Н. Степанов

По данным российской стороны, наши потери составили 93 человека летно-технического состава и авиационных советников. 35 советских летчиков-добровольцев и военных советников ВВС, принимавших участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя Советского Союза: комбриги П.И.Пумпур, Я.В.Смушкевич; полковник Б.А.Туржанский; майор Э.Г.Шахт; капитаны И.Т.Еременко, С.Ф.Тархов; старшие лейтенанты В.М.Бочаров, С.И.Грицевец, А.И.Гусев, С.П.Денисов, И.И.Душкин, И.И.Евсевьев, К.И.Колесников, И.И.Копец, П.Т.Коробков, А.С.Осипенко, Г.М.Прокофьев, И.И.Проскуров, П.В.Рычагов, А.С.Сенаторов, А.К.Серов, П.Ф.Шевцов, В.И.Шевченко; лейтенанты Н.Ф.Баланов, Н.С.Герасимов, К.И.Ковтун, И.А.Лакеев, А.Г.Романов, И.А.Хованский, С.А.Черных, Н.И.Шмельков; младший командир П.П.Десницкий; В.С.Горанов, П.А.Джибелли, В.С.Хользунов16.

А.И. Гусев
И.А.Лакеев
В.И. Шевченко
А.И. Гусев И.А. Лакеев В.И. Шевченко

В общей сложности Советский Союз передал республиканской Испании 648 самолетов различных типов (И-15, И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Этот документ предполагал оперативное внесение существенных изменений в тактику воздушного боя, стрельбу и наблюдение за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других важных вопросов.

П.В. Рычагов
Я.В. Смушкевич
А.С. Осипенко
П.В. Рычагов Я.В. Смушкевич А.С. Осипенко

В Испании был приобретен заметный опыт и в вопросах организации противовоздушной обороны. Вопреки господствовавшему мнению, выявилось, что даже одна отдельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее нашло отражение в боевых действиях на Хараме (февраль — март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.)21. В годы Великой Отечественной войны зенитно-артиллерийские батареи (взводы) использовались самостоятельно и довольно успешно прикрывали пункты управления, переправы, различные объекты и т. п. В то же время мелкокалиберная зенитная артиллерия требовала массированного применения, так как ее дробление не приводило к поражению хорошо защищенных современных по тому времени самолетов.

Стало очевидно, что для достижения наибольшей результативности в борьбе с авиацией противника необходимо сочетать зенитный огонь всех калибров, за счет чего достигалось поражение самолетов на максимально широком диапазоне высот22.

Значительно возросла роль ПВО в операциях наземных войск, что подтвердило разгром итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Авиация республиканцев в значительной мере повлияла на исход сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации командным составом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям23.

Группа лётчиков, слева-направо: П.И. Пумпур, С.П. Денисов, Н.Ф. Баланов, А.В. Ляпидевский

В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 года. В дальнейшем приобретенный опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

В целом война в Испании показала, что зенитная артиллерия представляла собой серьезную угрозу для авиации.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М.

Фотографии боевых самолетов и летчиков времен Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.)

Советская авиация в Испании

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Испания это страна где люди очень мало знают о России. На самом деле в новостях показывают много сюжетов но большинство из них сняты таким образом словно в России до сих пор голод война и коммунизм.

Люди же намного бесшабашнее чем скажем немцы. Поэтому быть испанским летчиком интереснее чем берлинским.
Кухня Испании вообще выше всяких похвал. После Испании вызывает гомерический хохот "кухня" Англии. Так что и английским летчиком не захотел становиться испанский летчик.
Девушки Испании это отдельная книга. Если встать в России на улице то увидишь намного больше красивых девушек чем в Испании. Но есть два но.

Первое это то что красивые девушки там как правило пристроены и ездят на автомобилях (автомобиль кстати по испански "коче" видать от того что по кочкам скачут:) )
И второе. Да действительно средней симпатичности в России больше девушек чем в Испании. Но уж по сильной симпатичности там ярких девушек побольше.
Главное это понимать что у них несколько другое строение. Чика медиатерраниа. Девушка Средиземноморья. Это широкие бедра и узкая талия.
На любителя скажем.

У нас если такие бедра то и талия будет будь здоров. А у них это считается хорошо. Испанский летчик правда нашел другой фасон в этой "хамоновой стране" (Хамон это окорок:) )
Любопытно кстати что например в России есть дразнилка малогрудых девушек словом "плоскодонка" или "плоская как доска". В Испании же культ не груди а попы. Попа должна выпирать назад. Может быть не большая в стороны но назад должен быть шарик.
Иначе будут дразнить куло плано. Плоскопопая. А это самое страшное оскорбление для здешних девушек.
Кто сказал что детей приносит аист? Их приносит испанский летчик!

В большинстве своем они повернуты на феминизме и антирасизме и прочих измах. И всячески конфликтуют если только им кажется что кто то пытается их ущемить в чем то.
Вспыльчивы как порох. А уж ревнивы я даже сравнения не смог найти. Они собрали в себе все отрицательные черты которые раздражают испанского летчика. И именно поэтому они и притягательны. Стоит нажать на метку "истории" там много будет из испанских историй испанского летчика.

В общем полетав по свету приземлился я в Мадриде. И хотя живу я на две страны перемещаясь между Россией и Испанией все же назваться русско испанским летчиком как то негармонично. Поэтому остаюсь просто испанским летчиком. Потому что летчик и потому что в Испании.
Ваш Испанский Летчик Эрвол.

772 добровольца-интернационалиста

Советские летчики, пилоты истребителей И-16, на фоне одного из своих боевых самолетов на испанском аэродроме

Советские летчики, пилоты истребителей И-16, на фоне одного из своих боевых самолетов на испанском аэродроме

Истребитель И-15 из состава ВВС республиканской Испании, 1937 год

Истребитель И-15 из состава ВВС республиканской Испании, 1937 год

Первый ночной бой

Летчики 1-й авиаэскадрильи на аэродроме Сото, где она базировалась. Третий слева — Михаил Якушин

Летчики 1-й авиаэскадрильи на аэродроме Сото, где она базировалась. Третий слева — Михаил Якушин

Первый ночной таран

Майор Евгений Степанов после вручения ему медали Золотая Звезда, 1939 год

Майор Евгений Степанов после вручения ему медали Золотая Звезда, 1939 год

Именные эскадрильи

Советские летчики, участники первого воздушного боя 4 ноября 1936 года, на аэродроме Сото под Мадридом. В верхнем ряду второй слева — Павел Рычагов

Советские летчики, участники первого воздушного боя 4 ноября 1936 года, на аэродроме Сото под Мадридом. В верхнем ряду второй слева — Павел Рычагов

Герои войны в Испании

Комбриг Петр Пумпур (первый слева) после возвращения из Испании, 1937 год

Комбриг Петр Пумпур (первый слева) после возвращения из Испании, 1937 год

Читайте также: