Как сделать интересную передачу

Обновлено: 06.07.2024

(вредные советы для продюсера)

Прежде всего нужна студия. Ну вот, собственно и всё что нужно для добротного ток-шоу.

Нет, серьёзно - большая часть дела сделана! Остаются мелочи, о которых не стоит даже и беспокоится.

Кого снимать? Да кого угодно! Большинство людей, находящихся в студии во время съёмки ток-шоу попадают туда совершенно случайно. В коридорах студии всегда полно народу. Если студия находится где-то отдельно, то тогда администраторам приходится туго. Старайтесь нанимать их в большем количестве. Стоят они не так дорого, но у каждого есть родственники, которых он может пригласить на съёмки.

Как сделать, чтобы ваше ток-шоу отличалось от других? Зрители, студия, темы - общие для всех шоу, поэтому проблема решения не имеет.

Итак, ведущий – это человек, которого больше всего снимают камеры. Чтобы он не стоял просто так и не держал руки в карманах, надо дать ему в руки микрофон и два фрагмента осмысленного текста (подводки), которые он и проговаривает скороговоркой в начале и конце передачи. Всё остальное время он может молчать. К сожалению, редко какой ведущий вытерпит стояние перед телекамерами молча. Это и является главной головной болью тех, кто снимает ток-шоу, потому что совершенно непонятно, что со всем этими репликами потом делать. Ведь есть же ещё гости - каждому из которых надо высказаться.

Выходов из данной ситуации может быть несколько, мы их рассмотрим ниже.

Существует распространённый миф, что у ток-шоу обязательно должна быть "тема разговора". Это заблуждение! У шоу не может быть "темы разговора". Шоу это и есть шоу! Главное, чтобы "ток" - т.е. чтобы кто-нибудь что-нибудь говорил. С этим-то проблем как раз не возникнет. Весь вопрос в том, получится ли у ведущего вовремя заткнуть рот гостю без матершины и рукоприкладства.

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если гость нанятый актёр, пришедший рассказать свою "интимную" историю, то он не замолкнет, пока не произнесёт ведь текст. А что делать, если редактор забыл пометить реплики ведущего в его копии сценария?

Ещё одна причина, по которой он не может поддержать всеобщее спонтанное веселье - костюм от спонсора, который нельзя мять и дорогой микрофон, который нельзя ломать.

Мало того, чтобы персонал не расслаблялся - гостей надо менять неожиданно в самый последний момент.

Для смеха, об этом не говорят ведущему. Когда ведущий, увидев в студии не того, кого он объявил, "проколется", начав грязно ругаться, это развеселит публику в студии. Именно эти аплодисменты и смех потом при монтаже надо хаотично расставить по всей передаче - ведь что-либо смешнее и интереснее на ток-шоу вряд ли случится.

Да, и насчёт технических деталей. Конечно, нужны ещё пяток камер (одна из них обязательно должна быть на кране). Хорошо ещё бы, чтобы студия была с АСБ (аппаратно-студийным блоком) - тогда вы уже можете не тратить своё драгоценное время в монтажной, а свалить всю работу на случайную тётеньку из аппаратной. Ведь у вас будет работать камера на кране, скажите тётеньке - пусть она включает её к месту и не к месту.

Если вдруг у вас не будет крана, тогда пусть оператор снимает с плеча. Вот планами с этих камер вы и перекроете всё, что забудут снять остальные. Конечно, оператор пущенный в "свободное плавание", снимет, в основном, грязь, но это не должно вас, как режиссёра, особо волновать. Картинку всегда можно сделать чёрно-белой, синей или коричневой, сделав вид как будто, так и надо.

И последнее, самое главное.

Старайтесь всё делать в прямом эфире. Среди телевизионщиков это считается очень круто и профессионально.

Во-первых, любую "лажу" можно списать на прямой эфир.

Во-вторых, это удобно, ведь вам совершенно ничего не надо делать ни с монтажём, ни с озвучкой и прочим. АСБ (помните – тётенька с кнопками(!)) – всё сделает за вас.

В-третьих, это дёшево. Экономия денег, времени и сил. Ведь у каждого канала есть свои студии, камеры и тётеньки с кнопками – ничего со стороны заказывать не придётся.

Секрет успеха многих видеоблогеров заключается в удачном выборе темы, а также новизне и оригинальной подаче материала. Как сделать правильный выбор и создать интересное видео, которое захотят смотреть? Ответ на этот вопрос — в нашей статье.

Любой видеоблог начинается с выбора темы. Теоретически можно выбрать любое направление, но если тема вам неинтересна, то у видео будет мало шансов вызвать отклик у аудитории. В нем не будет драйва, энергии, жизни. Когда автору нравится рассказывать про что-то, он с легкостью придумывает новые фишки, делится примерами из жизни. Его интересно смотреть. А еще — слушать. Особенно если имеется хорошо проработанный сценарий, в котором нет логических нестыковок, противоречий и лишних слов.

Итак, перед начинающим видеоблогером стоят две задачи: выбор темы и написание сценария для видеоролика. Разберем каждую из задач отдельно.

Как выбрать тему?

  1. Что вам интересно и про что вы готовы рассказать?
  2. Кто ваша аудитория?
  3. Что вы умеете и почему это может быть интересно?
  4. Что получают подписчики вашего видеоблога?
  5. Как будет развиваться видеоблог?
  6. Можно ли на этом заработать?

Вопросы помогут выделить одно или несколько направлений, в которых есть смысл развиваться. Если удастся объединить пару направлений, тоже хорошо. На стыке разных тем часто рождается необычный и увлекательный материал. Это отлично доказал видеоблог под названием Hydraulic Press Channel. Расплющивая под прессом самые разные предметы, автор блога завоевал сердца 1,8 млн подписчиков:

Уникальность контента повышает его значимость. Поэтому нет смысла кого-то копировать. Нужно создавать что-то новое, делиться мыслями и инсайтами. Ищите возможность проявить индивидуальность, чтобы вас заметили и запомнили.

Идей много, нужно просто выбрать:

pravila-sozdaniya-interesnogo-video

Тема должна быть интересной и вам, и зрителям. Попробуйте написать 10-15 идей для видеоблога. Если это не потребовало много времени, и еще остались интересные задумки, то вы на верном пути.

Теперь проверьте востребованность темы. Есть ли в в этой нише конкуренты? Если их нет — не спешите радоваться. Возможно, выбранное направление не очень востребовано. В любом случае, придется потратить много сил, чтобы раскрутить тему, вызвать к ней интерес.

  1. На нее есть устойчивый спрос
  2. Вы в ней разбираетесь и она вам интересна
  3. Можно рассказать что-то новое и полезное
  4. Есть возможность выделить себя на фоне других видеоблогеров

Ошибки при выборе темы

Многие влогеры бросают свое детище, не дождавшись отклика аудитории. Во многом из-за того, что ими были допущены ошибки на начальной стадии развития проекта. Чего не нужно делать при выборе темы?

  • Не рассказывайте только о себе. Если у вас нет толпы фанатов, жаждущих узнать про своего кумира что-то новенькое, то и говорить про себя и свои увлечения не стоит. Это никому не интересно.
  • Не повторяйте прописные истины. Рассказывайте про то, о чем еще не знают. Предлагайте интересные факты. Делайте свой контент уникальным.
  • Не рассказывайте обо всем на свете. Работайте в своей нише, чтобы сформировать свою аудиторию
  • Не сужайте свою тему до минимума. Иначе зрителей будет мало, даже если контент окажется по-настоящему эксклюзивным.
  • Не навязывайте продукты или услуги. Даже если цель видео заключается в продвижении бренда, нужно рассказывать о выгоде клиента, а не хвастаться достижениями компании-производителя.
  • Не создавайте контент ради контента. Видео должно помогать решать какую-то проблему.

Разработка сценария

Сценарий позволяет не делать лишнюю работу и не снимать ерунду. Опираясь на этот документ, вы доносите до аудитории свои мысли, сохраняя последовательность и логику повествования.

Сценарий видеорекламы

Сценарий видеорекламы

Как пишется сценарий?

Сначала продумывается структура ролика, его сюжет. Затем можно составлять план повествования. Здесь все идет по законам литературного жанра:

  • Короткая экспозиция и завязка (интригуете зрителя)
  • Кульминация (раскрываете тему)
  • Развязка (подводите итоги и формируете CTA)

То есть в первые 10-20 секунд нужно дать интересный материал, а далее можно рассказать об этом более подробно.

Текст сценария лучше писать короткими предложениями. Никаких трудновыговариваемых слов! Цифры писать прописью, аббревиатуры — расшифровывать. Если есть слова с проблемным ударением (торты — торты), можно подчеркнуть правильное произношение. Не пишите слишком много. Помните о том, что в среднем за одну минуту можно произнести 120 слов.

После всех правок прочтите сценарий вслух еще раз. Если речь стала более внятной и простой, можно переходить к следующему этапу.

Итак, чтобы создать интересное видео, необходимо правильно выбрать тему, придумать несколько интересных идей и написать по ним сценарий. После этого можно начинать думать о съемках.


Аппаратная сложного озвучания на базе ProTools

Автор статьи с цифровыми кассетами


Студия компьютерной графики




Передвижная телевизионная станция

Между тем, любая телепередача — результат работы целого коллектива профессионалов, ведь донести до зрителя авторскую мысль, гармонично сочетая звук и образы, не так просто, как кажется на первый взгляд.

В качестве примера вкратце опишем процесс создания авторской телепрограммы. Он начинается задолго до съемок — с формирования сетки вещания телеканала, которая, по сути, представляет собой план создания телепрограмм. Обычно составляются годовые и квартальные планы, в которых определяются тематика программ, их длительность (хронометраж) и сроки выхода в эфир. Когда сетка вещания утверждена, можно приступать к написанию сценария. Как только он готов и одобрен редакцией, начинается подбор видео и аудиоматериалов: заказ архивных записей, компьютерной графики, съемок разной степени сложности (обычных или студийных), аудиосопровождения Собранные и подготовленные материалы монтируются в соответствии с режиссерским замыслом, а затем озвучиваются (для этого могут быть дополнительно приглашены актеры). Готовая программа записывается на так называемую мастер-кассету, с которой может быть выдана в эфир. Это всё общие сведения — конкретная же реализация технологического процесса на каждом телеканале своя и зависит от множества факторов.

Цифровое производство

Стандарты

MPEG-2 — это стандарт, разработанный международной организацией MPEG (Motion Picture Expert Group), которая стандартизирует различные способы передачи движущихся изображений. Стандарт MPEG-2 предназначен специально для кодирования телевизионного сигнала и обеспечивает сжатие и восстановление цифрового сигнала с вещательным качеством (в отличие, например, от MPEG-1, который стандартизирует кодирование видеоданных для мультимедии и записи на CD-ROM, соответственно, с более низким по сравнению с MPEG-2 качеством).

Сейчас уже очевидно, что будущее за цифровым телевидением, а это значит, что цифровой сигнал будет использоваться не только в студийно-аппаратных комплексах, но и доставляться непосредственно к нам домой. Причем и обработка, и доставка будут производиться в MPEG-2 (а пользователям спутникового ТВ уже сейчас сигнал приходит в MPEG-2). Поэтому MPEG-2 и совместимые с ним форматы — самые перспективные в сегодняшнем телепроизводстве.

Теперь расскажем о MPEG IMX. Для этого придется немного углубиться в теорию, но это не так страшно, как кажется.

Для компрессии (сжатия) сигнала при MPEG-кодировании, в частности, используется сходство следующих друг за другом изображений. Дело в том, что соседние кадры в видеопоследовательности очень часто практически идентичны, а значит, если передавать только различия между кадрами, можно обеспечить заметное сжатие потока. Как это реализуется? В потоке данных MPEG различают три вида кадров — I, P и Bкадры (Intraframe, Predicted frame, Bidirectional frame). Все кадры объединены в группы (GOP — Group of Pictures), причем группа начинается с I-кадра и заканчивается перед появлением следующего Iкадра. Iкадры называются опорными кадрами и содержат максимально полное кодированное изображение. С ними сравниваются все последующие P и Bкадры, то есть Pкадры и Bкадры содержат только отличия от Iкадра, появившиеся к моменту съемки P или Bкадра. Чем меньше длина GOP, тем выше качество, но тем больше и поток данных. Соответственно, обычно при распределении и доставке сигнала (где критична пропускная способность канала) используются длинные GOP, а при его обработке — короткие.

Чтобы выпустить полезный видеоурок, необязательно оканчивать ВГИК и тратить сотни тысяч рублей на аппаратуру. Качественный обучающий ролик под силу сделать каждому за небольшие деньги: достаточно любительской видеокамеры и микрофона.

В этой статье вместе с экспертами eLearning мы описали весь процесс производства обучающих видео: от сценария до съемки.

В конце вас ждет приятный бонус: учебный ролик о том, как из отснятого материала сделать видеоурок в PowerPoint.

Но для начала давайте разберемся, какие бывают видеоуроки. Обычно выделяют три типа обучающего видео:

Далее мы расскажем по шагам, что нужно для съемки видеоурока или видеосопровождения. Поехали!

Шаг 1. Определите целевую аудиторию

Шаг 2. Подготовьте сценарий

Даже если вы отлично разбираетесь в теме, проработать сценарий надо. Он поможет:

Начните с самых интересных фактов или коротко расскажите, о чем будет лекция. В середине максимально подробно раскройте тему урока. В конце сценария сделайте обобщение и еще раз пройдитесь по ключевым моментам. Составьте небольшой анонс следующего урока — зритель всегда должен хотеть добавки.

На основе сценария можно сделать раскадровку обучающего видео. Раскадровка — это серия миниатюр, которые показывают, как будут выглядеть ключевые сцены.

Раскадровка видеоурока

Вовсе необязательно прорисовывать каждую сцену в деталях. Сойдет и грубый эскиз от руки — главное визуально показать основное действие.

Метод обычно используют, когда часто меняется положение героя в кадре или фон.

Со временем, когда вы привыкните работать в кадре, сценарий можно свести к десятку опорных тезисов, и построить выступление на чистой импровизации. Однако поначалу сценарий необходим.

Видеолектор, тренер по продуктам Microsoft Office

Чтобы понять насколько длинным получится ролик, прогоните сценарий через сервис Honomer — по количеству текста он опроделяет продолжительность будущего видео.

Шаг 3. Подберите камеру и микрофон

Сегодня люди строже относятся к качеству звука и картинки. Некоторые принципиально не смотрят видео в качестве ниже HD. Судите сами, на какой ролик вы бы кликнули:

Плохой пример кадра

Хороший пример кадра

Как выбрать камеру для видеолекции, подробно описано в этой статье. Далее мы расскажем на каком микрофоне остановиться.

В первую очередь нужно знать о том, что микрофоны бывают динамические и конденсаторные:

  • Динамические микрофоны позволяют лучше подавлять эхо и фоновый шум.
  • Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к фоновому шуму и малейшим звукам. Но при условии, что запись проводится в полной тишине, с их помощью можно добиться отличного звучания.

Лучший микрофон для видеосъемки — маленький и незаметный.

Ручной микрофон лучше сразу забраковать, т.к. из-за габаритных размеров он отвлекает внимание от ведущего.

К тому же, у вас будет занята одна рука. Это неудобно, если в кадре есть действие – к примеру, вы проводите химический опыт.

Для видеоуроков подойдут три типа микрофонов:

Петличный микрофон подходит для интервью и съемки роликов, в которых персонаж говорит в течение долгого времени.

Петличный микрофон марки Rode

Головной микрофон — бюджетный вариант, представляет собой обычные наушники с гарнитурой. Профессиональные ораторы используют модели без наушников.

Микрофон-пушка марки Rode

Ниже представлены примеры микрофонов, которые чаще всего используют продвинутые видеолекторы и новички.

Для профессионалов Для любителей
1. Петличный микрофон — Rode Lavalier (~14 000 руб.) 1. Петличный микрофон — Audio-Technica ATR3350 (~ 1 900 руб.)
2. Головной микрофон — Countryman E6 mic (~49 000 руб.) 2. Головной микрофон — Rode HS1 (~ 16 000 руб.)
3. Микрофон-пушка — Rode NTG-4+ (~19 000 руб.) 3. Микрофон-пушка — Rode VideoMic GO (~ 4 900 руб.)

Если вы настроены серьезно, стоит выбирать микрофоны продвинутого уровня. Но если видеолекции для вас — хобби, можете начать с бюджетных микрофонов, хоть они и уступают по качеству.

Шаг 4. Выберите место съемок

Популярность видео во многом зависит от картинки. Здесь важную роль играет фон. В идеале место съемки должно на 100% подходить под тему видеоурока.

Например: если вы снимаете химический опыт, оборудуйте место съемок под лабораторию.

Блогер стоит на фоне стены

Блогер в химической лаборатории

Фоном может стать любая локация

Фон задает тему. Так, если человек стоит на фоне библиотеки, подсознательно возникает ассоциация с писателем или ученым. А теперь взгляните на женщину, стоящую возле кухонного стола, — вы подумали, что это повар или домохозяйка, верно?

Фон для обучающего видео

Залитый солнцем парк, роскошный ресторан, вид города с крыши небоскреба – любая локация послужит рабочим фоном, если подобрана в тему.

Сменный фон для съемки

Backdrop, как правило, имеет нейтральный цвет. Потому отлично подойдет, когда нужно акцентировать внимание на ведущем

Сменные фоны делятся на несколько типов. Самые популярные это:

Используя хромакей, можно создавать невероятные спецэффекты

Впоследствии на каждый из этих фонов можно наложить любые виртуальные декорации, сделанные на компьютере.

Видеоблогер, учитель информатики гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга

Шаг 5. Выставите освещение

Плохое освещение – лютый враг хорошего кадра. Одно дело, если вы снимаете на улице: под погоду либо подстраиваешься, либо переносишь съемку. Другое дело, когда записываете урок в помещении. Здесь все в ваших руках.

Неправильное освещение в видео

Правильное освещение в обучающем видео

Один из самых простых способ выставить свет: расположите ведущего в двух-трех метрах от фона. Направьте на него один светильник. Он обеспечит основное освещение и сформирует тени. Учтите — лампа не должна слепить лектора.

Еще два светильника установите позади ведущего за пределами кадра и направьте их на фон. Эти лампы должны быть в два раза мощнее светильника, направленного на ведущего.

Шаг 6. Продумайте образ ведущего

Как ни крути, но встречают все-таки по одежке. Глядя на ведущего, зритель в первую минуту принимает решение: смотреть дальше или поискать другое видео. Поэтому внешний вид должен быть продуман до мелочей.

0001-1

При выборе одежды главное, чтобы она выглядела опрятно и дополняла художественный образ. Так, лектор, читающий курс об экономике стран Североатлантического альянса, вряд ли вызовет доверие у зрителя, если одет как байкер.

Из-за неправильно подобранного костюма возникнут сложности и чисто технического характера.

Во время съемок лучше отказаться от:

  • Вещей в мелкую клеточку, полоску или горошек — будут рябить на экране.
  • Пестрых костюмов — крикливые цвета режут глаз.
  • Нарядов, цвет которых совпадает с цветом фона — рискуете раствориться в кадре.

Стильные аксессуары, такие как солнцезащитные очки, ожерелье или наручные часы должны скромно дополнять образ, а не отвлекать внимание зрителя.

Вот еще несколько полезных советов от профессиональных телевизионщиков:

Важно: уделите внимание рукам. Сломанные ногти, заусенцы на коже, желтые пальцы от сигарет – бррр. Зритель вряд ли хочет видеть это крупным планом.

Видеолектор, тренер по продуктам Microsoft Office

Шаг 7. Пишите видео частями

Перед чистовой записью видео прочтите текст вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи. Обязательно протестируйте микрофон.

Не стоит записывать всю лекцию целиком. Поделите выступление на короткие дубли. Между ними вы сможете перевести дух, а оператор (если он у вас есть) — поменять ракурс камеры. Смена ракурса существенно разнообразит видеоряд.

Совет: при записи сложно смотреть в камеру и держать контакт со зрителем. Чтобы работать было комфортнее, прикрепите к камере бумажную фигурку. При выступлении можно смотреть на нее.

  • Выключите все кондиционеры, офисную технику и уведомления на компьютере — если вы записываете видео на веб-камеру.
  • Снимайте видео в конференц-зале или в офисе за закрытой дверью.
  • Избегайте пустых комнат, так как звук в таких помещениях отражается от стен и создает ненужное эхо.
  • Проверьте, не скрипит ли ваш стул.
  • Выключите все, что звонит и мигает. А еще лучше — унесите эти вещи из комнаты.

Видеоблогер, учитель информатики гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга

Для удобства зрителей раздробите длинный урок на несколько эпизодов с логическим вступлением и завершением, как в телесериале. Короткие видеолекции можно объединить в темы, а темы — в учебный курс.

Шаг 8. Подберите программу для создания учебных роликов и смонтируйте видео

После съемок на очереди монтаж. Эксперты, как правило, используют для этого две популярные программы: Sony Vegas и Adobe Premiere. Каждая из них требует тщательного изучения — сходу новичку будет сложно разобраться в функционале.

Однако если вы хотите сделать простой видеоурок без сложных спецэффектов, можно использовать другой софт, более легкий в обращении.

Так, к примеру, если объединить видео со слайдами PowerPoint, тоже получится интересный учебный курс:

Как создать обучающее видео

Это презентация с видеосопровождением. Она создана при помощи программы для создания видеокурсов iSpring Suite. Особенность этой программы в том, что все ее функции доступны в отдельной вкладке PowerPoint.

В iSpring Suite есть все необходимые функции для создания учебных видеороликов. Что удобно – основой для видео послужит любая презентация, которую вы используете при обучении школьников, студентов или сотрудников.

iSpring Suite предлагает несколько вариантов публикации:

  • Сайт или блог. Сконвертируйте лекцию в формат HTML5, чтобы ее можно было загрузить в интернет.
  • Социальные сети. Загрузите видеопрезентацию в облачное хранилище iSpring Cloud и отправьте ученикам ссылку на материал по почте или в социальной сети.
  • СДО. Упакуйте видеокурс в SCORM-пакет и загрузите в систему дистанционного обучения.
  • CD. Публикация презентации для последующей записи на компакт-диск.

Подробнее о каждом из этих вариантов читайте в отдельном материале.

Запомнить

А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Fast course authoring toolkit

Редактор iSpring. Пишу статьи по eLearning, помогаю экспертам выпускать материалы для блога iSpring. Если у вас есть интересная тема по дистанционному обучению, напишите мне.

Читайте также: