Как сделать интент анализ

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Наталья Павлова, Таисия Гребенщикова

Интент-анализ: основания, процедура, опыт использования

© ФГБУН Институт психологии РАН, 2017

Человеческая речь, отражающая все многообразие жизни, открывает путь к комплексному исследованию личности и социально-психологических процессов. Неудивительно, что методики, построенные на анализе речевой продукции, становятся все более востребованными (Денисенко, Чеботарева, 2008). Они не только обладают большой диагностической ценностью, дополняют, а иногда и превосходят тестовые шкалы (Малкова, 2002; Алмаев, 2012). Стремительно возрастающая роль коммуникации в современном мире и совершенствование информационных технологий определяют актуальность изучения дискурса, формирующегося в процессе взаимодействия субъектов в разнообразных коммуникативных контекстах (Журавлев и др., 2016; Психология дискурса…, 2016). Миллиарды людей заняты производством дискурсов, влияние которых в условиях Интернета и связанных с ним социальных сетей неуклонно расширяется (Психологическое воздействие: механизмы…, 2012; Психологическое воздействие в межличностной…, 2014; Психологические проблемы современного…, 2012). Поистине, перефразируя известное высказывание, можно заключить: сегодня ты – это то, что ты говоришь.

В этом контексте наблюдается новая волна интереса к интент-анализу – психологическому методу, позволяющему выявлять стоящие за речью интенции коммуникантов и их влияние на организацию дискурса. Обсуждению методических вопросов интент-анализа и обобщению опыта его использования посвящена настоящая работа.

С момента публикации коллективной монографии, в которой был предложен метод интент-анализа (Ушакова и др., 1995), прошло больше двадцати лет. За это время в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН, где интент-анализ разрабатывается, проведены многочисленные исследования, послужившие развитию метода и апробации вариантов техники, пригодных для изучения речи в различных условиях и социальных взаимодействиях.

Закономерным продолжением исследований стал цикл работ, обращенных к изучению интенциональных характеристик различных видов дискурса, в первую очередь к дискурсу СМИ, который наиболее доступен для изучения и вместе с тем с усилением медиатизации общества неуклонно привлекает внимание. На примере телевизионных дебатов политиков показана возможность объективации интенционального пространства дискурса – совокупности интенций и интенциональных структур, свойственных определенной сфере коммуникации и составляющих ее психологическую основу. Реконструировано более 50 интенциональных компонентов, обычных для предвыборных выступлений, и охарактеризованы регулярно применяемые политиками при реализации актуальных интенций речевые средства (Павлова, Григорьева, Пескова, 2007; Дискурс в современном мире, 2011). Выявлены также интенциональные особенности разных форм медийного дискурса – предвыборных дебатов, телебесед, ток-шоу, телеинтервью и др., установлена связь между интенциональными характеристиками дискурса и используемыми в нем приемами психологического воздействия (Григорьева, Павлова, 2012; Павлова, Вахитова, 2009; Павлова, 1998, 2002).

Если исследования медиадискурса раскрывают возможности интент-анализа в реконструкции интенций, сопряженных, в первую очередь, с ситуационным и социокультурным контекстом, то анализ повседневного диалога позволяет обнаруживать интенции, соотнесенные в большей степени с личностной сферой субъектов общения, их отношениями (Зачесова, 2002, 2007). В результате изучения повседневного дискурса, который по многообразию форм может соперничать с медийным, описано интенциональное пространство дискурса неформального общения сослуживцев, неконфликтного общения горожан, повседневной студенческой коммуникации (Гребенщикова, Зачесова, 2014а, б; Павлова, Афиногенова, 2014). Особый интерес представляют исследования повседневного семейного дискурса, позволившие не только выявить его интенциональное своеобразие, но и получить новые данные, касающиеся механизмов диалогического взаимодействия, коммуникативных тактик, формирующихся в разговоре межличностных отношений (Гребенщикова, 2012; Гребенщикова, Зачесова, 2012).

Продвижение интент-анализа в изучении диалоговых форм дискурса демонстрируют также исследования детских и учебно-воспитательных диалогов, обнаруживающие изменения ведущих интенцинальных направленностей маленьких собеседников в ходе взросления и поднимающие вопросы совершенствования диалогического общения в практике современной школы (Зачесова, Калинина, 2011; Шустова, 2003). Оптимизация общения ученика и учителя ситуационно повышает интеллект последнего и корректирует дисинхронии интеллектуального развития (Воронин, 2004, 2006). Кроме того, в контексте оценки психодиагностических перспектив интент-анализа проведены исследования диалогов в условиях психологического консультирования, в которых предложена интенциональная модель консультационного дискурса и осуществлен анализ конкретных случаев (Кубрак, 2007).

В лаборатории выполнены и другие исследования: понимание интенций специалистами-психологами и наивной аудиторией (Ушакова и др., 1998; Слово в действии…, 2000; Павлова, Пескова, 2012), роль и особенности проявления в различных социальных контекстах такой значимой интенциональной составляющей коммуникации, как самопрезентация (Кубрак, 2005, 2009а, б). В связи с практическими задачами психологической экспертизы ведется разработка показателей для квалификации и оценки материалов, имеющих общественно-политическое звучание (Алексеев, 2011, 2012; Лапшова, Цепцов, 2002).

Часть первая. Теоретические основания и процедура интент-анализа

1. Интент-анализ и другие подходы к исследованию речевого содержания

Интент-анализ предусматривает изучение психологического содержания речевого материала с целью выявления актуальных интенций субъектов общения. Метод опирается на практику других подходов к изучению речи и дискурса, в числе которых контент-анализ, теория речевых актов, дискурс-анализ и др.

© Радина Надежда Константиновна

доктор политических наук, профессор департамента социальных наук Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (г. Нижний Новгород, Россия), rasv @ yandex . ru

Аннотация

В статье на материале комментариев интернет-портала ИноСМИ. ru анализируются онлайн-дискуссии, посвященные обсуждению политических проблем. Используется количественный интент-анализ на основе модифицированного словаря для конфликтного политического дискурса. Заключается, что доминирующая направленность онлайн-комментаторов политических текстов - предложение собственной картины мира и подавление конкурентов-комментаторов при сохранении общего контекста коммуникации. Подчеркивается, что подобное комментирование является локальным проектом виртуального самоутверждения без потенциала реальной политической активности 1 .

Ключевые слова: интент-анализ, онлайн-комментарии, онлайн-дискуссия.

Интернет-комментарии и интернет-комментирование в настоящее время оказалось в центре внимания зарубежных исследователей, использующих при анализе, как правило, методы компьютерной лингвистики (Cheng, Danescu-Niculescu-Mizil, Leskovec, 2016; W ang , Y u , Y u , L iv , 2015; Yano , Cohen , Smith , 2009 и др.). Представляемое исследование опирается на психолингвистические методы (интент-анализ) и предполагает реконструкцию иллокутивного поля онлайн-дискуссии, ориентированной на обсуждение политических проблем.

Использование интент-анализа: проблемы теории и практики

Интент-анализ в современной коммуникативистике используется преимущественно в политической лингвистике (Попова, 2009; Цыкунов, Данилова, 2003; Ушакова, Павлова (ред.), 2000) и исследованиях в области консультативной психологии (Лапшова, 2001; Кириллова, Орлов, 2010 и др.). Опирается интент-анализ на теорию речевых актов ( Austin , 1973; S еа rl е, 1969, 1983 и др.), которая создает оригинальную модель коммуникативной ситуации, включающей кроме традиционных компонентов (говорящий, слушающий, высказывание, обстоятельства) также цель и результат речевого акта. Дж. Остин (1973) различает три уровня речевых актов: локутивный (речевой акт сам по себе) иллокутивный (намерение говорящего) и перлокутивный (воздействие на собеседника). Интент-анализ предполагает идентификацию и извлечение из речевого акта в процессе коммуникации именно иллокутивного компонента.

Закрытое кодирование предполагает разметку экспертами всего изучаемого текста при помощи набора интенций, представленных в заданном словаре, и используется, как правило, в прикладных междисциплинарных исследованиях (Злоказов, Софронова 2015; Павлова, 1998; Попова 2009 и др.). Преимуществом количественного интент-анализа является возможность сравнения интенциональной направленности различных текстов, установление закономерностей в идентификации тех или иных интенций у текстов одного типа и другие плюсы, традиционно перечисляемые при ориентации в исследовании на количественные процедуры. Количественный интент-анализ относят к методикам экспертной, контекстной и комплексной оценки изучения речевого содержания (Гребенщикова, Павлова, 2015; Митина, Евдокименко, 2010 и др.), а в современных зарубежных прикладных исследованиях используют с опорой на инструменты компьютерной лингвистики (Kr-ll, Strohmaier, 2009; Rowe, 2015 и др.).

Предложенный Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой (2000) словарь включает в себя следующий перечень основных интенций конфликтного политического дискурса: самопрезентация, неявная самопрезентация, презентация, отвод обвинений, отвод критики, самооправдание, самосохранение, самокритика, обвинение, безличное обвинение; разоблачение, безличное разоблачение, дискредитация, критика, противостояние, размежевание, угроза, кооперация, успокоение аудитории, отказ в просьбе, побуждение, предупреждение, анализ, анализ (+), анализ (-), оценивание (+), информация.

Однако современные исследователи анализа текстов продолжают поиски удобных и продуктивных алгоритмов, в том числе работают над изменением словаря интенций (изменение словаря под различные задачи), а также предпринимают попытки классификации и систематизации интенций для удобства последующего анализа. Примером создания такого обобщения является предложение разнести все интенции, используемые в кодировании текста, по четырем основным блокам (Тимина, 2013):

  • сильная позитивная эмоция в намерении автора или потребителя информации (оправдание, восхищение, одобрение, надежда, оптимистический прогноз, удивление (+), побуждение к действию (рекомендация), вера);
  • сильная критическая эмоция в намерении автора или потребителя информации (сарказм, злорадство, открытое обвинение, дискредитация (подрыв авторитета), негативная оценка (критика), разоблачение, презрение, удивление (-), сомнение);
  • сильная пессимистическая эмоция в намерении автора или потребителя информации (замалчивание, отрицание, предопределенность, обреченность, пессимистический прогноз, побуждение к негативному действию (рекомендация);
  • неопределенная, неуверенная (стохастическая) эмоция в намерении автора или потребителя информации (добрая ирония, сочувствие, скрытое обвинение, тревога (неопределенность), предупреждение (о последствиях), подозрение, разочарование, недовольство, скрытая критика, равнодушие, привлечение внимания (рассуждение), успокоение аудитории, смирение).

О типологиях и классификациях речевых актов

Как известно, существуют классические типологии в классификациях речевых актов. Джон Остин (1973) выделял такие речевые действия, как вердиктивы (вердикт – приговор), экзерситивы (акты побуждения: приказываю, советую, прошу), комиссивы (акты обязательства: обещаю, клянусь), бехабитивы (акты общественного поведения, выражение реакции на поведение других людей: поздравляю, прошу извинения, выражаю сочувствие) и экспозитивы (эксплицирующие функцию реплики в коммуникации: отвечаю, возражаю, соглашаюсь).

В дальнейшем классификация Дж. Серля была расширена и дополнена речевыми актами, различающимися по степени искренности (в том числе манипулятивными), выявлены речевые акты деликта (речевой агрессии) (Радбиль, Юматов, 2013).

В российской коммуникативистике существуют и иные подходы, развивающие основные идеи теории речевых актов. Так, М.Ю. Олешков (2006) предлагает типологизировать не речевые акты, а коммуникативные стратегии как результат организации речевого поведения говорящего в соответствии с прагматической целеустановкой, интенцией. При этом коммуникативная стратегия понимается как общее намерение, задача в глобальном масштабе, сверхзадача речи, диктуемая практической целью (интенцией) продуцента.

Интент-анализ комментариев: программа исследования

Отбор статей для анализа осуществлялся на основе двух критериев: политическая тема и наличие комментариев к тексту (более 40). Все извлеченные комментарии кодировались на основе разработанного словаря интенций с целью определения доминирующих интенций, доминирующих коммуникативных стратегий и последующего моделирования процесса комментирования политических материалов в Сети.

Общее количество комментариев, представленных в анализе, – 1580, общее количество интенций, выделенных на основе анализа, – 1627. Число интенций превышает число комментариев, поскольку некоторые комментарии были структурно сложными и составляли несколько интенций.

При анализе была использована типология коммуникативных стратегий М.Ю. Олешкина (2006) в соотнесении со словарем интенций, разработанным специально для кодирования комментариев к текстам о политике. Ограничение типологизации М.Ю. Олешкина дидактическим дискурсом мы сочли непринципиальным и возможным для использования при анализе онлайн-комментариев в СМИ, поскольку дискурс онлайн-дискуссий в массмедийном поле не противоречит ключевым задачам дидактики и ориентирован на формирование картины мира читателей СМИ, то есть стихийно или планомерно работает с форматом усвоения знаний и формирования убеждений (использование аналитических текстов массмедиа в обучении является распространенным дидактическим приемом).

В эмотивно-консолидирующий блок вошли: самопрезентация; привлечение внимания (рассуждения, риторические вопросы); успокоение аудитории; прогнозы, претензии на истину; оправдание (самооправдание, т.е. без предварительных обвинений).

В манипулятивный блок были включены: оскорбления: устрашение, угрозы; дискредитация (подрыв авторитета); демонстрация силы (без явной угрозы) и морализаторство (поучения).

Волюнтивно-директивный блок включил в себя такие интенции, как побуждения к позитивному действию и рекомендации; подстрекательство к негативному; обвинения; предупреждение о последствиях; отвод обвинений.

К контрольно-реактивному блоку были отнесены: одобрение/похвала; сарказм/злорадство: критика; ирония; разоблачение.

Об интенциях и притязаниях комментаторов текстов о политике

Статьи, переведенные и размещенные на портале ИноСМИ. ru , комментарии к которым анализировала группа экспертов-кодировщиков, касались различных аспектов современной жизни России: сложных отношений с соседними странами (Литва, Украина и т.д.), роли В.В. Путина на внешнеполитической арене и внутри страны, экономическим и социальным проблемам и т.п.

Промежуточные результаты исследования позволяют утверждать, что доминирующим намерением комментаторов, оставляющих записи после прочтения политических текстов на интернет-портале, является предложение собственной картины мира (эмотивно-консолидирующий блок; 541 комментарий; 33%) (см. рис.).


Рисунок. Блоки интенций в контексте коммуникативных стратегий

Так, близкие по объему и включающие почти половину всех комментариев – это информативно-воспроизводящий (393 комментария; 24%) и контрольно-реактивный (353 комментария; 22%) блоки.

Интенции манипулятивного характера (социальное доминирование, установление иерархии) (276 комментариев; 17%) типичны практически для каждого пятого комментария (17%) и только 4% комментариев составили волюнтивно-директивный блок (64 комментария), ориентированный на побуждение адресата к действию, стремление внести изменения во фрагмент действительности.

Рассмотрим более подробно содержание каждого блока интенций, идентифицированных на материале интернет-комментариев (примеры интенций рассмотрены на материале, извлеченном из комментариев к статьям, указанным в Примечаниях 2 .)

Таблица 1. Информативно-воспроизводящий блок интенций (393 комментария; 24%)

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может применять его на уроках русского языка - говорится в этой статье.

ВложениеРазмер
metodika_intent-analiza.odt 19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся.

Материалом для интент-анализа служит созданный учеником текст. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет текст как основную составляющую образовательного процесса. Умение работать с текстом является метапредметным – с необходимостью чтения и понимания текста школьники сталкиваются почти на каждом уроке. Непонимание, например, текста математической задачи приведет к невозможности ее решения или неправильному решению, непонимание текста в учебнике истории вызовет неправильное истолкование исторических событий, их причин и следствий, непонимание устных текстов в общении людей приводит к разногласиям и конфликтам. Следовательно, развитием умения работать с текстом необходимо регулярно заниматься в течение всего процесса обучения школьников.

Алгоритм анализа текста I. Текст с открытым концом .

1.этап Работа с ключевыми словами и сочетаниями.

III этап Героиня рассказа оценивает себя, близких, сложившуюся ситуацию.

IV этап. Творческий. Задание: допишите 3-4 предложения и тем самым завершите данный текст. После выполнения задания учащиеся читают свои варианты концовок и обсуждают их. Итак, в качестве ведущей интенции при анализе текста была выбрана интенция оценки. Именно с точки зрения оценки поступка мальчика, чувств героини анализируются микротексты учащихся. Итог IV этапа.Задание: сделайте вывод, о каком нравственном качестве пишет автор; какую проблему он поднимает в этом тексте, какую позицию занимает по данной проблеме? Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свое мнение.

V этап. Рефлексия.  Каково ваше отношение к такому нравственному качеству, как честность?  Какие ощущения у вас появились в ходе работы с текстом?

Анализ проблемы интенциональности речи. Описание психологического подхода в изучении интенций – интент-анализа. Характеристика гипотезы, согласно которой для конкретных видов дискурса характерен определенный круг актуальных интенций субъектов общения.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.03.2019
Размер файла 21,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

О типологии речевых интенций в дискурсе

Наталия Павлова, Таисия Гребенщикова

В статье рассматривается проблема интенциональности речи и предлагается дизайн исследования, направленного на создание типологии речевых интенций в дискурсе. Дискурс понимается как текст, служащий коммуникации, с учетом его психологических и социокультурных факторов. Отмечается, что обращенные к анализу речевых интенций психолингвистические исследования не имеют общей методологической базы. Представлено описание психологического подхода в изучении интенций - интент-анализа. Очерчен объект исследования - разнообразные виды дискурса, в которые вовлечен субъект (повседневный, политический, научный, дискурс СМИ и др.). Выдвигается гипотеза, согласно которой для конкретных видов дискурса характерен определенный круг актуальных интенций субъектов общения, при этом одни и те же интенции могут приобретать в различных видах дискурса специфическое выражение.

Ключевые слова: дискурс, интенциональность речи, интент-анализ, типология интенций.

У статті розглянуто проблему інтенціональності мовлення і пропоновано дизайн дослідження, спрямованого на створення типології мовленнєвих інтенцій у дискурсі. Дискурс розуміється як текст, що слугує для комунікації, з урахуванням його психолінгвістичних і соціокультурних факторів. Відмічено, що звернені до аналізу мовленнєвих інтенцій психолінгвістичні дослідження не мають загальної методологічної бази. Представлено опис психологічного підходу у вивченні інтенцій - інтент-аналізу. Окреслено об'єкт дослідження - різноманітні види дискурсу, у які включено суб'єкт (повсякденний, політичний, науковий, дискурс ЗМІ та ін.). висунуто гіпотезу, згідно якої для конкретних видів дискурсу характерний певне коло актуальних інтенцій суб'єктів спілкування, при цьому одні й тіж інтенції можуть набувати в різних видах дискурсу специфічний вираз.

Ключові слова: дискурс, інтенціональність мовлення, інтент-аналіз, типологія інтенцій.

The paper considers the problem of speech intentionality and offers a research project aimed at developing a typology of speech intentions in discourse. Discourse implicates a text that serves communication purpose including its psychological and sociocultural factors. The authors note that psycholinguistic studies using analysis of speech intentions do not have a common methodological framework. A description of psychological approach to the study of intentions, intent-analysis, is presented. The object of study is outlined: various kinds of discourse in which a subject is involved (everyday, political, scientific, media discourse, and others). A hypothesis is offered that specific types of discourse are characterized by a certain range of communication subject's topical intentions, wherein the same intention can acquire specific expression in different kinds of discourse.

Key words: discourse, intentionality of speech, intent-analysis, typology of intentions.

Актуальность исследования и постановка проблемы. Проблема интенциональности речи находится на пересечении ряда научных дисциплин (психология, психолингвистика, языкознание, философия языка и др.), чьим предметом является homo loquens - человек говорящий. Интенции, или направленности сознания на объекты переживания, имеют непосредственное отношение к целям деятельности, установкам, нуждам, картине мира субъекта. Хотя тема интенциональности психики имеет продолжительную историю (Ф.Брентано, К.Штумпф, Э.Гуссерль), выражение интенций в речи изучено недостаточно. Обращенные к анализу речевых интенций психолингвистические исследования также не имеют общей методологической базы. В практическом отношении актуальность проблемы определяется усилением роли коммуникации и массовой информации во всех областях жизни, вниманием к изреченному слову и стоящим за ним целостным интенциональным состоянием субъекта. С потенциальным реципиентом информации постоянно ведется своеобразный диалог со страниц интернет-ресурсов, прессы, во время радио- и телеэфира, и от того, каким образом реализуются интенции зависит понимание речи и эффективность общения.

Цель и задачи статьи. Цель настоящей работы - описание психолингвистического подхода к изучению интенций, выражаемых в речи. Задачи включают постановку гипотезы и определение основных направлений методологической работы и эмпирического исследования.

Метод исследования. В настоящее время в русле возникшего в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН коммуникативно-ориентированного интент-анализа интенции рассматриваются как выраженные в речи намерения, направленности на предмет, находящиеся в тесной связи с картиной мира и целостным интенциональным состоянием субъекта [Павлова 2003]. Признавая достижения ТРА в моделировании типовых интенций субъектов общения (обещание, угроза, просьба, приказ и т.п.), указанный подход стремится компенсировать ее недостатки, связанные с ориентацией на анализ отдельных специально сконструированных высказываний и данные мысленного эксперимента. Так, интент-анализ опирается на знание контекста коммуникативной ситуации и расширяет круг анализируемых интенций за счет более сложных, в том числе и неосознаваемых говорящим (показать себя в выгодном свете, привлечь внимание собеседника и т.д.), играющих заметную роль в естественно продуцируемой речи.

На протяжении последних лет интент-анализ использовался для изучения речевого онтогенеза и детского диалога, а также политического, педагогического, повседневнобытового, психотерапевтического, научного, масс-медийного и других видов дискурса [Дискурс 2011, Ситуационная и личностная. 2007, Слово в действии. 2000].

Анализ полученных результатов. Многообразие интенциональных состояний субъекта и, вместе с тем, отсутствие единого подхода к их классификации требует разработки номенклатуры выражаемых в речи интенций с учетом их иерархической соподчиненности, взаимосвязей, релевантного проявлению интенций социального и коммуникативного контекста. Создание номенклатуры речевых интенций, которая учитывала бы их иерархическую соподчиненность, взаимосвязи и частотность в различных видах дискурса, вносит вклад в методическое обеспечение экспертной квалификации психологического содержания речи методом интент-анализа. Кроме того прогнозируемые результаты, касающиеся использования языка в естественных жизненных ситуациях и взаимодействиях людей, крайне важны в теоретическом плане для развития представлений о коммуникативном назначении речи и ее функциях как инструмента социального поведения субъекта.

Выбор объекта исследования - разнообразных видов дискурса- позволяет рассматривать информационно-, регуляционно- и аффективно-коммуникативные аспекты речи сквозь призму процессов воздействия, взаимодействия, понимания и др. Изучение данных дискурсивных процессов осуществляется с опорой на теорию диалогического субъект-субъектного взаимодействия (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, Г.М. Кучинский, М.М. Бахтин), системный подход (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков) и принцип общения в психологии Б.Ф. Ломова. Предметом исследования заявлена интенциональная структура различных видов дискурса, сопряженных с повседневной коммуникацией (политический, масс-медийный, семейный, рекреационный и др.) Выдвигается гипотеза, согласно которой для конкретных видов дискурса характерен определенный круг актуальных интенций субъектов общения, при этом одни и те же интенции могут приобретать в различных видах дискурса специфическое выражение. Одна из ведущих задач в исследовании речевых интенций усматривается в определении того, как интенциональное содержание речи и речевые средства связаны с коммуникативным контекстом. Для реализации этой задачи необходима разработка общих принципов номинации речевых интенций, формирование списка речевых интенций, имеющих регулярное проявление в разных видах дискурса, и создание методических рекомендаций к выявлению речевых интенций в конкретной коммуникативной ситуации. С учетом того, что понятие речевой интенции находится на пересечении интересов многих дисциплин, ставится задача выработки метаязыка науки, который бы описывал актуальные интенции речи в различных коммуникативных ситуациях.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Прогнозируемые результаты, описывая различные виды дискурса, будут служить унификации подхода в изучении интенционального содержания речи. Новизна поставленной задачи состоит в ориентации на выработку психологической типологии интенций, актуализируемых в различных сферах коммуникативной практики (видах дискурса). Исследования интенционального аспекта речи связаны с известным субъективизмом, что в той или иной мере характерно для всего ряда экспертных методик. Компенсировать этот недостаток представляется возможным, если сфокусироваться на формировании списка речевых интенций субъектов общения, регулярно проявляющихся в реальной дискурсивной практике, разработке принципов их номинации и эмпирической типологии. Вместе с тем, создание психологической типологии интенций подразумевает изучение многообразной дискурсивной практики, отражающей не только индивидуальную картину мира субъекта, но социальные процессы, происходящие в современном обществе в целом. Принцип построения типологии будет учитывать структурно-функциональные характеристики дискурса и психосоциальные факторы, влияющие на его организацию и обусловливающих специфику его видов. Это оставляет возможность с расширением изучаемого коммуникативного контекста дополнять разрабатываемую классификацию на основе общих сконструированных правил.

Литература

2. Белова С.С. Интенциональные явления на раннем этапе развития речи// Язык. Сознание. Коммуникация. Культура. - Под ред. Уфимцевой Н.В., Ушаковой Т.Н. -М.-Калуга: Эйдос, 2005. С. 99 - 109.

3. Брентано Ф. Избранные работы/ Составл., перев. с нем. В.Анашвили. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.

4. Глоссарий философских терминов. - Под ред. Кондрашина И.И. М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1; М.: Академический проект, 2009.

6. Дискурс в современном мире. Психологические исследования. - Под ред. Павловой Н.Д., Зачесовой И.А., М.: ИП РАН, 2011.

7. Павлова Н.Д. Интент-анализ дискурса // Теоретические и прикладные коммуникативные исследования. - Под ред. Стеринана И.А., Степанова В.Н. Воронеж- Ярославль: Истоки, 2003.

8. Ситуационная и личностная детерминация дискурса. - Под ред. Павловой Н.Д., Зачесовой И.А. М.: ИП РАН, 2007.

9. Серль Дж. Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987

10. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Латынов В.В., Цепцов В.А., Алексеев К.И. СПб.: Алетейя, 2000.

11. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические. труды. М., 1997.

12. Томаселло М. Истоки человеческого общения. - М.: Языки славянских культур, 2011.

13. Meltzoff, A. N., & Brooks, R. Eyes wide shut: The importance of eyes in infant gaze following and understanding other minds. In R. Flom, K. Lee, & D. Muir (Eds.), Gaze following: Its development and significance (pp. 217-241). Mahwah, NJ: Erlbaum, 2007.

Подобные документы

Исследование интенционального и лингвистического пространства дискурса как совокупности организованных интенций, присущих данной сфере коммуникации на примере восприятия группой туристов образа города во время экскурсии по Екатеринбургу и Тольятти.

реферат [21,5 K], добавлен 28.03.2010

Психолингвистические основы при изучении речевых нарушений. Использование психолингвистического подхода в изучении речевых расстройств. Группы речевых расстройств с учетом механизмов речевой деятельности. Методы исследования внутреннеречевой активности.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 19.06.2014

Целевая направленность говорящего. Проявляемые говорящим субъектом интенции составляют глубинное психологическое содержание его речи. При общении понимание говорящего часто связано с восприятием именно интенционального основания речи.

реферат [40,2 K], добавлен 16.07.2004

Предмет, структура и содержание общения, его основные цели, средства и видовые различия. Понятие общения как социально-психологического механизма взаимодействия людей. Невербальные элементы общения. Типы речи: повествование, описание и рассуждение.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 19.07.2011

Функции речи в психическом развитии ребенка. Понятие и основные предпосылки речевых нарушений, их сравнительное описание. Характеристика и отличительные черты детей с данной патологией, а также основные этапы и направления их психологического развития.

Читайте также: