Как сделать инструментовку в нотном редакторе

Обновлено: 05.07.2024

Нотный редактор — это программа для создания музыкальных партитур на компьютере. У электронных партитур есть ряд преимуществ перед написанными вручную, поскольку они имеют более эстетический внешний вид, могут свободно распространятся в Интернете, а главное, могут быть озвучены при помощи специальных программ.

Что характерно, хорошие нотные редакторы позволяют воспроизводить электронные партитуры при помощи встроенных синтезаторов, которые зачастую по качеству звучания превосходят стандартный звук по технологии MIDI, который используется для синтеза звука разных музыкальных инструментов на компьютере.

Если Вы хотите приобщиться к созданию музыки на своем ПК, то рекомендую Вам скачать профессиональный бесплатный нотный редактор с данной страницы!

MuseScore 2.3.2

Версия 2.3.2, 31 августа 2018 г.

  • улучшена поддержка SFZ-инструментов;
  • ряд исправлений и улучшений.

Версия 2.1, 2 мая 2017 г.

  • добавлена функция ритмического ввода с MIDI-клавиатуры с последующим назначением высоты нот;
  • улучшена поддержка SFZ-сэмплов;
  • добавлена новая команда "Замена" в разделе копирования и вставки;
  • добавлены новые опции группировки и выделения нот;
  • добавлена возможность изменять названия инструментов по двойному клику;
  • добавлена настройка битрейта для MP3;
  • добавлено несколько новых инструментов: перкуссия, сузафон в си-бемоль, гитара (высокий регистр), ирландское тенор-банджо, сакбуты, никельхарпа и несколько типов маримб;
  • ряд других изменений и улучшений.

Версия 2.0.3, 1 апреля 2016 г.

Версия 2.0.2, 30 июля 2015 г.

Версия 2.0.1, 5 мая 2015 г.

  • добавлена возможность применять вольты для всех голосов;
  • обновлено справочное видео;
  • улучшено контекстное меню;
  • добавлены варианты скрипок, виолончелей и контрабасов;
  • добавлен режим табулатур для укулеле;
  • незначительные изменения интерфейса;
  • другие мелкие исправления.

Версия 2.0, 13 апреля 2015 г.

  • добавлен режим просмотра нот в виде непрерывной горизонтали без разбивки на страницы;
  • добавлен интерактивный гид по возможностям программы;
  • добавлена экранная клавиатура фортепиано;
  • добавлена возможность настраивать собственные панели инструментов;
  • добавлена возможность создавать табулатуры для гитары, баса, флейты и некоторых других инструментов;
  • добавлен редактор аккордовых сеток для гитары;
  • улучшены возможности форматирования и оформления текста;
  • ряд улучшений редактора нот;
  • добавлена возможность импорта нот из проектов GuitarPro и распознанных PDF-файлов;
  • добавлена возможность экспорта в MP3;
  • улучшена работа с импортом и экспортом в форматы MusicXML и MIDI;
  • внедрены более реалистичные звуки SoundFont Fluid R3;
  • улучшены настройки свинговых ритмов;
  • улучшена поддержка MIDI-клавиатур и подобных устройств;
  • добавлена возможность гибко менять размер готовых партитур;
  • ряд улучшений в управлении партитурами;
  • улучшена документация и переводы на более чем 50 языков мира.

Бесплатный нотный редактор, позволяющий создавать партитуры любой сложности. Полученную партитуру можно сохранять в одном из популярных форматов или даже в звуковой файл за счет наличия встроенного синтезатора, работающего по технологии SF2.

Внимание! Описание ниже приведено для предыдущей версии 1.3.3, которая может несколько отличаться от текущей.

Робот-дирижер

Компьютер – универсальная вещь! Его можно использовать и для работы, и для развлечения, и даже для творчества. В этом мы не раз убеждались, рассматривая разнообразные программы на страницах нашего сайта.

Но мало того, что Вы сможете создавать и распечатывать ноты типографического качества, так вдобавок Вы еще получите довольно мощный синтезатор, который позволит услышать только что записанную нотами композицию и даже сохранить запись в одном из популярных звуковых форматов! Итак, речь у нас пойдет о кроссплатформенном свободном визуальном редакторе партитур – MuseScore.

Сравнение с платным аналогом

MuseScore имеет удобный интерфейс и богатый функционал, который можно сравнить с возможностями именитых платных нотных редакторов, таких как, например, Finale 2012:

Особенности MuseScore Finale 2012
Стоимость бесплатно от 16830,00 руб.
Визуальный редактор нотного стана + +
Поддерживаемые форматы виртуальных инструментов SF2 VST, AU
Визуальная клавиатура фортепиано + +
Ввод дополнительного текста и меток + +
Распознавание отсканированных нот - +
Экспорт готовой композиции в звуковой файл + +

Однако, не все так плохо :). MuseScore имеет небольшие размеры (в сравнении с гигантами, такими как Sibelius или тот же Finale), но при этом позволяет вносить в партитуры практически все мыслимые знаки и пометки. А поддержка экспорта и импорта формата MusicXML позволяет без труда открывать и редактировать ноты, созданные в любом популярном редакторе!

Последнее, что хотелось бы отметить, – максимально простой и удобный интерфейс. В MuseScore нет ничего лишнего, а все инструменты управления создаваемой композиции расположены как нельзя более удачно, что позволяет добавлять нужные элементы нотации буквально в два клика!

Установка и первое знакомство с программой

Интерфейс программы MuseScore 2.3.2

Вот и обещанный мною простой интерфейс :). Основную часть окна занимает привычный всем музыкантам нотный стан с нотами, остальные элементы рабочего пространства группируются вокруг него.

Справа находится фрейм MuseScore Connect, который предоставляет нам доступ к сообществу программы, в котором имеется некоторый нотный материал. В принципе, для работы данный раздел практически бесполезен, поэтому его можно закрыть, щелкнув крестик в правом верхнем углу.

Под нотным листом находится панель предпросмотра. На ней изображаются миниатюры всего нашего проекта, при помощи которых мы можем быстро перейти на нужную нам позицию нашей партитуры.

Слева расположена панель, на которой находятся раскрывающиеся списки с разнообразными дополнительными музыкальными знаками и символами. Все они сгруппированы по типу, что позволяет быстро найти нужный.

Создание новой партитуры в MuseScore

Создание новой партитуры в программе MuseScore 2.3.2

Выбор инструментов для новой партитуры программы MuseScore 2.3.2

Для начала я советую оставить в списке только фортепиано (или любой другой солирующий инструмент), а остальные инструменты добавить после создания основной мелодии. Следующий шаг – выбор тональности произведения:

Выбор тональности партитуры программы MuseScore 2.3.2

Последний подготовительный этап – работа с тактами:

Настройка тактов для новой партитуры программы MuseScore 2.3.2

Работа с палитрами программы MuseScore 2.3.2

Таким же нехитрым образом в MuseScore можно добавлять практически любые музыкальные знаки и обозначения, отличные от нот.

Ввод нот в MuseScore

Активация режима ввода нот в программе MuseScore 2.3.2

После того, как режим активирован мы можем вводить ноты и паузы нужной длительности при помощи клика мышью в нужном месте нотного стана. При этом длительность вводимых нот и пауз мы задаем при помощи активации кнопки с изображением нужной длительности на панели ввода нот.

Также, помимо кнопок с длительностью и паузой, на панели можно обнаружить кнопки для применения наиболее часто используемых знаков альтерации, клавишу изменения направления штилей нот и кнопки для переключения между голосами (если партитура предусматривает их).

Ручная перегруппировка нот в программе MuseScore 2.3.2

При помощи последнего способа Вы можете управлять положением любых элементов, таких как, например, лиги, вольты, черты крещендо/диминуэндо и др.

Вставка текстовых пометок

Работа с текстом в программе MuseScore 2.3.2

  1. В первой группе содержатся текстовые поля для ввода названия композиции, ее авторов и т.д., словом все те поля, которые мы заполняли в самом начале создания нового проекта.
  2. Вторая группа содержит пункты, которые позволяют делать разного рода пометки над нужными нотами, касающиеся нюансов их исполнения. Также здесь есть функция буквенной подписи аккорда.
  3. Третья группа содержит самые разнообразные текстовые вставки, которые позволяют вводить все, начиная с вокального текста и кончая обозначениями темпа на разных языках (русского нет).

Копирование и вставка фрагментов нот в MuseScore

О чем бы хотелось упомянуть отдельно, так это о функции копирования и вставки в MuseScore. Дело в том, что использование этих возможностей несколько затруднено тем фактом, что в программе нет привычной многим рамки выделения. Однако, это не значит, что Вы ничего не сможете выделить.

Выделение в MuseScore происходит следующим образом:

Путем таких несложных манипуляций можно быстро копировать повторяющиеся фрагменты партии, как, например, в тактах 1 – 2 и 5 – 6 на скриншоте ниже:

Пример готовой партитуры программы MuseScore 2.3.2

Добавление новых инструментов и работа с партией ударных

Как видно с предыдущего скриншота, наша работа по вводу партии фортепиано подошла к концу. Однако с MuseScore мы можем создать еще и аранжировку к нашей основной мелодии. Для этого нам потребуются дополнительные музыкальные инструменты.

Добавление новых инструментов в готовую партитуру программы MuseScore 2.3.2

Работа с ударными инструментами в программе MuseScore 2.3.2

Сделав петлю из четырех – восьми тактов, далее Вы можете скопировать ее и заполнить ритмом все оставшиеся такты!

Дополнительные окна MuseScore

Дополнительные окна программы MuseScore 2.3.2

При этом для набора ударных инструментов мы можем выбрать тип ударной установки, начиная со стандартной и кончая такими экзотическими, как, например, драм-машинка TR 808!

В Интернете можно найти много довольно неплохих банков звуков, из которых я бы мог посоветовать RealFont и Shan's Soundfont. Для их распаковки в обычный SF2-формат Вам понадобится программа sfArk SoundFont Compression.

Указанные выше саундфонты – это полноформатные комплексы музыкальных инструментов, однако есть и узкоспециализированные, например, электрогитары или наборы народных инструментов – ищите, да обрящете :).

Достоинства и недостатки программы

Плюсы:

  • удобный интерфейс;
  • поддержка всех нотных знаков;
  • поддержка SF2-банков звуков;
  • поддержка ввода текстовых данных;
  • сохранение партитуры в готовый звуковой файл.

Минусы:

  • нет поддержки VST-плагинов;
  • не помешала бы функция оптического распознавания нот.

Выводы

К тому же, созданные Вами в MuseScore партитуры можно распространять в одном из популярнейших форматов MusicXML, который поддерживают все популярные нотные редакторы, а значит, Вам будет открыт путь в мир современных композиторов, использующих компьютер для написания музыки!

Современные люди не пользуются жалкими бумажками и даже для работы с партитурами используют современные возможности.

Anvil Studio


Программа для редактирования аудио- и MIDI-материалов в ОС Microsoft Windows.

Бесплатная версия обладает полной функциональностью. Редактор/секвенсор MIDI позволяет загружать и сохранять стандартные файлы в формате MIDI, редактировать через штатный редактор отдельные треки, а также использовать перкуссионный редактор, редактор Piano Roll, TAB-редактор, редактор перечня MIDI-событий.

В проге действует MIDI Sequencer-Specific для регулирования элементов, не установленных стандартом MIDI. Можно управлять шрифтом текстов песен, размещением нот на нотных станах, ссылками на аудиофайлы с импульсной модуляцией.

Для воспроизведения в Anvil Studio предусмотрен программный синтезатор General MIDI. Помимо этого, есть возможность назначать треки сторонним MIDI-устройствам и VST-инструменту. Посредством Core Audio, ASIO, DirectX, WDM проводится обработка аудиофайлов.

Capella

ПО позволяет в кратчайшие сроки создать полную партитуру. Использование этого нотного редактора не требует особого владения компьютерными знаниями и навыками — достаточно посвятить себя воплощению музыкальной идеи в жизнь, передав всё остальное редактору Capella. Даже новичок сможет записать свою первую партитуру — без проблем и практически молниеносно.

В проге предусмотрена поддержка технологии capella-tune для контроля над тональной палитрой. В ходе воспроизведения отражаются эффекты эха, трели, градации, ритм вальса, свинга.

В Capella применяется технология Soundfont, позволяющая загрузить любой понравившийся саундфонт (некоторые из них предоставляются на бесплатной основе). Пользоваться дорогостоящими звуковыми библиотеками или ординарными MIDI-звуками звуковой карты уже не нужно, что очень удобно.

Dorico


  • Тщательная проработка интерфейса — до мельчайших деталей;
  • Удобный ввод нот;
  • Многофункциональная система редактирования, позволяющая вставлять ноты и менять их длительность по своему усмотрению;
  • Комфортный однооконный интерфейс, позволяющий держать все инструменты рядом и быстро получать к ним доступ;
  • Множество нотных станов для одного проекта;
  • Простое и быстрое создание макетов для полных, дирижёрских, инструментальных партитур с независимым размером нотного стана, страницы;
  • Множество опций для редактирования партитуры, что позволяет обрабатывать несколько различных музыкальных произведений в ходе работы над одним проектом.

Finale

Программа, разработанная компанией MakeMusic, предназначена для записи партитур: она отображает музыку в нотной записи, предоставляет возможность работать над несколькими треками, и с высокой точностью производить настройку звуков инструментов для всех треков.

Различные элементы партитуры можно окрасить в разные цвета. Если специально не выбрать цветную печать, то при распечатке цвет элементов будет чёрным. Для того чтобы точно настроить набор объектов в партитуре при выборе конкретного инструмента, необходимо воспользоваться диалоговым окном, перетаскиванием или щелчком. Также имеется универсальный инструмент, позволяющий выбрать крупные области для изменения тональности и тактовых размеров. В последних версиях этот инструмент открывает крупное контекстное меню.

Программа самостоятельно управляет базовыми правилами нотной записи, гармонии. Она формирует оптимальные предположения в энгармоническом написании данных, заново вводимых с MIDI-клавиатуры. Finale способна формировать энгармонический тон в музыкальном фрагменте вторичных доминант.

Guitar Pro


Прога позволяет редактировать табулатуры для гитары, бас-гитары и иных струнных инструментов с 4-8 струнами. Популярность и востребованность этого ПО среди гитаристов всего мира обусловлены простым и понятным интерфейсом, а также специальным форматом файлов.

На текущий момент реализована поддержка ударных, фортепиано. Внедрены интерактивные инструменты и реалистичный звуковой движок, что позволяет практиковаться любым музыкантам.

В последних версиях интерфейс был значительно переработан, что улучшило юзабилити. Предусмотрена система вкладок с открытыми документами в окне Guitar Pro. Появилась боковая панель с инструментарием для быстрого и удобного редактирования нотного стана, выбора инструмента и эффектов (усилителей, компрессоров, гитарных педалей). Нотная графика тоже существенно улучшена: можно самостоятельно изменять ширину такта, ключ и т. д.

Если слова MIDI и секвенсоры в заголовке статьи вам о чём-то говорят, значит в этом посте вы найдёте 20 с лишним приложений-секвенсоров для редактирования MIDI.

All-In-One Person Гостевой


MagicScore


Многофункциональная программа для записи нот и композиций, одновременно обладающая простым и понятным интерфейсом. ПО используют музыканты, аранжировщики, композиторы, студенты и преподаватели. Её преимущества состоят не только в многофункциональности, но и в доступной цене.

Overture


Это первая программа для нотной записи, включающая редактирование MIDI-данных через Piano Roll. Также именно в этой программе впервые была обеспечена поддержка плагинов VST/AU.

Sibelius

Самая популярная и часто используемая программа для записи партитур во всём мире. Она позволяет создавать, изменять и печатать музыкальные партитуры, воспроизводить музыку с применением синтезированных или сэмплированных звуков. С её помощью можно печатать партитуры или публиковать их в Сети, чтобы поделиться ими с пользователями. Есть более доступные по стоимости версии программы с несколько урезанной функциональностью. Выпущено множество дополнений к основному ПО.

Программа создана для того, чтобы создавать, изменять, печатать музыкальные партитуры. Предусмотрена поддержка всех нотных записей, есть возможность публикации даже сложных оркестровых, хоровых, джазовых композиций, а также композиций в стиле поп, рок, фолк. Можно воспроизводить партитуры, переводить их в аудио- или MIDI-файлы. Также в Sibelius встроен проигрыватель сэмплов, предусмотрен огромный выбор сэмплированных звуков.

В программе поддерживаются любые MIDI-устройства. Можно пользоваться плагинами VST и Audio Units для воспроизведения, предоставления пользователям доступа к другим библиотекам сэмплов.

Запустив программу на стационарном компьютере, ноутбуке или айпаде, можно публиковать партитуры в интернете прямо из неё.

SmartScore


Программа позволяет быстро проводить сканирование, изменение, транспортирование музыки. Это оперативный вариант для загрузки партитуры в ПК и её перевода в понятный компьютерным программам язык. Уже спустя пару секунд с момента сканирования на экране возникнут гимны, мюзиклы и оперы, которые можно изменять и воспроизводить.

Также в программе предусмотрено распознавание PDF-файлов. Она максимально точно распознаёт табулатурные и аккордовые символы. Через MusicXML можно открывать форматированные партитуры во многих редакторах — Finale, Sibelius, Personal Composer и прочих.

Stave’n’Tabs


Популярный нотный и табулатурный редактор, который можно использовать в iPad, iPhone, iPod Touch, Mac.

Дополнительно пользователи программы на iOS получат возможность работать с проектами SNT. Для начала работы достаточно открыть синхронизированные файлы из iCloud.

Программы, с помощью которых осуществляется набор нот, называются нотными редакторами, программами для написания, набора и записи нот и т.п. (в некоторых источниках встречается также название „нотатор”). Сегодня значение нотных редакторов для музыканта трудно переоценить. Во-первых компьютер помогает зафиксировать музыкальную информацию, в то время как ее создателем остается человек, во-вторых красиво напечатаны ноты всегда удобнее читать, чем написанные не всегда разборчивым почерком от руки, и, наконец, фактор скорости набора текста – тоже далеко не последний в эпоху ускоренного ритма жизни. Программы для записи нот позволяют не только красиво напечатать нотный текст, но и озвучить его. В данной статье мы остановимся на особенностях набора и печати нотного текста и сравним самые популярные на сегодня программы Sibelius и Finale (платные), а также MuseScore и LilyPond (бесплатные).

Нотный редактор Finale vs Sibelius

сибелиус

Программа Finale известна музыкантам с начала 90-х годов, Sibelius – с конца 90-х. Известны также и другие нотные редакторы – например Ѕсогета Encore, однако Finale и Sibelius практически полностью вытеснили их.

В России были изданы многочисленные практические пособия по музыкальным компьютерным программам, отдельные главы которых посвящены работе в нотных редакторах. Что касается программы Sibelius, порекомендуем также методическое пособие "Секреты создания музыкальных произведений в нотаторе Sibelius" (В.И. Козлин) , а по Finale книгу с названием „Русская книга о Finale (скачать)”.

Полемику по поводу преимуществ той или иной программы можно найти на интернет-форумах. Образно говоря музыкальное сообщество разделилось на "сибелианцев" и "финалистов". Острота полемики между последними является свидетельством актуальности поставленной проблемы.

Почему речь идет о выборе? Дело в том, что хотя и обе программы служат одной и той же цели, однако принципы работы в этих программах существенно отличаются. Овладение обоими нотными редакторами можно образно сравнить с изучением двух непохожих иностранных языков, когда знания одной никак не помогают в изучении другого.

Для сравнения нотных редакторов рассмотрим основные требования к нотным редакторам

Прежде всего – музыканты-исполнители подсознательно выдвигают очень высокие требования к качеству напечатанных нот. Поэтому конечный результат работы - напечатанный нотный текст - должен выглядеть максимально удобно для визуального восприятия.

Во-вторых, формы музыкальной записи довольно многообразны и имеют свои особенности в музыке разных стилей и жанров, особенно это касается музыки второй половины ХХ столетия, в частности алеаторичного и сонористичного направлений. Таким образом, важным требованием к нотных редакторов является возможность воспроизведения различных форм музыкальной записи.

И, наконец, программа должна быть удобной в использовании и давать возможность набирать нотный текст быстро.

Вид напечатанных партитур.

Большинство музыкантов соглашаются в том, что Sibelius дает более качественную распечатку по сравнению с Finale.

Попробуем выяснить, вследствие чего партитуры, набранные в разных программах, могут выглядеть по-разному. Основные причины могут быть две.

Во-первых, в нотных редакторах, так же как, например, и в текстовом редакторе MicrosoftWord, мы имеем возможность пользоваться различными шрифтами. Специализированными нотными шрифтами есть engraver, inkpen2, jazz, maestro, opus, pectucci и другие.

Отметим, что как правило с программой Finale устанавливаются шрифты engraver, jazz и maestro, тогда как с Sibelius - inkpen2, opus, pectucci. Поэтому на практике большинство пользователей Sibelius употребляют opus, а пользователи Finale - maestro. Однако в программах есть возможность выбора шрифта: в Finale через меню options -> Set defaultmusic font, в Sibelius – через меню House stile -> Edit all fonts. Более того, программа Finale позволяет, в отличие от Sibelius многократно изменять шрифты в одном документе даже на протяжении одного такта. Однако вряд ли эта возможность является полезной на практике.

Ранжир нотного текста.

В нотных редакторах действуют специальные алгоритмы ранжира, причем если в Sibelius такой алгоритм один, то в Finale - несколько.

Пропорциональное и долевое ранжирование предусматривает размещение нот пропорционально их длительностям, при нотном (нелинейном) ранжировании каждая нота занимает столько места, сколько для нее определено в специальной таблице ширины. На практике оптимальные результаты, как правило, достигаются с помощью нотного (нелинейного) ранжирования. Таблицу ширин в Finale можно изменить, с помощью меню options-> document options-> music spacing.

Что касается программы Sibelius, то здесь также действует нелинейный алгоритм. Параметры нелинейного ранжирования в Sibelius можно редактировать с помощью меню House Style-> Notes pacingrule. Заметим лишь, что для того, чтобы новые параметры вступили в действие, необходимо повторить операцию нотного ранжирования (для этого следует выделить текст, который редактируется, затем в Finale применить Mass Edit-> musicspaсing, а в Sibelius – Layout-> Resetnotespacing, или Ctrl+Shift+N).

Что касается случаев, когда имеющиеся алгоритмы не дают удовлетворительного результата, то в обеих программах предусмотрено размещение нот вручную. В Finale это можно сделать с помощью инструмента Advanced tools -> Specia ltools -> Note position, в Sibelius в большинстве случаев можно просто „перетащить” мышкой нужный объект или, для если нужна большая точность – включить окно Window -> Properties, в закладке Generale установить соответствующие значения Х и У.

В общем при автоматическом ранжире Sibelius дает лучшие результаты, чем Finale, однако Finale имеет достаточно ресурсов, а в некоторых случаях даже больше возможностей для ручного усовершенствования вида партитуры.

Возможности программ воспроизводить различные формы музыкальных записей.

Следует сказать, что в этом аспекте разработчики стараются учесть все возможные запросы музыкантов и многообразие доступных форм записи в отдельных случаях граничит с курьезом. Так Sibelius предлагает нам 25 видов ключей, 24 вида нотных головок, продолжительности до 512-х(!), в то же время Finale позволяет использовать тональность из 127(! знаками альтерации (причем набор знаков может быть произвольным), а в качестве нот – использовать практически все символы, которые содержит операционная система данного компьютера.

Перечислим некоторые трудности, возникающие на практике.

Прежде всего надо отметить, что Finale, в отличие от Sibelius, имеет дополнительное мощное средство генерирования графических изображений – Редактор форм ("ShapeDesigner”), с помощью которого в партитуре можно расположить любое графическое изображение (есть также возможность импорта из имеющегося графического файла). Таким образом эта программа потенциально может удовлетворить практически любого композитора-экспериментатора. Для работы в Редакторе форм следует включить режим Expression, дважды щелкнуть левой кнопкой мыши в том месте партитуры, где объект будет расположен, переключить кнопку в позицию shape, затем нажать create, в появившемся окне – select, и далее create - чтобы создать новую, или edit – чтобы изменить существующую форму.

Возвращаясь к устоявшимся формам записи, отметим следующие сложности.

Другим существенным для некоторых современных композиторов недостатком Sibelius является работа с нестандартными ребрами, в частности расходящимися. Finale в этом случае имеет множество возможностей для самых экзотических экспериментов с ребрами, штилями и даже величинами нотных знаков. В Finale можно назначить независимый масштаб практически для каждого символа (ноты), в то время как в Sibelius как правило позволяет пользоваться только двумя масштабами тех или иных объектов (маленький и обычный), стандартные соотношения между которыми можно отредактировать в меню House Stile->Engraver rules. Однако, как доказывает практика, двух масштабов вполне хватает практически для любой партитуры.

Еще одной досадной проблемой Sibelius мы сталкиваемся при переносе нот с одной строки на другую. Проблема заключается в том, что в случае такого переноса программа игнорирует правило распространения действия случайного знака альтерации на целый такт. Причем исправление программной ошибки вручную приводит к некорректному озвучивания партитуры.

Пожалуй, единственным досадным нерешенной проблемой для Finale на сегодня является использование знаков микро-хроматической альтерации, которые можно ввести только с помощью Редактора Форм, что довольно неудобно. Sibelius предлагает набор из 4 устоявшихся в практике знаков – повышение и понижение на ¼ и ¾ тона, которые вводятся так же просто, как и обычные знаки (Keypadв режиме F12).

Подытоживая сравнение программ за их возможностями в различных стилевых форм записи, отметим, что Finale имеет очевидные, за исключением мікрохроматики, преимущества для набора нетрадиционных или новых форм записи, однако для традиционных форм записи ресурсов Sibelius вполне достаточно.

Удобство работы в нотных редакторах Finale и Sibelius

Finale и Sibelius имеют различные принципы работы.

Принцип работы в Sibelius - контекстно-зависимый. Этот принцип позволяет нам выделить любой объект документа (при этом выделенный объект окрашивается в синий цвет) и любым образом редактировать его или вводить следующие объекты. Большинство объектов также можно также напрямую перетаскивать мышкой.

Что касается Finale, то здесь действует принцип выбора режимов. Каждый объект можно редактировать или вводить только в соответствующем ему режиме. Для этого нужно выбрать на панели инструментов или строки меню Tools соответствующий режим, щелкнуть левой кнопкой мыши (во многих случаях – дважды щелкнуть) на том месте где объект должен быть введенным, или по объекту, который нужно изменить и в диалоговом окне установить нужные параметры. Отдельно к каждому из режимов привязываются и „горячие клавиши” (shortcuts).

Необходимость постоянных переходов из одного режима в другой при работе в программе, учитывая большое количество режимов, является существенным неудобством работы в Finale. Также можно заметить, что поскольку Finale имеет значительно больше инструментов для работы с партитурой, чем Sibelius, то и овладение этой программой потребует больше усилий и времени. Что касается необходимости дополнительных возможностей Finale, которые отсутствуют в Sibelius то, как мы уже рассмотрели, это вопрос зависит от конкретных задач, с которыми сталкивается музыкант.

Выводы:

Sibelius – программа, с одной стороны, достаточно продвинутая и сложная и удовлетворяет нужды композиторов, аранжировщиков и издателей, с другой – достаточно простая для начинающих пользователей и студентов.

Те, кто пользуются прямым конкурентом программы – MakeMusic Finale отмечают трудности во время набора нот.

Пользователи Apple-систем давно знают, что программа ProTools этой же фирмы Avid (которая и выпускает Sibelius) – одна из лучших в мире программ студийной звукозаписи (DAW).

По сравнению с Finale первое впечатление-да ведь тут все под руками! Любое действие, для выполнения которого надо раньше было перелопатить половину меню, в Sibelius можно сделать простым кликом или перетаскиванием мышки. Меню настолько понятное, что открыв программу впервые, Вы не растеряетесь, а сразу начнете творить. И, несмотря на это, Sibelius имеет практически неограниченные возможности, что позволяет использовать программу даже в профессиональных издательствах.

Бесплатные нотные редакторы

Больной вопрос всех музыкантов – существует качественный бесплатный музыкальный софт

Что же выбирают остальные музыканты? Мы пользуемся двумя программами. Причем обе - кроссплатформенные, то есть программы одинаково работают во всех популярных операционных системах – Windows, Linux и Macintosh.

MusesCore

бесплатный нотный редактор

Те, кто предварительно пробовал пользоваться платными программами Finale или Sibelius, достаточно быстро привыкнет и к этой программе. Такой же способ визуального набора, возможность использования горячих клавиш, набор мышью, с клавиатуры или midi-клавиатуры, далеко не минимальные возможности. Для повседневного пользования бесплатный нотный редактор MuseScore – именно то, что нужно рядовому пользователю ПК, который не желает платить за софт.

LilyPond

Здесь мы видим совершенно необычный подход к набору нот. Вместо визуального редактора с нотным станом простой блокнот, в котором пишется. программный код. Так, ноты набираются кодами, подобно конструирования любой программы профессиональным программистом.

А если быть точнее, синтаксис LilyPond основанный на технологии TeX – системе компьютерной верстки, разработанная американским профессором информатики Дональдом Кнутом в целях создания компьютерной типографии.

Информация с Википедии:

GNU LilyPond – бесплатный нотный редактор, разработанный голландскими программистами и музыкантами – валторнистом Хан-Веном Нинхуисом и скрипачом Яном Ньюенхайзеном – и предназначенный для создания музыкальных партитур путем компиляции файла из текста, набранного особым образом (используется технология TeX). Программа изначально рассчитана на работу под GNU / Linux, существуют также версии для Microsoft Windows и Apple Mac OS. LilyPond написан на C++ и в своей работе использует библиотеку языка Scheme.

Для удобства компиляции и просмотра в Linux советуем установить еще одну программку – Frescobaldi. Это некий визуальный интерфейс для LilyPond, который хоть немного помогает при наборе - вы можете компилировать файл после каждой набранной ноты, таким образом получая практически визуальный редактор

По своей концепции Frescobaldi очень похож к сред разработки программного обеспечения, так называемых IDE. Здесь тоже Вы набираете код, компілюєте его (как написанную на любом языке программирования программу), только результатом компиляции является не программа, а PDF-документ и (по отдельным указаниям в программе) MIDI-файл.

Плюсы LilyPond:

Абсолютное качество разметки. Ни одна другая программа автоматически расставит так аккуратно и правильно лиги, знаки артикуляции и остальных отметок. Даже платные программы справляются с этой задачей неидеально.

При достаточных навыках работы с программой скорость набора партитур становится неограниченной. Возможность присвоить переменную из одного слова для отрезка длиннющего кода, который постоянно случается при наборе, сводит на нет все старания настоящих визуальных редакторов облегчить набор.

LilyPond-полностью бесплатный нотный редактор, вы платите разве за электроэнегрию

Минусы LilyPond:

Относительно сложная настройка воспроизведения нот через MIDI-интерфейс. Речь идет о Linux. Но если Вы в Linux, то Вы не боитесь проблем. Один раз настроите и будете наслаждаться результатом долго-долго

Аннотация: Рассматривается роль цифровых нотных редакторов в современной культуре, образовании, музыкальной индустрии и медиасреде. Главным принципом развития компьютерных программ-нотаторов определяется не только издательские инновации, но и интеграция в область композиции, аранжировки, в учебный процесс, в процесс создания произведений на основе цифровых технологий (кино, телерадиовещание, Интернет, аудио- и видеоискусство). Поэтому конвергенция самих музыкально-компьютерных технологий становится тотальным явлением: нотный редактор объединяется со средствами MIDI-секвенсора, аудио- и видео-редактора. В статье присутствует уникальное интервью создателя цифровых нотных редакторов.

Abstract: Explores the role of digital scorewriters in today's culture, education, and music industry and media environment. The main principle of the development of software is not only publishing innovation (relating to the sheet music), and integration into the area of composition, arrangement, education, creative process for works based on digital technology (films, television and radio broadcasting, Internet, audio and video art). Therefore the own convergence of musically-computer technology is a total phenomenon: notation program combined with means MIDI-sequencer, audio and video editor. The article contains the unique interview with the creator of music notation processors.

Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать ещё в 1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных партий), в них работают многие профессиональные композиторы и аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы (особенно в США, в частности, Джульярдской школы и Музыкального колледжа Беркли), без них не обходятся даже любители-коллекционеры музыкального творчества, помещая ноты в свои мобильные устройства 1 . Не секрет, что современные нотные библиотеки и интернет-архивы (например, в России довольно популярен открытый Нотный архив Бориса Тараканова), помимо оцифрованных традиционных бумажных изданий часто состоят из нот, созданных при помощи специальных компьютерных программ, а в глобальной цифровой Сети появляются нотные магазины профессиональных изданий и даже "самиздата", подобные, соответственно, английскому Score Exchange и швейцарскому MusicaNeo, информационные порталы типа российского "Нотоводства" Петра Трубинова, а также спонтанные интернет-сообщества по обмену нотами.

1 К примеру, одной из первых программ-нотаторов является Score (изначально для DOS), разработанная калифорнийским композитором, профессором музыки Стэндфордского университета Лелэндом К. Смитом (кстати, учеником и ассистентом Дариуса Мийо) в Лаборатории искусственного интеллекта, а позднее в Центре компьютерных исследований музыки и акустики (CCRMA). Первая версия программы появилась уже в 1971 году.

Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной культуры. При этом цифровые ноты играют роль не только знаков на экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами (электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным помощником (например, развёрнутые инструментальные нотные партитуры в цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем (например, к аудио- или видео-редактору) и т. д. Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и образования стало главным принципом развития нотно-цифровых технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали доступны более широкому кругу пользователей. К тому же в этой области существует немало миссионеров, создающих свои компьютерные программы для бесплатного пользования [ 4 ] (к примеру, нотографическое приложение MuseScore Вернера Швеера, 2009).

Однако в современной музыкальной индустрии лидируют две коммерческие нотно-компьютерные программы — Finale (американского происхождения) и Sibelius (британского происхождения), настолько динамично развивающиеся, в том числе в конкурентной борьбе между собой, что производители других компьютерных нотных приложений за ними во многом не поспевают [ 1 , с. 194]. Программы, как и многие другие, не были созданы изначально для ныне популярных операционных систем Windows и Macintosh, и соответствующие версии были выпущены лишь на стыке тысячелетий.

Как правило, компьютерный набор нотной информации происходит двумя способами: либо мышью (посредством виртуальной клавиатуры) и на компьютерной клавиатуре, либо для этого используется внешняя MIDI-клавиатура или другие MIDI-контроллеры, к примеру, MIDI-гитара или электронная ударная установка. Таким образом, цифровая нотная запись непосредственно связана с игрой на MIDI-инструменте. Кроме того, звуковое воспроизведение и слушание партитур также возможны, благодаря MIDI-технологиям, то есть виртуальным инструментам, MIDI-плееру. 2

2 MIDI (англ. Musical Instrument Digital Interface) — цифровой интерфейс музыкального инструмента.

Эта универсальная конвергентная система не просто напечатанных, а "звучащих" нот сегодня практикуется во всём мире. Взять, к примеру, современную программу MagicScore, выпускаемую украинской компанией DG Software (г. Луганск). Здесь можно не только видеть кибернетические алгоритмы для полиграфии (например, дающие возможность автоматического форматирования партитур и создания их отдельных партий), но и слышать воспроизводящиеся в плеере ноты.

Во многих цифровых нотных редакторах существует возможность настроить силу удара (нажатия) для каждой звучащей ноты, а сами ноты впоследствии сохранить в MIDI-формате и перенести в программу-секвенсор, предназначенную для создания музыкального звука [ 5 , p. 267-269]. И в этом можно видеть ещё один уровень технологической и эстетической конвергенции, позволяющий цифровым нотам не просто звучать, но и непосредственно участвовать в создании звуковых треков.

Универсальные цифровые форматы разрабатываются и для самих нотных редакторов, для возможности переноса файлов из одной программы в другую (а также использования их в MIDI-секвенсорах). Например, сегодня во многих программах-нотаторах присутствует формат MusicXML, созданный в Recordare LLC и разрабатываемый миннесотской корпорацией MakeMusic, которая приоритетно занимается выпуском нотного редактора Finale (и нескольких дополнительных, связанных с ним программ), лидирующего в мировой индустрии музыки и во многом диктующего направление развития цифрового нотопечатания и цифровых стандартов [ 3 , p. 110].

Finale очень широко используется профессионалами издательских и образовательных учреждений, при создании музыки (саундтреков) театра, телевидения, видеоигр, кинематографа. К примеру, музыка оскароносного игрового фильма "Авиатор" (2004, режиссёр Мартин Скорсезе, композитор Ховард Шор) и оскароносного же мультфильма "Рататуй" (2007, режиссёр Брэд Бёрд, композитор Майкл Джаккино) была исполнена и записана симфоническим оркестром по нотам, изготовленным в данном компьютерном редакторе.

В программе-нотаторе присутствует много дополнительных алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять изображение не только в растровом (TIFF), но и в векторном (EPS) графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур абсолютно разного размера: от микроскопического до гигантского). Кроме того, цифровой нотный редактор сегодня имеет ряд преимуществ в проигрывании партитур. Например, оно может осуществляться в режиме "очеловеченного звучания" | human playback, то есть с запрограммированными элементами агогики, особенностей звукоизвлечения инструментов, темповых микро-отклонений и т. п. Также проигрывание виртуальными инструментами оснащено сэмлами высокого качества, что является для композитора или аранжировщика значительным подспорьем при сочинении или инструментовке музыки, ведь её можно тут же реально прослушать (а при необходимости подкорректировать) со всеми тембровыми оттенками.

Так, в базе Finale заложено свыше 400 звуков Garritan Personal Orchestra (библиотека звуков создавалась арфистом Гэри Гэрританом). Вот забавно перемонтированный видеоролик, когда музыканты играют музыку современного британского композитора (Ричарда Бёрдсэлла) на сцене, но звучит виртуальный оркестр, максимально схожий с "живым" исполнением:

Теперь в нотный проект стало возможным добавлять и звуковую дорожку, импортировать или записывать (в дальнейшем синхронизировать) аудио, вводить звук через микрофонный вход (порой преобразуя его в нотный текст), а также конвертировать ноты в аудиофайл (например, WAV- или MP3-формат). В цифровой нотографический редактор встраивается даже видеоплеер. И это уже не просто нотопечатание, а целая конвергентная музыкальная студия. Неслучайно, что вид нотного текста на экране (нотный интерфейс) может быть страницами, лентой-прокруткой, а также виртуальной студией, когда каждый нотоносец получает дополнительные функции MIDI-дорожки (с возможностью назначения на неё виртуального инструмента, регулировкой громкости и стереобазы).

Finale

Finale

Первую версию программы Finale разработал Фил Фэррэнд, пианист, композитор, писатель, кинокритик [ 2 ]. Он написал оригинальную версию программного обеспечения для Coda Music Technology, фирмы, которая позднее была продана компании Net4Music (впоследствии переименованной в MakeMusic). Программист любезно согласился ответить на вопросы нашего журнала:

Уважаемый Фил, Вы создали первую версию Finale в 1988 году. Ожидали ли Вы тогда, что программа станет настолько известной?

К тому времени я уже чувствовал явную необходимость в программах-нотаторах и знал об индустрии музыкального программного обеспечения, ведь это был не первый нотный реактор, созданный мной. Ранее я написал соответствующую программу для компьютера Apple II, которая была выпущена фирмой Passport Designs в январе 1984 года под названием PolyWriter. Поэтому потом, когда я работал с компанией, впоследствии ставшей MakeMusic, мы все очень надеялись на успех. Тот факт, что программа Finale популярна по сей день и остаётся одним из лучших музыкальных редакторов в мире, меня очень радует. Однако с начала 1990-х годов я не принимаю никакого активного участия в её дальнейшей разработке, потому что решил заниматься искусством. Вместе с моим бизнес-партнёром мы продали права на программу.

Помогли ли Вам музыкальные знания в освоении компьютерного языка?

Как разработчик музыкального программного обеспечения я пришёл к мысли, что существует два типа музыкантов: интуитивисты и аналитики. Интуитивист воспринимает музыку на эмоциональном уровне, а аналитик рассматривает взаимодействие её различных компонентов. Я всегда был, прежде всего, музыкантом-аналитиком, а потому меня не столько интересовало звучание инструментов (ведь это только слуховое представление музыки), сколько визуальное представление музыки — ноты. Музыка как таковая является серией взаимодействия временных структур, тональностей, средств выразительности, повторений. И интеллектуальный опыт изучения нот, расшифровки связей между различными элементами музыки — это примерно то же самое, что делает на базовом уровне программист: он кодирует взаимосвязи. Поэтому неслучайно, что именно музыканты-аналитики становятся хорошими программистами. Другими словами, я считаю, что мне помогли не сами познания в музыке, а мой подход к музыке. Будучи музыкантом-аналитиком, я натренировался думать о вещах таким образом, что мне с лёгкостью удался переход к разработке программного обеспечения.

Фил Фэррэнд, специально для ЭНЖ "Медиамузыка", 15.01.2013

Цифровая информация о графическом изображении нот превратила их в музыкальную категорию, отличную от традиционных печатных ресурсов. В основном это произошло в процессе конвергенции нотного изображения и звука. И объединение технологических средств происходит постоянно и далее. Если раньше в большинстве случаев в нотный редактор внедрялись элементы MIDI-плеера, то теперь целенаправленно объединяются и нотные средства, и MIDI-редактор, и аудио-редактор, и видео-редактор. К примеру, это можно наблюдать в цифровой студии звукозаписи ProTools, в которую гармонично интегрирован Sibelius: эта интеграция, к примеру, была удачно использована при создании блокбастера "Аватар" (2009, режиссёр Джеймс Кэмерон, композитор Джеймс Хорнер). А программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс, построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки, упражнения и развёрнутый словарь музыкальных терминов.

Интеграция нотного редактора Finale в образовательную систему настолько велика, что возникло даже интерактивное действо, "разыгрываемое" между компьютером, учеником и преподавателем. К слову, весьма продуктивное интерактивное представление нотной графики ярко выражено в программе SmartMusic (MakeMusic):

Можно c уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов.

Читайте также: