Как сделать инструкционную карту

Обновлено: 07.07.2024

Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляет всё более новые стандарты, требования к молодым специалистам. Это обусловило необходимость развития системы образования. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагога и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны образовательного процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность. В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из основных документов для обучения студентов является учебная инструкционно-технологическая документация, которая играет важную роль в организации самостоятельной деятельности обучющихся при формировании общих и профессиональных компетенций. Инструкционно-технологическая карта – это средство организации самостоятельной работы учащихся, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.

Преподавателю инструкционно-технологическая карта позволяет точнее производить учет и качество выполненной работы - оценки на уроке выставляются не формально, а фактически, т.к. часто преподавателю сложно отследить работу всех студентов одновременно. Выполненную работу с помощью инструкционно-технологической карты легко проверить с помощью мультимедийной презентации.

Необходимость использования инстукционно-технологических карт вызвана рядом причин:

во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных кадров;

во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом обучения студентов и проведения индивидуального инструктирования;

в-третьих, не всегда возможно использовать на рабочих местах студентов книжные издания и методические издания.

подготовить студента (мотивация);

объяснить задачу (подробная инструкция);

показать, как делать работу (приемы выполнения отдельных заданий)

доверить студенту выполнение задания под наблюдением и корректировать его действия;

дать выполнить задание самостоятельно, оставив за собой только контроль.

Систематическое проведение инструктажа по выполнению инструкционно-технологических карт, обеспечивает внимания всей группы, и задания для самостоятельной работы становятся понятными каждому студенту, что в свою очередь повышает активность и самостоятельность студентов при выполнении работы, кроме того помогает рационально организовать студентами свою познавательную деятельность. Работа по картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп и активную работу студентов всей группы. Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктаж – сам по себе, а карта – сама о себе.

Инструкционно-технологические карты имеют большое практическое значение, они могут быть использованы как на учебном занятии, так и для контроля и коррекции практических навыков студентов. Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности дает такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Это позволяет учащимся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимися в инструкции, в любой момент необходимости. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать. Инструкционно-технологичекие карты полезны тем, что если обучающийся что-то не запомнил, то он может самостоятельно ознакомиться с технологической картой, как на уроке, так и после уроков, сделать краткие записи себе в тетрадь. Применение инструкционно-технологических карт, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.

Таким образом, организованная работа учащихся позволяет:

развивать алгоритмическое мышление обучающийся;

проявлять максимум самостоятельности;

снять зависимость между пропуском предыдущих занятий и успешной работой на итоговых или зачётных занятиях;

повысить вероятность успеха слабого обучающегося.

Непременным условием является системность применения инструкционно-технологических карт. Второе условие – глубокое знание письменных инструкций преподавателем, в-третьих соответствие их содержания учебной программе.

Инструкционные карты представляют изучаемые темы в методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного инструктирования следует рассматривать и использовать не только как учебную документацию для студентов, но и методическую документацию для мастера производственного обучения. Применение инструкционно-технологических карт способствует расширению и укреплению связи теории и практики их предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно. Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при самостоятельном планировании предстоящей работы.

Для успешного решения этих задач важную роль играют наглядные пособия, особенно значимую помощь оказывают инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.

Разработанные мною инструкционные карты включают в себя предметные образцы поэтапной обработки изделия и инструкцию с технологическим описанием каждого приёма, описание технических условий на обработку, зарисовка схем машинных швов, вид применяемого оборудования. При этом разрабатываю карты в соответствии с уровнями обучения учащихся, что позволяет каждому ребенку, независимо от степени обученности, учиться планировать работу, достигать конечного результата без посторонней помощи.

Для учащихся 1 уровня по возможности обучения при изготовлении более сложных изделий для составления алгоритма предстоящей работы применяю сокращённую инструкционную карту. Такая карта содержит порядковый номер операции, схему машинного шва, технические условия, вид работ, время на обработку и оборудование, а инструкция на каждый технологический приём отсутствует. Подобного рода инструкционные карты использую на различных этапах урока (при овладении учащимися новыми знаниями, при закреплении и повторении изученного материала, при проверке усвоения знаний и умений). Часто усложняю задание, убирая в инструкционной карте порядковый номер, и предлагаю самостоятельно произвести расстановку всех компонентов карты в нужной последовательности или предлагаю самостоятельно заполнить содержание операции по порядковому номеру. Такие задания предлагаю более успешным в обучении детям 1 уровня (Приложение 1).

Для учащихся 2 уровня по возможности обучения составляю инструкционную карту, которая содержит порядковый номер операции, содержание операции, схему машинного шва, технические условия, вид работ, время на обработку и оборудование (Приложение 2). Более успешным в обучении детям 2 уровня предлагаю следующие задания:

- К какому виду швов относится данный шов?

- Что означают термины приметать, стачать?

- Выбрать из инструкции глаголы, существительные (при этом закрепляется материал уроков русского языка)

Для учащихся 3 уровня по возможности обучения составляю подробную инструкционную карту предстоящей работы, подставляя к нужному образцу соответствующую инструкцию с технологическим описанием приёма, а также схему с условиями на обработку, видом работ и оборудованием. В инструкционной карте для учащихся 3 уровня отсутствует время на обработку, так ученицы этой группы часто не успевают и затрачивают больше времени на работу. Учащиеся 3 уровня испытывают трудности в задании, поэтому при его выполнении возможны ошибки. Со своей стороны стараюсь их предвидеть и предупредить. Чтобы организовать внимание отвечающего, предлагаю ученице сравнить описание каждого приёма инструкции с образцом, расположенным на обратной стороне карты в соответствии с порядковым номером. С такого рода заданием со временем справляются даже более слабые ученики (Приложение 3).

Для учащихся 4 уровня по возможности обучения составляю инструкционную карту только из предметных образцов разной степени готовности с соответствующим номером операции. Изготовление объекта труда разделяю на чёткие и несложные операции, что даёт возможность ребенку понять принцип подачи материала на карте. Пользуясь такой инструкционной картой, дети отвечают правильно, и помощь, оказываемая пособием, при этом становится очевидной. Карта же помогает ученику точно назвать нужную операцию, что самостоятельно сделать ему трудно (Приложение 4).

В процессе работы с инструкционными картами варьирую задания, привлекаю к работе учащихся всех уровней.

Таким образом, применение инструкционных карт по уровням в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создаёт условия не только для быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения материала.

Технологическая карта это документ свободного образца, в котором наглядно описывается весь алгоритм того или иного процесса. По сути, это готовая инструкция с кратким комментарием по каждому этапу. Карта, как правило, выполняется в виде удобной схемы, на которой отражают стадии, количества сырья, условия процессов и требования к готовому продукту. Готовые образцы документа и правила его составления описаны ниже.

Образец технологической карты

7 разделов технологической карты

Конкретного образца формы технологической карты не существует, поскольку документ отличается разнообразием. Однако в карте должны содержаться сформулированные или схематические ответы на такие вопросы:

  1. Какие именно операции нужно выполнять.
  2. В какой последовательности.
  3. Время на каждый этап и общее время 1 цикла.
  4. Состав, количества исходных компонентов, сырья.
  5. Требования к инструментам и оборудованию для обеспечения процесса.
  6. Условия осуществления технологии на каждом этапе.
  7. Описание внешнего вида конечного результата, количественные и качественные требования к его структуре, свойствам, составу; технические характеристики продукта (при необходимости).

Технологическая карта составляется не для всех процессов. Многие операции достаточно простые, чтобы выполнить их без дополнительной инструкции. Однако такой документ необходим, если процесс:

  • технологически сложный, требует соблюдения точных условий;
  • состоит из многих этапов, которые делятся на свои небольшие стадии;
  • содержит неоднозначные этапы, условия, относительно которых есть разногласия.

Например, технологические карты составляются для всех без исключения строительных работ. Они разрабатываются как собственно строительными компаниями, так и научно-исследовательскими институтами.

Наряду с практическим значением технологическая карта как документ имеет и юридический смысл. Она является основной инструкцией, которую работники должны неукоснительно соблюдать. В случае нарушения технологии негативные последствия неизбежно отразятся на результате, что послужит основанием для привлечения к ответственности. Также технологические карты проверяются и специалистами Роспотребнадзора, которые выносят решение об их соответствии/несоответствии принятым стандартам.

Образец и правила составления технологической карты

Технологическая карта составляется в виде обычного документа, в котором наряду с текстовой частью, как правило, присутствует и описание процесса в виде таблицы, схемы, рисунка, чертежа и т.п. Стандартная структура документа включает в себя такие разделы:

  1. Название.
  2. Область применения.
  3. Организация выполнения работ – описание условий, требований к сырью, оборудованию.
  4. Собственно алгоритм действий.
  5. Характеристики готового продукта (требования к нему).
  6. Данные по испытаниям в разных условиях – температура, влажность, уровень освещенности и др.
  7. Технико-экономические показатели (смета затрат на производство, в том числе трудовых ресурсов).
  8. Смета материалов и других ресурсов на единицу продукции.
  9. Техника безопасности во время изготовления продукта.

Наличие всех этих разделов необязательно. Однако в случае со сложными процессами, например, по возведению, ремонту строительных объектов обычно присутствуют все перечисленные пункты. При составлении технологической карты можно ориентироваться на готовые образцы для разных видов деятельности, представленные ниже.

Строительных работ

Для них составляют наиболее сложные технологические карты. В документе важно отразить не только исчерпывающую информацию по условиям процесса, последовательности действий и требованиям к готовому продукту, но и сослаться на соответствующие регламентирующие документы (ГОСТ и другие стандарты).

Маршрута

В этом случае документ содержит исчерпывающие сведения о маршруте – описание транспортного средства, количество человек, начальный, промежуточные и конечные пункты, планируемое время прибытия/убытия, состав передвигающейся группы и т.п.

Пищевого производства

Это одни из наиболее простых видов карт, которые содержат не так много разделов, как, например, в случае со строительными работами. Достаточно описать базовые ингредиенты, их количество, а также последовательность действия для приготовления того или иного блюда.

Технологическая карта пищевого производства

Урока

Карта представляет собой схематическое изображение конспекта урока. В этом смысле документ напоминает план занятия с пошаговым описанием действий учителя и учащихся.


Инструкционно-технологическая карта по теме "Создание и форматирование таблиц в Microsoft Оffice Word 2007".

Содержимое разработки

Инструкционно-технологическая карта.

Технология выполнения работы:

1.Создать на рабочем столе документ Microsoft Office Word.

2.Создать контур таблицы: ВставкаТаблицаВставить таблиц уЧисло столбцов 15 → Число строк 12 → Ок. (получится контур таблицы).

3. Навести на 2-ю вертикальную границу (черту) курсор до получения двунаправленной стрелки и, не отпуская левой клавиши мыши, отвести границу влево, получив столбец шириной 1-1,5см под нумерацию строк.

4. Навести на 3-ю вертикальную границу (черту) курсор до получения двунаправленной стрелки и, не отпуская левой клавиши мыши, отвести границу вправо на 6-7см, до полного размера второго столбца нужно ещё отвести вправо 4-ю и 5- границы.

5. Произвести выравнивание ширины столбцов с 3-го по 13-й, для этого нужно открыть панель Макет → в поле Размер ячейки выбрать Выровнять ширину столбцов, предварительно выделив ячейки, подлежащие выравниванию.

6. Удалить лишние линии из контура таблицы – Работа с таблицамиЛастик → удалить лишние границы, или же методом объединения ячеек- выделить количество объединяемых ячеек → МакетОбъединить ячейки.

7. Любым видом шрифта занести данные в таблицу, как показано в образце: сначала горизонтальные данные, затем вертикальные → поставить курсор в одну из ячеек с будущей вертикальной надписью → МакетНаправление текста → внести данные.

8.Произвести форматирование таблицы:

1) Заменить шрифт на стандартный документа (Times New Roman), размер шрифта выбрать 12.

3) Произвести выравнивание текста → МакетВыравниваниеВыровнять по центру.

4) Нажать кнопку Office в левом верхнем углу окна программы → выбрать Сохранить.

Читайте также: