Как сделать импровизация

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Эту статью я начну с двух небольших, но забавных историй.

Первую из них рассказали Алексей и Алевтина Шолоховы - основатели агентства “Карамель” на конференции “Бизнес и Творчество 2019”.

ИСТОРИЯ 1

Это была красивая свадьба в Дубае. Она проходила под открытым небом. Спустя час после начала вечера поднялся ветер, который буквально сдувал всё со столов. В связи с этим молодые и гости находились не в лучшем настроении. Тут ведущий Олег Савельев берёт микрофон и говорит: “Друзья, не переживайте, ветер подует ещё 10 минут и потом… (тут Олег выдерживает паузу) усилится!” После этой шутки происходит взрыв смеха.

Этот случай хорошо иллюстрирует то, как грамотная импровизация может сгладить даже крайне напряженную ситуацию.

ИСТОРИЯ 2

Этот случай произошел с Михаилом Шацем. Он лично рассказал про него на шоу Иры Чесноковой “Бар в Большом городе”. Дело было так. Михаил едет на машине, будучи слегка подшофе. Его тормозит полицейский и объявляет, что у них проходит операция “Трезвый водитель, и они всех проверяют. На что Михаил не растерявшись отвечает: “Хах, похоже, провалилась ваша операция!” После этой шутки полицейский его отпускает.

Эта история показывает, как импровизация может пригодится не только на сцене, но и помочь в обычной жизни.

Также, не надо заблуждаться и думать, что под импровизацией подразумевается исключительно юмор. Да, существует направление комедийной импровизации, но этим дело не ограничивается. Импровизация это также и ваш ответ на вопрос собеседника, это поиск выхода из непредвиденной ситуации и даже продумывание бизнес-стратегии. В каком-то смысле наша жизнь состоит из импровизации.

Из всего вышесказанного, думаю, понятно, что импровизация - это навык, полезный для всех: ведущих, шахтёров, домохозяек, подвыпивших водителей и т.д.

В этой статье я подобрал 5 упражнений для развития импровизации. Их можно выполнять как в компании, так и одному. Желательно посвящать им хотя бы пару дней в неделю, и тогда результат не заставит себя ждать.

УПРАЖНЕНИЕ 1
“ЗАКЛИНИЛО”

Это одно из самых распространенных упражнений на прокачку импрува. Смысл упражнения в том, чтобы 1 минуту без остановки говорить слова на одну и ту же букву. Так можно проделывать с несколькими буквами подряд. 1 минуту на первую букву, 1 минуту на вторую и т.д. Если слова в вашей голове слишком быстро начинают заканчиваться, можно начать с 30 секунд, и постепенно увеличивать время в последующих тренировках.

УПРАЖНЕНИЕ 2
“ИНЬ - ЯНЬ”

Задумываем 2 абсолютно разные, на первый взгляд ничем не похожие друг на друга вещи и ищем в них что-то общее. В каждой такой паре несовместимых вещей вам надо найти 3 или более схожие черты.

Пример 1:
Берём предметы БАНАН и ВАНТУС

Ищем общее:
И то, и то может быть жёлтого цвета
И то, и то можно купить в Ашане
И то, и то можно уронить на пол
И то, и то имеет 2 слога и т.п.

Пример 2:
Берём предметы АЙКОС и СКОВОРОДА

Ищем общее:
И то, и то может нагреваться
И от того, и от того может идти дым
И то, и то может быть черным
И у тото, и у того может быть чехол и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ 3
“10 ФРАЗ”

Пример 1:
Вопрос: Что сказать, чтобы меня точно не взяли на работу?

Пример 2:
Вопрос: Что сказать, чтобы девушка точно не пошла со мной на свидание?

УПРАЖНЕНИЕ 4
“ПАРАД АССОЦИАЦИЙ”

Берёте любое слово и подбираете к нему ассоциацию, потом к подобранному слову также подбираете ассоциацию и так пока не надоест.

Например, вы начинаете со слова СТОЛ и подбираете к нему ассоциацию - СТОЛ это ОБЕД; ОБЕД это ЕДА; ЕДА это РЕСТОРАН; РЕСТОРАН это БИЗНЕС; БИЗНЕС это ОЛЕГ ТИНЬКОВ и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 5
“РАССКАЗ ОТ ИМЕНИ ПРЕДМЕТА”

Ваша задача на протяжении минуты рассказывать о себе и своей жизни от лица какого-нибудь предмета.

Например, если вы решили говорить от имени тыквы, то ваш рассказ должен выглядеть приблизительно так:

“Я тыква. День и ночь я лежу на земле. По утрам я отбиваюсь от ворон, днём я секретничаю с баклажанами на соседней грядке. По вечерам я принимаю душ, так как всегда в это время ко мне приходит садовник Серёга и поливает меня из лейки. В будущем я хочу стать кашей, но не уверена, что не сгнию до этого момента, так как Серёга иногда уходит в запой и т.п.”


Жить по написанному сценарию, без импровизации, скучно. Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда что-то пошло не по плану. И как себя ведет при этом творческий человек? Что он выбирает: стушеваться и пустить дело на самотек или включить воображение и действовать, сочиняя сценарий на ходу? Конечно, второй вариант.

Есть люди, которые категорически не приемлют необдуманные поступки и незапланированные изменения. Они в критической ситуации предпочитают пользоваться выверенным отходным путем и часто заранее составляют несколько его вариантов.

Но если жизнь заставляет действовать незамедлительно, а как выбрать наилучший путь, неизвестно, тогда способность к импровизации станет палочкой-выручалочкой. Но как научиться импровизировать?

Виды импровизации

Искусство импровизации можно развить. Некоторые люди достигают удивительных результатов. Что особенно ценно, импровизатор, даже имея в запасе какие-то заготовки, всегда учитывает то, где и когда он выступает. Этот сиюминутный ответ на обстоятельства, будь то наигранная мелодия, речь с трибуны или танец, не обязан быть совершенством. Его ценность именно в точности соответствия моменту.

Чтобы понять, как научиться импровизировать на сцене, для начала следует хорошо понимать обстоятельства. Примером могут служить актеры: неожиданное событие или накладка в спектакле вынуждает всех подстраиваться под него, сохраняя при этом общую канву пьесы.

Импровизация актеров

При этом сохраняется стиль подачи информации и логика построения сюжета. Это характерно для всего, что связано с живым словом: поэзии, выступления стендап, ответа на неожиданный вопрос интервьюера, каламбура. В музыке и танце действуют те же законы, просто выражаются они другими средствами. Рассмотрим каждый вид подробно.

На трибуне

Ситуация, когда необходимо выступить с речью без подготовки, возникает довольно часто. С ней знаком каждый студент: чтобы отвечать на экзамене, на подготовку к теме билета дается определенное время. Но его нет при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. А они могут быть совсем не связаны с темой билета. Тогда, если студент не имеет точного ответа, он начинает импровизировать на основе тех знаний, которые у него есть. Применяя логику и правильно выстраивая фразы, он умудряется преподнести информацию настолько значительно, что создается впечатление о его компетентности. На самом деле важно просто знать основные факты.

Некоторые приемы, помогающие понять, как научиться импровизировать:

  • Применение ассоциаций.
  • Риторические вопросы.
  • Акцент на одно слово.

Импровизация докладчика

В разговоре

Как научиться импровизировать в разговоре? Помогут классики. В частности, Ильф и Петров. Как известно, в общении с женщинами герой их произведений Остап Бендер полагался на вдохновение. Имея задачу приобрести стул у Эллочки, он сначала выбрал неверный тон: просил продать его. Это вызвало волну неприязни. Взяв тайм-аут, он предложил обменять стул на золотое ситечко. Это удалось. Остап изменил канву разговора: предстал знатоком европейских салонов. Для этого он рассказал по теме две-три байки, использовал соответствующий лексикон и, самое главное, умело подвел свою речь к сделке.

Конечно, это шутка. Но все законы импровизированной речи хорошо видны:

  • Не выходить из темы. При смене темы не возвращаться к прежней.
  • Видеть цель разговора и идти к ней, обходя возражения, не останавливаясь на них.
  • Украшать речь цитатами, анекдотами или случаями из жизни.
  • Вовремя вытащить козырь – ценную информацию, которая дает преимущество.

Такие приемы помогут дать интервью и не показаться зажатым, скованным, и, как следствие, неискренним.

В шутках

Преподаватель шутит

Чтобы стать остроумным человеком, прежде всего нужен ум. Широкий кругозор поможет применить интеллект. Помимо этого, необходим дружеский настрой, чтобы шутка не превратилась в злорадство, сатиру или высмеивание недостатков. Этого достаточно для понимания, как научиться импровизировать в шутках.

Люди несовершенны, и это не смешно. А вот ситуации, в которые они попадают, бывают забавные. Комедия положений – классический сюжет. Интерпретация события, в котором небольшая ошибка воспринимается как норма, приводит к рождению хорошей шутки.

На фортепиано

  • Одно из них – тема. Для примера можно вспомнить исполнение темы Паганини или одной и той же мелодии в треке к фильму. Каждый раз она узнаваема, но звучит по-новому.
  • Форма произведения предполагает соблюдение законов музыкального жанра: если это песня, она имеет смену мелодии в припеве.
  • Стиль у каждого композитора свой. Он узнаваем у Чайковского, Шопена, Баха. Можно подражать классикам или известным эстрадным исполнителям, которые используют фортепиано в своих композициях.
  • Ритм – основа музыки. Джаз или блюз, вальс или марш. Существуют несколько популярных ритмов, можно попробовать их все.
  • Фактура – рисунок музыки. Левая рука исполняет партию баса, правая ведет мелодию. Или обе руки играют арпеджио, гаммы и аккорды. Может быть и такой рисунок: диалог баса и верхней октавы.

Импровизация на фортепиано

Если играть не по нотам, а нащупывая мелодию руками, подбирать ее, то дело пойдет быстрее.

Важность тоники

Чтобы гармония не терялась, а, наоборот, создавалась, следует соблюдать сочетания аккордов и следить, чтобы акценты падали на одну из нот в их составе. Это похоже на составление стихов: рифма должна падать в определенных местах строки. Музыкальные фразы более поэтичны, чем простой разговор,не имеющий определенных законов. Ведь если абсолютную свободу применить к музыке, гармонии не будет.


Между акцентами можно рисовать различные украшения, использовать для этого какие-то специальные приемы, вроде тремоло, например. Но когда рисунок четко соблюдается, он приятен для слуха. И, конечно, в конце фразы должен быть переход в тонику. Так можно погулять по основным аккордам мажорной гаммы (до мажор), сделав переход в соответствующую минорную (ля минор). Но если переход будет через септ-аккорд, музыка будет выглядеть богаче.

Соло на гитаре

  • Переход из мажора в минор на тех ладах, которые удобнее исполнителю. Некоторые применяют каподастр.
  • Переход из одной тональности в другую по гармоничным аккордам.
  • Ведение партии соло, не выходя из тональности.
  • заучивание рифов.

Импровизация на гитаре

Импровизация для джазовых музыкантов – привычное дело. Они достигают высокого мастерства не только наработкой элементов музыкальной фразы, но и техническим исполнением сложных партий, записанных нотной грамотой. Классика для таких музыкантов – первый учитель. Вот почему не стоит пренебрегать разучиванием этюдов.

Партия баса на гитаре

Если партия соло на гитаре вызывает восхищение виртуозным мастерством, то что можно сказать о бас-гитаристе? Довольствоваться ли ему повторением аккордов своей партии или попытаться показать уровень владения инструментом? И как научиться импровизировать на бас-гитаре? Звуки басовых струн звучат намного тяжелее, чем первые три гитарные струны. Тем значительнее может выглядеть игра на них. Если использовать нарочито грубое повторение партии соло, подчеркивать акценты, применять чисто басовые украшения музыкальной темы, то цель будет достигнута.

Обыгрывание какой-то ноты с интервалами в квинту, кварту и октаву выглядит очень достойно. Сначала это упражнения, позже – импровизация. Как и всякая настоящая музыка, она рождается сначала в голове. Стоит настроиться на какую-то волну, как память услужливо предложит наработанные ранее элементы. Они будут слагаться в мелодию.

В танце

Опытные педагоги дают советы, как научиться импровизировать в танце:

  • Слиться с музыкой.
  • Использовать возможности тела.
  • Применять противоположные движения.
  • Танцевать действия.

Импровизация в танце

Некоторые считают, что способность к импровизации в танце заложена в каждом, нужно только освободить ее от зажатости. Танец выражает чувства, рассказывает о действиях. Не меняя одной темы, следует стараться раскрыть ее всеми средствами, подойти к ее рассмотрению с разных сторон – и в медленном темпе, когда движения плавные, и в быстром, когда задействовано все пространство сцены. Не допускать повторений и пауз, иногда использовать партер – все это сделает импровизацию незабываемой.

В джазе

Голос – мощный инструмент. Подобно игре на гитаре или саксофоне, можно использовать его для создания красивых композиций. Особенно богат на них джазовый стиль исполнения. Опытные исполнители дают советы, как научиться импровизировать: вокал в джазе подчиняется трем законам, которые составляют его рамки:

  • Вначале поют основную тему. Если это песня, то куплет и припев.
  • Используют скэты (слоги под музыку). У них есть свои определенные гласные и согласные.
  • Приемы рифов исключаются.

Импровизация строится по аккордам темы, не выходя из ее сетки. Она может длиться дольше, чем один куплет с припевом. Здесь возможны различные голосовые приемы. И когда в импровизации участвует группа целиком, все по очереди исполняют вариацию одной и той же фразы. В такой перекличке, как в диалоге, соблюдают логику разговора. Иначе получится базарный гомон.

А как научиться импровизировать скэтами? Скэтовая импровизация преследует цель использовать голос для имитации звучания духового инструмента. Слоги изучаются на курсе джазового вокала в вузе и применяются в быстром темпе. Баллады используют текст.

На блокфлейте

В музыкальной группе звуки блок-флейты красиво сочетаются с гитарой. Освоить академическую флейту решится не каждый, а этот инструмент позволяет создавать украшения музыкальных композиций без особого труда. Тот, кто прошел путь новичка, может посоветовать, как научиться импровизировать на блокфлейте.

Игра на блок флейте

Необходимым навыком называют умение подобрать мелодию на слух. Самая распространенная флейта сопрано имеет строй до. На ней можно играть в тональности ре и си, до и ля, ми и соль. Освоив основные арпеджио этих гамм, можно приступать к импровизации в сопровождении гитары. Меняя ритм и громкость, рисуют мелодию. Используют стаккато и легато. Освоив эту технику, приступают к характерным для флейты приемам:

  • Форшлаги.
  • Группетто.
  • Морденты.
  • Трели.

Можно использовать вибрато. Диафрагма при выдувании звука вибрирует. Здесь необходимо правильное дыхание. Этого достаточно, чтобы музыка рождалась спонтанно. С опытом придет раскованность и уверенность в своих силах.

Заключение

Принципы у всех рассмотренных направлений очень похожи: не выходить за рамки темы, соблюдать ритм, делать вариации из заготовленных ранее отрывков. Теперь вы знаете, как научиться импровизировать.


Любишь ли ты общаться с людьми? Нравиться ли тебе быть в центре внимания? Если да, то иногда у тебя могут быть трудности с импровизацией в разговоре. И связано это может быть не с тем, что ты не знаешь, про что говорить, а с тем, что чувствуешь себя неуверенно или думаешь, что та или иная фраза будет не уместна.

Импровизация­ – это способность человека без подготовки говорить на любую тему и чувствовать себя при этом легко и непринуждённо.

Если ты читаешь эту статью, значит тебе хочется стать хорошим оратором. Самое главное, что нужно помнить, что никто не может владеть всей информацией.

Очень часто, даже лучшие спикеры могут сбиться с мысли или потерять нить рассуждений. И это вполне нормально. В этот момент пустоту в речи поможет скрыть импровизация.

Для чего нужна импровизация

Существует несколько моментов, когда словесная находчивость просто необходима:

  • Заполнить паузы в речи
  • Непринуждённо отвечать на вопросы
  • Быть в контакте с аудиторией
  • Уметь расслабить публику
  • Уметь активизировать публику
  • Быть в диалоге с любым человеком
  • Поддержать беседу, в теме которой не разбираешься.

Во всех этих моментах импровизация очень важна. Но часто импровизировать не получается из-за собственных страхов. Именно они мешают тебе почувствовать себя легко и отдаться потоку мыслей.

Основные страхи

Давай попробуем разобраться, какие страхи могут мешать тебе:

  • Быть смешной
  • Быть не понятой
  • Ошибиться
  • Потерять свой статус, имидж

Есть один психологический совет. Что делать, если ты чувствуешь, что тебе так плохо даётся импровизация. Необходимо выписать для себя, чего именно ты боишься. Что самое плохое и страшное может случиться, если ты скажешь что-то не то на выступлении?

Когда ты назовёшь свой страх, тебе уже станет легче, а если ты назовёшь самое страшное что может случиться, то будешь знать, как выйти из этой ситуации.

Способы импровизации

В момент импровизации-воспоминания важно вспомнить что-то из твоей жизни, литературы или кинофильмов, что будет приближено к теме твоего выступления или разговора. Это должно быть легко и непринуждённо. Чтобы лучше справляться с этим видом импровизации, можно расширять свою эрудицию.

Как всегда находить нужные слова? Речевая импровизация

Как всегда находить нужные слова? Речевая импровизация

Это один из самых важных видов импровизации. Юмор помогает расслабить собеседника или аудиторию. Переключить их внимание. В этот момент не бойся показаться смешной, обаятельной и харизматичной. Если тебе трудно даются шутки, ты можешь попробовать запоминать их из кинофильмов или книг. Так же ты можешь иногда перечитывать анекдоты, обязательно в какой-нибудь момент времени один из них может пригодиться.

Этот приём может помочь тебе, когда ты вдруг решила перескакивать с одной темы на другую и твоя речь на первый взгляд может показаться несвязной. Попробуй заранее потренироваться. Для этого назови себе любые три слова и при помощи логики попробуй их связать между собой. Если ты будешь иногда выполнять такое упражнение, то в процессе любого выступления, даже если твои высказывания заведут аудиторию в тупик, ты сможешь найти логическую связь между твоими словами.

Именно они делаю нашу речь более живой. Даже если тема твоего выступления связана с наукой, что предполагает достаточно сухой язык повествования, можно использовать больше сравнений, эпитетов, синонимов. А для этого ты тоже можешь заранее потренироваться. Выпиши себе различные слова и начни подбирать к ним синонимы по смыслу.

Это упражнение связано с тем, что ты должна дать себе одно слово и начать говорить про него связно на протяжении часа. Это может быть сначала непросто, но если ты будешь выполнять это упражнение систематически, то импровизация будет даваться тебе гораздо легче.

Все эти упражнения направлены на то, чтобы ты могла почувствовать себя увереннее в разговоре. Даже если тема разговора тебе мало известно.

Что ещё важно

Любой аудитории важна не только тема разговора, но и сам человек. Стань тем человеком, которого интересно и хочется слушать. Людям нравится узнавать про то, какая ты в жизни и какие-нибудь примеры из неё. Но не забывай, что всё это должно быть уместно.

Но при этом самообразование всегда будет давать тебе фору в любом диалоге. Наверняка, ты не раз отмечала классных ораторов, которые так ловко жонглируют историческими фактами или историями из разных областей знаний. Поверь в себя, и ты так можешь!

Для этого необходимо чуть больше времени, чтобы изучить новое, но как же приятно потом вставить в диалоге какую-нибудь интересную историю.

Импровизация – не ложь

Важно помнить, что импровизация – это не враньё. Искусно говорить не то, что было запланировано, совсем не означает, что тебе необходимо научиться искусно врать.

Когда ты овладеешь этим искусством, ты больше не будешь впадать в ступор и заикаться сразу, как только забудешь свою мысль. Ты можешь стать ещё более уверенной в себе и прямо со сцены не бояться сказать, что немного потеряла мысль.

Твои плечи будто расправятся, и ты еще больше полюбишь публичные выступления или новые компании. А это значит, что твоя жизнь станет ещё более многогранной и интересной.

Как научиться импровизировать в беседе

Даже во время произнесения заранее заготовленной и хорошо отрепетированной речи нередко случаются разные неожиданности. Из зала может прозвучать внезапный вопрос, который собьет оратора с толку, оратор может перепутать или начисто забыть фрагмент речи и впасть в ступор и т. п. О деловых переговорах или дружеской беседе тет-а-тет и говорить нечего – такое невозможно подготовить, придется научиться импровизировать в разговоре.

Человек, владеющий навыком импровизации, подвержен описанным выше рискам в той же степени, что и любой другой, но у него всегда есть соломинка, за которую можно ухватиться в трудную минуту. Импровизация дает возможность сгладить заминку, выиграть время, собраться с мыслями и незаметно вернуть себе контроль над ситуацией.

Чем конкретно поможет вам словесная импровизация:

  • вы больше не впадете в ступор, если вдруг потеряете мысль или забудете слова;
  • вы больше не будете зависеть от бумажки;
  • ваше выступление станет более живым и эмоциональным, т. к. оковы вызубренного неживого текста будут сброшены;
  • вы научитесь не теряться при интервьюировании, сможете мгновенно, емко и интересно отвечать даже на неожиданные и каверзные вопросы;
  • публичные выступления станут для вас легким и приятным занятием, соответственно, о связанных с ними страхах можно будет забыть навсегда;
  • поддержание беседы больше не будет для вас в тягость, вы научитесь непринужденно вести разговор на любую тему.

Речевая импровизация: задачи и преимущества

Речевая импровизация: задачи и преимущества

Под определение речевой импровизации, по большому счету, подходит вся устная речь, т. к. слова для выражения мыслей мы подбираем на ходу. Этот навык совершенствуется всю жизнь с раннего детства, но упражнения на импровизацию ускоряют процесс. Кроме того, львиная доля нашей спонтанной речи приходится на бытовое общение, первой и главной задачей которого является обмен информацией.

Все кардинальным образом меняется при выступлении на публике, как и при важном разговоре с малознакомым человеком. Добавляются новые задачи:

  • завладеть вниманием аудитории/собеседника и удержать его;
  • расположить к себе слушателей, вызвать доверие, симпатию, убедить в компетентности и т. д. в зависимости от ситуации;
  • понятно изложить и донести мысль до аудитории.

Завладеть вниманием

Когда вы делаете шаг на сцену, останавливаетесь у микрофона и бросаете взгляд на зрителей, вы полностью владеете их вниманием, они ждут. Первое же слово, реплика или даже жест либо заинтригуют их, либо разочаруют. В последнем случае даже не ушедший из зала слушатель будет заниматься чем угодно, только не прослушиванием вашей речи. То же самое касается встречи с малознакомым человеком, например, первого свидания. Ваша собеседница (или собеседник) искренне интересуется вами до того, как вы открыли рот. Сохранится ли этот интерес после, зависит только от вас. Соответственно, чтобы завладеть драгоценным вниманием своей аудитории, речь должна быть живой, эмоциональной и непринужденной, а сказанное – емким и интересным.

Расположить

Расположить собеседника к себе – значит вызвать у него положительные эмоции. Это достигается разными способами. Например:

Как научиться импровизировать в разговоре

В бытовом разговоре со знакомым человеком нет необходимости завоевывать его симпатию: она либо уже завоевана, либо уже потеряна, ведь у вас было время друг друга узнать. Слушатели же видят и слышат вас впервые, их недостаток знаний о вас будет компенсироваться впечатлением, которое вы производите. Вот почему умелая речь жизненно необходима любому оратору.

Донести мысль

Тема публичного выступления, как правило, сложнее и обширнее предмета бытового разговора. Речь оратора должна быть четко структурирована, иначе он будет путаться, терять мысль и забегать вперед, как бывает, когда хочется сказать все и сразу. Неправильная подача обширного материала приводит к потере внимания публики: слушателю сложно вслед за оратором перескакивать с одной мысли на другую, сбиваться и повторяться, он быстро устанет и найдет способ отвлечься или же стоически все выслушает, но ничего не поймет. Правильная подача, наоборот, будет вести слушателя от события к событию: каждая новая мысль будет вытекать из предыдущей и, развиваясь, перетекать в следующую. Речь хорошего оратора, словно лестница из мыслей, –слушателю на ней комфортно и легко, а значит, пониманию ничто не препятствует.

Приемы и упражнения на импровизацию

Приемы и упражнения на импровизацию

Эти простые упражнения для развития импровизации речи – хитрости умелых ораторов – проверены поколениями. Они помогут вам не ударить в грязь лицом в сложной ситуации и выиграть время, чтобы навести порядок в мыслях. Сразу овладеть ими не получится, нужны постоянные тренировки. Чтобы развить импровизацию в речи, упражнениям желательно уделять не менее часа в день.

Используйте ассоциации

Как прием

Если вы забыли слова или потеряли мысль, вам нужно выиграть время и не допустить неловкой паузы. Для этого переключите разговор на что-то, что ассоциируется у вас с основной темой. Ассоциация, разумеется, должна быть как можно ближе к предмету: это может быть случай из жизни, анекдот, новость или интересный факт. Главное – увлечь слушателей, пока вы собираетесь с мыслями.

Как упражнение

Задавайте вопросы

Как прием

Как упражнение

Попросите кого-нибудь из знакомых или близких помочь вам отрепетировать речь. Пусть этот человек слушает вас и задает вам вопросы, намереваясь застать врасплох и сбить с мысли. Ваша цель – не растеряться и найти ответ на каждый вопрос, плавно и органично вписав его в общий процесс выступления.

Меняйте тему по последнему слову

Как прием

Если необходимо сменить тему, используйте последнее сказанное вами слово как отправную точку: для слушателя такой переход будет выглядеть оправданно. Последнее слово и есть ваша новая тема: раскрывайте ее, подбирайте к ней ассоциации, пользуйтесь вопросами. Нужно вернуться в прежнее русло? Вы можете выйти так же, как вошли, – с помощью слова.

Как упражнение

Возьмите случайную статью или газетную заметку и представьте, что это отрывок вашей речи. С последнего слова начинайте импровизировать: развивайте тему некоторое время, а потом плавно и органично вернитесь к теме заметки.

На просторах интернета можно найти готовый тренинг на тему ораторское искусство для тех, кто способен на самообразование и кто объективно может оценить свои недостатки как оратора. Готовый тренинг также поможет понять вам как они проходят в актерской школе.

Развиваем словесную импровизацию. Часть 1


Общаясь с опытным переговорщиком, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов.

Словесная импровизация

Это искусство словесной импровизации – умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании.

Кому-то умение легко жонглировать словами далось с рождения. Остальные же могут ему обучиться, регулярно выполняя упражнения сегодняшнего урока.

Конечно, для этого придется потрудиться. Но однажды развив в себе навык словесной импровизации, он будет выручать вас всю жизнь!

Словесная импровизация поможет вам:

• снять паузы и зависания, когда нужно говорить, а в голову ничего не приходит;

• не заучивать дословно текст выступления, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;

• выступать на высокой энергетике;

• легко отвечать на вопросы, в том числе провокационные;

• уменьшить страх публичных выступлений;

• легко поддерживать светскую беседу и деловые переговоры;

• быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.

Как научиться импровизировать на любую тему?

Следующие приемы помогут вам развить этот навык. Причем – довольно быстро.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

Основные приемы словесной импровизации

Прием 1. Ассоциации

Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторые время ее развиваете.

Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середина – основная тема, лепестки – ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью.

В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.

Разберем пример:

Погода.

Чтобы облегчить вам поиск возможных ассоциаций, я предлагаю вам использовать технику направленных вопросов. Эта техника взята из журналистики, где ее используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.

Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.

• Что такое живопись?

• Когда появилась живопись?

• Какие стили живописи бывают?

• Что в живописи сейчас наиболее популярно?

• Каковы перспективы развития живописи?

• В чем польза от живописи для обычного человека?

Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.

Если же вы загрузите в свою память 50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания, в каком направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.

Приведу небольшой список подобных вопросов:

1. Что это такое?

2. Когда это появилось?

3. Какие способы приготовления этого бывают?

4. Какой вид этого наиболее популярен?

5. Какие перспективы развития у этого?

6. В чем польза от этого для обычного человека?

7. Чем это можно при желании заменить?

8. Как это используют?

9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?

10. Каким это будет через некоторое время?

11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?

12. Самый известный пример этого?

13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?

14. Какие проблемы это позволяет решить?

15. Кто чаще всего этим пользуется?

16. Какое отношение к этому принято в обществе?

17. Как этим правильно пользоваться?

18. Из каких частей это состоит?

При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.

Прием 2. Задайте риторический вопрос

Предположим, вы снова не знаете, что говорить дальше.

Тогда естественным и красивым ходом будет задать аудитории (собеседнику) риторический вопрос.

И пока вы задаете вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Важно, что это именно риторические или закрытые вопросы, т.е. не требующие ответа или требующие очень короткого и легко предсказуемого ответа. Иначе есть шанс заполучить второго оратора, который, услышав ваш вопрос, с радостью начнет на него отвечать, перехватывая у вас инициативу.

• Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

• Кто из вас боится/любит летать самолетом?

• Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

• Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

• Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Эти примеры показывают, что в любой текст можно при желании добавить вопросы. И почти любое утвердительное предложение можно или переработать так, чтобы оно звучало как риторический вопрос, или дополнить вопросом.

Если же вопросы в голову не приходят, можно вначале мысленно сформулировать то, что вы хотите сказать, в утвердительной форме, а потом просто переработать эти утверждения в вопросы.

Прием 3. Импровизация по маршруту

Очень часто случается так, что развиваемая в данный момент тема общения не слишком вас устраивает.

Например, вы пришли на вечеринку, где идет разговор, абсолютно вам неинтересный. Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации по маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно.

Во время вашего выступления из зала звучит вопрос, уводящий в сторону от темы. Навык импровизации по маршруту поможет ответить на вопрос, а затем плавно вернуть беседу в нужное русло. Если же такого навыка у вас нет, то, уйдя в сторону от темы, вам будет довольно трудно плавно вернуться к ней.

Есть две техники импровизации по маршруту.

1. Переход по последнему слову

Вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.

Прислушайтесь к тому как говорят политики и телеведущие. Вы заметите, что это один из их излюбленных приемов.

2. Переход по маршруту

Вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, по очереди раскрывая их.

Основные стратегии перехода по маршруту:

Стратегия № 1. Последовательно

Темы раскрываются по очереди. Сначала импровизация по первому слову, потом плавно перетекаем ко второму, раскрываем его, переходим к третьему, говорим о нем и завершаем.

Стратегия № 2. Через общую тему

Берем общую тему, которая будет объединять все три слова. Начинаем раскрывать эту тему, используя первое слово, затем – второе и, наконец, третье слово и плавное завершение.

Батюшка выходит и начинает свое выступление:

Прием 4. Сочинение сказок

Основываясь на этом принципе, можно создать простейший сюжет, состоящий из 7 шагов.

1. Где происходят события

2. Кто главный герой

3. Событие, перевернувшее жизнь героя

4. Какую цель он поставил перед собой после события

5. Главный враг (препятствие) на пути к цели

6. Кто помогал герою в решающей битве

7. Что решил сделать герой после битвы (достижения цели)

Осваивать этот прием интереснее всего в группе, состоящей из нескольких человек. Сперва случайным образом заполняется сюжетная линия. Кто-то один пишет, где происходят события, заворачивает эту часть листка и передает следующему. Тот решает, кто главный герой, не зная, что написано в предыдущей ячейке, и так далее, пока не получается безумный сюжет.

Теперь задача оратора, взглянув на этот листок, попытаться увязать все со всем и сходу сочинить сказку, которая пройдет по этим 7 ключевым точкам маршрута.

Как показывает практика, сказки часто получаются очень веселые. И какие бы, казалось, несвязные вещи ни были написаны в ячейках, всегда удается придумать сюжет, в котором все это идеально сочетается.

Такая игра, кстати, может послужить вам хорошим развлечением на любой вечеринке.

Развитие навыка словесной импровизации

Ниже приведена подборка упражнений на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать в одиночку, но если есть возможность потренироваться в небольшой группе, то эффект от занятий будет гораздо выше.

Эти упражнения создают новые нейронные связи, которые позволяют вам быть гибким в общении, интересным собеседником.

Ступень 1. Увеличение словарного запаса

Лучший способ обогатить свой словарный запас заключается в том, чтобы читать вслух художественную литературу, по 1-2 страницы в день.

При чтении вслух ваш ум будет пробовать на вкус новые слова, а в будущем поможет их воспроизводить, во время диалогов и публичных выступлений.

Итак, вы берете любую художественную книгу и начинайте читать хотя бы по одной странице в день. Возьмите русских классиков, ставьте таймер и начинайте читать. Ваша задача не допускать ошибок в чтении. Когда чувствуете, что можете читать вслух легко, начинайте менять интонацию голоса, громкость, скорость. В диалогах меняйте голоса, озвучивайте героев разными голосами.

Контрольное задание: прочитать вслух, без пауз и ошибок, выразительно, три страницы текста подряд. Если вы выполните это задание, можете переходить на вторую ступень.

Но даже выполнив контрольное задание, не стоит прекращать выполнять это упражнение. Продолжайте читать вслух каждый день по одной странице. Читайте расслабленно, никуда не спешите. Читайте вслух минимум месяц.

Ступень 2. Импровизация на заданную тему

Поздравляю! Вы смогли прорваться на вторую ступень! Было тяжело? Ну ничего, сейчас будет полегче. Здесь уже начинается начальная импровизация.

Откройте книгу на любой странице. Смотрите, с какого слова эта страница начинается. Возьмите это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать выбранную тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с ней, которые приходят вам в голову, а также используя такие приемы импровизации, как ассоциации и риторические вопросы.

Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.

Условие упражнения – пауза между словами не больше пяти секунд.

Начните выполнять упражнение с двух минут, без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.

Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов – нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет.

Легко идут две минуты? Увеличивайте до трех минут. Можете легко говорить три минуты? Увеличивайте до пяти минут.

Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.

Контрольное задание: непрерывно говорить на выбранную тему в течение 10 минут.

После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на третью ступень.

Если же вы работаете в паре, то можете перед переходом на третью ступень отработать дополнительное упражнение, которое улучшит ваш навык поиска ассоциаций на заданную тему.

Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.

Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.

Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему, произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40 импровизирует.

Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера № 1, затем от партнера № 2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5 ассоциаций. Потом меняете тему.

Ступень 3. Импровизация в бесконечность

В этом упражнении мы тренируем навык импровизации по последнему слову. Вы случайным образом выбираете тему выступления. Начинаете ее раскрывать. Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, потом в третью, потом в четвертую. И так далее. Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность. Смену темы рассказа вы можете осуществлять, на свой выбор, по последнему слову предложения либо по хлопку партнера.

В этом упражнении вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям французской кухни.

Например, начинаем с живописи:

В этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть-чуть развить тему.

Контрольное задание: продержаться в выбранном темпе в течение 10 минут, без пауз и зависаний, и стараясь делать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным.

После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на четвертую ступень.

Ступень 4. Фотография из Интернета

Что дает прохождение этой ступени. Вы научитесь говорить естественные комплименты, научитесь отмечать интересные детали у человека.

Найдите любую фотографию человека в интернете. Выделите любую деталь, которая привлекла ваше внимание в человеке (одежда, лицо, тело, бижутерия, аксессуары, характер, типаж). Начинайте говорить о том, что привлекло ваше внимание. Говорите одну минуту. Теперь возьмите две детали и говорите две минуты (на каждую деталь одну минуту). Теперь возьмите три детали и говорите три минуты. Условия – вы можете предполагать о человеке, кто он если у него это есть, чем он занимается, что любит, почему он такой, какой он был в прошлом и т.д.

Контрольное задание: говорить только о двух деталях десять минут (на одну деталь пять минут).

После того, как вы выполните контрольное задание, возьмите это упражнение на вооружение, начинайте говорить уже о людях, которых вы встречаете в своей жизни. А сами переходите к следующей ступени.

Ступень 5. Импровизация-интервью

Вы представляете, что вы – известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь партнера, который будет играть роль журналиста.

Вы должны кратко за 30-40 секунд, но достойно ответить на вопрос, импровизируя на его тему.

Контрольное задание: продержаться 10 минут, отвечая на самые провокационные вопросы журналиста.

Ступень 6. Вижу и говорю

Это упражнение выполняется на улице. Для кого-то оно может показаться неудобным. Но подобная тренировка очень полезна, и позволит вам легко решить проблему неловких пауз во время общения с новыми людьми.

Вы идете по улице и видите что-то перед собой, например снег. Начинаете говорить о снеге. Что угодно можете говорить, но делаете это осмысленно. Например, рассказываете историю из детства, историю друга, свое мнение о снеге и т.д. Говорите одну минуту.

Если вы не хотите показаться окружающим людям сумасшедшей бабушкой, которая говорит сама с собой, тогда выполняйте упражнение, когда нет рядом людей, или говорите шепотом.

Условие – про себя говорить нельзя, только вслух (можно тихо, но вслух).

Делаете это легко? Теперь два слова и две минуты, потом три слова и три минуты. То есть вы рассказывали одну минуту, потом ваш взгляд упал на что-то другое, смените тему, расскажите о новом предмете, который вы увидели.

Контрольное задание: пять слов, пять минут.

Если вы справились с контрольным заданием, это означает, что отныне вы можете говорить, о чем угодно. Проблемы неловких пауз в разговоре для вас больше существовать не будет.

Читайте также: