Как сделать икт

Обновлено: 05.07.2024

ИКТ - комплекс производственных процессов, методов и программно-технических средств, которые собраны воедино с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, и использования информации.

Началом для появления ИКТ, стало появление письменности, а затем и возникновение книгопечатания. А после информационно коммуникационные технологии прошли ещё 4 этапа становления такие как:

  • Этап, на котором происходит появление механических технологий: телефоны, радио, пишущие машинки и тд. В конце XIX века;
  • Первые изобретения, связанные с электронно-вычислительными машинами;
  • Появление первого персонального компьютера;
  • Впервые появляется определение информационные технологии в 1958 году. И по сей день происходит становление современных информационно-коммуникативных технологий.

Для современного этапа, который пронизывает и нашу жизнь, характерно сильное влияние на все процессы общества. Не стали исключением и наука, культура, политика, экономика и образование.

Характеристики информационно-коммуникативных технологий

Давайте рассмотрим, что же характерно для информационно-коммуникативных технологий:

  • Внедрение во все сферы жизни человека;
  • Изменения процессов приобретения информации;
  • Оцифровка любого вида информации, такого как текст, аудио, видео;
  • Легко изменяются при необходимости;
  • Позволяют создавать новые типы коммуникаций.

Средства ИКТ

Чтобы более точно понять суть темы, необходимо рассмотреть средства, которые обеспечивают доступ к информации:

  • ЭВМ;
  • Персональные компьютеры;
  • Интернет сети;
  • Различные носители информации;
  • Локальные сети;
  • Искусственный интеллект;
  • Машинная графика;
  • Различные средства связи.

Виды ИКТ в сфере образования

  1. Программные: офисные программы, которые помогают приготовить уроки, лекции и прочее;
  2. Специальные, помогающие передать и найти информацию;
  3. Телекоммуникационный, обеспечивающие процесс общения между участниками в сфере образования.

Оборудование

Для того, чтобы осуществить информационно-коммуникативный процесс, требуется специальное оборудование, например:

  • Все, что связано со связью: это и устройства связи, программное обеспечение и прочее;
  • Различное оборудование для измерения и управления. К таким можно отнести: устройства, помогающие в автоматическом вычислении, а также средства осуществляющие контроль;
  • Вычислительная техника, к примеру, вычислительные машины и тд;
  • Оборудование для воспроизведения аудио и видео формата;
  • И хранение информации: флешки, карты, диски и тд.

Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования

В наши дни происходит активное внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Такая информатизация необходима, связи с изменениями в современном обществе, для улучшения качества обучения.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Можно выделить следующие задачи, которые поставлены перед процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность:

  1. Улучшение качества процесса обучения используя ИКТ;
  2. Икт способствует повышению интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
  3. При помощи информационно-коммуникативных технологий можно произвести объединение различных видов учебной деятельности;
  4. Произвести адаптационный процесс ИКТ обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика;
  5. Сделать процесс воспитания непрерывным и преемственным;
  6. Необходимо разработать и внедрить методы и средства дистанционного обучения, основываясь на ИКТ;
  7. Сделать образовательный процесс более совершенным, и подходящим современным реалиям;
  8. Повысить уровень актуальности современного образования и соответствия требованиям общества и государства.

Классификация ИКТ

Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по таким параметрам:

По решаемым образовательным задачам:

  • Это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников. К ним относятся: электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний.;
  • Средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры.;
  • Вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии;
  • Комплексные средства, такие как дистанционное образование

Относительно функций педагогического процесса:

  1. Информационно-обучающие средства. Это могут быть электронные книги, справочники и тд.;
  2. Интерактив, к примеру: электронные ящики, вебинары и тд;
  3. Средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и тд.

По типу информации:

  1. Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию такую, как: учебные пособия, тесты, словари и тд.;
  2. Ресурсы с визуальной информацией: презентации, фотографии, схемы и диаграммы, а также презентации;
  3. Ресурсы в аудиоформате: музыка, всевозможные записи, речевые упражнения;
  4. Комплексные ресурсы из аудио и видео форматы: лекции, экскурсии и тд;
  5. Комбинированные ресурсы: различные пособия, задачники и тд..

По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике:

От формата взаимодействия с учеником:

Аспекты использования

В педагогическом процессе выделяют несколько аспектов ИКТ:

Содержательный. Означает, что информационно-коммуникативные технологии могут быть применены:

  1. Для того чтобы занятие, в определённой области, было более наглядным. Для этого используют, например: плакаты, таблицы, презентации;
  2. При формировании персональных мини-тестов;
  3. При создании домашних заданий, различных тренажёров, и тд.

Мотивационный. Это когда ИКТ используют для пробуждения интереса и мотивации, формируя их таким образом:

  1. Создавая учёт индивидуальных возможностей и потребностей в рамках процесса обучения;
  2. Расширяется выбор методов, форм, содержания и типа организации процесса обучения;
  3. Создаётся больше возможностей для раскрытия потенциала учеников;
  4. Создание условий для расширения навыков учащимися использования ИКТ, которое необходимо для продуктивного взаимодействия в обществе.

Учебно-методический. Принцип состоит в том, что ИКТ используется педагогом для усиления наглядности и повышения интереса к информации, которую он хочет донести ученикам. Для этого могут быть использованы различные ИКТ, и на любом этапе образовательного процесса:

  1. На этапе подготовки к занятию. Планирование, создание наглядного материала, написание проекта;
  2. В самом учебном процессе и на этапе закрепления;
  3. В организации самостоятельной работы;
  4. Когда необходим дополнительный материал;
  5. Для контроля знаний, и проверки результатов:

Организационный. То есть информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы, как для:

  1. Индивидуального обучения;
  2. Или для группового формата уроков:

Контрольно-оценочный. Различные виды контроля знаний, такие как: входное тестирование (на определение уровня знаний), промежуточное, итоговое.

Преимущества ИКТ

Информационно-коммуникативные технологии играют огромную роль в организации любых процессов, будь то процессы внутри компании, образовательные или политические. С их помощью можно оказать воздействие на любую сферу нашей жизни. Давайте рассмотрим преимущества ИКТ:

  • Быстрая связь между объектами процессов по средствам ИКТ;
  • Возможность хранения огромных объемов информации;
  • Быстрая передача информации;
  • Возможность автоматического поиска информации;
  • Автоматизация обработки информации;
  • Создание новых форматов взаимодействия;
  • Аналитика и прогноз результатов;
  • Стимуляция развития.

Как мы видим современный процесс образования невозможен без ИКТ, который принёс в эту сферу множество преимуществ связанных с автоматизацией процессов, а та же с возможностью донести любую информацию в наглядной форме и многое другое.

Ребёнок переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и у меня, как у молодого специалиста, часто возникают проблемы в этой области. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке, овладевать практическими способами работы с информацией.

Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:

активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;

во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт - дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всеми учащимися;

Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, способствует повышению качества образования.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о исследуемом на уроке, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Чувствуется положительная атмосфера в классе. Дети активно работают на уроке.

Многие из учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, литературного чтения, пользуясь ресурсами Интернета, готовят презентации по выбранной теме.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает широкие возможности для обучения, развития и воспитания детей различного возраста.

Сегодняшний уровень развития образования диктует нам необходимость использования компьютерных технологий. А значит, учителю необходимо овладевать новыми методиками и новыми образовательными технологиями.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий при изучении школьных дисциплин.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе при обучении детей с ОВЗ. Обучающиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Цели использования ИКТ на различных уроках в начальной школе :

овладевать практическими способами работы с информацией;

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания

активизировать познавательную деятельность учащихся;

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

Таким образом, использование компьютерных технологий играет огромную роль в учебном процессе при обучении детей с ОВЗ, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.[2]

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. [3]

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, развитие техники, информатизация общества, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Опыт использования ИКТ на уроках в начальной школе с обучающимися с ОВЗ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

Во-первых, вызывают интерес учащихся, новизна для них, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук леса, увидеть волнение моря. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности;

Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;

В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия. [2]

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений. [1]
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение ,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. [3]

В своей работе я часто применяю ИКТ при работе с детьми с ОВЗ, так как работаю с обучающимися дистанционно.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. В работе с детьми с ОВЗ я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе (электронные доски, сайты для создания схем, необходимых на уроках, видеофрагменты).

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера, как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников С ОВЗ в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить самому учиться - важная задача современной начальной школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

В своей работе я отдаю предпочтение таким средствам ИКТ, как презентации, видеофрагменты, анимации, тесты, мультфильмы, ЦОР, программы для рисования ArtRage, Pinta, Google документы, которые позволяют работать совместно и одновременно.

Р Рис.2 Текстовый документ

Текстовый документ удобно использовать в качестве рабочей тетради для работы с обучающимися. Доступ к документу обучающийся получает в виде ссылки, либо только чтение документа, либо с правом редактирования, если нужно выполнить письменно задание. Такой документ удобен в использовании тем, что обучающийся готовясь к следующему уроку всегда может вернуться к предыдущему материалу и повторить его. (рис.2)

Рис.3 Анкета

Технические возможности компьютерного оборудования позволяют использовать ресурсы интернета не только для обучения, но и для участия в различных олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня.

Можно для подготовки к урокам делать карты, схемы, используя ресурсы Google.

В сети интернет очень много сайтов, позволяющих провести полноценно уроки с детьми с ОВЗ.

Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и внедрение их на территории Российской Федерации за последние пять лет наложило неизгладимый отпечаток на изменение в лучшую сторону личности современного ребенка. Сильнейший поток информации, рекламы, использование новых технологий на телевидении, достаточное распространение компьютеров, электронных игрушек и игровых приставок – все это оказывает существенное влияние на восприятие ребенком окружающего мира, а также на его воспитание. Значительные изменения претерпели и особенности практической деятельности детей: меняются игры, увлечения и любимые герои. В нашей статье пойдет речь об основных моделях использования ИКТ в образовательном процессе. Помимо разновидностей, рассмотрим их характеристику и направления в применении.

Современные методики обучения

Вам будет интересно: Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?

основные модели использования икт в образовательном процессе

Сегодня школа является частью общества. Именно она позволяет получить отражение проблем, существующих во всей стране. Поэтому нужно научить каждого школьника за относительно небольшой период времени усваивать, преобразовывать, а также применять на практике внушительные массивы информации. Очень важна такая организация процесса обучения, в соответствии с которой он активно, увлеченно и с интересом будет работать на уроке, лицезреть плоды собственного труда, а главное – оценивать их.

Вам будет интересно: Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку

Помочь педагогу в решении столь непростой задачи помогает сочетание традиционных методик и использование ИКТ в образовательном процессе. Применение компьютера на уроке делает процесс обучения строго дифференцированным, мобильным и индивидуальным. Инструмент сочетает в себе возможности видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, а также книги. Компьютер представляет собой универсальную игрушку, способную имитировать иные всевозможные игры. Современный информационный механизм является равноправным партнером для ребенка, способным весьма тонко реагировать на его запросы и действия, чего школьнику временами так не хватает. Важно учитывать, что использование ИКТ в образовательном процессе в школе является привлекательным решением и для преподавателей. Компьютеры позволяют лучше оценить знания и способности ребенка, понять его. Они побуждают находить нетрадиционные, новые методы и формы обучения.

Вам будет интересно: Украшение рекреации в школе к Новому году

В этой статье мы постараемся осветить ключевые возможности использования ИКТ в образовательном процессе. Начнем, разумеется, с понятия информационных технологий.

Определение ИКТ

основные модели использования икт в образовательном процессе

На практике информационные методы обучения принято трактовать как технологии, в соответствии с которыми применяются специальные информационные технические средства (например, ЭВМ, видео-, аудио- или кино-). Когда использование ИКТ в образовательном процессе стало обычной и в то же время популярной практикой, появилось понятие новых информационных технологий. В общем говоря, любой педагогический инструмент – это в первую очередь информационная технология, потому что база процесса обучения формируется посредством информации и ее преобразования. Самый удачный термин для технологий обучения с использованием компьютера – компьютерная технология. Под ним следует понимать процесс подготовки и последующей передачи сведений обучаемому, средством реализации чего служит компьютер.

Такая технология может быть исполнена в соответствии с одним из трех вариантов:

  • Первый вариант – это "проникающая" технология. Использование ИКТ в образовательном процессе в школе предполагает компьютерное обучение по разделам, темам, а также по отдельным задачам дидактического плана.
  • Второй вариант рассматривается как основной. В данном случае определяются самые значимые части из используемых в технологии.
  • Третий вариант именуется монотехнологией. В соответствии с ней категория обучения, включая мониторинг и все разновидности диагностики, опирается на использование ИКТ технологий в образовательном процессе.

В комплекс образовательных инструментов ИКТ входят различные программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных задач педагогического плана. Они наделены предметным содержанием и ориентированы на непрерывное взаимодействие с обучающимися.

Классификация образовательных средств ИКТ

использование икт в образовательном процессе фгос

Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых педагогических задач предполагает существование:

  • Средств, обеспечивающих базовую подготовку (системы контроля знаний, обучающие системы, электронные учебники).
  • Средств практической подготовки (практикумы, задачники, виртуальные конструкторы, тренажеры, программы имитационного моделирования).
  • Средств вспомогательного плана (энциклопедии, хрестоматии, словари, мультимедийные учебные занятия, развивающие компьютерные игры).
  • Средств комплексного характера (дистанционные курсы для обучения).

Вам будет интересно: Крестьянский быт XVIII века в России

Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе подразумевает существование следующих категорий в зависимости от функционала:

  • Информационно-обучающие инструменты (электронные библиотеки, электронные издания периодического выпуска, электронные издания, справочники, словари, информационные системы, обучающие компьютерные программы).
  • Интерактивные инструменты (электронные телеконференции, электронная почта).
  • Инструменты для поиска информации (каталоги или поисковые системы).

Классификация по типу информации

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:

  • Текстовой (учебные пособия, учебники, задачники, словари, тесты, справочники, энциклопедии, числовые данные, периодические издания, учебные и программные методические материалы).
  • Визуальной (всевозможные коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты, видеофрагменты явлений и процессов, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; динамические, статистические и интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории, лабораторные практикумы; символьные объекты: диаграммы, схемы).
  • Аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, звуков неживой и живой природы, а также синхронизированные аудиообъекты).
  • Аудио- и видеоинформацией (сюда целесообразно отнести аудио- видеообъекты неживой и живой природы, а также предметные экскурсии).
  • Комбинированной (учебники, первоисточники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, задачники, периодические издания, словари).

Рекомендации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе

использование икт в образовательном процессе доу

Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен формировать план мероприятия в зависимости от его целей. Так, в процессе отбора учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы: последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности, научности и так далее. При этом стоит помнить, что компьютер не может заменить педагога – он лишь дополняет его функционал.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ и в школьных учреждениях определяет следующие характеристики такого урока:

  • Принцип адаптивности, иными словами, приспособление инструмента к индивидуальным чертам ребенка.
  • Диалоговые особенности обучения.
  • Управляемость, то есть учитель в любой момент может корректировать процесс обучения.
  • Взаимодействие ребенка с компьютером может реализовываться в соответствии со всеми известными сегодня типами: субъект-объект, объект-субъект или субъект-субъект.
  • Оптимальное сочетание групповой и индивидуальной деятельности.
  • Поддержание у учащихся состояния психологического комфорта в процессе общения с компьютерами.
  • Неограниченное обучение, другими словами, его содержание, приложения и интерпретации велики настолько, насколько это угодно.

Особенности метода

В процессе использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ и школ весьма актуальным является вопрос касательно соотношения компьютера и элементов иных технологий. Важно отметить, что компьютер может применяться на всех стадиях процесса обучения: при введении (объяснении) нового материала, повторении, закреплении, а также при контроле знаний. Компьютерные инструменты обучения определяются как интерактивные. У них есть способность откликаться на действия преподавателя и учащегося, вступать с ними в диалог. Именно в этом и заключается основная особенность метода компьютерного обучения. Современный компьютер реализует следующие функции:

  • Источник учебных сведений для педагога.
  • Наглядное пособие для учителя.
  • Тренажер.
  • Инструмент для диагностики и контроля.
  • Средство для подготовки текстов и последующего их хранения.
  • Графический редактор.
  • Инструмент для подготовки выступлений.
  • Вычислительная машина, отличающаяся большим арсеналом возможностей.

Преимущества

использование икт в образовательном процессе начальной школы

Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ и других образовательных учреждениях имеет ряд плюсов, в числе которых:

Дополнительные плюсы применения ИКТ

Вам будет интересно: Плавание судов. Плавание судов - физика (7 класс)

Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы или средних, а также высших учебных заведений предполагает наличие следующих преимуществ дополнительного характера:

  • Методика обучения с применением ИКТ очень привлекательна для учителей: она позволяет за короткий промежуток времени получить объективную картину степени усвоения изучаемой информации в отношении всех учащихся, а также своевременно ее скорректировать. При этом в настоящее время существует возможность выбора уровня сложности задания для конкретного учащегося.
  • Сразу после исполнения теста (когда эти сведения еще не потеряли своей актуальности) ученик получает объективный результат с определением и пояснением ошибок, что считается невозможным, к примеру, при устном опросе.
  • Разобранные ниже варианты использования ИКТ в образовательном процессе так или иначе предполагают освоение дошкольниками и школьниками современных информационных технологий. На тех уроках, которые интегрированы с информатикой, учащиеся овладевают компьютерной грамотностью, а также учатся применять в работе с материалами школьных предметов один из самых мощных универсальных современных инструментов – компьютер. Именно с помощью его ученики решают уравнения, строят чертежи, графики, готовят всевозможные тексты, а также рисунки для своих выступлений и работ. Таким образом, сегодня учащиеся имеют возможность полноценно проявить творческие способности.

Проблемы и недостатки использования ИКТ

использование средств икт в образовательном процессе

Как и любая другая категория, применение ИКТ имеет свои минусы. Среди них важно отметить следующие:

  • Отсутствие компьютера дома у учителей и учащихся, ведь время на самостоятельную работу в компьютерном классе есть не во всех школах. Сегодня данная проблема теряет свою актуальность, ведь компьютеры имеются практически у всех.
  • Недостаточное количество времени у преподавателя на подготовку к уроку, в процессе которого применяются компьютеры.
  • Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагога.
  • Отсутствие взаимодействия с преподавателем информатики.
  • Дефицит времени для исследования возможностей сети Интернет у учителя.
  • Отсутствие демонстрационного центра.
  • Возникновение сложностей в интеграции компьютера в поурочную структуру занятий.
  • Нехватка на всех компьютерного времени.
  • Отсутствие принципа деления класса на группы в случае работы за компьютерами и так далее.

Заключение. Варианты использования средств ИКТ

использование икт в образовательном процессе доу

Итак, мы полноценным образом разобрали категорию применения ИКТ в процессе образования. В заключение следует отметить, что на сегодняшний день используются различные варианты информационно-коммуникационных технологий. Среди них важно обратить внимание на урок с мультимедийной поддержкой. В данном случае в классе устанавливается один компьютер. Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов. Помимо этого, урок может протекать с использованием нескольких компьютеров (как правило, в специально оборудованном классе). За ними работают все учащиеся одновременно или по очереди. Урок, интегрированный с информатикой, в любом случае проходит в компьютерном классе. Существует также самостоятельное изучение (иногда – дистанционное) посредством соответствующих обучающих систем. Сегодня в учреждениях образования, расположенных на территории Российской Федерации, оно становится все более популярным. Это говорит о том, что учебно-воспитательные структуры активно используют средства ИКТ в своей деятельности.

Читайте также: