Как сделать иголочку языком

Обновлено: 31.07.2024

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение плотно сжимать губы.

Ход выполнения упражнения: рот закрыть, с силой сжать губы.

1) следить, чтобы губы не вытягивались вперед;
2) зубы сжаты, не прикусывать губы зубами;
3) положение сжатых губ должно быть симметричным

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.

1) следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы;
2) если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу;
3) нижняя челюсть неподвижна;
4) улыбка симметричная.

Цель: выработать движение губ вперед.

Ход выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

Цель: выработать умение удерживать напряженный язык в распластанном положении.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать положение на счет до 5.

1) губы растянуть в улыбку;
2) следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык;
3) боковые края языка должны касаться углов рта;
4) язык широкий, тонкий, напряженный;
5) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Если ребенку не удается сделать язык широким, можно похлопать по языку шпателем или предложить ребенку, слегка высунув язык изо рта, похлопать по нему губами.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать на счет до 5.

1) губы растянуты в улыбку без напряжения;
2) язык не загибается и не касается губ;
3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной;
2) движения языка должны быть симметричными;
3) язык не загибается и не касается губ.

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким;
3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.

Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.

1) язык остается широким;
2) нижняя челюсть неподвижна;
3) активно работает только кончик языка.

При невозможности выполнять мелкие движения кончиком языка используется механическая помощь. Возможен переход к указанному упражнению от упражнения № 8 через постепенное втягивание языка в полость рта.

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

1) следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, работает только язык;
2) следить, чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;
3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Выполнение указанного упражнения предъявляет достаточно высокие требования к развитию коартикуляции, поэтому переходить к его освоению рекомендуется, только убедившись в доступности выполнения его элементов (удержание губ в полуулыбке, движение языка вверх и т. д.).

Как правило, выполнение упражнения не вызывает затруднений после отработки упражнений № 9 и № 10.

При совместных движениях языка и нижней челюсти рекомендуется на первых этапах удержание подбородка рукой, а затем контроль рукой за отсутствием движений

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.

Настоящее упражнение является базовым для постановки свистящих звуков.

1) следить, чтобы язык оставался широким, боковые края касались коренных зубов;
2)контролировать симметричное положение языка;
3)контролировать наличие желобка, идущего по средней линии языка.

Настоящее упражнение является базовым для постановки свистящих звуков. Важно отработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и смычку между боковыми краями языка и зубами.

На первых этапах освоения позиции допускается удержание языка в заданном положении зубами.
При совершении выгнутым языком движений необходимо обратить внимание ребенка на поддержание плотной смычки кончика языка с резцами.

При отсутствии желобка слегка нажать на язык зондом №1, стимулируя тем самым напряжение и прогибание языка по средней линии

Цель: укреплять мышцы кончика языка. Вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Выполнение данного упражнения становится доступным, когда у ребенка сформируется умение выполнять его элементы (удерживать рот в полуулыбке, рот полуоткрытым, широкий язык за верхними зубами). Если коартикуляционные навыки ребенка развиты недостаточно, необходимо разложить данное действие на отдельные операции и обратить внимание ребенка на обязательный контроль всех позиций одновременно.

2.Зубы разомкнуты на расстояние одного пальца. Если удержание раствора зубов вызывает затруднения, на первых этапах можно рекомендовать использовать механическую помощь — прикусывать коренными зубами карандаш.

3.Широкий язык поднят за верхние зубы и выполняет мелкие удары.

Внимание ребенка необходимо обратить на симметричное положение языка в полости рта , а также на максимально мелкие движения языка. Необходимо стремиться к тому, чтобы основная масса языка была неподвижна, боковые края прижаты к коренным зубам, а двигался только кончик языка.

Наличие толчка выдыхаемого воздуха контролируется тактильно или поднесением ко рту полоски бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта;
3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух;
4) язык расположен в полости рта симметрично .

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки;
2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов;
3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Наиболее распространены следующие трудности: совместные боковые движения языка и нижней челюсти, девиация языка, размашистые, неточные движения языка.


Я очень люблю открытки В. Зарубина. В детстве их коллекционировала, а теперь уже только вижу их в Интернете. Но открытки изумительные! С ними можно очень хорошо развивать речь, составляя рассказы. Вот давайте и приступим.У нас…


Существительные: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля. Глаголы:летят, улетают, прилетают,…

[Ж] Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги. жа – жо – жу – жи жи – жа – жо – жу жо – жа – жу…

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик

Выглянул в оконце:

Может кончился уж дождь

И выглянуло солнце.

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

На качелях я качаюсь:

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

Обезьянка строит рожи.

На кого она похожа?

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

За что их только дали.

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Не желтели чтоб они.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Не подходите близко!

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Не подходите близко!

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Мы по лесенке ходили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Очень весело бродили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Целый день мы так гуляли,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

И ни капли не устали,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Потом платком накрыл яйцо.

Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

И вот цыпленок на столе!

Язык широкий положи,

А края приподними.

Не желтели чтоб они.

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Наш маляр работе рад.

Барабанщик очень занят,

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

По тропе, чернее тучи,

Едет в бричке старый кучер.

Тащат бричку, хоть ты плачь,

Пара тощих, чёрных кляч.

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Всё стучат, стучат, стучат

Разбегайся кто куда.

На качелях я качаюсь:

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… (расческа)

Лодка под парусом

На прогулку лодочка

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

Используемая литература:

Косинова Е.М. Уроки правильной речи. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника: Эксмо, 2004. – 64с.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80с.

Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006. - 20 с.

Буйко В. Чудо-обучайка. Речевая моторика, речевое дыхание, дикция. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 30с.

Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, поэтому ваши занятия артикуляционной гимнастикой дома будут большим подспорьем в коррекционной работе, особенно на этапе постановки и исправления того или иного звука.

Общая артикуляционная гимнастика

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
  • подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый/логопед показывает, как выполнить то или иное упражнение, ребенок повторяет.

Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, но бывает, что собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя. Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи. Упражнения можно сопровождать стишками.

Упражнения для губ:

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

art.gimn-a1.jpg
art.gimn.2.jpg

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

art.gimn.3-1.jpg
art.gimn.4.jpg

Из зубов заборчик строй –

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

art.gimn.5.jpg
art.gimn.6.jpg

Упражнения для развития движений мышц щек:

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

art.gimn.7.jpg
art.gimn.8.jpg

Толстыми щечки были.

Воздух вышел – ой, ой, ой!

Щечки быстро похудели

И худышку получили.

art.gimn.9.jpg

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

art.gimn.10-1.jpg

То в одну, а то в другую.

Упражнения для развития движений языка:

Устала собачка и дышит устало,

И даже за кошкой бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

art.gimn.11.jpg

И снова собачка за кошкой бежит.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

Тик – так, тик – так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

art.gimn.14.jpg

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Влево – вправо, на бочок.

art.gimn.15.jpg
art.gimn.16.jpg

По дорожке громко.

Тоже будет звонко!

art.gimn.17.jpg
art.gimn.18.jpg

Также можно соединять между собой упражнения. Например:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

art.gimn.19.jpg

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

art.gimn.20.jpg

В основе красивой, правильной речи лежит отчетливое и уверенное произношение звуков. А за него, в свою очередь, отвечают артикуляционные органы: гортань, голосовые связки, язык, нёбо, губы.

Когда у ребенка или у взрослого возникают сложности с произношением тех или иных звуков, на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Мышцы речевого аппарата укрепляются, и дефекты уходят.

Чаще всего такую гимнастику прописывают детям, которым необходимо развить артикуляционный аппарат. Но многие упражнения полезны и для взрослых. Если вы хотите обучиться ораторскому искусству, уверенно выступать на публике или просто развить красноречие, возьмите артикуляционную гимнастику на заметку!

Упражнений для красивой речи очень много, мы предлагаем начать с некоторых базовых. Для достижения хорошего результата выполняйте этот комплекс хотя бы 1 раз в день, а лучше 2-3 раза. На начальном этапе рекомендуется использовать зеркало.

Артикуляционная гимнастика: как научиться говорить четко?

Улыбнитесь и широко откройте рот, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Расслабленный язык придвиньте вплотную к нижним зубам. Удерживайте позицию, обращая внимание на ровное положение языка.

Цель: активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научиться опускать корень языка.

Максимально широко улыбнитесь, показав верхние и нижние зубы. Челюсти должны быть сомкнуты и находиться ровно друг напротив друга. Задержите положение.

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков .

Цель: выработать подвижность губ.

Цель: умение удерживать язык в распластанном положении.

Цель: умение удерживать язык узким.

Цель: укрепление мышц языка, быстрая смена его положения, правильное произношение звуков: р, л, ш.

Статические упражнения выполняйте 10-15 секунд. Упражнения на повторения ребенку можно делать 5-7 раз, а взрослому побольше. Важна правильная техника!

При наличии серьезных дефектов речи рекомендуем обратиться к логопеду, чтобы подобрать индивидуальный комплекс упражнений.

Читайте также: