Как сделать форшлаг

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Подскажите, пожалуйста, как мне в Сибелиусе приделать к аккорду форшлаг, который сам является аккордом? В режиме форшлага я могу набрать единичную ноту, а вот дальше начинается интересное. Когда я хочу набрать вторую ноту форшлага, держась за Shift, то Сибелиус, вместо того, чтобы посадить вторую ноту на тот же штиль (как он делает в режиме набора обычных нот), рисует отдельную ноту и группирует её к первой. Это совсем не то, что мне нужно. Вот как должен выглядеть фрагмент, который мне нужно набрать:

Если кто-то знает, как тут можно помочь, не пройдите мимо, пожалуйста. Заранее спасибо.


335

Долгий форшлаг (неперечёркнутый) представляет собой задержание— нисходящее или восходящее, разрешением которого является основной звук. Он исполняется всегда за счет длительности основного звука, отнимая половину длительности двухдольного или две трети трехдольного звука:


336

Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполняется за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности* [Однако в ряде случаев (в зависимости от стиля) короткий форшлаг может исполняться и за счет длительности ноты, к которой он относится (то есть той, с которой соединен лигой).]:


337

Отнимаемая от предыдущего звука длительность точно не регламентирована; короткий форшлаг, данный в предшествующем примере, может быть исполнен и так:


338

Иногда короткий форшлаг включает в себя не один, а два, три, реже — большее число звуков, обозначаемых мелкими неперечеркнутыми нотками:


339

Широко известно, что происхождение термина Vorschlag немецкое и оно буквально означает пред-удар. Форшлаг представляет собой украшение, состоящее из одной или реже двух нот, исполнявшихся перед той нотой, к которой он относится. Трудно найти более запутанные объяснения исполнения украшений, чем те, что относятся к форшлагам (за исключением, пожалуй, только пральтриллера), по этой причине данный раздел получается достаточно большим.

Во Франции многие авторы пользовались термином Port de Voix для названия форшлага, но в употреблении этого термина была некоторая путаница. Так, имелись двойные форшлаги, которые, например, в трактате де Сен Ламбера – 1702 г., тоже назывались просто Port de Voix simple или Port de Voix appuyé, и автор трактата рекомендовал исполнять их по принципу антиципации (см. пример 1, второй и третий такты).

Пример 1. Saint Lambert de. Les principes du clavecin,… Paris, 1702, p. 51.

Пример 1

Ученик де Шамбоньера Жан-Анри д’Англебер (d'Anglebert Jean-Henri, 1629–1691) в своей широко известной таблице с расшифровкой орнаментики (1689) термином Port de Voix называл исключительно одиночный форшлаг, тоже исполнявшийся по принципу субтрагирования.

Пример 2. Chambonniиres J. Champion de. Piéces de clavessin. Paris, 1670.

Обозначение форшлагов было различным: они могли писаться в виде маленьких запятых, либо сдвоенными запятыми, либо сдвоенными маленькими черточками (наклон черточек и написание запятой выше или ниже последующей ноты указывали на то, какой форшлаг следовало играть – верхний или нижний), крестиком и, наконец, нотками, записанными мелким шрифтом.

а. Couperin Fr. Piéces de clavecin. Livre I. Paris, 1713.

б. Bach, Johann Sebastian. Clavier-Büchlein vor Wilhelm Friedemann Bach, (1720).

Вплоть до 20-30-х гг. XVIII в. в странах Западной Европы в трудах по музыке для названия украшений использовался также латинский язык (впоследствии он встречался значительно реже). На латинском языке различные виды форшлагов назывались следующим образом: Accentus, Accentuatio, Præaccentus, Subsumptio, Insultura, Saltu distantem clavem, Remissio, Disjectio. Эти латинские названия могли встречаться также и у английских, итальянских, немецких и французских авторов.

В трудах на английском языке различные виды форшлагов назывались как: Appoggiatura, Assurrectio, Beat, Delapsus, Forefall, Backfall, Half-fall, Lead. У итальянских авторов различные виды форшлагов назывались как: Accento, Appoggiatura, Exclamatio, Portamento, Sotto-accento, Salterello, Calamento, Dispersione. У немецких авторов – с преимущественным использованием латинских названий: Accent, Accentuation, Accentus simplex ascendens, Accentus simplex descendens, Vorschlag, Subsumptio, Insultura, Remissio, Disjectio. У французских авторов ― l’Accentuation, le Sur-accent, le Sous—accent, le Sursaut, Superficies, Accent, Appuy, Cheute (другое написание: Chute), Coule (или Coulé), Port-de-voix. Как видим, под термином форшлаг и тогда, и в наше время могли пониматься различные виды подобных украшений, потому что форшлаги могли браться с использованием верхнего или с нижнего звуков, или же повторять предыдущий звук или последующий и пр., что отражено в приведенных выше расшифровках украшениях (уточнение см. ниже). Следовательно, и в настоящей публикации термин форшлаг будет использоваться в таком же, более широком, смысле. В тех же случаях, когда речь пойдёт об определенном типе форшлага, это будет сопровождаться дополнительными уточнениями.

На протяжении обозначенных выше полутора столетий в результате изменения музыкального языка и эстетических представлений в композиторском творчестве и исполнительстве изменялась и концепция форшлага. На более раннем этапе (1650-1690 и в ряде случаев – несколько позже) форшлаги преимущественно исполнялись за счет времени предыдущей (предшествующей) ноты, то есть по принципу антиципации. Однако уже в рамках этого же периода времени (начиная приблизительно с конца 1650-х гг.) некоторые музыканты (например, Кристофер Симпсон в Англии и чуть позднее Жак Шампьон де Шамбоньер и Жан-Анри д’Англебер во Франции) стали придерживаться исполнения форшлагов за счет времени основной ноты, то есть по принципу субтрагирования. Именно этот принцип стал основным и его придерживались (за редким исключением) и другие европейские музыканты (приблизительно до последних десятилетий XVIII в.).

Это дает возможность с известной точностью узнать, каким термином на любом из этих языков называлась та или иная разновидность форшлагов. Того же порядка в рассмотрении материалов на различных языках у Муффата будем придерживаться в дальнейшем и мы.

Пример 6

Пример 4. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Имеющаяся здесь звёздочка, которую можно встретить во многих других нотных примерах (см. примеры ниже), Муффатом никак не объясняется.

Пример 7

Пример 5. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Пример 8

Пример 6. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Пример 9

Пример 7. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Пример 10

Пример 8. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Пример 11

Пример 9. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Кроме приведенных здесь шести разновидностей форшлагов, большое место во французской традиции (о чем уже говорилось) имели форшлаги, называемые французскими музыкантами Port de voix (написание могло быть и через дефисы: port-de-voix). Выше уже были рассмотрены примеры port-de-voix из трактата де Сен Ламбера и де Шамбоньера. Со своей стороны Муффат пишет, что пор де вуа это такое же украшение, как и те, которые были объяснены выше, но, в них, прежде чем сыграть основную ноту, дважды берут предыдущую. Из расшифровок в примерах (см. пример 10) видно, что принцип исполнения пор де вуа субтрагированный и в ритмическом отношении достаточно обострённый.

Пример 12

Пример 10. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

В работе Э. Лулье (1696), однако, украшение, названное пор де вуа, трактовалось шире и включало другие варианты исполнения (см. пример 11), то есть, не только повторение предшествующего звука. Особо отметим, что согласно Лулье пор де вуа могли исполняться либо антиципированно, либо субтрагированно, что и видно в приведенном примере.

Пример 13

Пример 11. Loulié É. Principes… 1696, p. 69.

Различают два вида форшлага — долгий (Неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый).

Обозначается форшлаг мелкой ноткой обычно меньшей длительности, чем основной звук, перед которым он записан:


Долгий форшлаг (неперечёркнутый) представляет собой задержание— нисходящее или восходящее, разрешением которого является основной звук. Он исполняется всегда за счет длительности основного звука, отнимая половину длительности двухдольного или две трети трехдольного звука:


Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполняется за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности* [Однако в ряде случаев (в зависимости от стиля) короткий форшлаг может исполняться и за счет длительности ноты, к которой он относится (то есть той, с которой соединен лигой).]:

Отнимаемая от предыдущего звука длительность точно не регламентирована; короткий форшлаг, данный в предшествующем примере, может быть исполнен и так:



Иногда короткий форшлаг включает в себя не один, а два, три, реже — большее число звуков, обозначаемых мелкими неперечеркнутыми нотками:

Читайте также: