Как сделать форму для фьюзинга из гипса

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|вести из мастерской, мастер-класс, производство учебных гипсовых пособий, скульптура, формовка, фото]

IMAG1677

Видов формовки существует очень много. В этом мастер-классе речь пойдёт про поверхностный способ. Обычно я им не пользуюсь, потому что нам нужны формы долговечные, чтобы можно было получить много отливок без потери геометрии. Но этот ангел не из основного нашего ассортимента, и у меня осталось немного ненужного силикона. Итак, начнём.

1. Готовим модель: дорабатываем дефекты, покрываем лаком. Лак лучше брать в аэрозоли, обычный акриловый вполне подойдёт. Потом приклеиваем модель к фанере. Можно на клей, можно как я, на силиконовый герметик. Прошу прощения, что нет фото этих этапов, просто эта модель ждала своего часа давно, и была уже полностью готова.
2.Слоёв будет несколько, поэтому разводим силикона совсем немного. Данная статуэтка высотой 25 см. и я подготовил 200 гр. Лучше брать специальный силикон - для поверхностного нанесения. Он не текучий, и удобно наноситься кистью. У меня же оставался наооборот текучий силикон Smooth-On, поэтому для сгущения я использовал тиксотропную добавку, буквально несколько капель.

IMAG1579

3. Первый слой наносим кистью очень аккуратно, самое главное чтобы не было пузырьков. Когда слой нанесён остатки силиликона распределяем по углублениям. Оставляем сохнуть, время зависит от марки выбранной резины.

IMAG1580

4. Второй слой можно наносить шпателем или стеком для экономии времени. Но тоже очень аккуратно, во втором слое пузырьки нам тоже нежелательны.

IMAG1584

5. Третьим и последующими слоями необходимо добиться округлых и плавных очертаний. Тут уже скорее лепка, чем равномерное покрытие.

IMAG1586

6. Данная резина не для этого способа, как я уже писал выше, поэтому неровности поверхности мне пришлось срезать ножом. Со сцециальным силиконом этот этап не нужен.

IMAG1589

7. Собственно сама форма уже готова. Теперь приступаем к изготовлению кожуха. Кожух должен быть твёрдым, поэтому мысленно представляем как он будет сниматься с резины, в данном случае получиться кожух из 3 частей. Рисуем границы маркером.

IMAG1591

IMAG1592

IMAG1590

8. По намеченной линии лепим бортик из пластилина. Делаем несколько углублений в этом бортике.

IMAG1593

9. Смазываем всю поверхность, включая пластилин, вазилином.

IMAG1599

10. Закрепляем модель горизонтально.

IMAG1600

11. Я использую специальную глазурь для внутренних поверхностей кожуха. Вы можете не заморачиваться, и вместо всех нижеприведённых материалов использовать для кожуха гипс или любой другой твёрдый материал.

IMAG1611

IMAG1612

IMAG1613

IMAG1614

IMAG1616

IMAG1617

12. Поверхность у глазури глянцевая, поэтому для приклеивания следующего материала поверхность покрываем эпоксидкой.

IMAG1618

IMAG1619

IMAG1620

13. Поскольку эпоксидка текучая, и с данной поверхности она просто стечёт, её необходимо загустить. Для этого есть специальный материал, не помню как он называется, белый такой порошок, но он у меня закончился. Но можно придумать и другие способы, например вот такой:

IMAG1622

IMAG1623

IMAG1624

IMAG1626

14. Далее готовим армирующую пасту. Мне очень нравится этот материал для кожуха, но как я уже сказал, можно использовать любой твёрдый материал.

IMAG1627

IMAG1628

IMAG1629

IMAG1630

IMAG1644

15. Лепим кожух. Толщина 0,5-0,7 см. Если гипс, то 3-4 см. Это армирующая паста высыхает 6-8 часов.

IMAG1633

IMAG1636

IMAG1639

16. Повторяем тоже самое для второй части кожуха.

IMAG1640

IMAG1641

17. Потом для третьей.

IMAG1646

IMAG1648

IMAG1649

IMAG1650

IMAG1652

18. Сверлим отверстия.

IMAG1657

IMAG1658

IMAG1661

19. Потом аккуратно снимаем кожух.

IMAG1668

20. Сверлим два небольших отверстия в резине.

IMAG1662

IMAG1665

IMAG1666

21. Делаем разрез. В любых формах шов делается в задней части. Аккуратно высвобождаем модель.

IMAG1667

IMAG1672

IMAG1671

IMAG1673

Постарался сделать данный мастер-класс подробным, но если остались вопросы, спрашивайте.
Ну а приобрести всю нашу продукцию можно в этих магазинах.

Отличие техники фьюзинг от технологии художественного моллирования стекла.

Технология моллирования стекла является разновидностью фьюзинга.

Что представляет собой процесс фьюзинга.технология фьюзинг

Фьюзингом называется техника витражного оформления методом запекания рисунка, выложенного из цветных кусочков специального стекла, в печи при температуре достигающей до 1000 градусов. Элементы соединяются не с помощью металлических планок или основы, а посредством вплавления друг в друга. Такое решение позволяет получить художественное стекло, отличающееся оригинальной фактурой и безграничной цветовой гаммой. Форма изделий, выполненных в технике фьюзинг, также разнообразна. Изделия, изготовленные таким путём, могут иметь мягкий рельеф и четкую форму, быть объёмными или плоскими.

Отличие фьюзинга от других витражных техник

Техника фьюзинга является одной из разновидностей способов создания витражей.

Ниже мы расскажем о явных отличиях витража, выполненного в этой технике, от сборных витражей:

Несколько способов создания изделий в технике фьюзинг

Несмотря на общее название, существуют различные способы работы в технике фьюзинг.

Далее, мы опишем самые востребованные из них.

1. Плостностное спекание.

Основу подобного технологического процесса составляют два этапа: на основание из стекла выкладывается запланированная композиция. Далее происходит процесс запекания стекла. Такой способ является самым популярным видом фьюзинга. При использовании этой техники получается плоское изделие, которое можно применять как самостоятельное украшение, так и основу для объемной композиции.

2. Огневое полирование

Такой способ может производиться либо путем воздействия пламени на стекло, либо путем нагрева стекла в полировальной камере. Эта техника направлена на то, чтобы сделать изделие гладким и блестящим. Также, эту технику применяют при необходимости получить круглые края обрабатываемого элемента.

3. Комбинированное прочёсывание

Моллированиемоллирование

Особенности стекла, предназначенного для работы в технике моллирования:техника моллирования

Стекло, предназначенное для работы в технике фьюзинг и моллирование обладает отличительными характеристиками. О них мы расскажем далее:

  • имеет широкий выбор цветов и оттенков;
  • после запекания приобретает великолепную блестящую поверхность;
  • специализированное стекло должно иметь специальный коэффициент температурного расширения.

Именно эта особенность является залогом того, что во время спекания стекло не треснет в процессе нагревания. Части обычного стекла при высокотемпературном расширении, могут резко изменятся в размерах, что создаёт высокие внутренние деформации и разрушает заготовку.

Этапы изготовления изделия в технике моллирование:

Изготовление изделий в данной технике является длительным и трудоёмким процессом. Ниже мы расскажем об основных этапах производства на пути к созданию готового изделия.

Как мы писали ранее, работа в технике моллирование предполагает создание изделий в двух вариантах: по форме и без.

Стекло, запекаемое без формы, проходит менее длительный этап подготовки. Исхо дный материал режут по необходимой форме. При помощи специальных сыпучих составов мастер вручную создаёт рельеф. Далее стекло подвергается тепловому нагреву до получения нужной формы. Работая в таком варианте техники моллирования, возможно получить изделия с мягким рельефом, схожим с рябью на воде или задрапированной тканью.

Для создания более чётких рельефов перед запеканием стекла в печи мастера-художники проводят ряд подготовительных этапов по созданию формы для последующих работ со стеклом. Исходная форма (рельеф) создаётся мастерами вручную или отпечатывается с натуры. После того как рельеф проработан путём заливки и последующей отпечатки, он проходит несколько этапов до получения огнеупорной формы. Создание такой формы может занимать около 15 дней. Важно соблюдать все технологические особенности при изготовлении формы. Это поможет избежать мелких дефектов на итоговом изделии. После получения готовой формы, стекло проходит процедуру запекания в печи до полного прогиба по форме.

Зачастую, после процедуры готовые изделия проходят дополнительные этапы обработки, такие как: подточка, покрытие лаком. Также, моллированное стекло может быть задекорировано при помощи нанесения росписи, поталей и других художественных техник.

Стекло, выполненное в данной технике, может быть использовано как самодостаточный арт объект в интерьере, а также, может служить основой для осветительных приборов, что гарантирует особенную игру света. Моллирование можно использовать как вставки в мебель, элементы потолочных молдингов, перегородки, вставки в лестничные ограждения, порталы, плитки для оформления фартука, рамы для оформления зеркал, или элементы декора зеркала, ведь моллирование отлично сочетается с другими видами декоративных стекол и зеркал.

Как вы уже поняли, возможности фьюзинга и художественного моллирования почти безграничны. А мы будем безгранично рады реализовать Ваши самые смелые идеи в этих техниках.

Тема про формование заинтересовала всех. И многие спрашивают: как из чего делаем форму для гипса. Смотрите, делал все из формопласта. Концов, выходов, чтобы приобрести материал, нет. Но покажем на маленьком примере, как получить в домашних условиях.

Найдена бутылочка с двуглавым орлом. И планируется из нее сделать слепок из гипса. Что для создания формы надо? Коробочку на быструю руку смастерил, она кривая, внутри форма и нигде стенок не должна касаться. Использован силикон, неважно белый или черный. И понадобится Fairy. Для чего? Все и покажем.


Берем капельку Fairy. начинаем обмазывать заготовку формы. Но слой не должен утопать, слегка всё покрыто. Силикон не пристает сильно к стеклу, особенно к пыльному. А Fairy играет роль смазки.

Бутылочка обработана. Хвостик сделал специально, называется ледник. Будут отверстия, в которые заливать гипс для многоразовой формы.

Начинаем набирать силикон без строительного пистолета. Вовнутрь пошел, чем плотнее набьется, тем лучше, от толщины зависит удобность формы. Набрал силиконовую. Единственный минус метода – долго делается. И начинаем втыкать в форму свою заготовку. Должна находится посредине. И начинаем ее чуть-чуть расталкивать, шевелить, чтобы хорошо силикон прилегал, если где-то пустота, то раковины в изделии готовом.
Далее с 5 минуты


Гипс широко применяется во многих отраслях промышленности. Особенно часто этот материал используют в строительстве, медицине и архитектуре. Но работа с гипсом требует определенных умений и знаний. Как делают гипсовые изделия, описано в этой статье.


Особенности гипса

Гипс считается уникальным материалом, который легко обрабатывается и способен принять любую форму. Из жидкого пластичного гипса можно сделать практически любую фигуру. После застывания изделие выглядит особенно красиво.

При соединении сухого гипса с водой получается масса, по консистенции похожая на тесто. Она быстро твердеет и отлично сохраняет заданную форму. Во время затвердевания раствор немного увеличивается в размерах и выделяет небольшое количество тепла. Эта особенность очень важна. Дело в том, что расширяющийся гипс начинает заполнять все выемки, повторяя с максимальной точностью форму.

Еще одним важным свойством гипса является его экологичность. Так, для приготовления основы для лепки требуется всего лишь сухой гипс и обычная вода. Простота использования и безопасность для окружающей среды сделали гипс особенно популярным.

Из гипса делают разные архитектурные украшения, элементы декора, фигуры. Для создания изделий используют специальные формы. Их делают из дерева, цемента, пластика, эпоксидной смолы, пластилина, металла. Но наиболее удобными и практичными в применении считаются силиконовые формы для заливки гипса. Они пользуются большим спросом и позволяют создать уникальные гипсовые изделия.


Что такое силиконовая форма для гипса

Формы из силикона имеют много преимуществ. Во-первых, к ее поверхности не прилипает гипсовый раствор. Это очень важно, поскольку не нарушается целостность изделия. Таким образом, гипсовые поделки, вылитые в силиконовой форме, имеют идеальный внешний вид. Никакой другой материал не обладает такими свойствами. Во-вторых, силиконовая форма для гипса очень эластичная и износостойкая. Ее можно использовать много раз, не нарушая целостности. В-третьих, форма из силикона легко отделяется от застывшего изделия. Это значит, что силиконовая форма для гипса не требует смазки перед заливкой. Для мастеров это очень удобно и существенно упрощает работу.


Как сделать силиконовую форму для гипса

Готовые силиконовые формы можно купить в строительных магазинах. Но можно изготовить самостоятельно. В этом случае мастер имеет возможность создать форму по собственной креативной задумке.

Изготовление силиконовой формы для гипса осуществляется по определенной технологии.

Сначала нужно сделать контейнер для заливки. Для этого можно использовать дерево, ДСП, стеклопластик и любой другой материал. Или можно взять уже готовую емкость. Затем следует тщательно склеить детали формы, чтобы они хорошо держались и не было щелей.

На следующем этапе нужно взять скульптурный пластилин и равномерно выложить до половины контейнера. Делать это следует аккуратно, чтобы поверхность была гладкой и без дефектов.

Затем в пластилин надо поместить модель, под которую делается форма. Очень важно в пластилине сделать карандашом небольшие дырочки, чтобы во время отливки не смещались части формы.

Теперь нужно измерить объем требуемого силикона. Подсчитать количество необходимого материала можно по размерам контейнера.

Затем нужно смазать поверхность модели мыльным раствором или восковой смазкой. Для создания силикона нужно смешать жидкий раствор диоксида кремния и кислотный отвердитель согласно инструкции на упаковке и вылить массу тонкой струей на пластилин с моделью. Когда верхняя часть формы затвердеет, можно удалять пластилин. Но делать это следует аккуратно, чтобы не повредить поверхность формы.

Теперь нужно вновь смазать поверхность модели и формы, приготовить силиконовую массу и сделать форму для верхней части модели.

Силиконовая форма для гипса готова.


Стоимость готовых силиконовых форм

Сегодня многие фирмы выпускают готовые силиконовые формы для гипса. Цена на них в зависимости от сложности и размера составляет от 200 рублей и выше. Так, за простую форму для декорирования помещения в виде ракушки или листочка нужно заплатить 290–320 рублей. Более сложные формы большого размера стоят значительно дороже. Например, цена на форму для изготовления декоративного камня составляет от 900 до 1500 рублей за кв. м. Есть посредники, которые предлагают формы из силикона китайского производства по оптовым ценам.

 (387x342, 67Kb)

Суть технологии достаточно проста, на стекло, называемое подложкой накладываются слои другого стекла и нагреваются до температуры спекания. После остывания получается монолитное изделие из стекла.

Существует также техника моллирования (“гнутья”) которая родственна фьюзингу. Обычно под моллированием понимают метод формования стекла, основанный на способности разогретого стекла деформироваться под действием собственного веса. При моллировании заготовка из стекла, нагретая до температуры размягчения, приобретает конфигурацию опорной формы.

Стекло при температуре 600—700°С становится относительно текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности (формы, матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Рекомендуемый минимальный радиус кривизны формы для формовки моллированием - 150 мм для стекла толщиной 10 мм.

Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели, управляемые микроконтроллером, а в нижней — металлическая опорная поверхность (форма, матрица), на которую горизонтально устанавливается лист (пластина) стекла. Мощность типовых печей для моллирования одиночных листов размером до 2000×1000 мм при толщине до 25 мм достигает 33 кВт. В массовом производстве автостёкол используются поточные тоннельные печи с непрерывным движением форм с заготовками.

Время собственно моллирования - от 2 до 20 часов, за которым следует этап контролируемого охлаждения и отжига, снимающего напряжения в массе стекла.
Спекание отдельных листов (фрагментов, мозаичных плиток) при моллировании — возможно, но не надёжно. Качественное спекание (фьюзинг) cтекла проводится при более высоких температурах (850—1100°С), при этом отдельные листы спекаются в монолитное изделие.

При всей кажущейся простоте технологии ее сложность – это тонкости каждой отдельно выполненной работы, которые художник–стекольщик накапливает годами, познания в мире фьюзинга бесконечны.

  • Стекло для фьюзинга
  • Оборудование и инструменты
  • Материалы
  • Вспомогательные материалы
  • Технология фьюзинга
  • Режимы обжига


Стекло для фьюзинга

Любое стекло можно положить в печь и спечь. Но чтобы в результате спекания получилось долговечное и красивое изделие стекло, используемое в работе должно отвечать целому ряду требований.

Самое главное - все стекла используемые в работе должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения. У производителей стекла обычно используется C.O.E. (Coefficient of Expansion). В современной практике фьюзинга широко используются следующие группы стекол для фьюзинга Флоат - СОЕ 82-84, группа стекол с СОЕ 90 (BULSEYE, ARTISTA и др.), система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.), стекла Moretti с СОЕ 104. Стекло для фьюзинга обычно имеет маркировку “Тестировано на совместимость”. Такая маркировка указывает, что данное стекло прошло проверку на соответствие СОЕ. Но одинаковый коэффициент температурного расширения не гарантирует полную совместимость стекол. Помимо КТРа на совместимость влияет еще целый ряд факторов, например жесткость стекла. Именно разные жесткости приводят к ограниченной совместимости стекол BULSEYE и SCHOTT Artista. Для ФЛОАТ группы стекол есть другая особенность. Промышленные ФЛОАТ стекла - быстротвердеющие, а цветные стекла с COE 84 очень часто медленно твердеющие и мягкие. Из-за этого - также ограниченная совместимость. Поэтому гарантию совместимости может дать только собственный опыт и скрупулезное соблюдение технологии и очень внимательная проверка на совместимость всех совместно используемых материалов.

Другое очень важное свойство стекло для фьюзинга - неизменность цвета при обжиге. Все современные стекла, предназначенные для фьюзинга имеют стабильный цвет не меняющийся (почти не меняющийся, т.к. у отдельных стекол производитель указывает о возможном незначительном изменении цвета) в процессе спекания.
Еще одно важное свойство - стойкость стекла к девитрификации, или помутнению при нагреве.


Оборудование и инструменты.

Для фьюзинга необходима печь. Печи, используемые для фьюзинга практически всегда, электрические с электронным управлением. Качество печи очень важно. Печь должна обеспечивать равномерный нагрев по всей поверхности, электронное управление должно обеспечивать нужные режимы нагрева и остывания с точностью до 5 градусов. Печь должна плотно закрываться, чтобы в ней не было “сквозняков” и в то же время предоставлять возможность быстрого охлаждения на отдельных режимах.

Вам также понадобится лещадка, т.е. плита, на которую обычно кладется изделие в печь.

Для нанесения разделителей понадобятся кисти и сита. Сита также могут быть очень полезны при нанесении мелкой фриты. Для нанесения глазури - понадобится компрессор и пульверизатор. Для обрезки края изделия после обжига - пила по стеклу. Для шлифовки и полировки края готового изделия - план-шайба.

Все остальные инструменты - обычные при работе со стеклом.

Чтобы выровнять неровности лещадки и обезопаситься от возможного прилипания изделия к лещадке используется керамобумага, а чтобы изделие не прилипало к керамобумаге - используются различные разделители (имеются керамобумаги одноразовые, для которых разделитель не нужен).

Керамобумага существует различной ширины и толщины. Срок службы у керамобумаги ограничен, поэтому обычно используют более толстую вместе с более тонкой и более дешевой, которую кладут поверх толстой.

Существует большое количество всевозможных разделителей. Одни из них дешевы, другие позволяют многократное использование в течении длительного времени, третьи дают особенно гладкую заднюю поверхность, четвертые наоборот дают заднюю поверхность с крупной фактурой. Но у них у всех есть одно свойство - они не прилипают к расплавленному стеклу и после того, как стекло остынет его поверхность останется гладкой и блестящей.

Для предотвращения помутнения изделия при обжиге используются всевозможные глазури, которые наносятся на готовое изделие перед обжигом при помощи пульверизатора.

Для фиксации отдельных кусочков стекла на основе, называемой подложкой, используется клей.

Для фиксации фрит на изделии используется специальная жидкость, по сути тоже клей.


Вспомогательные материалы.


Керамические и металлические формы
Проволока, сетки, фольга
Эмали и краски
Металлические порошки, золото, платина.


Формообразующие материалы

Керамические и металлические формы используют для изготовления объмных изделий из стекла. Существует огромное разнообразие различных керамических форм тарелок, пепельниц, блюд и пр. Металлические формы чаще всего используются для моллирования (гнутья стекла). Другое применение металлических форм - получение изделий из стекла с глянцевой и очень ровной задней поверхностью. Все формы многоразовые. Перед каждым использованием их обрабатывают разделителями. Разные формы с разным разделителем дают в итоге разную заднюю поверхность стекла, например полированная нержавеющая сталь в комбинации с разделителем “нитрид бора” дает практически идеальную гладкую поверхность.

Проволока и сетки из специального сплава, близкого по коэффициенту температурного расширения к стеклу и впеченная в изделие позволяет достичь дополнительного художественного эффекта. Другое применение - металлические впеченные в стекло элементы могут служить для упрочнения или крепления изделия. Очень интересного эффекта можно добиться при впекании медных и латунных деталей в стекло.

Эмали и краски - это отдельная и очень обширная тема для разговора. Если кратко, то краски бывают обжиговые и низкотемпературные. Обжиговые краски представляют собой краситель с флюсом, которые при нагреваниии до рабочей температуры (как минимум размягчения стекла, т.е. около 550 град) спекаются с основным стеклом и после остывания образуют на стекле окрашенный слой. Низкотемпературные краски изготавливаются на органической основе и образуют на стекле органическую окрашенную пленку, которая держится на стекле за счет адгезии.

Низкотемпературных красок существует огромное количество. Некоторые из них требуют сушки при температуре около 200 град. Но у всех этих красок есть одно свойство - они отслаиваются от стекла.

Обжиговых красок не так много, как низкотемпературных. Они делятся на прозрачные и непрозрачные, а также эмали. Обычно под эмалью понимают краску, которая создает выпуклый стекловидный окрашенный слой на изделии. Процесс нанесения краски на стекло сильно отличается от обычного. Классический способ окрашивания стекла следующий - краска наносится на закрашиваемый участок ровным слоем, а затем тем или иным способом удаляется (соскабливается) в нужных местах и в нужных количествах. Каждый цвет наносится и обжигается отдельно, т.к. чаще всего у каждой краски своя обжиговая температура. Вначале наносятся самые тугоплавкие краски, а затем менее тугоплавкие.

Для создания металлического цвета используются специальные металлические пудры. они запекаются между стеклами и придают металлических блеск. Золото и платина имеют температуру плавления выше температуры спекания и не окисляются поэтому могут использоваться для получения золотого цвета. Золото и платина применяются как в виде фольги, так и в жидком виде.

Для придания стеклянному изделию сложной формы используются различные формообразующие материалы. Это всевозможные гипсы и бетоны, а также мягкие легкообрабатываемые плиты.

Технология фьюзинга

В зависимости от задумки и температурных режимов слои могут растекаться или же оставаться в неизменном виде. Цветовые пятна рисунка могут смешиваться, либо, напротив, - сохранять четкие очертания. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного, - сделать его почти плоским. В результате у Вас появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Читайте также: