Как сделать фонетическое членение речи

Обновлено: 06.07.2024

Наша речь фонетически представляет собой звуковой поток, или цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи — это фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки. Звуки речи употребляются не изолированно, а в составе слогов, тактов и фраз.

Речь включает в себя:

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; последовательность звуков, образующих артикуляционное единство.Слоги разделяются на звуки

Звук — минимальная фонетическая единица.

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Энклитика (от греч. enklitikos - наклоняющийся назад), безударное слово, фонетически примыкающее к предшествующему ударному («куда же вы?"). Противопоставляется проклитике.

Ударение- это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

Силой голоса: (при этом нередко происходит удлинение слога) это ударение называется силовым или динамическим(например, в чешском или в тюркских языках)

Высотой тона: (ударный слог выделяется интонационно)это ударение называют тоновым или музыкальным(например, в китайском языке).

Долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называют долготным или количественным(например, в новогреческом).

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное.Свободное ударение – это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова. Связанноеударение – это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове. (во франц. Языке, например, она на последнем слоге, в польском - на предпоследнем.).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, например, вода ед .ч. им.п., вин.п. воду. Неподвижное ударение – это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме, например, ед. ч., им. п. книга, вин.п. книгу.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырехэтажный, пединститут).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра. Кроме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (замОк - зАмок).

Наряду со словесным ударением выделяются синтагматическое и фразовое ударения, функция которых заключается в объединении нескольких слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое – это более сильное выделение ударного слога в синтагме.(погода ужАсная). Иногда синтагматическое ударение переносится с последнего слова на любое другое. Что ведет к возникновению логического ударения (я сегодня поеду к бабушке или я сегодня поеду к БАБУШКЕ).

Фразовое – это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной по смыслу синтагме . (вчера вечером (первая синтагма), когда часы пробили десять (вторая синтагма), приехал БРАТ (третья синтагма) )ИНТОНАЦИЯ!

Интонация – это совокупность ритмико- мелодических компонентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи).

Интонация – одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движения происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

Мелодика речи – основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и риторические группы, связывая ее части;

Ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов

Интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания (разную интенсивность речи на митинге и в комнате).

Темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени;темп речи может передавать эмоциональную настроенность человека, например, речь скороговоркой. В которой звучит взволнованность человека.

Тембр речи, т.е. звуковая эмоциональная окраска речи, предающая ее эмоционально- экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, насмешливости и т.д).

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции:

1)оформляет высказывание в единое целое.

2)различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.)

3) передает синтаксические отношения между частями предложенияили предложениями (интонацию перечисления, вводности, пояснения.)

4) выражает эмоциональную окраску.

5) вскрывает подтекст высказывания.

6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. (разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейском и праславянском языках. Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (например, в словенском, сербском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях - -оро,оло (восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Письмо – это система начертанных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени. Материалом для письма первоначально служили камни, глина, бамбук, доска, кожа животных, кости, а в Китае – даже черепашьи панцири и бычьи лопатки, и лишь значительно позднее – бумага. В Месопотамии, например, имели хождение глиняные бляшки, служившие для записи количества зерна.

Появились новые системы письма с постоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различают идеографическое письмо, словесно – слоговое, собственно слоговое (или силлабическое) и буквенно – звуковое (или алфавитное).

Значительно дольше просуществовал словесно – слоговой тип письма, являющийся логическим продолжением идеографического. В основе его лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные знаки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Недостаток этого типа – многочисленность знаков и трудность при освоении при освоении чтения.

Силлабическое письмо – это письмо, знаки которого передают последовательность звуков в слоге, а не слово в целом. Эти последовательности могут быть разных типов в зависимости от сочетания консонанта (C) и вокала (V):CV, VC, CVC, реже CCV или только V. Для каждой последовательности использовался свой знак. Недостаток – трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов, и громоздкость.

Фонографическая или алфавитная система письма – это система, в которой отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук, соответствующий фонеме или ее аллофону (хотя бывают и исключения, когда для обозначения одного звука используется несколько знаков, нем. Sch – для передачи звука [ш] или tsch – [ч]). Эта система позволила сократить число знаков до двух – трех десятков, обеспечив при этом точную передачу не только содержания высказывания, но и звукового состава морфемы и слова во всех его грамматических формах.

Родоначальником всех видов алфавитного письма является финикийское консонантное письмо (III тыс. до н.э.). Новая система письма давала возможность предавать речь путем фиксации звуков с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся букв. Однако текст, записанный без гласных и обычно без словоразделов, был малопонятен, поэтому финикийский алфавит везде, где был принят, был дополнен знаками, передающими гласные звуки.

В древнегреческом языке было, например, 24 буквы, 17 из которых обозначали согласные, а для передачи гласных были использованы знаки финикийских согласных. Греки первыми разложили речь на согласные и гласные звуки, создали первый в истории человечества настоящий алфавит.

Латинский алфавит лег в основу многих западноевропейских алфавитов, в том числе и западноевропейских, хотя в некоторых был дополнен диакритическими знаками.

Кириллица лежит в основе восточнославянских алфавитов: к 24 буквам византийского алфавита было добавлено 19 букв для передачи специфических славянских звуков, отсутствовавших в греческом языке: буквы ц и ш были заимствованы, а остальные изобретены специально (юс большой и юс малый). Применялись надстрочные знаки – ударения, сокращения с титлами и др.

Предполагают, что с греческим византийским письмом связана и другая славянская азбука – глаголица. Совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличается от нее самой формой букв. Согласно преданиям, создание славянского алфавита было связано с миссионерской деятельностью братьев Кирилла и Мефодия, распространявших христианство среди славянских народов.

Таким образом, большинство существующих в настоящее время алфавитов восходит к одному источнику – финикийскому алфавиту, и лишь некоторые алфавиты находятся за пределами этого круга, в частности албанский.

24.Лексикология как раздел науки о языке, её разделы.

Наука о словарном составе языка, о его функционировании в речи и его историческом развитии называется лексикологией. Эта наука изучает значения слов, выявляет происхождение и место слова в лексической системе данного языка, определяет экспрессивно-стилистический характер, сферу использования и степень употребительности отдельных разрядов слов. В зависимости от целей и задач исследования словарного состава различают лексикологию описательную, историческую и сопоставительную.

Лексикология – многоаспектная наука: в её составе выделяются частные дисциплины, изучающие словарный состав под разным углом зрения, к которым относятся семасиология, ономасиология, лексикография, фразеология, этимология и другие.

Лексикография даёт описание лексики языка в виде словарей. Материал, собранный в словарях, является базой для дальнейшего исследования словарного состава.

Фразеология – наука об устойчивых сочетаниях; этимология – направление, исследующее происхождение слов, в рамках которой еще выделяются ономастика – наука о происхождении собственных имен, топонимика – наука о происхождении географических названий и т. п.).

Однако основными разделами лексикологии являются ономасиология и семасиология.

Ономасиология (от греч. onomasia – наименование; logos – учение) – раздел лексикологии, изучающий номинативные средства языка, т. е. процесс наименования, способы номинации. Анализ лексики в этом случае направлен на знак – слово; например, исследование структуры наименования или мотивированности/немотивированности языкового знака.

Семасиология (от греч. semasia – обозначение; logos – учение) – раздел лексикологии, изучающий значение словарных единиц языка, типы лексических значений, сдвиги в лексическом значении, семантическую структуру лексемы. Анализ лексики направлен на значение: лексическое значение разлагается на семы.

Сема (от греч. sema – знак) – это минимальная, предельная единица плана содержания. Например:

ТУМАН – 1) воздух,

3) насыщенный водяными парами,

4) или ледяными кристаллами,

5) загрязненный пылью, дымом, копотью.

Так как сема – это компонент значения слова, то и метод исследования лексического значения получил название компонентного анализа лексического значения.

№25. Слово как лексическая единица языка. Лексическое значение слова

Слово - одна из основных, структурных единицязыка , которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово, смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Существует несколько способов объяснения лексического значения слов:

В русском языке огромное количество слов. Все они делятся на группы в зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду.

№27.Синонимы,Типы синонимов там есть. Синонимический ряд. Синонимы, объединенные общностью значения, образуют СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ с разной степенью сложности (От двухчисленных до многочисленных).ПРичем слова, входящие в синонимический ряд, объединяются на основе общего компонента значения. Доминанта. Характер синонимического ряда определяется стилистически нейтральным словом-ДОМИНАНТОЙ-словом,наиболее полно передающим общее значение синонимического ряда. №28. Антонимы, их типы в распечатке есть. А также Антитеза и Оксюморон. с меня- Энантиосемия. -ЭТО РАЗНОВИДНОСТЬ АНТОНИМОВ. - явление поляризации значений одного и того же слова. (одолжить- взятьв долг, и дать в долг; просмотреть- ознакомиться или не заметить что-то). с этими вопросами все!

русского языка слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов; например, слово пачка делится по слогам на па-чка, так как слогораздел проходит между а (максимально сонорный звук – гласная) и ч (минимально сонорный звук – мгновенная глухая согласная); такие же контрасты дают п и а ик иа, но п не может образовать слога, а сочетание пачк – закрытый слог внутри слова, что не свойственно русскому языку. Слова же палка, пайка, Парка делятся на слоги пал-ка, пай-ка, Пар-ка, так как контраст сонорности междуа ил, й, р меньший, чем междул, й, р и к; это полузакрытые слоги. 4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [тс] – звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц иКотс (а также кот-с).

Более краткий вариант ответа: Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. Наибольшей единицей является фраза - относительно законченным в смысловом и интонационном отношении отрезок речи (Была осень). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению, однако их нельзя отождествлять (фр. – фонетич, пр. – грамматич). Фраза может не совпадать с предложением. Фразы могут члениться на речевые такты – более или менее законченные части предложения (Было ветрено, сыро и скверно – 3 такта). Однако деление это условно, потому что зависит от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть, поэтому такты могут иметь варианты. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов – отрезков звучащей речи, объединенных одним ударением. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук – это наименьшая сегментная единица. Просодическими явлениями называют супрасегментные звуковые особнности, рассматриваемыми с функциональной, фонологической точки зрения. Важнейшие из этих явлений – ударения и интонация. Ударение – это выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: · Слога в составе фонетического слова. · Слова в составе синтагмы. · Синтагмы в составе фразы. · Какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение. Акустические средства: o Высота звука – тоническое или музыкальное ударение. o Сила звука – силовое (экспираторное) ударение. o Длительность звучания – количественное ударение. o Отсутствие редукции – качественное ударение. Ударения указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесенного, а также записанного или напечатанного впоследствии – как в отдельном слове, так и в целом предложении. Интонация – совокупность просодических характеристик в предложении: тона (мелодики речи, громкости, темпа речи и ее отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации (использование гортани для рождения звука). В отличие от сегментных фонетических единиц и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, являются знаками, выражают тот или иной смысл. Фразовые акценты – перелом тона. Указывает на цель высказывания, направляют движение тона (Ваня приехал во вторник?). Интегральные характеристики – охватывают группы слов или предложения целиком.

В речевом потоке звуки тесно сливаются друг с другом, но степень этой слитности неодинакова. Максимальной слитностью характеризуются звуки одного слога. С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слог, основанная на акустических критериях (Р.И.Аванесов). Слог – это сочетание звуков с разной степенью звучности. Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется 1 наиболее звучный звук – слогообразующий. В р.яз это гласные или сонорные согласные (редко). Вокруг него строятся неслоговые звуки. Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком. Закрытый оканчивается неслоговым. По тому как начинается слог различаются прикрытые (с согл) и неприкрытые (с гл). Деление на слоги подчиняется закону восходящей звучности или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом.

Фраза - самая крупная фонетическая единица. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фраза распадается на такты.

Такты [ ]

Такт - это часть фразы (один или несколько фонетических слов(2-3), объединенная ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные слова примыкают к слову, имеющему ударение, спереди и сзади, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклиза, а само примыкающее спереди слово - проклитика. Примыкание сзади называется энклизой, а примыкающее слово - энклитикой.

Слово [ ]

Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовывать слог. Определение слога представляет собой определенную теоретическую сложность, существует несколько теорий слогораздела.

Слоги разделяются на звуки.

Звуки [ ]

Звук речи - часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.

Никаких других знаков препинания, кроме /, // и знаков энклитики/проклитики - фонетическая транскрипция не передает, поскольку она отражает лишь реальное звучание речевого потока безотносительно к пунктуации и орфографии, к синтаксису и семантике.

Классификация слогов.Слоги делятся на следующие виды: 1) ударный - безударный; 2) откры­тый - закрытый; 3) прикрытый- неприкрытый. Это - универсалии в слогоделе­нии. Есть признаки, релевантные только для одного языка, но нерелевантные для другого: начальный/неначальный, конечный/неконечный, нисходя­щий/восходящий (для языков с тональным ударением). Для русского слога ука­занные признаки нерелевантны.

Существует несколько теорий слога и слогоделения.


Граница слога пройдет по нарастающей волне звучно­сти — это называется принцип восходящей звучности.

При встрече сонорного и шумного он видоизменяется в принцип нисходяще-восходящей звучности.


При встрече двух сонорных - возможна вариантность. ка/рман и ка/рман. Исключение - двойной согласный: ва/нна всегда так.

а) в начале слова перед одним шумным или двумя шумными (или шумным и сонорным):


б) в конце слова после одного шумного или двух шумных (или шумного и сонорного):

Примечание: если фонетическое слово состоит из двух реальных слов -слогоделение проходит, как в одном слове: НАД ОЗЕРОМ - НА/Д О/ЗЕ/РОМ. Если же самостоятельное слово - как два слова: ВИД ОЗЕРА - т.к. два само­стоятельных ударения.

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА. От слогоделения надо отличать на практике и в теории правила переноса. Во-первых, они находятся на разных уровнях языка: слогоделение - фонетиче­ский процесс, а перенос - орфографический (т.е. делим на слоги - звуки, а по правилам переноса - слова). Во-вторых, они не совпадают по результатам (ср. ВА/ННА и ВАН-НА), поскольку для слогоделения существенны только произ­носительные закономерности, без отношения к смыслу и структуре слова, а пра­вила переноса учитывают единство графического облика слова как знака (информационное единство), морфемный состав и пр. В отличие от слогоделе­ния, правила переноса более гибкие и допускают большее количество вариан­тов.

Основные правша переноса в русском языке.

1) Нельзя оставлять одну букву на строке и переносить одну букву (независимо от того, представляет ли она собой отдельный слог или нет): *СЕМЬ-Я *Я-ГОДА;

2) Нельзя отрывать согласную букву от следующей за ней гласной: *ЛЮБ-ОВЬ;

3) Если после приставки стоит Ы, ее переносить нельзя (т.к. в начале следующей строки слово как бы начинается с Ы, что непривычно и нарушает информационную адекватность слова в восприятии): *ПОД-ЫГРАТЬ;

4) По тем же причинам нельзя отрывать Ъ, Ь от предыдущей согласной, а Й - от гласной: *ПОД-ЪЕЗД *ОБЕЗ-ЬЯНА *ВО-ЙНА

5) По тем же причинам нельзя оставлять на строке последний раздели­тельный Ъ и Ь: *ПОДЪ-ЕЗД *ОБЕЗЬ-ЯНА. Смягчающий Ь ке относится к это­му правилу: можно БОЛЬ-НОЙ. Правила 3, 4, 5 препятствуют нарушению сло­гового принципа русской графики: значение букв после разделительных Ъ и Ь и перед Ы определяется лишь в паре звуков, поэтому ее визуально разорвать нель­зя (это силлабема);

6) Нельзя разрывать односложную приставку на гласную, если корень начинается с согласной: *ПО-ДБИТЬ;

7) Аналогично - односложную приставку на согласную, если корень — с гласной: *РА-ЗОРАТЬСЯ

8) В этих же случаях 6 и 7 - нельзя и наоборот, отрывать одну букву от корня: *РАЗО-РАТЬСЯ, *БЕЗУ-МНЫЙ, *ПРИС-ЛАТЬ Для случаев 6,7, 8 - об­щий вывод: в начале слова по возможности должна сохраняться смысловая структура слова, т.к. при восприятии мы прогнозируем продолжение из усвоен­ных начальных элементов знака (при нарушении структуры - сбой в восприятии информации;

10) Сдвоенные согласные (в отличие от слогоделения) обязательно раз­рываются - ВАН-НА. Но это не относится к началу слова: только ПО­ССОРИТЬСЯ.

Следствие: многие слова имеют вариантность при членении на правила переноса при скоплении двух и более согласных не в начале слова и не на стыке приставки и корня- КИ|Р|ПИ|Ч|НЫЙ (4 варианта:по два варианта на каждом стыке двух согласных): КИ-РПИ-ЧНЫЙ, КИР-ПИ-ЧНЫЙ, КИ-РПИЧ-НЫЙ, КИР-ПИЧ-НЫЙ. Эту вариантность нужно указывать в задании.

Звуковое членение речи

Описание: В русском языке такими единицами являются фраза речевой такт фонетическое слово слог и звук. Фраза – это отрезок речи объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенная между двумя достаточно длительными паузами. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – фонетическая единица предложение – грамматическая.

Дата добавления: 2014-06-17

Размер файла: 7.84 KB

Работу скачали: 31 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Звуковое членение речи. Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенная между двумя достаточно длительными паузами.

Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта,// на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя.//

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. Они и линейно могут не совпадать. Фраза может быть как меньше, так и больше предложения.

Она не сводила глаз с дороги, что идет через рощу (1 фраза).

Он ушел за лошадью,// каким-то образом стянул и перевязал ей больную ногу,// и она поздно вечером приковыляла вместе с ним к пастушеской стоянке// (3 фразы).

Речевой такт (синтагма) – наименьшая значащая единица высказывания, представляющая собой семантико-синтаксическое и фонетическое целое. Речевой такт тоже характеризуется особой интонацией, но паузы между тактами необязательны, они короче межфразовых пауз.

Было ветрено,/ сыро/ и скверно./

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, который говорящий вкладывает в высказывание. Возможны варианты членения фразы на речевые такты.

Надо учиться,/ работать/ и отдыхать./ Или: Надо учиться, работать/ и отдыхать/.

Речевые такты, состоящие больше, чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической целостностью, поэтому невозможно такое, например, членение на такты:

Он ушел за лошадью (1 фраза и 1 такт).

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Он от моих слов покраснел, как флаг (2 речевых такта, в каждом из которых 2 фонетических слова: от моих, как флаг).

Фонетические слова как правило объединяются в служебные и самостоятельные слова, при этом ударение не обязательно приходится на знаменательное слово ( на гор´е, но на г´ору).

Читайте также: