Как сделать фонарь от прикуривателя

Обновлено: 08.07.2024

Предлагаемое устройство предназначено для зарядки карманных аккумуляторных фонарей со встроенным зарядным устройством (ЗУ) от бортовой сети автомобиля или другого источника постоянного напряжения 12. 14 В. От аналогичного устройства, описанного в статье С. Гуреева "Устройство для зарядки аккумуляторных фонарей от бортовой сети автомобиля" ("Радио", 2007, № 8, с. 49, 50), предлагаемое отличается вдвое меньшим числом деталей и намного меньшими габаритами.

Принцип работы подробно описан в упомянутой статье, коротко он сводится к следующему. Как правило, встроенные ЗУ фонарей содержат выпрямитель и балластный конденсатор. Его емкость определяет ток зарядки (а значит, и ее продолжительность) и рассчитана на переменное напряжение 220 В частотой 50 Гц. Чтобы обеспечить требуемый ток зарядки при меньшем переменном напряжении, необходимо пропорционально увеличить его частоту. Описываемое устройство является источником переменного напряжения прямоугольной формы амплитудой около 10 В и частотой несколько килогерц. Благодаря этому зарядку можно проводить без доработки или разборки фонаря (если, конечно, известен зарядный ток аккумуляторной батареи), используя его штатную вилку, предназначенную для подключения к сети 220 В.

Схема устройства изображена на рис. 1. Его основа - генератор импульсов, собранный на микросхеме TDA7052 (DA1), представляющей собой мостовой усилитель ЗЧ с коэффициентом усиления напряжения 38. 40дБ и максимальной выходной мощностью 1,2 Вт (на нагрузке сопротивлением 8 Ом). Благодаря положительной обратной связи через цепь R1C2R2C3 (пассивный полосовой фильтр) возникает генерация на частоте около 10 кГц. Противофазные импульсы напряжения с этой частотой и скважностью около двух через подстроеч-ные резисторы R3 и R4 поступают на розетку XS1, к которой подключают заряжаемый фонарь. Первым из них устанавливают ток зарядки (его максимальное значение - около 75 мА), второй выполняет функции датчика тока, параллельно которому подключен светодиод HL1 - индикатор процесса зарядки. По изменению яркости его свечения судят о ходе процесса: вначале напряжение аккумуляторной батареи минимально и светодиод заметно светится, а по мере ее зарядки увеличивается, из-за чего ток через светодиод уменьшается и яркость его свечения снижается.

Чертеж печатной платы, на которой монтируют все детали, кроме вилки ХР1 и плавкой вставки RJ1, показан на рис. 2. Изготавливают ее из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 1. 1,5 мм. Плата рассчитана на применение постоянных резисторов Р1-4, МЛТ, С2-23, подст-роечных СПЗ-19а, оксидного конденсатора (С1) фирмы Jamicon и керамических К10-17 (остальные). Резистор R2 устанавливают над микросхемой DA1. Розетка XS1 - приборного типа, по завершении монтажа деталей ее приклеивают к плате (рис. 3), а выводы гнезд соединяют короткими отрезками луженого провода с печатными проводниками.

К бортовой сети автомобиля устройство подключают двужильным шнуром, оканчивающимся стандартной вилкой, вставляемой в гнездо прикуривателя. В вилке монтируют плавкую вставку на ток 0,2 А. После проверки работоспособности и налаживания плату с деталями желательно покрыть слоем эпоксидного клея для защиты от влаги и повреждений.
Налаживание устройства начинают с установки требуемого тока зарядки. Для этого фонарь с заряженной аккумуляторной батареей подключают к устройству, движок подстроечного резистора R3 переводят в крайнее правое (по схеме) положение, а резистора R4 - в крайнее левое и подают питающее напряжение. Резистором R3 устанавливают требуемый ток зарядки, а резистором R4 добиваются слабого свечения светодиода HL1. Поскольку регулировки взаимосвязаны, операции с этими резисторами придется повторить два-три раза. Если установить требуемый ток не удастся, необходимо повысить частоту генератора, заменив С2 и СЗ конденсаторами меньшей (обязательно одинаковой) емкости.
Если же технические характеристики аккумуляторной батареи фонаря неизвестны, то предварительно определяют зарядный ток, обеспечиваемый штатным ЗУ при подключении его к сети 220 В. Для этого фонарь придется разобрать и измерить ток в цепи батареи в режиме зарядки.

Автор: И. Нечаев, г. Москва

Мнения читателей

Блин,дожились!Использовать усилители в качестве зарядных устройств это чтото новое

для питания китайского фонаря ( 3 минизчиковые батарие - 4,5в) от прикуривателя автомобиля подойдет ли стабилизатор КРЕН5А (импортный аналог L7805) и на выходе паралельно Ёмкость 1-10Мк* 16вольт (для исключения самовозбуждения) или будет много для него куда лучше смонтировать в фонарик на радиаторную пластинку?

светодиодов там несколько рядов, потом выводы на платку, там кнопка и микросхемка для включения. Лучше подать сразу стабильное питание на плату 4,5 и все на месте останется

Если батарейки там последовательно ставятся, то 4.5*3=13.5, никакие приблуды не нужны - питай его на здоровье от бортовой сети.

А не проще распаять по 4 диода последовательно, без заморочек. В фонарике батарейки имеют свое внутреннее сопротивление, которое ограничивает ток (0,04 А) , напряжение на диодах падает до 3,5 -3,8в . Ели дать на них напряжение 4,5 вольта без ограничения, они не выдерживают.

Всё так просто.. . Не мучайтесь проблемой.
У меня уже всё давно работает так, как Вы хотите.. .
Пишите в личку
и я поделюсь информацией, как надо и Вам будет сделать. Всё на уровне понимания в электричестве восьмикласника-двоечника. Неужели у Вас не получится запитать грамотно фонарь от Прикуривателя?
Получится .
Физику надо знать и выполнять. Вот я и предлагаю не изучать её (это без меня.. . в школе) , а грамотно использовать физические Законы Природы. То есть ТАК- можно, а вот ТАК нельзя.
Почему- это опять же в школу.

posted image

В инете нашёл ту же проблему, которые люди описали как "перекосилась пружинка" и "разобрал, используя творческий подход".
С творческим подходом у меня беда. Винтиков снаружи нету, голова - поворотная, имеет 2 режима: 1. фонарь включен, 2. фонарь выключен, можно заряжать. Пробовал крутить с силой дальше - не крутится, просто стянуть голову тоже не получается. Стало тупо интересно, как они это сделали. Можно конечно разбить молотком, но жалко, светит он ярко для таких размеров и свет нормальный белый, а не синеватый.

Искренне рады видеть Вас на нашем независимом проекте о фонарях и осветительной технике!

Что Вам даст регистрация на нашем проекте:

- Возможность участия во всевозможных акциях, конкурсах и лотереях постоянно проходящих на форуме
- Возможность пользоваться скидками и бонусами, которые предоставляют различные популярные магазины специально для наших форумчан
- Возможность побывать в роли тестеров новейших разработок фонарей и их комплектующих
- Возможность неограниченного доступа к закрытой технической информации и некоторым интересным разделам форума
- Возможность полного отключения рекламы на форуме
- Возможность настройки форума по своему вкусу и предпочтениям (подробнее тут)
- Возможность использовать полноценный высокоточный "поиск" по форуму (для гостей он закрыт во избежание излишней нагрузки)

и много других приятных привилегий

Зарегистрироваться Вы можете следующими способами: при помощи стандартной формы регистрации или при помощи сервиса единой авторизации OpenID (подробнее тут) .

Ночью в незнакомых краях бесконечность начинается с последнего фонаря.

Иосиф Бродский. Набережная неисцелимых

Программа испытаний

Сравнительную оценку освещенности (выражаясь проще, выяснение, насколько ярко светит фонарь) осуществляли с помощью люксметра MS6610 на удалении 500 мм от поверхности. Оценить, широк или узок пучок, можно и субъективно, но мы воспользовались люксметром. Если, сдвинув его в сторону от оси светового пучка на 100 мм, получали более чем двукратное снижение освещенности, то пучок признавали узким.

Длительность работы фиксировали по часам, измеряя продолжительность непрерывного свечения без подзарядки или смены батарей. Аккумуляторы были полностью заряжены, а батареи мы во всех случаях использовали новые — алкалиновые, формата АА или ААА.

Эргономические особенности оценивали субъективно. К ним относятся удобство эксплуатации, нюансы конструкции, тип источника питания.

Что выбрать

Налобные фонари удобны: не занимают руки, не нуждаются в дополнительных креплениях, легко наводятся на цель. Правда, автомобилисту некоторые функции в таком фонаре не нужны — например, слабый уровень освещения или мигающий свет. Налобный фонарь не должен быть слишком тяжелым — с несколькими батареями АА при резком повороте головы он может свалиться, поэтому его масса не должна превышать 100 г. Дополнительная стропа, проходящая по темени, улучшает фиксацию девайса.

Аккумуляторные и батарейные модели различаются ценами: аккумуляторные дороже из-за цены источников питания, а также зарядных устройств. У аккумуляторных фонарей есть существенный недостаток — слабая морозостойкость. Ниже —20 °C они практически неработоспособны, а батарейные фонари еще живы. Поскольку автолюбители используют подсветку нечасто и не подолгу, в аккумуляторах нет большого смысла. А незначительной части активных пользователей имеет смысл прикупить аккумуляторы форматов АА и ААА. Батареи-таблетки (например, СR2032) как источники питания для фонарей — маломощные и не обеспечивают длительной работы и большой яркости.

Очень полезна функция, благодаря которой фонарь превращается в магнитную удочку, позволяя достать упавший стальной предмет из глубин подкапотного прос­транства.

Фонари классического вида для автомобилиста не очень удобны, а функция zoom (зум) при фокусировке луча бесполезна. Практически всегда удобнее широкий круг света, ведь не заменяем же мы фонариком секции дальнего света фар.

Счастливого пути! И пусть выбранный фонарик никогда вам не пригодится!

НАША СПРАВКА

Основные источники света, применяемые в фонарях, бывают трех типов.

  • Светодиоды DIP (direct in-line package) — одна из наиболее старых, но до сих пор востребованных технологий. Такой источник света представляет собой светящийся кристалл в прозрачном пластиковом корпусе, увенчанном небольшой линзой, на двух металлических ножках. Светодиоды такого типа практически не излучают тепла, имеют удобную форму, у них малое энергопотребление и высокая степень защиты от окружающих воздействий.
  • SMD (surface-mount device) — компактно размещенный на керамической подложке светящийся элемент, покрытый каплей люминофора. По сути — точечный источник сильного света. Зачастую над слоем люминофора устанавливают еще и пластиковую выпуклую линзу. Такой точечный источник используется в фонарях для создания концентрированного пучка света.
  • Светодиоды СОВ (chip оn board) представляют собой большое пятно люминофора; светиться по всей площади его заставляют несколько небольших, практически точечных источников света. Поэтому COB-светодиоды при свежих элементах питания выглядят как единая светящаяся платформа, а по мере падения напряжения питания превращаются в отдельные, четко выделенные светящиеся источники света в почти неактивном слое ­люминофора.

Источник питания две батарейки CR2032
Примерная цена 250 руб.
Вес 33 г

Очень компактный налобный фонарь. Угол регулируется. Выключателя нет, для включения/выключения надо вращать держатель линзы, при этом фонарь может саморазобраться. Источник света — светодиод SMD. Освещенность никакая, всего 9 лк. Во включенном состоянии продержался аж 7 ч 20 мин.

Источник питания три батарейки ААА
Примерная цена 59 руб.
Вес 33 г

Еще один налобный фонарь, не регулируемый по углу наклона и без теменной стропы. Поэтому порой приходится рассматривать объект исподлобья, что неудобно. Да и съехать фонарик может при резком движении головой. Зато освещенность от широкого пучка неплохая — 140 лк.

Источник питания три батарейки АА
Примерная цена 250 руб.
Вес 126 г

Налобный фонарик с источником света типа СОВ. Этот девайс помер у нас на руках: кнопка включения провалилась внутрь корпуса, а потому исследовать изделие дальше не захотелось. Впрочем, длительность работы все-таки оценили: чуть более двух суток.

Источник питания аккумулятор Samsung на 800 мА·ч
Примерная цена 350 руб.
Вес 67 г

В этом налобном фонаре установлен необычный аккумулятор собственного формата на 800 мА·ч. Освещенность рассеянным светом — 103 лк. Производитель использовал светодиод СОВ. Продержался довольно долго — 7 часов 10 минут. Масса оптимальна для налобной ­конструкции.

Источник питания аккумулятор на 4200 мА·ч
Примерная цена 700 руб.
Вес 147 г

Налобный фонарь со светодиодом СОВ и аккумулятором. Освещенность рассеянным светом — 260 лк. Есть регулировка по углу наклона. На лбу ощущается тяжесть, фонарь норовит свалиться при резком движении. Аккумулятора хватило всего на два часа.

Источник питания две батарейки CR2032
Примерная цена 200 руб.
Вес 26 г

Изюминка малогабаритного изделия без роду и племени состоит в прищепке: прицепил и пользуйся на здоровье. Но корпус непрочный, так и норовит рассыпаться на две половинки. Источник света — СОВ. Освещенность совсем слабенькая: всего 3 лк при рассеянном свете. ­Энергии хватило на 7 ч 15 мин.

Источник питания три батарейки ААА
Примерная цена 250 руб.
Вес 87 г

Для крепления фонарь имеет магнит (усилие отрыва — 14 Н) и прищепку на пояс или карман. Светодиоды — СОВ и SMD. Причем СОВ‑элемент обеспечивает два режима яркости. Освещенность в режиме концентрированного пучка — 1600 лк, при рассеянном свете — 350 лк. Энергии хватает на двое суток с лишним.

Источник питания батарейка АА
Примерная цена 220 руб.
Вес 111 г

Это забавное безымянное изделие напоминает трансформер. За счет телескопической конструкции удлиняется на 400 мм, достигая в длину 600 мм. ­Способно еще и гнуться, чтобы посветить в нужную точку. В раструбе расположен довольно мощный магнит, способный поднять деталь до 1,5 кг. Матрица СОВ дает рассеянный свет, освещенность составляет 35 лк. Время непрерывной работы — 7 ч 30 мин.

Источник питания аккумулятор
Примерная цена 150 руб.
Вес 20 г

Источник питания три аккумулятора-таблетки неизвестной емкости
Примерная цена 1100 руб.
Вес 32 г

Источник питания аккумулятор
Примерная цена 800 руб.
Вес 290 г

Источник питания три батарейки ААА или аккумулятор на 6000 мА·ч
Примерная цена 500 руб.
Вес 108 г

Смотрится солидно, на все 500 рублей. Зарядка — от сети или гнезда прикуривателя 12 В. Свет концентрированный, светодиод SMD дает освещенность в точке до 2500 лк. На одной зарядке продержался 4 ч 15 мин.

Источник питания две батарейки CR2032
Примерная цена 150 руб.
Вес 29 г

Это, скорее, брелок-игрушка в виде ключика, а не фонарь. Освещенность составила 17 лк. Светодиод — СОВ. Энергии брелочка хватает более чем на двое суток. Такой источник света лучше, чем ничего, но в лунную ночь светлее.

Источник питания батарейка АА
Примерная цена 150 руб.
Вес 56 г

Фонарь — с зумом, светодиодом SMD и одной батарейкой АА, на которой проработал 6 ч 20 мин, показав освещенность 250 лк при концентрированном пучке. Неплохое решение для экономичного и компактного фонаря, место ­которому в бардачке.

Читайте также: