Как сделать флажолет

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Флажолет. Этот непривычный для нашей речи термин французского происхождения подразумевает извлечение мягкого звука, напоминающего звучание флейты. Как это происходит и как этому научиться? Попробуем разобраться. Сразу стоит отметить, что флажолеты бывают натуральные и искусственные. В данной статье речь пойдет о более простых в плане исполнения натуральных флажолетах.

Как же играть флажолет?

Как же сыграть флажолет на гитаре? Ключевую роль в создании этого звука играет левая рука. При извлечении флажолета струну не прижимают к грифу, а лишь слегка касаются в нужном месте. Такими местами соприкосновения пальца со струной всегда являются точки, расположенные четко напротив ладовых порожков. При этом флажолеты звучат лишь при касании порожков определенных ладов. Почему? Дело в том, что обертоны образуются при условном делении струны на равные две, три, четыре и более части. Точками такого деления и выступают ладовые порожки, например, при делении струны пополам точкой деления будет порожек XII лада, при делении на три части точками деления станут порожки VII и XIX ладов и т.д.

При этом басовые струны наиболее восприимчивы к флажолетам. Так, на басовых струнах прекрасно звучат флажолеты на порожках XII, VII, V, VI, III ладов, тогда как на 1,2 и 3 струнах наиболее четкое звучание происходит на XII, VII, V ладах.

Вот как располагаются флажолеты на акустической гитаре в стандартном строе.



Техника исполнения

Итак, для создания звука-флажолета следует одновременно легким движением пальца левой руки прикоснуться к струне строго напротив ладового порожка и извлечь пальцем правой руки звук. Касание струны левой рукой должно длиться не более чем полсекунды, т.е. убрать руку после касания струны следует довольно быстро, но при этом очень плавно. Если все сделано правильно, то Вы услышите мягкий хрустальный звук.

На первый взгляд этот процесс кажется довольно сложным, но несколько тренировок и ответственный подход к соблюдению техники быстро убедят в обратном. Тренировать исполнение флажолетов рекомендуется на XII ладу, затем постепенно пробовать играть и на других ладовых порожках.

           ЭЛЕКТРОГИТАРА | АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА | БАС ГИТАРА                   ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | СТУДИЯ | БЛОГ 

Три способа взять флажолет


Но сначала несколько советов по настройке гитары.

НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ

Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.

  1. По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
  2. На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.
ВЫСОТА СТРУН

Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.

УСТАНОВКА СТРУН

Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.

1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).

2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком - догадаетесь сами.

3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.

4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.

5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.

Примерное количество витков на колке:

  • 1 струна - 4-5
  • 2 струна - 4
  • 3 струна - 2-3
  • 4 струна - 2
  • 5 струна - 2
  • 6 струна - 2

При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат - испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.

Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.

НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:

Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:

В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.

Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.

Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.

Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.

Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.

Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.

ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! :)

Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное "взвизгивание" электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.

ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

  • Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
  • Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!

натуральные флажолеты для начинающих гитаристов

Флажолет — это прием игры на струнных инструментах, заключающийся в извлечении обертона, в результате чего получается чуть глуховатый звук напоминающий тембр флейты. Флажолеты классифицируются на натуральные (естественные) и искусственные. Сегодня мы научимся играть натуральные флажолеты для начинающих гитаристов.

При исполнении данного приема, звучащий отрезок струны ограничен верхним порожком, поэтому задействована вся длина открытой струны. Поделив ее условно на несколько частей, мы сможем выделить несколько точек деления: половина струны — это 12 лад, третья часть — 7 лад, четверть — 5 лад. Чтобы сыграть натуральный флажолет на гитаре, необходимо слегка прикоснуться к струне в точке деления и извлечь ноту, после чего сразу же убрать палец. Стоит уточнить, что говоря о точке деления на каком-либо ладу, речь идет о ладовой перегородке, которая находится ближе к корпусу гитары. Может получиться не сразу, но со временем вы синхронизируете движения рук, а звучание ваших флажолетов станет чистым и ярким.

Ниже приведен отличный пример того, как можно использовать натуральные флажолеты в своих композициях.

После того, как вы разучите партию, можете смело пробовать играть под минус.

Флажолет - мягкий воздушный звук, который можно извлечь только на струнном инструменте. Например, на гитаре. Овладение приемами извлечения флажолетов помогут каждому гитаристу значительно расширить свой исполнительский потенциал и украсить любую песню красивейшими обертонными звуками.

Расширяем гитарную технику - учимся играть флажолеты.

Возьмите гитару, найдите двенадцатый лад (этот лад обычно бывает помечен двумя белыми точками). Найти его можно, просто отсчитав от первого лада двенадцатый. Очень легко прикоснитесь к струне над металлической перегородкой лада, которая ближе к корпусу гитары. Только не надо зажимать пальцем струну, просто прикоснитесь к ней. Правой рукой дерните струну. И сразу же уберите левую руку. Звук, который вы услышите называется открытым флажолетом. Он выше основного тона (прижатой на двенадцатой ладу ноты) на октаву - это первый тип флажолетов. Попробуйте также взять флажолет на седьмом и пятом ладах. Вы заметите, что они будут звучать немного глуше, чем на на двенадцатом. Но их тоже можно использовать во время игры, как средство звуковой выразительности.

Осваивайте сложные флажолеты. Это сочетание аккомпанемента, который гитарист ведет правой рукой и одновременного с этим извлечения флажолетов. Эти приемы можно использовать в исполнении песен. Возьмите какую-либо хорошо освоенную вами песню и добавьте к ее звучанию несколько флажолетов. Разумеется нужно брать песню, подходящую по настроению к характеру звучания флажолетов. Поэтому возьмите сначала песню неторопливую.

Читайте также: