Как сделать флажолет в guitar pro 7

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Флажолет. Этот непривычный для нашей речи термин французского происхождения подразумевает извлечение мягкого звука, напоминающего звучание флейты. Как это происходит и как этому научиться? Попробуем разобраться. Сразу стоит отметить, что флажолеты бывают натуральные и искусственные. В данной статье речь пойдет о более простых в плане исполнения натуральных флажолетах.

Как же играть флажолет?

Как же сыграть флажолет на гитаре? Ключевую роль в создании этого звука играет левая рука. При извлечении флажолета струну не прижимают к грифу, а лишь слегка касаются в нужном месте. Такими местами соприкосновения пальца со струной всегда являются точки, расположенные четко напротив ладовых порожков. При этом флажолеты звучат лишь при касании порожков определенных ладов. Почему? Дело в том, что обертоны образуются при условном делении струны на равные две, три, четыре и более части. Точками такого деления и выступают ладовые порожки, например, при делении струны пополам точкой деления будет порожек XII лада, при делении на три части точками деления станут порожки VII и XIX ладов и т.д.

При этом басовые струны наиболее восприимчивы к флажолетам. Так, на басовых струнах прекрасно звучат флажолеты на порожках XII, VII, V, VI, III ладов, тогда как на 1,2 и 3 струнах наиболее четкое звучание происходит на XII, VII, V ладах.

Вот как располагаются флажолеты на акустической гитаре в стандартном строе.



Техника исполнения

Итак, для создания звука-флажолета следует одновременно легким движением пальца левой руки прикоснуться к струне строго напротив ладового порожка и извлечь пальцем правой руки звук. Касание струны левой рукой должно длиться не более чем полсекунды, т.е. убрать руку после касания струны следует довольно быстро, но при этом очень плавно. Если все сделано правильно, то Вы услышите мягкий хрустальный звук.

На первый взгляд этот процесс кажется довольно сложным, но несколько тренировок и ответственный подход к соблюдению техники быстро убедят в обратном. Тренировать исполнение флажолетов рекомендуется на XII ладу, затем постепенно пробовать играть и на других ладовых порожках.

           ЭЛЕКТРОГИТАРА | АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА | БАС ГИТАРА                   ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | СТУДИЯ | БЛОГ 

Три способа взять флажолет


Но сначала несколько советов по настройке гитары.

НАСТРОЙКА МЕНЗУРЫ

Мензура это расстояние от верхнего порожка до бриджа. Фактически это длина той части струны, которая звучит. Настроить ее несложно. Есть два способа.

  1. По тюнеру: Струна, зажатая на 12 ладу должна издавать ту же самую ноту, что и открытая струна, звучащая октавой выше. Если струна звучит ниже, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада больше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Значит, мензуру нужно укоротить. Если струна звучит выше, значит расстояние от нижнего порожка гитары до 12 лада меньше, чем расстояние от 12 лада до порожка. Мензуру нужно удлинить. Все, что тебе понадобиться для отстройки мензуры – это отвертка и тюнер. На бридже находятся ползунки. Чем ближе ползунок к бриджу, тем длиннее струна и наоборот. Надеюсь, дальнейшие пояснения не требуются.
  2. На слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же струна, зажатая на 12 ладу. Мензура регулируется по тому же принципу и все теми же ползунками.
ВЫСОТА СТРУН

Струны своим натяжением выгибают гриф по форме лука. Анкерный стержень, препятствуя этому, выгибает гриф в противоположную сторону. В первую очередь необходимо ослабить анкер, чтобы под струной образовался небольшой прогиб. Затем натягивай анкер, пока четвертая, пятая и шестая струна не начнут звенеть об лады при игре от первого до седьмого лада. Причем, мягкое звукоивлечение не должно вызывать звона. Во время регулировки следи за строем гитары.

УСТАНОВКА СТРУН

Способов конечно много и каждый выбирает что-то свое. Вот один из возможных вариантов установки струн, который я нашел где-то на просторах интернета. Может, будет кому-нибудь полезен.

1. Протягиваем струну в отверстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков струны на колке (об их количестве далее).

2. Начинаем поворачивать колок в нужном направлении, в каком - догадаетесь сами.

3. Во время намотки первого или первых двух витков следим за тем, чтобы они были над отверстием в колке и соответственно над струной, протянутой в колок.

4. Все остальные витки под отверстием. Таким образом, получилось, что хвостик струны зажат между витками. Это добавит надежности вашему строю.

5. Некоторые в добавление к этому протягивают хвостик струны опять в отверстие колка, получая что-то вроде узелка.

Примерное количество витков на колке:

  • 1 струна - 4-5
  • 2 струна - 4
  • 3 струна - 2-3
  • 4 струна - 2
  • 5 струна - 2
  • 6 струна - 2

При намотке струн на колок многие допускают грубейшую ошибку: пропускают струну в отверстие колка, а затем наматывают струну на колок путем накидывания петель поверх колка. Так делать категорически не рекомендуется, так как струна скручивается и приобретает свойства сходные с пружиной. Результат - испорченный звук струны, потеря сестрина, невозможность точной настройки.

Струны не рекомендуется ставить больше одного раза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуратно и следить за тем, чтобы на струне на протяжении мензуры (в остальных местах это менее актуально) не образовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия неприятность при натяжении струн может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отразится сильно: потеря сустэйна, отвратительные высокочастотные вибрации (особенно при игре с distortion), настройка мензуры.

НАТУРАЛЬНЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Натуральный флажолет по своему звучанию порой напоминает колокольный звон. Сейчас я объясню физические основы его звукоизвлечения. Так колеблется открытая струна:

Если же ее колебание остановить посередине, то она будет вибрировать следующим образом:

В этот раз струна вибрирует в два раза быстрее, а, следовательно, и звучит на октаву выше. Чтобы исполнить такой флажолет просто поставь палец на струну прямо над двенадцатым ладом, НО! не прижимай ее. Просто слегка коснись прямо над металлическим порожком. Извлеки ноту и сразу же убери палец.

Надеюсь, принцип понятен – флажолет можно извлечь там, где струна делиться на равные части. Над седьмым либо девятнадцатым ладом струна делиться на три части.

Этот флажолет будет звучать на октаву с квинтой выше открытой струны.

Над пятым ладом струна делиться на четыре равные части. Этот флажолет будет звучать на две октавы выше открытой струны.

Серию флажолетов можно, конечно, продолжить, однако их будет все сложнее и сложнее исполнять.

Упражнение 1. Здесь, как ты видишь, присутствует флажолет, взятый на четвертом ладу.

Упражнение 2. И еще одно упражнение, в котором будешь извлекать по два натуральных флажолета одновременно.

ИССКУСТВЕННЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Или, как его еще называют, медиаторный флажолет способен очень сильно разнообразить и украсить соляк. Извлекается он, в отличие от натурального, на любом ладу любой струны. Для этого необходимо просто слегка наклонить медиатор при извлечении ноты и одновременно с этим слегка задеть струну большим пальцем, после чего резко убрать руку, чтобы ее не заглушить. Возможно, на словах все элементарно, однако в реальности научиться этому приему довольно трудно. И, уж поверь мне, пройдет много времени, прежде, чем ты сможешь высекать медиаторные флажолеты один за другим везде, где захочешь. Но оно того стоит! :)

Примеры искусственных флажолетов: раз, два, три. Ты наверняка не раз слышал это характерное внезапное "взвизгивание" электрогитары на включенном дисторшн в стилях Hard Rock, Heavy Metal и иже с ними. Вот несколько упражнений на развитие навыка, однако перед их выполнением советую посмотреть наглядный ролик по искусству высечения медиаторных флажолетов.

ТЭППИНГОВЫЙ ФЛАЖОЛЕТ

Этот флажолет извлечь довольно просто. Пару упражнений, которые помогут тебе его освоить, ты найдешь в уроке больше тэппинга.

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ

Этот способ настройки очень напоминает способ описанный, в уроке штрих при переходе со струны на струну, однако является более точным. Речь идет о натуральных флажолетах.

  • Флажолет, взятый на седьмом ладу первой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу второй струны
  • Флажолет, взятый на пятом ладу второй струны, звучит так же, как флажолет, взятый на четвертом ладу третьей струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу третьей струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу четвертой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу четвертой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу пятой струны
  • Флажолет, взятый на седьмом ладу пятой струны, звучит так же, как флажолет, взятый на пятом ладу шестой струны

На этом все. Надеюсь, урок оказался полезен. В следующем уроке ты освоишь такие приемы, как вибрато, бенд, рейк и некоторые другие. Это поможет мне сделать следующие уроки более информативными.Удачи!

Табулатуры или просто коротко табы являются очень удобным средством записи партий струнных ладовых инструментов. Этакая альтернатива стандартной нотной записи. Вся прелесть табулатур в том, что ноты знать совсем необязательно. И даже полный новичок в музыке сможет достаточно просто разобраться в том, что и как играть. Чего конечно не скажешь о нотах с этими непонятными "закорючками и точками".

Как правило, табулатуры применяются для гитарной музыки и чаще всего ими пользуются начинающие гитаристы. Слух ведь не развит, а играть хочется. Гитара может быть настроена в любом строе и с любым количеством струн. Табулатура для гитары может быть записана просто обычным текстовым файлом, а может быть файлом для редактора. Их существует несколько, но самый популярный это GuitarPro, о котором мы здесь и поговорим.

Основные моменты

Табулатура состоит из горизонтальных линий, которые обозначают струны, и вертикальных, которые обозначают такты. Самая верхняя линия - это первая струна (самая тонкая на гитаре), а самая нижняя это самая толстая струна. То есть как бы наоборот. Запомнить это просто. Таба выглядит так, будто вы смотрите на гриф, когда играете на гитаре.

Как читать табы

Иногда, слева от линий пишут обозначения струн. Если нет названий струн и не указан строй гитары, то считается, что таба записана для стандартного строя E (Ми).

Цифры на линиях обозначают номер лада, на котором надо зажать струну. Если указана цифра ноль, то звучит открытая струна. Если цифры записаны на нескольких горизонтальных линиях строго друг под другом, то их играть нужно одновременно. Так, например, записывают аккорды. Аккорд Em:

В Guitar Pro табулатурах можно показывать табы и с нотной записью. Это очень удобно, потому что в ней, сразу виден ритм произведения. В табах конечно тоже можно указать длительности нот, но это делается далеко не всегда.

Помимо этих основных вещей, в табулатуре можно записывать и различные приемы игры на гитаре. Рассмотрим самые часто используемые.

Запись приемов игры в табулатурах

Слайды

Слайд обозначается прямой наклонной линией от цифры к цифре. Нисходящий слайд - косой чертой к низу, а восходящий - к верху.

Hammer-on и Pull-off (хаммер и пул)

Обозначаются как легато в нотной записи.

В текстовом формате хаммер обозначается буквой h, а пул буквой p. Ставятся они между нотами, которые и играются легато.

Bend (подтяжка, бенд)

Бенды обозначаются стрелкой к верху и указывается число на сколько тонов тянуть. Full - полный бенд на тон. В остальных случаях пишется цифра полутонов, например, 1/2 или 3/4.

В текстовом формате бенд обозначается буквой b.

Bend-Release (Бенд-релиз)

Бенд релиз обозначается стрелкой к верху (бенд) и стрелкой к низу (релиз). Цифрами указывается число на сколько тонов тянуть.

В текстовом формате релиз обозначается буквой r.

Вибрато

Обозначается волной нарисованной над нотой, которая играется с вибрато.

В текстовом виде рисуют тильду (~)

Palm Muting (глушение правой рукой, палм-мьют)

Обозначается буквами PM над нотами, которые играются с глушением

Глушение левой рукой (мертвые ноты)

Обозначается крестиком или буквой x.

Флажолеты

Натуральные флажолеты обозначают Harm., а искусственные или медиаторные P.H.

Теппинг

Ноты, извлекаемые теппингом, обозначаются буквой T над ними.

Теппинг

Ритмические обозначения в табулатуре

Иногда, особо не ленивые люди, даже могут нарисовать в табе ритмическую составляющую песни. В табулатуре, также как и в нотной записи, можно указать размер такта, темп и номера тактов. Но как же быть с длительностями нот и пауз? Оказывается и для этого есть решение.

Тактовый размер, темп и номера тактов в табах обозначаются также как и в нотной записи.

Ритм в табах

Длительность нот и пауз

В музыке длительность - это условная продолжительность звучания ноты в зависимости от выбранного темпа произведения. Более подробно об этом читайте в статье Основы теории музыки для полных нулей (Часть 1).

В нотной записи о длительности ноты можно судить по тому как она нарисована. Но как быть с табулатурой? Ведь у нас только цифры и линии? На самом деле все просто. Дорисовываем снизу линии и точки, соответственно длительностям нот и пауз. Для наглядности смотрите рисунок ниже:

Ноты и паузы

Если вы отключите нотную запись в Guitar Pro, то к табам автоматически добавятся эти линии, обозначающие ритм.

Ритм в табах

Вот, в принципе, и основные обозначения самых популярных гитарных приемов в табах. Зная их вы с легкостью прочтете любую табулатуру и даже сделаете свою!

Похожие статьи

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это.

Цифровые технологии все прочнее входят в нашу жизнь, благодаря ним, наша жизнь становится все более удобной. Не обходят стороной они и окологитарную тему. Помню, читал.

Наступил этот день, и вы наконец купили себе первую электрогитару. Естественно она новая, никем не использованная и висела в магазине. Ну и конечно же, вы не.

В этой статье я хочу внести немного ясности по гитарным строям. Какие они бывают, почему так сформировались и как вообще настроить свою гитару.

Приветствуем вас, начинающие гитаристы! В этом разделе нашего сайта мы собрали для вас очень много статей про то, как проще организовать свое.

Флажолет (ф) – звук с тембровой и своеобразной окраской.

Бывает натуральный и искусственный .
Для извлечения натурального флажолета, например на первой струне, нужно очень точно над порожком 12-го лада слегка прикоснуться к этой же струне подногтевой частью мизинца левой руки. Далее извлечь звук правой рукой и одновременно плавно приподнять (снять) мизинец левой руки со струны.

Причины слабого или отсутствия звучания флажолета у новичков:

— Палец находится не точно над порожком лада;
— Слишком сильно надавливают пальцем на струну;
— Снятие пальца происходит или слишком рано или очень поздно.

Добившись яркого и стабильного флажолета на 12 ладу, следует все вышесказанное проделать на седьмом (7) ладу. Добившись отличного звука и здесь , затем перейти к флажолету на пятом (5) ладу.

Перед тем как учиться извлекать искусственный флажолет, для начала сделаем себе заметку, что флажолет появляется от своеобразного деления струны пальцем левой руки на две равные половины (12 лад), а также различные части (7 и 5 лады).


Повторюсь, что точно над 12 ладом находится середина струны ( это натуральный октавный флажолет). Но прижав струну на 1-ом ладу, мы тем самым середину струны сдвинем на 13-ый лад, (включаем воображение 🙂 ).

Так вот, чтобы получить флажолет на 13 -м ладу, нужно прижать струну на первом ладу указательным пальцем левой руки , а точно над порожком 13-го лада слегка прикоснуться к той же струне подногтевой частью указательного (первого) пальца правой руки . При этом звук надо извлечь безымянным пальцем уже левой руки (как на фото), слегка дернув ее. Можно и мизинцем, если удобнее.

Это и был описан искусственный флажолет.
Успешных вам тренировок! 🙂

Читайте также: