Как сделать физминутку

Обновлено: 07.07.2024

Физкультминутка в школе

Обучение в начальной школе — это сложный процесс не только с дидактической, но и с физиологической точки зрения. Дети ещё не совсем адаптированы к новой социальной роли учеников, быстро теряют интерес к занятию и устают. Поэтому каждый урок в 1–4 классах необходимо планировать так, чтобы малыши могли расслабиться, переключиться на другую деятельность. Для этих целей и предназначены физминутки.

Содержание Свернуть

Роль физминуток в начальной школе

Дети делают упражнения с учителем

Дети активнее выполняют упражнения, если учитель делает движения вместе с ними

В организме ребят 6–10 лет некоторые функциональные системы ещё не сформировались до конца. Речь идёт о:

  • центральной нервной системе;
  • зрительных и слуховых анализаторах;
  • опорно-двигательном аппарате.

Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.

Это интересно. Учёными РАН установлено, что два часа в неделю физической культуры, которые включены в учебный план для 1–4 классов, компенсируют всего около 11% необходимой детям этого возраста двигательной активности. Это при том, что ребёнок 6–10 лет должен двигаться около 4 часов в день и до 24 часов в неделю.

Кроме того, физминутки в 1–4 классах помогают:

Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.

Интересные идеи и варианты

Картинка с Карлсоном

Чтобы физминутки были интересны детям, их можно проводить от лица известного персонажа, например, Карлсона

Короткие перерывы на уроке могут быть разного характера, в зависимости от цели и содержания учебного занятия. Рассмотрим некоторые виды.

Музыкальные

Физминутки этой категории предполагают музыкальное сопровождение. Причём это не обязательно живой аккомпанемент. Вы можете использовать и магнитофон, и компьютер. Главное, чтобы запись можно было быстро найти, легко остановить и при необходимости повторить. Музыкальная пауза может быть записана со словами или же просто мелодией. В последнем варианте предполагается, что учитель сам придумывает или подбирает слова (желательно, в стихотворной форме). Также к этому виду физминуток относятся разговоры с закрытыми глазами под звуки природы. Под запись шума моря, шороха листьев учитель задаёт вопросы, на которые детки должны отвечать сразу же (например, какой цвет вы сейчас видите, какой вкус ощущаете — сладкий, кислый, горький, о ком думаете и т.д.). Учтите только, что подобная пауза должна быть обязательно одобрена детским психологом, так как затрагивает область подсознания малышей. В упрощённом варианте такую физминутку можно провести в виде рассказа учителя под природные звуки:

Есть на свете дивный лес,
В нём полным-полно чудес,
Рыбки по небу летают
И в озерко всё ныряют.
Ну а бабочки в пруду
Разыгрались в чехарду.

К стандартным видам музыкальных физминуток можно отнести:

  • интерактивные паузы-караоке (на экране дети видят слова песенки и повторяют её под музыкальное сопровождение);
  • смешанные физкультурные перерывы (вместе со словами деткам нужно повторить определённый набор движений телом или только глазами, руками, пальцами).

К слову, последний вид физминуток является самым популярным, так как он позволяет комплексно реализовать цели этих перерывов.

Танцевальные

Эти двигательные паузы перекликаются с музыкальными физминутками. Но довольно часто они не предполагают повторения слов песенки или же текста в сопровождении содержится минимум. Для таких перерывов важно задействовать руки, ноги, туловище ребят, а не приобщать их к заучиванию песен или стихов.

В стихах

Дети выполняют упражнения, стоя у доски

Малыши лучше запоминают рифмовки, если они сопровождаются движениями

Рифмованные физминутки не только отвлекают карапузов от монотонного усвоения информации, но и тренируют их память и речь. Такие минутки обычно предполагают шуточный стишок, который может сопровождаться элементарными действиями (сгибанием-разгибанием пальчиков, движением глаз по кругу, приседаниями и т.д). Например:

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Умывалась наша киска,
И сложила лапки близко,
Показала язычок,
И закрыла свой глазок,
Лапкой мышку прогнала…
Нам опять писать пора.

Поднимает руки класс — это раз,
Завертелась голова — это два,
Три — руками три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Подвижные физминутки

Дети у парт делают упражнения

Подвижные физминутки можно проводить, не выходя из-за парты

Особенность таких перерывов в том, что дети встают со стульев и выходят к доске или в коридор. Такие паузы особенно уместны в конце дня, когда ребята уже сильно утомлены.

Минутки для глаз

Электронная физминутка для глаз, слайд

Есть специальные электронные физминутки для глаз, которые можно найти в интернете

Отдельной категорией пауз на уроке выделяются зрительные физминутки. Их целью является

  • расслабление зрительных мышц;
  • фокусировка взгляда;
  • активизация периферического зрения.

К наиболее универсальным упражнениям относятся

Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим — на стол погляди.
(Вниз)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем её.
(По сторонам)
И снова рисуем. Немного ещё.

Тематические паузы на уроках математики, языкознания и прочих

Математическая физминутка, слайд

Объединение физминуток вокруг какого-то учебного предмета полезно и для запоминания материала урока

Каждый учитель знает, как важно продуктивно использовать время на уроке. Поэтому даже физминутки должны подбираться не только в соответствии с целями сохранения здоровья малышей (это, конечно, первостепенно), но и отвечать задачам урока. Поэтому методистами был разработан целый набор разминок для основных школьных курсов.

  • На уроках математики будут очень кстати разминки, в которых есть цифры и счёт, а также интенсивные движения рук, ног и туловища, чтобы отвлечься от умственной работы:

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Поворот, наклон, прыжок

Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

В ладошки мы похлопаем

В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз — присели, два — привстали,
Три — нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой — потолок.
И ещё разок присядем!
А теперь на место сядем.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.

  • Уроки грамматики строятся на освоении и автоматизации навыка письма, поэтому разминки должны в основном задействовать руки и пальчики ребят:

Капуста

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).

Грибы

(По очереди сгибают пальчики)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.

  • Для уроков рисования можно подобрать разминки, которые предполагают перемещение детей по кабинету:

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Вокруг парты побежали,
Тихо сели, вновь за дело.

Мы маленькие зайки,
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.

По дорожке шли, шли, (дети проходят по периметру кабинета)
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

Творческий подход учителя к планированию урока реализуется не только в выборе учебного материала, но и в систематизации, отработке физминуток. Главное, чтобы такие паузы были вовремя, то есть не прерывали сосредоточенную работу детей, а становились своего рода переходным элементом от одного этапа занятия к другому.

Физминутки в начальной школы крайне важны не только для того, чтобы дети меньше утомлялись, не теряли интерес к уроку, но и для сохранения здоровья подрастающего поколения. Педагог может воспользоваться имеющимися разработками или придумать свои, основываясь на интересах и увлечениях младших школьников. Ведь малыши с удовольствием декламируют рифмовки, поют песни и играют, особенно если учитель не просто наблюдает за ними, а столь же азартно и весело участвует.

Читайте также: