Как сделать фигурки для песочной терапии

Обновлено: 07.07.2024

Dora Kalff является автором книги "Sandplay". (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Песочная терапия. Песочница с песком и миниатюрными фигурами. Фото. Логинова О.

Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноза и т.д.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии "заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента".


Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

- Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

- Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

- Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

- Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

- Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

- Ограничен в проявлении своих чувств;

- Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

- Имеет психологическую травму;

- Имеет проблемы в принятии решения.


Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

- Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

- Эпилепсия или шизофрения.

- Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

- Клиент с неврозом навязчивых состояний.

- Аллергия на пыль и мелкие частицы.

- Кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

В своей практике я использовала работу с песком с клиентами в случае депрессивного состояния, страхов, фобии, глубокой психологической травмой. Ко мне приводили несколько раз детей-аутистов. Работать с ними не получилось. Хотя, знаю, что коллеги-психологи с ними работают.


Песок для песочницы

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.

Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

Вопрос: "Где можно купить песок?"

Ответ. "Он продается в зоомагазинах в упаковках от 1 кг до 6 кг.
В настоящее время существует сеть магазинов, которые специализируются на продаже цветного песка для творческих работ. Для песочницы вполне достаточно 4-6 кг песка. Песочницу заполняют на две треть песком".
__________

В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. Для работы достаточно одного кг песка.

использование песочницы со специальным экраном с подсветкой. Фото. Логинова Ольга

Еще один вариант для создания песочных картин - использование песочницы со специальным экраном с подсветкой. В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация) с различной подсветкой. В этом случае используется один кг песка.

При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу.

Песочная терапия. Фото. Логинова Ольга

Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.


На плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем.и через некоторое время застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.

Символизм ландшафта песочной картины

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы - ребенок это или взрослый человек. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

- Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

- Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.


Коллекция миниатюрных объектов

Миниатюрные фигурки для песочной терапии. Фото. Логинова О.И.

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

- Большие и крошечные;

- Бесцветных и ярких цветов;

- Прозрачные и непрозрачные;

- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

Вопрос: "Где можно купить миниатюрные фигурки для песочной терапии?"

Ответ. "Фигуры для песочной терапии можно приобрести в киосках Союзпечати, в магазине "Детский мир", в киосках "Сувениры". Подойдут фигурки из Киндерсюрпризов".
__________

Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок. Важно помнить и понимать, что сколько людей столько и импровизаций может быть. Находясь в кабинете психолога, человек выберет из множества фигурок, только те, которые для него актуальны в настоящее время.

Вопрос: "Можно ли отдавать клиенту понравившуюся фигурку после терапии?"

Ответ: "Однозначного ответа нет. Ребенку можно дать, но в обмен на другую фигурку. Взрослому человеку лучше не отдавать, т.к. в какой-то момент может произойти обесценивание терапии".


Семейная песочная терапия

Песочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.

При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.

Песочная терапия с детьми

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, различные формочки, изображающие транспорт, людей, животных. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, проработке психологической травмы.

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

В случае возникновения проблем в детско-родительских отношениях предлагается построение мира на одном песочном поле совместно ребенка и родителя. Возможно построение мира в разных песочницах.

В книге Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук "В гостях у песочной Феи" даются описания упражнений с песком для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые выполняются детьми совместно с педагогами или психологами детского сада. Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.

Дора Калльфф выявила закономерности в выборе миниатюр детьми разного возраста.

Так в возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы (мох, веточки, шишки, камушки и т.д.).

А к 11- 12 годам в песочнице чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.

У детей старше 12-13 лет могут возникать сцены, отражающие как реальную жизнь, так и мечты о будущем, возможны и абстрактные картины.

Таким образом, метод песочной терапии могут использоваться в группах личностного роста, на тренингах общения, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; в детских садах, в детских центрах (рисование песком) на столе с подсветкой.


1. Водонепроницаемые деревянные ящики (подносы).

Деревянные подносы прямоугольной формы размером 49,5х72,5х7 см (часто используются другие пропорции, например 50х70х8 см или 49х70х10 см ) для индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека). Такие размеры ящиков соответствуют оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать их взглядом целиком. Для групповой работы размер песочницы увеличивается - 100x140x8 см.

Один из подносов используется для сухого, а другой - для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов должны быть выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи подносы должны иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание.

Насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.

Время от времени можно менять цвета бортов.

Согласно законам цветотерапии:

Черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, ведь стоит наклеить на черные борта белые/желтые кружочки— и вот готово звездное небо! Такой цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает.

Зеленый — цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность.

Желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений.

Красный — цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, поэтому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии, когда “невкусные” переживания зачастую не проговариваются, а молча “проглатываются”. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим/заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины.

А вот окрашивать в пурпур дно песочницы не стоит, иначе возникнут “разрушительные” ассоциации с лавой и магмой вулкана.

Фиолетовый — цвет беременности, материнства, фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.


2. Чистый, просеянный песок.

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы. Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами.

В работе используется как сухой, так и мокрый песок. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Для этого необходимо иметь емкость с водой.

Основные элементы в работе — это песок и вода. Песок может быть разного цвета и фактуры, в соединении с водой, он позволяет создавать объемные композиции, скульптуры.

Используемый песок должен быть сетрифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.


На вид это обычный песок, но он не высыхает, как обычный песок или тесто для лепки, не липнет к рукам, не оставляет пятен.

Песок можно смешивать между собой. Принцип, как в красках: при смешивании родственных цветов — получается третий; если смешать не родственные цвета — получится серый цвет. Но смешивание происходит не сразу. Сначала получаются красивые и интересные цветные текстуры и только когда песок тщательно перемешается — получается новый цвет.


3. Цветная морская соль.

Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики.


4. Коллекция миниатюрных объектов

(высота их – не более 10 см)

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов ребенка.

В набор игрушек могут войти:

  • Человеческие персонажи
  • Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
  • Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
  • Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, здания, имеющие специальное предназначение (Вокзалы, больницы, школы и пр., храмы различных религий и т. п.)
  • Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
  • Естественные предметы (ракушки, веточки, камни и пр.)
  • Сказочные герои (злые и добрые)
  • Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
  • Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
  • Ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры и пр.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

12363262 931639383586330 3712074453949481762 o

Песочная терапия популярна не только среди психологов, но и среди педагогов и социальных работников. Она включает много различных способов игры в песке, возможности метода расширяются, появляются его многочисленные модификации.

Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр не только с детьми, но и со взрослыми, с парами и семьями.

Для проведения игр вам понадобятся: песочницы (любого размера и цвета), миниатюрные объекты и природные материалы (каштаны, шишки, ракушки и т.п.), вода.

Прятки

История

Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее на подносе с песком. Затем надо придумать историю или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов.

Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно вести диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Семья на песке

Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать.

Медитация

Игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах игра проводится с использованием медитативной музыки. Цель – релаксация.

  • Рисование на сухом песке с помощью коктейльной трубочки (подуть в нее).
  • Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
  • Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и пр.).
  • Создание мандалы на песке с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.
  • Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.
  • Пересыпание песка из разных емкостей.
  • Строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания).

Параллельные миры

Данный вариант игры может использоваться для работы с семьями и группами детей. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников).

Событие

Психолог предлагает ребенку воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выход и решения.

 взрослые

Черноусова И.А.

Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива.

Познакомить с преимуществами песочной терапии;

Продемонстрировать мотивационные техники для песочной терапии;

Предоставить возможность опробовать предлагаемые игры.

Песок или манка.

Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой. Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз. Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Психоаналитики Карл Юнг и Анна Фрейд, используя в своей психотерапевтической работе с детьми песочницу, утверждают, что песок способствует снижению эмоциональной напряженности, а игра с миниатюрными фигурками дает возможность ребенку в символической форме выразить и донести до взрослого свои эмоциональные проблемы.

Песочная терапия может помочь детям с познавательными проблемами. К таким проблемам относятся: рассеянное внимание, трудности при запоминании и пространственном восприятии, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие речи и мыслительных навыков, а также коммуникативные затруднения. Предложенные занятия с использованием песка направлены на развитие этих процессов. Работа в песочнице не только обогащает чувственный, тактильный опыт ребенка, но и мотивирует его к решению предложенных психологом задач, так как вызывает положительные эмоции и интерес благодаря необычному материалу.

Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Для занятий песочной терапией необходим ящик 50-70-10 см. Может одновременно заниматься до 4 человек.

Игрушки для песочной терапии:

Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

Сказочные персонажи добрые и злые.

Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Функции песочной терапии:

Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)

Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

  1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля
  2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом
  3. Пересыпание песка из разных емкостей
  4. Строительство замков из очень мокрого песка
  5. Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль, разноцветного и разнофактурного песка.
  1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: правила игр на песке, формулировка темы занятия, демонстрация песочницы и игрушек).
  2. Основная часть занятия (новая игра, упражнение в соответствии с задачами занятия).
  3. Релаксационное упражнение и построение песочной композиции (мира).
  4. Ритуал выхода из песочного мира (Рефлексия занятия - итоги, выводы).

Практическая часть мастер-класса (из мастер-класса Елены Тарариной).

Сегодня мы поговорим о мотивационных техниках. Без мотивационных игр в песок мы не заходим. Мы будем делать простые упражнения, которые помогут нам исследовать песок, познакомиться с его возможностями.

Из кучки песка, которая у вас на столе, сделайте максимально высокую горку.

Есть 3 песочных дождя (маленький, средний, высокий). Ваша задача сделать 3 вида дождя и отметить, какой дождь вам самый интересный, соответствует вашему состоянию.

Из кучки вашего песка сделайте блинчик, толщиной с мизинчик, ровный, круглый. Это тарелка. Пользуясь только двумя мизинчиками, желательно одновременно расписать вашу тарелку, за контур тарелки можно выходить. Расписать очень красиво.

Вы, чувствуете, как меняется ваше отношение к песку. Формируется мотивация, доверие к песку.

Сейчас из своей тарелки сделайте квадратик, толщиной с мизинчик. В своем квадратике, используя только отпечатки пальцев, создайте животное, которое вас восхищает. Постарайтесь сделать его правдоподобным, чтобы сосед смог догадаться, кто у вас получился.

Это все приемы мотивационного рисования на песке.

Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача посоревноваться с партнером в парах.

  1. Нужно придумать по 5 способ перемещения песочных масс. Придумываем и показываем по очереди. Кто не может придумать по 5 приседаний. Это упражнение можно использоватьв работе с детско-родительскими парами. Развивается творчество и фантазия.
  2. Зарывание кисти. Ваша задача придумать по три способа зарывания кисти или пальцев руки до запястья.
  3. Действие по образцу. Один делает что-либо из песка, а второй повторяет. Один ведущий, а второй ведомый. По сути это проверка на обучаемость. Необходимо делать то же действие, что и ваш партнер, в том же ритме. По 1,5 минуты каждому.
  4. Обратное действие. Один делает на своей кучке песка, а второй делает обратные действия на своей кучке. Задача первого все время провоцировать партнера к повтору. Например, один сыплет кучку, а второй разбрасывает песок; один рисует круги, а второй квадраты, замедляется – ускоряется и т. д. удивите партнера, чтобы он ничего не смог придумать.

Это упражнение дает возможность здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих, где никто никому ничего не должен. Затем поменяться. Не нужно разговаривать во время выполнения задания.

Наш мастер-класс подошел к концу. Сегодня мы рассмотрели только мотивационные игры. Если вам было интересно возьмите веселый смайлик, а если нет, если ничего нового и интересного вы для себя не открыли- грустный. Положите смайлики на блюдо. Большое спасибо! И спасибо за внимание!

Читайте также: