Как сделать ферзя

Обновлено: 07.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Игра в дебюте начинающего (к чему стремиться!) 3 часть

Снова запись для читателей журнала, только начинающих играть.
Играть ферзем в дебюте почти всегда плохо! Сегодня рассказ об этом деле в подробностях. Наверно запись не полностью доступна для детей, но вот для взрослых здесь указана важная особенность по определению исключений из правила.

Вот совсем недавний пример из партии на одном из занятий.
Черными играл Антон, он все знает про выход ферзя в начале партии, но посчитал, что в этом конкретном случаи ему альтернативы не было. После вступительных ходов:

1.е4 е5 2.Kf3 Kc6 3.Kc3 Cc5 4.К:е5 К:е5 5.d4 C:d4?! 6.Ф:d4

Он не видел возможности, для одновременного спасения коня е5 и пешки g7.

Нормальный ход 6… d6 - его не устроил из-за 7.f4 Kc6 8.Ф:g7.
Он не мог пока увидеть, что после 7.f4 есть очень сильный ход ферзем, н в другое место и с более чем конкретной защитительной целью- 7… Фh4+!? И теперь на естественное казалось бы 8.g3 последовало бы 8… Kf3+ c лучшей игрой у черных!

Пришлось бы белым менять ферзей после 8.Фf2, довольствуясь лучшим эндшпилем с двумя слонами в открытой позиции.

Антон сыграл 6… Фf6?

Пешку сохранил, но вот проблем себе подбросил вполне себе конкретных.
Ответным ходом, я не только защитил своего ферзя от потери (Антон угрожал ходом Кf3+ выиграть белого ферзя), но в прямую опроверг замысел ученика-

7.Кb5!
Дважды играть одной и той же фигурой при невыходе остальных нельзя, но в данном конкретном случаи- это КОНКРЕТНОЕ опровержение хода ферзя соперника. (См. диаграмму ниже)

Черные не могут его защитить ферзем, только королем…
Лучшим ходом было трудное 7… с6 8.Кd6+ Kpe7 9.Kf5+ Kpd8 10.Cf4 Kg6 11.Ce3 c тяжеленной позицией у черных.

После 7… Kpd8 8.Фс5!

Черные из-за двойного нападения (Ф:c7 и Фf8 мат)- оказались в совершено проигранном положении. Отдав пешку на c7 ходом 8… Kh6- Антон долго сопротивляться не сумел.

Я намеренно привел этот пример, что бы НАГЛЯДНО показать, что такое хорошо и что такое плохо при игре ферзем в дебюте! Хотелось бы что бы н возникло путаницы.

Если проанализировать выходы в этой партии белого ферзя, то первый ход 6.Ф:d4 был вынужден и не сделан специально. Кроме того ферзь там был неуязвим! Его н могли выгнать ни конь с с6, ни пешка с5, так как он сходу создал проблемы всему войску черных разом.

Все остальное авантюра! Было видно, что 6… Фf6- лишь ловушка с кривой перспективой, при её обнаружении. Предпочтительней было черным продолжить поиск, а то и просто пойти на жертву пешки, и уже за счет ходов белого ферзя - развить свои фигурки!
__________________

При работе с детьми (6-7 летнего возраста) столкнулся со слишком уж буквальным понимание принципа – в дебюте выходить ферзем раньше остальных фигур не хорошо.

Например после ходов:

1.е4 е5 2.Kf3 d6 3.Кс3 Сg4 4.Cc4 C:f3 (Cм. диаграмму ниже)

Объяснить необходимость иногда ферзем все таки играть, либо что бы не ухудшать позицию, либо ради немедленного явного преимущества. Показывают примеры:

1.е4 е5 2.Kf3 f6? 3.К:e5 fe5 4.Фh5+ и т.д.

Или скажем такая фантастическая по воздействию на воображение позиция:

Можно прямо сказать, что любое рациональное решение в этой позиции , любая общая рекомендация по дебюту будет вредной! Шахмаист обязан конкретно смотреть на шансы и возможности и не упускать их!

Ходом 1. Фа4!! Белые убили черных прежде всего морально! Так в дебюте ведь не играют :-)))

Поэтому несмотря на то, что игра ферзем в начале партии не приветствуется, до крайностей доходить не надо!
__________________

В заключение известный пример из советской шахматной школы, где играли два очень не слабых гроссмейстера и тем не менее, главная причина поражения ранний выход ферзя!

Толуш – Алаторцев (Москва 1948)

1.е4 е5 2.f4 d5 3. e:d5 Ф:d5 ? 4. Кс3!

Взятие ферзем черных- неудачно. Сейчас так уже давно не играют… предпочитают 3… е4 с острой игрой.
Разумеется, белые тут же пользуются представившимся случаем.

4. … Фе6 5. f:е5!

Белые завлекают ферзя па поле е5, чтобы в дальнейшем выиграть новые темпы.

5. … Ф:е5+ 6. Cе2 Сg4

Вследствие ошибочного 3. . . . Ф:d5? черные отстали с мобилизацией сил: им пришлось четыре раза ходить ферзем. Тем быстрее они должны были развивать фигуры сейчас, пока над ними еще не нависли непосредственные угрозы.

Следовало продолжать 8. . . . Kf6!, и если 9. Фb5+ (А именно этот ход побудил Алаторцева сыграть с7-с6), то 9. . Фс6.
Не опасно и 9. Cf4 из-за 9. . Cd6! 10. Фb5+ Kbd7!, и черные быстро развиваются.

После 8. . Kf6! преимущество лучшего развития по прежнему было бы у белых, но оно не носило бы решающего характера. Ну а сейчас через несклько ходов, на доске поднимется ураган!

9. Cf4 Kf6 10. 0-0-0 C:e2

Способствует дальнейшему развертыванию белых фигур, впрочем позиция черных уже безнадежна!

Кажется, что еще один ход, и черные уведут своего короля. Но уже поздно…

Вниманию начинающих читателей! Если Вы опередили своего противника на 3 хода и более с развитием- действуйте очень энергично! Не считайтесь с материальными потерями, скорее всего у Вас есть способ и не позволит окончательно развиться противнику и просто добить противника численным преимуществом!

Вскрывая новые линии, белые переходят к решительному наступлению.

В случае 12. . Фd7 победа достигается весьма красиво: 13. С:d6 Ф:d6 14. dc! Ф:d3 15. cb!! (См. диаграмму ниже)

и белая пешка превращается в ферзя на поле а8.

Не помогало черным и :
12… cd 13. Кb5! С:f4+ 14. К:f4 Фс6 15.Лhе1 + и т. (См. диаграмму ниже)

12. . K:d5 13. К:d5 с:d5

14… C:f4+ 15. К:f4 Фh6 16. Лhe1+

Сейчас безнадежен любой отход короля, хоть на d8 (17.Л:d5+ Kpc8 18.Фg4+), так и на f8.

16… Крf8 17. Фа3+

и черные сдались.
________________________________________ _____

Из этой статьи Вы узнаете, как ходят две самые главные шахматные фигуры по доске. Это – шахматный король и шахматный ферзь. Чтобы научиться правильно ходить этими фигурами, надо вспомнить, как называются улицы-дороги на шахматной доске. Повторим их названия – вертикаль, горизонталь и диагональ. Оказывается, король и ферзь передвигаются по всем этим линиям. А кто ещё умеет так ходить?

Шахматные король и ферзь

Ферзь и король объединяют в себе ходы ладьи и слона, то есть ходят прямо и наискосок (по вертикали, по диагонали и по горизонтали).

Шахматные ходы ферзя и короля

Как ходят шахматный король и ферзь

Король самая главная фигура! Ферзь и король – господа на шахматной доске!
Посмотри, куда может пойти ферзь. Фе4 – e3, e2, e1, e5, e6, e7, e8, a4, b4, c4, d4, f4, g4, h4, a8, b7, c6, d5, f3, g2, h1, b1, c2, d3, f5, g6, h7.
Богатый выбор! Целых 27 полей.
А король? Kpb4 – a4, a5, a6, b6, c6, c5, c4, b4.
Полей всего 8 полей.

Конечно, если наказать короля и ферзя (поставить в угол), то количество полей, куда они смогут пойти, уменьшится. Для короля их будет всего 3. Например, у короля на h8. Kph8 – g8, g7, h7.

У ферзя а1 – 21 поле (проверьте самостоятельно!).
Главная наша задача – научить тебя видеть всю доску! Увидев первое нападение, начинающие шахматисты сразу перестают искать лучший ход.

Ходы шахматных короля и ферзя

Сколько у тебя глаз? Два. А вот у ферзя е5, стоящего в центре доски, – восемь! Постарайся обязательно заметить все жертвы, на которые восьмиглазый ферзь нацелился.

Также с уважением относись к ферзю противника, который способен различными способами нападать на твои фигуры.

Где сделать пересадку (нападение), чтобы попасть в гости к чёрному ферзю?

Сколько всего разных пересадок может сделать ферзь? Девять: b3, c4, d5, d7, f1, f3, f5, g6, h7. Сосчитай, сколько нападений-пересадок может сделать чёрный ферзь?

Шахматное взятие ферзем и королем

Шахматное взятие ферзем и королем

На доске два ферзя. Выполни несколько заданий в данной позиции. Будь внимателен! Надо побить чёрного ферзя за два хода. Обычно дети предпочитают уничтожить фигуру противника ходами ладьи.
1. Фа3 – а6 2. Фа6 : h6
А теперь найди, как можно съесть чёрного ферзя ходами слона.
1. Фа3 – f8 2. Фf8 : h6
Ладья + слон.
1. Фa3 – e3 2. Фe3 : h6
Слон + ладья.
1. Фa3 – d6 2. Фd6 : h6
Выполните те же задания ходом чёрного ферзя.
На диаграмме все возможные варианты передвижения ферзей показаны стрелками.

Ходы шахматных короля и ферзя

Шахматная задача - ферзь и король

Шахматная задача - ферзь и король

С королём часто случаются следующие недоразумения. Некоторые ребята боятся бить королём фигуры: король часто не бьёт, а убегает в сторону.

Король такая же фигура, как и все. А некоторые своим королём атакуют короля противника. Так нельзя! Это считается невозможным ходом.

Король решил проведать своего ферзя. Соверши это путешествие. Но нельзя попадать под удар чёрных слонов-часовых!

Нарисуй маршрут короля на диаграмме, а затем проверь решение.
Кра1–а2–b3–c3–d4–e5–e6–f7–g8–h8.

Chessboard480.jpg

Ферзь (перс. فرزین‎ ferzinвизирь, советник; Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти пешкам [1] . Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям [2] и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.

Содержание

Ходы ферзя [ ]

В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона. Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.

В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.

Ферзь в шахматной партии [ ]

Считается, что в дебюте надо проявлять осторожность с развертыванием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится крайне уязвим для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают у короля и лёгкой фигуры, почти всегда ― у короля и ладьи, в большинстве случаев — у короля и двух лёгких фигур, а также у короля, ладьи и пешки.

Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является продвижение пешки в ферзи: удачное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей путём превращения в них пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.

Ферзь в шахматных задачах [ ]

Chessboard480.jpg

Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

Этимология [ ]

Урок №6. Как ходит ферзь

Ферзь - по праву, самая сильная и самая дорогая шахматная фигура. Ферзь оценивается в 9 очков. Во многих позициях равноценным считается обмен ферзя и пешки на две ладьи. Ферзь - тяжёлая и дальнобойная фигура. В начале игры ферзь стоит в центре рядом с королём на линии 'd'. Начинающие шахматисты часто путают местами ферзя и короля. Чтобы запомнить правильное расположение, запомните такое выражение - ферзь любит свой цвет! То есть белый ферзь становится на краю доски, в центре, на белое поле, а чёрный ферзь - на чёрное.

Ферзь на выбор может пойти по правилам ладьи или по правилам слона. То есть ферзь в любой свой ход может сходить как ладья по вертикали или горизонтали, либо по диагонали, как белый или чёрный слон. Соответственно ферзь передвигается на любое число полей в любых направлениях. А когда рубит, становится на место срубленной фигуры. Так же, как и все фигуры, кроме коня, ферзь не умеет перепрыгивать препятствия на своём пути.

Ферзь - фигура самодостаточная и даже в одиночку он может пойти вполне успешную атаку на вражеского короля. Но в дебюте, ходить ферзём не рекомендуется, так как один в поле не воин и ферзю тоже нужна поддержка. Очень часто, при ранних вылазках ферзём, начинающие шахматисты сильно ухудшают свою позицию, отстав в развитии фигур, либо даже теряют ферзя, загнав его в тупик.

Задание:
Итак, как всегда, перейдите к шахматной доске в начале страницы.
- Сдвиньте ферзя со своего места лишь после того, как выведите сначала все свои лёгкие фигуры.
- Попробуйте обменять своего ферзя на ферзя противника.
- Для условной победы заработайте двенадцать очков (например, срубите 1 ферзя и 1 коня соперника).
- После игры белыми, обязательно поиграйте чёрными фигурами.
Для удобства, все доступные ходы ваших фигур будут подсвечиваться.

Помощь:
Хотите узнать больше? Появились вопросы? Нужна помощь нашего тренера?
Нажмите на кнопку "Купить"

Читайте также: