Золотая цепь поделка

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024


С популярностью золотых цепочек сложно спорить. Наверняка в заветной шкатулке у каждого из вас найдется одно или несколько подобных украшений. Они могут выглядеть совершенно по-разному в зависимости от типа плетения, стиля, массы и прочих факторов. Но такие изделия всегда универсальны, долговечны и любимы. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, как изготавливают золотые цепочки? Какой путь проходит слиток золота до витрины ювелирного магазина? Предлагаем разобраться вместе.

История древнейшего украшения

Считается, что солнцепоклонники украшали себя изделиями из желтого металла, чтобы уважить божество и уподобиться ему. А знатные граждане Греции и Египта, как свидетельствуют раскопки, всегда были погребены в полном облачении: оно включало в себя в том числе тяжелейшие золотые цепи.

Интересно, что мода на конкретную форму звена была очень изменчивой. И только спустя долгое время были определены самые популярные геометрические фигуры, из которых изготавливали звенья цепи. Это были:

Вопрос, как делать цепочки, тогда просто не задавали: исключительно вручную. Разумеется, никаких машин и механизмов наш древний предок еще не знал, и поэтому каждое украшение изготавливалось золотых дел мастером — цепевязом. В том числе и поэтому цепочка воспринималась как очень дорогой аксессуар. Оплатить стоимость драгоценного металла и услуги цепевяза могли себе позволить очень немногие, поэтому в Средневековье такое украшение долго оставалось неизменным символом богатства и высокого положения в социуме.

Как это часто бывает, машинный труд ценится гораздо меньше ручного. И потому появление цепевязальных станков частично решило проблему заоблачной стоимости золотых украшений.

Франция оказалась первой страной, в которой машинная вязка цепей была поставлена на поток. Во время Французской революции (а это конец XVIII века) впервые был изготовлен станок для плетения цепочек. Он значительно упрощал производство украшений и удешевлял его. Интересно, что основой для первого станка послужила… швейная машинка. Специалисты стремились сделать так, чтобы станок повторял движения человека, мастера, — только, разумеется, делая это быстрее и совершеннее.

Спустя время появились компании, которые специализировались именно на изготовлении таких вот цепевязальных станков. Дело стало прибыльным, а в выигрыше оставались все: и производители станков, и ювелиры, и конечные потребители.

Доступность и престиж


Собственно, только в середине прошлого столетия золотые украшения стали доступны очень многим людям. Разнообразные аксессуары, выполненные из главного драгоценного металла, украсили образы модников и модниц. И хотя сегодня золотые цепочки лишены того статуса, который был у них десять веков назад, они по-прежнему остаются престижным и востребованным украшением. Причин тому может быть несколько.







Техника на грани фантастики

Сегодня ювелирная промышленность переживает невероятный расцвет. Регулярно появляются новые техники плетения, совершенствуются уже существующие. Именно поэтому сегодня очень много вариантов того, как делают золотые цепи.

Способы изготовления цепочек


Всего различают три самых главных способа изготовления плетеных аксессуаров:

  1. машинная вязка;
  2. ручная вязка;
  3. штамповка.

Впрочем, это не значит, что вы можете выбирать способ вязки по вашему желанию. Одни цепочки плетутся только так, другие — иначе. Но разобраться в технике плетения очень полезно. Ведь от способа вязания цепи зависит прочность изделия, его износостойкость, долговечность. Некоторые цепочки ремонтируются просто, другие — сложнее или вообще не подлежат ремонтным работам после деформации. Перед покупкой этого не самого дешевого украшения разумно будет владеть всей информацией.

Цепочки машинной вязки

Как правило, конечным результатом машинной вязки будет небольшое и легкое аккуратное изделие с маленькими звеньями. Обычно его вес колеблется в пределах одного грамма. Наблюдать за тем, как ювелир делает цепочку, — одно удовольствие. Для этого берется тончайшая золотая проволока, из которой автомат отливает звенья. Это невероятно быстрый процесс: всего за одну секунду изготавливается 10 звеньев. Затем эти заготовки скрепляются друг с другом определенным образом, и ювелир прокаливает их в печи. Высокая температура помогает закалить изделие, сделать его прочным и долговечным.

Цепочки ручной вязки

Ручная вязка позволяет получить настоящие произведения искусства, каждое из которых по-своему уникально. И только от мастерства ювелира зависит внешний вид и прочность такой цепочки. При грамотном соблюдении технологии и высоком профессионализме мастера цепочка, изготовленная вручную, будет наиболее надежной. Так, например, от правильно выбранной толщины проволоки зависит, согнутся ли звенья цепи, или сломаются. А речь здесь идет о десятых долях миллиметра. Если выбор оказался неверным, исправлению такая цепочка уже не подлежит.

Штампованные цепочки

Этот способ считается самым быстрым и довольно дешевым. В ювелирном производстве существуют специальные штампы. Они накладываются на золотой лист и таким образом выдавливаются формы отдельных звеньев. Затем звенья соединяются друг с другом.

Пустотелая цепочка








Отличия и изготовление

Независимо от типа плетения, цепи можно разделить на цельные и пустотелые. Первые представляют собой массивное украшение, не имеющее пустоты внутри. Вес его достаточно большой, но на удобство носки в повседневной жизни это не влияет. Помимо этого, они очень устойчивы к механическим повреждениям. При нарушении целостности специалист без проблем может заменить одно или несколько звеньев.

Вторые внешне не отличаются от цельных. Только при сравнении можно определить, что в руках — пустотелое изделие, гораздо меньшее по весу. Стоимость его в несколько раз ниже, поэтому такие цепи довольно популярны.

Совсем недавно все цепи изготавливались вручную, требовали предельной концентрации внимания ювелира, много времени и усилий. Первым этапом производства было расплавление золота в нужном количестве. После этого из материала делали миниатюрные колечки. Посредством специальных инструментов их соединяли вместе, получая ювелирное изделие. Поскольку металл в те времена почти не очищался, перед выставкой на продажу украшение тщательно шлифовалось до блеска.

Сегодня изделия ручной работы ценятся гораздо выше, чем изготовленные машинным способом. Существуют некоторые виды, сделать которые можно только руками при наличии соответствующих знаний и опыта.

С помощью машины также можно изготавливать красивые и прочные цепи. Некоторые типы оборудования работают даже со звеньями минимального размера до 2 мм. Благодаря автоматизации процесса, на выходе получаются привлекательные по цене изделия. Стоимость зависит от веса, измеряемого в граммах.

Основным недостатком автоматизированного производства считается невысокая прочность цепи и невозможность изготовить украшение по некоторым типам плетения. Достоинство метода — изготовление большой партии в короткий срок, дешевизна конечного продукта.

Как изготавливаются цепочки


Для производства правильного украшения крайне необходимо точнейшее соблюдение всех деталей процесса. И речь идет не только о качественном материале и оборудовании, но и о внимательной отстройке каждого этапа производства. Только в этом случае можно получить по-настоящему качественный аксессуар. Давайте представим, какие шаги нужно пройти золоту для того, чтобы из обычного слитка превратиться в украшение невероятной красоты.

Шаг 1

Ювелир помещает слиток золота в строгальный станок и аккуратно снимает с него стружку. Эти тончайшие частички золота и будут главным материалом для изготовления драгоценного аксессуара.

Напомним, что изначально золото — очень мягкий металл. Так, например, практически беспримесное золото 999 пробы легко поцарапать обычным ногтем. Приятный теплый желтый солнечный цвет — также очень узнаваемая характеристика золота. Именно поэтому главной задачей ювелиров при изготовлении сплава на основе золота можно считать одновременное достижение двух условий:

  1. повышение прочности металла;
  2. сохранение его привлекательного внешнего вида.

Что можно присоединить к золоту? Чаще всего речь идет о таких добавках.

На этом же этапе после снятия стружки нужно смешать золото с добавками (их называют лигатурой). Мастер максимально точно (насколько — вы даже представить себе не можете!) измеряет массы драгоценных и недрагоценных металлов, чтобы в результате получилось красивое и прочное изделие.

Шаг 2


Полученную смесь металлов необходимо расплавить. Для этого ее помещают в печь и подвергают температуре более 1000 ºС. Здесь золото приобретает специфический цвет, характерный для его разновидностей (белый, красный, желтый, розовый), и здесь же формируется та или иная проба.

Шаг 3

Шаг 4

Полученную проволоку размягчают в специальной печи, а затем вытягивают ее до максимальной тонкости. Правильнее будет назвать эту заготовку уже не проволокой, а нитью. Когда нить достигнет нужного диаметра, ее для удобства сматывают в гигантские катушки. В среднем на одну катушку может поместиться до 3 км золотой проволоки. Затем — еще одно обязательное погружение в печь для размягчения.

Шаг 5


Только после всех этих подготовительных процессов можно начинать собственно плетение цепочки. Здесь в дело вступают цепевязальные станки, через которые пропускается нить-проволока, образуя звенья необходимой формы. Они соединяются в единую цепочку.

Шаг 6

Цепочка в принципе готова. Изделие обрабатывают особым порошком, чтобы при обязательном нагревании (вы помните, что именно оно позволяет окончательно спаяться звеньям цепи и обеспечивает ее прочность) элементы украшения не слиплись между собой. Остаются, по большому счету, пустяки: на цепочку прикрепляется замок и наклеивается бирка с указанием пробы изделия.

Шаг 7

Финальным обязательным этапом считается химическое вымачивание. Каждое изделие погружается в химический раствор (а часто не один, а 3-4) и таким образом избавляется от возможных загрязнений. Цепочка готова.

Шаг 8, дополнительный

Иногда ювелиры покрывают готовое изделие тончайшим слоем золота. Так цепочка становится еще более блестящей.

В некоторых случаях может производиться дальнейшая финальная обработка цепочки. Это может быть один из вариантов:

Интересно, что золотых дел мастера лишены возможности приходить на работу в украшениях из драгоценных металлов. По понятным причинам собственники ювелирных предприятий переживают из-за возможных попыток краж. И для этого не только тщательно осматривают каждого сотрудника после окончания смены (с использованием металлоискателей), но и изначально запрещают им носить на работу ювелирные украшения.

Самые популярные типы плетения цепочек


Сегодня существует множество разновидностей вязки золотых цепочек. По разным данным, их насчитывается от 50 до 70! Но тем не менее, все украшения делятся на три больших вида (все остальное — подвиды и подподвиды).

Машинная вязка цепочек

Машинным способом можно изготовить лёгкие цепочки из очень тонких звеньев. Современные цепевязальные машины способны производить изделия из проволоки толщиной от 0,15 мм.



При изготовлении золотых цепочек якорного плетения станок за минуту создает 600 звеньев. Готовые цепочки прокаливаются в печах нагреванием до 815 °С для того, чтобы активировать специальный агент, спаивающий концы звеньев. Качество цепочки машинного плетения зависит от точности соблюдения технологических процессов. Технологический процесс машинного изготовления цепочек иллюстрирует видео, которое можно посмотреть в разделе о машинной вязке в нашей статье о видах плетения цепей.

Как купить ювелирную цепочку, которая прослужит много лет?

Наверное, едва ли не каждый из нас сталкивался с отчаянным вопросом, как и где рвутся золотые цепочки. Иногда причины бывают очевидные: вы резко зацепились цепочкой за что-то, рванули, дернули — и готово: украшение безнадежно испорчено. Впрочем, не факт, что безнадежно. Так, например, находятся умельцы, знающие, как из золотой цепочки сделать браслет или другое украшение. Но не всегда это возможно. И поэтому лучше при покупке украшения обратить внимание на пять важных факторов:

  1. насколько крепкое плетение у конкретной цепочки;
  2. какой способ вязки выбран для ее изготовления;
  3. качественный ли замок поставлен на украшение;
  4. нет ли заостренностей, заломов и других нетипичных для качественного изделия огрехов;
  5. дает ли производитель гарантию на собственное изделие.

Самые прочные цепочки

Главная характеристика прочной цепочки — простота. Чем более простой дизайн украшения, тем меньше у него шансов деформироваться или порваться. И, что не менее важно, тем проще отремонтировать изделие в случае необходимости. И, наконец, это будет стоить гораздо дешевле.

Поэтому если вам важно регулярно носить цепочку, а не украшать ею себя от случая к случаю, обратите внимание на максимально прочное плетение. Что можно выбрать, а от чего отказаться?

Нюансы выбора

При посещении ювелирного магазина у некоторых женщин (а иногда и мужчин) разбегаются глаза. На витринах находится множество вариантов, и несведущий человек просто растеряется. Рекомендуется сразу же обратить внимание на качество материала, его блеск и прочность соединения звеньев. Даже при условии выбора наиболее прочного типа плетения возможны неприятные ситуации, связанные с недобросовестностью мастера.

Следует обязательно проверить замок. Он может быть карабинным и шпрингельным. Первый обычно подходит массивным, тяжелым изделиям, обеспечивает прочное крепление, исключает возможность самопроизвольного открытия и потери цепочки. Второй имеет круглую форму, обычно применяется для тонких, изящных, пустотелых цепей.

При выборе стоит отметить величину отверстия на выбранном кулоне. Ушко замка должно беспрепятственно проходить сквозь него, чтобы владелец мог самостоятельно надевать и при необходимости менять кулон на другой.

Рекомендуется обратить внимание на длину изделия. Женщинам подойдут цепи 40—50 см, мужчинам лучше выбрать вариант от 55—60 см и более. Показатель зависит от назначения цепи и использования дополнительных аксессуаров.

Важный момент — перед приобретением рекомендуется примерить украшение, почувствовать его на шее, прислушаться к своим ощущениям. При дискомфорте лучше выбрать другой вариант.

Как носить золотые цепи


Не менее вредным для золотых украшений считается контакт с бытовой химией, различными моющими и чистящими веществами. Золото очень легко идет на контакт с хлором, йодом и бромом. Поэтому, наверное, снимать цепочку перед заплывом в бассейне — очень разумная идея. И не надевать ее, когда вы решили прогенералить квартиру.

А вот что цепочке не повредит — так это разумный и бережный уход. Он несложен! Конечно, время от времени вы сами можете промывать украшение в теплой мыльной воде, затем полоскать в холодной и полировать его мягкой тряпочкой. Но, возможно, более разумным решением будет отдать украшение на чистку специалисту. Уж он-то гарантирует вам, что будет использовать мягкие, щадящие чистящие средства, которые не оставят на изделии даже микроцарапин. Все-таки прогресс не стоит на месте, и народные средства постепенно уступают свое место профессиональной чистке. Наверное, оно и к лучшему. По крайней мере, регулярная чистка и профилактика — залог того, что любимое украшение прослужит вам очень много лет, не теряя своей внешней привлекательности.

Выбрать качественную, красивую цепочку — непростая задача. Ведь надежность и эстетичность должны быть слиты в ней максимально гармонично. Долго и с комфортом носить украшение и выглядеть в нем на все сто — кто скажет, что важнее сегодня? Да и нужно ли выбирать? Узнав, как делают золотые цепочки, вы с большей легкостью сможете выбрать изделие для себя. Ведь теперь вам открыто все тайное закулисье ювелирного производства. Уверены, вы сможете достойно распорядиться имеющейся у вас информацией!

This is a bicycle made from repurposed bicycle chain. Each link is welded together on the back side to keep the shape. Excellent gift for the bike enthusiast in your life. Not only does it look like a bike, but it is made from recycled bicycle parts. Each item is hand made, so the specific size Велосипедные Поделки, Велосипедные Поделки, Велосипедное Искусство, Предметы Художественной Сварки, Искусство Из Металлолома, Металлическая Мебель, Идеи Подарков, Творческие Ремесла, Цепи

This is a bicycle made from repurposed bicycle chain. Each link is welded together on the back side to keep the shape. Excellent gift for the bike enthusiast in your life. Not only does it look like a bike, but it is made from recycled bicycle parts. Each item is hand made, so the specific size

Bicycle made from recycled bike chain.you know you want one. | Etsy Велосипедные Поделки, Художественные Проекты, Переработка, Ручная Работа, Отцы, Цепи

Bicycle art Велосипедные Поделки, Велосипедное Искусство, Дизайн Велосипеда, Искусство Из Металлолома, Декор Железной Стены, Украшение Из Кованого Железа, Металлические Поделки, Точечная Техника Рисунка Или Графики, Предметы Художественной Сварки

Worldwide unique handmade Bicycle chain art work made in Málaga, Spain. Design and work by chainworkaronge - chainworkaronges Webseite! Металлические Поделки, Автомобильный Декор, Искусство Из Металлолома, Велосипедное Искусство, Произведения Из Пивных Банок, Предметы Художественной Сварки, Металлические Поделки Для Двора, Художественные Проекты Из Переработанных Материалов

Worldwide unique handmade Bicycle chain art work made in Málaga, Spain. Design and work by chainworkaronge

Worldwide unique handmade Bicycle chain art work made in Málaga, Spain. Design and work by chainworkaronge - chainworkaronges Webseite!

Брелок из велосипедной цепи своими руками | Сделай Сам www.sdelay.tv Старый Велосипед, Велосипедное Искусство, Дизайн Велосипеда, Велосипедные Поделки, Велосипедные Поделки, Деревянные Табуретки, Бриколаж, Художественная Ковка, Цепи

 Проекты По Художественной Сварке, Металлические Поделки, Деревообработка, Автомобильный Декор, Искусство Из Металлолома, Велосипедные Поделки, Оригинальные Деревянные Изделия, Серебряный Арт

Worldwide unique handmade Bicycle chain art work made in Málaga, Spain. Design and work by chainworkaronge

 Велосипедное Искусство, Велосипедные Поделки, Искусство С Шестеренками, Искусство Из Металлолома, Дорожный Велосипед, Творчество, Велосипедные Аксессуары, Переработка

UpCYCLEd bike chain. Very cool ornaments and wall hangings made from bike chains. All proceeds go to a family who is hosting an orphan this Christmas. Велосипедные Поделки, Велосипедные Поделки, Велосипедное Искусство, Дизайн Велосипеда, Металлические Поделки, Искусство Езды На Велосипеде, Изделия Из Проволоки, Хранение Велосипедов, Организация Вещей Своими Руками

UpCYCLEd bike chain. Very cool ornaments and wall hangings made from bike chains. All proceeds go to a family who is hosting an orphan this Christmas.

Bicycle art Велосипедные Поделки, Велосипедное Искусство, Дизайн Велосипеда, Искусство Из Металлолома, Декор Железной Стены, Украшение Из Кованого Железа, Металлические Поделки, Точечная Техника Рисунка Или Графики, Предметы Художественной Сварки

This is a rendering of my recycled bicycle chain bicycle with a sprocket welded to the bottom as a base. Each link of the bicycle chain is Переработка, Велосипедное Искусство, Колесо Велосипеда, Дизайн Велосипеда, Велосипедные Поделки, Серебряный Арт, Искусство Из Металлолома, Металлическая Мебель, Магазин Витрина

This is a rendering of my recycled bicycle chain bicycle with a sprocket welded to the bottom as a base. Each link of the bicycle chain is

В Минске функционирует порядка десяти мастерских, работающих с драгоценными металлами. Внешне они имеют мало общего с богатым убранством ювелирных салонов и выглядят разве что чуть лучше ломбардов или часовых мастерских.




В следующей комнате стоит витрина поменьше. Здесь уже изделия из настоящего золота так называемого обменного фонда. Это для тех клиентов, которые торопятся. Вы можете выбрать и забрать любое украшение при условии, что принесете в мастерскую золото такого же веса и оплатите стоимость работы.



На обеих витринах в отдельных украшениях сверкают камешки.


— Клиенты приносят изделия и с драгоценным камнем, но мы лишь определяем его размер и зарисовываем форму. Металл забираем, а камень отдаем клиенту. Когда изделие будет готово, то клиент вернется, и мы на его глазах закрепим драгоценный камень.

Причина такой ситуации — скромные обороты ювелирных мастерских. Для работы с драгоценными камнями нужны отдельные профессионалы, которых в Беларуси и мало, и стоят они дорого. Поэтому в витринах салона сверкают не бриллианты, а скромные искусственные фианиты (синтетический циркон). Стоит такой фианит недорого (несколько тысяч рублей), но может быть любого цвета и оттенка.

Итак, вы положили в карман старое украшение и отправились в мастерскую с мыслями о цепи а-ля Chopard.



— Мы взвешиваем изделие, подтверждаем пробу и ищем среди выставленных образцов тот, который нравится клиенту, — рассказывает Олег. — Если у заказчика есть своя идея или ее нет в принципе, дизайнеры помогут нарисовать макет.





Золотой лом (есть и такой, как бы низко это ни звучало) одинаковой пробы собирается в мастерской, пока не накопится минимальный объем для литейного производства (обычно это несколько сотен граммов).

— Из печи мы можем отлить металл в слиток или форму, — рассказывает Олег.

Начнем с самого сложного. Раньше популярным методом создания украшения был штамп: на тонкой пластине, положенной на матрицу из каленой стали, за секунду выбивалось нужное изображение.



Сегодня — литье. Вот как это выглядит.



— Расплавленный металл в пресс-форму мы не зальем, конечно, а вот воск — запросто, — Олег нажимает на кнопку, и воск под давлением заполняет форму. Через пару минут он остынет, и восковую модель украшения можно будет достать из пресс-формы. — Теперь берем восковой столбик и припаиваем к нему нашу свежесделанную модель.







Через 12 часов при разных, но неизменно высоких температурах воск из формы вытечет и испарится. Теперь в форму можно заливать золото. Металл при температуре 950—1050°С проникает в самые тонкие и ажурные детали гипсовой формы.







Восковые модели, для которых еще не создано пресс-форм, вырезаются вручную или на фрезеровочном станке, подключенном к компьютеру.

— В условиях небольшой мастерской фрезеровочный станок, который работает с восковыми заготовками, получается экономичнее, чем 3D-принтер, — считает Олег.




Для производства обручальных колец и цепочек золото отливается в слитки, гильотиной режется на нужные куски и заливается в изложницу, чтобы получился квадратный брусок. Брусок прогоняется на прокатном стане несколько раз, становясь все тоньше и длиннее.





— При этом металл становится все более жестким, непластичным, — комментирует Олег. — Чтобы снять внутреннее напряжение золота, брусок нужно нагреть.




Теперь объясним, почему после нагрева золото не блестит.

Как известно, существует чистое золото (999,9). Делать из него украшение нецелесообразно: оно относительно мягкое и быстрее изнашивается. Поэтому в золото добавляют медь или серебро. Получаются пробы: 583-я, 585-я, 750-я…

— Чем ниже проба, тем жестче золото, — объясняет Олег. — Из одного грамма чистого золота получится 1,75 грамма 583-й пробы. Красноватый цвет золота (583-я проба) — от меди, лимонный (750-я проба) — от серебра. Чтобы получить чистое, без оттенков белое золото, делают напыление родием. От механического трения напыление со временем стирается, и на украшении проявляется красный золотой оттенок.


— После каждой такой операции теряется и часть золота, — объясняет Олег. — Коэффициент установлен государственной лабораторией и составляет от 3,6 до 8,2%. Поэтому из 20 граммов золота вы получите 18,36 грамма готового изделия.

Таким образом наш квадратный брусок доходит до фильерной доски, где будет раскатываться в проволоку. Внутри доски — твердые победитовые вставки. Механическим путем, протаскивая золотую проволоку через все меньший и меньший диаметр отверстий доски, мастер получит заготовку нужного диаметра. Золотая проволока похожа на леску.




— Из проволоки вяжутся спиральки, которые позже связываются между собой, — показывает Олег. — Затем мы в нужном месте спаиваем каждую спиральку с соседней. Цепочка длиной 55 см может иметь порядка 300 точек пайки в зависимости от величины звеньев.




В свежеприготовленной цепочке во все стороны торчат мелкие, но острые концы спиралей. Их нужно отрезать (мастер делает это за фартуком, в который падает золотая крошка), зашлифовать и отполировать. Опытный мастер за день может сделать пару таких цепочек.


Иногда покупатели приходят и просят сделать что-нибудь из Tiffany или Chopard. Отечественные мастера радостно говорят, что это возможно.

— В мире продается огромное количество копий знаменитых цепей Chopard, — рассказывает Олег. — Особенно наши люди любят покупать массивные и пустотелые цепи в Турции: выглядит дорого и носить не тяжело. Но эти цепи быстро протираются и не подлежат ремонту: слишком тонкий металл в трубке. Мы же делаем цельногнутные цепи.


— Любитель никогда не отличит копию. Главная сложность этой цепи в том, что каждое звено должно быть один в один с остальными. Видите, как ровно перпендикулярно они находятся друг относительно друга? Если одно звено будет отличаться, это сразу станет заметно. На каждую такую цепь приходится 3—4 дня работы ювелира.

Стоит цепочка длиной 52—55 см около 8,6 млн рублей. Это примерно 42 г золота плюс работа.

— За границей знаменитые ювелирные дома вяжут цепи не вручную, а на станках. Получается дешевле. Зато у них хороший маркетинг, поэтому и стоят эти украшения так дорого, —говорит Олег. По его словам, станок на один вид цепи стоит от $25 тыс., что неподъемно для бизнеса предпринимательского масштаба.




Обручальные кольца делаются еще проще: брусок раскатывается, загибается и сваривается золотым припоем. После этого кольцо выгибается в идеальную круглую форму, полируется — и готово.

— При помощи восковой модели мы часто делаем бесшовные кольца, — рассказывает Олег; но он не понимает желания заказчиков: — Внешне никакой разницы. Но цена работы для кольца со швом составляет 300 тыс., а бесшовное стоит 800 тыс.

Впрочем, это не самые чудные желания клиентов. Приходят и россияне, требующие посадить на клей отвалившийся камень, и соотечественники, которые просят сделать кольцо по фэншуй, и прочие мнительные, которые готовы к полировке обручального кольца прямо на пальце, лишь бы не снимать (а это невозможно, если вы хотите остаться со здоровыми пальцами).

Модные кольца с эмалью, которая заливается в мелкие пазы.



Изготовленное в мастерской изделие обязательно проверяется и клеймится в государственной инспекции надзора. Там проверяют заявленное содержание золота и ставят пробу.

— В СССР клеймо ставилось в виде звездочки, серпа и молота. В Украине сегодня это трезубец, в России — девушка в кокошнике, а в Беларуси — зубр. Четкость каждой цифры клейма — один из показателей, по которому можно определить, фальшивое украшение или нет.


Всего на украшении будет стоять три клейма: зубр, номер мастерской и номер ювелира. Поэтому по каждому украшению можно определить, кто и когда его делал.

Если вам не хватает металла для нового украшения, то мастерская сможет помочь вам не более чем на 0,3 грамма.

— Купите в Нацбанке чистый слиток. Это и законно, и дешевле, чем могут предложить нечистые на руку мастера, — советует Олег.

Если же после ювелирных операций у вас останется лишнее золото, его вернут в виде прокатанной пластины с клеймом.

В Минске функционирует порядка десяти мастерских, работающих с драгоценными металлами. Внешне они имеют мало общего с богатым убранством ювелирных салонов и выглядят разве что чуть лучше ломбардов или часовых мастерских.




В следующей комнате стоит витрина поменьше. Здесь уже изделия из настоящего золота так называемого обменного фонда. Это для тех клиентов, которые торопятся. Вы можете выбрать и забрать любое украшение при условии, что принесете в мастерскую золото такого же веса и оплатите стоимость работы.



На обеих витринах в отдельных украшениях сверкают камешки.


— Клиенты приносят изделия и с драгоценным камнем, но мы лишь определяем его размер и зарисовываем форму. Металл забираем, а камень отдаем клиенту. Когда изделие будет готово, то клиент вернется, и мы на его глазах закрепим драгоценный камень.

Причина такой ситуации — скромные обороты ювелирных мастерских. Для работы с драгоценными камнями нужны отдельные профессионалы, которых в Беларуси и мало, и стоят они дорого. Поэтому в витринах салона сверкают не бриллианты, а скромные искусственные фианиты (синтетический циркон). Стоит такой фианит недорого (несколько тысяч рублей), но может быть любого цвета и оттенка.

Итак, вы положили в карман старое украшение и отправились в мастерскую с мыслями о цепи а-ля Chopard.



— Мы взвешиваем изделие, подтверждаем пробу и ищем среди выставленных образцов тот, который нравится клиенту, — рассказывает Олег. — Если у заказчика есть своя идея или ее нет в принципе, дизайнеры помогут нарисовать макет.





Золотой лом (есть и такой, как бы низко это ни звучало) одинаковой пробы собирается в мастерской, пока не накопится минимальный объем для литейного производства (обычно это несколько сотен граммов).

— Из печи мы можем отлить металл в слиток или форму, — рассказывает Олег.

Начнем с самого сложного. Раньше популярным методом создания украшения был штамп: на тонкой пластине, положенной на матрицу из каленой стали, за секунду выбивалось нужное изображение.



Сегодня — литье. Вот как это выглядит.



— Расплавленный металл в пресс-форму мы не зальем, конечно, а вот воск — запросто, — Олег нажимает на кнопку, и воск под давлением заполняет форму. Через пару минут он остынет, и восковую модель украшения можно будет достать из пресс-формы. — Теперь берем восковой столбик и припаиваем к нему нашу свежесделанную модель.







Через 12 часов при разных, но неизменно высоких температурах воск из формы вытечет и испарится. Теперь в форму можно заливать золото. Металл при температуре 950—1050°С проникает в самые тонкие и ажурные детали гипсовой формы.







Восковые модели, для которых еще не создано пресс-форм, вырезаются вручную или на фрезеровочном станке, подключенном к компьютеру.

— В условиях небольшой мастерской фрезеровочный станок, который работает с восковыми заготовками, получается экономичнее, чем 3D-принтер, — считает Олег.




Для производства обручальных колец и цепочек золото отливается в слитки, гильотиной режется на нужные куски и заливается в изложницу, чтобы получился квадратный брусок. Брусок прогоняется на прокатном стане несколько раз, становясь все тоньше и длиннее.





— При этом металл становится все более жестким, непластичным, — комментирует Олег. — Чтобы снять внутреннее напряжение золота, брусок нужно нагреть.




Теперь объясним, почему после нагрева золото не блестит.

Как известно, существует чистое золото (999,9). Делать из него украшение нецелесообразно: оно относительно мягкое и быстрее изнашивается. Поэтому в золото добавляют медь или серебро. Получаются пробы: 583-я, 585-я, 750-я…

— Чем ниже проба, тем жестче золото, — объясняет Олег. — Из одного грамма чистого золота получится 1,75 грамма 583-й пробы. Красноватый цвет золота (583-я проба) — от меди, лимонный (750-я проба) — от серебра. Чтобы получить чистое, без оттенков белое золото, делают напыление родием. От механического трения напыление со временем стирается, и на украшении проявляется красный золотой оттенок.


— После каждой такой операции теряется и часть золота, — объясняет Олег. — Коэффициент установлен государственной лабораторией и составляет от 3,6 до 8,2%. Поэтому из 20 граммов золота вы получите 18,36 грамма готового изделия.

Таким образом наш квадратный брусок доходит до фильерной доски, где будет раскатываться в проволоку. Внутри доски — твердые победитовые вставки. Механическим путем, протаскивая золотую проволоку через все меньший и меньший диаметр отверстий доски, мастер получит заготовку нужного диаметра. Золотая проволока похожа на леску.




— Из проволоки вяжутся спиральки, которые позже связываются между собой, — показывает Олег. — Затем мы в нужном месте спаиваем каждую спиральку с соседней. Цепочка длиной 55 см может иметь порядка 300 точек пайки в зависимости от величины звеньев.




В свежеприготовленной цепочке во все стороны торчат мелкие, но острые концы спиралей. Их нужно отрезать (мастер делает это за фартуком, в который падает золотая крошка), зашлифовать и отполировать. Опытный мастер за день может сделать пару таких цепочек.


Иногда покупатели приходят и просят сделать что-нибудь из Tiffany или Chopard. Отечественные мастера радостно говорят, что это возможно.

— В мире продается огромное количество копий знаменитых цепей Chopard, — рассказывает Олег. — Особенно наши люди любят покупать массивные и пустотелые цепи в Турции: выглядит дорого и носить не тяжело. Но эти цепи быстро протираются и не подлежат ремонту: слишком тонкий металл в трубке. Мы же делаем цельногнутные цепи.


— Любитель никогда не отличит копию. Главная сложность этой цепи в том, что каждое звено должно быть один в один с остальными. Видите, как ровно перпендикулярно они находятся друг относительно друга? Если одно звено будет отличаться, это сразу станет заметно. На каждую такую цепь приходится 3—4 дня работы ювелира.

Стоит цепочка длиной 52—55 см около 8,6 млн рублей. Это примерно 42 г золота плюс работа.

— За границей знаменитые ювелирные дома вяжут цепи не вручную, а на станках. Получается дешевле. Зато у них хороший маркетинг, поэтому и стоят эти украшения так дорого, —говорит Олег. По его словам, станок на один вид цепи стоит от $25 тыс., что неподъемно для бизнеса предпринимательского масштаба.




Обручальные кольца делаются еще проще: брусок раскатывается, загибается и сваривается золотым припоем. После этого кольцо выгибается в идеальную круглую форму, полируется — и готово.

— При помощи восковой модели мы часто делаем бесшовные кольца, — рассказывает Олег; но он не понимает желания заказчиков: — Внешне никакой разницы. Но цена работы для кольца со швом составляет 300 тыс., а бесшовное стоит 800 тыс.

Впрочем, это не самые чудные желания клиентов. Приходят и россияне, требующие посадить на клей отвалившийся камень, и соотечественники, которые просят сделать кольцо по фэншуй, и прочие мнительные, которые готовы к полировке обручального кольца прямо на пальце, лишь бы не снимать (а это невозможно, если вы хотите остаться со здоровыми пальцами).

Модные кольца с эмалью, которая заливается в мелкие пазы.



Изготовленное в мастерской изделие обязательно проверяется и клеймится в государственной инспекции надзора. Там проверяют заявленное содержание золота и ставят пробу.

— В СССР клеймо ставилось в виде звездочки, серпа и молота. В Украине сегодня это трезубец, в России — девушка в кокошнике, а в Беларуси — зубр. Четкость каждой цифры клейма — один из показателей, по которому можно определить, фальшивое украшение или нет.


Всего на украшении будет стоять три клейма: зубр, номер мастерской и номер ювелира. Поэтому по каждому украшению можно определить, кто и когда его делал.

Если вам не хватает металла для нового украшения, то мастерская сможет помочь вам не более чем на 0,3 грамма.

— Купите в Нацбанке чистый слиток. Это и законно, и дешевле, чем могут предложить нечистые на руку мастера, — советует Олег.

Если же после ювелирных операций у вас останется лишнее золото, его вернут в виде прокатанной пластины с клеймом.

Читайте также: