Южный урал детские поделки

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

10 промыслов и ремесел Челябинской области, о которых вспоминают нечасто

Первым делом определимся с терминами: ремесло — это когда прямыми руками делают что-то полезное в быту, а промысел это примерно то же самое, но (в нашем случае) еще и для красоты. Кстати, добывать мясо моржа или рог единорога для продажи — это тоже промысел, но мы именно о рукоделии.

Первым делом на ум приходит, конечно, художественное литье в Каслях и Кусе. Мы, кстати, делали огромный крутой материал про Каслинские скульптуры. А между тем, не чугуном единым жил регион, но и баянами, и самогоном. Ну, давайте по порядку.

Ушата, бочки и прочие шайки

Практически до XX века бондари, то есть мастера по изготовлению бочек, были в южноуральских деревнях и городах людьми почетными, но не слишком уж редко встречающимися. Нынче же ремесло загублено практически напрочь: во-первых, резко упали объемы заготовки солений и домашних вин, во-вторых, бочки можно делать и в промышленных условиях… правда, результат будет не аутентичный.

Есть, однако, в Челябинской области мастера, взявшиеся возродить бочковое искусство. Например, энтузиасты-бизнесмены Затеев и Дьячков собрали воедино опыт бондарей, до какого только “смогли дотянуться”, и наладили целое предприятие. В ассортименте — бочки для засолки, шайки, ушата, запарники для веников… С винными бочками все не так просто, для них годится только дуб, который надо везти с Кавказа. Такие изделия действительно будут “на вес золота”.


Уральские валенки

Там, где -30 это обычное дело, без валенок просто никак. Ну не было до революции никаких альтернатив валяной обуви. Пимокаты (спецы по валенкам) трудились в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Одним из ведущих действующих производств считается цех в Агаповском районе. В месяц — 500-600 пар. Более ста лет хранят традиции и пимокаты Бродокалмака.

Нынче спрос упал, лица “на гражданке” щеголяют в ботинках и сапогах, а военнослужащие — в специальной обувке (в берцах). Но валенки возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь ну очень эстетично, расшиты орнаментами и цветов разнообразных.


Каслинский баян

На фото сын автора вышеупомянутого баяна, Михаил Романович Скулкин (справа). Как видите, пошел по династийной линии, тоже музицирует, и бережно хранит целых три баяна, сделанных его отцом!


Самогон и аппаратура

Спиртное дорожает, качество его — падает. И в активе каждого второго любителя заложить за воротник всегда найдется история про “тот самый самогон”, который варила в его родной деревне заветная бабуля. Действительно, о достаточно активной деятельности дворовых бутлегеров на Урале известно давно, слово “самогон” же вошло в обиход сразу после революции. Не стоит путать самогоноварение с производством контрафакта, “паленки”: обычно объемы выработки у самогонщика столь ничтожны, что хватает едва-едва обеспечить соседей, о выходе на сколь-нибудь значимый рынок говорить не приходится.

Напомнить о старом “дяде Сэме”, как кличут самогонку в народе, взялись производители дистилляторов. В Челябинске, к примеру, есть цех, который сначала паял именно устройства для очистки воды, но после небольшой доработки технологической линии, предприниматели выпустили на прилавки самогонные аппараты. Нетрудно догадаться, новое изделие стало пользоваться куда большим спросом, чем дистилляторы.


Златоустовская гравюра

В трех словах об этом культурном явлении рассказать сложно. Гравировкой изначально украшали исключительно холодное оружие… не только сувенирное, в общем, а и вполне себе убивающее. С 1829 года Златоустовская оружейная фабрика — постоянный гость промышленных выставок, в том числе всемирных. А вот к концу XIX века дело пошло на спад: с помощью промышленной штамповки можно было украсить тысячу клинков за то время, пока мастер вручную работает над одним-единственным.

К счастью, советская власть вовремя прозрела, что граверное искусство еле дышит и его можно потерять навсегда. Сейчас искусствоведы выражают мнение, что пациент скорее жив, чем мертв, тем более капитализм открыл новую нишу рынка: “очень дорогие подарки для очень дорогих людей (читай: олигархов)”, в которой гравюра чувствует себя уютно.


Традиционный костюм

Регион у нас с точки зрения этнического состава похож на тот хипстерский смузи: ингредиентов много, а попробуй разберись, где кто, так все перемешалось. То же и с традиционным костюмом: в емкое понятие “костюм Южного Урала” вложились и башкиры, и татары, и финно-угры, и даже казахи. Тем не менее, исследователи отмечают: вышивка у нас встречается весьма специфическая, традиционная для региона. Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Разумеется, все создавалось руками, на пяльцах или без оных, и никаких вышивальных машин.


Гончарное дело

Чуть ли не во всех крупных городах и во многих селах существовало гончарное производство. В Челябинске известна мастерская гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект); также стояли кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм).

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш отправляли аж в Санкт-Петербург, на Императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Верхнеуральске, Троицке.


Фарфор

Южноуральский фарфоровый завод — один из первых в СССР, основан в 1961 году. Сайт предприятия не обновлялся с 2001 (!) года, до того времени предприятие, вроде бы, исправно гнало заурядный сервиз невзыскательному потребителю. А вот во времена великого Союза продукция была довольно нетривиальная, просто посмотрите на фото!


На фото: статуэтка "Девушка с изоляторами"


Камнерезы

С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат, всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Собственно, “накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск… Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга. А “ювелиркой” с камнями — огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции.


Кузнечное дело

Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали. Про один такой мы даже рассказывали.


Урал смог объединить в себе красоту горных рек, кристальную чистоту озер, красивейшие горы и конечно же лес. И во всем этом разнообразии территории обитают животные. Звери южного Урала отличаются своей узнаваемостью. Многих из них ребенок сможет назвать, буквально с первого взгляда на картинку.


Не сложные срисовки для дошкольников.


Рисунок цветными карандашами.


Картинки для раскрашивания.


Животные Урала глазами детей.


Детский рисунок цветными карандашами.


Каких животных Урала ты знаешь?


Дикие животные южного Урала.


Иллюстрации с подписями.


Крупным планом.


Звери Уральского леса.


Детский рисунок зверей с помощью красок.


Разнообразие животного мира.


Для дошкольников и школьников на занятия о животных Урала.


Контурные рисунки зверей.


В ходе урока-путешествия ребята не только проверили имеющиеся знания краеведческого характера, но и обогатили их. А практическая работа по изготовлению сувенира - самоцвета, привела в ввосторг не только ребятишек, но и взрослых.

Описание разработки

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю – Уралу.

Расширить знания и представления дошкольников о растительном и животном мире Урала, о богатстве края (полезные ископаемые);

Формировать умение устанавливать взаимосвязь между животными, растениями и средой их обитания;

Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней;

Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края;

Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.

Развивать мелкую моторику, внимание, память.

Создавать положительный эмоциональный фон.

Воспитывать бережное отношение к живой природе, искусству, к своему здоровью, самостоятельность и стремление проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Ход занятия

(Звучит русская народная мелодия, в класс входят дети)

Хозяйка Медной Горы: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость.

Для них и место готово.

К р а с н о м у г о с т ю – к р а с н о е м е с т о.

Давайте знакомиться. Я – Хозяйка Медной Горы, а вас как зовут? Интересно, а добрые ли люди ко мне сегодня пожаловали? Проверим. Давайте встанем в круг и передадим друг другу частичку радости от встречи - улыбнемся. Как приятно, что в гости ко мне пожаловали добрые друзья. (дети садятся на стулья)

Ребята, признаюсь вам, что меня зовут Хозяйка Медной Горы не просто так. Мои владения – это Уральские горы! Я храню много тайн и сведений о моем любимом крае. Много чудес и сокровищ сокрыто в моих подземельях. Богатства мои неизмеримы. А еще я много - много всего интересного знаю: люблю книги читать, люблю карты изучать, за природой наблюдать, землякам помогать.

Хотите, и вас этому научу? Ведь знания о родном крае – это бесценные сокровища, это наше богатство.

Урок для начальных классов Я живу на Урале

- Ребята, а как называется край, в котором мы живем?. . .

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы на ней всегда найдем

Родной свой край – наш общий дом.

(ХМГ показывает карту России с выделенным Уралом)

А вы знаете, где, в какой части Урала мы с вами живем? Мы живем на Среднем Урале.

Как вы думаете, почему он так называется? (Есть еще Южный Урал, Средний Урал, Северный Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал. )

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Я живу на Урале.

Открытый урок-путешествие для учащихся 1 классов.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю – Уралу.

1. Расширить знания и представления дошкольников о растительном и животном мире Урала, о богатстве края (полезные ископаемые);

Формировать умение устанавливать взаимосвязь между животными, растениями и средой их обитания;

Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней;

Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края;

Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.

Развивать мелкую моторику, внимание, память.

Создавать положительный эмоциональный фон.

Воспитывать бережное отношение к живой природе, искусству, к своему здоровью, самостоятельность и стремление проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Ход занятия

(Звучит русская народная мелодия, в класс входят дети)

Хозяйка Медной Горы: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость.

Для них и место готово.

К р а с н о м у г о с т ю – к р а с н о е м е с т о.

Давайте знакомиться. Я – Хозяйка Медной Горы, а вас как зовут? Интересно, а добрые ли люди ко мне сегодня пожаловали? Проверим. Давайте встанем в круг и передадим друг другу частичку радости от встречи - улыбнемся. Как приятно, что в гости ко мне пожаловали добрые друзья. (дети садятся на стулья)

Ребята, признаюсь вам, что меня зовут Хозяйка Медной Горы не просто так. Мои владения – это Уральские горы! Я храню много тайн и сведений о моем любимом крае. Много чудес и сокровищ сокрыто в моих подземельях. Богатства мои неизмеримы. А еще я много-много всего интересного знаю: люблю книги читать, люблю карты изучать, за природой наблюдать, землякам помогать.

Хотите, и вас этому научу? Ведь знания о родном крае – это бесценные сокровища, это наше богатство.

- Ребята, а как называется край, в котором мы живем.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы на ней всегда найдем

Родной свой край – наш общий дом.

(ХМГ показывает карту России с выделенным Уралом)

А вы знаете, где, в какой части Урала мы с вами живем? Мы живем на Среднем Урале.

Как вы думаете, почему он так называется? (Есть еще Южный Урал, Средний Урал, Северный Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал.)

Хозяйка Медной Горы : Древних каменных гор, родников говорливых прохладу

Мой Урал мне дарИт и ласкает теплом своих рек.

Здесь с рожденья живу, и другого мне края не надо.

Тайно-чудный Урал покорил мое сердце навек!

- А вы хотите узнать тайны нашего Среднего Урала и увидеть его сокровища?

Тогда – В ПУТЬ! Отправляемся в путешествие по Уралу.

(показ на пустое панно)

Богата и разнообразна природа Урала…

Остановка “Лесная”

Хозяйка Медной Горы: - Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

- Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

– Уральские леса - настоящая кладовая красоты и богатства, полная приятных сюрпризов и чудесных тайн. Лес – это огромный дом для всего живого. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, насекомым и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!

У меня есть веточки разных деревьев. Нужно будет угадать по листьям - с какого они дерева и назвать его. (Береза, дуб, ель, сосна, осина, лиственница, липа.)

В древности липу называли золотым деревом, срубить или сжечь которое считалось величайшим проступком. Ее сажали во дворах замков, на городских площадях, вокруг церквей.

Осина - дерево, у которого можно наблюдать интересное явление осенний ветвепад. На дрова осина совершенно не годится: она дает мало тепла. Осиновая древесина используется главным образом на спички. Она, кроме того, находит применение в качестве строительного материала, из нее изготовляют кадки, бочки, дуги .

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

(называние детьми деревьев, сопровождается показом слайдов)

- Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)

– Какие ягоды можно собирать в лесах Урала? (Черника, клюква, малина, смородина, земляника и т.д.)

(информация на слайдах)

Многолетний медицинский опыт подтверждает эффективность брусники как антисептического, ранозаживляющего и тонизирующего средства. А в народной медицине брусника используется как безопасное жаропонижающее средство для взрослых и детей. Брусника входит в состав многих лекарств по улучшению зрения.

Витамины ягоды улучшают зрение, повышают его остроту, поэтому брусника рекомендована детям, особенно в период обучения.

Костяника — живой барометр. В сухую погоду ее листья сворачиваются в трубочку. К перемене погоды, перед дождем, они начинают расправляться, разглаживая свои пушистые пластинки. Ягоды костяники благодаря насыщенности витаминами, органическими кислотами, минеральными и другими веществами обладают целебными свойствами.

Не без пользы и листья. Любители травяных взваров давно почитают костяничный чай одним из самых лучших, самых душистых.

– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, грузди, опята, маслята, белые грибы, сыроежки и т.д.)

– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

Хозяйка Медной Горы: - Давайте погуляем по лесу. Только, чур - держитесь крепче за руки – тропинка узкая. В лесу нельзя разбегаться далеко друг от друга, нужно всегда видеть того, кто идёт впереди и сзади тебя.

Ф и з м и н у т к а (имитация движений)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря Цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать, за природой наблюдать.

- Без кого лес не может существовать? (Без зверей и птиц). Верно.

Попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, кто живет в лесу.

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Иголки на ножках
Бегут по дорожке.
(Еж)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт.
(Лиса)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

Пятнистая хищница, леса гроза,

На ушках по кисточке, злые глаза.

Живёт она в тёмной чащобе лесной

И лучше её обходить стороной.

По лесу скитается целую ночь.

Все звери спешат от разбойницы прочь.

Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.

Разбойница эта, конечно же …(Рысь)

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Если встретить довелось,-

Знайте, дети, это …(Лось)

(После каждой загадки изображения угаданных животных появляются на экране).

–Каких еще уральских зверей вы знаете?

(информация на слайдах)

Зверь этот очень чистоплотен: он вырывает специальные ямки-“уборные” вблизи норы или в отдалении — среди высокой травы или кустов, так что их трудно обнаружить. У барсучьей норы всегда довольно чисто, не валяются остатки недоеденной пищи, как это обычно бывает у лисицы. Интересно, что барсук даже в голодную весеннюю пору не ест падаль, оставляя без внимания остатки пиршеств живущих в тех же местах крупных хищников. Однако перезимовавшие на земле плоды — яблоки, ягоды калины, стручки акации — он подбирает с охотой.

Он и не столь быстр и увертлив, как горностай или норка: человек легко догоняет бегущего хорька, если тот не успел нырнуть в подходящее убежище. Однако желание схватить его зверек отбивает довольно быстро: при защите он нередко выбрызгивает дурно пахнущий секрет анальных желез. Поэтому врагов, активно его преследующих, мало: любителей испробовать такой "душ" нужно еще поискать, да и мясо у этого зверька с неприятным “хорьковым” запахом.

Хозяйка Медной Горы: Хранит уральский лес чудес немало.

И их нам показать готов.

Хочу, чтоб здесь светлее стало

От звонких птичьих голосов!

(звучит запись голосов птиц)

- Ребята, а вы знаете птиц, которые живут на Урале?

А в качестве подсказки я буду использовать загадки. Смотрите и слушайте внимательно! (раздаются детям части изображений птиц - птичьих голов и хвостов, чтение загадок, отгадки — изображение птиц на экране).

МОУ гимназия №48Мировая художественная культура Декоративно-прикладное искусство

№ слайда 1

МОУ гимназия №48Мировая художественная культура Декоративно-прикладное искусство Южного Урала Межетова Мария Челябинск 2009

Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художественным литьем из чугуна, злат

№ слайда 2

Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художественным литьем из чугуна, златоустовской гравюрой на стали, камнерезным искусством, художественной ручной вышивкой.

Каслинское литьё Каслинское чугунное литье зародилось еще в 18 веке, а точнее в

№ слайда 3

Однако спустя некоторое время русские литейщики, работавшие на Каслинском заводе

№ слайда 4

Однако спустя некоторое время русские литейщики, работавшие на Каслинском заводе оставили далеко позади своих западных коллег и предложили вниманию публики по настоящему уникальные творения, многие из которых в настоящее время находятся в частных коллекциях и государственных музеях. Например, скульптуры П. К. Клодта "Лошади" или Н.А. Лаверецкого, "Россия".

Кусинское литьё Куса славится чугунным литьем, особо - художественным, которое н

№ слайда 5

Кусинское литьё Куса славится чугунным литьем, особо - художественным, которое не однажды отмечалось на российских и международных выставках. В прошлом кусинское художественное литье успешно конкурировало со знаменитым каслинским. В начале XX века оно было на выставках даже более приметно. Сейчас идет возрождение этого вида декоративно-прикладного искусства. Особым спросом начинает пользоваться архитектурное чугунное литье. Как всегда, пользуется спросом кусинская чугунная посуда.

Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали зародилась в

№ слайда 6

Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Сабля. 1823. Мастер И. Бушуев

В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шк

№ слайда 7

В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Декоративное блюдце "Сюрприз". 1983. Декоративный стакан. 1983. Автор Н. Лохтачева Декоративный лоток. 1984. Автор О. Аверкин

Камнерезное искусство В начале 18 века уральские мастера-кустари научились обраб

№ слайда 8

Кроме малахита и лазурита уральские мастера чаще всего использовали обсидиан, ф

№ слайда 9

Кроме малахита и лазурита уральские мастера чаще всего использовали обсидиан, флюорит с его разнообразным сочетанием тонов от голубого до темно-фиолетового, прозрачный сверкающий горный хрусталь и сердолик, ценившийся не только за красоту цвета, но и за твердость.Традиции уральского камнерезного дела не были потеряны и забыты в потоке времени: передаваясь из поколения в поколение, они были бережно сохранены местными мастерами. Шкатулка. Змеевик, флюорит

Источники www.zlatoust.ru – сайт о Златоустеhttp://www.uralart.ru/ - интернет-ма

№ слайда 10

Читайте также: