Выставка кукол своими руками в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 15.09.2024

Материал согласован и рекомендован

к участию в конкурсе

Заместитель заведующего по УВР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Составила воспитатель Лемешкова Алла Анатольевна

В методической разработке прослеживается история создания кукол от самых простых, сделанных из подручного материала, до самых современных кукол. Методическая разработка знакомит с традиционной русской народной игрушкой (куклой), с материалами, применяемыми для изготовления куклы, с приёмами и со способами её создания, с народными традициями.

Особое внимание акцентируется на разнообразии представленных экспонатов, которые условно можно разделить на следующие группы: обрядовые куклы-самоделки, театральные куклы, матрёшки, глиняные куклы, пластмассовые куклы. В методической разработке выделяются и описываются характерные особенности каждой группы.

Инновационность нашего мини-музея кукол для детей состоит в том, что экспонаты музея находится в чемодане, их можно взять в руки, рассмотреть их и поиграть с ними. Музей в чемодане всегда вызывает у детей интерес к исследовательским действиям и играм, его можно переместить в любую часть группы для сюжетно-ролевых игр. Он мобилен, обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Формы и методы изучения экспонатов мини-музея.

Во время изучения музейных экспонатов активно используются следующие методы: наглядный (это: наблюдение, демонстрация наглядных пособий - кукол, предметов, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)., словесный (рассказ, беседа, чтение литературы, стихов, потешек). Практический метод (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование) воспитанники могут рассмотреть каждый музейный экспонат, могут его взять в руки, определить из какого материала он сделан, сравнить экспонаты по размеру, сравнить материал наощупь, по цвету. Методы тесно взаимосвязаны между собой.

У нас в Запорожье ко Дню Кукольника,прошла выставка кукол.Выставлялись запорожские мастера кукол первый раз,но был полный аншлаг!Заранее прошу прощения,что не всех мастеров назову и не о всех техниках смогу рассказать. Но не могу удержаться,зная,что многим мастерам будет интересно.

У нас в Запорожье ко Дню Кукольника,прошла выставка кукол.Выставлялись запорожские мастера кукол первый раз,но был полный аншлаг!Заранее прошу прощения,что не всех мастеров назову и не о всех техниках смогу рассказать. Но не могу удержаться,зная,что многим мастерам будет интересно. (фото 1)

" Когда норвежка Тоне Финангер (Tonne Finanger) смастерила свою первую куклу-тильду, ей и в голову не могла прийти мысль, что эта симпатичная скандинавская игрушка объединит рукодельниц со всего мира в поиске новых сюжетов, материалов и идей для целого мира под названием TILDA.


Героями экспозиций стали грустный вислоухий заяц, шустрая курица, парящий кот и, конечно, люди - так похожая на даму из советского прошлого купальщица, задорная зубная фея, дачник и многие другие. Объединяет кукол взгляд - именно по черным глазкам-бусинкам можно определить, является ли кукла, которую вы держите в руках тильдой, или это просто стилизованный экспонат.

Героями экспозиций стали грустный вислоухий заяц, шустрая курица, парящий кот и, конечно, люди - так похожая на даму из советского прошлого купальщица, задорная зубная фея, дачник и многие другие. Объединяет кукол взгляд - именно по черным глазкам-бусинкам можно определить, является ли кукла, которую вы держите в руках тильдой, или это просто стилизованный экспонат. (фото 3)

Для набивки игрушек используется синтепон, синтепух, холлофайбер… и прокаленная гречка (для утяжеления фигурки). Мастерицы рекомендуют не пожалеть средств на диванную подушку, набитую синтепухом - ее содержимого хватит на шесть-семь кукол ростом двадцать пять сантиметров.

Игрушки для гостиной и спальни можно использовать в качестве саше: если в набивной материал добавить стручок ванили или палочку корицы, воздух в комнате пропитается рождественским ароматом.

Игрушки для гостиной и спальни можно использовать в качестве саше: если в набивной материал добавить стручок ванили или палочку корицы, воздух в комнате пропитается рождественским ароматом. (фото 5)

Чтобы ткань для ножек и ручек тильдиков-человечков приобрела телесный цвет, ее можно покрасить. В качестве красителей можно использовать чайную заварку и обычный растворимый кофе. Отрез материала (льна или бязи) в течение десяти минут кипятится в воде вместе с красителем, потом высушивается - и будущая кукла приобретает ровный средиземноморский загар.

Чтобы ткань для ножек и ручек тильдиков-человечков приобрела телесный цвет, ее можно покрасить. В качестве красителей можно использовать чайную заварку и обычный растворимый кофе. Отрез материала (льна или бязи) в течение десяти минут кипятится в воде вместе с красителем, потом высушивается - и будущая кукла приобретает ровный средиземноморский загар. (фото 6)

"Сотканный из лозы"


Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ.

Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ. (фото 8)

Куклы в стиле "Примитив" Автор Г.Заволокина.
Примитивные куклы- прежнему популярны и узнаваемы в современном кукольном мире. Тем не менее, несмотря на обычный, деревенский вид, примитивная тканевая кукла считается одной из наиболее сложных в технике исполнения кукол. Огромное внимание уделяется к деталям т.к. важно придать им аутентичный, изношенный и неопрятный внешний вид, в то время как другие получают классический вид, не слишком состариваются и немного украшаются. Сегодня антикварные, родовые и причудливые, народные куклы все подпадают в эту категорию - категорию 'примитивов'.



В городской детской библиотеке г.Кашира действует Музей Кукол. Здесь собраны и хранятся удивительные экземпляры кукол, созданные несколько десятков лет назад и переданные в дар музея жителями нашего славного города. Мы с классом побывали на экскурсии в храме детства, ведь кукла – неизменный и самый любимый ее символ. Для ребенка неважно, какая она: большая или маленькая, дорогая или не очень. Важно, что она есть и всегда рядом. Ее кормят, переодевают, берут на прогулку и в детский сад, ей доверяют свои тайны и укладывают рядом, когда ложатся спать. Кукла – это целый мир, который хранит свою историю.



Сегодня я предлагаю Вам вместе с нами побывать в музее и совершить экскурсии по его залам. Давайте вместе вспомним, какими куклами играли мы, и как изменился мир кукол.



История куклы началась несколько тысячелетий назад. Первые куклы носили ритуальный характер, они считались вместилищем человеческой души, представляли человека в его разговорах с богами. С незапамятных времен женская половина человечества играла в куклы. Эти игрушки мастерили из глины, гипса, меха, дерева или кости. Первые куклы были довольно примитивными, но всё равно их старались сделать похожими на людей. У доисторических кукол двигались руки и ноги, для них шились разные наряды.



Вплоть до XIX века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные им шили или вязали мамы. В середине XIX столетия приобрел популярность фарфор, из него стали делать и кукол. Именно тогда во Франции появилась первая фарфоровая кукла-младенец: до этого все куклы были “взрослыми”. А резиновые и пластиковые куклы, в которые сейчас играют дети во всем мире, стали продаваться только в 40-х годах XX века.



У славян кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне, хотя его смысл теперь вспоминают редко.




Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.



Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды.



Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.



Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.



В конце XIX века в Россию в дом Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов - кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она имела две части. Внутри одной спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).



В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой.



Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий.



В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.



В XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.



Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним.






Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица.



Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.



Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.
Источники: Каширская городская детская библиотека, интернет ресурсы.


Педагоги старались развить интерес у детей к народной игрушке, традициям национальной культуры; сформировать представления об истории возникновения тряпичной куклы; познакомили с технологией изготовления тряпичных кукол; способствовали воспитанию любви и уважения к культурному наследию своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей. Благодарим родителей, принявших активное участие в выставке народного творчества.

Читайте также: