Виды искусства которые относятся к фольклору скетч оригами

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

2. Специфика фольклора как вида искусства (коллективность, традиционность, устность, народность, вариативность, синкретизм).

3. Система жанров русского фольклора. Взаимосвязи фольклорных жанров.

4. Историческое развитие русского фольклора.

Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность. Фольклор обладает целой системой специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств до самых мелких стилевых форм, которые сложились в результате устного исполнения и восприятия фольклора на слух. Выработаны приемы сохранения того общего, чем более всего ценны произведения, повсюду бытующие, известные множеству лиц.

Если обобщить все выше названные признаки фольклора, то можно сказать, что фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа.

Из природы фольклора следует его народность. Народность – категория конкретно-историческая. Народ жил по-разному даже в одну эпоху. Изменения в положении народа всегда отражались в фольклоре. То есть фольклор воспроизводил реальность с конкретных жизненных позиций тех, кто его творил.

Показатель принадлежности того или иного произведения к фольклору – это его распространение в соединении с вариативностью. Одна запись фольклорного произведения, почти каждая, чем-то отличается от другой. В фольклоре произведения бытуют среди народа в бесчисленном количестве вариантов.

Синкретическое состояние фольклора - это также состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь.

Историю фольклора можно рассматривать как историю смены его разных традиционных состояний. Единицей изучения этих состояний является жанр, то есть отдельные произведения объединяются в жанры. Чтобы дать определение фольклорного жанра, необходимо понять признаки, которые присущи произведениям одного и того же жанра. Это: 1) содержание 2) форма 3) функция.

Н.П.Колпакова дает следующее определение фольклорного жанра: Жанр есть исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленный определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания.

Жанры возникали постепенно, и на каждом лежит печать времени. Жанры в фольклоре обладают особой устойчивостью, и смена фольклорных жанров не наступает без веских оснований.

Система жанров русского фольклора может быть рассмотрена и в соответствии с их родовой принадлежностью.

(Жанры смотри в тетради. )


Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-13.

  2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298.

  3. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.

  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

  6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Богатырев П.Г. Традиции и импрвизации в народном творчестве. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров.


Дополнительная литература


  1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.

  2. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86.


Тема: Общая характеристика мифологического мышления. Отражение его в речи, быте и фольклоре


    1. Понятие о мифе и мифологии как универсальной идеологии первобытного общества.

    2. Проявление анимизма, тотемизма, антропоморфизма, магии в фольклоре.

    3. Славянские мифологические представления. Высшая и низшая мифология.

    Однако, с точки зрения ученых, мифология – прежде всего выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития.

    Особенности мышления древнего человека:


    • анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой;

    • антропоморфизм - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек.


    Отсюда возникают магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых можно влиять на природу.


    Основные черты мифологического сознания: синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм.

    Миф включал в себя зачатки религии, различных форм искусства, рациональных знаний и передавался из поколения в поколение как знание-технология. Уже на ранних стадиях развития человечества мифы тесно связывались с религиозными верованиями и ритуалами

    Мифологическое время резко отличается и далеко отстоит от времени повествования, настоящего времени. Но все то, что произошло в мифологическом времени, является образцом для повторения в реальном времени. Мифологическое время носит сакральный, священный характер.

    ^ Мифологические представления о животных и растениях. У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях. Волк наделен мифологическим даром всеведения. Волчьи стаи напоминали людям коллектив. В сказках волк – самый частый персонаж. Козел связан с идеей плодовитости, урожайности. В русских деревнях он считался бесопрогонителем.

    Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Из деревьев больше всего почитали дуб и березу. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. Почитание славянами берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы.

    Культ растений и животных был самым древним культом славян.

    Традиционно мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления и различных духах, не имеющих статус божественности. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве.

    Персонажи высшей славянской языческой мифологии:


    • Лада – почиталась в качестве покровительницы браков, семьи, девушек и женщин.

    • Лель (Леля) – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее – и молодости вообще.

    • Макошь – покровительница женщин и женского рукоделия. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель.

    • Семаргл – божество растительности, связанное с почвой. Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Имел внешность собако-птицы. Оставался в тени на фоне других божеств.

    • Купало – божество плодородия.

    • Кострома – мать колосьев, её топили в Петров день.

    • Мара – божество смерти, которое уничтожают во время весенних праздников.


    Основная литература

    1. Афанасьев Б.В. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1992- 1994. – Т. 1; Т. 2.

    2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986.

    3. Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. - М., 1995.

    Дополнительная литература

    4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Многие неофициaльные, некaнонические, зaпретные жaнры и виды фольклорa не сразу попадают в поле зрения специалистов. Например, любовные девичьи рaсскaзы, обрaтили нa себя внимaние собирaтелей лишь в 1980-е годы, тогда как бытовaние их имеет несрaвненно большую историю.

    Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

    Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

    Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

    Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

    По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно проходит сквозь значительный слой народного понимания. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, т. е. по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

    Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста.

    Учитывая все эти признаки фольклорного произведения В.П. Аникиным дал предельно краткое определение фольклора: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".

    Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: ". наиболее глубокие художественные образы героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."

    Важнейшие особенности фольклора как устного народного творчества коллективность и традиционность. Фольк лорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа. Мы не можем назвать автора пословицы, загадки, сказки. Автором можно считать весь народ. Устное народное творчество передаѐтся уст в уста. Малые жанры фольклора (загадки,

    скороговорки, пословицы, поговорки, потешки и т.д.) обычно передаются без изменений. Они кратки, ритмичны, их легко запоминать. А вот сказку рассказать слово в слово труднее: она больше по объѐму, имеет развѐрнутый сюжет, много героев. Поэтому при каждом последующем пересказе возникают небольшие отклонения. В этом проявляется вариативность фольклора, т.е. появляются разные варианты одного и того же произведения. Ещѐ одним свойством фольклора является его привязанность к определѐнной ситуации. В народе говорят: пословица к слову молвится. Для сказок, колыбельных песен, прибауток есть определѐнное время.

    Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. История фольклора – это история смены его жанров. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

    Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Жанры фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему. Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведение другого. Так, былины в древности исполнялись под аккомпанемент гуслей. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Нередко песню сопровождает танец. Все это проявление синтетичности фольклора.

    Исторически сложившаяся система жанров фольклора в дальнейшем претерпевает изменения: она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.

    Малые фольклорные формы (жанры). Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши, загадки. Игровой фольклор: игры, считалки, пословицы, поговорки.

    В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические (Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин), лирические (лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания) и драматические (Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии). При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фоль­клоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народ­ные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

    Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги бога­тырей, исторические песни — события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь.

    От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация), троичность событий; для стиля — постоянные эпитеты, тавтологии (повторения), параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т. д.

    Вложенные файлы: 1 файл

    Общее понятие об устном народном творчестве.docx

    Введение

    Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге - народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.

    1. Определение фольклора

    Распространяться этому народному самосознанию помогают виды фольклора, которые тесно связаны с искусством. В основном с поэзией, так как большая часть народного творчества – устная. Это песни, былины и думы, баллады и частушки. Сказки, эпосы и обрядовые причитания. Анекдоты, пословицы и поговорки. Широко представлен фольклор в танце, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Жанры в фольклоре отличаются и по способу исполнения (соло, хор, коллектив мастеров). Также распространено деление фольклора по профессиональным и социальным направлениям (студенческий, армейский фольклор, творчество ямщиков и бурлаков).

    Но искусство далеко не все, что относится к фольклору. Это еще и наука. Народные творения древних времен помогают исследователям истории и этнографии по крупицам сюжетов или текстов добывать новые факты.

    Фольклор не только уходит своими корнями глубоко в древность, но и продолжает развиваться, совершенствоваться и эволюционировать в современности. Однако есть виды фольклора, которые продуктивные (анекдоты, поговорки, частушки и детский фольклор), и непродуктивные (былины, обрядовые песни). Эти жанры практически не востребованы.

    2. Теории происхождения фольклора и его литературно-творческие законы

    Фольклор как особая форма искусства возникает в глубокой древности. Процесс его возникновения восстановить трудно из-за отсутствия материалов того времени. Но проблема эта важна. И наука стремится ее решить. Для выяснения, что же собой представлял фольклор древнейшей ступени развития общества, фольклористика использует два пути: во-первых, обращается к помощи других наук, изучающих древнее общество,-к данным археологии, этнографии, лингвистики, истории искусства; во-вторых, пользуется сравнительно-историческим методом изучения - сопоставлением фольклора различных народов, в первую очередь - Стоящих на низших стадиях культуры, что позволяет выделить сходные, имеющие архаический характер особенности их устно-поэтического творчества, которые дают возможность предположить возникновение этих особенностей в древнейшее время.

    Восстановление картины зарождения фольклора - сложная задача, и поэтому многое приходится решать в порядке гипотез.

    Первобытнообщинный строй и фольклор.

    Первобытнообщинный строй характеризовался тем, что отношения людей определяла общая собственность на средства производства, а поэтому отсутствовали эксплуатация человека человеком, классы и государство. Основными социальными единицами Пыли род и племя, разделения труда не было. Производство велось при помощи примитивных орудий труда и представляло собой охоту, скотоводство, а затем и земледелие. На поздней стадии этой формации произошло сначала отделение скотоводства от земледелия, а затем ремесла от земледелия, что привело к возникновению частной собственности, классового общества и государства. Эти три ступени первобытнообщинного строя были и тремя ступенями начального развития искусства.

    На первой ступени, очевидно, могли возникнуть только некоторые зачатки искусства как мастерства, например умение изготовить простейшее орудие труда. Но с трудом было связано и зарождение искусства и языка, который стал основным средством общения людей. Труд развивал мышление человека, в том числе художественное; он развивал и язык, который затем стал средством особого вида искусства - искусства слова.

    3. Отличие фольклора от художественной литературы

    Фольклор – особая форма устного народного творчества, которая в словесных образах передает обобщенные представления об устройстве мира и человеческого сообщества. Литература как вид искусства реализуется в письменной форме и отражает внутренний мир человека в системе общественных отношений, сложившихся в конкретный исторический период.

    Фольклорные произведения – результат коллективного творческого процесса, в котором невозможно установить авторство. Литература объединяет произведения, авторство которых достоверно известно.

    Фольклорные жанры подчинены устойчивым правилам построения сюжетов, создания образного строя и выбора средств художественной выразительности. В литературных произведениях принципы сюжетостроения и образотворчества определяет автор.

    4. Роль произведений детского народного творчества в становлении ребенка дошкольного возраста

    В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

    На это в свое время обращали внимание ученые деятели прошлого: Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и др. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

    Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

    Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи: их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть развития речи – работа над формированием словаря.

    Сказка, как один из жанров устного народного творчества, проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности.

    Современные отечественные исследователи, занимающиеся вопросами обучения дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).

    Сказка способствует совершенствованию навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

    Поэтому мы в своей работе используем метод сказкотерапии, созданный петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленный на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

    С помощью сказкотерапии мы решаем следующие задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; развитие умения преодолевать трудности и страхи; выявление и поддержка творческих способностей; формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

    развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

    В ходе занятий по речевому развитию нами осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:

    1. Слушание и запоминание сказок.

    2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

    3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

    4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

    5. Рисование сказок.

    6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

    7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

    8. Пластические импровизации на тему сказок.

    Совместно с родителями в детском саду собрана детская библиотека русских народных сказок.

    Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

    --> FISHKINET

    Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

    Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

    Правильное произношение и использование слова "фольклор"

    Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения ("фольклёр" и "фольклор") допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

    В обиходе широко используется словосочетание "народный фольклор". Однако это использование термина не совсем правильное, ведь "фольк" из слова фольклор уже означает "народное", таким образом, если говорить "народный фольклор", то мы повторяем "народный" дважды, получается речевая избыточность.

    Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

    Примеры фольклора- Золушка

    Примеры фольклора- Золушка

    "Золушка" — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

    Кровавая Мэри

    Кровавая Мэри

    Легенда о "Кровавой Мэри" (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя ("Кровавая Мэри") перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

    Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

    Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

    Фольклорист и фольклористика

    Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
    Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

    Русский фольклор

    Русский фольклор

    Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

    Например, такие незабываемые сказки, как: "Петушок — золотой гребешок", "Курочка Ряба" или "Колобок".

    Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

    Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

    Основные жанры русского фольклора

    Жанры русского фольклора делятся на:

    Эпические произведения
    В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

    былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
    бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с "городской легендой");
    былички (рассказ "очевидца" о якобы реальной встрече с нечистой силой);
    небылицы;
    поговорки;
    сказки;
    исторические песни;
    предания;
    легенды;
    сказы;
    пословицы.
    Лирические произведения
    Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

    Драматические произведения
    Это: народные драмы.

    Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

    В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

    Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

    Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

    Особенности фольклора

    Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

    Читайте также: