Усы лампасы шашка добрый конь поделки

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

Он ратник был, какого поискать,
Лихой джигит, пластун не уязвимый.
С противником в сто крат превосходящих сил
Из боя выходил казак - непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,
Ремесленник, в делах неутомимый,
Он покорил Сибирь, он строил города,
И Вере Православной был защитником всегда.

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.
Я верю, у власти образ этот выйдет из забвенья,
Как вышел из забвенья Российский триколор,
Начало положив, эпохе возрождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов

Надежный щит ОТЕЧЕСТВА.

Цели и задачи:

продолжить работу по приобщению школьников к национальной культуре народов России посредством рассказа об истории казачества, а также посредством устного народного творчества казачества;

дать представление о празднике 23 февраля;

формировать у учащихся патриотические чувства, чувство ответственности за свою Родину.

1:Живем мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озер, полей,

И есть у нас, когда бы ни спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

2. Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться…

1. Родина… Отечество… наша Родина, наше Отечество – матушка Россия.

2 Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

1. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свою армию, своих защитников.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда.

В самом его названии заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Непростую пору переживает сейчас наша российская армия, но звание защитника Отечества не потускнеет, не сотрется в благодарной памяти народа.

вед.1:
У каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.

вед.2
Дорогие друзья! Мы живём на белгородской земле.

Белгородчина — исконно русская земля, земля светлых рек, седых меловых гор, старинных русских городов. Каждая страница ее истории вызывает чувство гордости. За свой край, за людей живущих на этой земле, за их ратные подвиги и самоотверженный труд.

Наш край порубежный, державный
С далеких и грозных времен
Надежда России и слава,
И щит пограничный ее

Мы славим тебя, Белогорье:
Хлеба золотые, жнивье
И рудные клады, и Белый твой город,
И ратное поле твое.

Топтали враги это поле,
И танки жгли нивы твои,
Но пели о жизни и воле,
О счастье твои соловьи.

Мы славим тебя, Белогорье,
Твой Родины первый салют,
Твое возрождение из пепла и горя.
Мы славим твой подвиг и труд

Шумят твои нивы, дубравы,
И радуют песни в полях,
И дети – надежда державы,
И храмы на белых холмах.

Мы славим тебя, Белогорье,
Хлеба и огни рудников…
Так славься, так славься, земля белгородская,
Славься вовеки веков!

Над моею землей Белгородской,
Занялась, заалела заря,
Улыбаются доброму солнцу
С золотыми хлебами поля.
Перелески, холмы и пригорки,
И старинные села кругом
Журавлевка, Орловка, Петровка-
Это наш Белгородский район.
Белгородской земле поклонимся,
На просторах её мы живем.
Белгородским районом гордимся,
Свои песни слагаем о нем!

вед.1
Белгородская земля! Почти на 200 км протянулась она с запада на восток и 95 км с севера на юг. У белгородской земли суровая история. Здесь, возле векового леса и прозрачной речной воды, издавна жили люди, называющие себя славянами. В Х в. по территории нашего края пролегала граница Киевской Руси, позже – южный рубеж Московского, а затем Русского государства.

Чтобы защитить землю русскую от хищных набегов врагов, в 1593 году поставили города – крепости Белгород, Оскол, Валуйки. Поскольку на Белгородчине

крепость Оскол выполняла оборонительные функции, то основным населением были люди служилые. Большую их часть занимали казаки.

Казачьи отряды были очень разнообразны по своему составу, так как набирались они из разных сословий того времени и призывались на государственную службу из других регионов: Волжского, Донского, Уральского, Терского казачеств и в том числе из вольных охочих людей, издавна селившихся в нашем крае.

Казак грудью отстаивал царство русское от напора врагов и сердечно был предан своему родному краю. Казак ощущает себя в первую очередь воином, защитником отечества, а уже потом хлебопашцем, отцом семейства.

Они не строили больших красивых домов, потому что на их территории очень часто совершали набеги соседние племена, а простые жилища легко было восстановить.
Обычно городки – крепости строили по берегам рек, окружали рвом и частоколом или же двумя рядами плетней, пространство между которыми засыпалось землёй и утрамбовывалось.
Земли, в которых селились казаки, славились своим изобилием животных, растений, плодородных земель. Но казаки вели исключительно военный образ жизни.

Я верю в возрождение казака!

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Увы, забытый ныне властью образ.

В семнадцатом зачёркнут, был антихриста рукой,

Лишь жив доселе в памяти народной.

Он ратник был, какого не сыскать,

Лихой джигит, плясун не уязвимый.

С противником в сто крат превосходящих сил

Из боя выходил казак – непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,

Ремесленник в делах неутомимый,

Он покорил Сибирь, он строил города,

И Вере Православной был защитником всегда.

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Я верю, у власти образ этот выйдет из забвенья,

Как вышел из забвенья Российский триколор,

Начало положив, эпохе возрождения.

Казачья культура внесла свою лепту в традиционную культуру Белгородской области, это и песни, и пляски, и даже женская одежда в некоторых селениях походила на наряды донских казачек.

В вере православной сила казаков,
Веру православную испокон веков,
Храбро защищаем и за отчий дом,
За землю наших предков живым стоим щитом.

Свято чтим традиции, присягу и Устав,
С нами Покровитель наш, Святитель Иоасаф,
Он патриотов Родины вокруг себя сплотил,
Под знаменем священным нас всех объединил.

Казаки рождаются, чтобы побеждать,
За Россию-матушку жить и умирать,
Мы за справедливость, за равенство, за братство,
За веру православную, за наше государство.

Белгородскому казачеству: Ура!Ура!Ура!
Ждут нас подвиги и ратные дела.
Мы единство сохраним, Русь в обиду не дадим,
Память дедов и отцов не посрамим.

Вед. Сегодня о военных традициях, об оружии и знаменах казаков расскажут наши гости Предоставляем слово . ,

А этот вальс мы посвящаем нашим защитникам отечества.

Учитель:
Казаки очень почитали своего русского царя – батюшку, помогали ему защищать родную землю и завоёвывать новые территории, а также они были надёжной защитой . Когда русский царь предпринял поход на Казанское царство, последний оплот татар на русской земле, то в осаде и взятии Казани приняли участие и казаки во главе с удалым атаманом Ермаком .После длительной осады Казань была взята, а первыми в город ворвались отряды казаков.

К концу царствования Петра I самостоятельность казаков была утрачена. Если раньше в казачьей среде было самоуправление и каждый имел право голоса, решения принимались большинством, – то сейчас атаман вступал в свою должность только после утверждения русского императора.
Во времена Петра I было много крестьянско – казачьих восстаний. Резко и отрицательно оценивается современниками одно из них – под предводительством Степана Разина. Но размах восстания по всей стране, популярность его вожака Степана Разина, большое количество песен, преданий и стихов, созданных о нём, говорят о его поддержке и сочувствии со стороны значительной части бедных слоёв населения России:

Ученик:
Степан – батюшка
Ходит бережком,
Зовёт детушек
Голых, бедных.
Вы слетайтесь ко мне,
Собирайтесь скорей,
Кто в нужде и в труде,
С вами горюшко я
Поразмыкаю,
По Руси пройду,
Бояр вытопчу.

Учитель:
Высоко оценивал боевые качества казаков Александр Васильевич Суворов. Познакомился Суворов с казаками в военных сражениях. Суворов жил среди солдат, спал с ними и ел из одного котла. Казаки и солдаты любили Суворова и были уверены, что с ним они возьмут любую вражью крепость.
В годы Отечественной войны 1812 года казачья удаль проявила себя во всём блеске. 26 полков добровольцев – казаков пополнили русскую армию.

Т. о., история казачества – это составная часть истории России, её военной славы и могущества. Начиная с XVII столетия, ни одна война России против её внешних врагов не проходила без самого активного участия казачества.
Память о подвигах казаков осталась в народных песнях и преданиях, в прозаических и поэтических произведениях.

Ученик:
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы;
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…
Ты героев гнездо, где родился Ермак,
Где явился граф Платов, Бакланов,
Богатырь – чародей, нагоняющий страх
На чеченцев и гордых османов.
(Н. Чулков)

Учитель:
Казаки очень любили свою Родину, своих людей, тосковали по убитым и попавшим в плен. Служба их была долгой, исполненной тягот и опасностей. Но главная причина грусти заключалась в разлуке с родным домом, любимой девушкой, родимой сторонушкой.

Чтец. Белгородская земля имеет славную историю, она вместила в себя целые эпохи, неразрывно связанные с развитием земли русской, становлением и укреплением российской государственности.

Чтец. Стержнем всех ратных и трудовых побед были и остаются, конечно же, люди: трудолюбивые, мудрые, добрые, а в военное лихолетье – отважные и беспощадные к захватчикам родной земли белгородцы.

Чтец. Нынешнее поколение с полным правом может гордиться своими великими земляками, имена которых золотыми буквами вписаны в хроники Белгородчины и всего Государства Российского.

Связь времен чувствуется здесь во всем – белгородцы очень бережно и уважительно относятся к своей истории, постигать которую можно бесконечно.

Есть имена. Чья слава так крепка,

Что не сотрут её бессмысленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

От неизвестных и до знаменитых,
сразить которых, годы не вольны,
Вас двадцать миллионов незабытых,
убитых, не вернувшихся с войны

Родина суровая и милая

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Дней военных грозные мелодии,

Радость или горькая нужда -

Все проходит, остается Родина,

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга,

А над смертью торжествует жизнь!

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести!

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от воин и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно долго размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.

Солдат Отечества, воин России. Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.
Вед.2.

Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: “За Россию, за народ и за все на свете!”.

Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,
Чтобы стать железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться.
И как руда, пoжертвoвaть собой.
Какие бури душу захлестнули!
Но ты солдат! И все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.

Стремительно мчится время. Но хочется верить, что наша армия будет все также крепка, сильна и непобедима, несмотря на то, что сегодня она переживает непростое, сложное время.

Вед.1.

Пусть светит солнце в мирном небе
И не зовёт труба в поход.
Чтоб только на ученьях солдат
В атаку шёл вперёд.
Пусть вместо взрывов - гром весенний
Природу будит ото сна,
И наши дети спят спокойно
Сегодня, завтра и всегда!
Здоровья крепкого и счастья
Всем тем, кто мир наш отстоял.
И кто его сегодня охраняет,
И кто - сполна долг Родине отдал!

- В служении – основа жизни,

На благо всей Отчизне,

А значит благо будет и тебе.

Работать иль учиться,

Цель – людям пригодиться,

И состояться в собственной судьбе.

В заключение разрешите поздравить наших гостей , – уважаемых казаков , всех наших Защитников Отечества с праздником, пожелать здоровья, счастья, мирного неба и всего самого наилучшего.с замечательным праздником, у нас есть чему поучиться у казаков – таких сильных и преданных своей родине людей!

И мы надеемся, что все наши мальчики – это будущие защитники своего Отечества, будущие могущественные воины.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

Нам хочется верить, что чёрные дни истории казачества закончились и никогда не повторятся, хочется верить, что столько переживший народ возродится, как птица Феникс из пепла, оставив позади кризис веры в собственные силы.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Администрация Краснодара официально признала успешными первые месяцы работы казачьих дружин в городе. На совещании чиновники сыпали цифрами: собрана дружина из 250 человек, выявлено 1373 административных правонарушения, раскрыто одно преступление. Однако и без инициатив губернатора края Александра Ткачева казачья тема не исчезает из заголовков СМИ. Так, 19 октября некие "казаки Петербурга" написали гневное письмо организаторам моноспектакля по набоковской "Лолите" - и спектакль был отменен. И это далеко не единичный случай: "Казаки выступают против выставки "Духовная брань". "Казаки хотят вернуть в школы "Закон Божий"… Кто же такие эти безличные казаки и что такое на самом деле казачье движение сейчас?

Ряженые

Неправильно было бы думать, будто заявление по любому громкому поводу, попавшее в СМИ от лица неких казаков, является отражением консолидированной позиции всего российского казачества. Вот из официальных комментариев заместителя атамана Санкт-Петербургского Отдельского казачьего общества Дмитрия Карпушина по "делу Лолиты": "СМИ, в руки которых попало это письмо, сразу обобщили пять якобы казачьих имен со всем казачеством России. Это все равно как если бы один русский сделал какое-то некорректное заявление, а в газетах написали бы: "Русские высказываются против Соединенных Штатов Америки".

Казаки в Москве, Питере и других крупных городах, безусловно, есть. Есть люди с казачьими корнями, пытающиеся в настоящий момент что-либо сделать для казачьего движения: при этом многие из них уже в третьем поколении являются москвичами или петербуржцами. Эти люди собираются на праздники, спортивные игры, организуют выставки, лекции, фольклорные ансамбли и конные походы, чтобы не растерять частицы своей культуры. Существуют кубанские, терские, уральские, донские общины и землячества. Представители этих казачьих группировок довольно быстро находят общий язык, что подтверждается, например, их слаженной реакцией на скандал с "Лолитой". И совсем не любят эпатировать широкую публику через СМИ.

Откуда же тогда взялись казаки, подписывающие письма, громящие выставки, патрулирующие в казачьей форме улицы среднерусских городов? Ответ не прост: какими-то невероятными пертурбациями из пены начала 90-х родились псевдопатриотические и псевдоказачьи движения, в которых цвет выпушки и форма усов важнее, чем идея и содержание. Немалую роль в их становлении сыграли массы отставников из сокращаемой армии. Привыкшие к форме, чинопочитанию, ношению погон, эти люди быстро перековались в казаков. Ряженое казачество стало площадкой для самореализации неустроенных в жизни мужчин за 40 и малолетних люмпенов (женщинам и семьям в подобных казачьих организациях места попросту нет). Возникли такие термины, как "приписной казак", "казак поверстанный". Звучит абсурдное пионерско-комсомольское "вступить в казаки", вызвавшее у острых на язык кубанцев поговорку "Ты в казакы вступыл, а я в гимно".

Именно в этой параллельной реальности существуют пузатые дядьки с генеральскими погонами, заявляющие о "создании военного резерва из казачьих войск численностью в 1 миллион человек" и о том, что казаков в России - 7 миллионов, хотя по последней переписи их оказалось 67573 человка. Где-то там существуют казачьи полки и дивизии, готовые по первому зову с криком "Любо" явиться в первопрестольную. В усах, лампасах, с крестами и медалями эти ребята украшают всевозможные ток-шоу и телерепортажи. Малоизвестен для московской публики тот факт, что перед инаугурацией президента 7 мая по "официальным" казачьим объединениям был пущен циркуляр, согласно которому тысячи казаков Дона, Терека и Кубани в полной форме приглашались на церемонию. По распространенной версии, речь шла о проправительственном митинге, призванном потеснить "несогласных" с московских площадей. К счастью, в Кремле на этот шаг не пошли, сработал другой сценарий - а какая знатная картинка вышла бы для CNN.

Наряду с историческими казачьими объединениями на юге страны, войсками (это достаточно точный перевод слова "орда" как военного, политического, территориального образования), возникло так называемое Центральное казачье войско. Оно уже не имеет привязки к территории, иначе придется считать казачьей землей Рязань, Смоленск, Великий Новгород. Форму за основу берут донскую с фуражками и лампасами: кубанские и терские черкески у многих здесь ассоциируются с нелюбимым Кавказом, а влияние фильма Сергея Герасимова "Тихий Дон" на становление атрибутики неоказачьего движения еще предстоит проанализировать.

Получается, у нас действительно сложилось два казачества, которые очень редко пересекаются. Тут и там в центральной России возникают казачьи общества, не имеющие отношения к историческим казакам. Представители их, воспринявшие от казачьей культуры только нагайку и острое желание дать в морду инородцу, всегда на виду и оставляют у жителей столичных городов странное впечатление, а их привязанность к внешней атрибутике вызывает единственно возможный ярлык: "ряженые".

Нельзя обойти и тему сотрудничества подобных казачьих организаций с властью. Еще 15 лет назад начал создаваться так называемый "казачий реестр" (термин позаимствован прямо у Речи Посполитой: так называли ставших на службу королю казаков в противовес вольным запорожцам). "Реестровые" являются теми, с кем предпочитают работать госструктуры и Русская православная церковь, создавшая Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Числящиеся в реестре казаки потенциально могут быть привлечены на госслужбу, хотя никаких различий между ними и прочими гражданами РФ закон не делает.

Владимир Путин, назвавший казачество "особой кастой" и "особой субкультурой в хорошем смысле этого слова", заявил во время последней избирательной кампании, что "государство поддерживало и, безусловно, будет поддерживать казачество". 18 октября он утвердил Стратегию развития российского казачества до 2020 года. Реализовывать стратегию предстоит реестровым казакам в количестве 452424 человека (знающий систему изнутри не усомнится, что цифры эти часто списочные и дутые). Всего же, говорится в Стратегии, казаков по различным опросам насчитано "до 850 тысяч человек". Главной их задачей государство по-прежнему видит военную службу, на тот самый 2020 год планируется "проведение эксперимента по созданию в Южном военном округе мобилизационного резерва из одного или двух казачьих формирований". Недавно было декларировано образование прокремлевской Казачьей партии Российской Федерации (КпРФ) и казачьего молодежного объединения.

Государство заявляет также, что разберется и с казачьими чинами и медалями, имитирующими по форме современные и дореволюционные, а по факту являющиеся наградными значками общественных организаций. Современная казачья атрибутика - отдельная тема, вызывающая горькие усмешки историков. Нынешний казачий сотник (дореволюционный поручик) вряд ли сможет командовать полусотней (70 человек), хорунжий (подпоручик) в казачьих организациях вместо рядового, а "казачий генерал", которых в стране сотни, и вовсе является придумкой нашего времени.

Страна "Казакия"

Любую мало-мальски глубокую статью о казаках принято начинать с их происхождения. Хотя ничего определяющего в этом нет: у нацепивших фуражки и медали оно вовсе не играет роли, а те, кто казачью форму надевают раз в год на праздник, руководствуются поговоркой "казаки от казаков ведутся", как бы намекая историкам: "Отстаньте". Карамзин писал, что казаки "древнее Батыева нашествия", возводя их к славянизированным тюркам (и этой версии придерживался Лев Гумилев). В поздние царские, а потом и в советские времена была распространена версия о "беглых холопах" - фактически, она опирается на отписки, которые отправляли московские цари султанам и ханам, когда казаки проказничали на их границах. Дескать, не наши холопы, сами разбирайтесь.

Во всяком случае, где-то 500-600 лет назад в местности между Днепром и Волгой, именуемой Диким Полем, стали возникать компактные поселения казаков. Проследить историю любого казачьего рода лет на 300 назад просто: относившиеся с петровских времен к военному ведомству, казаки и их семьи подлежали строгому учету. Любопытно, что до того казаки были приписаны к ведомству иностранных дел, Посольскому приказу. Территории Дона и Терека присоединил окончательно лишь Петр, а покорение вольного Запорожья и переселение остатков казаков на Кубань было уже на совести Екатерины. Цари оставили жителям степей выборность глав поселений, личную свободу, налоговые льготы и независимый суд.

Высшей властью для казаков был круг, народный парламент, выбиравший атамана и правление, здесь же решались судебные вопросы, заключались и расторгались браки. Часто выбирались "походные атаманы", собиравшие ватаги молодцев на войну и разбой. Использовать эти основные казачьи занятия, усмиряя степняков в своих интересах, и было многолетней задачей русских царей. Петр I насаждал на Дону земледелие, Екатерина разрешила казачьей элите (старшине) селить в имениях крепостных, приглашать в города ремесленников (и заложила вековое противоречие казаков и иногородних, "коренных и приезжих").

И, разумеется, из поколения в поколение казаки уходили на многолетнюю службу, медленно отмиравшую уже 150 лет назад. Появлялись свои купцы, дворяне, интеллигенты, легально откупавшиеся от военной службы или же официально освобождаемые войсковым атаманом. В России насчитывалось 11 казачьих войск со своей территорией и населением. Лежавшие на колониальных границах империи, эти образования напоминали к началу XX века британские доминионы со своим самоуправлением и экономикой. Юг России прикрывали 4 казачьих области: Терская, Кубанская, Войска Донского, Уральская. При последних Романовых казачьи поселения дотянулись до Тянь-Шаня (Семиречье), до Амура и Уссури. Фундаментом образования новых войск и станиц были донцы и потомки запорожцев, потенциал которых империя использовала до последних лет.

Представляемые большевистской пропагандой как "царские сатрапы" и "нагаечники", казаки довольно ровно отреагировали на отречение государя, их полки с развалом армии во всеоружии отправились в родные края. Казачья элита 1917-18 годов не могла не вступить в конфликт с Советской властью. На поверхности появились два типа лидеров. Первые, подобно донскому атаману Каледину, ратовали за тесный союз с белой армией, вторые, как преемник Каледина на атаманском посту Петр Краснов, выступали если не за создание независимой казачьей конфедерации, то за федерализацию России. Казаки с нескрываемым раздражением встречали нагрянувшие в их края толпы беженцев с севера, а те, в свою очередь, высокомерно поглядывали на представителей бывшего сословия, вздумавших строить свою "Донскую Финляндию". По мнению большинства историков Гражданской, именно эти противоречия привели к фиаско белых. Местью же красных оставшимся на родине казакам были жестокие репрессии, которые Александр Солженицын охарактеризовал как "один из первых геноцидов на Земле".

Оказавшись в эмиграции, националисты, подобно Краснову и Шкуро, пошли на союз с Гитлером, закончившийся плачевно для тысяч пошедших за ними. Общины кубанцев, донцов и терцев медленно угасали во Франции, США, Великобритании - впрочем, часть из них существует и ныне. Их представители поглядывают на нынешнее казачье движение в России недоверчиво, хотя десятки семей уже тихонько вернулись на родину. Казачьи части и этнику в духе фильма "Кубанские казаки" возрождали при Сталине, и не зря: до конца 1930-х южные области считались политически неустойчивыми, по лесам и плавням бродили с винтовками народные мстители.

В наши годы все началось с кругов 1989-90 годов. Вероятно, с самых первых лет казачье движение оказалось под прямым контролем КГБ-ФСБ. С точки зрения охраны государственного порядка этому есть резон: до сих пор "Казакия", голубая мечта эмигрантов-националистов, фигурирует в американском законе о порабощенных народах Public Law 86-90 Captive Nations Week Resolution.

Народ или войско

Многие из современных казаков мобильны, работают на ответственных постах по всей стране, занимаются бизнесом, не умеют ездить верхом, предпочитая хорошие внедорожники, надевают папахи, только чтобы сфотографироваться на праздник. В столице СКФО Пятигорске существует казачий район - бывшая станица Горячеводская, казачьи лидеры стали депутатами местной Думы, атаман Валерий Поматов является начальником территориальной службы, объединяя в своем лице и казачью, и муниципальную власть. Издаются казачьи газеты и журналы (только федеральных в каталоге "Роспечати" - четыре), организуются выставки и спектакли, у молодежи Ростова и Краснодара популярны казачьи рок- и рэп-группы. И вот этим людям сегодня предлагают службу в дружинах по 400 рублей за выход, разгон митингов и выставок, песни Надежды Бабкиной, погоны и звания царской армии.

Да, казачье общество консервативно: большинство исповедуют православие, а многие и старообрядчество, достаточно строго по нынешним меркам воспитывают детей, любят спорт и оружие, традиционную кухню. На Рождество и Пасху, где бы ни жили, тянутся в родные станицы проведать дедушек-бабушек. Традиционное казачье приветствие "Здорово дневали" остается паролем, открывающим двери в казачьи землячества, диаспоры, существующие во всех крупных городах России, Европы, США. В иных зарубежных обществах это и вовсе единственные слова, которые потомки эмигрантов уверенно произнесут по-русски. Гордятся до бахвальства своими корнями, выписывают по архивам предков в 7-8 колене и по-прежнему предпочитают строить семьи среди своих: еще лет 30 назад невесту или жениха со стороны в станице встречали не теплее, чем в чеченском ауле. Берегут казачьи говоры, даже переписываются на них в соцсетях, вворачивая в речи непонятные другим дедушкины словечки. Отношение к черкескам, бешметам и штанам с лампасами для многих почти сакральное, его можно сравнить с любовью шотландцев и ирландцев к килтам. Правда, под влиянием ряженой мишуры иные казаки никогда уже не наденут национальные костюмы, ограничившись какой-нибудь футболкой с казачьей символикой. Кстати, гербы, гимны и флаги Ростовской области и Краснодарского края восходят, соответственно, к атрибутике Дона и Кубани образца 1920 года.

Вся нынешняя шумиха вокруг казачества кажется казакам по происхождению тяжелым, затянувшимся бредом. "У нас нет войсковой земли в собственности, нет политической силы, нет людей, и главное - нет целей и задач", - рассуждает депутат Ставропольской краевой думы Олег Губенко, бывший недавно кандидатом в атаманы Терского войска. Та же государственная стратегия не приносит радости: а не наплодит ли власть новых "центральных войск" из послушных безработных отставников, будет ли в принципе звучать на федеральном уровне сочетание "казачий регион"?

В общем-то, говоря президентскими словами, традиционное казачество - вполне сложившаяся "субкультура в хорошем смысле этого слова", и вряд ли стоило бы уделять описанию ее нюансов столько внимания, если бы не группировки "охотников на ведьм", исправно поставляющие скандальные медиа-поводы. Отойдя от военно-сословной мишуры начала 1990-х с пышными чубами и красивой формой, потомки казаков осознают себя образованием этническим. Иного способа заявить о своем существовании и праве на жизнь в системе нынешней РФ у них нет.

Еще в 1991 году был принят закон РСФСР о "О реабилитации репрессированных народов", в котором казаки прописаны как "исторически сложившаяся культурно-этническая общность". Подразумевалась территориальная реабилитация: однако в сложившихся условиях закон невыполним по отношению к тем же ингушам, которые так и не смогли поделить с осетинами Пригородный район РСО и Владикавказ. Еще запутаннее окажется ситуация, если вспомнить, что на землях Пригородного района существовали 4 казачьих станицы, уничтоженные большевиками в 1920 году. А как быть с реабилитацией донцов, контролировавших на 1920 год Ростовскую, часть Волгоградской области, да еще и кусок нынешней Украины? Как быть с потомками тысяч семей красноармейцев, заселенных в опустевшие казачьи дома, кто будет отбирать для казаков назад нефтепромыслы Грозного, рыбу Каспия и, например, Войсковой кубанский лес, раскинувшийся на территории нынешней Красной Поляны?

Перестав гоняться за полной территориальной реабилитацией, казаки разочаровываются и в химере более очевидной - казачьей службе. Сама ее идея выглядит странно: как воспроизвести сословную структуру в условиях нынешней России, на каких основаниях часть народа будет наделена льготами по отношению к большинству? Пока более или менее удачным экспериментом являются нашумевшие казачьи дружины губернатора Александра Ткачева. Большинство казаков по-прежнему намерены бороться за порядок в своих краях.

"Мы хотим лично влиять на внутреннюю политику государства в регионе, в котором живем", - восклицал в прошлогодней статье в казачьем журнале "Казарла" атаман крупнейшей на Кавказе Горячеводской общины Валерий Поматов: - Что противоестественного в требовании дать нам право самим определять судьбу своего дома?" Если это так, мы о казаках еще услышим неоднократно, и не только в контексте "Лолит".

Читайте также: