Урал батыр поделка своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

О бесстрашном богатыре, который смог победить Смерть, поведает башкирская сказка "Урал-батыр". Смелости, отзывчивости и доброте учит эта захватывающая история. Был у стариков единственный сын Урал. Смелым и сильным вырос юноша. Днем Урал охотился и вечером садился играть дивные мелодии на своей дудочке. Но однажды заметил юноша, что деревья в лесу стали засыхать, трава пожелтела и все живое начало медленно погибать. Смерть пришла в их края. Взял Урал в свою сумку ломоть хлеба, щепотку соли и свою дудочку, а у отца — алмазный меч и отправился в опасное путешествие.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Урал-батыр

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

В 2010 году исполняется 100 лет со времени записи башкирского эпоса “Урал-батыр”, недавно признанного одним из семи чудес Башкортостана. Эпос “Урал-батыр” является уникальным произведением мировой литературы, не имеющим аналогов по древности сложения текста. К сожалению, он еще не занял своего достойного места в мировой культуре. Но именно такие достижения мирового уровня формируют престиж нации.

“Урал-батыр” – это не только история, но и священное сказание тенгрианства – монотеистической религии, возникшей одной из первых в истории. Надеюсь, что в юбилейный 2010 год будет, наконец, увековечена память о персонажах эпоса и о наших современниках, сохранивших это великое достояние мировой культуры для нас и наших потомков.

Особо актуальными для мифологического сознания башкир являются такие базовые концепты архетипического характера, как время и пространство, жизнь и смерть, добро и зло, душа, сердце, кровь, “мужественность”, жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение блага во имя народа, честь, честность, скромность, долг, сыновья почтительность, гуманность.

“Урал-батыр” – самое крупное и древнейшее эпическое произведение башкирского фольклора. Дошедшее до нас из глубин веков, оно воплощает в себе социально-нравственные и эстетические воззрения наших далеких предков. Мысль о бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся жизни – такова гуманистическая сущность эпоса. Красочна палитра художественных средств произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека.

Эпос “Урал-батыр” занимает достойное место среди великих памятников эпического наследия народов мира. Поэтому переводчики еще не раз будут пытаться перевести его на другие языки. Не случайно его переводили на русский, английский, французский, турецкий и другие языки.

Он является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы бессмертия жизни и природы, торжества добра над злом, идеи справедливого мироустройства и гуманизма.

Добро, сделанное Урал батыром и его потомками, не забывается людьми. Нет ему конца, нет ему забвенья. Напоминает о нём страна Башкортостан, в которой мы живём, вода, которую пьём, и гордые имена-имена, что светятся в памяти народной, словно звёзды в небе.

Каждый человек, любящий свой край, должен знать его историю, а прежде всего прошлое. Без прошлого нельзя в полной мере осознать настоящего.

Материал данной работы может быть использован на уроках башкирского языка, культуры Башкортостана, истории, классных часах, при проведении внеклассных мероприятий с учащимися.

  • воспитание гражданственности и любви к своей малой родине через изучение её истории и духовных ценностей, привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе по краеведению, углубить и расширить знания и представление детей о нашей Родине;
  • показать красоту окружающий природы, которая прочувствованная детьми, пробуждает их беречь её.
  • воспитывать любовь и уважение к культуре, традиций и обычаям башкирского народа.
  • Углубление знаний и расширение кругозора, активизация познавательной деятельности, формирование интереса к истории и культуре Башкортостана.
  • Развивать творческие и коммуникативные способности, чувство коллективизма.
  • Воспитание толерантности.

Оборудование: национальные костюмы, угощения, мультимедийный проектор, плакаты по эпосу “ Урал – батыр”, выставки книг “Благословенный край”, рисунки детей,музыкальное сопровождение (башкирские мелодии, мелодии курая).

"Знать свое отечество во всех его пределах, – писал Степан Крашенинников, – знать изобилие и недостатки каждого места, в каких они живут, с кем пограничны, что в них произрастит и воды и какими местами к ним путь лежит…".

Ход мероприятия

Приветствие: на башкирском, чувашском, татарском, русском языке (ученики в национальных костюмах)

Ученик читает стихотворение “Родина моя – Башкортостан” . К.Киньябулатова

Родина моя – Башкортостан мой!
Спеть бы мне о празднике твоем
В песне и заветной и гортанной,
Обернувшись звонким соловьем
Родина моя – Башкортостан мой!
Мне превратиться в соловья
Воспевать тебя я неустану
Родина великая моя!

Все (хором). На башкирском языке. Всем привет!

Ведущий: 11 октября – мы отмечаем день Республики Башкортостан. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой, стала называться Республика Башкортостан. Знаете ли вы, страну дивных красот природы, неисчерпаемых богатств – золота и серебра, драгоценных камней и всяких сокровищ, страну чёрного золота, где миллионы десятин нетронутой земли – чернозёма, заливных лугов и восхитительных долин, страну, где тысячи прекрасных рек, озёр, водохранилищ?

Страна эта – Башкортостан. Прекрасная, чудесная, божественная страна! Горы – исполины, дерзко стремящиеся в небеса, волнообразные степи, величаво пустынные озёра, гремящие с вершин и по ущельям потоки, с которыми связаны легенды и предания.

Столица республики – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа большой, красивый город.

Ученик читает стихотворение “Город на горе” Г. Давлетова

Уфа моя, и ныне там же ты
Стоишь, красуясь над родным простором.
Как две руки огромные мосты
Ты над рекою белою простёрла.
Кругом сады, заводов не сочтёшь.
В бездонном небе распластались птицы…
И хорошеешь ты, моя столица!
Орёл за скалы умереть готов,
И предок мой любил крутые горы.
Под солнцем очень много городов,
Но ты к нему всех ближе, милый город!

Звучит песня: “Эх,Уфагород мой”

Ведущий. Нам есть чем гордится – прекрасна природа нашего края, красивые наши города и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Но самое главное богатство – это люди.
Щедра башкирская земля на богатырей. Со сказочного богатыря Урала– батыра начинается история Башкортостана.

Ай, Урал, ты ,мой Урал,
Великан седой Урал
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
По бокам твоим, Урал
Лес с зеленою листвою
А у ног твоих Урал
Степь, покрытая травой.
О великий мой Урал.
Тайну древности открой!

Звучит мелодиякурая.Обращение к кураю.

Скажи курай, о чём поёшь?
Вплетая в песнь свою
Журчанье ручейка,
И пенье птицу в высоком поднебесье,
И топот скакунов,
Летящих по степи
Скажи курай!
Что видел ты?

В древнюю пору, давным-давно
Было, говорят, место одно,
Куда никто не ступал ногой
С четырёх сторон обступала
Это место морская вода,
С незапамятных пор проживала
Там семейная чета
Старик по имени Янбирде
С Янбикою, старухой своей
Двое детей родились у них,
Двое сыновей удалых.
Шульгеном старшего нарекли,
Уралом младшего нарекли,
Так и жили они вчетвером
Шульгэн и Урал:
Сяду на льва, – сказал Урал
Сокола пущу, – сказал Шульгян
Оба брата – Шульген и Урал –
Приставали к отцу.
И сказал Янбирде, потеряв покой:
– Оба для нас вы родные дети.
Радость единственная на свете.
Ваши зубы еще не сменились,
Ваши мускулы не укрепились,
Рано в руки сукмар вам брать,
Рано сокола в высь запускать,
Не вышел час вам на льва садиться.
Ешь те то, что я вам уделю,
Делайте то, что я вам велю;
Если жажда охватит вас,
Можете воды ключевой испить.
Но кровь, что в раковины налита.
Пусть не коснется вашего рта.

Иэнбирзе. Уходит на охоту.

Шульген:

Раковину поскорей откроем.
Выпьем по капельке, чтобы узнать
Крови вкус – что это такое”.

“Пусть та кровь и очень сладка,
Я не сделаю и глотка.

Заходит старик, чтобы испить крови. Увидев, что содержимое раковины убавилось

Янбирде: Кто выпил кровь.

Шульген стал изворачиваться: мол, никто к той крови не прикасался. Старик Янбирде взял палку и начал поочередно колотить своих сыновей. Из жалости к брату продолжал молчать и Урал, а Шульген, не выдержав, признался отцу в своей вине. Когда старик опять начал бить Шульгена, Урал схватил руку отца и сказал ему такие слова:

Отец, одумайся, посмотри
На палку ту, что в руке твоей,
По ней глазами пробеги:
Была молода она средь ветвей.
Ты замахнулся этой дубиной?
Иль на себе мы должны опять
Силу Смерти злой испытать?
Если сегодня брата убьешь,
Завтра в меня вонзишь свой нож,
Если останешься одиноким.
Сделаешься стариком глубоким,
В Смерти, представшей перед тобой
В миг последний гибельный свой?
В три погибели станешь сгибаться,
На льва не в силах будешь забраться,
В лесу охотиться, дичью питаться,
На зверя сокола запускать.
Корм охотничьим птицам давать, –
И твой лев, и собака твоя
Не помрут ли от голода тут,
Тоской глаза их не затекут?
Отчаявшийся от голода лев,
Впав на привязи в страшный гнев,
Не сорвется ль, остервенев,
Самого не сомнет ли тебя,
Не разорвет ли тебя на куски,
Не откинет ли прочь от себя?
Не увидишь ли облик свой
В Смерти, представшей перед тобой
В миг последний гибельный свой?

Иэнбирзе махнув рукой, уходит на охоту.
Возвращается с охоты:

Иэнбирзе: Сыновья, где вы !

Урал и Шульгэн: Мы здесь.

Иэнбирзе: Давайте сегодня попробуем вот эту добычу.

Урал и Шульгэн. Отец возьми ты нас тоже на охоту.

Урал и Шульгэн берут лук и идут на охоту

Урал и шульгян: С птицей Хумай заходят.

Шульгэн. Давай съедим эту птицу.

Ай, Урал ты мой Урал,
К тебе одному я спешила
Не слыхала, что ты сказал,
Душу утешить тебе хотела,
В юности встретила тебя,
В радости сбросила птичий наряд,
Девушкой обернулась я.
Самой счастливой я в мире была
Хоть имя есть-Хумай-у меня
Отпусти ты меня, пожалей
Я птичью шубу уже не сниму
Птицею жизнь я буду вести.

Исполняется танец. “Белых лебедей”.
Иэнбирзе дает наказ сыновья. Идите за этой птицей.
Иэнбикэи Иэнбирзе уходят.

Прошло много времени. Урал и Шульген ушли каждый по своей дроге.
В пути много бед встречалось.
И с тех пор на Земле появились белые лебеди
Возвратились батыры к людям с радостным известием и тогда поселились в долинах четырёх рек семь башкирских родов.

Я из рода тамьянцев, моё дерево тополь, моя птица ворона.
Я из рода катайцев, моё дерево можжевельник, моя птица аист.
Я из рода кыпчаков, моё дерево вяз, моя птица беркут.
Я из рода юрматинцев, моё ветла, моя птица кречет.
Я из рода бурзянцев, моё дерево дуб, моя птица орёл.
Я из рода минцев, моё дерево берёза, моя птица ястреб.
Я из рода табынцев, моё дерево лиственница, моя птица черная ворона.

Ведущий. И с тех пор в нашей республике Башкортостан живут в мире и согласии люди разных национальностей, сохраняя свои обычаи традиции, не забываясвои корни, своих предков. Мир в котором мы живём– это сад, всё живое растёт в том саду, и поколения сменяют поколения.

Добро, сделанное Урал батыром и его потомками, не забывается людьми. Нет ему конца, нет ему забвенья. Напоминает о нём страна Башкортостан, в которой мы живём, вода, которую пьём, и гордые имена-имена, что светятся в памяти народной, словно звёзды в небе. Каждый человек, любящий свой край, должен знать его историю, а прежде всего прошлое. Без прошлого нельзя в полной мере осознать настоящего.

Ученик: читает стихотворение “Родной край” на башкирском языке С.Юлаев
Ученик: читает стихотворение “Башкирия”

Башкирия! Мой край родной!
Трудолюбивая земля!
Сияя щедрой красотой,
Цветут сады, шумят поля
В твоих подземных кладовых
И нефть, и уголь, и руда.
А дружба жителей твоих
Крепка всегда и на веке.

Ученик читает стихотворение

Пусть эту землю любит народ,
Пусть садом прекрасным она расцветет,
Пусть сердце врагов красотой изведет.

Ведущий: Наш сегодняшний праздник подошел к концу. Мне очень хочется верить, что мы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Хочу поделиться своим плетением юрты. Очень здорова пойдёт для оформления подарка ко дню свадьбы.

Хочу поделиться своим плетением юрты. Очень здорова пойдёт для оформления подарка ко дню свадьбы. (фото 1)

Начинаем как обычно с плетения дна.

Начинаем как обычно с плетения дна. (фото 2)

МК юрты. Дорба. (фото 3)

У меня был заказ на большую юрту, поэтому она у меня в диаметре 50 см.

У меня был заказ на большую юрту, поэтому она у меня в диаметре 50 см. (фото 4)

После, подымаем стоечки.

После, подымаем стоечки. (фото 5)

Оплетаем. (фото 6)

Нам нужно оставить место для двери, в данном случаи я сделала 8 стоечек, но как потом выяснилось, дверь нужно было сделать чуточку шири, примерно на пару стоечек больше.

Нам нужно оставить место для двери, в данном случаи я сделала 8 стоечек, но как потом выяснилось, дверь нужно было сделать чуточку шири, примерно на пару стоечек больше. (фото 7)

МК юрты. Дорба. (фото 8)

МК юрты. Дорба. (фото 9)

Закончили низ. (фото 10)

Преступаем к верхней части. Берем трубочку, вставляем в неё проволоку формируем кольцо диаметром 13 см. После берём трубочки и делаем узелки, как показано на рисунке.

Преступаем к верхней части. Берем трубочку, вставляем в неё проволоку формируем кольцо диаметром 13 см. После берём трубочки и делаем узелки, как показано на рисунке. (фото 11)

Оплетаем. (фото 12)

МК юрты. Дорба. (фото 13)

МК юрты. Дорба. (фото 14)

Для удобства плетения, я приколола крышку к основанию.

Для удобства плетения, я приколола крышку к основанию. (фото 15)

Внутренняя часть. (фото 16)

МК юрты. Дорба. (фото 17)

МК юрты. Дорба. (фото 18)

МК юрты. Дорба. (фото 19)

Готова. (фото 20)

Когда дело дошло до шанырака, передо мной встал вопрос. Как сделать его твёрдым? ведь он будет служить ручкой для крышки. И тут меня осенило. Вообщем, берём 6 трубочек каждая по 18 см., вставляем в них проволоку, образуем из каждой небольшую дугу и вставляем между узелками, зажимаем пассатижами, лишнее откусываем щипцами. Получилась обалденна-твёрдая ручка. Готова.

Когда дело дошло до шанырака, передо мной встал вопрос. Как сделать его твёрдым? ведь он будет служить ручкой для крышки. И тут меня осенило. Вообщем, берём 6 трубочек каждая по 18 см., вставляем в них проволоку, образуем из каждой небольшую дугу и вставляем между узелками, зажимаем пассатижами, лишнее откусываем щипцами. Получилась обалденна-твёрдая ручка. Готова. (фото 21)

Наклеиваем готовые элементы орнамента на прозрачный клей момент. После пропитываем лаком 1: 1 с водой, даём хорошо просохнуть и ещё раз только уже без воды прокрашиваем изделия лаком. Готова.

Наклеиваем готовые элементы орнамента на прозрачный клей момент. После пропитываем лаком 1: 1 с водой, даём хорошо просохнуть и ещё раз только уже без воды прокрашиваем изделия лаком. Готова. (фото 22)

МК юрты. Дорба. (фото 23)

МК юрты. Дорба. (фото 24)

МК юрты. Дорба. (фото 25)

Диаметр юрты 40 см.

Диаметр юрты 40 см. (фото 26)

МК юрты. Дорба. (фото 27)

Это маленькая в диаметре 20 см.

Это маленькая в диаметре 20 см. (фото 28)

МК юрты. Дорба. (фото 29)

МК юрты. Дорба. (фото 30)

Спасибо за внимание! Может кому то пригодится моя идея для оформления подарков.

Ничего себе, национальные колориты! И форма то какая интересная получилась! Молодец Танюша!

Вау класс! Золотые руки! Здорово!


Очень здорово. Очень. очень. Вот это Юрта, не банальная шкатулочка, а чудо такое. А уж как чисто сплетено.

Татьяна, очень красивые работыИ очень аккуратное исполнениеСпасибо за МК

У меня нет слов одно восхищение Браво


Татьяна, шикарные работы, спасибо за МК.

Татьяна, очень красивые работы. исполнение супер .

Оболденно. А какой шикарный на Наурыз! Супер.

Спасибо за МК! Очень красиво!


Видела ваши юрты в Одноклассниках , очень понравились такая красивая и аккуратная работа в национальном колорите , вы, молодец юрты-шкатулки все красавицы.

Спасибо большое за МК!

ШИКАРНЕЙШИЕ ЮРТЫ. Я ВОСХИЩЕНА.

Танюша, у Вас очень красивые работы, а юрты выше всяких похвал. ЗдОрово.

спасибо! мне должно пригодиться очень красиво.

Танюша очень красивые работы

Ну ничего себе - это ж надо так придумать ! А исполнение какое чистое.

Я восхищена. такая красота.
и всё так ровненько, аккуратненько, ну оооочень красиво.

Рада познакомиться с землячкой! Классные работы. Не помню на каком сайте я их видела, может в ОК? Мы там пообщались. Ваши работы появились очень во время. Скоро свадьба у друга моего сына, теперь знаю что сделать.

Я то же очень рада знакомству, спасибо! Может вы видели мои работы в одноклассниках?

Содержание

Сюжет



Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т.д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц - Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни – Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами [2] .

Сыновья Урал-батыра

  • Яик,
  • Нугуш,
  • Идель,
  • Хакмар.

История

Эпос передавался устно из поколение в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита (≈1850-1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из Аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

В 1975 году был опубликован первый перевод на русский язык. [6] В дальнейшем были опубликованы полный академический вариант на башкирском и русском языках. [7] , русский перевод писателя Г. Г. Шафикова. [8]

Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН. [11] . Подлинник (рукописная запись) не сохранился.

Долго шел Урал в страну падишаха Катила. Переправлялся через широкие реки, переваливал высокие горы, и вот однажды попалась ему в пути, у подножия высокой горы старуха в нищенском рубище, что сидела возле дороги. Вся спина у нее была исполосована кнутовищем, плечи изодраны в кровь, словно терзали ее злые волки. Руки и ноги потрескались у нее, словно у курицы, которая день - деньской добывает себе пропитание, ковыряясь в земле. Все лицо у нее почернело, словно трава, что побита морозами, а кости выпирали, как сучья дерева.

К ней прижималась красивая девушка, было видно, что боится она незнакомца, восседающего на огромном льве, да и стыдно ей, что предстала она перед егетом в убогом рубище.

- Не бойтесь меня, - воскликнул Урал, подходя к ним. - Никому я не причиняю зла, ищу я Смерть - злодейку, хочу людей от нее избавить. Расскажите мне, в какую страну я попал.

Улыбнулись старуха и девушка, с места своего приподнялись, подошли к егету. Старуха пригладила свои растрепанные волосы, заложила их за уши и чуть–чуть распрямившись, стала рассказывать, широко раскрывая глаза.

- Ох, егет, видно, что горя ты не видел, не бывал ты в нашей стране. Правит у нас жестокий падишах Катил. Черны его дела - ежегодно хватает он юношей и девушек, мужчин и женщин, отбирает из них самых лучших, приводит к себе во дворец. Дочь его забирает себе всех егетов, а всех девушек он отправляет на свою половину. Кто понравится - тех разбирают его приближенные. А всех остальных приносят в жертву - девушек в озере топят, мужчин сжигают на огромном костре. Такую жертву приносят они ежегодно предкам, своим богам, так потакают они своему тщеславию.

Десятерых детей произвела я на свет, девятерых из них забрал жестокий падишах Катил. Муж мой не вынес такого горя, не помня себя, бросился он на воинов падишаха. Не простили его, живьем зарыли в землю. Осталась у меня дочь моя единственная, младшенькая. И пришел ко мне приближенный падишаха и сказал: "Понравилась мне твоя дочь, я беру ее в жены". А ведь для меня нет ничего дороже дочери - и вот темной ночью бежали мы в лес. Таких, как мы, много скрывается по лесам да чащобам, жизнь наша проходит в страданиях.

Вижу я, что ты, егет, очень добр, прошу тебя, не ходи в страну падишаха Катила, пожалей себя, вернись туда, откуда пришел.

Но Урал только покачал головой:

- Когда я вышел в дорогу, я был еще совсем ребенком. Долгие годы я прожил, много дорог я прошел, чтобы с пустыми руками вернуться в отчий край. Должен я отыскать злодейку - Смерть, должен я посчитаться с нею.

Попрощался Урал с со старухой и ее дочерью, сел на верного льва и отправился в путь, в стан падишаха Катила.

Как Урал–батыр встретил дочь падишаха Катила

Прошло несколько дней, и вот Урал–батыр услышал далекий ропот, словно шумели тысячи и тысячи людей на каком–то большом празднике. Подъехал ближе егет и видит - и вправду собрались здесь толпы людей, все как один - в том самом обличье, в котором всякий появляется на свет. Видно, что собрали здесь людей насильно, потому что никто не бродил по округе, никто не переговаривался, как то бывает на шумных и веселых праздниках, а все стояли в великом страхе, выстроившись в затылок друг другу. Слева стройными рядами стояли женщины, справа - мужчины. Да только не все были голыми в той толпе. Там и сям мелькали люди в странной одежде, в руках у них были большие бичи, которыми они заталкивали обратно тех, кто нарушал строй, били ослушников, догоняли тех, кто хотел убежать, криками и ударами бича возвращали их на место. Но таких было очень и очень мало, большинство стояли в великом страхе и в великом молчании посреди огромной площади.

- Что же могло привести сюда столько людей? - Подумал Урал - батыр. Он уже увидел, что в той толпе все мужчины и женщины не моложе шестнадцати и не старше тридцати пяти лет. - Кто эти стражники? Чью злую волю они исполняют? Неужели это и есть страна падишаха Катила, о которой ему рассказывала старуха?

Он решил выяснить все и не мешкая подошел к людям, что стояли в сторонке. Там - то как раз были и старики, и дети. И были они одеты, как велит обычай и как полагается людям, что отличает их от зверей, не знающих иной одежды, кроме своей шкуры.

Увидев, что к толпе подъехал незнакомый исполин, люди сперва шарахнулись от него, но, видя, что он улыбается и вроде бы не собирается причинять им никакого вреда, они осмелели и придвинулись поближе. Отделился от толпы некий старец, обратился он к батыру с такими словами:

- Юноша мощный, твой вид, твои удивленные взгляды, которые ты бросаешь на толпу, наконец, по льву, на котором ты так горделиво восседаешь, могу ли я предположить, что ты прибыл к нам из чужой страны?

Видя, что юноша обратил на него свой взор, старец продолжил:

- Позволь мне, ничтожному, объяснить тебе, что здесь происходит. В нашей стране есть падишах, как и во всех странах мира. Есть у нашего падишаха приближенные, все они из самых разных родов - есть род, что посильнее и познатнее, есть род, что слабее и беднее. И вот сегодня ты как раз попал на славный праздник, который устраивает наш падишах для своих приближенных в честь матери своей и своего отца, в честь колодца, из которого брали воду, чтобы омыть новорожденного царственного младенца. И сегодня в их честь будут принесены великие жертвы, как установлено в наших краях.

На знамени нашего падишаха ворон изображен, и ты, наверное, обратил внимание, как много вокруг летает этих славных птиц?

Урал батыр огляделся - и вправду вокруг летало так много ворон, что, казалось, здесь воронья свадьба. Еще больше их сидело невдалеке, на небольшом холме. Этот холм был черен от птиц, которые собрались здесь словно на свой вороний сабантуй.

- О да, юноша мощный, именно им будут принесены великие жертвы из нашего народа. Видишь ли ты колодец? Именно туда будут сброшены девушки наши без числа, чтобы потом, когда они умрут, их тела попали на съедение воронам.

А те егеты из разных родов, их ожидает другая участь - каждый год дочь падишаха выбирает себе жениха из их числа. Кто понравится падишаху - тот будет рабом его, будет прислуживать ему во дворце. Остальные будут принесены в жертву богам, которым поклоняется падишах.

Вдруг великий шум прервал речь старика, которой с великим изумлением внимал Урал - батыр. Зазвучали трубы, затрещали трещотки и вот вдалеке показалась царственная процессия. То была дочь падишаха. Она восседала на троне, который несли четыре огромных раба - исполина.

- Слушайте, слушайте! - кричали глашатаи. - Пусть посветлеют ваши лица, пусть радость наполнит ваши сердца! Приближается дочь падишаха! Приближается наша владычица!

И снова забегали стражники, и снова попало плетей тем, кто портил строй, кто не хотел подчиняться.

Медленно двигалась процессия мимо людей. За троном в некотором отдалении шел слуга дочери падишаха, а за ним, тоже в некотором отдалении, шли остальные ее прислужники.

Вдалеке качалась только высокий золотой убор царицы. Вот она подъехала поближе, и все увидели на троне невиданной красоты девушку с глазами, полными огня, в одеянии, равных которому не было на свете. Урал - батыр завороженно смотрел на эту красоту, пока царевна медленно объезжала ряды. Злая гримаса застыла на ее лице, гримаса отвращения - никто не нравился ей из этих посиневших от холода, съежившихся на ветру людей. Вдруг ее взор посветлел - она увидела высокого красивого юношу - исполина, который стоял в толпе, как все, и смотрел на нее восхищенными глазами. Ни слова не говоря, величественным жестом она остановила процессию. Взоры всей толпы обратились к тому, на кого она обратила свое внимание. Молча она ожгла взглядом Урал–батыра и протянула ему золотое яблоко. Ошеломленный ее красотой, потому что вблизи она казалась еще прекрасней, Урал–батыр взял это яблоко. Царевна жестом указала на него своим прислужникам, и процессия двинулась дальше. Теперь ее путь лежал обратно, во дворец.

- Зять! Явился зять падишаха! - возгласили глашатаи. Толпа шарахнулась в сторону от Урал–батыра, вокруг него забегали прислужники, стали хлопать его по плечу, тискать, кричать ему в лицо. Не понравилось такое дело Урал–батыру, отодвинул он слуг, нахмурил брови:

- Что все это значит? Что вам от меня нужно?

- Теперь ты наш зять, - стал говорить один из прислужников. - Идем с нами во дворец, ты стал мужем дочери падишаха. Теперь ты наш повелитель.

Не согласился с этими словами Урал–батыр, сказал спокойно:

- Я приехал к вам издалека. Порядков ваших я не знаю, потому и во дворец не пойду. Посмотрю, чем все это кончится, тогда и решу, как быть. Если захочу - сам могу отыщу эту девушку.

Изумились приближенные царицы, видно было, что такой отказ для них - дело небывалое. Стали они шушукаться, не зная, как поступить. Наконец один из них, тот, что следовал неотступной тенью за дочерью падишаха, побежал во дворец, доложить дочери падишаха.

Шум на площади не утихал. Вдруг еще сильнее загудели трубы, заскрежетали трещотки, и из главных ворот показалась могучая процессия. То выезжал к своему народу падишах Катил.

Шестнадцать рабов везли его трон, несметные ряды воинов окружали его со всех сторон, а сам падишах возвышался над головами, как свирепый медведь в лесу возвышается над зайцами. Медленно двигалась процессия, рабы, которые несли падишаха, уставали быстро - так был тяжел падишах Катил. Их на ходу сменяли другие.

Люди в толпе разом склонили головы и так стояли молча. Никто не мог встретиться взглядом с падишахом Катилом - гневный огонь, который вырывался из его глаз, валил с ног любого.

Читайте также: