Сформулируйте перечень четких критериев по которым можно было бы оценить поделки учащихся

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 15.09.2024

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений – основная задача современной школы. Реализации этой задачи способствует создание комфортной ИОС, обеспечивающей формирование планируемых результатов освоения ООП.

Анализ представленных в Интернете современных подходов к системе оценивания показал, что система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Одним из эффективных подходов в настоящее время принято считать формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между участникам. Оценивание осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования? Остановимся на нескольких.

  1. Лист общеучебных достижений . Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока.

Например, на уроке русского языка в листе учета можно отражать следующие моменты:

- умение привести пример;

- умение составить собственное высказывание.

1) Что, по-вашему, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность, готовясь к следующему уроку.

При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко и ребятам было понятно, что от них требуется.

Для эффективного самооценивания необходимо несколько условий. Это:

- понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

- развитие навыков критического мышления;

- концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли, к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет учащимся осознать цели учения, определить свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

Помимо вышеописанных техник и приемов на уроках русского языка и литературы можно использовать и другие современные оценочные средства и формы:

  • портфолио;
  • саммари;
  • проекты;
  • контекстные задачи;
  • компетентностно-ориентированные тесты;
  • ситуационные задания и т.п.

Представленный нами материал, безусловно, использовался учителями и раньше в той или мере. Но сейчас именно в формирующем оценивании заключается актуальная на данный момент тенденция обучения – смещение акцента с предметных знаний, умений, навыков как основной цели образования на формирование общеучебных компетентностей учащихся.

Таким образом, формирующее оценивание пришло в образовательную практику как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования: тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. После того как эта связь была осознана, формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания образовательных политиков. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.

Процесс обучения становится более эффективным в том случае, когда ученики представляют себе, что такое результаты обучения, и понимают, на каком этапе они находятся, оценивают точность выполненных действий, при необходимости их корректируют, а также понимают, когда достигнут планируемый результат.

2. Пинская, М.А. Формирующее оценивание в классе: учеб. пособие [Текст] / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

3. Пинская, М.А., Улановская, И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа [Текст] / М.А. Пинская, И.м. Улановская. – М.: Просвещение, 2016 – 80 с.

7. Цукерман, Г.А. Школьные трудности благополучных детей [Текст] / Г.А. Цукерман // Нар. ун-т. Пед. фак. – М.: Знание, 1998. - №3.

8. Цукерман, Г.А., Венгер, А.И. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, А.И. Вагнер. – М.: ОИРО, 2010. – 432 с.

Ученики должны уметь сами оценивать свои знания.

П. Блэк и Д. Уильям

Вовлечение учащихся в оценочную деятельность - важный составляющий аспект современного образования, где оценка учителя - это типичный способ показать успехи или неуспехи ученика. В личностно-ориентированном обучении в большей степени вовлечены в процесс оценивания сами ученики через:

  • самооценку,
  • оценку деятельности другого члена команды,
  • оценку результатов деятельности другой команды,
  • оценку общего результата деятельности.

Вовлечение учащихся в процесс само- и взаимооценивания может помочь учащимся

  • учиться на ошибках;
  • понять, что важно;
  • понять, что у них получается;
  • обнаруживать, что они не знают;
  • обнаруживать, что они не умеют делать;
  • отслеживать им собственный процесс движения в содержании.

Этот момент также очень важен в проектной деятельности, требует тщательной подготовки, как учителя, так и обучающихся. На пути встанут такие сложности, как завышенная или заниженная самооценка; низкая самооценка в связи в повышенным уровнем притязаний; субъективность оценки в связи с симпатией-антипатией и пр. Поэтому, само- и взаимооценивание должно быть не разовой акцией, а системным мероприятием. Начинать можно с того, что ребята оценивают выступления/работы других учеников на листочке, по предложенным учителем критериям. Таким образом, учащиеся знакомятся с возможными критериями оценки и начинают предлагать свои. Постепенно они начинают привлекаться к разработке критериев оценивания и через какое-то время уже могут высказать свое мнение, как о своей работе, так и о работе одноклассников.

Трудности

Решения

1.Отсутствие у детей навыка оценивания

1.Чаще вовлекать учащихся в процесс оценивания: обсуди работу, дай словесную оценку, задай вопрос и т.п.

2.Различный уровень знаний о критериях оценивания

2.Критерии оценивания должны быть разработаны заранее и предоставлены ребятам на каждом уроке, при оценивании любых работ. Практиковать разработку собственных критериев оценивания.

3.Частичное владение критериями оценивания

3.Начинать обучать правилам оценивания с первого класса, используя различные приемы: лесенка достижений, цветовая схема и др. Вовлекать учащихся в процесс создания критериев оценивания.

4.Субъективизм в оценивании

Создавать доброжелательную атмосферу, требование аргументированности оценки. Четкое ранжирование по баллам. Воспитание чувства ответственности за оценку - она может стать движущей силой проекта или, напротив, сориентировать в неверном направлении.

5.Заниженная самооценка ребенка

5.Развивать самооценку ребенка путем проведения различных тренингов. Поставить в ситуацию успеха.

6.Предложить достаточно гибкую систему оценивания. Объяснить школьникам, что намного эффективнее наблюдать прогресс своих результатов, а не завышать их первоначально

7.Аргументирование своей оценки, отсутствие навыков грамотно выражать свои мысли

7. Чаще вовлекать учащихся в процесс оценивания. Работа с критериями из контрольного листа. Взаимооценка, знакомство с примерами оценивания.

8.Недооценивание значимости самооценивания на каждом этапе проекта.

8. Чёткие инструкции по оцениванию, выводы из оценки с целью анализа проделанной работы и проектирования будущей деятельности. [1]

Таким образом, для преодоления подобных проблем необходимо предоставить учащимся:

  • информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности;
  • руководства по выполнению качественной работы;
  • возможность наблюдать за своим собственным прогрессом;
  • рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы;
  • время для размышлений и совершенствования продуктов проектной деятельности.

Очень важно, чтобы ребята участвовали в разработке критериев оценивания. Это поможет им достичь эффективных результатов в ходе проекта.

Как вовлечь ребят в эту работу?

Можно устроить обсуждения, где каждый внесет свои предложения, определить баллы за тот или иной критерий. Помочь здесь могут и родители, и старшеклассники, выступающие в качестве экспертов.

Еще необходимо учить ребят ставить цели и определять задачи предстоящей работы, находить трудности и искать пути их преодоления.

Цели и задачи мастер-класса: Дать общее представление о системе формирующего оценивания. В процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать участникам методы формирующего оценивания на уроке. (Слайд №2)

Ожидаемые результаты: (Слайд №3)

• учителя познакомятся с системой формирующего оценивания и методами использования каждого вида оценивания на разных типах уроков;

• участники мастер-класса смогут активно внедрять продемонстрированные приемы в свою практическую деятельность.

Ход мастер класса

Я работаю в школе учителем начальных классов, и провела не одну тысячу уроков. Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся.Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов:и самый главный из них: - Как правильно оценить знания ученика? Да, это простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию, готовить статистику и отчетность. Но с другой стороны, каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных представлений. Выставление оценки зачастую портит отношения между учителем и учениками. Поэтому вопрос изменений в системе оценивания для меня стал еще более актуальным.

Оценивание – это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата. Результат оценивания – личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.

2. Введение в тему

А сейчас я хотела бы,чтобы наша группа решила простую математическую задачку прикладного характера:

В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходу-ется 1200 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 4 недели?

Итак, обменяйтесь листочками с решением задачи в парах. Оцените. Что вы заметили? Как вы оценивали?

А теперь давайте оценимрешение задачи по следующим критериям:Решение задачи содержит:

- Решение по действиям;

- Пояснения к действиям;

- Записан Ответ. (Слайд№4)

Итак, получилось, что ваше правильное решение разбилось ещё на 4 мелких действия, которые в ходе решения вы должны выполнить. Какую оценку вы дали своему решению теперь?

Формирующее (формативное) оценивание – это оценивание для обучения. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения.

Формирующее оценивание необходимо как учителю, так и ученику для того, чтобы проводить диагностику, как идёт процесс обучения/учения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Хочу поделиться опытом использования некоторых приемов формирующего оценивания из своей практики.

3. Презентация педагогического опыта

Критериальное самооценивание

Уровни выполнения работы

Уровни Правильность (П) Аккуратность (А)

уровень У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу. Мне очень нравится, как я написал.

повышенный У меня есть одна-две ошибки. Мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений.

средний уровень У меня есть три-четыре ошибки. Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки.

низкий уровень У меня почти все неправильно, я совсем не справился с заданием. Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано.

Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии необходимо вывесить в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте.

Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно оценивают по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.

Критериальное взаимооценивание

На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например, задача –

- 1 балл – наличие чертежа или краткой записи;

- 1 балл – верный ход решения задачи;

- 1 балл – верно выполненные вычисления;

- 1 балл - пояснения к действиям;

- 1 балл – полный ответ.

На уроках литературного чтения при устном взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии: громкость, последовательность, выразительность, темп. Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка. При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.

Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает адекватно.

Для оценкивыразительности применяю следующие критерии:

- произведение прочитано всеми участниками группы идеально, т. е. каждый прочитал, используя соответствующие средства выразительности (интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов;

- кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;

- кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;

- кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;

- участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл.

После выступления каждой группы проводится обсуждение (оценивание) её работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия.

Работа с группами.

1-я группа получает карточки с текстами, которые необходимо выразительно прочитать.

2-я группа оценивает выразительное чтение по критериям.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Аким Я.)

Что за яблочко! Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь. (Пушкин А.)

Итак, формирующее оценивание:

ориентировано на обучающегося;

ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;

оценивается не только результат, но и процесс;

отслеживается прогресс каждого обучающегося;

носит системный характер.

Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию?

Задание для групп.

Каждая группа получает карточки со словами для справок. Необходимо дополнить таблицу.

Традиционная система оценивания переход Формирующее оценивание

традиционные письменные работы

неявные критерии оценивания

оценки результата

оценивание учителем

значимость и важность оценки

итоговое, суммарное оценивание

Слова для справок:

оценивание при участии учащихся;

проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты;

развивающее оценивание;

позитивное оценивание;

оценивание понимания, интерпретации, анализа, синтеза;

оценивание навыков и умений;

оценивание процесса;

чёткие и прозрачные критерии оценивания;

Традиционная система оценивания переход Формирующее оценивание

традиционные письменные работы проекты, творческие работы, исследовательские работы, тесты

неявные критерии оценивания чёткие и прозрачные критерии оценивания

конкуренция сотрудничество, сотворчество

оценки результата оценивание навыков и умений

оценивание учителем оценивание при участии учащихся

значимость и важность оценки значимость учения

итоговое, суммарное оценивание развивающее оценивание

Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых техник, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель - воспитать успешную личность.

1. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2014.

2. Пинская М. А. - Оцениваниев условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.

3. Пинская М. А. - Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М. А. Пинская. – М. : Логос, 2010. – 264 с.

4. Пинская М. А. - Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинки

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинки Детский мастер – класс по изготовлению объёмной снежинки. Декабрь – это пора новогодней суеты, которая заряжает нас позитивным настроением.

Оценка достижений предметных результатов учащегося 1 класса за 2017–2018 учебный год Оценка достижений предметных результатов за 2017-2018 учебного года ученика 1 а класса Учитель начальных классов: О. И. Антюхова Система.

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
  • мощный мотив учебной деятельности обучающихся;
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его
  • собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования, в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
  • является ключевым профессиональным навыком педагога обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, развивает способность к самооценке и взаимооценке;
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
  • Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
  • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

1. Способы оценивания учебных достижений учащихся

2. Оценивание - это

методы или стратегии, применяемые в
педагогическом процессе и позволяющие
измерить образовательные результаты
учащихся

3. Назначение оценивания

• Инструмент реализации
дифференцированного подхода
• Для ребенка – форма представления своих
достижений
• Способ мотивации
• Способ анализа динамики личностных
изменений ребенка

• Способ определения индивидуальных
образовательных особенностей ребенка
(интересы, склонности, уровень
компетентностного опыта, темп и уровень
усвоения материала и т.д.)
• Способ выявления эффективности
применяемых средств обучения
• Выявление уровня глубины и основательности
освоения учебного содержания

5. Виды оценивания

6. Функции видов оценивания

• Стартовая диагностика:
Диагностирует уровень знаний и степень
владения опытом (умениями, навыками,
действиями)
Определяет индивидуальные особенности
учащихся
Помогает определить индивидуальные
образовательные цели

• Формирующее оценивание:
Обеспечивает информацией, в чем
необходимо улучшить достигнутый
результат
Помогает определить степень понимания
материала
Корректирует методы обучения

• Итоговое оценивание:
Определяет итоговый уровень
приобретенного опыта
Устанавливает соответствие стандарту

9. ОЦЕНКА

10. Виды оценки

11. Критерии оценки

• Критерии оценки - это инструмент оценивания,
который содержит шкалу для измерения
значимых разделов работы.
– Позволяют учителям и учащимся оценить
проделанную работу
– Задают ориентиры, в направлении которых
учащиеся и учителя должны двигаться
Критерии оценки включают:
– Фиксированную измерительную шкалу
– Список четких критериев, описывающих
характеристики каждого из компонентов в
баллах

12. Критерии оценки нужны

Для учителей:
• Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
• Содержат конкретные критерии для оценивания процесса
усвоения учебного материала учащимися
• Делают процесс оценивания объективным и
последовательным
• Облегчает процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Для учащихся:
– Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий,
критериев оценивания и способов улучшения собственной
работы.
– У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении
ожиданий учителя.
• Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки,
они начинают испытывать большую ответственность за конечный
продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
– Создают условия для самостоятельной работы учащихся

13. Инструментарий (стратегии) оценивания

• Формирующее оценивание:
Устный, фронтальный опрос
Наблюдение
Задания на структурирование содержания
Презентации
Портфолио
Работа в группе
Творческие задания
Само – и взаимооценка.

16. Оценивание: современные тенденции

Приемы повышения эффективности
оценивания
• Использование разнообразных способов
оценивания, обязательное включение
творческого задания или проекта
• Обязательное наличие критериев
оценивания для всех видов заданий
• Стартовая диагностика
• Право выбора формы представления
результатов

17. Приемы повышения эффективности оценивания

• Использование различных инструментов
само- и взаимооценивания
• Возможность замены полученного
результата (предоставление еще одного
шанса)
• Адекватность процедур оценивания
возрасту учащихся
• Создание учебной ситуации-оценки (вид
деятельности - оценочная)

19. Литература

• Оценивание уровня развития базовых
особенностей личности: понимание,
понятийное мышление, моделирование,
воображение
• Осуществление выбора инструментария с
учетом разных уровней обучения: умение –
грамотность – компетентность
• Наличие банка заданий
• Соответствие инструментария проверяемым
результатам

Читайте также: