Рерих н к фигурные поделки из кремня

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Кочергина Наталья

В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одарённому, всем хорошим поискам.

Для самой Марии Клавдиевны Талашкино было одним из самых дорогих её сердцу начинаний.

В 1905 году художественный критик С.Маковский писал: «На рубеже двух исторических миров — старой, патриархальной Руси и молодой, грядущей России, жаждущей обновления, — русские художники оглянулись назад, на родные святыни.

Они полюбили красочное своеобразие старорусской жизни и зодчества, древнюю иконопись и причудливо узорную роспись монастырских стен, — всё великолепие былой действительности и всё, что создало наше крестьянство в долгую пору земледельческого варварства: песни, фантастические образы эпоса, бесчисленные особенности бытовых черт.

Впервые русский живописец, впитав в себя весь опыт европейской культуры, посмотрел на свой народ без предвзятых тенденций, посмотрел просто и проникновенно, как поэт.

А началось всё в 1893 году, когда это небольшое село было приобретено Тенишевыми у близкой по­други княгини — Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. Отныне летние месяцы они проводили здесь, среди чудесной природы, в кругу друзей — художников и музыкантов. Мария Клавдиевна много работала, совершенствуясь как художница. Часто устраивались большие прогулки, музыкальные вечера.

Чтобы помочь крестьянину в его вековечной борьбе с нуждой, Мария Клавдиевна избирает путь просвещения и создаёт сельскохозяйственную школу. Тенишева много размышляла о постановке образования в России. Основательно изучив этот вопрос, она отказывается от традиционной системы преподавания и создаёт школу нового типа. Основой всякого образования Мария Клавдиевна считала нравственное воспитание и главную роль в этом деле отводила личности учителя. И потому она с особой тщательностью подходила к вопросу подбора педагогиче­ских кадров. В школу были приглашены также опытные специалисты по сельскохозяйственному делу.

Вскоре находившийся неподалёку от Талашкина хутор Флёново превратился в школьный городок. Под школу было выстроено новое здание, для детей-сирот выделено общежитие, а впоследствии на территории школьного городка появился сказочный домик-теремок, созданный по индивидуальному проекту художника С.В.Малютина, и было построено здание театра.

Главным методом воспитания в этой школе бы­ло обучение трудом. Работа на участках, где высевались хлебные и кормовые культуры, на ферме, в саду, дежурство на кухне, починка школьной мебели и ремонт помещений — всем этим занимались сами школьники. Помимо огородничества, пчеловодства, маслоделия, сельские дети обучались ремёслам и рукоделию.

При школе был образован оркестр балалаечников, а затем и театр. Сколько было пережито вместе с детьми радостных волнений во время подготовки и проведения рождественских праздников и театральных представлений! А чего стоили поездки в город для участия в концертных выступлениях — как много было во всём этом счастливого и незабываемого.

В учебных планах, разработанных Марией Клавдиевной, значительное место отводилось рисованию, пению, ремёслам. Всячески поощрялись и развивались художественные наклонности учащихся. Для этих занятий были приглашены мастера — столяры, резчики по дереву, гончары, швеи, вышивальщицы, кружевницы. Так было положено начало созданию талашкинских мастерских, давших новый импульс русскому народному творчеству.

А вот описание путешествия по реке Десне: «Погода была дивная. Тёплый день, радостное солнце сопутствовали нашему путешествию. Мы вошли в широкую равнину. Справа, слева до горизонта разливался перед нами океан. (. ) Местами водное пространство незаметно суживалось, чувствовались берега, заросшие кустами, окутанные бледно-зелёной дымкой. Искрящаяся мелкая рябь на воде ослепительно блестела на солнце, а тёплый ветерок ласково щекотал лицо. Для слов и восторга не было места.

Впоследствии в этом музее Мария Клавдиевна размещала и лучшие изделия талашкинских мастерских. Здесь были представлены также находки из курганов Днепровской поймы на Смоленщине. В этих археологических экспедициях участвовала сама княгиня и другие археологи, в том числе и Рерих.

Судебное разбирательство, в котором свидетелем со стороны Тенишевой выступил Рерих, длилось несколько лет. Княгиня была даже осуждена на семь дней домашнего ареста.

Княгиня удостоилась звания почётной гражданки Смоленска, а одна из улиц города была названа Тенишевской.В честь этого события была выпущена также медаль с изображением М.К.Тенишевой.

Чем глубже вникала Мария Клавдиевна в суть искусства Древней Руси, тем яснее для неё становилось, что именно в этих образцах неугасимой красоты, неотделимых от жизни народа, кроется ключ к возрождению народных художественных ремёсел. Это и бы­ло главным в её практических поисках, когда она приступила к созданию своих учебно-художественных мастерских — столярной, резной, керамической, красильной, рукодельной и мастерской для работ по эмали. Задуманные вначале как учебные, мастерские вскоре вышли за эти рамки и превратились в художественно-промышленные.

Смоленские резчики по дереву всегда славились своей искусной ажурной работой. Под руководством опытных мастеров дело быстро окрепло. Вскоре здесь стали изготавливать всё, что можно было сделать из дерева: мебель, предметы домашнего обихода, свирели, балалайки и многое другое.

Здесь же работала красильная мастерская, где на основе старинных и современных способов покраски тканей разрабатывались новые виды красок, которые отличались естественными приятными тонами.

Тенишеву увлекала идея не только привлечь народ к творчеству, но и дать ему возможность заработать. Так, по шитью, вышивке, крашению в талашкинских мастерских и на дому работали более двух тысяч крестьянок из 50-ти смоленских деревень.

Красивые и недорогие изделия своих мастерских Мария Клавдиевна стремилась противопоставить той безвкусице, которая буквально захлёстывала быт разных слоёв населения.

С Талашкином связано начало большой творческой деятельности М.К.Тенишевой в области эмальевого дела, в котором она достигла высокой степени совершенства и приобрела заслуженную известность.

Ещё во время своего обучения пению в Париже Мария Клавдиевна, посещая музеи, восхищалась эмалями древних мастеров. Археологические раскопки, в которых она участвовала, навсегда определили её интерес к этой области искусства. Как часто найденная в раскопках брошь, булавка или застёжка с эмалевыми украшениями поражала её смелым сочетанием цветов, редкой формой.

К непосредственному участию в работе художественного Талашкина Мария Клавдиевна привлекла крупнейших русских художников — В.Васнецова, М.Врубеля, К.Коровина, Н.Рериха. Сама же она была его духовным центром. По её просьбе художники делали эскизы для предполагавшегося к строительству храма, эскизы для вышивки, изделий из дерева и керамики, расписывали музыкальные инструменты, работали над своими картинами, вдохновляясь красотой природы.

Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша — полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.

Н.К.Рерих. Пути благословения. Новосибирск, 1991.
Н.К.Рерих. Пути благословения. М.: Сфера, 1999.
Л.Журавлёва. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск, 1994.
Л.С.Журавлёва. Талашкино: Очерк-путеводитель. М., 1989.
М.К.Тенишева. Впечатления моей жизни. Л., 1991.
Талашкино. Изделия мастерских кн. М.Кл.Тенишевой. Петербург: Содружество, 1905.


Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Аркадий (Гость)


-->

Все представленные на сайте материалы предназначены для использования в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со статьёй 1274 Гражданского кодекса РФ.

Правила Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности Авторские права Поддержать проект

Л.В.Шапошникова. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры*

Творчество Рериха: искусство или наука?

Археолог и художник

Теория исторической живописи

Зов Индии

Встречи с Учителями

Центрально-Азиатская экспедиция

Чанг Шамбалин Дайн.
Северной Шамбалы война.
Умрем в этой войне,
Чтобы родиться вновь
Витязями Владыки Шамбалы.

Миф как реальность

Философия истории

Исторические пророчества

Пакт Рериха

Милый Джон! Я слышал, ты спрашивал у папы, кто я такой и где живу. Смотри - я нарисовал себя и свой дом. Пожалуйста, не потеряй эту картинку - другой у меня нет. На картинке я выхожу из дома с мешком подарков (там найдется подарок и для тебя, ведь я иду в Оксфорд). Надеюсь, что не опоздаю и приду вовремя. На Северном полюсе намело столько снега, что идти трудно. Передавай привет папе, маме, Майклу и тете. Твой Рождественский Дед 1925

Радуйтесь ветру, звёздному ветру! – Каждый находит то, что искал: Город сегодня, город сегодня, Тонко поющий, лиловый бокал. Ночь листопада, ночь листопада; Каждый листок – золотой тамбурин, Лунные рифы и море заката, Алые грифы в мире глубин. Золото в листьях, золото в листьях, Подвиг и радость, чуждому мер! Радуйтесь ветру, звёздному ветру, Истина – ветер, жизнь – буриме. Роальд Мандельштам

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто н

Клара Жозефина Вик Шуман (13 сентября 1819, Лейпциг — 20 мая 1896, Франкфурт-на-Майне) — немецкая пианистка, композитор и педагог. Считается одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма, влиятельным учителем и композитором. Начиная с 1840 года — жена и первая исполнительница сочинений Роберта Шумана. Также была первой исполнительницей сочинений Иоганнеса Брамса. Отец Клары Жозефины Шуман Фридрих Вик был по образованию богословом. Он окончил университет Виттенберга, после чего поселился

Сохрани свое огромное детское сердце! И бережно храни осколки, если его разобьют. Антуан де Сент-Экзюпери

А в раю у всех птиц лики древних богинь И ладони окрашены хной у пророков. И звучит в городах не иврит, не латынь – Тишина в тишине льется яблочным соком. Как же хочется смысла, когда на земле Снегопад заметает дорогу к рассвету И безумные звезды горят на Кремле, Не сгорая к утру бутафорской кометой, Вифлеемской блесной всех плывущих в загон /А звезда Рождества светит только распятым/. Выпьешь ночью вина – клонит медленно в сон, Но смеешься с Иудой, болтаешь с Пилатом. О моя Магдалина! В како

Лети, Январь, лети! Пугай нас стужей И ветром, и метельною гульбой. Пусть каждый пень, и каждый куст завьюжен! Пусть с каждой крыши снеги бахромой! Пусть взвеси белых хлопьев лезут в душу И пляшут мотыльками на ветру. Январь, ты очарованно-воздушен, Январь, тебя в попутчики беру! Кладу свои следы с твоими рядом И вовлекаюсь в белоснежный рай, Кружу, теряясь в дебрях снегопада, В полёте невесомых снежных стай!

Спасибо друг, что посетил Последний мой приют. Постой один среди могил, Почувствуй бег минут. Ты помнишь, как я петь любил, Так распирало грудь, Теперь ни голоса, ни сил, Чтоб губы разомкнуть. И воскресают, словно сон, Былые времена, И в хриплый мой магнитофон Влюбляется страна. Я пел, и грезил, и творил — Я многое успел, Какую женщину любил! Каких друзей имел! Прощай, Таганка и кино! Прощай, зеленый мир! В могиле страшно и темно, Вода течет из дыр. Спасибо, друг, что посетил Приют печальны

Ко Дню Рождения В.Высоцкого. ПОЭТ - ЗВЕЗДА НА НЕБОСВОДЕ. Казался многим груб и беспощаден, Но сердце было нежным у него, А знал ли кто, что был поэт несчастен? Он душу рвал с гитарой заодно. * Шутил, смеялся как-то очень грустно, Дурил и хулиганил, как пацан, Но в сердце было иногда так пусто, А почему, порой и сам не знал. * Открыто пел о том, о чём молчали, Серьёзно, без улыбки всех смешил, И голосом его дворы звучали, Ведь в каждой песне люд обычный жил. * Он бунтовал и рвал те цепи рабст

***** Я – Бард простой и не могу Творить по правилам искусства, Но изливаю, как могу Души несдержанные чувства. Я вдохновлен, когда на то Дает природа одобренье; Ее – моя любая трель, В ее огне – мое горенье! Роберт Бёрнс © Перевод Е. Фельдмана

Ах, Таня, Таня, Танечка, с ней случай был такой: Служила наша Танечка в столовой заводской. Работница питания приставлена к борщам, На Танечку внимания никто не обращал. - Не может быть. - Представь себе! Никто не обращал. Был в нашем клубе заводском веселый карнавал, Всю ночь боярышне одной весь зал рукоплескал. За право с ней потанцевать вели жестокий спор Фан-Фан Тюльпан с Онегиным, с Ромео Мушкетер. И вот опять в столовую приходят слесаря, Они о той боярышне с восторгом говорят: "Она была

Бездомность Пушкина извечна и горька, Жилья родного с детства он не помнит — Лицейский дортуар без потолка, Сырые потолки наёмных комнат, Угар вина и карточной игры. Летит кибитка меж полей и леса. Дома — как постоялые дворы, Коломна, Кишинёв или Одесса. Весь скарб нехитрый возит он с собой: Дорожный плащ, перо и пистолеты, — Имущество опального поэта, Гонимого стремительной судьбой. Пристанищам случайным нет конца, Покоя нет от чужаков суровых. Михайловское? — Но надзор отца. Москва, Арбат?

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Nicholas Roerich) – художник и философ, в творчестве которого отразилась глубина его мировоззрения и особое понимание жизни.

Мир красоты, созданный Николаем Рерихом, на фоне общего состояния современного искусства кажется некой сказочной страной. Все там подано в другом измерении, увидено в иной, более широкой, космической перспективе, создано в неведомом нам духовном полете. В его мире властвует одна лишь форма и чувство цвета и линий, здесь нет отражения обычной жизни или состояний природы, того, что чаще всего преподносит нам современное искусство. Здесь налицо попытка запечатлеть жизнь в ее подлинном облике, как простор возвышенных устремлений и вдохновений, как высшую истину и единство, жизнь, устремленных к раскрытию смысла сущего, – то, что ещё Аристотель выдвигал как высшую задачу и заповедь искусства. Форма здесь сияет, звенит благозвучием духа.

Он начал рисовать, писать рассказы и заниматься археологией, ещё будучи маленьким мальчиком. Но отец Николая считал подобные увлечения блажью, не приносящей никакого дохода семье. Он был уверен, что сын должен пойти по его стопам и заполучить собственную нотариальную контору. Николай с отцом спорить не решился — он, как примерный сын, стал абитуриентом юридического факультета Санкт-петербургского университета, но одновременно с этим подал документы в императорскую Академию художеств. Молодого человека приняли в оба учебных заведения. Он стал учиться и в одном, и в другом. Но юристом он стал лишь в дипломе — в жизни и в сердце Николай Рерих всегда был художником и исследователем.

Сюжет полотна о Федоре Тироне - легионере, принявшем христианство, который был схвачен и замучен римскими легионерами. В предании говорится, что Тирон был предупрежден посланием о грозящей ему беде, но не поверил предостережению. Содержание полотна перекликается с событиями, которые происходили перед самым началом Отечественной войны.

Она выполнена в синих тонах и удивляет красотой перехода от тёмных оттенков к светлым. Пейзаж кажется объёмным и реальным, но при этом недосягаемым, как и сама Шамбала. Многочисленные картины Рериха выглядят сказочными, таинственными и искрятся неповторимым чистым светом. Его работы напоминают огонёк в камине в зимнюю ночь, который согревает, создаёт уют, даёт людям силу пережить холодные времена и веру в то, что весна скоро придёт.

В творчестве Николая Рериха воплощена великая космическая истина – искусство спасет человечество! Ибо искусство Рериха представляет собою расцвет форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле, оно кристаллизует огни лучших мечтаний и желаний человечества и призвано быть чем-то большим, нежели обычное искусство, – оно стремится служить человечеству и Беспредельности.


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Комментарий удален

'); return HTML.join(''); > if ( (Screened && !Screenable && !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push('


Mater_Mira_[1930_g.]

Mater_Mira_[1924_g.]



Илья Пророк


Капли жизни. Из серии Сикким


I_mi_otkrivaem_vrata_[1924_g.]


Мост славы
Ангел Последний
Н.К. Рерих.Голубиная книга. 1922. Холст, темпера. 76 х 103. Государственный музей Востока. Москва
Н.К. Рерих.Знаки Христа.
Н.К. Рерих.Пантелеймон Целитель.
Н.К. Рерих. Русская Пасха.
Н.К. Рерих.София Премудрость.1932.
Пророк Магомет
Н.К. Рерих.Моисей-Водитель серия _Знамена Востока_.1925-1926
Н.К. Рерих.Превыше гор.
Труды Богоматери. Этюд
Загадочный и легендарный Рерих!Рерих Николай Константинович


Русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих был одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна, человеком-легендой. Он родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Его предками со стороны отца, Константина Федоровича, были представители древнего шведского рода, поселившиеся на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника, Мария Васильевна (в девичестве Калашникова), происходила из псковского купеческого рода.

Сама атмосфера в родительском доме, в котором бывали химик Д. И. Менделеев, востоковед К. Ф. Голстунский, историк Н. И. Костомаров, известный живописец и график М. О. Микшеин, была пронизана художественными и научными интересами, что, безусловно, оказало огромное влияние на развитие личности молодого человека.

Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К. И. Мая. Первым его учителем рисования был М. О. Микшеин.

После окончания гимназии Рерих учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии художеств (1893 — 97). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств был А. И. Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха. “Мощный Куинджи был не только великим художником, но так же был великим учителем жизни” — вспоминал Рерих. Он считал художественному содержанию образа должны быть подчинены и композиция картины и техника исполнения.

Рерих с детских лет интересовался археологией. В студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества и ежегодно выступал на его собраниях с отчетами о проведенных им раскопках. В 1899 — 1904 гг. он занимался изучением славянских и угро-финских древностей. Художник уже в это время мечтал о возрождении монументальной живописи — он хотел написать “Начало Руси”, подробно толкующее об этой эпохе. Темы из древнерусской жизни предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: “Укушуйник”, “Пскович”, “Иван-царевич наезжает на убогую избушку” (1894), “Гонец. Восста род на род” (1897). “Город строят” (1902) и др. Истоки художественного метода Рериха — в неразрывной связи с природой. Соединив археологию с искусством, Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов.

В 1895 году Рерих знакомиться с музыкальным и художественным критиком, специалистом в области древней культуры стран Востока В. В. Стасовым, личность которого оказала огромное влияние на творчество Рериха. Знакомство со Стасовым укрепило возрастающий интерес молодого художника к Востоку. У Стасова Рерих знакомиться с кумиром молодежи того времени, философом В. С. Соловьевым, мировоззрение которого было пронизано идеей нравственного самоусовершенствования, провозглашенной Л. Н. Толстым, и было близко художнику.

В 1898 году Рерих окончил университет и поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и помощником редактора нового журнала “Художественная промышленность”, в котором он публиковал свои статьи о задачах творчества.

В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи в студии исторического живописца академического направления Фернана Кормона в Париже. Кормону очень нравились русские эскизы Рериха и он поддержал молодого художника в его стремлениях в искусстве.

Рерих считал своим духовным учителем известного французского художника-монументалиста Пюви де Шавана, который оказал большое влияние на стилистическую манеру художника. Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901 г., в работе над которой проявились новые черты его творчества: стремление к декоративности цветовых отношений и обобщенности форм. Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”, написанные в начале 1900-х гг., это стилизация славянской древности. Рерих — яркий представитель стиля модерн, которому присущи декоративность, изысканные живописные эффекты, преобладание растительных орнаментов.

В 1901 году Рерих вернулся в Россию и 28 октября женился на Е. И. Шапошниковой. В этом же году он становится Секретарем общества поощрения художеств. В это время он пишет такие картины как “Город. Утро”, “Городок”, “Городок зимой” и др., в которых использует традиции народного творчества. Произведения, выполненные в 1900 — 1902 гг. были показаны на академической весенней выставке в Петербурге и выставке “Мира искусства” в Москве, а в 1903 г. — на выставках “Мир искусства” “Современное искусств” в Петербурге.

В 1904 году Рерих увлекся прикладным искусством и оформлением интерьеров. В конце XIX века этот вид творчества был особенно популярен. Для церкви в Талашкине Смоленской губернии, имении меценатки и художницы М. К. Тенишевой, Рерих разработал три панно для интерьера комнаты, выполненные в духе искусства народов севера: “Охота”, “Пляски” и “Олени”. Дальнейшая деятельность художника в Талашкине продолжалась в стиле модерн.

После выставки “Мира искусства” в 1902 г., на которой были представлены четыре его картины, Рерих сближается с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым, эстетические позиции которых импонировали ему. Начинается его сотрудничество с “Миром искусства”.

В 1903 году Рерих становится участником только что образованного “Союза русских художников”.

В 1903 — 1904 гг. Рерих совершает поездку по старинным русским городам, результатом которой стала серия “архитектурных пейзажей”: картина “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903), этюды “Ростов Великий” и “Вознесенский монастырь в Угличе” и т.д.. В 1904 г. он работает над эскизом для мозаики “Александр Невский поражает ярла Биргера”, колористическая гамма которого отличается декоративностью и красотой.

Рериху убыли близки просветительские цели символистов. Он был убежден в высоком предназначении художника и искусства. В 1904 году художник сотрудничает с брюсовским журналом “Весы”, для которого пишет две статьи о задачах искусства. Рерих полностью оформил августовский номер “Весов” за 1905 г., создав обложку “Царь”, заставку “После грозы” и виньетки. В этом же номере — его иллюстрации к “Принцессе Мален” М. Меттерлинка, сказка и рисунки на индийскую тему “Девассари Абунту с птицами” и “Девассари Абунту превращается в камень”.

В 1905 году художник принимает участие в оформлении фасада дома Общества “Россия” на большой Морской улице Петербурге. В этом же году художник снова обращается к разработке принципов монументального искусства (“Славяне на Днепре”), работает над эскизом стенописи “Сокровище ангелов”, занявшим особое место в творчестве художника. Эта картина, ставшая первой работой Рериха на тему индийских легенд, была представлена на выставке “Мира искусства” в 1911 г. и сопровождалась в каталоге словами автора: “За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на камень опирается”.

Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка Рериха за рубежом. Впоследствии эта выставка экспонировалась в Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, на “Осеннем салоне” в Париже и имела большой успех.

С 1906 года Рерих перешел к работе с темперой, которая больше всего подходила для декоративно-прикладной живописи. В это время художник путешествовал по Италии и Швейцарии, выразив свои впечатления в целой серии рисунков и этюдов; участвовал в международных выставках в Венеции, Вене, Берлине, Париже, благодаря которым его творчество стало широко известно за рубежом.

По возвращении в Петербург Рерих был назначен директором художественной школы при Обществе поощрения художников, в должности которого он находился до 1918 г.

В 1906 г. Рерих вместе со своим другом мозаичистом В. А. Фроловым создал свое первое произведение в мозаике “Бой”, в котором выразил понимание единства всего сущего.

С 1906 по 1914 гг. художник активно работает в сфере монументально-декоративной живописи. Художнику посчастливилось сотрудничать с крупнейшими архитекторами — А. В. Щусевым, В. А. Покровским. В 1906 — 1908 гг. Рерих, выполняет мозаику “Спас и князья святые” для южного портала Троицкого собора Почаевской Лавры Тернопольской губернии (архитектор А. В. Щусев). Художником была выполнена частичная роспись пяти церквей и более 30-ти эскизов для них, однако наиболее значительные его произведения в этой области — росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском (1911 — 1914); панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915 — 1916) не сохранились. Интересен эскиз “Царица Небесная над рекой жизни”, выполненный для церкви Покрова Богоматери в селе Пархомовка Киевской губернии, который является синтезом разных религиозно-философских систем, основанный художником на знании мифологий Индии и Тибета, мифологий язычества и христианства.

В 1909 году Рерих оформил издание пьес М. Метерлинка. В этом же году Рерих выполнил, а в 1912 г. повторил картину “Небесный бой”, покоряющую одухотворенностью и динамичностью созданного образа. В этой картине воплотились мировоззренческая и эстетическая позиции Рериха.

В 1910 году на выставках в Брюсселе, Москве и Петербурге были представлены 39 его работ: “Варяжское море”, “Световитовы кони”, “За морями — земли великие”, “Старый король” и др. В этом же году он создает серию панно “Богатырский фриз”, ставшую высшей точкой его романтических увлечений былинами.

В 1912 г. Рерих работает над эскизами мозаик и росписей для храма-усыпальницы Святого Духа во Фленове под Талашкином, повествующих о вечных духовных и нравственных ценностях (мозаика “Спас нерукотворный”).

1914 г. стал годом окончания работы художника над эскизами фресок для часовни Святой Анастасии во Пскове (архитектор А. В. Щусев). В этом же году в Ницце, в сотрудничестве со своим братом, архитектором Борисом Константиновичем Рерихом, художник выполняет сложную и многозначную работу — серию панно для молельни на вилле мецената, пропагандиста русского искусства Л. С. Лившица, который был близок кругу мироискусстников. В этом же 1914 году в издательстве Сытина в Москве вышел в свет первый том собрания сочинений Рериха, содержащий статьи по вопросам искусства и философские сказки.

В 1915 г. Рерих создает одухотворенные и динамичные картины “Веления неба” и “Знамение”, “Стрелы неба — копья земли” и др., в которых показана неразрывная связь человеческой жизни с космическими силами. На выставке “Мира искусства” в Петрограде в 1915 г. Рерих представил целый ряд картин и театральных эскизов: “Прокопий Праведный за неведомых плавающих молиться”, “Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого”, “Крик Змия”, “Зарево”, “Град обреченный” и др.

Феерически-красочный театральный дизайн Рериха стал отправной точкой для сценографии модерна. Рерих не раз обращался к музыке Вагнера. Еще в 1907 году он создает три эскиза к опере “Валькирия”, а в 1912 — около 30-ти эскизов к опере “Тристан и Изольда”. В 1908 году художник выполнил эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, поставленной в Париже. Затем с 1911 по 1913 гг. Рерих работает над созданием балета “Весна священная” И. Ф. Стравинского для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, где художник выступил соавтором либретто. Для этой же антрепризы в Лондоне в 1914 году художник работает над эскизами к опере “Князь Игорь” А. П. Бородина. Перу Рериха принадлежит оформление пьесы Г. Ибсена “Пер Гюнт”, поставленной в 1912 г. в МХТ. В 1913 —1914 гг. Рерих создал эскизы декораций к пьесам М. Метерлинка “Принцесса Мален” и “Сестра Беатрис”.

Зрелое литературное творчестве Рериха, представлено в его единственной книге — “Собрания сочинений” (1914) и сборнике стихов “Цветы Мории” (1921), где на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Рерих, по словам М. Горького, стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.

Николай Константинович углубленно изучал культуру и философию Индии и был признанным специалистом в научных кругах. В 1914 и 1916 гг. в русском переводе появились книги С. Вивекананды “Провозвестие Рамакришны”, “Бхакти-йога” и “Карма-йога”, которые произвели на него огромное впечатление.

В 1916 году Николай Константинович по состоянию здоровья уехал в Карелию, в Сердоболь, где его застала Февральская революция 1917 года. Но ему приходилось приезжать в Петроград, так как он входил в образованную в марте 1917 г. комиссию по делам искусства, главной задачей которой была охрана культурных ценностей. Во время жизни в Карелии Рерих выполнил пастелью и темперой целый ряд пейзажей и картин на темы карельских легенд: “Вечное ожидание” (1917), “Святой остров”.

Октябрьскую революцию 1917 года Рерих не принял, выразив свое отношение к ней в символической драме “Милосердие” (1918). В мае 1918 г. была закрыта граница между Финляндией и Россией, художник оказался за рубежом.

В этом же 1918 году Рерих решил осуществить поездку в Индию. Но по приглашению профессора Оскара Биорка он уезжает с семьей в Стокгольм. Осенью 1919 г. он был уже в Англии.

В 1920 г. художник, по приглашению директора Чикагского института искусств Р. Харше, переехал в США, где 4 декабря 1920 г. в Нью-Йорке состоялась его выставка в Галерее Кингор.

В 1921 году он создал Институт объединенных искусств. В это же время по инициативе Рериха было создано художественное объединение “Cor Arden” (Пылающее сердце), а сентябре 1922 года — культурный центр “Corona Mundi” (Корона Мира), который способствовал сотрудничеству деятелей культуры разных стран.

В произведениях 1920 —1922 годов Рерих воплощает свои мечты об Индии.

В Америке Рерих вместе с женой Е. И. Шапошниковой основал “Общество Агни-Йоги” для распространения “Живой Этики” — учения о моральном усовершенствовании человечества, основанного на буддизме и современной теософии.

17 ноября 1923 года почитателями Рериха был основан его музей, который открылся в марте 1924 в Нью-Йорке. Для этого музея художник передал более 300 своих картин.

В 1923 году он начинает свою Трансгималайскую экспедицию, целью которой было историческое и топографическое изучение Центральной Азии. 2 декабря 1923 года Рерих добрался до вожделенной Индии, в конце декабря он остановился в Сиккиме. Здесь Рерих вместе со своим старшим сыном Юрием изучал и записывал древние предания. Юрий Николаевич Рерих, закончивший Гарвардский и Парижский университеты по кафедре индийской и тибетской филологии, владел многими европейскими и восточными языками и оказал огромную помощь отцу.

В сентябре 1924 года Рерих отправляется в Америку, где добивается разрешения вести экспедицию под американским флагом.

Экспедиция отправляется из Сиккима, дважды пересекает Центральную Азию, проходит через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета, и, приехав в 1925 г. через Синьцзян в Москву, устанавливает контакты с советским руководством. В 1926 — 1928 гг. экспедиция возвращается через Алтай обратно в Сикким.

В 1924 г. художник создает огромную серию “Гималаи”, включающую в себя около 40 произведений. В этом же году он выполняет большую серию “Учителя Востока”. В 1925 г. — серию “Майтрейя”, главного героя которой народы Северной Индии, Тибета и Монголии считали грядущим Буддой.

В сентябре 1926 года художник создал картину “Ригден Джапо — Владыка Шамбалы”, стилизованную под средневековую монгольскую живопись. В 1927 г. — картину “Приказ Ригден Джапо”.

Весной 1928 года Рерих поселился в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия). Институт гималайских исследований Урусвати [утренняя заря (санскрит)], организованный Рерихом в 1929 г. становится его постоянной резиденцией.

Духовным итогом путешествий явились книги “Алтай-Гималаи”, “Сердце Азии и Шамбала” (1927 — 1930), написанные в “мистико-археологическом” жанре, полном ярких поэтических образов. Живописные работы этого времени: сюиты “Его страна”, “Сикким”, “Тибетский путь”; серия “Учителя Востока” и др. — яркие, одухотворенные, “самоцветные” пейзажи написанные темперой, на которых величественная горная природа сочетается с символами древних вер.

В своей картине “Армагеддон” (1935-36, 1940-41) художник отразил свое предчувствие войны.

В 1938 г. Рерих создает национально-романтический цикл на темы русских былин: “Святогор”, “Настасья Микулична”, “Микула”.

Много сил Рерихи отдают теософии, они ведут просветительскую работу в разных странах, призывая к охране памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах “Держава Света” (1931) и “Твердыня пламенная” (1933). В специальном рериховском Пакте, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 г., были воплощены его идеи “Мира через культуру”.

В последние годы жизни Рерих активно работал как живописец. В 1942 1943 годах он создает огромное количество пейзажей Гималайских гор. Героями его картин становятся русские полководцы Князь Игорь, Борис и Глеб, Александр Невский, Мстислав Удалой.

В 1947 году художник пишет картину “Огни на Ганге”, олицетворяющую единство мира. Одной из последних работ художника является картина “Приказ Учителя”. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков “Листы дневника” (1934 — 1935); “Моя жизнь” (1936 — 1947).

Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья — выдающийся историк-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) и художник Святослав Николаевич Рерих (1904 — 1993).

Читайте также: