Положение поделки ко дню олонхо

Обновлено: 12.07.2024

Автор: Наумова Валентина Гавриловна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: посёлок Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Викторина "По страницам якутского эпоса Олонхо"
Раздел: среднее образование

Обобщить знания учащихся по древнему якутскому эпосу – Олонхо.

соотносить информационные источники различных эпох.

Воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного

творчества, к истории родного края

НюргунБоотур Стремительный. Якутск. 1947.

Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М. 1980.

Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М. 1983.

Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. М. 1962.

Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М. 1974.

Урок-обобщение проводился в форме викторины.

Вступительное слово учителя:

всего человечества. Международное признание этого уникального творения

достоянием мировой культуры и по праву занимает достойное место среди

Олонхо возникло в глубокой древности. Народ в нем вложил свои вековые

идеи и мечты о лучшей справедливой жизни. Исполняет олонхо сказитель-

олонхосут. Они пользовались большим успехом, уважением у народа за свой

талант. У нас тоже есть своиолонхосуты. Это старожилы нашего посёлка –

Гурьев Василий Фёдорович и Николаева Дарья Егоровна. Сегодня они наши

гости. Поприветствуем их и попросим исполнить фрагмент из олонхо.

Участники игры благодарят исполнителей и преподносят им памятные

викторины. Вам предстоит привлечь свои знания не только по эпосу

Олонхо, но также и по истории Якутии. Наш край – удивительный и

уникальный – предстанет не только в мифических образах, но и в

реальных фактах и событиях.

команда от класса-5 человек.

на вопрос отвечает команда, первой поднявшая табличку. При неверном

ответе, отвечает команда-соперник.

Верный ответ оценивается в один балл. Дополнение при неполном

ответе – в 0,5 балла.

Тур 1. По страницам Олонхо

1.В каком году якутский эпос олонхо был объявлен ЮНЕСКО шедевром

устного нематериального наследия человечества?

Варианты: 2001, 2003, 2005,

Ответ: Платон Алексеевич Ойунский

3. Выберите из списка имена известных сказителей-олонхосутов:

Ответ: Платон Алексеевич Ойунский

Пётр Егорович Решетников

Сергей Афанасьевич Зверев(КыылУола)

4. Какой из текстов олонхо был первым переведён на английский язык в 1971

Ответ: ЭрэйдээхБуруйдаах Эр Соготох

5. В чём заключается основная идея текстов олонхо?

утверждение богатой и счастливой жизни в Среднем мире.

6. Кто из представленных деятелей был исследователем олонхо?

Варианты: Ойунский П.А., Илларионов В.В., Зверев С.А.

Ответ: Ойунский П.А., Илларионов В.В.

7.Что является символом ЫсыахаОлонхо?

Варианты: чорон, осуохай, Ытык дуо5а

Ответ: Ытык дуо5а

8. Как зовут тунгусских богатырей в олонхо?

Ответ: БохсоглойБоотур, АрдьананДьардьаман

Ответ: в нём свыше 36 тысяч строк

10. Кто записал и перевёл на русский язык 5 якутских олонхо, которые были

опубликованы в Ленинграде в 1929 году в «Образцах народной литературы

Ответ: Сергей ВасильеичЯстремский

11. Выберите из предложенного списка имена стипендиатов согласно целевой

Ответ: Петр Решетников, Дарья Томская, Афанасий Егорович Соловьёв.

12. Исторические предания отмечают приход в Якутию таких персонажей как

Омогой и Эллей? Кто из них был богачом, а кто – бедняком?

Ответ: Омогой – богач, Эллей – бедняк

13. В эпосе упоминаются два имени: ЮрюнгАар Тойон и АрсанДуолай. Кто

из них возглавляет мир добрых божеств?

Ответ: ЮрюнгАар Тойон (Великий светлый господин); АрсанДуолай стоит

во главе злых подземных божеств.

14. Известно, что якуты представляли мир, состоящим из нескольких частей.

Назовите их. Кем они были населены?

и злыми, Средний – людьми ,

Нижний – злыми духами абаhыы. Их глава АрсанДуолай

15. Как называются добрые божества?

16. Что принято приносить в жертву божествам Айыы?

Ответ: пищу растительного происхождения и молочные продукты. Айыы

не принимают кровавых жертвоприношений

17. «Она обитает в родовом священном древе, помогает герою и его людям,

ходатайствует перед богами в пользу людей, благословляет идущего в поход

Ответ: богиня Земли АанАлахчынХотун

Главная Интегрированные занятия

Цель: С помощью богатого- красочного языка олонхо привить детям чувство языка и любовь к родному слову, бережное отношение к родной природе, к планете Земля, развить творческие способности и фантазию детей.
Используемый материал: картины 3 миров олонхо, времен года, запись звуки хомуса, глобус, гуашь, кисти, стекло, ватман.
Ход занятия:
(Дети в якутских национальных костюмах под звуки хомуса заходят и садятся на места)
Воспитатель: Дети, сегодня наше занятие посвящено олонхо. Смотрите, что вы видите на этой картине? Да, здесь мы видим 3 мира олонхо: Верхний мир, Срединный мир и Нижний миры. В каком из этих миров мы живем?
Дети: В Срединном мире.
Воспитатель: Правильно, мы живем в срединном мире. Дети, теперь послушайте как воспел П.А.Ойунский Срединный мир в олонхо"Ньургун Боотур Стремительный":
Убранная в роскошный наряд,
Обильная щедростью золотой,
Гладкоширокая в ярком цвету,
С восходяще-пляшущим солнцем своим,
Взлетающим над землей:
Воспитатель: Дети, какой Срединный мир?
Дети: Красивый, светлый .
Воспитатель: Давайте послушаем дальше:
Расточающимся изобильем полна,
Возрождающимся изобильем полна.
Дети: Богатая, щедрая.
Воспитатель: На нашей земле кроме нас живут еще другие живые существа.
Дети: звери, рыбы, деревья, цветы.
Воспитатель: Правильно, давайте сейчас встанем и покажем движениями зверей, рыб, деревья
( дети под музыку изображают зверей, рыб, деревьев )
Воспитатель: Дети, зверей, деревья, рыб мы, люди должны беречь. Послушайте, что об этом написано в олонхо:
С деревами роняющими листву
Падающими умирая,
С шумом убегающих вод,
Убывающих, высыхая
Воспитатель: Дети, значит если мы беспорядочно будем рубить лес, можем остаться без деревьев. Если будем загрязнять воду реки, озера могут убывать, высыхать. Если будем истреблять зверей, птиц они могут исчезнуть. Дети, сейчас пожалуйста садитесь вокруг меня, сделайте круг. Я вам что-то покажу ( показывает глобус ). Это что? Это глобус, что оно показывает?
Правильно, это макет нашей планеты Земля. Планета Земля какой формы?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Дети давайте изобразим форму планеты Земля:
руками - круг перед собой; круг над головой, показать пальцами.
показать глазами
сделать кулачок ( Земля круглая, твердая, крепкая и сильная );
взяться за руки, сделав хоровод (Земля круглая, чтобы на ней хорошо жилось, надо помогать - жить дружно, иметь друзей;
Воспитатель: Дети, а сколько времен года на Земле?
Дети: Есть четыре времени года: зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: В каждое время года наша Земля меняется. Давайте теперь изобразим движениями, жестами, мимикой эти изменения:
-"Застывшая, отдыхающая зимой земля". -лечь, тело расслаблено, глаза закрыты, состояние сна.
-"работящая земля летом " - имитация движений человека на земле : копание земли лопатой, рыхление тяпкой, полив , прополка.
-"щедрая , одаривающая осенью земля и снова засыпающая".
- имитация сбора урожая фруктов и овощей; изображение благодарности улыбкой , словом , жестом, лечь, закрыть глаза, расслабив тело , состояние дремы;
Воспитатель: Дети, мы очень много интересного узнали о нашей планете Земля .Она круглая, красивая, богатая, щедрая. Если мы не будем ее беречь , то вся красота , богатство, растения , животные могут исчезнуть. А вы хотите нашу круглую, красивую Землю нарисовать? Мы с вами дружные ребята, и поэтому нарисуем одну большую Землю. Согласны?
( На столе приготовлены краски, кисти, стекло, на которой нарисован круг). Посмотрите, пожалуйста , какая фигура нарисована на стеклышке ? Наша планета тоже круглая, давайте этот круг оживим и превратим его в Землю, а что нам в этом поможет ? Правильно, разноцветные яркие краски.

Актуальность: Сегодня кружок робототехники есть в каждом дошкольном учреждении, ведь робототехника приобретает всё большую значимость и актуальность в современном мире. При выборе обучения между робототехникой и олонхо, большинство детей незадумываясь выберут кружок робототехники. Но нельзя забывать духовную культуру своего народа, ведь дальнейшее развитие любого этноса невозможна без ее сохранения. Именно поэтому этот интегрированный проект, преподнесет детям олонхо в более интересном и увлекательном виде. В процессе конструирования у ребенка развиваются образное и пространственное мышление, умственные способности и логика, нравственные качества и любовь к родной культуре, расширяется словарный запас. Концентрируясь на конструировании и в процессе игры, ребенок выучивает краткие тексты из олонхо, расширяя свой словарный запас и представление о мире олонхо. Присутствие творческой составляющей игры и делает развитие ребенка максимально всесторонним. С одной стороны ребенок увлечен творческо – познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с якутским эпосом олонхо и основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.

Познакомить детей с основными компонентами конструкторов MRT -2;

научить использовать готовые инструкции- схемы и поэтапно собирать робота;

научить подсоединять робота к электронным частям;

развивать у дошкольников интерес к олонхо, моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;

выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.

воспитывать ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка); - природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

сотрудничества; - систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

Формы занятий: при работе с детьми по данной программе используется подгрупповая форма работы (2 человека на один комплект)

Подгрупповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике.

Методы используемые для реализации проекта:

Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок);

Словесные (чтение отрывков олонхо, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).

Этапы проекта :

Организационный. Создание схем, создание коротких сказок с наглядными материалами.

Основной. Конструирование, выучивание текста, распределение ролей для постановки.

t1638173982aa.jpg

М ир роботов. Роботы вокруг нас. Знакомство с роботом ОЛОНХОСУТ.

Первое путешествие с ОЛОНХОСУТ. ОРТО ДОЙДУ.

Животные Среднего мира. Хитрая лиса

Домашний скот. Корова

Жилище людей. Балаган

Люди Среднего мира. Дыгын

t1638173982ab.jpg

Э рчимнээх Эчик

Эмньик кулун аттах Эчимнээх Эчик. Лошадь Эчика.

t1638173982ac.jpg

К үөрэгэй Куо

ҮӨҺЭЭ ДОЙДУ. Аал-Луук мас

t1638173982ad.jpg

П тицы и утки.

t1638173982ae.jpg

А ЛЛАРАА ДОЙДУ . Абаасы

Якутский богатырь. Боотур

П остановка спектакля-олонхо.

Заключительный. Постановка олонхо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Иметь представление: о героях олонхо, робототехнических конструкторах;

разбираться в простейших чертежах и схемах;

создавать двигающиеся модели;

планировать виды деятельности;

СВФУ им. М.К.Аммосова , ул. Белинского 58

на онлайн платформе ZOOM

24 ноября,

среда

15.00

16.00

Открытие кукольной выставки молодого мастера Алеси Голиковой по персонажам олонхо Абыйского улуса .

ГБУ РС (Я ) "Музей музыки и фольклора народов Якутии " экспозиционный зал №2 ул. Кирова,31 Выставки пройдут с 24 ноября по 06 декабря 2021 г.

1-30 ноября

НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова

23 ноября,

вторник

17.00

Передача, посвященная 75-летним юбилеям заслуженных работников культуры РС (Я) Надежды Семеновны Толбоновой и Марии Андреевны Герасимовой

23-26 ноября;

подведение итогов - 04 декабря

II Республиканская олимпиада по Олонхо в образовательных учреждениях республики (7-10 классы)

24 ноября,

среда

17.00

25 ноября,

четверг

10.00

25 ноября,
четверг

10.30

Open-лекции НИИ Олонхо. Часть 1.

НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова

на онлайн платформе ZOOM;

25 ноября,

четверг

17.00

- О жизни и творческой деятельности И.Федорова -Улуу Кээмпис (к 190-летию);

- Об олонхосуте Е.М.Егорове - Миинэ Уола Дьөгүөссэ (к 170-летию);

- Об олонхосуте Н.А. Абрамове - Кынат (к 160-летию);

- Об олонхосуте С.Н. Каратаеве - Ырыа Дыгыйар (к 160-летию);

- Об олонхосуте Е.Е. Ивановой (к 130-летию);

- Об олонхосуте П.П. Ядрихинском - Бэдьээлэ (к 120-летию);

- о фольклористе-эпосоведе Н.В.Емельянове (к 100-летию);

- Об олонхосуте В.О. Каратаеве - Харатай Баһылай (к 95-летию)

25 ноября,

четверг

ДЕНЬ ОЛОНХО

Мероприятия, посвященные Национальному Дню Олонхо Поздравление Ил Дархана РС(Я) А.С. Николаева с Днем Олонхо;

Поздравления Правительства РС(Я) , Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) , глав муниципальных районов РС(Я) , руководителей учреждений и организаций РС(Я)

Республика Саха (Якутия)

25 ноября,

четверг

17.00

18.30

Торжественное мероприятие, посвященное открытию Декады Олонхо

Традиционное исполнение олонхо

Чествование олонхосутов-юбиляров, пропагандистов олонхо;

Вручение ежегодных Национальных премий в области сохранения и распространения эпического наследия;

Дом дружбы народов

26 ноября,
пятница

10.30

Open-лекции НИИ Олонхо. Часть 2.

НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова

на онлайн платформе ZOOM;

26 ноября,

пятница

15.00

Юбилейный вечер, посвященный 70-летию Марковой Раисы Семеновны ,

26 ноября,

пятница

16.00

26 ноября,

пятница

16.00

Виртуальная выставка Музея музыки и фольклора народов Якутии , посвященная творческой декаде А.С. Борисова

ГБ ГБУ РС (Я) "Музей музыки и фольклора народов Якутии " ул. Кирова,31

26 ноября,

пятница

17.00

27 ноября,
суббота

14.00

НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова ; на онлайн платформе ZOOM;

27 ноября,

суббота

15.00

27 ноября,
суббота

16.00

27 ноября,

суббота

18.00

28 ноября,

воскресенье

17.00

28 ноября,

воскресенье

17.00

18.00

Саха театр им. П.А.Ойунского

29 ноября-

3 декабря

9.00

НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова ; на онлайн платформе ZOOM

29 ноября,

понедельник

10.00

Торжественное заседание общественности, посвященное 100-летию д.ф.н., эпосоведа Н.В. Емельянова .

Кукольный спектакль "Кыыс Дьуурайа бухатыыр" по олонхо Г.В. Дуякова -Дуйаҥ Хабырыыһа в постановкенародного театра кукол имени Х.И. Хартасовой-Терентьевой,записанного фольклористом, эпосоведом, доктором филологических наук Н.В. Емельяновым

29 ноября,

понедельник

17.00

30 ноября,

вторник

12.00

Дни Олонхо на Полюсе Холода.

Обряд Чысхаана – Хранителя мирового холода

30 ноября,

вторник

15.00

30 ноября,

вторник

18.00

Саха театр им. П.А.Ойунского,

30 ноября,

вторник

18.00

Торжественный вечер, посвященный Дню Хомуса

Государственный театр оперы и балета РС (Я) им. Д.К.Сивцева-Суорун Омоллона, пр. Ленина 46/1

1 декабря,

среда

10.00

1 декабря,

среда

14:00

2 декабря,

четверг

10.00

2-3 декабря

10.00-19.00

2 декабря,

четверг

14.00

Расширенное совещание об организации юбилейных мероприятий, посвященных 90-летию Г.Г. Колесова , заслуженного артиста РСФСР , народного, заслуженного артиста ЯАССР, лауреата Государственной премии РС(Я) имени П.А.Ойунского

2 декабря,

четверг

14.00

2 декабря,

четверг

18.00

Саха театр им. П.А.Ойунского,

3 декабря,

пятница

11.00

4 декабря,
суббота

11.00

НИИ Олонхо СВФУ им. М.К.Аммосова ;

4 декабря,

суббота

14.00

5 декабря,

воскресенье

11.00

5 декабря,

воскресенье

14.00

Торжественная презентация изданий, выпущенных к XIV Республиканскому Ысыаху Олонхо-2021 в Олекминском районе

Дом дружбы народов

5 декабря,

воскресенье

17.00

Торжественное закрытие Декады Олонхо.

Дом дружбы народов

7 декабря,

вторник

9.00 - 17.30

Республиканская научно-практическая конференция “Дьоллоох олох тойуксута”, посвященная празднованию 130-летия сказительницы-олонхосут, члена Союза писателей СССР Ивановой Екатерины Егоровны

МР “Амгинский улус”, "Бетюнская СОШ с агропрофилированным направлением им. Н.Е Иванова"

Республиканские конкурсы в рамках Декады Олонхо

20 октября –

13 декабря

ФГБОУ ВО Арктический государственный институт культуры и искусств

1-26 ноября

27 октября -

3 декабря

МБУ Бетюнский Центр народного творчества им С.Я. Левина ; МР “Амгинский улус”

1-29 ноября

15-28 ноября

22-25 ноября

25 ноября –

5 декабря

25 ноября,

четверг

Онлайн мероприятия в рамках Декады Олонхо: Youtube канал канал, инстаграм

15 ноября –

01 декабря

21 ноября,

воскресенье

Youtube канал dom_olonkho;

22 ноября,

понедельник

Youtube канал dom_olonkho;

24 ноября,

среда

Youtube канал dom_olonkho;

26 ноября,

пятница

12.00 ч.

27 ноября,

суббота

16.00

ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К.Аммосова , кафедра фольклора и культуры;

на онлайн платформе Youtube канал

27 ноября,

суббота

19.00

28 ноября,

воскресенье

Youtube канал dom_olonkho

29 ноября,

понедельник

Youtube канал dom_olonkho;

30 ноября,

вторник

2 декабря,

четверг

МР “Вилюйский улус”

3 декабря,

пятница

16.00

4 декабря,

суббота

16.00

Прямой эфир на тему "Ревитализация творческого наследия носителей нематериальной культуры народа саха посредством бисерной выставки" встреча с У.М. Нохсоровой , мастером народных художественных промыслов РС ( Я)


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПОСОМ ОЛОНХО В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г.

Цель исследования: ознакомление русскоязычных детей старшего дошкольного возраста с эпосом олонхо через игровую деятельность.

Раскрыть основные цели и задачи использования игр при ознакомлении детей дошкольного возраста с эпосом олонхо.

Раскрыть значимость игрового метода обучения при ознакомлении с эпосом олонхо.

Л.С. Выготский [1] и Д.Б. Эльконин [5] называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника.

И.Л. Шолпо [4] предлагает следующую классификацию обучающих игр: ситуативные обучающие игры, соревновательные обучающие игры, ритмо-музыкальные и художественные обучающие игры. В нашей работе мы уделяем отдельное внимание к ситуативным обучающим играм.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.

Игра должна изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым педагогам, который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он этого хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию. Педагог не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком, потому, что дети с большой удовольствием играют со взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя.

Таким образом, можно сказать, что основа любой игры - ролевая. Ребенок в ролевой игре может выступать в роли себя самого, другого ребенка или взрослого, сказочного персонажа или животного, ожившего предмета и т.п. – возможности здесь неограниченны. Его партнером может становиться другой ребенок, учитель кукла, воображаемый герой, помощник-актер или второй педагог, всегда играющий одну и ту же роль, и т.д.

Читайте также: