Поделки со слепыми детьми

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 16.09.2024

В познании окружающего мира дошкоиками с нарушенным зрением осязание играет особую роль.

Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре и поверхности предметов. Осязание, иначе — прием и переработка информации, появляющейся в результате активного взаимодействия с окружающей средой, носит активный познавательный характер.

Одновременное использование осязания и неполноценного зрения дает большую полноту восприятия, а также уменьшает время для опознания уже знакомых объектов и создания представлений о незнакомых объектах внешнего мира (Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева).

Исследования (Л.И. Плаксина, B.C. Изотова) показывают также, что включение осязания в зрительное восприятие объектов внешнего мира и поврежденного зрительного анализатора в их осязательное опознание увеличивает правильность узнавания и называния.

Т. ОРЕХОВА, учитель-дефектолог (тифлопедагог), ГОУ-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 1125, Москва.

Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности

Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей.

Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.

С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной [4].

В нашем детском саду в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения вот уже на протяжении более двух лет активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.

Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста. Работа с каждым пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.

Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с ними.

Пособие 'Пощупай рукой, определи ногой!'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия. Состоит из семи больших напольных досок с разными поверхностями, десяти деревянных коробок с прямоугольными отверстиями вместо одной из боковой сторон (внутри каждой коробки расположен образец поверхности), десяти круглых вкладышей с аналогичными поверхностями (располагают в углублениях на верхней поверхности коробок) (см. фото 1).

Работа с пособием

пособие для детей с ослабленным зрением

На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).

Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности. Аналогичным образом строится работа по узнаванию и различению поверхностей ногами. После того как все доски обследованы руками и ногами, вводятся упражнения на соотнесение тактильных ощущений рук и ног.

В младшей группе даются четыре контрастные поверхности: гладкая, шершавая, пушистая, колючая. С детьми этого возраста мы работаем только с большими досками. В средней группе к предыдущим доскам добавляются три оставшиеся и в работу вводятся деревянные коробки с аналогичными поверхностями. В старшей и подготовительной к школе группах для увеличения количества разных поверхностей используем не только семь больших досок, но и десять круглых вкладышей. Вводятся названия поверхностей (меховая, металлическая, пластмассовая, резиновая, поролоновая и т.д.), температурных ощущений (Обе поверхности гладкие, одна теплая на ощупь, а другая холодная).

Пособие 'Определи на ощупь!'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память.

Описание пособия. Состоит из шести мешочков (в каждом шесть пар тактильных пластинок-образцов), прямоугольного деревянного ящика (верхняя сторона открывается, одна из боковых поворачивается вокруг своей оси и является наборной панелью, в которую вставляются пластинки-образцы) (см. фото 2).

пособие для слабовидящих детей

Работа с пособием. Можно начинать со средней группы. Детям этого возраста предлагаются пластинки с поверхностями из разных материалов. В старшей группе добавляются наборы с поверхностями из разных тканей и с геометрическими фигурами. В подготовительной к школе группе в работу вводятся металлические решетки, наждачная бумага, числовые карточки.

Пособие 'Что это?'

Цель. Развивать осязание, взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов, тактильную память, мелкую моторику, ориентировку в микропространстве, навыки произвольного поведения; учить взаимодействовать друг с другом.

Описание пособия. Оно представляет собой деревянную коробку с низкими стенками, крышка которой сделана в виде рамки с эластичным тканевым экраном. В комплект входят семь фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, человечек, утка, дерево). Чтобы разнообразить и усложнить игру, можно добавлять другие фигуры (см. фото 3).

Работа с пособием

Игра предлагается детям старшей группы. Начинаем работу со зрительно-тактильного обследования фигур, которое проводится следующим образом: симметричные фигуры — обеими руками начиная от верхней средней точки, асимметричные-левой рукой фиксируют начало обследования предмета, правой обводят весь предмет, выделяя его части.

крывает ее экраном и предлагает ребенку рассказать, где расположены фигуры. Игра может проводиться с двумя детьми: один расставляет фигуры, другой ощупывает их и рассказывает, как они расположены.

Пособие 'Пощупай и угадай!'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность, тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей; развивать навыки взаимодействия.

Описание пособия. Пособие состоит из четырех подставок, на каждую крепятся по девять блоков с различными поверхностями (см. фото 4).

Работа с пособием

развитие тактильной чувствительности

Знакомство с пособием начинается в средней группе. Детям предлагаются четыре поверхности (мягкая, гладкая, шершавая, ребристая). В старшей группе постепенно вводятся остальные блоки.

Пособие 'Подбери пару!'

Цель. Развивать осязание, учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия. Включает в себя прямоугольную деревянную панель с пятью углублениями для круглых фишек и таким же количеством штырьков для прямоугольных фишек; восемь пар круглых и прямоугольных фишек с разными тактильными поверхностями (см. фото 5).

Работа с пособием

Пособие 'Тактильные таблички'

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить на ощупь дифференцировать сходные по форме рельефные изображения предметов; формировать навыки сочетанных движений обеих рук.

Описание пособия. Пособие включает в себя десять деревянных табличек, на которые нанесены рельефные изображения предметов. Таблички составляют пары, изображения на которых похожи и окрашены в одинаковый цвет (зонт-гриб, бабочка- рыбка, цветок-солнце, елка-домик, корабль- автомобиль) (см. рис. 6).

Работа с пособием

тактильные таблички

Игра вводится в средней группе. Дети учатся узнавать на ощупь несколько рельефных силуэтных изображений из комплекта. Их (гриб, солнце, елку) легко отличить друг от друга. В старшей группе постепенно в игру вводятся все таблички. Начиная работать с этим пособием, педагог знакомит детей с алгоритмом осязательного обследования рельефных изображений: обеими руками (кончиками пальцев) обвести контур картинки; ладонью провести по всей картинке для закрепления целостного образа и уточнения деталей (например, окошко у корабля, круглое отверстие в середине цветка). Первое знакомство с табличками происходит с участием зрения и при активной помощи педагога.

Пособие 'Зоопарк из Тарамбуко'

Цель. Развивать осязательное и зрительное восприятие, тактильную и зрительную память, умение на ощупь находить одинаковые объекты и соотносить их с соответствующими прорезями.

Описание пособия. Игра состоит из двадцати четырех фигурок различных животных, двенадцати деревянных домиков и двенадцати деревянных крыш. В каждом домике есть прорезь, соответствующая форме одного из животных (см. фото 7).

Работа с пособием

зрительное восприятие

Играть с ним начинают в младшей группе. Малыши разглядывают животных, подбирают им цветную или белую пару, называют цвет. Следующий этап - найти домик для каждого животного и вложить его в прорезь. Ребенок учится зрительно соотносить фигурку с соответствующей прорезью, при необходимости совершать ее разворот, так чтобы она вошла в прорезь. Для этой работы задействуем всех животных, входящих в комплект.

Для тактильного опознания детям младшего возраста предлагаются легкоузнаваемые o6v екты (например, ежик - у него зигзагообразная спинка, колючки; черепаха - гладкая выгнутая спинка-панцирь, слон - длинный хобот, кит - раздвоенный на конце хвост и т.д.). Количество животных для детей младшей группы - шесть-семь.

Для детей среднего дошкольного возраста количество объектов для тактильного узнавания увеличивается до десяти и вводятся три- четыре домика для животных. Фигурки должны быть контрастными, чтобы ребенок справился с узнаванием прорези в домике (например, черепаха, еж, заяц, слон).

Со старшей группы постепенно вводятся домики для всех животных, входящих в комплект.

Пособие 'Мягкие и жесткие кирпичики'

Цель. Развивать кинестетические ощущения; учить определять механические свойства объектов (упругость, твердость), различать и сравнивать мышечные ощущения от взаимодействия с объектами разной степени упругости.

кинестетические ощущения

Описание пособия. В набор входят поролоновые бруски разной степени твердости (упругости), покрытые съемными матерчатыми чехлами красного цвета.

Работа с пособием

Обследовать кирпичики дети могут разными частями тела: руками, ногами, локтями и др. (см. фото 8).

Применение вышеописанных пособий позволяет педагогу решить задачу развития осязания и тактильного восприятия и повышает мотивацию детей. В результате проводимой нами работы представления детей об объектах и предметах окружающего мира уточняются и обогащаются, речь, образная память, ассоциативное мышление развиваются. Они учатся активно взаимодействовать друге другом, проявлять инициативу, самостоятельность.

Предлагаемые игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. Наряду с этим дети начинают активно включать осязательное обследование в самостоятельную познавательную деятельность, овладевают эффективным способом обследования предметов - бимануальным (выполняется двумя руками) и повышают культуру процесса осязания.

Большинство наших выпускников обучаются в массовых общеобразовательных школах и гимназиях. Они успешно адаптировались к новым условиям, научились находить общий язык со сверстниками, по уровню своих знаний и представлений об окружающем мире они ни в чем не уступают нормально видящим одноклассникам, а в некоторых случаях и опережают их.

Рекомендуемая литература

  1. 1. Кулагин ЮЛ. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми. М., 1954.
  2. 2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.
  3. 3. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1998.
  4. 4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли-сад-начальная школа. Ч. 1. Детский сад. М.: Город, 2003.
  5. 5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.

Орехова Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности. Использование новых технологий // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 84-91.

§ обследование предмета по алгоритму;

§ выяснение назначения предмета или действий с предметом;

§ воспроизведение предмета средствами лепки (в соответствии с программой дошкольного учреждения);

§ работа по выкладыванию предмета из геометрических форм; выбор правильного положения предмета для изображения;

§ аппликация предмета с выбором деталей для данной работы;

§ рисование по трафарету и дорисовка с помощью трафарета натурального изображения.

Овладение этой системой предполагает готовность осязательного анализатора воспринимать рельефное изображение, выполненное различными способами: рельефными линиями, пунктиром, точками и т.д.

В работе со слепыми дошкольниками используются три вида рельефных изображений.

1. Контурный рисунок передает только наружный контур предмета, воспринимается силуэт предмета. Часто акцентируются детали, наиболее характерные для данного предмета. Методику переноса изображения в контурное предложил В. С. Свердлов. Она предполагает:

§ знакомство с предметом;

§ знакомство с макетом, выполненным из пластилина;

§ макет разрезается пополам;

§ линия разреза соответствует рельефному рисунку.

Однако, осматривая рельеф, ребенок не ощущает его поверхность, фактуру.

2. Аппликационный, рисунок знакомит со всей поверхностью предмета, когда ощущается не только контур, но и площадь изображения. Не раскрывая свойств данного предмета, аппликация дает основную информацию об изображенном предмете, хотя на таком рисунке отсутствуют округлость перспективы, мелкие детали, теряется часть информации о форме предмета.

3. Барельефный рисунок передает не только контур, фактуру, и форму поверхности изображаемого предмета. Этот рисунок наиболее полно удовлетворяет потребности детей. Барельефный рисунок можно отнести к скульптуре.

Следует помнить, что не всякое изображение, предназначенное для видящих, пригодно для осязательного восприятия. Многие свойства не могут быть трансформированы из графических в рельефные. Например, при удалении объекта зрячие видят его в уменьшенном размере. Осязательное же восприятие абсолютно константно, и как бы мы не поворачивали и не удаляли объект, воспринятый осязанием, он будет иметь для слепого ребенка ту же форму и величину.

Создание развивающих поделок своими руками совместно с детьми – не только увлекательное времяпрепровождение, но и мероприятие приносящее пользу. Для развития малышей не обязательно нужны лекции, конспекты, справочники, куда лучше развивать с самого малого возраста мелкую моторику. Она положительно скажется и на речи, и на мышлении, и на различных навыках, умениях.


Содержание

Для детей от года до трёх

Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.


А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.



Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.


На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.

Каждый ребенок с детства старается и пытается создать что-то самостоятельно своими руками, порадовать родных и близких, получить похвалу и объятия, восторг и уважение со стороны взрослых. Также ребенок свою собственную работу может преподнести в качестве подарка родному человеку. Детские поделки не имеют границ, существует масса идей, инструкций, мастер-классов для их создания.


Простые детские поделки из бумаги

Бумага — главный материал для создания самых первых детских поделок. Из цветной бумаги можно с легкостью создать красивую аппликацию, открытку, простую игрушку, украшение на новый год или любой другой праздник.
























Аппликация из бумаги — самая первая творческая работа, практически каждого ребенка. Ни одна выставка детских поделок в детском саду не проходит без аппликации. Для создания такой увлекательной работы стоит запасти ребенка цветной бумагой, детскими ножницами, клеем, а тематику он выберет сам, задействовав свою фантазию.







Детские поделки из пластилина

Работа с мягким, податливым пластилином — одно из любимых занятий детишек, которое отлично развивает моторику. Поделка из пластилина — одна из популярных поделок в детский сад.

Из этого мягкого, гибкого материала можно слепить практически все: фигурки любимых героев и персонажей, разных зверей, предметы интерьера, а также создать панно.


Поделки из подручных материалов

В каждом доме есть уйма различных предметов, материалов из которой ребенок может создать красивую, оригинальную поделку. За основу для работы можно использовать ватные диски, разноцветные пуговицы, разнообразные крупы, яичную скорлупу, одноразовую посуду.


  1. высокая жестяная банка;
  2. клеевой пистолет и стержни клея;
  3. моток жгута;
  4. любого цвета краска гуашь или масляная, кисточка;
  5. кофейные зерна.


Для начала нужно хорошо вымыть жестяную банку, насухо вытереть. Покрыть ее краской, дать высохнуть. Далее стоит хорошо проклеить жгутом, используя горячий клеевой пистолет. Лучше сделать 2 слоя обмотки, чтоб не просвечивалась краска. Аккуратно приклеить кофейные зерна по собственному дизайну.


Такая стильная поделка станет украшением каждого письменного стола.


Детские поделки на новогоднюю тематику

Зима — особенная пора времени в жизни каждого человека, деревья одеты в белые шубки, мороз рисует на окнах красивейшие узоры, в домах витает аромат мандаринок, детишки ждут встречи с Дедом Морозом.


И именно в эту пору создание тематических зимних детских поделок своими руками — самое увлекающее и интересное занятие для ребенка. На новогоднюю тематику существует огромный выбор поделок: бумажные гирлянды, ажурные снежинки, новогодние игрушки, декоративные елки из различных материалов, рождественские открытки… Интересный вариант поделки на данную тему — снеговик из нитяных шаров. Чтоб его создать стоит подготовить:

  • 3 воздушных шарика;
  • белые нитки для вязания спицами;
  • клей ПВА;
  • вода;
  • сахар;
  • зубочистка;
  • ножницы;
  • цветная бумага;
  • новогодний дождик;
  • клеевой пистолет и стержни к нему.

Сначала нужно приготовить клеевой раствор: 4 столовые ложки воды смешать с 4 чайными ложками сахара и 100 мл клея ПВА, хорошо размешать, чтоб сахар растворился. Хорошо пропитать нити в клеевом растворе. Надуть воздушные шарики желаемых размеров (маленький, средний, большой), обмотать их в хаотичном направлении хорошо пропитанными в клею нитками. Заготовкам дать высохнуть, не менее 5-6 часов.


Зубочисткой проколоть воздушные шарики и аккуратно их вытащить из шаров из ниток. Из цветной бумаги вырезать глазки, носик, ротик снеговику и ведерко на голову. Приклеить все детали к самому маленькому шару. Скрепить шары по размеру между собой с помощью горячего клея. На шее снеговика завязать нужного размера новогодний дождик, вместо шарфа.


Поделки ко Дню Матери

Детские поделки своими руками — лучший подарок на День Матери. Получить от своего ребенка поделку в которую он вложил свою любовь, тепло, преданность, частичку себя — мечта каждой женщины. Для такого светлого праздника существует огромное количество примеров и вариантов поделок своими руками. Начиная от простой аппликации из цветной бумаги и заканчивая букетами из гофрированной бумаги и конфет.

Хорошие варианты для подарка маме на такой праздник это: ваза украшенная в технике декупаж, объемная открытка, фото рамка украшенная разноцветными камнями, корзинка цветов из цветной бумаги, картину из цветных пуговиц или других подручных материалов.


Детские поделки к Пасхе

Пасха — светлый, весенний праздник, в который хочется добавить как можно больше ярких красок и помогает в этом детские поделки. В интернете можно найти разнообразные фото детских поделок на данную тематику.


  • картонный лоток для яиц;
  • гуашь краска и кисточка;
  • прочная проволока;
  • тонкая тесьма;
  • клеевой пистолет и стержни к нему;
  • легкая атласная ткань;
  • немного соломы или древесной стружки для декора.


Для начала стоит покрасить яичный лоток в желтый цвет. Проволоку согнуть в кольцо, в виде ручки, примерять к лотку, если подходит по размеру, то закрутить концы проволоки. Плотно обмотать проволоку тесьмой и приклеить горячим клеем к картонному лотку, под низ. Таким образом, основа для пасхальной корзинки готова.


Далее обмотать основу корзины атласной тканью в два слоя, чтоб лучше держалась. Ячейки наполнить декоративной древесной стружкой или соломой. Положить разукрашенные пасхальные яйца.


Поделки из природных материалов

Чаще всего в детских садах и начальных классах дети изготавливают поделки из природных материалов. Для этого используют: засушенные листья деревьев, сушеные ягоды, каштаны, веточки деревьев, скорлупа ореха, перья птиц, семена подсолнуха, фасоль. Самыми популярными считаются аппликации из засушенных листьев деревьев и кустов. Из листочков вырезаются грибочки, ежики, зайчики и приклеиваются на лист картона.

Такие простые аппликации хорошо влияют на детскую моторику рук, задействуют фантазию и логическое мышление. С помощью семян и круп можно создать различные панно, композиции.


Детские поделки в технике папье-маше

Одна из интересных техник для создания детских поделок. По технике папье-маше можно создать практически любые фигуры, композиции, только стоит запастись большим количеством бумаги или газеты, клеем и терпением. Технология создания поделки в технике папье-маше заключается в послойном наклеивании кусочков мокрой бумаги на желаемый предмет, модель. Слоев необходимо создавать от трех и больше, чтоб полученная работа была практичной.


Для ознакомления с данной техникой, можно для начала попробовать создать блюдце. Для этого потребуется: листы газеты, клей, вода, блюдце, краска и кисточка.


Нужно порвать газету на небольшие клочки, примерно 2-3 см. Перевернуть блюдце верх дном, и аккуратно обклеивать клочками газеты по всей поверхности, предварительно смочив их в воде. Когда первый слой будет нанесен, покрыть тонким слоем клея. Чтоб блюдце было более прочным и твердым, нужно слоя четыре. Оставить блюдце высыхать на ночь. Аккуратно отделить блюдце от бумажной заготовки. Готовый макет блюдца покрасить в несколько слоев краской, разукрасить или сделать декор по желанию.


Простые поделки из бумаги в стиле 3Д

Поделки в стиле 3Д набирают популярность в детских кругах. В данном стиле из бумаги можно смастерить любимого героя, создать маску на утренник в сад или школу, изобразить объемные фрукты и овощи, а также можно сделать декор для комнаты.


  • двухсторонняя цветная бумага;
  • шерстяные нитки;
  • клей;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • лист картона.








Для начала стоит приготовить макет бабочки, его можно распечатать из интернета и вырезать или на листе картона самостоятельно нарисовать эскиз бабочки, желаемого размера, вырезать. Далее с помощью шаблона повырезать бабочки из цветной бумаги, чем больше бабочек будет, тем длиннее и насыщеннее получится гирлянда.


Отрезать нужной длины нитку. Взять одну бабочку, согнуть ее пополам, по линии сгиба приклеить нить и с другой стороны приклеить еще одну бабочку по линии сгиба. Прикрепить таким способом все бабочки, примерно на расстоянии 10-15 см друг от друга. Полученную гирлянду можно повесить на стену.


Оригами — любимое занятие детей

Оригами — вид поделок из сложенной бумаги. Детям которые любят заниматься кропотливой работой, такой вид поделок приходится по душе. В технике оригами можно создавать любые фигуры, композиции, элементы декора. Детям очень нравится создавать животных, разнообразные машинки, танки.


Самыми простыми поделками в данной технике считаются некоторые животные: собачка, кошечка, лягушонок их могут собрать даже детки до 5 лет.

Например, чтоб сделать собачку достаточно взять квадратный лист бумаги. Сложить его по диагонали, на полученном треугольнике, наметить середину. С обеих сторон концы загнуть вниз — это будут ушки собачки. Нижний угол загнуть вверх — это носик и ротик песика. На готовой собачке нарисовать фломастером глазки и носик.

Читайте также: