Поделки с чувашской вышивкой

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 09.09.2024

Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка - это бесценное неотъемлемое достояние культуры чувашского народа, накопленная веками.

ВложениеРазмер
chuvashskaya_natsionalnaya_vyshivka.doc 60 КБ
chuvashskaya_vyshivka.ppt 825 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.

с. Атрать Алатырского района Чувашской Республики

Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка - это бесценное неотъемлемое достояние культуры чувашского народа, накопленная веками.

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, культуры восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства Чувашии. 2. Ознакомление с композицией чувашской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме.

3. Развитие интереса и любви к национальным корням.

1. Образовательная — познакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки.

2. Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе; развивать воображение эстетический вкус.

3. Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе учитывая мнение учителя и одноклассников.

Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.

Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала, практическое упражнение.

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки.

Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, карандаши, схемы рисунков.

Оборудование: Экран, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация.

Тип занятия: Комбинированный.

I. Организационный момент, подготовка материалов к работе.

II. Объявление темы, целей и содержания урока.

III . Рассказ-беседа об истоках чувашской вышивки .

Из глубины веков поныне

Узор Чувашии любимой.

Вопрос: Что служило материалом для изготовления одежды у чуваш?

Материалом для изготовления вышитой одежды у чуваш, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.

Вопрос: Какие цвета характерны для чувашской вышивки?

Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Вопрос: Каков орнамент вышивки?

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. Следует знать, что означает каждый из элементов рисунка – ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный оберег , для носящего одежду человека; а так же, отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте.

Вопрос : Какие украшения органично дополняли вышивку чуваш?

Непременным дополнением к одежде были различные ожерелья, бусы и подвески. Украшения из бронзы, серебра, золота: кольца, гривны, браслеты, поясные пряжки были характерны для чувашек, как в те далекие времена, так и теперь.

Украшения удивительно гармонично дополняют наряд женщин и придают ему строгую законченность. Одежда показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и ритуальному назначению. IV. Терминология вышивки чуваш.

Терминология узоров чувашской вышивки богата и разнообразна.

Солнце, гармония, согласие

Узор "Оберег от зла, гнева, доброта"

Узор "Согласие, примирение"

Узор "Честь, отвага, верность"

Узор "Память о прошлом, дума о будущем"

Узор "Дерево, место обряда, обращение к природе"

Узор "Связь с отчим домом, родиной

V. Практическая работа: зарисовка схемы узора вышивки.

VI. Подведение итогов, анализ проведённой работы.

Богатство узоров вышивки, их красочность, декоративность делают их жизнеспособными, таят в себе широкие возможности для их творческого развития и влияния на другие отрасли изобразительного искусства.

Сохранение богатейших традиций национальной вышивки – одна из сложных задач современности. Народная вышивка развивалась столетиями и была эстетической необходимостью.

Эмоционально-художественное значение вышивки является основополагающим как в работе художника-профессионала, так и в творчестве современного народного умельца из села.

Домашнее/задание: Доработка эскиза узора (графическое или цветовое решение)

1. Анцыгина А. А. Учимся вышивать. Чебоксары, 1992.

2. Гаген-Торн, Женская. Н. И. Одежда народов Поволжья: (материалы к этногенезу) / Н. И. Гаген-Торн. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960.

3. Жачева Е. Чувашская вышивка. Чебоксары, 2006.

4. Под редакцией М. Я.Сироткина и В. Л.Кузьмина. Чуваши. Этнографические исследования // Чувашгосиздат, Чебоксары, 1956.

5. Соколова, С. Г. Технология чувашской вышивки : учеб.-метод. пособие / С. Г. Соколова; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.

Материал для изготовления одежды Материалом для изготовления вышитой одежды у чуваш, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.

Цвета, характерные для чувашской вышивки Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины. Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки. Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.

Орнамент вышивки Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Украшения, дополняющие вышивку чуваш Непременным дополнением к одежде были различные ожерелья, бусы и подвески. Украшения из бронзы, серебра, золота: кольца, гривны, браслеты, поясные пряжки были характерны для чувашек, как в те далекие времена, так и теперь. Украшения удивительно гармонично дополняют наряд женщин и придают ему строгую законченность. Одежда показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и ритуальному назначению. Знаковые различия проявились, прежде всего, в головных уборах и украшениях. Например, масмак, сурпан, xyшпу, головной платок являлись уборами замужних женщин, сугубо девичьим головным убором была-тухья.

Терминология вышивки чуваш.

Зарисовка схемы узора вышивки

Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые.

Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись как источник вдохновения

Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь.


интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения".


Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации"

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации" Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна.


Презентация "Неиссякаемый источник вдохновения"

Презентация ко Дню Матери.

Литературный вечер "Море-источник вдохновения"

Литературный вечер "Море-источник вдохновения" в рамках школьного проекта"Крым -микрокосм мира",ноябрь 2010г.


Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фант.


"Вода как источник вдохновения"

Проект даёт возможность познакомиться, как тема воды находит отражение в творчестве художников, поэтов,композиторов.

Друзья мои, наверное, нет человека, которого бы не оставило равнодушным искусство вышивки. Даже если вы не интересуетесь рукоделием, то скорее всего, не раз восхищались искусными работами мастеров, создающих на своих полотнах красочные картины, богато расшитые цветными нитками или бисером.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о чувашской национальной вышивке.

Чувашская национальная вышивка отличается богатством, красотой и лаконичностью узора, сложностью и филигранностью его исполнения. Она создается по счету нитей, по клеткам. Почти все швы в вышивке - двусторонние и обратная сторона вышитого изделия смотрится очень аккуратно.

В Чебоксарах есть Музей чувашской вышивки, который открылся в 2015 году. В залах музея представлены элементы гардероба и быта древних чуваш, которые знакомят посетителей с историей развития национального костюма и мировоззрением предков чувашского народа. Хочется рассматривать отдельно каждый этнический орнамент и узор на старинной вышивке, которые могут многое рассказать о ее бывших владельцах. Узоры, созданные руками древних мастериц - это своеобразное послание, знаковое письмо, которое хранит в себе каждый вышитый ею мотив. Это особенно ценно, поскольку письменности в старину не было. Каждый узор и его детали имеют свое значение. Не правда ли, интересно?

В орнаментальном искусстве вышивки воплощалась жизненная философия древних чуваш.

У каждого народа были свои представления о мироздании, о природе и ее явлениях. По верованиям чуваш природа обожествлялась. Традиционные представления о сотворении мира у древних болгаро-чуваш нашли свое отражение в узорах вышивки. Вышивка иллюстрировала своеобразную модель мира, состоящего из семи этажей.

По преданию, верхний мир имеет три этажа, столько же этажей располагается в подземном мире. Небесный мир (рай) населяли благоприятные для человека силы - боги и добрые духи. Рай представлял собой цветущий сад, полный таинственного блаженства. В мифологии Верхний мир был обителью верховного божества - Тура; и находился на высокой горе, там же пребывали души праведников. Он обозначался голубым цветом. Небо было мифическим персонажем,и представлялось в образе супруга богини-земли.В мировоззрении чуваш небесная твердь была грозным, мужским началом и рисовалась черным контуром.


Посередине лежала земная поверхность.На земле жили люди и все живое. Нижний мир - это потусторонний мир, царство злых духов (ад), возглавляемое Шуйттаном.

Верхний, средний и нижний миры соединяло Мировое древо, воплощением которого чаще всего выступал дуб юман*. Мастерицы вышивали его на спине рубашки. Будучи подобием Вселенной, фигуру человека чуваши также отождествляли с Мировым древом. Древний человек считал дерево живым, похожим на себя и держащим на своих плечах небосвод.

В узорах чувашской вышивки можно увидеть сюжет о богатыре Улыпе, который поддерживает на своих плечах небо. Этот сюжет вышивали узорами, которые назывались "свод неба" на плечах женских рубашек и мужских халатах.

В древности стихии природы обожествлялись. Основу чувашской мифологии составляют сюжеты о браке неба и земли. В чувашском фольклоре земля - это богиня, - олицетворение стихии плодородия.Мать-прародительницу землю вышивали красным цветом.

Вне пространства и времени находился хаос, который вышивальщицы воплощали в сложных космогонических* сюжетах. Например, тема всемирного водяного хаоса отражена на женском головном уборе масмак.

В основном в орнаментах преобладают геометрические формы, квадраты. Так, например, земля изображалась в виде квадрата. Интересно, а почему? Такой себе землю представляли древние чуваши. В воззрениях болгаро-чуваш земля была четырехугольной или восьмиугольной. Также в качестве мотивов изображались разные деревья, птицы, животные, небесные светила и другие явления природы, выраженные в различных символах. Например, воду означали геометрические вышитые линии, напоминающие гребни волн.

Цвета в вышивке преобладают красные и белые. Красный - цвет жизнеутверждающий, радостный, торжественный. Белый цвет - цвет чистоты. Он служил фоном для всей композиции. Остальные цвета лишь дополняли вышивку.

Желтый цвет - цвет солнца, благополучия. По верованиям чуваш солнечное светило было живым. С солнцем связано смысловое значение нагрудных нашивок на женских рубашках - "кеске". Орнамент кеске; выполнялся зеркально-симметрично. Считалось, что солнце оберегает женскую грудь от разных невзгод.

В древности вышивали все чувашские девушки и умению мастерицы искусно вышивать придавали огромное значение. По красоте и изяществу вышивки судили о характере мастерицы, ее умению вести домашнее хозяйство. Считалось, что если вышивка была красивая и аккуратная, то девушка будет хорошей хозяйкой и женой. Но если девушка не умела вышивать, это считалось позором и такую девушку могли не взять замуж.

И в наше время вышивка с национальным колоритом не потеряла своей актуальности. Салфетки, скатерти и другие вещи традиционно пользуются спросом у гостей и жителей нашей республики. Эти вещи необыкновенно красивы.

Я совершенно искренне восхищаюсь неповторимой красотой узоров, созданной умелыми руками мастеров.

Рукоделие у нас очень любят. Я сама люблю вышивать и рука, бывает, так и тянется в тихие зимние вечера к ниткам и иголке. Эх, бывало, сядешь отдохнуть за пяльцами: и чудный видится узор.


Примечания: *юман - в переводе с чувашского - дуб.

В некоторых мифах верхний мир и земля имеют семь ярусов.

Космогонические сюжеты - мифическое представление о сотворении мира, это мифы о происхождении космоса и модели мира.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Чувашская вышивка. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В узорах чувашской вышивки содержатся более канонизированные космогоничные сюжеты. Узоры иллюстрируют представления о троичном делении мира, о семи сферах Вселенной и т. д. Чувашская космогония отражена в саламалике — речи старшего дружки на свадьбе, включающей такие атрибуты мироздания, как золотой дуб (мировое дерево), остров (первосуша) посреди озера или моря (первичный хаос), водоплавающая птица (демиург). Киреметище с постройками, со строением на четырёх столбах, деревом, ключом, склонами берега и т. д. изображает модель мира. В узорах чувашской вышивки содержатся более канонизированные космогоничные сюжеты. Узоры иллюстрируют представления о троичном делении мира, о семи сферах Вселенной и т. д. Чувашская космогония отражена в саламалике — речи старшего дружки на свадьбе, включающей такие атрибуты мироздания, как золотой дуб (мировое дерево), остров (первосуша) посреди озера или моря (первичный хаос), водоплавающая птица (демиург). Киреметище с постройками, со строением на четырёх столбах, деревом, ключом, склонами берега и т. д. изображает модель мира.

Вышивание (тěрěтěрлени). В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь. Вышивание (тěрěтěрлени). В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь. Вышивкой чувашки украшали женские рубашки, платья, головные повязки, полотенца, покрывала, мужские рубашки, свадебные платки и т. д. А. А. Фукс писала: "Чувашки мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой".

Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применя­лась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке вы­сокохудожественных уборов - масмаков, сурпанов, сарă. Хлопча­тобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой краской, основе. Вышивальщицы исполь­зовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку. Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применя­лась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке вы­сокохудожественных уборов - масмаков, сурпанов, сарă. Хлопча­тобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой краской, основе. Вышивальщицы исполь­зовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку. Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йěпкěн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную. Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикěскě и поясного наряда сарă и т. д.

Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кěскě, вышивке поясных подвесок, масмаков. Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кěскě, вышивке поясных подвесок, масмаков. Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стеж­ков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различ­ные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадеб­ных платках, покрывале невесты. Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верх­ней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана.

Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько ви­дов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкěн на­носилось на холст очертание узора, после чего швами чăрмаллахантăс заполнялось все поле контура. Кроме этих, наиболее характерных, существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хěреслě тěрě - крестик, хăю - простой стебельчатый, майратěрри (шăтăкла) - тамбур и т.д. Вышивальщица, варьируя их в зависимости от типа предмета, создавала замечательные произведе­ния искусства, которые явились значительным вкладом в миро­вую культуру. "В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов. Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько ви­дов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкěн на­носилось на холст очертание узора, после чего швами чăрмаллахантăс заполнялось все поле контура. Кроме этих, наиболее характерных, существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хěреслě тěрě - крестик, хăю - простой стебельчатый, майратěрри (шăтăкла) - тамбур и т.д. Вышивальщица, варьируя их в зависимости от типа предмета, создавала замечательные произведе­ния искусства, которые явились значительным вкладом в миро­вую культуру. "В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов. Искусство вышивки оставило яркие следы в устном народном творчестве - в свадебных песнях невесты, легендах и т. д.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури. В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

ШВЫ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ 1. Йěпкěн - контурный шов, или роспись 2. Чăрмалла - гладьевой прямой шов 3. Хантăс - косая мелкая стежка 4. Ăсма хантăс - верхний шов 5. Хуралла - набор, или верхний шов 6. Эрехле - простой крест 7. Майралла - мордовский крест 8. Шулам - косой гладьевой шов 9. Чěпчěрке - шов по краю ворота 10. Касманшăтăкла - в елочку 11. Двусторонний стебельчатый шов 12. Хăю - стебельчатый шов, или веревочка 13. Хантăслашывлам - верхний косой шов 14. Двусторонний шов 15. Чěнтěр 16. Йěп ум - тамбур 17. Сиктерÿллě - набор 18. Шÿркени - обметочный шов 19. Ухмахтěрě - пустяшный шов



Вышивка-национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Чувашская вышивка - это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы.

История

Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки с детства обязаны были владеть искусством вышивания. Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. А еще узор можно сравнить с песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь - третий узор. Читать орнамент нужно снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета. Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Синий цвет символизирует небосвод. Вышивкой сопровождалось любое событие в жизни чувашей: рождение ребенка, праздники, свадьба, проводы на службу и даже проводы в последний путь. В этих вышивках отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

Состояние

В последнее время интерес к национальной вышивке растет. В каждом доме чувашей бережно хранятся вышитые салфетки и полотенца. Одежду с элементами национального орнамента с удовольствием носят не только в Чувашии, но и за ее пределами. Разумеется, эти наряды далеки от одеяний наших предков, но они несут в себе народную память и напоминают нам об уникальной культуре с тысячелетней историей. Хотя на улице сложно встретить человека в одежде с чувашским орнаментом, ее стало модным использовать, например, на свадьбах.

Впечатления

В чувашской вышивке радует богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки: вышивка не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Каждая вышивка обладает биоэнергетическим ресурсом. Масмак – (налобная повязка) снимает головную боль, кеске – (нагрудная вышивка) сердечную, а сурпан – душевную. Чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой смерти сохраняют ясный ум.

Читайте также: