Поделки по произведениям чехова

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Цели и задачи: формировать интерес к творчеству А.П.Чехова; развивать связную речь десятиклассников, критическое мышление, произвольное внимание, память; прививать интерес к чтению, расширять кругозор школьников.

Оборудование: портреты А.П.Чехова, иллюстрации к произведениям, выставка книг, жетоны за правильные ответы, таблицы с номерами вопросов.

Предварительная работа: знакомство с литературой о Чехове.

Ход мероприятия:

Задачи перед участниками игры.

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, сильных, невежество слабых, кругом бедность, невозможная теснота, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах тишина, спокойствие; нет ни одного , кто бы вскрикнул, возмутился. Все тихо и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то погибло от недоедания.

Он - самый близкий из классиков к нам по времени и по тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве. Это был человек, который сделал себя сам.

Правила игры: участники выбирают рубрику и номер вопроса, затем отвечают на него утвердительно или отрицательно. За правильный ответ – 1 балл.

Все о творчестве.

Жизнь Чехова

1. Верите ли вы, что А.П.Чехов родился 29 января (по старому стилю - 17 января) 1860 в Таганроге? (да)

2. Верите ли вы, что отец А.П.Чехова был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела? (да)

3. Верите ли вы, что Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года? (да, но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться: мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке)

4.Верите ли вы, что Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? (да, в 1897 году)

5.Верите ли вы, что Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родной Москве. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составил галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги, причем в очень больших количествах? (нет, эта библиотека в г. Таганрог).

6.Верите ли вы, что А.П.Чехов был попечителем сельского училища, что на свои средства построил школу? (да)

7.Верите ли вы, что во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач и отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами?(да)

8.Верите ли вы, что в 1900 году Чехов был избран в число почетных академиков Петербургской АН по разряду изящной словесности, в 1902 году вместе с В.Г. Короленко отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания почетным академиком М. Горького? (да)

Все о творчестве

1.Верите ли вы, что прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? (да)

2.Верите ли вы, что Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов? (нет, "Современник" был уже закрыт)

3.Верите ли вы, что С 1879, еще студентом, под псевдонимами Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата Чехов начал помещать мелкие рассказы в юмористических изданиях: московских - "Будильник", "Зритель" и петербургских - "Стрекоза", "Осколки", "Петербургская Газета", "Новое Время", "Северный вестник"? (да)

7.Верите ли вы, что Чехов был прозаиком, драматургом и поэтом второй половины 19 века? (нет, поэтом он не был)

Литературный портрет

Афоризмы Чехова

7.Верите ли вы, что по определению Чехова, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть? (да)

Подведение итогов. Подсчет баллов. Вопросы игрокам: Что нового вы узнали о жизни и творчестве Чехова? Что вас особенно поразило, заинтересовало?


Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения через слушание с музыкальным сопровождением.

Познакомить учащихся с фактами из биографии А.П. Чехова и произведением о трудной жизни детей XIX века на примере произведения А. П. Чехова "Ванька", на примере картин художников.

Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа. При анализе произведений учить обращаться к народной мудрости – пословицам и поговоркам.

Развивающие:

Развивать эмоционально-чувственное отношение к событиям, личностное видение окружающего мира; смысловую догадку детей; интерес к творчеству художников и писателей, к различным видам искусства в целом.

Развивать познавательную активность; межличностные отношения в процессе совместной деятельности. Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивать логическое мышление при анализе художественного произведения и картин; расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской литературе.

Воспитывать нравственные качества: сострадание, умение сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная: урок-презентация произведения, урок открытых мыслей.

Методы и приёмы обучения

-к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемым на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые, объяснительно – иллюстративные, учебная дискуссия,

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа в парах

Образовательные технологии

При проведении урока частично применялись: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, личностно-ориентированная технология, технология учебного диалога, ИКТ, использование результата проектной работы, здоровьесберегающая технология, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Средства обучения: Учебник “Литературное чтение 3 класс 2 часть” Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова . Мультимедийная презентация. Портреты писателей. Толковый словарь Ожегова. Репродукции картин В. Маковского "Свидание", В.Перова "Тройка".

Оборудование ученика: тетрадь, листы с биографическими данными писателя, цитатный набор.

Оборудование учителя: литературная шкатулка, компьютер с мультимедийными продуктами, текст произведения в сокращенном виде, толковый словарь Ожегова

Предварительная подготовка к уроку:

2. Перед уроком раздать биографическую информацию о Чехове.

4. Литературная шкатулка

ССЫЛКИ на используемые материалы

Оформление доски:

Портреты писателей: С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, А.П. Чехов.

РЕБУСЫ: Человек, ель, хлеб, облака, вопрос; 25,6,23,16,3


Лист бумаги.

Этапы урока.

Методы и приемы

Вводно-мотивационный этап

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о детстве пойдет речь на уроке)

-Этот ролик подарил вам радость. Пусть и урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

(наглядный метод: использование ИКТ)

Использование результата проектной работы

Мобилизующий этап.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного

Символом урока будет лист бумаги.

Насколько значим этот обычный лист?

Какую пользу он может принести? (Учитель выслушивает предположения ребят)

В конце урока мы вернемся к этому листу бумаги…(Учитель прикрепляет лист на доску)

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Постановка познавательной задачи

Формулирование учащимися темы и задач урока

Цель: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

На доске портреты писателей: С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, А.П. Чехов.

- Как вы думаете, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся? Почему? (Маршак, Михалков и Чуковский – детские писатели. Портрет последнего мы не видели…)

- Расшифруйте фамилию этого человека:

( ребусы в картинках: человек, ель, хлеб, облака, вопросительный знак)

- Верно, это Антон Павлович Чехов. Запишите в тетрадь.

- Что это значит? (Мы будем знакомиться с произведением Чехова)

- Посмотрите на картинный план. Озвучьте его.

( Через произведение мы познакомимся со временем, в котором жил писатель, раскроем замысел (с какой целью появилось произведение), будем учиться высказывать собственное мнение. А еще, что является тоже главным, будем учиться слушать…)

Технология развивающего обучения

Упражнение на развитие ассоциативного мышления.

Операционно-содержательный этап

Усвоение новых знаний

Знакомство со сведениями из биографии

Цель: Актуализация опорных знаний.

- Перед уроком вы получили интересные факты из биографии этого удивительного человека. Самостоятельно прочитайте.

(1. Это выдающийся русский писатель, по профессии врач.

2. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.

3. Один из самых известных мировых драматургов.

5. За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений.)

- Переверните лист. Что запомнилось? Расскажите друг другу.

- Давайте запишем опорные слова из биографии Чехова: (писатель, врач, академик, драматург, 900, бедность, Чехонте)

Самостоятельная работа. Развитие памяти.

Выбор опорных слов.

Виртуальная картинная галерея.

-Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться.

Перов изобразил особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.

Но попробуем представить себе судьбу мальчика, крестьянского сына, который на картине Перова притулился в санях рядом с гробом отца.

В деревне голодно, кормить детей нечем. А в городе требуются рабочие руки. Если поклониться хозяину какой-нибудь мастерской, сапожной, слесарной или столярной, если попросить как следует, глядишь - и возьмет мальчонку в учение. Платить, конечно, не будет, но ремеслу обучит.

Посмотрите на произведение Маковского. Мальчик одет в красную рубаху и тёмный фартук. Рубашка у него вся грязная, запылённая. Под ней находится тёмный фартук. Это неотъемлемая часть его одежды тоже вся в грязи. Рабочая форма доходит ему до самых ступней. Обуви у него нет. Он стоит босой посреди комнаты. Мальчик так проголодался, что вцепился зубами в кусочек хлеба. Он даже не смотрит на свою мать, которая к нему пришла. Он так устал, но считает жизненно необходимым поесть. Матушка с грустью смотрит, как мальчик ест. Женщина так нервничает, что грызёт ногти. Может, она сожалеет о том, что отдала его на работу. Но семье необходимо как-то жить, и иного способа у них нет.

- И Перов и Маковский - современники Чехова. Кто это – современники? (Заглянем в толковый словарь Ожегова)

- Что объединяет эти произведения? (Трудное детство)

- В чем заключается трудность? (Это непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)

- Художники помогают увидеть страшную сторону жизни детей. И не только художники. Перед вами стоит задача быть внимательными слушателями. Чуть позже вам придется доказать свою внимательность.

Я прочитаю вам произведение.

Технология учебного диалога, ИКТ

Рассматривание картины. Описание.

Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова.

Знакомство с новым произведением

Перед вами стоит задача быть внимательными слушателями.

Слушание произведения в сокращенном виде под музыкальное сопровождение.

Чтение учителем произведения под музыкальное сопровождение.

Метод творческого восприятия

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Первичная проверка понимания произведения

- Что скажете? Мысли вслух…( Мы перенеслись в далекое прошлое и прожили один день жизнью литературного героя)

- Что тронуло вас?

- Какие чувства вы испытали? Загляните в словарь настроений. (Жалость, сострадание, грусть, сочувствие)

- Каким вы представили Ваньку?

Творческий словарь настроений

Технология учебного диалога

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым

-Поднимите руки те, кто ощущает себя любимым

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным

-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители

-Сделайте три приседания те, кто провел незабываемые летние радостные каникулы

-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым

-К какому жанру можно отнести данное произведение? (рассказ) Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки:

2. Небольшой объём

3. Небольшое количество героев

4. Описание одного эпизода или кратковременность)

– Где и когда происходят события? (В Москве в 19 веке)

- Речь в рассказе идет об учении. Сравните учение Ваньки и свое образование. (Ваньку бьют; он не доедает, не досыпает; мальчику попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что и бьют Ваньку)

- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной? -Вы заметили, как Ванька подписал письмо? ( Солидно, по взрослому - Иван Жуков)

Технология учебного диалога

Организация самостоятельной работы. Работа в парах.

Самостоятельная работа в парах.

- Давайте выстроим цитатную последовательность событий, описанных в рассказе.

Помогать вам будут иллюстрации. Работаем в паре. Советуемся, обсуждаем.

Демонстрация иллюстраций через проектор

Самостоятельная работа в парах.

Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Проверка восприятия на слух и умения находить соответствие между цитатой и иллюстрацией.

Проверка восприятия на слух и умения находить соответствие между цитатой и иллюстрацией.

- Хотелось бы вам оказаться в том времени на месте Ваньки? (А ведь в нем жили и были детьми ваши прапрабабушки и прапрадедушки)

- А теперь вспомните, с чего мы начали урок? С презентации вашего счастливого детства. Как вы думаете, зачем я так поступила?

- Ребята, давайте подумаем, почему Ваня так несчастлив в своём детстве. (Ответы детей)

-Что для Ваньки является самыми светлыми воспоминаниями?

- К сожалению, не только герой рассказа Чехова сталкивается с нарушениями своих прав.

Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Около 100 млн. детей существует за счет изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями.120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу.

- Вы об этом знаете? У вас другое детство! Кому вы в первую очередь должны быть благодарны?

Обобщение и систематизация знаний

Цель: провести обобщение; дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Повернитесь друг к другу. Обсудите и сформулируйте условия, при которых жизнь Ваньки улучшится.

-Почему жизнь в деревне кажется Ваньке счастливой?

- Давайте вспомним народную мудрость по теме урока:

Семья в куче - … не страшна туча.

Семья вся вместе - … душа на месте. Семья – награда, … что дороже клада. Семья – печка: … как холодно, все к ней собираются.

Организация самостоятельной работы. Работа в парах.

Знакомство с литературными понятиями и терминами.

Когда какая-нибудь одна мысль чувствуется в произведении, или вновь и вновь возникает в деятельности человека, говорят: "Это у него всегда "красной нитью проходит".

Оказывается, он вошел в речь из языка английских моряков почти 250 лет назад. По приказу Адмиралтейства, во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину одну нить - красную. Вплетали ее так, что вытащить нитку можно было, только уничтожив самый канат. Таким образом, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать: он флотский. Вот отсюда и пошло обыкновение говорить о красной нити как о самой сути, о постоянной примете.

- Так какая мысль проходит красной нитью в чеховском произведении?

- Вспомните, с чего мы начали урок… С предположений, верно?

-Скажите, какое значение в жизни Ваньки сыграл этот лист бумаги, отправленный в конверте? (Письмо подарило мальчику надежду, веру в счастливое будущее)

-В какое время написано письмо? (Перед Рождеством)

– Ребята, рассказ заканчивается многоточием. Что это значит? (Недосказанность, ожидается продолжение)

- Кто из вас хотел бы придумать счастливое продолжение рассказа? Но это на следующем уроке!

Технология проблемного обучения

Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

- Ребята, продолжите мною начатое предложение:

-Мне показалось важным…

-Я почувствовал, что…

-Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?

Явление личностного смысла.

Домашнее задание

Цель: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.

(Обязательное задание)Прочитайте полное содержание рассказа.

(По выбору) Выписать в тетрадь устаревшие слова и фразеологизмы.

Перед сном подумайте, какое продолжение могло быть у этого рассказа.

Урок окончен. Я благодарю вас за работу.

Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что очень их любите!

Рецензия на урок литературного чтения в 3А классе

Учитель Стецова Оксана Геннадьевна

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей учителя являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия были созданы на проведенном уроке.

Этапы урока последовательны и логичны. Выбран оптимальный темп урока. Умело и творчески прошла организация начала и конца урока. Содержание урока доступно, интересно и познавательно детям данного возраста.

У учащихся формировались и актуализировались опорные понятия: чеховский рассказ, красная нить и др. Усвоение материала учитель проверила на материале установления соответствия между цитатами и иллюстрациями. На уроке активно использовались наглядные пособия и технические средства обучения на нескольких этапах. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Умело была организована самостоятельная деятельность учащихся в паре с дозированным инструктажем по установлению соответствий между цитатой и иллюстрацией.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение выбранных методов, работа с экраном и тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Надо отметить педагогическую технику учителя, что в достаточной мере является важной стороной в обучении литературному чтению: вариативный темп речи учителя, эмоциональность изложения материала, точность использования литературной терминологии.

Ученики получили домашнее задание закрепляющего, творческого и развивающего характера. Оно дано с целью полного усвоения произведения, отработки выразительного чтения и предполагаемого на следующем уроке обсуждения дальнейшей судьбы героя, а так же характеристики главного героя.

Оценивая санитарно-гигиенические условия урока, отмечаю оптимальное оформление классной доски, подготовленный для урока проветренный кабинет, достаточный уровень освещенности, своевременное проведение физкультминутки и фрагментов релаксации. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям учительница доброжелательна, стремится создать ситуацию успеха. С детьми установлена атмосфера взаимопонимания; дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, не боится высказываться.

Учитель использовала различные приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости: изменение тона голоса, использование мультимедийного продукта, чередование форм работы, чтение под музыкальное сопровождение и т.д.

На уроке у учащихся развивались память и мышление: при пересказе биографических сведений, при создании проблемных ситуаций, при использовании заданий на сравнение, анализ, синтез, обобщение. Создавались условия для развития творческого мышления. Через образную подачу материала развивалось воображение учащихся. Эмоции учащихся привлекались учителем на протяжении всего урока от начала до конца в сочетании с активной мыслительной деятельностью. Урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. Учитель показал отличное знание возрастной психологии и пси­хологический контакт с классом: Оксана Геннадьевна умело следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами ка­ждого ученика, отмечаю профессиональный педагогический такт учителя.

Урок цели достиг, т.к. дети показали усвоение материала, задания выполнены правильно всеми учащимися. Использование приёмов проблемного обучения, развивающих методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

Общая оценка урока: проведен на высоком методическом уровне

Завуч начальной школы ГБОУ гимназии № 1516 Руткевич М.В.

Руководитель методического объединения начальной школы Филлипова Т.Н.

Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германская империя ) — русский писатель, прозаик, драматург.

Рассказ Мальчики

Рассказ Мальчики — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Мальчики читать с картинками Чехова в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка школьного возраста. Рассказ Мальчики Чехова вы можете прочитать онлайн. Поучительный рассказ для детей о том, что всегд� Подробнее…

Лошадиная фамилия

Рассказ Лошадиная фамилия — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Лошадиная фамилия читать с картинками Чехова в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка школьного возраста. Рассказ Лошадиная фамилия Чехова вы можете прочитать онлайн. Поучительный рассказ для дет Подробнее…

Рассказ Каштанка - читать с картинками - Чехов А.П.

Рассказ Каштанка — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Каштанка читать с картинками Чехова в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка школьного возраста. Рассказ Каштанка Чехова вы можете прочитать онлайн. Поучительный рассказ для детей о том, что живот� Подробнее…

Рассказ Детвора

Рассказ Детвора — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Детвора читать с картинками Чехова в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка школьного возраста. Рассказ Детвора Чехова вы можете прочитать онлайн. Поучительный рассказ для детей о том, как маленьк� Подробнее…

Рассказ Гриша

Рассказ Гриша — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Гриша читать с картинками Чехова в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка школьного возраста. Рассказ Гриша Чехова вы можете прочитать онлайн. Поучительный рассказ для детей о детской непосредств Подробнее…

Рассказ Ванька

Рассказ Ванька — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Белолобый

Рассказ Белолобый — читать с картинками — Чехов А.П.

Рассказ Белолобый

Рассказ Беглец — читать с картинками — Чехов А.П.


Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения через слушание с музыкальным сопровождением.

Познакомить учащихся с фактами из биографии А.П. Чехова и произведением о трудной жизни детей XIX века на примере произведения А. П. Чехова "Ванька", на примере картин художников.

Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа. При анализе произведений учить обращаться к народной мудрости – пословицам и поговоркам.

Развивающие:

Развивать эмоционально-чувственное отношение к событиям, личностное видение окружающего мира; смысловую догадку детей; интерес к творчеству художников и писателей, к различным видам искусства в целом.

Развивать познавательную активность; межличностные отношения в процессе совместной деятельности. Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивать логическое мышление при анализе художественного произведения и картин; расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской литературе.

Воспитывать нравственные качества: сострадание, умение сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная: урок-презентация произведения, урок открытых мыслей.

Методы и приёмы обучения

-к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемым на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые, объяснительно – иллюстративные, учебная дискуссия,

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа в парах

Образовательные технологии

При проведении урока частично применялись: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, личностно-ориентированная технология, технология учебного диалога, ИКТ, использование результата проектной работы, здоровьесберегающая технология, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Средства обучения: Учебник “Литературное чтение 3 класс 2 часть” Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова . Мультимедийная презентация. Портреты писателей. Толковый словарь Ожегова. Репродукции картин В. Маковского "Свидание", В.Перова "Тройка".

Оборудование ученика: тетрадь, листы с биографическими данными писателя, цитатный набор.

Оборудование учителя: литературная шкатулка, компьютер с мультимедийными продуктами, текст произведения в сокращенном виде, толковый словарь Ожегова

Предварительная подготовка к уроку:

2. Перед уроком раздать биографическую информацию о Чехове.

4. Литературная шкатулка

ССЫЛКИ на используемые материалы

Оформление доски:

Портреты писателей: С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, А.П. Чехов.

РЕБУСЫ: Человек, ель, хлеб, облака, вопрос; 25,6,23,16,3


Лист бумаги.

Этапы урока.

Методы и приемы

Вводно-мотивационный этап

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о детстве пойдет речь на уроке)

-Этот ролик подарил вам радость. Пусть и урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

(наглядный метод: использование ИКТ)

Использование результата проектной работы

Мобилизующий этап.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного

Символом урока будет лист бумаги.

Насколько значим этот обычный лист?

Какую пользу он может принести? (Учитель выслушивает предположения ребят)

В конце урока мы вернемся к этому листу бумаги…(Учитель прикрепляет лист на доску)

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Постановка познавательной задачи

Формулирование учащимися темы и задач урока

Цель: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

На доске портреты писателей: С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И.Чуковский, А.П. Чехов.

- Как вы думаете, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся? Почему? (Маршак, Михалков и Чуковский – детские писатели. Портрет последнего мы не видели…)

- Расшифруйте фамилию этого человека:

( ребусы в картинках: человек, ель, хлеб, облака, вопросительный знак)

- Верно, это Антон Павлович Чехов. Запишите в тетрадь.

- Что это значит? (Мы будем знакомиться с произведением Чехова)

- Посмотрите на картинный план. Озвучьте его.

( Через произведение мы познакомимся со временем, в котором жил писатель, раскроем замысел (с какой целью появилось произведение), будем учиться высказывать собственное мнение. А еще, что является тоже главным, будем учиться слушать…)

Технология развивающего обучения

Упражнение на развитие ассоциативного мышления.

Операционно-содержательный этап

Усвоение новых знаний

Знакомство со сведениями из биографии

Цель: Актуализация опорных знаний.

- Перед уроком вы получили интересные факты из биографии этого удивительного человека. Самостоятельно прочитайте.

(1. Это выдающийся русский писатель, по профессии врач.

2. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.

3. Один из самых известных мировых драматургов.

5. За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений.)

- Переверните лист. Что запомнилось? Расскажите друг другу.

- Давайте запишем опорные слова из биографии Чехова: (писатель, врач, академик, драматург, 900, бедность, Чехонте)

Самостоятельная работа. Развитие памяти.

Выбор опорных слов.

Виртуальная картинная галерея.

-Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться.

Перов изобразил особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.

Но попробуем представить себе судьбу мальчика, крестьянского сына, который на картине Перова притулился в санях рядом с гробом отца.

В деревне голодно, кормить детей нечем. А в городе требуются рабочие руки. Если поклониться хозяину какой-нибудь мастерской, сапожной, слесарной или столярной, если попросить как следует, глядишь - и возьмет мальчонку в учение. Платить, конечно, не будет, но ремеслу обучит.

Посмотрите на произведение Маковского. Мальчик одет в красную рубаху и тёмный фартук. Рубашка у него вся грязная, запылённая. Под ней находится тёмный фартук. Это неотъемлемая часть его одежды тоже вся в грязи. Рабочая форма доходит ему до самых ступней. Обуви у него нет. Он стоит босой посреди комнаты. Мальчик так проголодался, что вцепился зубами в кусочек хлеба. Он даже не смотрит на свою мать, которая к нему пришла. Он так устал, но считает жизненно необходимым поесть. Матушка с грустью смотрит, как мальчик ест. Женщина так нервничает, что грызёт ногти. Может, она сожалеет о том, что отдала его на работу. Но семье необходимо как-то жить, и иного способа у них нет.

- И Перов и Маковский - современники Чехова. Кто это – современники? (Заглянем в толковый словарь Ожегова)

- Что объединяет эти произведения? (Трудное детство)

- В чем заключается трудность? (Это непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)

- Художники помогают увидеть страшную сторону жизни детей. И не только художники. Перед вами стоит задача быть внимательными слушателями. Чуть позже вам придется доказать свою внимательность.

Я прочитаю вам произведение.

Технология учебного диалога, ИКТ

Рассматривание картины. Описание.

Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова.

Знакомство с новым произведением

Перед вами стоит задача быть внимательными слушателями.

Слушание произведения в сокращенном виде под музыкальное сопровождение.

Чтение учителем произведения под музыкальное сопровождение.

Метод творческого восприятия

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

Первичная проверка понимания произведения

- Что скажете? Мысли вслух…( Мы перенеслись в далекое прошлое и прожили один день жизнью литературного героя)

- Что тронуло вас?

- Какие чувства вы испытали? Загляните в словарь настроений. (Жалость, сострадание, грусть, сочувствие)

- Каким вы представили Ваньку?

Творческий словарь настроений

Технология учебного диалога

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым

-Поднимите руки те, кто ощущает себя любимым

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным

-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители

-Сделайте три приседания те, кто провел незабываемые летние радостные каникулы

-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым

-К какому жанру можно отнести данное произведение? (рассказ) Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки:

2. Небольшой объём

3. Небольшое количество героев

4. Описание одного эпизода или кратковременность)

– Где и когда происходят события? (В Москве в 19 веке)

- Речь в рассказе идет об учении. Сравните учение Ваньки и свое образование. (Ваньку бьют; он не доедает, не досыпает; мальчику попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что и бьют Ваньку)

- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной? -Вы заметили, как Ванька подписал письмо? ( Солидно, по взрослому - Иван Жуков)

Технология учебного диалога

Организация самостоятельной работы. Работа в парах.

Самостоятельная работа в парах.

- Давайте выстроим цитатную последовательность событий, описанных в рассказе.

Помогать вам будут иллюстрации. Работаем в паре. Советуемся, обсуждаем.

Демонстрация иллюстраций через проектор

Самостоятельная работа в парах.

Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Проверка восприятия на слух и умения находить соответствие между цитатой и иллюстрацией.

Проверка восприятия на слух и умения находить соответствие между цитатой и иллюстрацией.

- Хотелось бы вам оказаться в том времени на месте Ваньки? (А ведь в нем жили и были детьми ваши прапрабабушки и прапрадедушки)

- А теперь вспомните, с чего мы начали урок? С презентации вашего счастливого детства. Как вы думаете, зачем я так поступила?

- Ребята, давайте подумаем, почему Ваня так несчастлив в своём детстве. (Ответы детей)

-Что для Ваньки является самыми светлыми воспоминаниями?

- К сожалению, не только герой рассказа Чехова сталкивается с нарушениями своих прав.

Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Около 100 млн. детей существует за счет изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями.120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу.

- Вы об этом знаете? У вас другое детство! Кому вы в первую очередь должны быть благодарны?

Обобщение и систематизация знаний

Цель: провести обобщение; дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Повернитесь друг к другу. Обсудите и сформулируйте условия, при которых жизнь Ваньки улучшится.

-Почему жизнь в деревне кажется Ваньке счастливой?

- Давайте вспомним народную мудрость по теме урока:

Семья в куче - … не страшна туча.

Семья вся вместе - … душа на месте. Семья – награда, … что дороже клада. Семья – печка: … как холодно, все к ней собираются.

Организация самостоятельной работы. Работа в парах.

Знакомство с литературными понятиями и терминами.

Когда какая-нибудь одна мысль чувствуется в произведении, или вновь и вновь возникает в деятельности человека, говорят: "Это у него всегда "красной нитью проходит".

Оказывается, он вошел в речь из языка английских моряков почти 250 лет назад. По приказу Адмиралтейства, во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину одну нить - красную. Вплетали ее так, что вытащить нитку можно было, только уничтожив самый канат. Таким образом, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать: он флотский. Вот отсюда и пошло обыкновение говорить о красной нити как о самой сути, о постоянной примете.

- Так какая мысль проходит красной нитью в чеховском произведении?

- Вспомните, с чего мы начали урок… С предположений, верно?

-Скажите, какое значение в жизни Ваньки сыграл этот лист бумаги, отправленный в конверте? (Письмо подарило мальчику надежду, веру в счастливое будущее)

-В какое время написано письмо? (Перед Рождеством)

– Ребята, рассказ заканчивается многоточием. Что это значит? (Недосказанность, ожидается продолжение)

- Кто из вас хотел бы придумать счастливое продолжение рассказа? Но это на следующем уроке!

Технология проблемного обучения

Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

- Ребята, продолжите мною начатое предложение:

-Мне показалось важным…

-Я почувствовал, что…

-Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?

Явление личностного смысла.

Домашнее задание

Цель: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.

(Обязательное задание)Прочитайте полное содержание рассказа.

(По выбору) Выписать в тетрадь устаревшие слова и фразеологизмы.

Перед сном подумайте, какое продолжение могло быть у этого рассказа.

Урок окончен. Я благодарю вас за работу.

Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что очень их любите!

Рецензия на урок литературного чтения в 3А классе

Учитель Стецова Оксана Геннадьевна

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей учителя являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия были созданы на проведенном уроке.

Этапы урока последовательны и логичны. Выбран оптимальный темп урока. Умело и творчески прошла организация начала и конца урока. Содержание урока доступно, интересно и познавательно детям данного возраста.

У учащихся формировались и актуализировались опорные понятия: чеховский рассказ, красная нить и др. Усвоение материала учитель проверила на материале установления соответствия между цитатами и иллюстрациями. На уроке активно использовались наглядные пособия и технические средства обучения на нескольких этапах. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Умело была организована самостоятельная деятельность учащихся в паре с дозированным инструктажем по установлению соответствий между цитатой и иллюстрацией.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение выбранных методов, работа с экраном и тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Надо отметить педагогическую технику учителя, что в достаточной мере является важной стороной в обучении литературному чтению: вариативный темп речи учителя, эмоциональность изложения материала, точность использования литературной терминологии.

Ученики получили домашнее задание закрепляющего, творческого и развивающего характера. Оно дано с целью полного усвоения произведения, отработки выразительного чтения и предполагаемого на следующем уроке обсуждения дальнейшей судьбы героя, а так же характеристики главного героя.

Оценивая санитарно-гигиенические условия урока, отмечаю оптимальное оформление классной доски, подготовленный для урока проветренный кабинет, достаточный уровень освещенности, своевременное проведение физкультминутки и фрагментов релаксации. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям учительница доброжелательна, стремится создать ситуацию успеха. С детьми установлена атмосфера взаимопонимания; дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, не боится высказываться.

Учитель использовала различные приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости: изменение тона голоса, использование мультимедийного продукта, чередование форм работы, чтение под музыкальное сопровождение и т.д.

На уроке у учащихся развивались память и мышление: при пересказе биографических сведений, при создании проблемных ситуаций, при использовании заданий на сравнение, анализ, синтез, обобщение. Создавались условия для развития творческого мышления. Через образную подачу материала развивалось воображение учащихся. Эмоции учащихся привлекались учителем на протяжении всего урока от начала до конца в сочетании с активной мыслительной деятельностью. Урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. Учитель показал отличное знание возрастной психологии и пси­хологический контакт с классом: Оксана Геннадьевна умело следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами ка­ждого ученика, отмечаю профессиональный педагогический такт учителя.

Урок цели достиг, т.к. дети показали усвоение материала, задания выполнены правильно всеми учащимися. Использование приёмов проблемного обучения, развивающих методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

Общая оценка урока: проведен на высоком методическом уровне

Завуч начальной школы ГБОУ гимназии № 1516 Руткевич М.В.

Руководитель методического объединения начальной школы Филлипова Т.Н.

Читайте также: