Кукольный театр как средство познать мир выразить себя и сделать куклу своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Шевченко Оксана Юрьевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ №98 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: доклад
Тема: "Кукольный театр как форма работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование

Домашний кукольный театр в жизни ребенка.

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку,

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца,

В нетерпеливом ожиданье

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется - играя, а в ИГРЕ он

В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основным

носителями являются для дошкольников детский сад и семья. В детском саду

искусство, музыка и

М а л е н ь к и е

взаимосвязи с родителями это не возможно будет сделать.

обогащают свои собственные знания и представления о том, как невозможно

Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию

на детскую душу, способен взять на себя задачи развития: чувство эмоции,

кругозора, доброту и жалость, смелость.

с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями. Это

страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности,

Театр – это благодатная почва

для творчества, всем желающим

принять участие в этом действии

найдётся занятие по вкусу. Именно здесь происходит знакомство ребёнка с

различными эмоциями: интерес, удивление, страх, горе, гнев, стыд.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою

роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем

помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить

театр. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в

детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт

литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря

театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое

помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде

всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из

Кукла – первая среди игрушек. На нее по-разному влияет время, но она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где живет человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

Мы взрослеем, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – аллегория, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с нами. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии.

Кукла вызывает меньше опасений, страха, и с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели с взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, соглашаются дать руку кукле (зверушке, клоуну) и поздороваться с ней. Активно взаимодействуя с игрушкой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, людьми.

Большинство детей дошкольного возраста шумливы и подвижны, но их чувства в обычной жизни не всегда находят выход. Детям необходим клапан для выпуска этой энергии наружу. Игры с театральными куклами предоставляют такую возможность.

Играя роль волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, сопровождая слова героя громким хохотом, криком, озорным посвистом; играя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

Для ребенка персонаж кукольного театра – игрушка не совсем обычная. Ребенок видит, как с помощью этих кукол разыгрывается спектакль, и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы пересказать содержание сказки, рассказа. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усваивать этические нормы, развивать память и речь. Благодаря тому, что куклы – герои сказок – несут в себе эталонность нравственного облика, малыш сосредоточивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. Активные дети всегда вызываются играть с куклой, с удовольствием надевают куклу на руку, говорят и действуют. Застенчивые дети нередко именно от лица куклы впервые решаются произнести слова со сцены, психологически прячась за нее.

В идеале кукольный театр нужен растущему человеку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром.

Для какого же возраста подойдут эти игрушки? Начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1-1,5 года. Для начала взрослый сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж поговорит с малышом. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный персонаж вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия. В три года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3-4 действий и озвучивая эти действия. Ребенок с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым. К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для него становится чрезвычайно актуальной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И не лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, т.е. кукольный детский театр. К 5-6 годам ребенок уже умеет произносить фразы от лица персонажа кукольного спектакля, согласовывать движения кукольного персонажа с речевым сопровождением, произносит развернутые диалоги между героями произведения, исполняет произведение по ролям, находит адекватную характеру героя интонацию, темп, силу голоса, мимику, изменяет их в соответствии с развитием сюжета.

Игры с театральными куклами дают возможность ребенку проявить себя и в качестве автора, и в качестве актера, и в качестве зрителя. Театрализация помогает малышу обогатить социальный опыт. Ведь именно в театрализованных играх в наиболее сконцентрированном виде разворачивается механизм идентификации, лежащий в основе многих общечеловеческих способностей.

Если детство – особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, то кукольный спектакль – одно из самых простых и действенных способов доставить радость, развить фантазию, речь и творчество ребенка.

Советы педагогам и родителям.

Приобретите своему ребенку куклу перчаточного типа или кукольный театр.

Рассмотрите с детьми игрушку и расскажите о ней.

Вызывайте интерес к игрушке с помощью различных игровых приемов:

загадывайте и отгадывайте загадки об игрушке;

включайте элементы драматизации с использованием театральной куклы в праздничное поздравление, музыкально озвучивайте действия с игрушкой.

Выступайте инициатором совместной детской игры и берите на себя функции ведущего. Включайте ребенка в совместную с вами театрально-игровую деятельность. Проиграйте с ребенком некоторые эпизоды из знакомой сказки. Затем придумайте вместе с ним несколько сказок или историй, произошедших с любимыми героями.

Привлекайте к театральной постановке и других детей. Пусть все назовут вслух свою роль, пояснят свои действия, озвучат персонаж.

Направляйте развитие продуктивного воображения ребенка. Помогайте ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения и проигрывать их с помощью кукол перчаточного типа.

Поощряйте все творческие проявления ребенка в театрально-игровой и художественно-речевой деятельности, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Помните, что необходимо гибкое сочетание известной критичности с дружелюбным вниманием к творчеству ребенка, с поощрением самых разных проявлений его фантазии.

Используйте театрально-игровую деятельность во время проведения детских праздников. Предложите детям придумать сказку и проиграть ее. Каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый направляет развитие сюжета, помогает детям завершить задуманное.

Фото 1

Кукольный театр — доступный для детского восприятия вид искусства, который помогает развивать коммуникативные навыки ребенка и фантазию.

Театр раскрывает детям особенности взаимоотношений между людьми, рассказывает об искренности и честности, доброте, а также учит различать, что есть хорошо, а что — плохо.

Через кукольное представление в ребенке можно разглядеть индивидуальность, неповторимость его личности. Кукольное представление способствует раскрытию духовного и творческого потенциала и облегчает процесс адаптации ребенка в социуме.

Как сделать кукольный театр своими руками для детского сада: инструменты и материалы

Для создания куклы-перчатки потребуется:

Фото 2

  • капроновый чулок или носок;
  • плотная ткань (любого понравившегося вам цвета) размером 30x60 см;
  • вата для валяния или синтепон;
  • нити в цвет ткани, игла;
  • лист плотного картона, обычная бумага;
  • клей ПВА;
  • ножницы для ткани;
  • кисточки;
  • гуашь разных цветов.

Как сшить куклу-рукавичку дома

Подготовка выкройки, раскрой и сшивание деталей, украшение игрушки на руку и фото готовых работ.

Фото готовых работ

Фото 3

Фото 1. Искусное выполнение игрушек для кукольного театра, выполненных по мотивам русских народных сказок. Такого разнообразного набора хватит надолго.

Фото 4

Фото 2. Игрушки для кукольного театра можно шить из любого материала, в том числе и из фетра.

Фото 5

Фото 3. Шикарная троица зверят, выполненная из плюша. Такие игрушки не только приятно рассматривать, но и трогать.

Подготовка выкройки, ее переноска на ткань, раскрой

Выкройку можно сделать стандартной, но она подойдет не для всех. Например, для детской ручки или взрослой размер будет различаться. Удобный вариант — выкройка-основа. Необходимо правильно снимать мерку. Кисть по форме несимметричная, поэтому чтобы без проблем во время спектакля переодевать куклу с руки на руку, нужно учитывать расположение пальцев сразу двух рук. Для этого: положить ладони на бумагу, обвести по контуру в форме перчаток. Это делается с запасом, чтобы в результате по ширине пальцы не были зажаты, размещались свободно, а ткань не натягивалась.

Внимание! Если предполагается, что на кукле будет украшение вышивкой, то это потребуется сделать перед раскроем, так как материал нужно натягивать на пяльцы.?

Далее, подбирается материал для выкройки, например, искусственный мех, по цвету подходящий под предполагаемого персонажа. Поросенка целесообразно шить из розовой ткани, а зайчику взять серую. Материал по качеству должен быть мягкий, немнущийся и непросвечивающий.

Внимание! От того, насколько нарядно и ярко выглядит материал для работы, зависит красота готовой куклы.



4.Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга.



Занятия проходят в непринужденной атмосфере, которая создает условия для раскрытия всех задействованных в постановке детей, даже тех, которые неактивны, стеснительны, создается ситуация успешности для каждого. На этапе активного освоения театрализованной деятельности я обучаю воспитанников навыкам общения и коллективного творчества, умению уступать и договариваться, формирую чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок.
При показе спектаклей кукольного театра применяю и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.




Правильно построенная работа на протяжении всего времени реализации программы, использование разнообразных форм, методов и видов деятельности позволяют сделать вывод, что данная работа дает положительные результаты.
Воспитанники не теряют свободного времени зря, их досуг содержателен и интересен. Подростки регулярно выступают перед воспитанниками младших групп, бывают со спектаклями у ребят в детском саду, принимают участие в концертной деятельности внутри учреждения.


Домашние представления увлекут ребенка. Посмотрите фото кукольного театра, сделанного своими руками. Яркие декорации привлекают внимание.


Если персонажи сказки создает сам малыш с мамой, то постановку смотреть еще интереснее. Ребенок может сам придумать сюжет, и показать представление для родных.


Краткое содержимое обзора:

Куклы

Герои сказок изготовляются из разнообразных материалов. Есть возможность остановиться на пальчиковых куклах или сделать отдельные фигурки. Занятие этим делом поможет развивать речь и фантазию крохи.


Изготовить такие изделия несложно. Выкройки для кукол для кукольного театра своими руками делают самостоятельно. Предварительно выбирается сказка, а затем нужно продумать, как сделать главных героев.


Для одной куклы вырезают две заготовки, которые сшиваются. Затем выполняется их декор. Если планируется, что пальчиковых персонажей будет одевать ребенок, следует выполнить их соответствующих размеров.


Персонажей делают из любых материалов, но лучше купить плотную ткань. Если выбранный вариант не держит форму, используют дублерин.










Можно создать кукольный театр из фетра своими руками. Для сказочных героев приобретают разноцветный материал.


Выкройка выполняется в соответствии с размером руки человека, который будет показывать представления для детей. Можно в качестве основы использовать варежки. Обязательно делают припуски на швы. Детали необходимо сшить вручную или на машине.


Теперь необходимо сделать голову. Ее размер зависит от личных пожеланий мастера. Два круга сшиваются. Форму голове придают с помощью наполнителя. Для этого подойдет вата, синтепон.


По такой же схеме изготавливают хвосты, лапки для зверей или домашних животных. Теперь нужно нарисовать лицо, приклеить ушки и волосы. Глазами станут бусины или пуговки.


Паста

Специальный материал для моделирования прекрасно подходит для создания фигурок. Его заменяют обычным пластилином, также делают соленое тесто. Из таких материалов создают обычные фигурки и пальчиковые изделия.


Лепить малышу сложно, поэтому понадобится помощь родителей. Если фигурка готова, следует дождаться ее высыхания. Затем можно приступить к ее окрашиванию.


Фигурки из бумаги

Просто сделать героев из картона. Можно воспользоваться цветной бумагой. Размеры изделий выбирают любые. Создавать кукольный театр из бумаги своими руками понравится малышам.










Если сказочный герой порвется, несложно заменить его новым. Понадобятся специальные шаблоны, которые необходимо вырезать. Две части одного персонажа склеиваются.


Пластиковые ложки

Кукол часто делают из разных подручных материалов. Из пластиковых ложек несложно изготовить фигурки. Для этого на выпуклой части рисуют глазки, ротик и носик.


Если нужен женский персонаж, то ложку обматывают тканью, к ней подбирают поясок. Для мужского героя можно использовать галстук или бабочку. Волосы, шляпу делают из бумаги. Детали затем приклеивают к основе.


Ширма

Красивое оформление вызовет только положительные эмоции у детей. Ширма для кукольного театра своими руками делается из ткани, картона, коробки, фанеры. Можно завесить отверстие под столом покрывалом.


Изготавливают основу из фанеры, которая прослужит длительное время. Перед началом работы выполняется чертеж, отмечаются все размеры. Затем можно выпиливать заготовку.


Все элементы обклеиваются тканью, можно использовать обои, которые остались после ремонта.


Детали соединяют дверными петлями, чтобы легко закрыть ширму. Этим же способом делают изделие из картона. Части заготовки сшиваются.










Если совсем нет времени, а есть желание немедленно показать представление детям, можно сделать простую ширму. Кусок ткани крепят на веревке и фиксируют в дверном проеме.


Заключение

Для совсем маленьких непосед выбирают простые сюжеты. Постепенно инсценировки можно немного усложнять, предлагая детям новые сказки. Малыши не могут долго усидеть на одном месте, поэтому представление не должно длиться больше 15 минут.



Необходимо лишь немного свободного времени и терпения. Малыши с удовольствием будут помогать. Они также подскажут, какую сказку хотят посмотреть в первую очередь.


Фото кукольного театра своими руками


























Читайте также: