Поделки по духовно нравственному воспитанию своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Духовно-нравственное воспитание школьников

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…

Все мы знаем, что духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных отношений.

В ходе этого процесса осуществляется последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, Отечеству и миру в целом. Целью воспитания и развития духовных и нравственных идеалов становится воспитание достойного гражданина своей страны, высоконравственной, творческой, инициативной личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Общество требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка. Ведь человек – не только плоть, но и душа, у которой тоже есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность.

В наше время зачастую у молодежи наблюдается отсутствие общественного идеала. Но без него нельзя выпускать их в жизнь. Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам, интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное, гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней культуры – очень сложная проблема.

И основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Я очень люблю свой предмет, считаю, что каждый урок - это формирование крупицы души школьника, а из этих крупиц будет сложена красивая мозаика души человека. Поэтому для обучения детей выбрала Программу Б.М. Неменского, которая способствует воспитанию посредством искусства нравственных качеств ребенка, приобщает его к общечеловеческой культуре.

Вся моя деятельность подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности, что достигается через изучение истории искусства, основанное на выдающихся образцах человеческой мысли и творчества. Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга, проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами.

Но для нравственно-возвышенного восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов оценить моральный образ мысли и действий героев художественных произведений, чтобы эстетическое переживание определенным образом прояснило нравственные чувства.

Я работаю в классах начальной школы и в школе среднего звена. Это дает возможность проследить путь становления духовно-нравственных идеалов на разных стадиях изучения предмета.

Что же это за идеалы?

  • Семья…
  • Традиции и обычаи своего народа…
  • Родная природа…
  • Любовь к Родине…

В классах начальной школы мы много говорим о семье, о любви к маме, об уважении к старшим, о заботливом отношении к младшим. Предмет у нас в большей степени практический, но прежде чем передать образ на бумаге, важно сформировать его в сознании детей через беседы, знакомство и обсуждение произведений искусства соответствующей тематики.

Ученики активно участвуют в таких беседах, эмоционально выражают отношение к своим родным и близким, зачастую относя к ним братьев наших меньших: животных. С удовольствием рассказывают о своих родителях и делают вывод о необходимости любить их и помогать им. Высокая эмоциональность пробуждает чувства, заставляет глубоко и остро переживать. И тогда рождается образ, который переносится на бумагу.

Осознавая, что семья - часть общества, в классах среднего звена мы знакомимся с культурой, бытом и традициями своего народа. Дети узнают истоки возникновения народного искусства России. Мы говорим о традиционных народных праздниках, их поэтичности и красоте, национальных костюмах, народных промыслах и их особенностях. У школьников формируется представление о художественной культуре своего народа как части духовной жизни. Появляется гордость за свой народ мудрый и талантливый, создающий потрясающие произведения искусства. После этого ребята готовы сделать хорошие работы, передающие самобытность русского художественного творчества.

Изображение природы, её красоты - одна из самых благодатных тем в курсе изучения изобразительного искусства, где учащиеся с восхищением рассказывают о временах года и суток, о яркости красок, о разнообразии живого мира. Это следующая ступенька формировании духовно -нравственных идеалов на уроках изобразительного искусства. Пейзажи художников иллюстрируют и дополняют эти рассказы. Яркие образы картин природы переносятся на бумагу. Дети с любовью пишут родные пейзажи, стараются передать красоту природы, воспроизводя в памяти образы родной земли. Очень любят уроки на пленере.

Любовь к родной природе, к своим близким, к своему народу, формирует любовь к своей Родине, гордость за свою страну. Никогда не оставляют детей равнодушными уроки, связанные с темой Великой Отечественной войны, на которых они знакомятся с произведениями художников-фронтовиков и творчеством художников послевоенного времени. Всегда беседа по картинам военной тематики переходит в рассказы о своих близких, участниках войны, тружениках тыла.

Ребята делятся впечатлениями о прочитанном, услышанном. На таких уроках всегда тихо, а иногда замечаешь даже слезы. Дети пропускают все эмоционально через себя, исчезает равнодушие, рождается чувство гордости и ответственности за свою страну. И все чувства выплескиваются в образах на бумаге. Так ступенька за ступенькой идет формирование на моих уроках неравнодушного человека. И закончить мне хочется словами В.А.Сухомлнского.

Приобщение старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей, в том числе и на основе ознакомления их с традициями и культурой русского народа.

Проект : Д уховно-нравственное воспитание дошкольников.

на основе Традиций русского народа.

Вид проекта - практ ико-ориентированный . Проект ориентирован на дух овно-нравственное развитие участников образовательного процесса. Долгосрочный.

Использование педагогами и родителями МДОУ д /с № 78 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Задачи реализации проекта:

- познание и прививание народной культуры и традиций;

- раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;

- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;

- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

- одухотворение жизн енного пространства ребёнка;

- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;

- формирование опыта духовно-нравственного поведения. -

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Культура каждог о народа не застывшее , а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть стерты современной массовой культурой .

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культ уры русского народа населяющего Россию.

Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей . Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни . Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентнос тей в областях реализуемой в ДОО программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

- воспитатели;
- музыкальный руков одитель;
- дети в возрасте от 5 до 6 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ д /с № 78, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ д /с № 78 с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Основные мероприятия проекта .

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в

МДОУд / с №78 построена с учетом следующих принципов :

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность :с очетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6 . Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Реализация образовательных областей:

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр,

кса и презентаций к занятиям

Формы работы с родителями :

Консультации для родителей

Информация на стенде

Совместная работа с детьми

Организация тематических досугов и развлечений.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

8. Ознакомление детей с народно –п рикладным искусством:

Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

Кадровое обеспечение проекта.

Должност ь сотрудника образовательной организации

Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации- заявителя

Бучумова Элла Рафаэлевна

Разработка проекта, мероприятий.

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Гарина Марина Алексеевна

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала;

мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Шачкова Елена Владимировна

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Семинар по духовно-нравственному воспитанию

28 января 2021 в детском саду №10 г.Вязьмы состоялся семинар по духовно-нравственному воспитанию "Святые защитники земли Русской" в нетрадиционной форме с участием воспитанников подготовительной группы. Семинар посвящен защитникам Отечества с Древней Руси и до наших дней. Он является частью духовно-патриотического поиска воинов-защитников, причисленных к лику Святых.

Цель: Систематизировать знания участников образовательного процесса о героических защитниках Родины, святых покровителях родов войск, исторических событиях – исторических личностях.

В программе семинара использовались интересные формы организации педагогов.

Речевая игра для педагогов на знание пословиц и поговорок о храбрости и героизме "Закончи пословицу", провела Валова Елена Александровна.

Презентация "Святые защитники земли. Александр Невский", педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ Лапатина Ирина Игоревна.

Хронологическая игра "Историческое событие – историческая личность", организовала Дучинская Наталья Ивановна.

Музыкально-театрализованная композиция "Противостояние. Сопротивление. Спасение", исполненная детьми под звучание песни "Кукушка" Виктора Цоя в исполнении Полины Гагариной. Автор композиции Григорьева Елена Анатольевна.

Презентация "Святые покровители воинов Отечества", автор Ефимова Елена Александровна.

Решение историко-патриотических кроссвордов с нахождением слова, характеризующего качества русского воина предложила Бычкова Елена Валерьевна.

Презентация "Евгений Родионов - подвиг верности Родине и вере", автор Будкина Елена Сергеевна.

Хореографическая композиция со свечами "Колокол ждет" в исполнении педагогов д/с №10, автор Ходченкова Инесса Юрьевна, музыкальный руководитель. Музыка и слова Л.Агутина, исп. Т.Гвердцители.

Эмоциональные впечатления от рассказов о патриотических, трагических и торжественных событиях, рассказов о чудесах на полях боев из далекой истории и современности, героизме, проявленных воинами, святости их подвигов усиливались музыкально-танцевальными, хореографическими постановками, исполненными детьми из подготовительной группы №6:

Самуйловой Марией, Павловой Дарией, Ковалевой Александрой, Найдёнышевой Софией, Балониной Викторией, Покупателевой Евгенией, Повесма Дианой, Егоровой Варварой, Кузнецовой Анной;

и воспитателями Петровой Светланой Вячеславовной, Васильевой Юлией Самвеловной, Премель Ларисой Геннадьевной, Звягинцевой Натальей Алексеевной, Ручкиной Анной Александровной, Валовой Еленой Александровной, Бычковой Еленой Валерьевной, Чупиной Елизаветой Владимировной.

Все участники семинара награждены грамотами и книгами за педагогическую инициативу в организации и ведении духовно-патриотического поиска.

Статья посвящена рассмотрению различных аспектов духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций.

Духовно-нравственное воспитание в России традиционно способствовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры. Русскому человеку это дает возможность более полного восприятия мира и своего места в нем.

Именно христианские принципы любви, гармонии и красоты в мире, обладают очень эффективными образовательными и воспитательными возможностями. Только на их основе возможно преодоление современного кризиса внутреннего мира человека.

В связи с этим, методологической основой духовно-нравственного воспитания детей должны быть традиции православной культуры и педагогики.

Духовно-нравственный кризис общества невозможно преодолеть без осуществления комплексного культурного влияния на семью.

Семья – это основа формирования системы жизненных ценностей ребенка. Необходимо вернуть семье функцию воспитания, а это возможно лишь при комплексном подходе, а именно при использовании мер духовно-нравственного, социально-культурного, медико-педагогического сопровождения семьи на всех этапах развития. Семья неразрывно связана с национальной культурой. Кризис культуры и кризис семьи имеет одно происхождение – духовное.

Структура процесса формирования духовно-нравственного воспитания приведена ниже (рис.).

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/024e/001251cd-38ef35ae/img5.jpg

Рис. Структура процесса формирования духовно-нравственного воспитания

Академик В.С. Непомнящий, определяя вероисповедание как систему ценностей, сравнил культуры Европы и России по главным праздникам. Он отмечает, что европейская культура имеет Рождественский характер, а культура России – Пасхальный. Если для европейца главное то, что Бог уподобился мне, придя в этот мир в образе человека, и потому нужно научиться любить себя, то для русского человека главное - Воскресение и призыв Бога уподобиться ему, преодолевая свое несовершенство.

Русская культура всегда занимала особенное расположение в ряду других культур. Даже находясь на стыке великих цивилизаций, русская культура всегда имела собственную, не похожую на других судьбу и характер. Стремление к пасхальному идеалу и раскрывает основную особенность русской культуры, ее духовную суть. Культура России направлена на достижение духовного совершенства. Поэтому все значимое и важное в русской культуре обретает духовно-нравственную окраску, проверяется через идеалы любви, правды, жертвенности. Через страдание к Воскресению – такой путь предлагает человеку русская культура.

Только следуя идеалам национальной культуры, воспитание сможет реализовать свою функцию целостного развития личности. Проживание учащимися Пасхальных мотивов совершенно необходимо для постижения ими сути русской культуры, достижения подлинной образованности.

Подлинная культура русского человека рождается из идеи любви, любящего православного сердца – это основа жизненной идеи. Такое понимание русской культуры помогает нам объяснить многие явления в истории мира.

Это помогает нам объяснить, как в России могла сохраняться вера, даже в условиях тяжелого гнета завоевателей-иноверцев: в условиях татарского ига, немецкого засилья при Царском дворе 18 века, и даже в условиях богоборческой власти коммунистов, существует еще множество подобных примеров.

Семейное воспитание зависит от характера национальной культуры, хотя в педагогике со времен Я. А. Коменского сформулирован один из основных принципов культуросообразности. Нарушения этого принципа приводит к разрушительным последствиям для семьи.

Воспитание в пасхальной традиции – это приобретение опыта любви, терпимости, осознание чувства долга. Ведь именно способность любить и прощать – главные из качеств настоящего гражданина и семьянина.

Поэтому так необходимо увлечь детей духом национальной культуры – это важнейшая задача педагогов.

В русской традиции уважение к родителям – условие счастливой, долгой и благополучной жизни. Нельзя допустить, чтобы в семьях дети и родители стали конкурентами. Необходимо духовное единение, именно в этом заключается радость семейной жизни.

Именно поэтому русская культура должна быть центром содержания образования в современной школе, а православие – основанием для духовно-нравственного развития. На этой основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ребенку нельзя навязать духовные ценности, он должен их приобрести в процессе обучения, прочувствовать на собственном опыте, приложить к этому немалые усилия и лишь тогда сформируется полноценная, духовно развитая личность.

Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию и развитию не должны ограничиваться только лишь беседой. Они должны быть интересны обучающимся, а значит разнообразными. Это могут быть факультативные занятия, игры, все виды творческих работ, рукоделие, праздники, экскурсии, просмотр тематических фильмов, чтение поэзии, прослушивание музыки, выставки, постановка театрализованных представлений.

Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся невозможно без совместных усилий образования, государства и семьи. Просто необходимо, чтобы родители были образцом для своих детей, ведь дети усваивают моральные и социальные нормы поведения на основе подражания. Большинству родителей это просто неизвестно. Поэтому необходимо помочь так же и родителям понять, что главным образом в семье должны преобладать нравственные духовные ценности и обычаи, которые передаются из одного поколения в другое, ведь именно родители несут ответственность за воспитание своих детей.

Итак, главные результаты, заключаются в усвоении обучающимися вечных человеческих ценностей, стремлении к добру, уважению традиций своего народа, воспитание чувства патриотизма, приобщение к православной культуре, пониманию своего места в мире, ответственность за свои дела и поступки. Ведь долг педагога способствовать формированию личности ребенка свободной, творческой, с чувством собственного достоинства, духовно и эстетически развитой, с высоконравственной основой. Да, такая личность формируется всю жизни, но закладывается фундамент именно в детстве.

Читайте также: