Поделки из сусального золота

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Декоративное золочение своими руками

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

Используем шаблон для золочения

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

Декоративное золочение - сусальное золочение

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

Декоративное золочение - сусальное золочение

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

Декоративное золочение - сусальное золочение

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

Декоративное золочение - сусальное золочение

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Декоративное золочение - сусальное золочение

Рамка позолочена методом сусального золочения

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Сусальное золочение

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

Золочение пленкой - поталь

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

Золочение пленкой - поталь

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

Золочение пленкой - поталь

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

Золочение пленкой - поталь

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Золотые и серебряные блестки

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

Золотые и серебряные блестки

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Золочение аэрозольной краской

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Золочение аэрозольной краской

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Декоративное золочение своими руками

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Ремонт с помощью золотой пасты

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Сусальное золото – это золото, которое находится в тонкой фольге, его могут использовать для украшения обложек, рамок для картин, книг и даже еды и напитков. Использование сусального золота называется позолотой и для этого процесса нужно несколько специализированных инструментов и материалов, в том числе грунтовка, клей, щетки, ножи мягкие подкладки. Сусальное золото поставляют в листах или рулонах, которое может быть дорогим; много позолотчиков используют искусственное сусальное золото, так как оно дешевле.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 1

Подготовьте предмет, который нужно позолотить, используя малярную ленту для покрытия площади, если вы не хотите золотить и шлифовать остальную поверхность. Используйте ткань для удаления пыли, которая появилась после шлифования.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 2

Заполните предмет грунтовкой, которая предназначена специально для золочения. Если вы не используете грунтовку для золочения, вы должны будете применить базовый слой краски, который называется боле. Вы можете выбрать для применения боле, даже когда он не нужен; некоторые позолотчики предпочитают этот вариант.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 3

Рисунок на позолоченном клею. Это клей, который высохнет до липкого состояния (довольно сухой, но липкий на ощупь) через несколько часов. Затем он будет липким в течение еще нескольких часов, давая вам время для применения сусального золота.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 4

  • После того, как вы положите лист сусального золота на поверхность, подуйте на него, чтобы способствовать достаточно ровному расположению для работы с ним.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 5

  • Снимите лист с покрытия ножом и положите его ровно на позолоченную часть, которую вы очистили пемзой. Разрежьте листы на маленькие кусочки и соберите их ватным тампоном.
  • Нанесите тонкий слой вазелина на тыльную сторону ладони для простого подъема позолоченной части. Прикоснитесь ватным тампоном к вазелину, затем дотроньтесь им к листу. Это поднимет его с бумаги и он останется на ватном тампоне, пока вы не поместите его на предмет, который позолотили.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 6

Мягкая кисть с позолотой приклеит лист полностью и гладко. Это должно выглядеть, будто этот предмет сделан из золота, а не покрыт сусальным золотом.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 7

Ищите места, где сусальное золото не приклеилось и отслоилось. Используйте небольшой кусочек листа, чтобы покрыть это место.

Изображение с названием Apply Gold Leaf Step 8

Вскройте сусальное золото, используя акрил для верхнего слоя. Верхнее покрытие будет защищать лист от повреждений, вызванных прикосновениями, пылью, водой и ультрафиолетовым светом. Вам не нужно вскрывать сусальное золото, которое оценивается в 22 карата или выше.




Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.


Что такое сусальное золото?

Обычно у сусального золота проба 960-тая. Но в XXI веке в ходу оказались различные сплавы, подразумевающие присутствие в составе сусального золота медной, серебряной, цинковой и др. добавки. От ее характера напрямую зависит цвет покрытия – он может варьироваться светло-желтого до красного.

Технология покрытия предметов сусальным золотом



Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

LiveInternetLiveInternet


Технология золочения сусальным золотом

Перед нанесением золотого покрытия вся поверхность, предназначенная для золочения, выравнивается и шлифуется. Затем на нее наклеивается паволока (используется мездровый клей животного происхождения левкас и полимент), а на нее кусочки сусального золота с помощью намагниченной кисти из беличьего хвоста. Далее потребуется вата и специальное оборудование и инструменты, которые разглаживают золотую поверхность до полной однородности. У опытного позолотчика никаких швов и стыков между золотыми листами не видно. Озолоченная поверхность может быть матовой или блестящей — это зависит от вида левкаса. Также ее можно дополнительно украсить эмалью. Долговечны ли такие изделия? Достаточно долговечны — при бережном обращении позолоченные вещи радуют своей красотой десятилетиями.
Несмотря на то, что сусальное золото раскатано в очень тонкие листы, его цена все же много дороже, чем, сусальной меди или серебра. Поэтому иногда применяются имитации сусального золота — потали. Обычно это сплав меди с цинком или алюминия с серебром. Поталь требует иного подхода. Так, после нанесения на поталь нужно наложить защитный лаковый слой, иначе она в скором времени потемнеет. Для наружной отделки поталь не годится, так как имеет малую устойчивость к климатическим условиям. А вот чистому золоту никакие вредные факторы окружающей среды не страшны.

Применение сусального золота

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду — зеркала, вазы, рамы для картин…


Ну и конечно, иконы — это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры — как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии, ведь оно биологически инертно и не создает острые края. Им декорируют пирожные, эксклюзивные торты, хлопья сусального золота можно увидеть даже в элитном шампанском.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают — сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

Автор Озерова Юлия. Дата публикации — 21.12.2010 Перепечатка без активной ссылки запрещена ВЗЯТО ЗДЕСЬ…

Техника иммерсионного золочения



Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.



Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

1.7 / 5 ( 16 голосов )

Поталь

Статьи

Техника декорирования, использующая золочение, сегодня считается достаточно популярной, поэтому поталь – очень распространенный материал, хотя и не каждый о нем слышал. После золочения картины приобретают выразительность и стильность, если художник, конечно же, использует этот прием в меру.

Однако поталь – излюбленный материал не только для художников, но и для мастеров рукоделия, а чаще всего ее используют для украшения изделий из полимерной глины и керамики.

Благодаря тому, что вещество обладает блеском сусального золота, поталь широко применяется при создании эффекта растрескивания (кракелюр), а также для получения оригинальных световых переходов.

Сфера применения потали необычайно широка. Этот художественный материал задействуют не только при написании картин, но и при их реставрации. Золочение применяется в декорировании украшений, предметов мебели, лепнины и керамики.

Несмотря на то, что материал обладает привлекательным и шикарным золотистым оттенком, никаких драгоценных металлов в его составе нет. Именно поэтому процесс золочения никак не ударит по бюджету, если вы решите попробовать придать своему шедевру натуральный блеск благородного металла.

Панно

Ошибочно полагать, что поталь имитирует только золото. С помощью этого материала можно получить блеск серебра или меди. Несмотря на то, что поталь встречается в разных видах, в ее составе присутствуют мельчайшие хлопья металлов (никель, алюминий, медь, сульфид олова).

В зависимости от компонентов, получается вещество золотого, серебряного или медного отлива. Невооруженным глазом отличить качественную поталь от сусального золота очень сложно, поэтому многие думают, что золочение – это украшение изделий или картин драгоценными металлами.

Форма выпуска потали

Материал для золочения выпускается в разных формах, чтобы дать возможность проявить творчество в самых разных техниках и при работе с разными поверхностями.

Инструменты и материалы

Приступать к работе нужно только тогда, когда под рукой имеются все необходимые инструменты или дополнительные материалы.

  • Лампензель. Название инструмента не совсем привычное для простого обывателя. Между тем, это обычная широкая плоская кисть с беличьим ворсом. Ею наносят поталь на изделие. Подходит для работы с листами. Лампензель не похожа на классическую кисть, так как в ней нет привычной ручки. Внешне она напоминает шпатель с веерообразным или прямоугольным ворсом.
  • Колонковая кисть (кисть колонок). Еще один необычный инструмент, отличающийся от кисти для рисования тем, что ее ворс не собирается в тонкий пучок, а расположен веером. Колонковой кистью разглаживают приклеенную к поверхности поталь, чтобы не повредить слой материала.
  • Нож позолотчика. Он необходим для кройки листовой потали. Лезвие ножа может иметь острую и заточенную грань, однако основная его рабочая поверхность – закругленный торец. Листы потали не режутся, а как бы продавливаются.
  • Золотарная подушка. На ней обрабатываются листы потали. Она изготовлена из тонкой замши, а по периметру оснащена специальным экраном, который защищает легкие элементы сусального материала от малейшего движения воздуха. Важно, чтобы лист позолоты полностью мог разместиться на подушке.
  • Агатовые зубки. Они обычно применяются на завершающей стадии золочения. При помощи зубков разной формы можно полировать поверхности со сложным рельефом, где есть мельчайшие выемки и неровности.
  • Печатки. Тонкость листов потали требует от художника определенной сноровки и аккуратности. Для защиты поверхности от следов кожного жира надевают специальные легкие перчатки. Прикасаться к позолоте, независимо от ее вида, не рекомендуется. В хлопковых перчатках художник получает большую свободу действий.
  • Обезжириватель. Все работы начинаются с подготовки поверхности. Ее нужно обработать обезжиривателем, который убирает весь жир и мелкие частички пыли. К такой поверхности поталь хорошо прикрепляется. Обезжиривать поверхность рекомендуется, даже если позолото накладывается на грунт.
  • Грунт для золочения. Грунт выполняет свою прямую функцию. Он применяется в любой декоративной работе и служит для выравнивания поверхностей, а также является основой для лаков, красок и прочих материалов. Различают два вида грунтовки: обычную и клеевую. Если приходится работать с деревянными изделиями, то оптимальным вариантом станет грунт левакс. Но для холстов такая грунтовка вряд ли подойдет, так как слой грунта после высыхания становится хрупким. Живописцы обычно пользуются клеевым грунтом, считающимся многофункциональным и универсальным.

Клеевой грунтовке, вернее, ее выбору, следует уделить особое внимание, так как разные виды клеев предназначены для различных целей.

Мастерская керамиста

Рыбий клей продается в виде гранул. К работе его готовят, разводя паром. Рыбий клей применяют при реставрации картин или скульптур. Клей мордан сделан на основе масла. Его рекомендуют новичкам, так как можно получить прочное и очень качественное покрытие.

Водно-акриловый клей предназначен для работ внутри помещения. Такой грунт абсолютно не подходит для стекла или металла. Зато акриловый клей быстро сохнет. Если процесс высыхания клея на масляной основе может затянуться на несколько суток, то акриловый клей высыхает всего за 20-30 минут.

Для гладких или водоотталкивающих поверхностей используют клей на основе спирта. Если же нужно создать рельеф, то удобно пользоваться клеем-карандашом.

Защитное покрытие золоченой поверхности формируется при помощи лака. Лучше всего для этих целей подходит натуральная смола на спиртовой основе (шеллак). Слой получается прочным и износостойким. Он надежно защищает поверхность от царапин и потертостей. Лак защищает изделие не только от механических повреждений, но и от перепадов влажности или температуры.

Не следует применять лаки на воде, так как они способны окислять поталь.

Красивые визуальные эффекты получаются при нанесении специального воска или битумного лака. Особенно эффектно смотрятся темные пятна оригинальной фактуры, подчеркивающие естественное старение фамильной ценности.

Популярные техники работы с поталью

Свод правил и пошаговый алгоритм для золочения изделий называют техникой.

Картина

Существует множество разных техник, причем для одного вида потали есть несколько методов ее нанесения.

Сегодня даже начинающий художник не испытывает информационного дефицита, так как в сети интернет можно найти записи мастер-классов по разным тематикам.

Приведем примеры наиболее популярных техник, в которых используются различные виды потали.

  • Техника растяжки. Она подходит для потали в хлопьях, так как художник получает возможность формировать или корректировать сусальный слой уже на самой поверхности. Известные всем кракелюры выполняются именно техникой растяжки.
  • Техника нанесения листа. Это достаточно простой вид золочения, который применяется для декорирования поверхности большой площади. Листы потали приклеиваются к подготовленной поверхности различными способами.
  • Создание фактуры. Поталь накладывается на поверхность, а поверх нее ставится штамп. Остатки материала убираются, и сусальное покрытие остается только во впадинах, оставленных штампом.
  • Заливка эпоксидной смолой. У смолы очень много положительных качеств, которые позволяют применять ее в разных техниках декорирования. Если хлопья потали залить слоем смолы или использовать послойную заливку, то можно получить красивый объемный перелив.
  • Смешанная техника. В данной технике порошок или хлопья потали смешивают с краской, а затем наносят на изделие.

Основные этапы золочения изделий

Процесс золочения не только сложен, но и увлекателен. Благодаря тому, что поталь, в каком бы виде они ни использовалась, дает красивые переливы, многие начинающие художники мечтают как можно быстрее преступить к работе, не познакомившись с элементарными вводными.

Между тем, последовательность этапов играет определяющую роль, и испортить результат многочасового труда очень легко.

В процессе золочения необходимо проявлять аккуратность и внимательность. Спешка здесь исключена, так как каждый нанесенный на поверхность слой материала должен хорошо высохнуть.

Если с поверхности необходимо удалить излишки, то это делают мягкой салфеткой, причем, чем раньше, тем лучше.

Часы с поталью

На этапе подготовки собирают все необходимые инструменты и материалы. Поталь, как правило, продается в готовом к применению виде. Остается только провести некоторые работы с поверхностью. Ее очищают от пыли, обезжиривают, после чего наносят грунтовку.

Важно полностью просушить грунт, так как в противном случае он будет сходить вместе с поталью во время работы.

Следующий этап – нанесение клея. Клеем покрывают поверхность только после того, как грунт полностью засохнет. Что касается данного этапа, то здесь временных норм быть не может.

Разные виды клеев отличаются разным временем застывания, поэтому нужно внимательно прочитать инструкцию от производителя и не пользоваться материалами, фасованными третьими лицами.

Этап нанесения потали все без исключения считают важнейшим. Если вы работаете с листовым материалом или с хлопьями, то необходимо частички потали подцепить лампензелем и положить их на поверхность так, чтобы они ложились друг на друга внахлест.

На данном этапе главное – точность и выверенность движений, так как переместить частички вы уже не сможете. Если попытаетесь подкорректировать положение листков, то они могут деформироваться. Разглаживается поталь по поверхности мягкой тканью, но лучше для этих целей использовать колонковую кисть.

Большие порции хлопьев должны наноситься на поверхность ровным слоем. Впоследствии хлопья придавливаются ватным тампоном. Излишки можно удалить при помощи обычной кисточки. На поверхности могут остаться пробелы, куда не попали хлопья потали. Это вполне обычное явление.

Закрыть эти пробелы можно небольшими порциями, переместив их при помощи веерообразной кисточки.

Керамическое изделие

Если в качестве грунта использован левкас (смесь мела и рыбьего клея), то поверхность можно полировать. После такой процедуры она станет более гладкой и блестящей. Полировку начинают от угла, двигаясь по диагонали и охватывая все большую площадь. Выбирают мягкую ткань, не оставляющую ворса. Она заглаживает все швы и неровности.

В подавляющем большинстве случаев поверхности после золочения обрабатывают лаком. Он придает дополнительный блеск, а также защищает слой потали. Лак наносится в два слоя, причем если первый слой наносился в одну сторону, то второй необходимо нанести в противоположную сторону.

Важно внимательно просмотреть результат своей работы, чтобы не осталось непокрытых лаком участков.

Пример золочения картины

Интерьерная картина предназначена для декорирования жилого помещения. Она может быть различной тематики, причем в каждой из них найдется место такому приему, как золочение.

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Холст (желательно, чтобы он был загрунтован и натянут на подрамник);
  • Акриловые краски;
  • Мастихин;
  • Кисти;
  • Текстурная паста;
  • Поталь листовая;
  • Перчатки;
  • Мягкая материя;
  • Клей;
  • Лак.

Базовые цвета интерьера комнаты диктуют перечень цветов в палитре.

Золотая поталь

Таким образом, художник пишет картину под конкретный интерьер. Необходимо продумать не только тона, но и место, где будет висеть будущая работа.

Подробно описывать процесс рисования изображения нет необходимости, так как основное внимание сейчас уделено процессу золочения. Такой тип декора отлично подойдет для натюрмортов, пейзажей и даже абстракций. По содержимому ограничений никаких нет, так как все зависит от фантазии художника.

Текстурная паста служит для придания изображению объема.

Необходимо обладать определенным навыком, чтобы работать с таким материалом.

Ее предварительно смешивают с нужной краской и наносят на холст кистью. К золочению можно приступать только тогда, когда высохнет весь красочный слой. На те участки, на которые планируется нанести поталь, сначала наносится слой клея. Более детальная информация о времени выдержки и о толщине слоя должна быть указана в инструкции по применению.

Поталь переносится на холст очень осторожно, а затем она разглаживается при помощи специальной кисточки. Излишки позолота нужно убрать. Картину можно доработать, если в этом есть необходимость. После всех манипуляций работа покрывается бесцветным лаком.

Читайте также: