Поделки из рогов лося

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Home Трофеи и чучела

Рога добытых на охоте копытных являются охотничьими трофеями. Их оформляют согласно предъявляемым на конкурсах и выставках требованиям. Красивые, но не достигшие выставочной кондиции рога, часто оформляют для украшения домашнего интерьера.

Найденные рога и черепа также могут послужить хорошим украшением. Особо крупные экземпляры, хотя и не являются охотничьим трофеем, могут демонстрироваться на выставках вне конкурса. Сброшенные рога, если они парные, могут заменить небольшие или испорченные, при изготовлении чучела.

Из целых неповрежденных сброшенных рогов оленей и лосей делают люстры и настенные вешалки (рис. 22), а иногда даже и мебель, хотя она редко получается красивой.

Сначала рог необходимо очистить. Практически всегда бороздки рога забиты грязью и смолой хвойных деревьев. Забившуюся в бороздки смолу размягчают скипидаром, вычищают деревянными палочками, щеткой (не металлической) и окончательно протирают бороздки тряпкой.

Если рог потерял первоначальный цвет, его обрабатывают морилкой или раствором перманганата калия (марганцовкой) до получения окраски нужной интенсивности. Кончики и выступающие части рельефа (гребни и "жемчужины") должны быть светлыми, поэтому после покраски их поверхности слегка зачищают мелкой наждачной бумагой.

Изделия из рогов в домашнем интерьере

Изделия из рогов в домашнем интерьере

Два перекрещенных рога в изделии скрепляют между собой шурупами или болтами (рис. 23 А), а также деревянными шпильками (рис. 23 Б) или металлическим стержнем с винтовой нарезкой с обоих концов. Лучше применять скрытые крепления. Для этого в месте соединения в обоих рогах просверливают несквозные отверстия, соответствующие меньшему диаметру винта или шурупа. Олений рог - весьма прочный и вязкий материал, и вворачивать в него шурупы очень трудно. Для соединения винтовым стержнем в рогах, как в металле, нарезают метчиком резьбу. Если форма отростков такова, что вращать их относительно друг друга для свинчивания невозможно, делают полускрытое соединение, вворачивая шуруп или болт со стороны, которая на готовом изделии не будет видна (рис. 23 А).

Способы соединения рогов

Вешалки из оленьих рогов делают, прикрепляя их в двух-трех местах к простой струганной или художественно оформленной доске или просто к стене. Соединение применяют такое же, как при скреплении двух рогов.

Из лосиного рога можно сделать настенное украшение в виде деревянного профиля головы животного (рис. 24). Чтобы он не отломился вместе с куском дерева, с задней стороны доски, поперек древесных волокон привинчивают металлическую пластину. Два длинных шурупа ввинчивают сквозь металл и дерево в основание рога.

Сильно поврежденные, некрасивой формы или маленькие рога служат материалом для изготовления бытовых предметов: вешалок, дверных и мебельных ручек, карандашниц, подсвечников, тростей (Ро-скопф, 1977), рукояток инструментов, столовых приборов и т.п. (рис. 25-28). Распиливают рог слесарной ножовкой или столярной пилой с мелким зубом, а для дальнейшей обработки используют напильники, наждачную бумагу, точило, слесарные и столярные сверла, фрезы. Перед распиловкой на части главное - правильно определить места основных разрезов. Острые края и заусенцы на срезах обрабатывают напильником или на точиле и шлифуют наждачной бумагой.

Деревянный резной профиль головы лося с настоящим рогом

Изделия из рогов: бра, кресло, вешалка

Рукоятки инструментов и столовых приборов делают целиком из кусков рога или применяют накладки из него, на плоское полотно рукояток. В цельных кусках, хвостовики инструментов укрепляют эпоксидным клеем или на резьбе. Рукоять трости укрепляется на длинной металлической нарезанной или насеченной шпильке эпоксидным клеем.

Охотничьи ножи, столовые приборы с рукоятками из рога, брелок для ключей

Изготовление тростей с ручками из рога

1 - клей; 2 - кольцо из цветного металла; 3 - крепежная шпилька; 4 - клин; 5 - резиновый наконечник; 6 - металлический наконечник

Декоративные изделия из рога

Если внутри куска рога необходимо сделать большое углубление, а возможности воспользоваться фрезой нет, тогда заготовку зажимают в тиски (с прокладками из мягкого дерева, чтобы не повредить поверхность) и высверливают несколько отверстий нужной глубины. Перегородки между отверстиями сбивают долотом и выравнивают внутреннюю поверхность напильником.

Рог имеет пористую сердцевину, и жидкость, налитая в сделанные из него стаканчики или вазочку, может просачиваться сквозь дно. Не следует заливать дно эпоксидной смолой, если изделие будет контактировать с пищевыми продуктами. Можно применять только те клеи и полимеры, которые, согласно прилагаемым инструкциям, пригодны для столовой посуды. Сердцевину рога лучше пропитать воском или парафином. Для этого готовый стаканчик из рога нагревают над электроплиткой или горячей сковородой и постепенно заливают в него расплавленный воск, пока он не перестанет впитываться в дно. После остывания излишки воска удаляют, внутреннюю поверхность слегка шлифуют наждачной бумагой и полируют грубой тканью. В такой стаканчик нельзя наливать горячую жидкость.

Обрезки рогов могут послужить материалом для мелких изделий. Из коротких кусочков продольных спилов и тонких поперечных спилов делают пуговицы и броши, из длинных можно склеить рамку для фотографии. Плоская тонкая пластина про-дольного спила - почти готовый нож для разрезания бумаги.

Чехлы рогов полорогих используются для изготовления бытовых изделий значительно реже. Из рога козла или барана, вычистив его изнутри и оправив в металл, делают декоративные сосуды для вина. Рог сайгака, если вклеить в него кусок дерева или заполнить шпаклевкой из эпоксидной смолы и мелких опилок, идет на изготовление рукояток для ножей.

До рассвета еще много времени. Сергей тихо, крадучись, чтобы никого не разбудить, вышел из дома. На улице темень. Июльские звезды чуть п…

Несколько лет назад вблизи пос. Чула я “на вабу” нашел логово волков. Поздно вечером с братом приехали на служебном “газике”. Так по обе…

Все, что подсмотрели в лесу в тихий весенний вечер отец и сын, походило на сказку, на чудесный весенний сон. Они сидели на мягкой подсти…


Сырье для изготовления изделий из кости и рога является отходами мясной промышленности и зачастую его можно приобрести почти без затрат. Вместе с тем, возможно изготовление очень многих изделий: шкатулок, гребней, пуговиц, брелоков, стаканов, ножей для бумаги, пряжек, трубок для курения, мундштуков, табакерок, статуэток, украшений и т. п.
Материал для художественной обработки должен подбираться тщательнейшим образом, т. к. все виды кости и рога подвержены разрушению и деформации — растрескиванию, расслаиванию, короблению. Влажность и температура очень влияют на сохранность и качество.

Технология изготовления изделий из кости-подготовка материала

Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.

Предварительная обработка

  • Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов.
    Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
  • Шлифование необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
  • Отбеливание производится для устранения различных дефектов: желтизны, пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полного обезжиривания.

Полировка изделий

Окрашивание изделий из кости и рога

  • Окрашивать можно все сорта кости, предварительно обезжирив их спиртом или пергидролем. Все виды крашения, кроме глубинного, производятся после полирования.
  • Тонировку можно производить с помощью графита, втирая порошок марлевым тампоном в изделие (подходит только для резных изделий). Со всех выпуклых мест изделия порошок удаляется. Тонировать кость можно акварельными красками, для чего ее опускают на 4- 5 минут в насыщенный раствор краски.
  • Поверхностное окрашивание можно производить с помощью естественных, природных красителей, для чего обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя (чай, луковая шелуха и т. д.). Для окрашивания кости пригодны анилиновые красители (для шерсти). Изделия после окрашивания промываются холодной проточной водой, а затем сушатся при комнатной температуре. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.
  • Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой (на 2-3 л воды 30 г соды) в эмалированной посуде. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5-7 ч. Затем кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках. Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красящий раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Используются химические реагенты: раствор медного купороса с аммиаком, хромит хлористый кобальт и др.

Оборудование для резьбы по кости и рогу

  • Для больших объемов производства необходимо приобрести круглопильный станок с различными режущими дисками, обдирочный (опиловочный) станок для выполнения черновой обработки заготовок кости, шлифовальный, сверлильный, токарный, фрезерно-копировальный станки, для работы с рогом понадобятся муфельная печь, пресс и некоторая другая оснастка.
    Для художественной обработки кости и выполнения некоторых вспомогательных операций потребуется бормашина (медицинская), механический лобзик для ажурного выпиливания и контуров изделий, для предания изделию окончательного блеска — полировальный станок.

Инструменты для резьбы по кости и рогу


  • Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для данной цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Специфический инструмент, применяемый только при обработке кости, рога и китового уса, изготовляется самими резчиками.
  • Нож с широким лезвием, стамески — одни из самых необходимых инструментов для резьбы по кости и рогу.
  • Терпуг – тяжелый напильник с крупной односторонней насечкой зуба понадобится при обдирке заготовки. Его устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента. Режущим моментом является движение вниз.


Существует множество материалов для изготовления рукояти ножа. Из какого сырья лучше сделать изделие, подсказывают пользователи ножей. Нож с рукояткой из рога, считается практичным и удобным. Есть свои трудности при обработке материала, но оно того стоит. Рог довольно благородный материал с множеством преимуществ.

Преимущества ручки ножа из рога

Для того, чтобы полностью оценить преимущества ножа из рога животного, необходимо уметь сделать правильный выбор исходного материала. Учитывается как были скинуты рога. Если процесс произошёл естественным образом, то материал будет отличаться рыхлой и губчатой структурой.

Важно, какая часть рога досталась мастеру. Специалисты рекомендуют для использования только верхнюю часть.

В таком случае структура рукояти будет максимально прочной. Также играет роль возраст животного. Рога молодых особей отличаются хорошей прочностью, но они активно впитывают влагу. Рукоять из рога животного имеет чёткие преимущества:

Независимо от температуры окружающей среды, материал всегда сохраняет оптимальную температуру.

Имеют приятную структуру на ощупь.

Очень красивая природная фактура изделия.

В руке изделие не скользит, даже если вода попадёт на рукоять.

Какие рога используются для рукоятки

Рукоять

Для получения качественного результата, необходимо иметь представление о рогах различных животных. Возраст и вид четвероногого можно определить по состоянию его головного убора. Немалое значение имеет, как изделие попало в руки мастера.

Был ли зверь убит охотником или хищником. Возможно, млекопитающее само скинуло их. Также не исключён вариант заболевания животного. Все эти моменты сказываются на конечном качестве рога. Если используются рога с пористой структурой, то им будет необходима дополнительная обработка.

Придётся применять покрытие специальными составами, для предотвращения впитывания влаги и пыли. Существует негласный рейтинг качества и прочности костных структур животных:

  1. Моржовый клык.
  2. Рог лося, добытый охотником.
  3. Спиленный олений.
  4. Сброшенный лосём.
  5. Сброшенный олений.
  6. Коровий, козий и прочие.

Верхняя часть рога имеет больший возраст и имеет более плотную структуру. По этой причине чаще выбирают именно эту часть.

Рукоятка для ножа из рога оленя

Материал хорошо поддаётся нанесению художественных миниатюр и окрашиванию. Из этого сырья можно изготовить и ножны. Для предотвращения временного деформирования, рога необходимо вылежать. Данный материал не исключение.

Состав гора оленя прост: губчатая часть внутри, сама кость и надкостница. Обрабатывая сырьё необходимо прибегнуть к помощи респиратора. При шлифовании рога, присутствует неприятный запах. Самым лучшим оленьим рогом считается – животного замбара, родом из Индии.

В погоне за материалом, браконьеры уничтожают множество особей этого прекрасного млекопитающего. Восточноевропейские особи имеют более ценный материал на голове, чем из Средней и Западной Европе. Для приобретения более качественного рога, животных подкармливают минеральными веществами.

domhunt-посты

Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2—3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.

как обработать рога

Как обработать рога?

Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.

Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.

как обработать рога

При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10×15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.

Рога животных в интерьере

Доставшиеся нам трофеи украшали животных. Об этом надо помнить прежде всего при обработке сброшенных рогов. Они всегда должны занимать в наших композициях какое-то особое положение. Так, из них хорошо смотрятся вешалки для оружия, охотничьи инструменты, подставки для цветочных горшков, ручки для шкафов, рукоятки охотничьих ножей, пуговицы, пряжки, подсвечники, люстры и лампы любого вида. Плохо, если рога, даже сброшенные, используют в качестве вешалок для одежды или ножек для мебели. Не рекомендуется также использовать роговину для декораций, так как она производит подавляющее впечатление.

Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий — это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.

Читайте также: